Круглый стол - "Межнациональное согласие в городе Москве. Проблемы и пути их решения"
6 декабря состоялся круглый стол - "Межнациональное согласие в городе Москве. Проблемы и пути их решения"
6 декабря состоялся круглый стол - \"Межнациональное согласие в городе Москве. Проблемы и пути их решения\"
Стенограмма
(Часть I)
ВЕДУЩИЙ
Добрый день.
Перед началом открытия \"круглого стола\" я представлюсь. Я являюсь представителем Информационного центра Правительства Москвы, который традиционно на этой площадке уже на протяжении многих лет проводит пресс-конференции и \"круглые столы\".
Формат нашего сегодняшнего мероприятия, я в большей степени обращаюсь к представителям средств массовой информации, не подразумевает никаких вопросов в ходе нашего обсуждения.
Мы вас пригласили традиционно, как и всегда обещаем, что все, что происходит в Правительстве Москвы, все открыто, все доступно для СМИ, чтобы вы могли послушать, увидеть, какие есть тенденции, какие проблемы, как предлагает город их решать, как это обсуждается с общественными организациями.
После мероприятия, безусловно, вы можете подойти к любому заинтересовавшему вас выступающему или любому представителю и решить те все вопросы, которые касаются вашей профессиональной деятельности.
Мы будем общаться, есть определенный регламент, 1,5-2 часа. Попрошу выступающих, чтобы услышать как можно больше мнений и вынести из этого положительный опыт, в том числе и для СМИ, постараться все-таки укладываться до 7 минут.
Если что-то, еще раз повторюсь, для журналистов будет непонятно, что-то вам понравилось, подойдите к этим людям, все готовы, все открыты.
Извините, что вас немножко ограничили какими-то рамками, поскольку тема очень широкая.
Я хотел бы представить участников. У нас \"круглый стол\", но все-таки у нас есть руководители департамента, которые пригласили, организовали это мероприятие. Поэтому больше для журналистов это представление, поскольку вы все друг друга знаете.
Итак, сегодня нас пригласил на \"круглый стол\" Агеев Олег Григорьевич - заместитель руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы, Старостина Анастасия Александровна - начальник Управления национальной политики Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики, связей с религиозными организациями города Москвы.
А также вот-вот должен подъехать Хуртаев Кантемир Исхакович - председатель Союза студенческих землячеств, Гаджиев Ильгар Гумбатович - руководитель Московского регионального отделения Общероссийской общественной организации \"Всероссийский азербайджанский конгресс\", Минилбаева Елена Ивановна - заместитель руководителя региональной общественной организации \"Землячество Марий Эл\" и также Джамалов Полат Онерович - руководитель региональной общественной организации \"Казахская региональная национально-культурная автономия города Москвы\".
Олег Григорьевич, я попрошу Вас начать. И тогда мы нашу работу продолжим. Спасибо.
О.Г.АГЕЕВ
Хочу поприветствовать вас здесь, поблагодарить за то, что вы уделяете внимание этим вопросам и отметить, что сегодня здесь присутствуют представители органов государственной власти, префектур города, руководители национально-культурных автономий, региональных землячеств, молодежных организаций.
Средства массовой информации проявляют активность в последнее время в вопросах национальных отношений. У нас где-то несколько дней назад прошла большая конференция, посвященная работе СМИ. Должен сказать, что она прошла весьма успешно. Мы удовлетворены работой, мы поняли, что нужно прессе, пресса поняла, как нельзя себя вести и выработала определенные, как я понял, стандарты поведения.
Сегодня эта еще актуальна и потому, что у нас на территории Москвы, вы знаете, проживает более 160 национальностей. Естественно, все они имеют свои особенности, все они по-своему ярки и проявляют именно свои национальные достоинства в самом лучшем свете.
Вместе с тем есть определенные процессы, которые переживает город Москва. В частности, многие забывают, что национальные отношения, как и любые другие идеологические инструменты или политические инструменты, все равно базируются на экономическом базисе. Москва изменяется очень сильно. Почему? Меняется ее инфраструктура. Раньше это был довольно серьезный промышленный центр, сориентированный на крупные промышленные предприятия. Здесь был, выражаясь таким идеологическим языком коммунистов, мощный рабочий класс и все стремились к этому. Сегодня большинство предприятий понимают, что экономически не выгодно жить в городе Москве, держать крупные металлургические заводы рядом с Красной площадью, над чем раньше подсмеивались, скажем, зарубежные СМИ. Не выгодно сегодня многим фабрикам находиться в центре Москвы.
Они переводят свои предприятия. Соответственно меняется структура, рынок труда, приезжают новые люди. Это связано с тем, что экономическое развитие страны идет в определенном русле, в регионах происходят резкие изменения.
И понятно, что если в каком-то регионе меняются или возникают какие-то сложности с работой, они выбирают то место, где они могут себя реализовать лучше.
Поэтому в Москву прибывает значительное количество мигрантов. Очень много мигрантов у нас прибывает из бывших стран СНГ, это вносит определенное своеобразие в жизнь Москвы. Многие приезжают со своими традициями. Я подчеркну, что далеко не всегда следует осуждать какие-то традиции. Сколько наций - столько традиций, все это как краски - невозможно назвать, что лучше.
Но есть определенный уклад, который принят в Москве. Онн нарушается. Это как бы столкновение, как говорят социологи, культур. Это в меньшей степени раздражает население.
Опросы показывают, что сегодня самыми раздражительными факторами является преступность, почему-то ее называют \"этнической преступностью\", хотя здесь роли абсолютно никакой не играет национальность. Это первое.
Второе - это, конечно, рабочие места. Это традиционное \"понаехали\", зависит от того, что крайне сложно бывает устроиться на работу. Москвич не привык к тому, чтобы это было сложно, особенно в последние годы советской власти. Все помнят, что рынок труда был достаточно большим. Можно было легко найти любую работу. Во многих НИИ просиживали штаны, протирали штаны. Можно было легко заработать какой-то минимум на свою жизнь.
Сегодня нет, сегодня приходится потеть, во-первых. Во-вторых, есть некоторые нерешенные вопросы в области законодательства в этом аспекте. Я не имею в виду национальные, а именно другие: минимальная оплата труда. Какая она? До 5 тысяч. Понятно, что столько сегодня стоит проездной, что на эти деньги невозможно не только реализовать себя, но арендовать жилье, прокормиться, выглядеть достойно.
Отсюда как бы есть некоторые проблемы и у москвичей, и у приезжих. Естественно, многие москвичи остались без работы, потому что, например, металлургам сегодня в Москве делать нечего, многие другие фабрики и заводы тоже уехали. Образование, профессия потеряли смысл. Надо быстро переквалифицироваться. Причем не всегда на то, что традиционно пропагандировалось как престижное, где можно было заработать орден, медаль, заслуги. Сегодня это немножко смотрится по-другому.
Несмотря на эти все проблемы, надо отметить, что между этническими общинами конфликтов не возникает, проблемы небольшие.
Опросы показывают, социологические исследования показывают, что приблизительно 60% считает, что существуют и недовольные межэтническим напряжением.
Цифра иллюстрирующая. Кто с этим сталкивался, она показывает, что 5-6% могут привести факты межэтнических столкновений. И то все это довольно натянуто.
В целом получается, что у нас присутствует ожидание межэтнических конфликтов, и это оказывает серьезное влияние на население.
