Информационный Центр Правительства Москвы
09 июля 2025, среда, 17:59
Пресс-конференции

Пресс-конференция Александра Туника

22 ноября состоялась пресс-конференция председателя Комитета ветеринарии города Москвы Александра Николаевича Туника на тему: «Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в столице».

Пресс-конференция Александра Туника
Важное:

22 ноября состоялась пресс-конференция председателя Комитета ветеринарии города Москвы Александра Николаевича Туника на тему: «Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в столице».

 

Фото

 

Видео

 

 

 

 

 

Стенограмма

 

ВЕДУЩИЙ
Уважаемые коллеги!
Спасибо большое, что пришли.
Сегодня мы встречаемся с председателем Комитета ветеринарии города Москвы Александром Николаевичем Туником. Тема нашей пресс-конференции: \"Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в столице\".
Сначала предоставлю слово Александру Николаевичу, потом ваши вопросы. В работе пресс-конференции у нас принимают участие заместитель председателя Комитета ветеринарии города Москвы Анна Евгеньевна Бабушкина, Юрий Анатольевич Сорокин - заместитель председателя Комитета ветеринарии города Москвы, начальник Государственной ветеринарной инспекции, а также Сергей Владимирович Филатов - начальник отдела противоэпизоотических и лечебно-профилактических мероприятий.
Вам слово, Александр Николаевич, пожалуйста.

