Пресс-конференция Исаака Калины
26 декабря состоялась пресс-конференция Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования города Москвы Исаака Иосифовича Калины на тему: "Качество, доступное всем". О ходе реализации Государственной программы "Развитие образования г. Москвы" на 2012-2016гг. ("Столичное образование"). (Часть I).

26 декабря состоялась пресс-конференция Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования города Москвы Исаака Иосифовича Калины на тему: \"Качество, доступное всем\". О ходе реализации Государственной программы \"Развитие образования г. Москвы\" на 2012-2016гг. (\"Столичное образование\").
Стенограмма
ВЕДУЩИЙ
Добрый день!
Мы начинаем нашу работу. Спасибо, что вы откликнулись на наше приглашение и пришли на сегодняшнюю пресс-конференцию министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования города Москвы Калины Исаака Иосифовича. Тема нашей пресс-конференции \"Качество доступное всем\". О ходе реализации государственной программы \"Развитие образования г. Москвы\" на 2012-2016 гг. \"Столичное образование\".
В работе пресс-конференции принимают участие: Каганов Вениамин Шаевич, первый заместитель руководителя Департамента образования; Ященко Иван Валерьевич, директор Центра педагогического мастерства, координатор проведения Всероссийской Олимпиады школьников; Стрельцов Владимир Николаевич, директор школы № 1858 ЮВАО; Мироненко Юрий Дмитриевич, директор технологического колледжа № 14; Смирнова Татьяна Владимировна, директор лицея № 1564.
Коллеги, мы сегодня проводим пресс-конференцию по теме \"Развитие образования города Москвы\", и, пожалуйста, все ваши вопросы в рамках данной темы. Спасибо.
Исаак Иосифович, Вам слово.
И.И. КАЛИНА
Спасибо большое.
Добрый день, уважаемые коллеги.
Я попрошу, наверное, небольшую презентацию, которую просто откомментирую, с теми цифрами, данными, которые, мы считаем, в какой-то мере характеризуют то, что происходит в системе образования города Москвы. И, наверное, то, что можно в какой-то мере назвать результатами.
Уважаемые коллеги, я думаю, мы все понимаем, что результаты сами по себе не появляются. Для того чтобы были результаты, нужна четкая постановка задачи. Нужен четкий, объективный, не допускающий возможности фальсифицирования мониторинг продвижения в решении этой задачи. Нужно, конечно, создание необходимых условий для работы тем людям, которые эти задачи решают. Нужна, конечно, мотивация этих людей. Ну, иногда и стимулирование. Поэтому я начну с того, что можно назвать улучшением условий труда и повышения статуса наших основных работников, педагогов детских садов и учителей школ.
Конечно же, мы должны доложить по заработной плате. И вы видите на таблице, которая перед вами, что заработная плата за это время выросла. И при этом должен сказать, что если средняя заработная плата воспитателей дошкольных отделений пока, к сожалению, меньше 40 тысяч, но средняя заработная плата воспитателя дошкольных отделений за ноябрь месяц была ужен 43,9 тысячи рублей. Мы очень надеемся, что в 2012 году уровень заработной платы педагогов дошкольных отделений будет именно на цифре, которая достигнута в ноябре, то есть более 43 тысяч. Это очень серьезное продвижение, очень серьезная задача.
У учителей зарплата сейчас, я бы сказал так, стабилизировалась в 2012-м году, точнее в новом полугодии учебного года. И она сегодня в среднем по городу составляет более 57 тысяч рублей.
Понятно, что не только заработная плата важна для наших педагогов, им очень важно иметь современные эффективные способы работы, которые сегодня просто невозможны без хорошего компьютерного оснащения наших учреждений. Поэтому и в 2011-м и в 2012-м годах была достаточно серьезная поставка компьютерного оборудования. Главное, что в 2012-м году мы завершили обеспечение всех учителей общеобразовательных школ персональными ноутбуками. И была достаточно большая, вы видите, поставка компьютерных классов в школы города.
Чтосделано для семей? Понятно, что всё, что я говорил вначале, это тоже для московских семей. Потому что хорошо оплачиваемый учитель, работающий с современным оборудованием, это гораздо большая гарантия качества, чем без этих условий. Но, тем не менее, у родителей есть и свои потребности, главная из которых - это поступление в первый класс детей в соответствие с желаниями родителей.
Вы знаете, что второй год действует электронная запись в первые классы. И мы попросили, нам вывели на сегодняшний день сравнение с 2011-м годом. Я просил бы обратить, наверное, внимание на самую важную для нас цифру, это что почти 60% семей, которые подали заявки на поступление в первый класс, подают их в школу, которая закреплена за тем микрорайоном, в котором они проживают. Думаю, что цифра была бы гораздо больше, но, к сожалению, у многих московских семей адрес регистрации не совпадает с адресом фактического проживания. И из-за этой, скажем, недоработки родителей, они регистрируются и хотят попасть в школу по месту фактического проживания. И, собственно, мы видим из заявлений, которые пишут по допспискам в школе, что одной из основных причин является, что фактическое проживание не совпадает с микрорайоном, в котором люди зарегистрированы. Но, всё равно, по сравнению с прошлым годом доля тех, кто четко идет в школу, которая закреплена за его домом, стала гораздо больше.
При этом вы видите, что уже более 18 тысяч ребят зачислены в первые классы. И с учетом того, что люди подали заявки в школы микрорайона, это зачисление будет продолжаться без всяких проблем, люди будут зачислены.
Что касается тех, кто пойдет в школы по дополнительным спискам. Я сразу хочу оговориться, что в соответствие с федеральным, подчеркиваю, порядком, который мы изменить не можем, зачисление этих ребят мы имеем право начать только с 1 августа. И понятно, что в первую очередь будут зачислены те, у кого фактическое место проживания попадает в микрорайон этой школы. Ну, сегодня есть много способов подтвердить фактическое проживание. И я думаю, что семьи спокойно, правда, 1 августа, а не в декабре, и не в январе, станут учениками той школы, рядом с которой живут.
Наверное, самое трудное измерение - это измерение качества общего образования. Понятно, что у каждой семьи есть свои оценки качества образования. Но существует и сегодня, к счастью, становится всё более и более объективной система внешней оценки. Одним из главных инструментов которой, я подчеркиваю, только одним из, является единый государственный экзамен. Мы сравнили результаты единого государственного экзамена школьников Москвы за 2010, 2011, 2012 годы. Они представлены в таблице. И, по-моему, говорят сами за себя, что направление движения этих результатов абсолютно позитивное. И мы надеемся, что оно продолжится и в наступающем году.
Кроме того, есть ещё результаты, которые выходят за рамки единого государственного экзамена.Это, конечно, результаты участия московских школьников во Всероссийской и Международной Олимпиаде. Вы знаете, многие, кто с нами не в первый раз встречается, что в конце 2010 года было принято решение, собственно, и оно полностью основано на Законе об образовании, что каждая школа Москвы обязана обеспечить своим ученикам возможность участия во Всероссийской Олимпиаде на первом школьном туре. И сегодня это условие выполняют все московские школы. И это обеспечило, на наш взгляд, не только массовость, но это обеспечило новые результаты. Наверное, главным новым результатом является то, что если в 2010-м году победителями-призерами заключительного, то есть уже федерального этапа Всероссийской Олимпиады были ученики из 74 школ города Москвы, то в 2012-м это уже были представители 126 школ. И это придает уверенности, что при правильных мотивах педагогическим коллективам гораздо большее количество педколлективов способно предоставить нашим ученикам возможность не только подготовиться к ЕГЭ и показать высокие результаты, но и заинтересоваться предметами, изучать их углубленно, и показывать результаты, достойные заключительного этапа Всероссийской Олимпиады. И мы видим рост этих результатов.
Понятно, что система живет не только учебными результатами. Для нас крайне важно и то, что традиционно называется воспитательной работой. Я думаю, что мы можем говорить о некоем формировании отношения наших учеников к миру, в котором они живут, к себе в этом мире. И если это отношение формируется на позитивной основе, то, соответственно, гораздо меньше проявлений того, что называется асоциальное поведение.
И мы рады высоким результатам ребят на ЕГЭ и в Олимпиадах, и ещё больше, откровенно говорю, рады тому, что всё меньше и меньше школьников Москвы становятся участниками не нужных им и крайне опасных для общества ситуаций, что их поведение всё больше соответствует культуре, принятой в нашем обществе. И поэтому есть таблица, которая показывает, что количество таких правонарушений, а это оценка не внутренняя, не школы, это оценка органов внутренних дел, позитивную динамику. При этом мы не стали это в таблицу показывать. Никого из коллег других регионов обижать не хочется. Но, я должен сказать, что у нас есть и таблица, в которой есть сравнение вот таких асоциальных проявлений московских школьников и других субъектов Федерации. Я должен сказать, что в Центральном Федеральном округе, а это для нас самый показательный округ, Москва имеет самые низкие показатели. Они намного ниже средних показателей асоциального поведения по Центральному Федеральному округу.