Приезжие мигранты часто, начитавших этих статей, чувствуют, что он здесь чужой, равно как и представители других этнических общностей. В том числе русских, традиционно проживающих в Москве, которые поначитались, что ходят кавказцы с оружием и стреляют на каждом шагу. Все это тоже нагнетало обстановку довольно долго, хотя по существу, если разобраться, то мелкие подобного рода правонарушения вряд ли бы стали предметом обсуждения или первых полос в прессе на недели, а может быть, и месяцы, и до сих пор это продолжается, если бы из травматического пистолета выстрелил кто-то другой.
Анализ мы делали. Видно, что количество правонарушений со стороны мигрантов не такое уж большое, но не превышает того, что делает местное население. И в этом смысле беспокоиться нечего, кроме одного. Кроме того, что существует напряженность и ожидание этого конфликта, что отравляет жизнь. То есть люди относятся друг к другу напряженно.
Конечно, миграционные процессы увеличивают стоимость жизни, снижают уровень оплаты труда. Надо прямо сказать, что коммерческие структуры этим активно пользуются. Многие мигранты, тем не менее, приезжая сюда, не приспособлены, то есть они не ожидают такого положения в экономике или в городе Москве. То есть обычная традиция: я приеду в Москву, устроюсь на работу, легко буду много зарабатывать, хорошо, богато жить и помогать родственникам там, где я живу.
Приезжая сюда, когда он видит, что устроиться не так-то просто, средств не хватит для того, чтобы арендовать достойное жилье, вызывает тоже определенные последствия. Люди начинают искать помощи. Это приводит к тому, что создаются группы, в том числе на этнической почве.
И надо сказать, что эти противоречия, в том числе по этническому принципу, часто используются криминальными структурами в своих интересах. Идет прямая эксплуатация труда со стороны и отдельных криминальных структур, и коммерческих структур, что, наверное, должно быть, в конечном счете, отрегулировано.
Тем не менее, выходы. Вы знаете, что большинство населения, если бросать такой лозунг: \"Чего же вы хотите?\", многие горячие головы предлагают очень такие радикальные решения, абсолютно непродуманные, не имеющие отношение ни к экономике, ни к разумной жизни: ограничить въезд, запретить въезд, ввести институты прописки, выселить, отделить Кавказ, - я так называю, что у всех на слуху, - изгнать, чуть ли не уничтожить всех врагов.
Конечно, это глупость - подобного рода призывы или популизм даже. Серьезные политики позволяют себе увлекаться подобными вещами.
Конечно, ни о каком отделении никаких регионов не может, экономически невыгодно ни этим регионам, ни России в целом. Конечно, введение квот, запрета на въезд - тоже совершенно неприемлемая вещь, тем более, вы знаете, что и в Москве, и в России есть проблемы на рынке труда, то есть не хватает рабочих рук.
Создавать какое-то замкнутое пространство в России тоже абсолютно бесперспективно. Знаете вы примеры таких стран. Абсолютная глупость закрыться от всего сообщества, никого к себе не пускать. Но надо помнить, что у дипломатов, у юристов есть такое понятие \"реторсия\". Вы увидите встречное движение, то есть и вас никуда не пустят соответственно, и капиталы ваши будут подвергаться, даже если говорить о крупных коммерческих структурах, такой же дискриминации. Поэтому подобные вещи неприемлемы.
Что же делать в этом направлении? Работа понятна. Сейчас обсуждается немало документов, в том числе обсуждается стратегия национальной политики. Читали, наверное, многие об этом, выступления Президента этому посвящены.
Ожидание присутствует в обществе: сейчас включат рычаг, примут закон и все это будет решено. Конечно, здесь присутствует немало людей, которые на практике занимаются этими вопросами. Они прекрасно понимают, что это невозможно, что мы должны настойчиво работать по сближению людей - раз, вести разъяснительную работу, терпеливо обеспечивать взаимные компромиссы, обеспечивать законность, уважение ко всем людям. Это только единственный путь, по которому может пойти Россия.
Можно было бы проанализировать опыт зарубежных стран, опыт российский. Но должен вам сказать, что когда мы пытаемся сравнивать это дело, замечу вам, что опыт России гораздо более интересный и серьезный, чем может вам предложить любая страна.
Россия - место, где традиционно проживали многие народы. Москва - традиционно интернациональный город. Увидеть человека в тюбетейке, папахе - это норма вещей с древних времен. Никогда это ни у кого не вызывало удивления. И прекрасно мы знакомы с культурой всех этих стран. Все они нам родные и близкие.
Однако, как говорится, присутствует такой элемент разжигания межнациональных противоречий, приводя факты поведения неадекватного или неправильного поведения, вызывающего поведения со стороны определенных людей. Здесь ни в коем случае нельзя употреблять слова этносов: это абсолютная ерунда.
Почему? Потому что приходилось нам беседовать со многими представителями народов Кавказа, с их правительством, руководством. Во-первых, они сами глубоко возмущены подобным поведением - это раз.
Во-вторых, представьте себе, приезжает сюда молодой человек. Сколько стоит снять квартиру, ездить на \"Порше\", отмечать свадьбу в Москве. Догадываетесь, какие деньги. Знаете, сколько таких людей в Дагестане, в Чечне, кого упрекают в этом?
Во-первых, это единицы, это та самая \"золотая молодежь\", которая всегда традиционно ведет себя вызывающе, нахально, скажем так, везде. И задача общества - поставить их на место, всего общества. И никто не против ни на Кавказе, ни в каких-то других регионах, чтобы побороть это явление.
Поэтому распространять подобные вещи на представителей каких-то народов – это, как минимум, проявлять абсолютную неподготовленность в тех вопросах, которые мы обсуждаем.
С другой стороны, конечно, все общество должно бороться. Мы, к сожалению, отошли от этого. Кто часто бывает за границей, знает, что бросил окурок, реакция нормальная человека подойти к полиции и сказать: там идет товарищ, например Агеев, который бросил окурок. И покажут на тебя. И быстренько тебя поправят. Путь не сами, пусть через полицию.
К сожалению, у нас это пока не присутствует, но было бы хорошо, если бы это присутствовало.
В этой ситуации вызывают некоторое отторжение попытки такие включить гражданское общество в борьбе за общественный порядок, в том числе со стороны казачества. Я не берусь давать оценок, хорошо это или плохо, с казаками мы на эту тему говорили. Они говорят: мы не против кого, мы стремимся к тому, чтобы обеспечить общественный порядок. Неплохо было бы.
Это вызывало некоторое раздражение у кавказцев, они говорили: мы тоже можем. И ничего плохого нет в том, в каких формах, кто-то, где-то, как-то будет останавливать людей. Давайте посмотрим, к чему приведет.
Следующий аспект, который для нас важен, это сближение культур, то есть понимание культур. Сегодня в Москве мы проводим праздник \"Сабантуй\", вы знаете, традиционный татарский праздник. На нем присутствуют, страшно сказать, до 2 млн человек. Я сам не верил, но цифру мне передали. 150 тысяч одномоментно, с вертолета зафиксировала милиция, присутствовало на этом празднике. Праздник становится общегородским.
Никого уже не удивишь \"Наврузом\" в Москве. Наша задача, задача общества, сделать эти праздники интернациональными, чтобы мы понимали этот праздник, чтобы не было никаких неожиданностей или ожиданий.
Последние, особенно мусульманские праздники, вызывали некоторое удивление. И даже на тот же \"Сабантуй\", где мы выступали организаторами этого праздника, подошли ко мне и сказали: там баранов привезли, сейчас будут резать, польется кровь.
Подошли мы, татар спросили: «Ребята, вы резать их собираетесь?» - «Да вы что, - говорят, - мы наоборот имитируем животных, показать людям, посмотрите, какие красивые бараны».