А.Н.ТУНИК
Добрый день, участники пресс-конференции.
Мы построим, наверное, работу таким образом. Я кратко ознакомлю со структурой службы, задачами службы, направлениями ее деятельности, потому что ветеринария не всем понятна, близка как деятельность органов исполнительной власти. И кратко остановлюсь на результатах работы в течение 10 месяцев за этот год. А в дальнейшем отвечу на ваши вопросы. Если какие-то вопросы потребуют детализации, предоставлю слово своим заместителям, которые курируют конкретно эти направления деятельности и более владеют информацией.
Итак, кратко о службе. Столичная ветеринарная служба представлена органом исполнительной власти города Москвы - это Комитет ветеринарии города Москвы. А также двумя государственными бюджетными учреждениями - это Московское объединение ветеринарии, основное учреждение, и Московская станция по борьбе с болезнями животных.
Если брать Объединение ветеринарии города Москвы, то в него входят еще, кроме того, Городская ветеринарная лаборатория. Это основной наш методический центр и лабораторно-диагностический центр по исследованию различных проб материала: и продовольствия, и от животных. То есть это наше сердце лабораторное.
И в каждом административном округе мы имеем станции по борьбе с болезнями животных. Название вроде бы старое, оно пришло с советских времен. Наверное, в свое время как-то мы думали изменить. Знаете, время показывает, что оно до сих пор актуально, если брать по функциям службы.
Эти станции в своем составе имеют подразделения по направлениям деятельности. Это Государственные лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках, их сейчас 82, подразделения Государственной ветеринарной экспертизы на предприятиях по хранению, переработке, реализации. Это, как и предприятия, которые работают с мясной продукцией, предприятия, работающие с молоком, рыбой, медом, различными продуктами питания.
Безусловно, в этом же направлении у нас работают и подвижные лаборатории ветэкспертизы. Я в своем выступлении кратко остановлюсь на этом аспекте деятельности службы, потому что это свойственно Москве, это наша новация, которая пошла потом на регионы.
В каждом округе у нас существуют подразделения профилактической работы, которые занимаются иммунопрофилактикой среди домашних животных, продуктивных животных. То есть цель - предупреждение появления и распространения заболеваний, в том числе и общих для человека и животных, участковые ветеринарные лечебницы и ветучастки. Это если брать структуру.
И перейдем к задачам. Основные задачи перед вами на слайде, они сжаты, сформулированы. Это, прежде всего, защита населения города Москвы от болезней, общих для человека и животных.
Второе - это охрана территории от заноса заразных болезней животных из других регионов Российской Федерации и из-за рубежа.
Третье не менее важное - это обеспечение безопасности подконтрольной Государственной ветеринарной службе продукции в ветеринарном отношении.
И четвертая задача службы - это предупреждение и ликвидация заразных, в том числе особо опасных и иных болезней животных.
Соответственно из задач вытекают и следующие направления деятельности службы, которые вы видите на слайдах. Они тоже у нас сконцентрированы в несколько позиций:
- это контрольно-надзорные мероприятия в целях предупреждения, обнаружения, пресечения нарушений ветеринарного законодательства;
- это ветеринарно-санитарная экспертиза в режиме работы предприятий подконтрольной продукции, подтверждение ее соответствию требованиям безопасности в ветеринарном отношении и выдача заключений и сопроводительных ветеринарных документов, которые подтверждают как раз ее безопасность.
И следующее направление деятельности, оно как раз осуществляется нашими двумя учреждениями, - это оказание гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам услуг по проведению противоэпизоотических мероприятий, то есть иммунопрофилактики, лабораторно-диагностических, лечебных и ветеринарно-санитарных мероприятий.
Я прошу сразу извинить. Знаете, в моем выступлении и в слайдах вы много слышите специальных терминов. К сожалению, я старался свое выступление построить в более доходной форме, но эти специфические термины никуда не удалишь.