Поэтому я думаю, что мы должны всячески поддерживать эти изменения в поведении наших учеников. И система образования для этого может сделать очень и очень много. Для этого нужно просто, чтобы каждый школьник, каждый ребенок, каждая семья была предметом искреннего интереса педагогических наших коллективов. Надеюсь, что об этом более подробно расскажут присутствующие сегодня директора.
Задач на 2013-й год конечно очень много. Но я бы, наверное, выделил из них 3 основные. Всё более и более становится понятным в городе, что массовое какое-либо перемещение детей для учебы из одного микрорайона в другой вещь достаточно сложная, даже, к сожалению, очень опасная. И Примеров этого, к великому нашему горю, очень много. Поэтому наша задача - это продолжение работы по созданию в каждом микрорайоне города максимально широкого комплекса образовательных услуг, адекватных образовательным потребностям жителей микрорайона. Люди, живущие в одном микрорайоне, не должны быть вынуждены искать для своих детей что-то далеко за пределами микрорайона, особенно когда это дети начальной школы. Другое дело, когда это дети после 9-го класса. Или выбрали уже определенные профессиональные учреждения. Понятно, что профессиональные учреждения нереально создать в каждом микрорайоне по каждой специальности. Это могут быть и профильные наши учреждения, типа химического лицея. Понятно, что его тоже не может быть в каждом микрорайоне. Особенно начальная школа. Общеобразовательные программы должны быть представлены в каждом микрорайоне на качественном уровне. И для этого сегодня есть условия.
Конечно же, вторая задача после огромнейшего вливания, которое сделал город в оснащение современными технологиями, это, конечно, повышение качества, дальнейшее, я подчеркиваю, дальнейшее повышение качества образования посредством использования новых технологий.
И, конечно же, это задача увеличения доли учреждений, обеспечивающих обучение подростков на углубленном и профильном уровне. Понятно, что примерно где-то к классу седьмому, восьмому у детей уже начинают проявляться те виды одаренности, которые в них есть. И предоставить адекватно этим видам одаренности возможности их реализации или изучение предметов на углубленном уровне, на профильном уровне. И, конечно, количество учреждений, качественно реализующих такие программы, должно быть достаточным. Потому что одаренных детей, слава Богу, в Москве очень много. У них очень разные виды одаренности. И не потерять ни одного такого подростка - это задача, наверное, одна из важнейших задач системы образования.
Уважаемые коллеги, я как бы воспользовался правом первого выступающего, наверное, злоупотребил даже несколько, а не воспользовался, постарался сказать о тех результатах, которые сегодня мы можем предъявить, как результаты работы системы образования. Спасибо.
ВЕДУЩИЙ
Коллеги, мы тогда переходим к вопросам. Пожалуйста.
Н. ПОКРОВСКАЯ - \"Московская правда\"
Исаак Иосифович, у меня вопрос по поводу объединения учебных заведений в комплексы. Очень многих сейчас это беспокоит и родителей тоже. Просто не все понимают, каким образом будет в дальнейшем создаваться педагогический коллектив, скажем, если происходит не присоединение более слабой школы к сильной, а слияние двух сильных школ, плюс детские сады в большой образовательный комплекс. Сейчас родителей из школ, которые тоже сильные, но вынуждены объединяться, это очень волнует. Спасибо.
И.И. КАЛИНА
Я могу ответить только две вещи, что вынужденных присоединяться, или объединяться, или сливаться не существует. И для того, чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на сайте департамента. Я я надеюсь, что, идя на пресс-конференцию с Департаментом образования, все глянули на сайт Департамента образования, там есть очень подробная информация о порядке, о ситуации сегодня с процессом, который вы называете объединением. И там точные все ответы даны. Более того, к сожалению, мы вынуждены сегодня продолжать возвращать заявки образовательных учреждений, и на сайте информация об этом тоже имеется, на объединение. По причинам, которые нам кажутся очень важными. Ну, например, подают заявки на объединение, условно говоря, детский сад и школа, расположенные по разные стороны достаточно оживленной какой-то трассы городской. Мы считаем, что это большая опасность, ошибка, и возвращаем такие материалы.
Поэтому о порядке я бы мог очень подробно рассказывать, но он есть на сайте департамента, и тратить время коллег я не считаю для себя возможным.
А о том, что и как ведут себя педагоги, педагогические коллективы, то, наверное, гораздо лучше меня ответили бы директора школ, которые это проходили, проходят, будут проходить.
В.Н. СТРЕЛЬЦОВ
Я директор школы, комплекса, который не сейчас был создан. Он был создан 15 лет тому назад. Он был создан по востребованности родителей того микрорайона, в котором мы живем, это микрорайон \"Капотня\", если вы знаете, где Московский нефтеперерабатывающий завод.
Впервые к нам захотели присоединиться родители другой школы. Почему? У нас были профильные классы, сориентированные на Государственную академию нефти и газа им. Губкина. И они тогда заинтересовались этим. Это первая ступенька, которая произошла тогда.
А рядом находился - у нас, вообще, в микрорайоне 7 детских садов - находился детский сад. И чтобы снять стрессовую ситуацию, и чтобы можно было воспользоваться, в том числе, и помещениями школы, родители решили обратиться к нам, чтобы войти в наш состав. Вот так вошел первый детский сад, а потом второй, третий детский сад. Уже 15 лет мы вместе существуем.
Ещё раз хочу сказать, что это всё шло изнутри, неспешно. Мы не сразу переводили классы, объединение всё это делалось. Но учительский состав, те коллеги, которые были востребованы в той школе, они фактически стали востребованы и у нас. То есть вот этой ломки или волнений, или каких-то тревог не стало. Была выработана программа от воспитанника детского сада до выпускника школы, и дальнейшее уже поступление в высшее учебное заведение. Мы работали не только с Государственным университетом нефти и газа им. Губкина, но и с другими высшими учебными заведениями. Всё это в очень замкнутом районе, понимаете, у нас очень мало выездов, как у нас жители говорят, в Москву. Это создало такие хорошие предпосылки для создания. 15 лет действует, работает, чувствует себя, живет единым таким целым, одной большой общей семьей.
ВЕДУЩИЙ
Кто-то ещё хочет добавить из президиума по этой теме? Да, пожалуйста.
Т.В. СМИРНОВА
Реорганизация учреждения, которое я имею честь возглавлять, лицей 1564, произошла в этом году путем слияния лицея, средней общеобразовательной школы и двух детских садов. И сейчас полгода, как мы проживаем в этой ситуации реорганизации, уже реорганизованного учреждения. Конечно же, на первое место выходит работа по выстраиванию нового педагогического коллектива. Но, я согласна с коллегой, что ломки у нас никакой нет у учителей. И те программы, которые реализует каждое методическое объединение, они продолжают реализовывать.
Но что существенно прибавилось, и что, я могу сказать, пришло в нашу общую копилку нашего педагогического опыта, это те уже совместные мероприятия, которые мы на сегодняшний день провели. Воспитатели дошкольных групп и учителя начальной школы. Уже разработана совместная образовательная программа для развития дошкольной ступени и преемственности между дошкольной ступенью и начальной школой. Методические объединения, соответственно, учителей математики и русского языка, разработали на сегодняшний день интересные, замечательные проекты. Некий такой промежуточный этап. Ребята показывают, каков результат этой деятельности.
Я считаю, что в результате нашей реорганизации произошло обогащение педагогических коллективов, востребованы коллективы все - и дошкольников, и начальной школы, и средней, и старшей школы. Это огромный плюс реорганизации - взаимное обогащение.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо.
Исаак Иосифович, будут вопросы из зала. И поскольку вы посещаете наш пресс-центр, всегда москвичи направляют нам вопросы. Мы посмотрели, наиболее популярным был такой вопрос. По инициативе мэра Москвы ваш департамент в летний период провел огромную работу по благоустройству территорий школьных, площадки и так далее. Всем, конечно, это понравилось, это здорово. Но, как говорится, хочется больше и лучше. И вопрос так ещё звучит, а новые территории тоже будут также благоустроены, уже благоустроены школы, которые там находятся? Присоединенные. Спасибо.
И.И. КАЛИНА
Коллеги, в самом деле, за два последних года Правительство Москвы по инициативе мэра Москвы выделило на создание благоустроенных школьных территорий деньги, которые, по-моему, за 10 лет предыдущих не было выделено. И удалось во многих образовательных учреждениях, школах и детских садах, я бы сказал так, сделать территорию педагогически грамотной. Потому что я уверен, что если наш ученик входит на территорию, которую никак нельзя назвать культурной, то у него сразу от калитки должно начаться некое неверие в то, что всё остальное в школе это и есть формирование культуры. Поэтому работа была проведена большая.
Дальше мы увидели, что абсолютно аналогичную работу проводят префектуры и управы на территории дворов, на территориях прилегающих к нашим школам. Поэтому в этом году с согласия всех префектов было принято решение о том, что префектуры, скорее всего в лице управ, берут на себя не только благоустройство территории рядом со школой, но что это становится единой программой благоустройства и дворовых, и школьных территорий. Тем более, что также по инициативе мэра уже почти полтора года назад было принято решение о том, что дворы школ во время, свободное от организованных занятий учащихся, открыты для прогулок, посещения, отдыха жителей микрорайона. И было логичным, что если наша площадка спортивная, если наша территория работает на всех жителей микрорайона, то местная власть в лице префектур, управ взяла с 2013 года на себя это благоустройство.