Рассказали людям, объявили об том, что никакого жертвоприношения не предполагается: отдельные болеют за экологию, за животных. Нужна серьезная разъяснительная работа. И когда люди понимают, что и зачем происходит в городе Москве, уважение и к религиям, и к народам становится не меньше, а больше. В этом направлении у нас ведется достаточно большая работа.
Один из элементов, которые вызывают сложности, это образование. Здесь несколько путей.
Первый - это создание учебных заведений традиционных национальных или классов. Это путь, по которому мы сейчас идем, он присутствует, с одной стороны.
С другой стороны, присутствует, конечно, элемент, когда в школе присутствует отдельно класс для одного народа или для другого народа. Не всегда в школах создает правильное понимание, что для народа.
Я должен вам сказать, что мы тут анализировали как-то эту ситуацию на нашем Совете и были очень интересные вопросы. Наши представители национально-культурных объединений сказали, задали вопрос представителю Департамента образования. Это был первый заместитель: а вы можете назвать хотя бы одну школу, где отсутствует межэтнический компонент, где не присутствует? Он сказал: нет. Самый низкий процент присутствия других этносов - 40%.
По существу, все образование в Москве осуществляется на этой основе. Присутствуют все народы. Кстати говоря, никаких особенных проблем не вызывает.
Другое дело, что когда приезжают мигранты, не знающие языка, то это, конечно, трудность определенная. Но в первую очередь, их трудность. И задача всего общества и москвичей помочь им в том, где они хотят, интегрироваться в сообщество, то есть помочь изучить язык, помочь понять культуру, понять их культуру и добрососедствовать с ними на всем оставшемся протяжении.
Что ждет Москву в дальнейшем? Мы понимаем, что такой обмен будет идти, это норма вещей, это требование времени, от него мы никуда не уйдем, да и незачем от него уходить. Радоваться надо, когда все хотят приехать в Москву и реализовать себя. Значит, и у работодателей, и у Правительства Москвы есть выбор: могут пригласить и лучшие умы, и светлые головы, и золотые руки - все, что угодно.
Поэтому абстрагироваться от этого, кто призывает к тому, что как-то это ограничить, нет, это не путь. Нам надо развивать.
Традиционно упоминаю вам про молодежь. Это, конечно, в нашем деле всегда слабо звено. Люди молодые, не всегда сформировалось у них какое-либо мнение, твердая жизненная позиция, легко попадаются на ложные призывы, не всегда хорошо знают опыт предков. Напомню, что наши предки создавали эту державу, в общем-то, все вместе. И традиционно дружно и мирно жили.
Кто пытается вбивать клин, во-первых, вопрос, почему это происходит. Есть определенные силы, которым все-таки интересно, чтобы рознь в России расцветала. Вряд ли это у них получится. Но молодежь падка на различные экстравагантные выходки, которые им предлагаются. Видите, футбольные матчи и все, что угодно, разжигание. У меня даже это не укладывается в голове. Как можно болеть за иностранцев против родных клубов? Довольно странно это звучит для всех, кто чуть постарше или имеет какое-то уже утвердившееся мнение. Значит, бороться надо с этим. И я так скажу, что в этом направлении путь, конечно, понятен, что делать. И пройти по нему нам придется, и победа здесь для всех нас гарантирована.
Роль СМИ, о которых я упомянул на этой конференции, конечно, очень важна, потому что формирование общественного мнения во многом зависит от них.
Призывы. Все московское сообщество не довольно работой СМИ, откровенно вам скажу. Освещаются вопросы тенденциозно, однобоко и не ведут ни к чему хорошему. Вопрос: вы чего, - я имею в виду тех, кто это пишет, не все СМИ, конечно, а у кого так получается, - сеете рознь что ли или чего вы хотите добиться?
Освещение любых каких-то проявлений, та же стрельба или что-то в этом роде. Чего вы хотите добиться? Чего вы хотите от всего сообщества?
Есть другая, конечно, крайняя точка зрения - ничего не говорить никому, замалчивать все эти вопросы. Наверное, важно в этом деле прессе квалифицированно подходить и, как выясняется, не так-то много специалистов, которые способны писать на эту тему так, чтобы было интересно.
Нам откровенно на этой конференции сказали, что очень легко писать про кровь, размазанную по стенкам, мозги, выпущенные кишки. Все читают, интересно, публикации. Но не этого ждут, не это требуется на сегодняшний день.
Нужно уметь квалифицированно, правильно и красиво описать межэтнические отношения. Если возникают какие-то проблемы, то, наверное, нужно освещать их правильно. Не думаю, что раздутая ситуация с тем же борцом, чемпионом, и с этими выстрелами идет на пользу сообществу, с одной стороны.
С другой стороны, если так широко публиковать, то не надо забывать, что любой народ, если его в чем-то начинать обвинять, начинает защищаться.
Поэтому правильная форма защиты - это разъяснение, что это не позиция дагестанцев или азербайджанцев пострелять в Москве, не позиция бить и убивать людей всех. Кроме того, такие же случаи есть не только среди дагестанского борца, но и среди русских боксеров. Те как бы замалчивают. Это вызывает, естественно, обиду. Мы просили бы вас здесь все-таки содействовать становлению общества, развитию общества и этнических отношений, а не проводить в жизнь какие-то такие сенсационные, часто надуманные факты.
И в заключение скажу, что сегодня в России существует патриотизм всех народов. И все народы прекрасно понимают, что вместе жить легче. Поэтому мудрость народа, многовековой опыт межнационального общения, как я сказал, и предков, и нас - это образец для поведения и гарантия того, что наша страна переживет эти времена и уйдет в будущее с богатым прошлым. И многие у нас еще будут учиться становлению межэтнических отношений. Спасибо.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо.
Я предоставляю слово Ильгару Гумбатовичу Гаджиеву - руководителю Московского регионального отделения Общероссийской общественной организации \"Всероссийский азербайджанский конгресс\". Пожалуйста.
И.Г.ГАДЖИЕВ
Спасибо большое за предоставленное слово.
Во-первых, позвольте поприветствовать всех.
Уважаемый Олег Григорьевич,
Уважаемые участники \"круглого стола\",
Сегодня очень важный вопрос обсуждается. Сегодняшний вопрос нам всем очень близок, потому что повседневно занимаемся этими вопросами, проблемами.
Назвать, что нет проблем или сказать, что у нас все хорошо, конечно, еще рановато, но радует то, что сегодня действительно ведется в целом программная работа в направлении решения межэтнических проблем. И найти некое межнациональное согласие в городе Москве и пути решения проблем.
Естественно, проблемы существуют. Я хотел бы остановиться на проблеме даже сегодняшнего нового закона, который обязывает трудовых мигрантов получить некие разрешения, для того чтобы трудоустроились или получили работу по некоторым сферам. Это сфера торговли, сфера обслуживания. В принципе практически охватывает все сферы.
Действительно, с одной стороны, это радует, потому что это не только российская практика. Во всем мире есть практика определенная, что трудовой мигрант, который собирается приехать в ту или иную страну, однозначно должен подготовиться, потому что там надо знать элементарно язык, чтобы общаться, чтобы при желании оказать услугу, чтобы было комфортно, кроме того, еще и защищая свои интересы.
То есть каждый мигрант, который приезжает, живой человек, имеет право на болезнь, имеет право на защиту. Однозначно, как раз с этими проблемами в России наши мигранты, к сожалению, тоже сталкиваются.