И еще у меня просьба. Нашу работу и сейчас, и впредь освещать и разграничить. Мы очень контактируем, дружим даже с нашим Управлением Роспотребнадзора по Москве, но зачастую нашу работу просто преподносят как работу этого Управления или наоборот. Тут есть разграничения, это разные службы.
В каждом округе соответственно функционируют территориальные подразделения и выполняют эти функции. В Москве эти функции осуществляются на следующих объектах.
У нас по направлениям деятельности это объекты, которые работают с продовольственным сырьем, и объекты, которые содержат животных, птицу, и они тоже обслуживаются. Более 2 тысяч, даже 3 тысячи с лишним получается различных объектов.
В том числе мы обслуживаем и школьные базовые столовые, все выставки, ярмарки.
Зачастую бытует мнение, что ветеринарная служба занимается только животными. Но это откуда складывается? Потому что в первую очередь, когда люди имеют домашних животных, они через них понимают, что есть ветеринарный врач.
Но что характерно для столичной ветеринарной службы? Мы, конечно, работаем с животными, это очень серьезное направление, потому что через животных мы можем получить в еду распространение общих для человека и животных заразных заболеваний. Но основное направление нашей деятельности в городе Москве - это обеспечение безопасности продовольствия в ветеринарном отношении. И на этом участке работает основное количество наших специалистов.
Если в целом взять численность службы, то это порядка 1 тыс.700 человек. Она варьирует в зависимости от того, сколько на данный момент обслуживается подконтрольных объектов.
В деятельности, которая связана с животными, 150 человек занимается профилактикой, противоэпизоотическими мероприятиями и порядка 150 с небольшим занимаются чисто лечебной работой.
Но это не значит, что люди только занимаются лечебной работой, и все, больше ничего не делают. В случае необходимости они привлекаются для выполнения мероприятий в инфекционных очагах как специалисты, знающие животных, знающие клинику и лабораторную диагностику.
Для понимания объема работы службы приведу некоторые цифры. У нас подготовлены слайды с цифровыми показателями по различным направлениям деятельности. Но это займет несколько часов, если буду все комментировать. Я только приведу отдельные.
Так, за истекший период текущего года подвергнуто ветеринарно-санитарной экспертизе более 3,4 млн. тонн продовольствия. Я думаю, цифра впечатляет. Это на различных объектах. Сюда входят предприятия по переработке мяса, молока, рыбы, рынки, пищевой продукции и продукции растительного происхождения.
По результатам ветеринарно-санитарной экспертизы не допущено в реализацию 1,2 тонн грузов некачественной и опасной в ветеринарном отношении пищевой продукции.
Согласно плану Государственного ветеринарного мониторинга безопасности в ветеринарном отношении пищевой продукции, Московской городской ветеринарной лабораторией отобрано более 1 тыс. 900 проб и проведено около 3 тыс. исследований на безопасность этих проб.
Сейчас в последнее время, вот вам характерный слайд, можно только на одном заболевании остановиться, другие мелькали, вы видели, сколько там чего выделяется. Эта информация для непосвященных может выглядеть настораживающе.
Мы работаем почти уже 10 лет, ведем мониторинг по одному паразитарному заболеванию - цистециркоз, в простонародии финноз - бычий свиной цепень.
Только в 2012 году 134 случая выявления. Могло заразиться по методике, которая нам официально предоставлена экспертами, до 4 тыс. человек - москвичей. И минимально условно предотвращенный экономический ущерб составил 26 миллионов. Это по одному заболеванию.
Да, вы видите по цифрам, там следующий слайд будет, что с годами у нас выявление того же финноза в Москве меньше становится. Почему? Да всего лишь потому, что у нас налажено сейчас такое конструктивное взаимодействие с регионами-поставщиками, со службами регионов. Мы даем эту неудобную статистику по выявлению, а они принимают оперативные меры. Если раньше болезненно реагировали, то сейчас вполне конструктивно принимают меры на местах как по оздоровлению животных, так и по оздоровлению пастбищ. Это целый цикл мероприятий, которые проводит как Государственная ветеринарная служба, так и службы Роспотребнадзора и хозяйствующие субъекты.
А само по себе заболевание крайне неприятное, потому что в организме человека он окончательный хозяин, развивается цепень длиной более десятка метров.