Поэтому я думаю, что деньги на это в бюджетах префектур заложены. И я думаю, что и префектура ТиНАО, нового округа, точно также, получив деньги на эти работы вместе с благоустройством дворовых территорий, учтет и благоустройство территорий школьных.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо. Пожалуйста, вопросы.
Р. БАЙРАШЕВ - журнал \"Столичное образование\"
Вы сегодня сказали, Исаак Иосифович, что у каждой семьи есть свои системы оценки качества. Когда в семье две ребенка, один уже учится, со вторым определиться уже проще, куда его в школу отправить. Но если это первый ребенок, то одной из систем оценки, возможно, будет такое: куда все поведут своих детей, видимо там школа хорошая, туда поведу и я своего ребенка. В системе он-лайн родители могут наблюдать сейчас, в какие школы сколько учеников записано? Вы общий график показали, а так, чтобы не попасть впросак и не записать ребенка в школу, где в итоге будет 20 или 50 человек.
И.И. КАЛИНА
Это хороший вопрос. Как говорят, такой хороший вопрос, даже не хочется портить ответом. Потому что, когда я сегодня увидел в средствах массовой информации, что, не согласовав со мной, мои коллеги опубликовали 10 школ, в которые наибольшее количество заявлений. И я сейчас думаю, хорошо это или плохо, надо это было делать или не надо было это делать. Потому что с одной стороны, в самом деле, может сработать эффект, о котором вы говорите, и тогда это будет немножко, может быть, ошибочное решение. Не все же покупают модную одежду, кто-то покупает то, что ему нравится. То есть модное - то, что нравится всем. А кто-то покупает то, что нравится ему. Поэтому и здесь, наверное, очень не хотелось бы, чтобы в погоне за модой все устремились в одно учреждение.
Хотя, мы, конечно, смотрим, отслеживаем. И для нас это очень показательная информация. Но открыть доступ каждому, мне кажется, было бы избыточным влиянием на принятие решений семьями. По крайней мере, пока мы этого не обговаривали с Департаментом информационных технологий предоставить такую возможность. Не знаю.
У вас это вопрос или предложение?
Р. БАЙРАШЕВ - журнал \"Столичное образование\"
Вопрос, что можно сделать в режиме он-лайн?
И.И. КАЛИНА
Ну, не знаю. Давайте запустим вместе с ДИТ опрос, наверное. Технических проблем нет абсолютно. Мы то видим это. Но нужно ли это родителям? Давайте опросим.
ВЕДУЩИЙ
Пожалуйста, вопрос.
Н. СИЛАЕВА - журнал \"Родина\"
Вопрос у меня к Исааку Иосифовичу Калине.
Современная система образования переживает сейчас реформы, где особый интерес вызывает создание инновационных образовательных кластеров в системе как высшего, так и среднего специального образования. Какие кластеры образовательные существуют на сегодняшний день? И если возможно, прошу перечислить хотя бы некоторые из них.
И.И. КАЛИНА
Спасибо большое. Так и хочется сказать, на легкие вопросы я буду просить отвечать коллег. Вениамин Шаевич просто достаточно, два года практически, ведет именно эту тему в департаменте. И я думаю, что он и Юрий Дмитриевич ему поможет потом, они ответят на этот вопрос. Пожалуйста.
В.Ш. КАГАНОВ
Спасибо за вопрос.
Всё, что касается инноваций, это вопросы всегда очень важные, потому что они определяют, как будет дальше развиваться с точки зрения содержательной, управленческой всё, в данном случае систему образования. Естественно мы этим вопросом очень серьезно занимаемся. И если вы, коллеги, обратили внимание, то с 1 ноября на нашем официальном портале открыта ещё одна возможность. Это связано с регистрацией заявок на формирование инновационных площадок. То есть тех объектов, скажем так, виртуальной инфраструктуры, которая создана на базе одной или нескольких образовательных учреждений. Там, где создан творческий коллектив и реализуются те или иные программы опережающего типа, многие из которых уже сейчас, а некоторые через некоторое время, будут прообразом общей такой, массовой технологии, которая используется и будет использоваться в образовательном процессе.
Кстати, в этом году очень большая активность. Более 400 обоснованных заявок через портал, публично, можно посмотреть из чего они состоят, что, собственно, предлагается, какие результаты за этим стоят предварительные, были направлены. И сейчас отобрано порядка 200, которые на взгляд уважаемых экспертов, не только из системы образования, подготовлены очень профессионально и имеют шанс на последующую реализацию.
Что касается инновационно-образовательных кластеров, то это один из типов такой инновационно-образовательной деятельности. И в нашей системе он направлен на следующее. На синергетический эффект от взаимодействия учреждений различного уровня образования, а также тех, кто в этом образовании заинтересован.
В настоящее время в работе примерно 12 инновационно-образовательных кластеров. Они в разной степени развития. Я просто приведу два примера. Один из инновационно-образовательных кластеров, который развивается вокруг образовательного комплекса 1475. Он естественнонаучной направленности. В работе участвуют два факультета Московского Государственного университета, биологический и химический. Участвуют несколько малых инновационных компаний, которые на это заточены. Участвует наш 39 колледж. И участвуют представители крупного бизнеса, которые заинтересованы, чтобы пройдя все уровни образования, на выходе были подготовлены те специалисты, которых не надо долго переучивать, а можно сразу опереться на них в развитие своей компании.
Второй комплекс, который я мог бы представить, достаточно активно развивается вокруг Московского института авиации, МАИ. Совместно с комплексом Хруничева, с объединением, совместно с нашими многочисленными образовательными структурами, которые там находятся, колледжами. Я всех сейчас на память не помню, например, колледж № 8, но они участвуют. Интерес тот же самый - использовать общую инфраструктуру и интересы различных уровней, профориентационная работа, для того, чтобы подготовка была не вычурная, надуманная, лишь бы она была, а чтобы она нацелена была на конечный результат. И все заинтересованы в этом процессе.
Очень серьезно работает инновационно-образовательный кластер по формированию возможностей в железнодорожном транспорте вокруг нашего 52 колледжа и другие примеры можно продолжить. А основная информация у нас находится и на нашем портале, и, соответственно, на портале учебно-методического центра системы профобразования.
Ю.Д. МИРОНЕНКО
Мы таким же образом с крупными работодателями, с которыми мы сотрудничаем по двум направлениям. Это всё, что связано с рекламными технологиями и ресторанным бизнесом, ведем работу по созданию такого инновационного центра.
Инновационная площадка у нас заявлена городская, где будет создан некий кластер. В частности с компанией ООО \"Медиа-Групп\".Это по разработке новой специальности и разработке оценочных модулей для сертификации всех специалистов, которые выпускаются в этой отрасли на уровне среднего профессионального образования. И с Федерацией рестораторов-ательеров. У нас есть факультет ресторанного бизнеса, крупные рестораны, соответственно. Есть один из вузов, в частности, Плехановская академия рассматривает нас, как компаньона в создании такого кластера. Я думаю, что у нас получится.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо. Пожалуйста.
В. МОЛОДЦОВА - \"Учительская газета\".
Исаак Иосифович, я хочу задать вопрос про деньги. Под большим впечатлением я от последнего видеоселектора, на котором вы сказали, что дешевые директора вам не нужны. И назвали среднюю цифру зарплаты сегодня. Но, ведь зарплаты в школах очень разные. Есть зарплаты до 30 тысяч, а есть зарплаты под 80. И после того, как вы сказали про школы, про всё это, я просто посмотрела разные школы, где 400, допустим, учеников или 1400.
Вот школа, где 400 учеников, зарплата у директора 159 тысяч. Это значит, что 53 тысячи средняя зарплата учителей. Но в этой школе нет ни групп продленного дня, ни дополнительного образования. То есть только учителя, которые учат. И рядом школа, в которой 1400 учеников, но есть и ГПД, и дополнительное образование, и углубленное изучение. У директора зарплата 170, по-моему, тысяч. То есть разница небольшая.
Будете ли вы помимо этих экономических показателей средней зарплаты учителя и тройной зарплаты директора как-то по-другому проверять качество работы школы? Не только по экономическим показателям, хотя они очень важны. И вы правильно говорите, что экономика - это рычаг для дрешения педагогических задач. И всё же, вот Московская школа, которая создает условия для детей, будут ли департаментом предприниматься какие-то проверки качества и, вообще, работы этих школ для того, чтобы дети получали полноценное образование, воспитание и развитие?
И.И. КАЛИНА
Спасибо. Виктория Николаевна, во-первых, никто не отменял процедуры аккредитации образовательных учреждений. И все они проходят эти процедуры.