Поэтому я, конечно, поддерживаю такое отношение, поддерживаю в плане того, что это даже и полезно для тех мигрантов, которые собираются приехать в Россию.
Но, конечно, я считаю, что здесь, прежде чем ставить какие-то рамки и требовать, я думаю, надо еще создать условия для того, чтобы трудовые мигранты могли, конечно, здесь на российском рынке были обеспечены некими важными моментами, которые я хотел бы перечислить.
Конечно, для того чтобы принять мигранта, а это гость, который приезжает или собирается приехать в Россию, в Москву, для того чтобы трудоустроиться, мне кажется, надо создать действительно условия. Условия для того, чтобы этот трудовой мигрант относился к нам, местным жителям, также уважительно и чувствовал некое взаимопонимание, взаимоуважение. И, естественно, я думаю, это тоже будет неким образом обязывать трудового мигранта, который собирается или уже трудится в нашей стране.
Потому что столько, сколько мы сталкиваемся с этими проблемами, они своим незнанием, даже нескольких слов, которые требуются, я думаю, что за несколько месяцев это можно выучить, затрудняют общение в диалоге и это раздражает, естественно. И тут получается некий конфликт, и на базе этого действительно возникает некая, это не совсем приятно, но нетерпимость. Слово как-то не нравится, но мы пользуемся этим словом.
Нетерпимость возникает, конечно, в сталкивании с этими мигрантами, когда они не могут объяснить, что они хотят.
Что касается, конечно, нужды. Я не хочу повторять, что говорил уважаемый Олег Григорьевич. Действительно Россия нуждается в трудовых мигрантах, а также Москва сегодня нуждается в трудовых мигрантах.
Но, как мне кажется, мы должны более серьезно подойти к этому вопросу и подготовить базу возможности приема мигрантов, то есть общежития, временные дома приемов, где они будут приниматься и дальше, естественно, контроль. Потому что я ехал сейчас по дороге, слышал, уже говорят о том, что эти сертификаты будут продаваться. То есть я имею в виду какие-то коммерческие структуры, если возьмутся за выдачу этих сертификатов по знанию русского языка, естественно, это будет очередная возможность для того, чтобы просто заработать, набить кое-кому карман.
Конечно, если это будет контролироваться, то это будет правильно. Как мы сегодня чувствуем, в этом сегодня есть необходимость. Я думаю, это будет полезно и тем мигрантам, тем странам, которые направляют сюда мигрантов, и нам, стороне принимающей, то есть России, где будут они себя чувствовать комфортно.
Я хотел еще остановиться на этнокультурном образовании, что для нас тоже немаловажно. Сегодня, естественно, по новому закону, что принимается, этнокультурных школ не будет в России, потому что все школы будут средними школами. Была проработана программа по изучению, по адаптации детей мигрантов, сейчас будут они приниматься в общеобразовательные школы.
Я не скажу, что этих школ было много, они спасали ситуацию. Но сегодня, конечно, было сказано, почти во всех школах по Москве одновременно с москвичами в классах учатся дети, которые практически очень мало знают историю и даже элементарно не знают язык должным образом, но им приходится садиться в классе за одну парту с теми, кто подготовлен к первому классу.
Поэтому, конечно, я считаю, что тоже надо обратить внимание нам, потому что если мы принимаем мигрантов, то надо думать и о детях. Нет такой школы в Москве, которую Департамент образование не обязывал, чтобы этих детей не принимали в школу.
Поэтому, мне кажется, надо при школах тоже детей мигрантов подготовить к первому классу. То есть они должны пройти некий курс подготовки при школах, для того чтобы их было принимать в первый класс и во все другие классы. То есть они должны пройти некую подготовку, прежде чем пойти по возрасту в первый класс.
В целом сегодня радует нас то, что сегодня ведется работа и очень серьезно подходят к вопросу межэтническому и межнациональному, так как Россия многонациональная, многоконфессиональная страна.
Естественно, здесь национальный вопрос один из важных вопросов, можно сказать. Сегодня мы это чувствуем - отношение руководства страны, отношение руководств города, что у нас сегодня в Москве Дом национальностей, создается филиал в Санкт-Петербурге - Дом национальностей открыли.
Конечно, есть вопросы, проблемы. И это радует, что к этому вопросу сегодня подходим очень плотно.
Еще в заключение я хотел сказать, что сегодня, конечно, от нас тоже очень многое зависит:от руководителей диаспор, от каждого гражданина, также и жителей города Москвы, также граждан России. Каждый из нас должен делать, поддерживать и помогать по всем тем законам, которые в целом издаются, в целом проводятся в том направлении, которое поддерживает межнациональный мир, поддерживает межнациональные отношения. Каждый из нас, я так считаю, должен в свою очередь работать в этом направлении, поддерживать и, естественно, подготовить не за один день. Как сказал Олег Григорьевич, можно все это приводить в порядок, но настроить в целом себя на то, чтобы поддержать начатую эту программу руководством страны, а также городом - жить в мире и создать комфортные условия для всех.
Спасибо за внимание.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо большое.
Я предоставляю слово Елене Ивановне Минилбаевой - заместителю руководителя региональной общественной организации \"Землячество Марий Эл\".
Е.И.МИНИЛБАЕВА
Добрый день.
Я очень рада, что сегодня в Москве проходит такой \"круглый стол\", посвященный, несомненно, такой очень болезненной теме, как межнациональные отношения.
Дело в том, что в обсуждаемом сейчас проекте стратегии очень много говорится о гармонизации межнациональных отношений. Спору нет, намерение благое, и говорится об этом много. Но как бы не получилось так, как было с реализацией концепции национальной политики, которую, как мы помним, принимали и обсуждали очень долго. И даже было принято обеспечение, пока что, конечно, на словах, но к сожалению, мало что было выполнено.
Поэтому хотелось обратить внимание на то, что в свете реализации Стратегии по национальной политике РФ именно в Москве был показан пример разработки фактической программы действий по реализации основных положений Стратегии с финансированием. Чтобы было понятно, кто за что отвечает, кто что должен делать и каким образом должны взаимодействовать многочисленные городские организации и службы.
Теперь я хотела бы перейти к теме о том, что в Москве можно было бы действительно показать образцовый пример взаимодействия между разными этническими организациями.
Одно из основных положений Стратегии касается скрепляющей роли русского народа. Спору нет, это справедливо. И действительно мы, националы, живем в русскоязычном большинстве.
Но в то же время мы видим, что в Москве есть разделение на национально-этнические организации и русскоязычные землячества. Национально-этнические организации объединяют в основном выходцев из национальных регионов России. Землячества в то же время объединяют выходцев из русскоязычных регионов. И, как правило, землячества у нас русскоязычные.
Да, я согласна, что землячества нацелены на выполнение определенной роли, это работа с регионами, но в то же время они москвичи, и их потенциал для работы в Москве совершенно не задействован.
Поэтому наши предложения заключаются в том, что мы хотели бы, чтобы эти два крыла межрегиональной и межнациональной политики были объединены. Естественно, будет очень много противников как со стороны землячеств, так и со стороны национально-этнических объединений.
Но если посмотреть честно правде в глаза, разве не так часто наши обсуждения выливались в канитель вокруг одной, допустим, горячей темы. Конечно, когда есть горячие темы и есть обсуждение, было естественным заострить на это внимание, но когда все совещание посвящено одной-двум темам, это тоже неправильно.