Диагностика несовершенна, нехарактерна. Зачастую признаки, схожие с другими заболеваниями. И лечение малоэффективно. То есть чахнет печенка в человеке, ему что только ни говорят, какие только диагнозы ни поставят. Только это всего-навсего паразитарное заболевание.
Я не говорю об инфекционных заболеваниях. Например, у нас в 2006 году была беда, когда на Кунцевский рынок завезли 12 полутуш крупного рогатого скота и одну тушу свиньи из Пензенской области. И только лишь квалификация врачей позволила не допустить беду в Москве.
Сразу же при первичной экспертизе этих туш были обнаружены признаки, характерные для туш животных, которые болеют сибирской язвой. Они отобрали пробы, остановили торговлю. Все это не так просто было. Что такое остановить деятельность рынка в Москве, можете представить.
Но здесь, как говорится, нас поддержали органы исполнительной власти и силовые структуры. Мы работали в контакте и с МВД, и прокуратурой. И представьте, все подтвердилось.
А если бы это мясо разошлось даже минимально по килограмму, купила семья. Мы просчитывали, это сотни тысяч могли заразиться сибирской язвой.
Почему я об этом рассказываю? В этом году нет характерных таких случаев, можно сказать, что все спокойно. Спокойно все до случая. Мы радуемся, когда спокойно, когда нет вот таких серьезных выявлений. Это может свидетельствовать и об эффективности работы службы, и о добросовестности поставщиков, потому что Москва получает продукцию со всей Российской Федерации и из-за рубежа. Мало что производится в Москве, все привозится. И здесь качество контролируемых продуктов зависит как раз от добросовестности поставщиков, качества работ службы в регионах, насколько там подготовлены медсанэксперты. И таких случаев не дай Бог.
В этом году, конечно, есть один такой нехарактерный, но настораживающий случай - это выделение трихинеллеза из проб мяса оленя. Вообще, я вам скажу, болеют олени, конечно, трихинеллезом, но это крайне редко встречается.
О чем здесь можно судить? Значит, там, где этот олень был отстрелен, уже в этой популяции трихинеллез циркулирует. А мы в основном обращаем внимание охотника на что? На диких кабанов, потому что, конечно, дикие кабаны - это природный источник трихинеллеза, там постоянно трихинеллез циркулирует, а здесь олень. Такое благородное животное. Подтверждено нашими исследованиями, подтверждено исследованиями института, соответственно даны рекомендации по дальнейшему использованию мясосырья.
Сейчас у нас в Москве работают ярмарки выходного дня, ярмарки региональные. Это хорошая форма торговли, она нужна для города в том плане, что доступны торговые места для фермеров, то есть для производителей этой продукции. Нет посредников.
Мы этой работой занимаемся уже не один год. И первоначально столкнулись с такой проблемой на федеральном уровне. И соответственно субъектовая нормативная документация не предусматривает форм организации ветеринарного обеспечения этих видов торговли. То есть торговля на рынках - там обязательно предусмотрена стационарная лаборатория ветсанэкспертизы, там есть оборудование, есть специалисты, работают в режиме предприятия, все отслеживают, я вам об этом говорил.
Как делают на ярмарках выходного дня? Да, мы разработали правила. Было принято постановление Правительства Москвы, которое регламентирует перечень товаров, которые реализуются на этой ярмарке. И в то же время, у нас так как-то сложилось в Российской Федерации, что к законодательной базе той или иной отрасли население относится с легкостью, пока не соприкоснется лично с этим. Так же и знания требований ветеринарии.
Соответственно пошли массовые нарушения при поставках. Везде и мясо, что категорически запрещено реализовывать на ярмарках выходного дня, и другие запрещенные и непроверенные продукты. И мы пришли. Сначала у нас был опыт обслуживания прикомандированных врачей со стационарных лабораторий ветсанэкспертизы, а потом пришли к мысли, что надо разрабатывать мобильный комплекс для проведения ветсанэкспертизы прямо непосредственно на месте, так как здесь возникают проблемы: у торгующих надо отобрать пробы и отвезти их в городскую ветеринарную лабораторию.
А где хранить эти продукты? На ярмарке выходного дня нет стационарных камер хранения и всего прочего. То есть проблемы возникли.