Я могу напомнить, что сейчас ровно 2 года прошло, когда департамент взял на себя очень по тем временам тяжелое решение. И была лишена аккредитации школа 874. Как вы видите, я до сих пор помню номер. И уверен и сейчас, что если бы тогда не было принято этого жесткого, очень неприятного, трудного решения, то никакого бы движения школ из последних сотен с попыткой вырваться оттуда, просто бы не было. И то, что вы видите, у нас практически сегодня - я попрошу Ивана Валерьевича, он потом дополнит - что практически не остается школ, не обеспечивающих хотя бы, что называется, минимально требуемых результатов. И что доля школ резко снижается, у которых нет приличных результатов - это, конечно, результаты и аккредитационных процедур, и тех диагностик в огромном количестве, с которыми сегодня школы добровольно стали выходить через Московский Центр качества образования.
Я всё равно упорно считаю, что при всех наших проверочных и контрольных процедурах, при всех наших мониторингах, участия в диагностиках, результатах этих диагностик, результатов ГИЭ и ЕГЭ, и всего другого, решающую роль в обеспечении качества могут и сыграют обязательно московские семьи, приводя или не приводя своего ребенка в ту или иную школу.
Я, может быть, к концу пресс-конференции начну думать, что и хорошо, что опубликовали. И, может всех надо опубликовать, дабы все видели, куда стоит идти, куда не стоит идти.
И я уверен, что московская семья своим выбором гораздо больше влияет на педколлективы, как мотив к хорошей работе. Потому что с проверяющим чиновником можно ещё и подискутировать, так не так, проверяли хорошо ли, плохо ли. А дискутировать с московской семьей, благодаря нормативно-подушевому финансированию, уже бесполезно. Потому что семья повернулась и увела ребенка. Давайте умножим, сколько за 11 лет финансирование проносит из московского бюджета московская семья в школу. Это больше миллиона за 11 лет получается.
И поэтому, всё-таки, я говорил в самом начале, важны и стимулы. И наше Управление надзора и контроля, он такой стимулятор не дает. Но нужны и мотивы. А мотив это, в первую очередь, то финансирование из бюджета города Москвы, которое в школу теперь приносит московская семья. Поэтому недолго будет этот директор получать свою зарплату. От него просто отвернутся, и москвичи перейдут в ту школу, где есть и группа продленного дня, и где есть кружки. Не будет просто такой школы.
В. МОЛОДЦОВА
Исаак Иосифович, может быть, эта школа просто станет платной? 400 детей или 300 детей - это небольшой хороший коллектив. И хороших учителей могут собрать. А дальше скажут, вы хотите группу продленного дня, платите. Вы хотите группы дополнительно дня, платите. Ведь, например, у Рачевского, у него 87 миллионов внебюджетка. Но, там же платят за уроки, которые проходят в первой половине дня.
И.И. КАЛИНА
Я рад, что журналисты стали гораздо радикальнее, чем чиновники. Это такое новое явление в Московской системе образования. Мы постараемся защитить от вас бесплатность образования московского. Договорились. Спасибо.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо. Иван Валерьевич, будьте добры, скажите нам, пожалуйста, как московские школьники выглядят на Всероссийских олимпиадах, как, вообще, этот процесс у нас происходит в городе?
И.В.ЯЩЕНКО
Исаак Иосифович, уже показал, что, действительно, у нас имеется существенный количественный рост. 331 уже в этом году у нас победитель и призер. Причем в прошлом году мы впервые вышли на первое место в стране с большим отрывом не только по абсолютному количеству, но по отношению количества победителей-призеров заключительного этапа к населению региона. Потому что мы могли и массой, что называется, брать.
И очень важный показатель тот, что 126 школ у нас уже дали победителей, призеров заключительного этапа. Но, на остальных этапах количество этих школ всё более и более значительно, уже более 500 дали победителей-призеров регионального этапа. А только что у нас в Москве закончился окружной этап.
Исаак Иосифович уже сказал, что школьный этап провели все школы. А на окружном этапе мы наблюдаем просто взрывной рост результатов. То есть так, как округ окружной, уже округа проводят по централизованным заданиям. В этом году у нас на 27% рост количества победителей-призеров окружного этапа, с очень большим ростом по количеству школ, которые их дают. Причем по ряду предметов. Например, по биологии больше всего рост, 150%. То есть больше в 2,5 раза количество победителей-призеров по биологии выросло. По русскому языку, по обществознанию, по экономике. Особенно нам понравилась биология.
Причем мы даже понимаем, откуда это могло бы взяться. Что по таким приоритетным направлениям год назад началась массовая системная деятельность по поддержке педагогов методической, и по организации возможностей для подготовки к Олимпиадам. Олимпиада - это показатель. А для просто развития ребенка - на базе своей школы. Если по математике у нас, скажем, много математических школ, но всё равно не однозначно, что каждому ребенку нужно переходить в спецшколу, а по такому предмету, как биология, было очень мало биологических школ. И просто негде было заниматься.
А сейчас мы даем возможность в каждой школе учителю работать со своим учеником, используя, в том числе и Интернет, и централизованные консультации ведущих ученых. Проводятся централизованные профильные семинары для учителей и детей. Проводятся выездные школы, выездные лагеря проводились, и летом, и на каникулах. То есть родитель и ребенок может выбирать траекторию. Тот, кто уже к старшим классам определился и хочет на чем-то сосредоточиться, ему почему-то некомфортно в своей школе. Иногда, даже просто психологически. Он может перейти в специализированную школу. Но сейчас реальностью стала и вторая возможность, когда ребенок, оставаясь в своей школе, где у него хороший коллектив, где ему комфортно психологически, но есть дополнительные образовательные услуги, подчеркну, бесплатные для одаренных детей, он получает на централизованном городском уровне в разных формах. И благодаря этому по таким предметам, которые я упомянул, у нас имеется действительно бурный рост. И мы надеемся, что в январе он перейдет в результаты регионального этапа. И, в конечном счете, в результаты заключительного этапа.
Кроме того, Московская олимпиада школьников и такие ведущие наши Олимпиады, как \"Турнир Ломоносова\", который проводит Департамент образования Москвы вместе с ведущими вузами, с Московским университетом, и с другими, они вошли в перечень Министерства образования и науки, опубликован приказ. И поэтому наши ребята имеют возможность не только выступить, показать себя на Всероссийской Олимпиаде школьников, но имеется огромное количество других мероприятий, на которых мы можем ребят выявить.
И, в частности, уже упомянут \"Турнир Ломоносова\", который мы открываем, учебный год в сентябре. Это мероприятие, в котором нет победителей-призеров на туре, который в сентябре. Ребенок получает грамоту, на котором указаны предметы, в которых он что-то сделал успешно. А задания даются сразу по 11 предметам. То есть это такой сигнал ребенку, поощрение, что позанимайся, ты можешь и здесь, и здесь попробовать. И ребенок получает приглашение и через Интернет, через наш портал для одаренных детей, и просто на бумаге, традиционными письмами, приглашение в кружки.
Мы очень плотно работаем со всеми ведущими московскими вузами. То есть имеется огромная сеть, которая, ещё раз подчеркну, у нас стартовала с математики, там успехи были всегда, и в информатике, и сейчас. И сейчас мы этот опыт активно распространяем на другие предметы. Именно по доступности, везде.
И те наши ведущие специализированные школы, которыми Москва славится, они, наоборот, сейчас получат и дополнительные ресурсы, и дополнительные возможности по охвату детей, в том числе не только которые будут переходить к ним. Их педагоги ... Например, сейчас 57 школе мы делаем прекрасный проект по физике, где вместе с институтом терфизики, Курчатовским центром, ведущий учитель 57 школы по физике делает Центр, куда могут приходить учителя и дети заниматься дополнительно физикой, как наукой, даже не подготовкой к Олимпиадам. То есть они становятся более открытыми для всех, более доступными. Спасибо.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо. У вас был вопрос? Пожалуйста. К микрофону подойдите к любому, нажмите там на кнопочку. Спасибо.
М. ЛЕМУТКИНА- \"Московский комсомолец\".
У меня даже два вопроса.
Вопрос первый. Раньше в Москве было правило, когда детей, у которых старшие братья и сестры уже учатся в какой-то школе, брали автоматом в ту же школу. Теперь из нормативной базы это положение исчезло. Двух-, трех- и так далее, детные родители хотели бы, чтобы оно вернулось. Реально ли это? Это первый вопрос.
И второй вопрос. В прошлом году был сильный сбой с подсчетом оценок по ГИА. И тоже сбой, но меньший, с ЕГЭ. Можно ли в принципе, во-первых, предотвратить такое развитие событий, если да, то как, или это может быть, ну, я не знаю, просто стихийное бедствие? Спасибо.
И.И. КАЛИНА
Спасибо, Марина за вопросы.
Значит, ну, из нормативной базы исчезло, не исчезло, не суть важно, потому что особой сегодня необходимости в этом нет. Вы знаете, что в этом году у нас так называемое закрепление школ за домами проведено гораздо более удобно для москвичей. То есть за домом закрепляется не одна разъединственная школа, как раньше, а школа, расположенная в данном микрорайоне, где безопасное перемещение. И поэтому сегодня гораздо больший, по сути дела, диапазон выбора у семьи. И проблем с тем, чтобы дети одной семьи обучались водной школе, как правило, нет.