И к тому же обсуждение наших национально-этнических проблем без главных его участников - представителей русских, русскоязычных этносов - тоже грешит какой-то недоработкой и незрелостью. Потому что, с одной стороны, мы говорим о своих проблемах, совершенно не зная в то же время, как себя чувствует русскоязычный этнос в Москве и что о нас думают наши ближайшие соседи. И в то же время остаемся непонятыми русскоязычным большинством, на основе чего и возникают разнообразные легенды о всяких разных перекосах в национальной культуре народов, которые населяют Москву.
Поэтому мы считаем, что такое объединение было бы действительно действенным шагом. Во-первых, позволило бы реализовать основные положения стратегии, во-вторых, позволило бы нам взглянуть на национальную ситуацию в Москве не только глазами нас, националов, но и еще глазами русскоязычного этноса.
И еще одно очень важное соображение. Поскольку землячества ориентированы действительно на работу с регионами, а основные и уродливые самые проявления шовинизма, в том числе и русского национального шовинизма, замечены именно в регионах, то такое объединение позволило бы нам понять друг друга и позволило бы транслировать через эти землячества тот образец позитивных взаимоотношений, которые выработали бы мы здесь за одним общим \"круглым столом\".
Это предложение основано не голословно. За нашими плечами, плечами землячества Марий Эл, 11 лет успешной работы. И в наших рядах объединены выходы этнические Марий из 10 регионов России и русские выходцы из Республики Марий Эл.
То, что мы прекрасно и успешно сотрудничаем и взаимодействуем, говорит и то, что президент нашего землячества Марий Эл русский - исполнительный директор Марий Эл.
И у нас этот момент, когда мы прекрасно понимаем друг друга и прилагаем все наши силы для того, чтобы здесь сохранить марийскую культуру и в то же время делать это на лучших образцах показа нашей национальной культуры, распространения знаний о нашем народе. Это тоже заслуга того, что мы объединены не только по этническому, но и земляческому принципу.
Поэтому я бы хотела, что бы это предложение было зафиксировано и обязательно рассмотрено департаментом. Спасибо.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо, Елена Ивановна.
Я предоставляю слово председателю Союза студенческих землячество Кантемиру Исхаковичу Хуртаеву.
К.И.ХУРТАЕВ
Спасибо большое.
Уважаемые коллеги, Олег Григорьевич, я всех приветствую.
Тема моего выступления: \"Развитие межнационального взаимодействия, профилактика экстремизма в молодежной среде\".
Некоторые тезисы моего выступления вы сможете наблюдать на данном мониторе, а также кое-какие фотографии.
На самом деле, действительно очень актуальная тема. И тому свидетельства события последнего времени, последних двух лет, такие громкие события, как Манежная площадь, дело Расула Мирзоева, стрельба и т.д.
Мы видим, как планомерно, но верно ситуация в сфере межнациональных отношений ухудшается, нагнетается и происходит такое взаимное озлобление.
И здесь наше глубокая уверенность, что это не естественный процесс. Во многом это вещь, которая обусловлена какими-то искусственными силами, которые целенаправленно таким образом решают свои какие-то задачи. И ноги здесь могут расти из-за рубежа.
Россия - многонациональная и многоконфессиональная страна. И вопросами межнационального мира и согласия является суверенитет образующими. И здесь понимание данного фактора обусловило в последнее время и возникновение Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации, и разработка Стратегии государственной национальной политики. И в данном случае по этому вопрос, на самом деле, очень важен.
По нашему мнению, существует множество факторов, которые усугубляют межнациональные отношения. Но среди наиболее таких важных мы бы выделили две группы факторов, которые можно разделить на искусственные факторы и естественные, объективные факторы.
К искусственной группе факторов мы бы отнесли деятельность ряда СМИ и деятельность ультранационалистических общественных организаций, которые целенаправленно расшатывают ситуацию.
Что касается СМИ, я думаю, сегодня об этом много говорили, это главный катализатор, который усугубляет межнациональные отношения, рождает межнациональную ненависть и т.д.
Я приведу просто один простой пример, и тут сразу станет понятно, как это происходит.
В августе месяце в интернете в \"Благосфере\" на блоге одного молодого человека из Краснодарского края появился материал, в котором он в красках описывал, как в его родное село зашли строители из соседнего поселка, чеченцы и дагестанцы по национальности, пьяные, а это был месяц Рамадан, священный для мусульман месяц, и начали избивать всех подряд: женщин, детей, беременных женщин, стариков. И все это было расписано в красках, что, конечно, переполняло эмоциями даже самих кавказцев, которое это читали.
Тут же это переопубликовала \"Русская служба новостей\", тут же это переопубликовало \"Эхо Москвы\", в интернете поднялся вой, опять же кавказофобские настроения, это рождение межнациональной ненависти, началось разбирательство. И выяснилось, что данный молодой человек, который это разместил, действительно с кем-то повздорил, со строителями, существующими в реальности по соседству, тоже чеченцами, дагестанцами, с кем-то подрался. И чтобы отомстить, написал вот такой материал и закинул в интернет. То есть это все оказалось выдумкой.
С ним будут разбираться, он получит свою какую-то статью, я не знаю. Но какую ответственность понесут за это СМИ, которые опять толкнули наше общество на грань межнациональной вражды.
И таких примеров, на самом деле, масса. И в данном случае здесь нужна работа системная. К сожалению, силами общественности это невозможно сделать. Были неоднократные попытки регулировать действия СМИ, и был создан Общественный совет при телевидении, который двигали такие мощные институты, как Русская православная церковь и Совет Федерации.
Однако даже такие институты оказались бессильны против деятельности средств массовой информации, которые имеют более сильных покровителей, очевидно.
Второй фактор. Понятно, это деятельность таких провокационных националистических организаций, к которым еще недавно относилась, сейчас перестала существовать, организация типа ДПНИ, тенденциозно освещающая на своих ресурсах всех события, связанные с мигрантами, с кавказцами, освещая все самое плохое, искажая, преувеличивая. И тут же их активисты появлялись там, где возникал какой-то конфликт, начинали будоражить общественность, настраивая против мигрантов и кавказцев.
И это, конечно, тоже вносит свою лепту в усугубление межнациональных конфликтов.
Ко второй группе факторов относятся объективные факторы. Нельзя сказать, что все искусственно и все в нашей стране спровоцировано кем-то. Естественно, имеются предпосылки. И если бы их не было, наверное, и невозможно было бы искусственно что-то спровоцировать.
Главная предпосылка - это сильное социальное расслоение в нашем обществе, это ржавость социальных лифтов, это слабые перспективы для самореализации молодежи, отсутствие равных возможностей.
Не знаю, кто экономисты, понимают, что индекс Джини в нашей стране в 2010 году был 0,420. То есть это огромное расслоение. Разница между 10% самых богатых и 10% самых бедных в России составляет от 35 до 40 раз. В советское время этот показатель был всего лишь 4 раза. Это, наверное, самый маленький показатель во всем мире был. Только скандинавские страны приблизились к такому справедливому распределению ресурсов. В Советском Союзе это было.
Сейчас же такое расслоение, которое приводит к тому, что очень часто социальный протест умело канализируется в национальный, то есть приобретает другие окраски.
Второй очень важный фактор - это фрагментарность культурного и информационного пространства. То есть здесь, как правильно сформулировать, я не знаю, отсутствие что ли единой идеологии, единой какой-то воспитательной политики в вузах, разные ценности.
Это приводит к тому, что, например, ценности, интересы и убеждения молодежи, живущей в Центральной части России, и ценности, интересы и убеждения молодежи, живущей на Северном Кавказе, абсолютно разные, абсолютно разные интересы.
И поэтому, когда они попадают в единую среду обитания, они между собой не общаются, потому что у них нет общих интересов. Здесь возобладает этническая общность, люди тянутся к своим землякам.