И вначале даже этот наш опыт подвергали сомнению, некоторые даже осмеивали. А теперь мы имеем 16 таких мобильных комплексов, оснащенных всем оборудованием, которое находится в стационарных лабораториях. И этот опыт пошел уже в регионы, регионы закупают такие комплексы. Я вам скажу, в городе Киеве закупили 4 такие машины и внедрили. А нас они просто сейчас выручают, потому что по-другому мы не смогли бы организовать вообще ветеринарное обеспечение на вновь присоединяемых территориях.
Я дальше коснусь этой темы, она больная для нас, это связано с основным направлением работы службы на присоединенных территориях. Там свой штат, врач, лаборант, водитель.
Конечно, может возникнуть вопрос: у вас всего 16 лабораторий, там больше 150 мест развертывания ярмарок.
Принцип такой. Каждая ярмарка территориально закреплена за определенными подразделениями лаборатории ветсанэкспертизы. По графику врачи выезжают на момент развертывания этой ярмарки и как бы делают приемку поступившей продукции, проверяют документы, качество, маркировку и все остальное.
И в случаях, когда есть сомнения или какие-то нарушения, вызывается как раз подвижная лаборатория, и исследования проводятся прямо на месте, выдается заключение или принимается решение по дальнейшей судьбе груза. Вот таким образом вышли пока из положения. Кратко остановлюсь на эпизоотической обстановке по заразным болезням, в том числе представляющих опасность для человека.
В целом эпизоотическая обстановка в Российской Федерации и в Московском регионе остается крайне напряженной и нестабильной. И особое беспокойство у нас на данный момент вызывает бешенство. Это характерное заболевание для городской среды, которое представляет опасность именно для городской среды. Все остальные, особенно в старых рамках, и в Москве были защищены. У нас не было животноводческих комплексов.
У нас были только домашние животные, через которых человек мог получить проблему. И конкретно десятилетиями наработаны методики и планы работ, они осуществлялись, служба имела опыт работы именно в этом направлении, все было более или менее благополучно.
В прежние годы у нас в городе были 1-2, самое большое 4 случая бешенства. Всегда был завозной случай бешенства. В одном году у нас были два случая бешенства именно московских.
Мы всегда боялись одной ситуации, чтобы это бешенство не распространилось на популяцию безнадзорных животных. Соответственно в городе ведется эта работа и с безнадзорными животными. Вы не меньше меня знаете, интересуетесь, читаете на эту тему.
В этой работе принимаем участие и мы. В городе приюты созданы, 26 приютов размещается. Да, может быть, что-то здесь несовершенно, но, пожалуй, в Москве только эта работа и проводится. Рядом Московский регион, там совсем другой подход: отстрел, уничтожение. Но если бы еще этот отстрел проводился, а его не проводят. То есть популяция растет до бесконечности.
С присоединением новых территорий, почему я акцентирую на бешенстве, мы получили проблему в виде лесопарковых зон. Это просто леса, где, конечно, существуют природные очаги бешенства - это лисы. Количество лис превышает в 3 раза допустимое на этих территориях. И сейчас уже мы имеем 16 случаев заболеваний бешенством в новых границы Москвы. И как раз лисы дали 9 случаев из этих 16. И как раз случаев приходится на новую территорию - на ТиНАО.
И в рамках профилактики этого страшного заболевания, потому что если там своевременно иммунопрофилактика не ведется с человеком, не лечится это заболевание, это смертельный случай, проведен целый ряд мероприятий службы.
С этой целью за 10 месяцев вакцинировано 295 тыс. животных, организовано более 880 подвижных прививочных пунктов нестационарных. Это наша практика, мы через префектуры заключаем соглашение и по распоряжению префекта выделяются помещения в ДЕЗах, чтобы максимально приблизить эту услугу до населения. У нас не так и много лечебно-профилактических подразделений, их всего 18 в Москве. И не у каждого москвича имеется возможность прийти во время работы этого подразделения. Да и невозможно на 18 пунктах привить такое количество животных.