Но, я хочу сказать, коллеги, первое, о чем должна думать семья - это о безопасности перемещения своего ребенка в школу. У нас недавно, я не могу не рассказать об этом случае, он, к сожалению, к несчастью, очень показателен. Значит, мама живет в Северо-Восточном округе, но работает в Северном округе. Поэтому она решает устроить ребенка в первый класс в школу Северного округа. Устраивает. Три года водит его лично. Потом у неё меняется рабочее место. И мама требует, чтобы школа отпускала ребенка одного. Ну, школа не казарма, она обязана отпускать, мама пишет расписки, все, какие положено, школа отпускает ребенка одного. И ребенок из школы Северного округа должен добираться домой в Северо-Восточный, переходя через железнодорожные пути. Всё это, к сожалению, закончилось очень плачевно, ребенок погиб на переезде.
И я хочу сказать, через вас, коллеги, нет такой школы в мире, ради которой кому-то из нас позволено рисковать безопасностью и жизнью ребенка. И поэтому все разговоры, что у нас старший учится, что называется, за тридевять километров, пусть и младший там учится, он его водить будет, рано, или поздно закончится тем, что старшему некогда будет, старший заболел. Поэтому я хочу сказать, все случаи, когда нужно будет принимать ребенка в школу, не закрепленную за домом, где живет семья, они будут рассматриваться, как и положено по Федеральному порядку, который мы изменить не можем, с 1 августа. В первую очередь будут устроены в эти школы дети всех семей, которые живут фактически даже, если они там не зарегистрированы. К сожалению, такое есть в Москве. Но, если они фактически живут в микрорайоне, то их дети будут устроены. Все остальные, давайте вместе с родителями, я сейчас обращаюсь к директорам школ, вместе с родителями, вместе с семьей очень внимательно садиться и смотреть, есть ли какая-то сверх необходимость ребенку 7 лет ездить каждый день в школу откуда-то издалека.
Я могу признаться, что я приезжаю на работу к 7 и уезжаю в 10 совсем не потому, что мои коллеги без меня там часу не обойдутся. А по той простой причине, и вы все это знаете, что на машине позже 7 уже ехать куда-то бесполезно. Раньше 10 выезжать тоже бесполезно. А если 7-летнего ребенка мы в метро хотим, чтобы он добирался ... Ну, я не знаю ... Я всегда говорю одно, верьте в способности своего ребенка, а не в способность какой-то чудо-школы сделать из него что-то другое, чем школа рядом с домом. Надо верить в своих детей. И тогда не будем рисковать их жизнью.
Что касается второго вопроса, про сбои. Ну, во-первых, сбои были только на Государственной итоговой аттестации 9-х классов. Это была технологическая ошибка. Поэтому по поручению мэра города сегодня технологию, технологическое обеспечение на себя забрал Департамент информационных технологий. Мы раз в две недели проводим совместные встречи с коллегами, на которых отрабатываем все содержательные технологические вопросы. Так, как мы верим в своих коллег, то мы уверены, что в этом году никаких технологических сбоев не будет
Иван Валерьевич лучше меня об этом знает. Может что-то добавит?
И.В. ЯЩЕНКО
Я хотел просто подчеркнуть, что одним из поводов явилось то, что Москва является первым регионом, предоставившем возможность посмотреть свои работы и взаимодействовать с ЕГЭ и ГИА через Интернет. И, действительно, на ГИА произошел сбой, которого в этом году мы уверены, как сказал Исаак Иосифович, не будет, потому что все ресурсы Департамента информационных технологий брошены сейчас на это, и все технические, технологические. Всё, что нужно, на всех этапах будет, как положено. На ЕГЭ ни одного сбоя не было. Все дети получили корректные результаты. И в прошлом году, и я уверен, что и в этом, как и в предыдущие годы.
ВЕДУЩИЙ
Коллеги, я прекрасно вижу зал. И я сначала дам возможность по одному вопросу задать. Потом будут повторные вопросы. Спасибо. Пожалуйста.
Н. КЛИМАЧЕВ - руководитель группы студии \"Юный журналист\" во Дворце пионерство на Воробьевых горах.
У меня такой вопрос к руководителям школ. Сейчас в Москве уже ширится такое понятие, как самоуправление школьников. И хотелось бы понять, как, вообще, это всё в рамках этой государственной программы \"Реализация образования в городе Москве\", как помогает вам это, или, наоборот, где-то, каким-то образом тормозит, как это всё происходит у вас непосредственно в ваших школах? Спасибо.
Т.В. СМИРНОВА
Я могу сказать, что мы одни из первых получили такое почетное звание, как самоуправление волонтеров в Москве. И волонтерское движение, которое есть у нас в лицее, я считаю, что оно работает, как на наш результат, так и на будущую судьбу самих ребят. Потому что, кроме того, что они оказывают помощь своим одноклассникам и учащимся младших классов, ещё наше самоуправление ученическое занимается тем, что организует замечательную совершенно деятельность, такую, как лицейское телевидение, где освещают непосредственно все события, которые происходят. Причем не только у нас в лицее, но даже и в округе. Потому что члены нашей лицейской Думы, лицейского самоуправления, они вошли в такой костяк Молодежного телевизионного центра на Северо-Западе.
Другой значимый социальный аспект - это волонтерское движение по обучению пенсионеров района Митино, пока только района Митино, компьютерной грамотности. Я вам могу сказать, что запись на эти курсы у нас уже до лета.
Я уже в своем первом выступлении говорила о том, идет такая серьезная совместная работа педагогических коллективов дошкольников и учителей начальной школы с совершенно неожиданным предложением. Оно выдвинуто волонтерами, старшеклассниками из нашего самоуправления, с тем, чтобы можно было бы подготовить родителей будущих первоклассников для того, чтобы их познакомить их с работой в электронном журнале, раз, и в информационном пространстве для будущих первоклассников, два. Для меня это было, я считаю, самой высочайше оценкой в организации ученического самоуправления, потому что это была инициатива ребят.
ВЕДУЩИЙ
Владимир Николаевич, пожалуйста.
В.Н. СТРЕЛЬЦОВ
Я хотел бы поддержать свою коллегу. В данном случае у нас такие же формы аналогичные ученического самоуправления. Но, хотелось бы только два примера ещё привести, может быть, будет созвучно с другими выступающими.
Дети были заинтересованы сами, что была внешняя экспертиза. Это они нам принесли с позиций знаний и необходимости родителей. То есть чем больше внешняя экспертиза, мы стали больше требовать эту внешнюю экспертизу, они стали больше заинтересованы. И они бы заинтересовались ещё, почему, мол, нельзя создать на базе нашей школы начальную профильную подготовку. У нас же есть институт своих, так мы его назвали, социальных пап, это те воспитатели, мужчины, которые работают в трех дошкольных учреждениях, и работают в группах продленного дня нашей начальной школы. Почему бы нам не подготовить своих ребят? И 60% детей, которые осуществляют предпрофильную подготовку по подготовке воспитателей детских садов, как раз это и есть мальчики. И принесли нам это, идею, именно наше ученическое самоуправление.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо. Коллеги, час промчался незаметно.
В.Н. СТРЕЛЬЦОВ
И ещё хотел бы добавить по поводу тоже инициативы детской. Вот, 15-го была запись в первый класс. Так сами ребята, 10-11 класс, через ученическое самоуправление 22 человека пришли и предложили свои услуги оказать помощь родителям по записи их детей в первый класс. И на сегодня у нас уже 67 зачисленных детей из 114 подавших заявку.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо. Пожалуйста.
А. ДУЭЛЬ - \"Комсомольская правда\"
Исаак Иосифович, в этом году изменился порядок записи на дополнительные занятия в кружки, секции, и так далее. На практике всё получилось весьма коряво. Какие в будущем году будут совершенствования, улучшения ситуации?
В.Ш. КАГАНОВ
Уважаемые коллеги, в этом году не изменился порядок, он просто дополнился. У нас люди могли зачислиться и через запись, и непосредственно, как и раньше. И в этом году мы также решили повторить успех записи в первый класс. И, соответственно, сейчас мы что имеем? Мы буквально по каждому ребенку знаем, куда он зачислен, по какой программе, какова продолжительность этой программы, в каком учреждении дополнительного образования. Это позволяет не только анализировать реальную ситуацию, не только с точки зрения организации эффективного использования средств, но и анализа потребностей.
И, естественно, с учетом этой информации, мы формируем наши задачи и возможности на следующий год. И это позволит, так же, как в случае с первыми классами, когда там, где нужно, было создано больше, так и здесь, там, где спрос выше, там, где есть потребность, а она практически везде есть, внедрения новых программ, создание новых программ дополнительного образования, особенно для более старших ребят, в этом есть такая насущная потребность, к сожалению, не так много детей старшего возраста посещают эти программы, может быть потому, что программы не так интересны, которые существуют, оно будет всё учтено в следующем году.