Если бы были какие-то общие интересы, какие-то общие ценности, то они бы возобладали над этнической общностью, и не было бы такой этнической сегрегации и обособления молодежи.
Третий важный момент - это отсутствие системной и массовой работы в вузах и школах, чем раньше занимались пионерские и комсомольские организации. Через пионерскую организацию и комсомол в советское время проходило до 80% молодых людей, которые, на самом деле, проходили настоящую школу и выходили уже с определенным мировоззрением, с определенной сформированной гражданской позицией. Она была там своя, конечно, в советское время, но была системная работа.
После развала Советского Союза и уничтожения пионерской и комсомольской организаций расчет делался на общественные организации, которые должны были восполнить эту функцию. Однако это не произошло.
Сегодня общественными организациями охвачено 10-15% молодых людей. Они не пользуются таким большим интересом и спросом. В этой связи это отдано на откуп вузам и школам, каждый занимается этим, как может. Где-то получается успешно эти вопросы решать, в том числе интернационального воспитания, вопросы патриотического воспитания и т.д., где-то это вообще не получается, в каких-то вузах. Разнобой.
И здесь нужна какая-то единая работа, какая-то единая методология, единый подход по всей стране.
Это наиболее важные факторы, решая которые, можно продвинуться в этом отношении и добиться существенных успехов в гармонизации межнациональных и межэтнических отношений.
Следствие, к чему приводит такая ситуация, когда молодежь, например, приезжает на обучение в город Москву, то, как правило, она тянется к своим землякам, потому что с ними уютно, комфортно, интереснее, формируются такие неформальные сообщества земляческого характера. Как правило, они формируются в вузах.
Сталкиваясь с какими-то фактами ксенофобии, дискриминации, которые имеют место быть, что скрывать, единично и даже очень часто, читая интернет, в них начинают бродить какие-то экстремистские настроения. Они радикализируются, они не чувствуют свою сопричастность, если не проводить с ними вовремя системную работу, если их не вовлекать в какие-то проекты и мероприятия, если их не задействовать в чем-то. И тогда, конечно, ситуация немножко иная.
И когда эти представители земляческих сообществ сталкиваются с другой крайностью, это малообеспеченная молодежь местная из Москвы и Подмосковья, которая имеет тоже свои определенные недостатки, то возникают массовые межнациональные конфликты. На Манежной площади были в 2007-2008 годах, периодически возникают.
Очень часто между собой представители земляческих сообществ, особенно кавказских, делят что-то. Часто эти конфликты обусловлены историей взаимоотношения между народами, какими-то конфликтами вооруженными, имевшими место быть на родине, сегодня они транслируются сюда, когда представители молодежи сталкиваются.
Поэтому если с ними не проводить системную работу в вузах и школах и в целом не проводить работу, то проблема решаться не будет.
Какой выход? Выход, как мы уже при поддержке Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями года три как реализуем некий подход, который у нас выразился в создании организации \"Союза студенческих землячеств\".
Его суть заключается в том, что мы начали создавать в московских вузах интернациональные структуры студенческого самоуправления. Они где-то называются Клубами интернациональной дружбы, где Советами землячеств, где-то Палатой национальностей.
Создавая структуры в партнерстве с вузами, потому что Союз землячеств возник на основе решения президиума Совета ректоров Москвы и Московской области, мы вовлекаем туда лидеров разной национальности, потом объединяем эти структуры на уровне города. И на базе этих структур проводим комплекс мероприятий, направленных на знакомство и сближение молодежи разных национальностей через проекты мероприятий.
Дальше я бы хотел вам показать, какие проекты мероприятий мы только не то, что в этом году, за лето и осень реализовали, потому что весной мы реализовывали больше.
10 декабря у нас состоится в этом году Московский фестиваль национального юмора \"Все свои\". Это фотографии с прошлогоднего Фестиваля. Здесь Фестиваль представляет собой конкурс как среди национальных, так и интернациональных команд КВН, победители которого получают ценный приз. Задач состоит в том, чтобы через юмор объединить, сблизить молодежь, через юмор высмеять существующий негативные стереотипы.
Фестиваль получается все два года весьма успешным, он пользуется большим спросом у молодежи, туда приходят, всегда ажиотаж. Вот фотографии. Вот наш уважаемый Олег Григорьевич.
Второй проект, который реализуется при поддержке также Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями. Мы его реализовали осенью, называется \"Развитие межнационального взаимодействия и подготовка медиаторов межнациональных конфликтов\".
Его суть заключалась в том, что мы в московских вузах проводили лекции, мастер-классы и \"круглые столы\" с участием, во-первых, лидеров общин и диаспор, во-вторых, лекции проводили сотрудники Института этнологии и антропологии - Зорин Владимир Юрьевич. Он там дальше будет.
Также во встречах принимали участие известные общественные деятели со студентами. Вот Владимир Юрьевич Зорин, вот лидеры, на фотографии один из них - это член президиума Совета по делам национальностей Паев Обузит, он тоже член Совета, Халидов, это встреча в Университете нефти и газа со студентами, это МИСИ, это Медицинский, 2-й Мед, это тоже фотографии с разных встреч.
По результатам встреч мы отобрали где-то порядка 70 молодых людей и вывезли их на отдельный семинар-тренинг. На семинаре-тренинге они более углубленно изучали вопросы межкультурного взаимодействия, этнокультурного многообразия, национальной политики. И в последующем это будут те ребята, на которых мы будем опираться при работе в вузах.
Это \"круглые столы\", которые мы тоже делали в вузах. Это уже выездной семинар-тренинг, выступает Игорь Михайлович Кузнецов на семинаре-тренинге. Эт
Следующий проект также при поддержке департамента мы реализовали. Называется клуб молодых журналистов-блогеров. Это как раз к вопросу о работе со СМИ. Дело в том, что мы можем бесконечно много говорить, что телевидение у нас плохое, газеты плохо пишут, но надо что-то делать.
Сегодня вся молодежь в социальных сетях. Это блоги, блогосферы и социальные сети. И мы решили работать именно в этом направлении. Провели конкурс молодежной публицистики, называется \"Россия наш общий дом\". Через него отобрали 15 молодых ребят. Ребята прошли специальный образовательный курс месячный, где их обучали вопросам контрпропаганды, теории журналистики, основам межнациональных, федеративных отношений, основам работы в социальных сетях и блогосфере. И сегодня этим ребятам будет ставиться задача вести мониторинг социальных сетей, блогосфер, и периодически вести там работу, писать, вести какую-то контрпропаганду. Контрпропаганду экстремистских идей, контрпропаганду ксенофобии, и так далее.
Здесь подводятся итоги конкурса, там сидят победители. Далее они будут проходить курс.
При поддержке Департамента физической культуры и спорта города Москвы нами был также запущен проект, который называется \"Бесплатные тренировки по боевому самбо для всех желающих\". Вид спорта пользуется огромным спросом, потому что это боевые единоборства, которые бесплатно в Москве практически нигде не преподаются. Они стали популярны в связи с деятельностью Федора Емельяненко. И единоборства, по-моему, становятся популярными. Но бесплатно преподают только те виды спорта, которые входят в Олимпийскую программу. В этой связи мы открыли, и даже не ожидали такого ажиотажа. Там наплыв оказался огромнейший. Сегодня у нас 3 группы, в каждой тренируется по 70-80 человек два раза в неделю. И самой разной национальности.
Вот, вы видите, это Ленинградское шоссе, 34, метро Динамо. Вот тренировки. Вот ребята наши.