В ТиНАО мы вышли из положения. Там мы используем наши подвижные комплексы, тоже наша разработка, тоже мы получили на нее патент. Это машины неотложной ветеринарной помощи. Несколько другое назначение, я остановлюсь, но сейчас, когда присоединили территории, а нам Московская область не передала ни одного квадратного метра служебных помещений, ни одного специалиста, ни одного подразделения - Государственной ветеринарной службе. И организовывать работу пришлось полностью с нуля.
И эти подвижные комплексы как раз там и применяются в качестве прививочных пунктов.
Итак, по бешенству. Городская ветеринарная лаборатория за это время в текущем году провела исследования 638 проб биоматериала. И в 33 случаях бешенство подтверждено, в том числе 16 случаев в Москве: 15 случаев - материал от животных и в 1 случае мозг человека, умер человек. Наша лаборатория проводит и эти исследования.
С начала года на карантин московской станцией по борьбе с болезнями животных определено 343 животных. И в период карантинирования установлено заболевание бешенством у 10 животных.
Сейчас нами проводится масштабная акция по раскладке пероральной вакцины в лесных территориях Москвы. В частности, уже разложили 5 тысяч вакцин, это отечественная вакцина, в Зеленоградском административном округе. Также предстоит разложить 30 тысяч в ТиНАО, 17 тысяч уже разложили, остальные - на следующей неделе.
Тут тоже своя специфика. Надо успеть разложить до выпадения глубокого снега, чтобы температура такая, чтобы приманки не пропадали, тонкая работа. Работаем мы здесь, конечно, с охотоведами в теснейшем контакте, потому что они нам дают схемы нор, движение лисиц, здесь целая наука.
И Москва будет этим заниматься из года в год теперь. Я думаю, через несколько лет будет эффект, то есть бешенство должно уходить из дикой популяции.
Почему такая у меня убежденность и уверенность? Это практика других государств. В частности, если ближе говорить, это практика Финляндии и Ленинградской области.
В свое время ЕС и Международное эпизоотическое бюро выделили значительные средства для оздоровления Ленинградской области, это по ходатайству Финляндии, потому что если в Финляндии проводилось мероприятие, а в Ленинградской области нет, то нет никакого смысла. Животные мигрируют, для них границы не имеют значения, сами знаете.
И длительное время, несколько лет эта работа проводилась. Сейчас Ленинградская область благополучна. Дикая фауна, можете представить. Чего надо добиваться здесь.
Эту практику надо распространять не только на Москву и Московскую область, но и на всю Российскую Федерацию. Это должна быть федеральная программа профилактики бешенства, которой, к сожалению, пока нет. Должны выделяться средства, формироваться единый подход к регулированию численности животных как диких, так и хозяйских. Пока этого нет, к сожалению.
Конечно, кроме бешенства есть и другие животные, особенно сельскохозяйственные животные, возникновение болезней у которых нельзя допускать в Москве и вообще в нашем регионе.
Например, африканская чума, которая для человека опасности не представляет, но способна нанести огромный экономический ущерб экономике.
Так, при ее возникновении полностью запрещается передвижение мясопродуктов, производится в первой угрожаемой зоне уничтожение свинопоголовья, то есть затраты огромные на ликвидацию, а средств борьбы никаких в мире не разработано, просто нет таких средств борьбы.
До присоединения территории мы как-то эту работу провели, мы добились резкого снижения свинопоголовья, хотя оно в Москве было и в частном секторе было. И до присоединения территории у нас в наличии всего-навсего 5 свиней осталось и в двух учреждениях культурного заведения. Но там жесткий контроль вели ежедневный за их клиническим состоянием, поступлением кормов, хозяйственными связями. И была какая-то гарантия, что туда не проникнет.
С присоединением территорий это стало гораздо сложнее и больше проблем возникло, потому что там уже есть свинокомплексы. Мы более 54 тысяч получили свиное поголовье на этих территориях.
К глубокому сожалению, во многих сельских поселениях, сейчас они уже перешли в городскую черту, не велась работа по ведению похозяйственных книг, то есть не было учета ни личных хозяйств, не было учета животных.
А если нет учета животных, как можно планировать противоэпизоотическую работу на год, на квартал, на месяц и дальше, заказывать биологические препараты, определять количество сил и средств и выполнять эти мероприятия. Сейчас эта работа проводится.