Что касается записи и зачисления непосредственно по регистрации в электронной системе, я думаю, что это нам удастся сделать с 1 сентября следующего года, то есть с нового учебного года.
Как показывает опыт, от этого всем только польза.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо. Пожалуйста, давайте вы, а потом вы.
Л. ГРАБАЧУК - журнал \"Профессиональное образование\". Хотелось бы, Исаак Иосифович, чтобы Юрий Дмитриевич Мироненко на примере своего колледжа рассказал, как в рамках нового закона будет развиваться профессиональное образование в столице. Пожалуйста.
Ю.Д. МИРОНЕНКО
Уважаемые коллеги, ну, на сегодняшний день технологический колледж одно из ведущих образовательных учреждений. Маленькая справка. Учится более 1,5 тысяч студентов. Работает свыше 100 педагогов.
И сегодня мне бы хотелось остановиться, всё-таки, на тех критериях, о которых говорил Исаак Иосифович. Всё-таки, какие условия, и что сделано сегодня в профессиональной школе, в частности у нас, что вот этот московский стандарт качества был реализован и соотносился к тем положениям нового Закона об образовании, который даст нам возможность дальнейшего развития.
На сегодняшний день, я хочу сказать, средняя заработная плата, я, всё-таки, коснусь и средней профессиональной школы, составляет около 60 тысяч рублей у педагогов и мастеров производственного обучения. Сегодня ресурсы колледжа позволяют каждому студенту иметь рабочее место, иметь компьютерное место. Реализована программа \"Один компьютер - один студент\". И сегодня этот инструмент помогает студенту реализовывать профессионально-образовательные программы на самом высочайшем уровне.
Сегодня говорили очень хорошо о победителях Школьных олимпиад. Колледж уже на протяжении многих лет лидирует победами в профессиональных конкурсах на профессиональных площадках. Программа так построена сегодня. И, в частности, и в Законе об образовании говорится, о том, что, всё-таки, была независимая оценка профессиональной подготовки студентов, обучающихся в колледжах. Так вот, программа так построена в колледже, что каждый продукт, который создается в колледже, выносится на независимую оценку профессионального сообщества.
Факультет дизайна, факультет рекламы, факультет ресторанного бизнеса, факультет логистики. Все эти продукты сегодня оценены профессиональным сообществом. И тот, или иной конкурс, тот, или иной смотр, обязательно студент со своим проектом участвует. Если это второй курс, это только лауреатская грамота. То последующие курсы это обязательно победа, обязательно стажировка и предложение интересной работы на московских предприятиях.
Сегодня измерение качества профессионального образования, безусловно, не может без внешней оценки, которая дает возможность нам сверять, вообще, то мы делаем, или нет, с педагогическими коллективами. И колледж один из первых прошел независимую аккредитацию, независимую сертификацию всего педагогического коллектива и всех профессиональных образовательных программ.
В этом участвовали крупные ассоциации профессиональные, такие, как Федерация рестораторов-ательеров, Всемирная кулинарная студия, компания, связанная с медиа-групп, и так далее. И сегодня следующая задача - это выход на сертификацию выпускников. И сегодня такой шаг сделан.
Мы одни из первых делаем такую практику с Федерацией рестораторов-ательеров. Каждый выпускник факультета ресторанного бизнеса, и к этому будут приглашены другие колледжи, будет сертифицирован. Мы в том году это попробовали.
Сейчас разрабатываются оценочные модули компаниями. И я думаю, что площадка наша станет первой и возможной для реализации этой задачи, которую мы поставили перед собой.
Вы знаете, студенты, студенческое самоуправление, я уж всё тут вместе возьму, раз дали слово, участвуют также в том, чтобы создать комфортные условия для обучения, воспитания. Вы знаете, наша визитная карточка - это открытое образовательное пространство. Кто не был в колледже, мы вас приглашаем. Вы увидите, что сделано самими ребятами. То есть это просто обычные школьные, или обычные учреждения, но они превращены, по сути дела, в дом, их второй дом. Там открыты великолепные музеи, открытые экспозиции, кафе, литературная гостиная. Если это связано с языковой практикой, всё, что связано с Лондоном. И это помогает им реализовывать проекты непосредственно в учебном заведении. И, безусловно, готовит их к тому, чтобы это предложить другим образовательным учреждениям, что мы и делаем. Привлекли ребят, активных ребят, и они участвовали в прошлом году, и в этом году, в оформлении нескольких детских садов. Это была очень успешная практика.
Ответил на вопрос?
Л.Г. ГРАБАЧУК - \"Профессиональное образование\"
Очень насыщенный ответ. Спасибо.
ВЕДУЩИЙ
Да, пожалуйста.
Р. БАЙРАШЕВ - журнал \"Столичное образование\"
Исаак Иосифович, Москва, она и в предыдущие годы была интеллектуально и финансово более на высоком уровне, чем регионы. Сейчас, когда реализуется программа \"Столичное образование\", возможности образовательного сектора расширились. Я даже записал, вы сказали, что: \"... одаренных детей, слава Богу, в Москве много ...\". Ну, в этой ситуации Москва должна стать, на мой взгляд, кузницей кадров для всей страны. Но, если проанализировать руководящий состав страны, начиная от президента и кончая мэром, это не москвичи. Москвичей, таких, как Ольга Юрьевна Голодец, которая на виду, единицы.
У меня вопрос. Мы в школе плохо прививаем лидерские качества ученикам, или здесь какая-то другая кроется причина? И в конце вашего выступления можно пожелание учителям и учителям в канун Нового Года?
И.И. КАЛИНА
Можно я на ваш вопрос приду отвечать лет через 25, когда нынешние ученики войдут в возраст, с которого вы требуете, чтобы они были лидерами Москвы, не возражаете? Так что я уже договорился о пресс-конференции через 25 лет. Осталось дождаться.
Р. БАЙРАШЕВ - журнал \"Столичное образование\"
Пожелание учителям и ученикам можно в канун Нового Года?
ВЕДУЩИЙ
Вас просят пожелания учителям, ученикам. Чтобы ваши прозвучали.
И.И. КАЛИНА
А мы заканчиваем уже?
ВЕДУЩИЙ
Нет, но просит газета, мы не заканчиваем, нет. Мы только начинаем образование. Да, пожалуйста.
С. ЛАРИОНОВ - \"Интерфакс\"
Исаак Иосифович, я вас поздравляю, год был успешным!
У меня вопрос немножко из другой области. Вот, у нас одна девушка сказала очень давно, что секса у нас нет, и она попала в историю. Никто в России не скажет, что коррупции у нас нет, и не попадет в историю. Вот, вы с собой не взяли Алёну Анатольевну Шахову, может быть, это больше к ней вопрос. В московских школах, детских садах брали, берут, и будут брать, это, к сожалению, российская действительность. Вы как-то боретесь за чистоту рядов? Где наказания в вашей компетенции? Это не только ваш вопрос, но и правоохранительных органов. Такие бы хотелось ещё итоги вашего двухлетнего нахождения в этой должности подвести. Спасибо.
И.И.КАЛИНА
Во-первых, я напоминаю, что была специальная пресс-конференция, я не помню, в июле или в августе, где спикером была Алена Анатольевна, и все результаты докладывали.
У нас сейчас заканчивается финансовый год. Алену Анатольевну мы сюда не взяли, потому что она сейчас на проверке в одном из учреждений по моему вчера вечернему поручению. К сожалению, пришлось вот так внезапно посылать.
И я думаю, что мы где-то в феврале месяце, подводя анализ финансового года, обязательно сделаем очередную пресс-конференцию Алены Анатольевны Шаховой по этому вопросу, кстати, не только Алены Анатольевны, но и Экспертно-консультативного совета родителей, которые очень много помогают в этом направлении.
Мы обязательно пригласим Виктора Викторовича Панина как общество потребителей образовательных услуг, они тоже достаточно серьезно с нами вместе работают.
И я думаю, что да, точно там не будет той фразы, про которую Вы сказали, но, тем не менее, я более оптимистичен, чем Вы. Я уверен, что брать будут намного реже и намного меньше по одной простой причине, что родители давать точно перестанут, потому что все больше и больше родителей понимает ситуацию \"равенство возможностей\", \"объективности оценки результатов\". И просто не будет, скажем, причин, поводов, кроме как дополнительных образовательных услуг в соответствии с законом, за которые люди абсолютно честно и вбелую будут оплачивать то, что им нужно дополнительно к стандартам.
А причин для взяток, я надеюсь, сегодня становится все меньше и меньше. И, собственно, нормативно-подушевое финансирование, если мы перешли бы от анализа самого явления к анализу сущности нормативно-подушевого финансирования, вы поняли бы, что он делает для отчистки от тех негативов, которые вы называли, гораздо больше и гораздо системнее, чем вынуждены делать Служба финансового контроля.