Также при поддержке Департамента физической культуры и спорта мы провели турнир по мини-футболу, это было в октябре, в 20-х числах, точно дату не помню, турнир по мини-футболу.
Летом мы делали выездной форум, где также ребята были разной национальности. Это Российский конгресс народов Кавказа при нашем участии, мы там тоже активно принимали участие. На Домбае порядка 200 человек были из Москвы, из остальной России, разной национальности. Цель та же, знакомство, сближение, общение, разрушение стереотипов, живое общение, которое помогает решить многие проблемы.
Следующий проект - это \"Московский просвет\". При поддержке Департамента семейной и молодежной политики мы реализовали. Полторы тысячи человек приняло участие. Это экскурсии, музеи и театры, а также обзорные экскурсии по Москве. Позволяют приобщать молодежь к культурным ценностям столицы, знакомиться, как-то поднимать культурный уровень. Потому что, если в корне посмотреть, многие проблемы именно из-за низкого уровня культуры. И мы эти все проекты будем дальше продолжать.
Вот, собственно говоря, и всё, что мы делаем. Спасибо.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо.
Паршин Максим Викторович, руководитель службы региональных связей отдела Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества. Пожалуйста.
М.В. ПАРШИН
Здравствуйте, дорогие друзья!
Я рад вас сегодня всех поприветствовать. Вижу очень много знакомых лиц по межрелигиозному диалогу.
Уважаемый Олег Григорьевич, уважаемые коллеги,
Хотел бы поддержать предыдущих выступающих в отношении высказывания по поводу профессионализма СМИ. К сожалению, сегодня мы наблюдаем такую ситуацию, когда некий бытовой конфликт, возникший между представителями разных этносов, зачастую непрофессиональными журналистами интерпретируется, как межнациональный. Это выставляется в Интернет. А поскольку сейчас у нас общество информационное и информация распространяется буквально молниеносно, это может вызывать очень негативные тенденции.
На наш взгляд, при разработке национальной политики очень важно помнить, что все мы разные, что все мы различаемся культурой, языком. В этом наше богатство, но это богатство может быть использовано как во благо нам, так и во вред тем людям, которые противостоят Российскому государству как изнутри, так и снаружи.
Разделение у нас возникает тогда, когда нет понимания друг друга, когда вследствие недопонимания культуры или отсутствия у сторон конфликта, возникает некий прецедент, некая конфликтная ситуация, которая уже дальше развивается, как снежный ком.
В Церкви нет той или иной национальности. Как ещё 2000 лет назад говорил апостол Павел: нет ни иудея, ни эллина, но везде Христос. Поэтому церковь старается поддерживать все народы в той или иной степени. На прошлой неделе Святейший Патриарх встречался с полномочным представителем Президента по Дальневосточному Федеральному округу. Очень остро в регионах этого округа стоит вопрос поддержки малых коренных народов, потому что эти народы, численностью менее 50 тысяч человек, и многие из них находятся сейчас фактически на грани вымирания. Из некоторых народов просто остались единицы. Угрозы, которые сейчас перед ними стоят, - это спивание, фактически безработица, отсутствие занятий у них в регионах.
Церковь с точки зрения общественно-государственных интересов, как общественный институт, также участвует в различного рода дискуссиях. В том числе и в дискуссиях по межнациональным вопросам. Очевидно, что с точки зрения государственных интересов очень важна поддержка именно русского народа. Участвует церковь и в работе разного рода общественных советов и комиссий, в том числе взаимодействует с государственными структурами. В качестве примера можно привести комиссию по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Туда входят многие из здесь присутствующих моих коллег. Возглавляет эту комиссию отец Всеволод Чаплин.
И вот некоторые идеи, которые возникли в ходе работы данной Комиссии.
Усилить наказание за вовлечение в бытовой или экономический конфликт дополнительных участников, мобилизованных по этническому признаку или по признаку принадлежности к политической или иной группировке - болельщики и так далее.
Второе. Изучить вопрос об усилении наказания за оскорбление по национальному признаку, оскорбление религиозных чувств граждан и осквернение почитаемых ими предметов, мест, зданий, символов.
Третье, о чем я уже говорил. Пресечение использования СМИ и социальных сетей для разжигания межнациональной розни и межрелигиозных конфликтов вплоть до приостановления деятельности СМИ за обнаруженные на Интернет-порталах ссылки на экстремистские материалы.
Четвертое. Призвать органы государственной власти уделять должное внимание проблематике интеграции, адаптации мигрантов и внутренних переселенцев, в том числе привлекая для этой работы религиозные организации, уже имеющие соответствующий опыт.
Необходимо обучать мигрантов русскому языку, знакомить с культурой, вовлекать в российскую общественную жизнь, знакомить с религиозными традициями нашей страны.
Если остановиться более подробно на теме миграции, то нужно сказать, что при поддержке Русской православной церкви был разработан проект по интеграции трудовых мигрантов в российское общество. Он предполагает вовлечение как внешних переселенцев, так и переселенцев внутренних в некие просветительские программы, просветительские курсы, которые направлены на изучение, или повышение грамотности по русскому языку, по русской культуре, изучению отдельных моментов Права миграционного, а также истории Российского Государства. Данный проект получил финансирование по президентскому гранту. Дальше он будет развиваться по федеральным округам и регионам. В данном случае уже проведены переговоры и с Администрацией Санкт-Петербурга. Мы надеемся, что Департамент межрегионального сотрудничества также поддержит эту инициативу. Мы приглашаем к сотрудничеству национальные объединения, объединения землячеств, традиционные религии. Будем рады всех видеть в рамках этого проекта.
Нужны конкретные программы и проекты по гармонизации межнациональных отношений. Вот те проекты, о которых рассказал Кантемир несколько минут назад, очень важны. И мы считаем, что таких проектов должно быть как можно больше. Поэтому призываем всех активнее включаться в эти процессы. Спасибо.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо.
Я предоставляю слово Джамалову Полату Онеровичу, руководителю региональной общественной организации \"Казахская региональная национальная культурная автономия города Москвы\".
П.О. ДЖАМАЛОВ
Спасибо.
Добрый день.
Я, может быть, выскажу несколько другую точку зрения на ту проблематику, которая нас сегодня собрала здесь.
Вы знаете, у меня такое ощущение. Я соучаствую в деятельности, в этой сфере уже не один десяток лет. Мы слишком политизированы, со всем тем, что связано с нашей этничностью. Понимаете, это уже становится таким брендом определенным нашего политического, нашего социального поля. И проявляется это всё и через средства массовой информации, и через всякие, в том числе и наши сегодняшние собрания, которые потом предстают, как в результате, в виде всяких заключений, резолюцией, а зачастую и документов официальных.
Ведь по сути дела, вот мы, наша сегодняшняя тема - это Москва. Так что происходит в Москве в сфере межнациональных отношений и что надо делать, чтобы решить имеющиеся проблемы? На самом деле серьезная проблема, которая существует в сфере человеческих отношений, не только межэтнических. Потому что все мы носители той или иной этничности. Хотим мы это или нет, это заложено у нас природой.
Проблемы, какие? Во-первых, Москва очень не простой для проживания город. Если взять структуру населения Москвы, то это есть собственно москвичи, те, кто здесь родился, вырос. Это есть очень большой сегмент приезжих, которые в свою очередь тоже делятся на наших соотечественников, я имею в виду граждан Российской Федерации, и на иностранцев. И, конечно, подход различный к тому, чтобы решать те вопросы, которые связаны с их пребыванием. Одно дело это Конституция Российской Федерации, которая гарантирует определенный комплекс прав для граждан Российской Федерации. И эта, так называемая, миграционная политика, которая, с моей точки зрения, к сожалению, по большому, сегодня отсутствует. Системная, грамотная миграционная политика. Этому много причин.