Ещё до присоединения территорий мы взяли такое направление. Давали задание конкретным врачам конкретных округов объезжать те населенные пункты, которые должны войти в состав Москвы. Это ещё до присоединения. Потому что знали, процесс обратный не пойдет, и мы столкнемся с такой проблемой. Собственно говоря, проводили, если выражаться военным языком, ветеринарную разведку. Мы определяли, какие объекты есть, с каким количеством животных по возможности. Как обстоит дело с торговлей продуктов животного и растительного происхождения подконтрольными службами. То есть, есть ли лаборатории, оснащение лабораторий, проводится ли экспертиза. Есть ли места несанкционированной торговли, придорожная торговля.
И уже к моменту присоединения у нас была эта фактура. Как я уже останавливался, на первом этапе у нас не было ни одного специалиста. Да, штат мы сделали, нам дали численность, дали финансирование. Но, столкнулись впервые в Москве с такой проблемой, как кадровая.
В Москве три вуза, которые выпускают ветеринарных специалистов. Их ежегодно выпускается порядка 450 человек, почти 500 человек выпускается. И в Москве сейчас дефицит. Не хватает в ТиНАО и даже в прежних округах стабильных, где другие условия труда и всё остальное.
Мы впервые применили практику, когда через нашу уважаемую федеральную газету \"Ветеринарная жизнь\", редактор здесь Резвушкина Виктория Яковлевна присутствует, обратились ко всем субъектам Российской Федерации с предложением прийти специалистам и работать в Москве. Поступают, откликнулись. Причем из дальних регионов, с Камчатки, Сахалина люди откликнулись. Конечно, проблема в том, что это всё с жильем связано, с поднаймом жилья. Но процесс пошел. Сейчас у нас уже довольно приличная укомплектованность службы в ТиНАО.
Первоначально, я вам скажу так, с непониманием воспринимались требования, которые здесь годами уже в практику вошли. Они нормированы, не просто это выдумки. Это строится на федеральном и московском законодательстве, нормы в области ветеринарии. Но, к сожалению, у специалистов других регионов, которые к нам пришли, разные подходы, разное понимание, разное состояние службы в различных регионах. Тут нельзя это обсуждать.
Вот, кстати, на слайдах вы видите неотложная ветеринарная помощь, которая конкретно в населенных пунктах на новых территориях проводит иммунопрофилактику. Заранее дается объявление, выезжают. День, два, сколько надо, столько и трудятся, проводят иммунопрофилактику.
Сейчас уже, как говорится, процесс пошел. Сформирован коллектив. Проблема, конечно, в помещениях. Мы докладывали мэру. Мэр прислушался к проблемам, он понимает, что такое, если служба не будет иметь своей базы, не будет проводить хотя бы иммунопрофилактику. Это может быть огромная беда для Москвы. И принято решение о дополнительном финансировании. Мы подыскали уже площадки для размещения.
Конечно, стационарные подразделения. Мы планируем станцию сделать в Троицком, сделать три участковых лечебницы, 4 ветучастка. Это годы надо, чтобы построить. Мы приняли решение размещать наши 4 ветучастка сейчас в модульных конструкциях. Они довольно дешевы, быстро возводимы. Там не нужно таких сложных процедур по согласованию. И там будут размещаться первые 4 ветучастка. Сейчас же служба участковой ветлечебницы размещается в Яковлевском.
Как мы планируем размещение на этих территориях подразделений? С условием того, чтобы не больше где-то 25 км от подразделения. Потому что огромная территория. И если по-другому размещать наши структурные подразделения, то смысла не будет. Всё съедят транспортные расходы, перемещение. Вы сами знаете, что пока там инфраструктура транспортная не развита так, как в границах старой Москвы.
Вот помимо иммунопрофилактики и работы по ЧС, мы занимаемся, конечно, лечебной работой. Ежегодно в наших подразделениях прием оказывается более 100 тысячам домашних животных. И распорядительным документом Правительства Москвы предусмотрены льготы для определенных категорий граждан. Это ветераны Великой Отечественной войны, проведение бесплатного клинического осмотра. Это инвалиды 1 группы и семьи, воспитывающие детей-инвалидов. И полностью мы обслуживаем бесплатно собак-проводников. То есть инвалидов по зрению. Мы ввели такую практику, два раза в год проводить диспансеризацию этих животных. И мы уверены, что это животное, а это компаньон, ближайший друг этого инвалида по зрению, оно не получит никаких проблем по заболеванию. Это затратные мероприятия. Но, наверное, это стоит, чтобы делать.
Немножко ещё остановлюсь на проблеме организации контроля, опять же в ТиНАО на рынках. Конечно, это разные вещи, старая Москва, и новая. Лаборатории совсем другого уровня. И по оснащению, и по расположению. И нельзя предъявить к людям, которые там работают, какие-то требования. Это надо предъявлять к руководству этих поселений и другим чиновникам, которые могли так вольно трактовать требования ветеринарного законодательства. А для всех оно абсолютно одинаково по всей Российской Федерации, как в Москве, так и в других регионах. И довели до такого существования.
Сейчас мы ведем работу по налаживанию работы этих структурных подразделений. И только при нашей рекомендации они рассматриваются на Рабочей группе в Департаменте торговли и дальше на Межведомственной комиссии. И когда уже выполняются все требования Государственной ветеринарной службы, включаются в схему эти торговые рынки, в схему дислокации. Дабы не останавливать работу этих объектов. Понятно, за один день и лабораторию не построишь, и не оснастишь.