Я бы так сказал, что Служба финансового контроля выдергивает сорняки на поле, а нормативно-подушевое финансирование - это такая агросистема, которая просто вычищает поле образовательное от возможности роста там сорняков. Потому что, я не знаю, все, кто учил экономику, а я думаю, здесь многие, кто учили, помнят, что если взаимодействие назвать рынком, как в экономике, то все знаем, что есть рынок потребителя и есть рынок продавца. На рынке продавца все дефицит, и продавец диктует свои условия. И тогда там появляется система из-под прилавка и т.д., и т.д., и т.д., спекуляция и все остальное.
И есть рынок покупателя, где товара достаточно, он хорошего качества. И покупатель может выбирать. И тогда ему не надо блата, не надо из-под прилавка, ничего этого ему не нужно.
У нас сегодня происходит самая сложная перестройка, и в первую очередь благодаря нормативно-подушевому финансированию. Система образования из поля, где школа диктовала условия семье, постепенно, со сложностями переходит в систему, где семья вправе предъявлять свои абсолютно законные, естественно, в рамках закона желания, потребности. И система ориентирована, благодаря нормативно-подушевому финансированию, на максимально возможное удовлетворение всех этих законов и разумных потребностей.
И тогда система постепенно поворачивается, школа сама заинтересована в том, чтобы семья привела в эту школу ребенка, принесла благодаря этому в школу бюджетное финансирование. И поэтому я очень ценю то, что делает наша служба финансового контроля, но еще больше ценю то, что делает нормативно-подушевое финансирование, выбивая просто почву из-под тех явлений, о которых вы говорили.
Директора здесь, может быть, я избыточно оптимистично расцениваю.
СМИРНОВА Т.В.
Исаак Иосифович, наоборот, очень правильно, потому что финансирование привело в школу заинтересованность в том, что мы стали больше заниматься вопросом внутреннего содержания. Деньги пошли за ребенком. И сам уже учитель понял на сегодня, чем больше детей, тем больше возможностей он может не только заработать, но и проявить себя как-то.
Более того, здесь вопрос об учителях, какая проблема встала? Учитель понимает, что если школа занимает престижные рамки в рейтинге места, приходят еще и дополнительные деньги. А это значит, улучшаются условия пребывания детей маленьких, больших, средних, то есть тех, кто входят и живут в комплексе.
СМИРНОВА Т.В.
А я еще бы добавила, что переход на нормативно-подушевое финансирование и не только переход на нормативно-душевое финансирование сделали школу очень открытой. Потому что план финансово-хозяйственной деятельности - это теперь не прерогатива, скажем, только директора или только финансовой службы Управления образования или Департамента образования. Это тот документ, который фактически верстается вместе с управляющим советом, с общественно-государственной формой управления, которая у нас на сегодняшний день очень активно работает в наших образовательных учреждениях.
Я сейчас говорю о своем учреждении, на сайте мы каждый раз вывешиваем отчет о расходовании средств. Соответственно, те заявки, которые подают, например, родители, с тем чтобы улучшить, предположим, техническое состояние в кабинете или приобрести какое-то оборудование. Соответственно это все решается очень открыто, и отчетность вся есть на сайте образовательного учреждения. Поэтому я считаю, что это тоже залог такого оптимизма нашего.
И.И.КАЛИНА
Спасибо, Татьяна Владимировна.
Вы знаете, что мне напомнили? Про открытость. Я не знаю, кто-нибудь обратил внимание, что Юрий Дмитриевич сегодня открыто назвал вою собственную заработную плату, он назвал зарплату среднюю по учреждению. А существует общее правило, где у нас зарплата руководителя, хотя это и не нравится Виктории Николаевне, не менее тройного коэффициента к средней заработной плате.
Поэтому, Юрий Дмитриевич, не нарушая 152-ФЗ, Юрий Дмитриевич назвал свою заработную плату.
Поэтому я уверен, что общие логичные и прозрачные правила сами по себе, что называется, культивируют правильную почву.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо, Исаак Иосифович.
Пожалуйста, вопросы. Да, пожалуйста.
Г.ДУДИНА - \"Коммерсантъ\"
Подскажите, пожалуйста, у меня вопрос по нормативно-подушевому финансированию детей с особыми образовательными потребностями, прежде всего одаренных или талантливых детей.
Хотелось бы попросить пояснить, во-первых, как это организовано на практике. И попросить ответить на сомнение тех, кто опасается, что повышенное нормативное подушевое финансирование одаренных детей может стать фактором либо коррупции, давайте признаем моего ребенка одаренным, типо потаканием, когда ребенок, признанный одаренным, говорит: если что, мы уйдем в другую школу, если нам не будет оказана достаточное внимание.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо.
Вы так замечательно ответили сами на свой вопрос, то я могу добавить только одно, что нет такой справки человеку, что вот он одаренный, а у нас нет с вами справок, значит, мы с вами неодаренные.
Я еще раз, опираясь на свой большой такой учительский опыт, причем работая с детьми в разных типах учреждений, берусь утверждать, что у всех детей есть одаренность, а это просто одаренность разного вида, разного направления.
Беда нашей школы в том, что школа способна понять, принять и признать очень узкий спектр направления одаренности, а все, что не укладывается, не очень школу, к сожалению, пока интересует. И одна из основных задач - это расширение спектра направления одаренности детей, которые важны, нужны школой, учитываются, развиваются и используются. Это первое.
Поэтому мы не можем вводить норматив финансирования. Мы ввели повышенный норматив финансирования на детей-инвалидов. Мы все понимаем, что это медицинский факт, который требует абсолютно других условий организации и т.д.
Подобных комиссий, которые бы давали такой статус, к счастью, нет. Но есть другое. Есть образовательные учреждения, чьи ученики проявляют свою одаренность в результате участия в олимпиадах предметных, которые по 21 сейчас предмету, еще и медпредметные. То есть направлений стало очень, этих олимпиад, дети проявляют там эту одаренность, она объективно оценивается, фиксируется.
Есть единый государственный экзамен, государственная итоговая аттестация диагностики, которые также дают каждому образовательному учреждению баллы для участия в рейтинге на гранты Мэра Москвы.
И школа, которая сумела своим воспитанникам определить их виды одаренности, помочь развивать, демонстрировать, проявлять, получить гранты Мэра Москвы. Гранты очень заметные. Вы знаете, 10 грантов по 15 миллионов, 25 грантов по 10 миллионов, 50 грантов по 5 миллионов и еще 50 грантов по 2 миллиона для тех, которые занимаются, что называется, развитием соцкультурной среды.
Эти гранты позволяют данным образовательным учреждениям фактически увеличить свой школьный норматив финансирования для достижения тех задач. Поэтому я бы сказал так, что по стартовым условиям норматив выравнивает всех, но по результатам он вознаграждает тех, кто сумел в этом направлении продвинуться дальше всех.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
Гранты присуждаются персонально?
И.И.КАЛИНА
Нет, гранты Мэра идут на школу, на учреждение. Но у нас есть еще гранты Правительства Москвы отдельным педагогам, есть гранты федеральные и Правительства Москвы отдельным ученикам, проявляющим выдающиеся способности.
Поэтому кроме моральной поддержки, кроме учебной поддержки есть еще и система материальной и тех школ, учителей и учеников, которые проявляют, как в законе написано, выдающиеся способности. В законе об образовании есть строчка: \"Дети, проявившие выдающиеся способности\".
СМИРНОВА Т.В.
Я бы хотела добавить, что, конечно, от дополнительных денег не одно учреждение не откажется, но действительно сейчас большая школа - это школа действительно больших возможностей.
Я вам могу сказать, что на работу с детьми и особо одаренными и одаренными в какой-то отдельной области при нынешнем финансировании средств действительно хватает.
Даже до перехода на подушевое финансирование мы все равно в учреждении своем изыскивали всегда средства, для того чтобы можно было бы работать с одаренными детьми в малых группах с привлечением очень серьезных специалистов, а уж теперь-то действительно денег хватает на эту работу, абсолютно достаточно.
В.Н. СТРЕЛЬЦОВ
Можно я еще добавлю два штриха. Первое, что наши многие знаменитые школы, которые ведут уникальные программы, как раз это и в этом году есть и будет развиваться в следующем году, получают дополнительные деньги на реализацию этих программ, но для нужд всего города. То есть, например, мы проводим со школой профильный лагерь по подготовке химиков. И среди этих химиков не только ученики Химического лицея, но и все ребята со всего города, которые не только этим заинтересовались, но которые держат эту планку, которые проявили себя на олимпиадах, которые могут эту программу воспринимать.
И в результате мы вместе с Химическим лицеем гордимся победой на Международной олимпиаде, и школьник из обычной школы, который туда не перешел. То есть формы, когда потенциал школы, ее возможности работают не только на себя, но и на всех, получают в том числе и финансовую поддержку.
А второе, что мы действительно очень сильно развиваем спектр олимпиад, потому что стандартные, предметные олимпиады, как Исаак Иосифович, ограничены по своему, что-то они видят. В частности, сейчас как раз стартовал очень большой проект, который мы ведем вместе с Центром \"Курчатовский институт\", метапредмет - конвергентная олимпиада \"Курчатов по комплексу предметов\", причем начиная с начальной школы, где ребята могут проявить себя именно в единой науке. То есть там есть и предметные конкурсы, и именно такие общие, как сейчас принято говорить, конвергентные, когнитивные конкурсы. То есть мы стараемся пытаться дать каждому ребенку дать возможность себя проявить в том, что он может.