И вот мы сегодня должны каким-то образом понять, что нам делать, чтобы то, что нам мешает относиться друг к другу как к представителям разных народов, разных этносов, как-то убрать, минимизировать. Просто все мы люди. Понятно, очень много вокруг нас происходит такого, что нас раздражает, усиливает агрессию по отношению к некоторым из моего окружения, из нашего окружения. Здесь очень много таких причин, источников этого раздражения. Это, в первую очередь, наша социальная картина, общегосударственная, московская картина. Это наша общая, я бы не сказал, что она такая уж придуманная, искусственная. Это неуверенность в завтрашнем дне, что будет с нами, что будет с нашими детьми. Это же всё накладывает определенную тяжесть психологического груза на нас на всех.
Почему-то в средствах массовой информации, в первую очередь, и в наших таких комментариях, почему-то любой момент, любое событие, любое проявление какого-то несогласия друг с другом сразу приобретает оттенок межэтнического. Это не потому, что есть некие разногласия между Ивановым, Джамаловым или ещё кем-то. Это сразу приобретает оттенок межэтнический. А почему? Да, потому, что все мы представляем какой-то свой этнос. Мне кажется, что это абсолютно неверно, абсолютно неправильно. Мы должны как-то от этого уходить.Мы захлебываемся в этом компоте межэтнических взаимоотношений.
То, что касается Москвы. Да, есть гражданское общество, есть власть. Проблем очень много в Москве. Я не об этом. А о том, чтобы эта наша психологическая атмосфера, чтобы этот климат, в котором мы здесь находимся, чтобы он, всё-таки, нес какой-то позитив для каждого москвича. И не только москвича, но и гостя, который сегодня по тем или иным обстоятельствам, в силу тех или иных причин оказался здесь в Москве.
Возьмем мигрантов. Тоже надо дифференцированно подходить. Есть люди, которые приехали сюда, чтобы просто заработать. Москва дает такую возможность. И этим людям не до того, чтобы сидеть и изучать, в какую среду он попал, как ему здесь адаптироваться. У него есть определенная цель, ему дают какой-то инструментарий, чтобы он смог эти свои проблемы, эти свои задачи решить. А вот до того, как у него складываются эти взаимоотношения, он чувствует враждебность. Поэтому, конечно, он настораживается, конечно, срабатывает инстинкт самосохранения. А здесь работает стадное чувство, о чем говорил Кантемир. Это, как бы, кучкуются по этническому принципу. Это заложено природой, понимаете?
Приехав из аула, или из кишлака ... А это была целенаправленная политика, везти сюда молодежь из Средней Азии безграмотную. Потому что из этой молодежи легко сделать рабов, что мы сегодня и наблюдаем. Бизнес у нас криминальный. Отсюда мы должны исходить, что и мигрантская среда у нас, мигранты, они попали в эту криминальную среду. Отсюда и много очень издержек, и неприятностей, которые проистекают из этой мигрантской среды.
Взять взаимоотношения между русским этносом и другими этносами. Россия - федеративное государство. Есть области - субъекты Федерации, и есть субъекты Федерации - национальные республики, национальные округа. Тем самым подчеркивается историческое происхождение Российской Федерации, как государства федеративного, многокомпонентного, многонационального, полиэтнического, поликультурного. То, что определяется некоторыми экспертами на Западе, как кризис мультикультурализма. У нас поликультурность - это наше природное. У нас государство формировалось, как поликультурное, мультикультурное. Были разные периоды в этой истории. Почему-то мы всегда вспоминаем только то, когда нам было всем плохо. И то, что нас разделяло. А ведь были же целые периоды гармоничного, нормального сосуществования, сожительства. Собственно Россия поэтому и сохранилась и сохранились народы, которые вошли в состав России, в состав российского государства.
Мы возьмем Москву. Где у нас здесь проявляются федеративные отношения? Нет. Москва - это столица нашего государства. И как проявляется здесь наша полиэтничность? Через культуру. И только через культуру. Все остальные вопросы, связанные с экономикой, с политикой в хорошем смысле слова политика, они никак не связаны с этничностью в Москве. То, что здесь обсуждается, это от лукавого межэтнические отношения.
Что надо сделать, чтобы повысить градус солидарности, градус сожительства нормального, позитивного сожительства в Москве? Это, в первую очередь, надо работать в сфере культуры, в сфере образования. У нас в средней школе что происходит? Реформа, за реформой. А в результате, я уж не знаю, говорят \"ниже плинтуса\". Я уж не знаю, плинтусы они тоже разной высоты. Но у нас образование, как образование, которое дает ребенку, школьнику, подростку, молодому человеку определенное представление об окружающем мире, сегодня не выполняет эту функцию, эту задачу. Зачастую у нас представление о России – это территория только Москвы и Московской области, где находится дача моих родителей или дача моих родственников. Всё. Больше России нет.
Можно неоднозначно оценивать период советского времени, но тогда школа давала тот базис знаний, тот базис понимания, когда вся страна, которая называлась Советским Союзом, воспринималась, как это твоя страна. И все народы, которые населяли территорию Советского Союза, они воспринимались, не как недруги, не как конкуренты, они воспринимались, как нечто единое, одна семья. Это утеряно, это потеряно. Отсюда и эти всякие спекуляции.
Каждый народ имеет право чувствовать себя великим. У него есть все основания считать себя великим. В чем же его величие? А величие его, в первую очередь, в культуре, в истории этого народа. И народ становится более великим, если его культура становится достоянием других народов.
Роль русского языка, а через язык русский и роль русского народа в истории становления Российского государства, в истории сегодняшней нашей - да никто её не оспаривает, ребята! И никто не умаляет этой роли!
Я не понимаю этого тезиса, что отдельно взятый этнос сегодняшней нашей России, он должен быть наделен какими-то преференциями дополнительными. Я этого не понимаю. Мы все граждане Российской Федерации. И мы все защищены Конституцией. Государство обязано выполнять всё то, что заложено Конституцией. Другой разговор, это как оно выполняет, как оно справляется с этим в Москве.
Национальные общности, они структурированы, уже лет 20 этой истории, в отдельные организации этнокультурные и так далее. В этом есть свой плюс и в этом есть свой потенциал. Когда решаются вопросы межкультурного взаимодействия, то, конечно, такие организации нужны, и они должны выполнять ту роль, для чего они и создаются. Но, ни в коем случае нельзя превращать эту деятельность в объект, в предмет политиканства.
У нас есть Совет при Правительстве Москвы. Мне кажется, в первую очередь нам надо, конечно, усилить роль Совета. Директивы Стратегии национальной политики, которая сегодня находится на рассмотрении в Администрации президента, определяют два момента, собственно, инструментарий, с помощью которого решается национальная политика. Это национальные республики, субъекты Федерации и это национально-культурные автономии, которые могут представлять этносы все. И не только имеющие свои государственные образованья в составе Российской Федерации.
В Москве это как раз тот самый прямой плацдарм, Москва, где национально-культурные автономии могут в полной мере на законных основаниях, есть законодательства соответствующие, решать эти задачи межкультурного взаимодействия. Вопрос в том, что все ли условия для этого предоставлены. Всё ли делается для того, чтобы эти организации могли реализовывать свой потенциал и решать те задачи, которые перед ними стоят.(продолжение в следующем окне).