Г.ДУДИНА - \"Коммерсантъ\"
Исаак Иосифович, скажите, пожалуйста, в ходе сегодняшней нашей пресс-конференции то, что я услышал, та госпрограмма, которая реализуется под вашим руководством.
Директор школы должен любить, безусловно, своих учеников, должен быть, наверное, предметником, профессионалом, он должен любить и воспитывать своих учителей, а еще он должен зарабатывать и тратить деньги. Где учат на волшебников, скажите, пожалуйста?
И.И.КАЛИНА
Я сначала скажу, что научить любить, наверное, невозможно. И я никогда не говорю, что педагог должен любить детей. Любить - это настолько ответственно и персонально.
Г.ДУДИНА - \"Коммерсантъ\"
Уважать.
И.И.КАЛИНА
А уважать - да.
Более того, когда попросили, что я хотел пожелать, я бы хотел пожелать всем нам очень связанной с вами вещи, чтобы мы все приняли за главную идеологию для себя в новом году знаменитые слова из известной песни \"Каждый человек нам дорог\", чтобы в буквальном смысле слова мы понимали важность для системы образования не потерять одаренность, ни одного московского ребенка, подростка, а она точно есть у каждого.
И если это станет идеологией образования Москвы, то тогда мы, на самом деле, что заявлено в сегодняшнем заголовке пресс-конференции, получим качество, доступное всем, потому что никакая сотня замечательных школ Москвы не может решить задачу не потерять ни одного ребенка. Эту задачу может решить только вся система в целом.
А где учат на волшебника? Тут Вениамин Шаевич уже опаздывает учить волшебников, пусть расскажет, где их учат. Пожалуйста.
В.Ш.КАГАНОВ
Уважаемые коллеги, есть волшебники, которые рождаются, но ими и становятся тоже. Например, сегодня второе занятие в нашей школе директоров руководителя образовательных комплексов и других учреждениях образования. Более 300 человек проходят специальную программу, связанную с эффективным управлением образовательным учреждением.
Это не значит, что до этого не было таких программ. Просто новые задачи и новые программы построены иначе. И могу сказать, что основной не то что эффект, основной механизм - это самообучение и саморазвитие, потому что опыт колоссальный, и нужно правильно организовать обмен и, естественно, ориентироваться на новые задачи и новые потребности системы образования в целом.
Но мне хотелось еще несколько слов добавить по поводу эффектов. Мы говорили в основном об условиях и о результатах, они действительно есть. Эффекты, на мой взгляд, связаны с отношением общества и родителей как основных таких заказчиков к тому, что происходит в системе образования.
И существует много разных инструментов, в том числе инструменты социологического опроса. И наши коллеги из Института гуманитарного развития недавно завершили такое исследование, опубликовали все, что они исследовали, на своем сайте, можно вернуться туда и посмотреть.
Но что важно для нас и важно, наверное, для родителей будущих первоклассников, которые сейчас все еще волнуются, попадут их дети туда, куда надо, или не смогут?
По итогам прошлого года, это по мнению родителей, учителей, директоров образовательных учреждений, 98,2% семей отдали ребенка именно туда, куда хотели, а 1,8%, которые не вошли в эти 100%, попали не туда, куда хотели первоначально, но в итоге остались довольны, где они находятся сейчас.
Показательно, что 66% семей выбирали не просто школы, а выбирали учителя. И более 94% попали именно к тому учителю, которому хотели. Так говорят люди из очень большой выборки.
И еще общее мнение и родителей, и учителей, что та задача, которая обозначалась как одна из главных, - выравнивание старта для возможностей всех в образовательном процессе, для начальной школы, по всей видимости, получилась, по крайней мере, все родители и учителя это отмечают.
Есть вопросы, которые те же родители постоянно ставят перед нами. Очень внимательно относятся к квалификации учителя. И вопрос ваш был в точку не только в отношении педагогов, но и в отношении учителей.
И родители, особенно в младшей школе, мы тоже обязаны это учитывать в нашей работе, хотят не только, чтобы учитель был предметником очень сильным и очень грамотным, квалифицированным. Они хотят, чтобы учитель был другом, воспитателем, тем человеком, с кем могут родители пообщаться о том, как дальше развивать ребенка.
И вообще, мне кажется, ключевой момент сегодняшней модернизации - это создание возможностей для вовлечения родителей и воспитателей в образовательный процесс. И программа и в начальной школе, и дальше настолько важная и непростая, что без участия семей довольно непросто ее реализовать.
И мы рады, что порядка 85% родителей по тому же опросу, это мнение и учителей, директоров школ и родителей, активно участвуют и интересуются образовательным процессом.
В этой связи в развитие того, что говорил Исаак Иосифович, действительно это не только дело Департамента образования, хотя, конечно, мы головные. Весь город работает на это: и строители, информационщики, здравоохранение. В общем, все, и у каждого есть своя очень серьезная доля в этом деле.
И сейчас в управление образовательными учреждениями пришло очень много грамотных родителей, профессионалов в разной сфере. Это управляющие советы, все меньше формальных советов, хотя они тоже до сих пор еще есть, что говорить, и все больше реальных советов.
И в этом году, Исаак Иосифович, практически всем из них была дана возможность, кто хотел, на базе ведущих федеральных вузов, с которыми очень плотно мы работаем, пройти обучение на основе обмена опытом, на основе тех задач, которые решает система образования.
Как показатель, это может быть открытость системы. Вы знаете, что позавчера, по-моему, состоялся оргкомитет конкурса \"Педагог года 2013\", и были подведены итоги первого этапа.
Вы знаете, 2,5 млн.посещений было только за время голосования. Это 2,5 миллиона людей посмотрели. Более 400 тыс.уникальных пользователей, которые входили на эти порталы и которые имели возможность проголосовать почти 1 тысячу кандидатов, которые добровольно представили свои резюме и т.д. И дальше, это только первый этап, работа будет продолжаться.
Причем что интересно, среди голосующих были люди из многих стран мира и городов России, и т.д. Так что тем, что здесь происходит в Москве, интересуются не только в нашей стране и за рубежом.
Это говорит о том, что открытость привлекает дополнительные возможности, естественно, накладывает определенную дополнительную ответственность. Это тоже эффект, мне кажется, уходящего года. И все, что в этом смысле сделано, конечно, будет продолжаться. Спасибо.
ВЕДУЩИЙ
Коллеги, если у вас вопросы закончились, тогда я предоставляю заключительное слово Исааку Иосифовичу.
И.И.КАЛИНА
Спасибо большое.
Уважаемые коллеги, нам очень важны и ваши вопросы, потому что они всегда подталкивают на какие-то осмысления, решения новые. Но нам, конечно, крайне важно и то, что и как вы доносите до читателей, до зрителей, до слушателей.
И хотелось бы, конечно, чтобы это была информация. Совершенно не обязательно, чтобы она была приятной, главное, чтобы она была полезной. И для этого я позволю даже, пользуясь вашей площадкой, вы нам все-таки раз в году предоставляете, нет два, перед началом учебного года всегда.
ВЕДУЩИЙ
Мы просим чаще, но вы очень востребованы, поэтому на будущий год давайте раз в квартал, как минимум, можно каждый месяц.
И.И.КАЛИНА
Я, пользуясь вашей площадкой, позволю себе пригласить на нашу площадку. Я еще и еще раз напоминаю всем журналистам, что каждый четверг в 15.00 в зале департамента проходит рабочая встреча с журналистами, на которой вы можете задать все вопросы, надеясь получить на них ответы. И при этом имейте в виду, что все это транслируется впрямую в интернете. И это могут видеть ваши читатели, ваши зрители, что вы задаете вопросы, требуете на них ответа. Я думаю, это тоже на ваш имидж хорошо будет работать.
И каждый четверг в 16.30 проходит видеоселектор Департамента также с прямой трансляцией в интернете. Поэтому каждое удачное, неудачное слово становится всеобщим достоянием, в том числе и выступление Алены Анатольевны, когда ей приходится с Шаховой анализировать неприятные ситуации. Все это абсолютно открыто, доступно. Более того, все это хранится в архиве, это можно посмотреть.
И я очень прошу пользоваться сайтом Департамента. Мы стараемся быть предельно информативны, открыты. Если что-то у нас в этом не получается, мы всегда будем благодарны за ваши советы, предложения.
И очень бы хотелось, чтобы нашими совместными усилиями, потому что это можно только совместными усилиями, общество, жители Москвы знали о системе образования правду, какой бы они ни была, еще раз говорю, приятной или неприятной, могли принимать абсолютно объективные решения. И в это вы можете внести огромный вклад, и мы на вас надеемся.
Поэтому с наступающим Новым годом.
Спасибо большое за взаимодействие в прошедшем году. И с большой надеждой на взаимодействие в наступающем. Спасибо.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо, Исаак Иосифович.