Мы прикомандировали туда наши подвижные лаборатории, которые вы видели. Они реально работают каждый день на этих объектах. И проводится исследование пока в большем объеме с их помощью.
Какая ещё там сложность? Сложность в том, что мы получили сельхозпредприятия в рамках новой Москвы. В частности, 4 сельхозпредприятия, в которых содержится крупный рогатый скот. Эти хозяйства в течение нескольких десятилетий неблагополучны по лейкозу. И молоко уходило. В том числе и на детское питание.
И когда мы приняли эти территории, сразу поставили заслон, сейчас этого нет. Я могу это сказать с уверенностью, с убежденностью. Почему? Потому что мы провели и сейчас ещё проводим по второму кругу, исследование всего поголовья на лейкоз, на бруцеллёз в своей лаборатории. Уже сейчас исследованы 9 тысяч проб крови на бруцеллёз, лейкоз. Взят под контроль оборот молока и молочной продукции данных хозяйств. Проводится поадресный обход всех подсобных хозяйств в целях организации учета животных. То есть процесс пошел. Нужно время. И самое главное, что теперь уже продукция контролируется.
Есть хозяйства по убою животных. И, в частности, много производится убоя овец. Была проблема. Проблема заключалась в том, что возили овец из регионов, которые неблагополучны по бруцеллёзу. А я вам скажу, бруцеллёз овец очень каверзное заболевание. Наиболее тяжелая форма, как раз, заболевание бруцеллёзом овечьего типа. Практически у человека не лечится, хроническая форма. И, чахнет, чахнет человек, болят суставы. В общем, тяжелое заболевание.
А у нас Ставропольский край, Калмыкия, сейчас уже частично Ростовская область, Дагестан, республики Северного Кавказа, там распространен бруцеллёз мелкого рогатого скота.
И вот с чем мы столкнулись, что поставки ночные, бесконтрольные, без сопроводительных документов. Убой тоже бесконтрольный. То есть вакханалия полнейшая. Сразу же повстречались, заместители выезжали по направлениям деятельности, начальники профильных подразделений, повстречались с руководителями предприятий.
Знаете, меня даже удивило, что в довольно-таки короткое время они поняли, что надо менять подходы. Хотя вначале ходили слухи, как было, так всё и будет. Нет. Сейчас уже нормализовалась работа. Каждая партия поступающая овец на эти крупные предприятия по убою проверяется. Мы регионы предупредили, чтобы отправляли только проверенное поголовье. Встречает наш специалист и сразу же отбираем пробы крови, исследуем на бруцеллёз. Биркуются или чиппируются все животные. И только после лабораторных исследований разрешается проводить убой. То есть здесь уже гарантия того, что бруцеллёзом человек не заболеет. И понимание есть со стороны предпринимателей.
Коротко остановлюсь на результатах контрольно-надзорной деятельности за эти 10 месяцев.
Проведено 338 проверок, мероприятий по контролю и надзору. Из них 173 плановых, и 165 неплановых, в том числе совместно с прокуратурой. В ходе регионального ветеринарного надзора выдано 156 предписаний об устранении нарушений, обязательных требований. 392 требования о проведении мероприятий по предупреждению нарушений ветеринарного законодательства. И 406 постановлений о запрещении использования продукции по назначению, об её утилизации или уничтожении.
В рамках мероприятий по контролю изъято из оборота 395,5 т продукции животного происхождения, не отвечающей требованиям качества, безопасности в ветеринарном отношении.
И к административной ответственности привлечено 322 юридических лица, должностных, физических лица и индивидуальных предпринимателя. На общую сумму наложено штрафов 1 миллион 933,8 тысяч рублей. Цифры сами говорят за себя.
Конечно, это кратко я изложил об основных показателях деятельности за период этого года. Хотелось бы сказать, над чем мы будем работать дальше. Помимо того, что уже наработано, принципиально делается из года в год. Это, прежде всего, доведение уровня организации ветеринарного обеспечения населения новых территорий до стандартов, которые уже были в рамках старой Москвы.
Это тяжелая работа. Мы уже выстроили себе планы на этот счет. Просчитали финансирование, просчитали силы и средства. И я думаю, она будет выполнена.
Это дальнейшее совершенствование на базе имеющихся и вновь создаваемых ветеринарных подразделений специализированных центров с внедрением новых методик оказания лечебно-диагностической помощи. Это совершенствование системы мобильной неотложной ветеринарной помощи. Это оборудование на присоединяемых территориях модульных конструкций для развертывания четырех ветеринарных участков. Это ближайшее, что мы обязаны сделать. Иначе там просто невозможно будет работать.
Одна из важнейших задач, она наиболее для нас трудоемкая и тяжело выполнимая, - это приведение в соответствие материально-технической базы нашей Городской ветеринарной лаборатории. Потому что мы вступили в ВТО. Здесь уже распространяется требование ВТО ЕС по проведению исследований и требования к выпускаемой продукции. Мы должны соответствовать, иначе для нашей продукции будет, как говорится, красный свет. Мы готовимся. Подготовили уже документацию, техническое задание, будем проводить эту работу.
На новых территориях мы развернем, кроме перечисленных объектов, модуль для диагностики особо опасных болезней животных. Это будет филиал Городской ветеринарной лаборатории, чтобы материал такой, как бешенство и других заразных заболеваний не везти через всю эту территорию, не подвергать территорию риску. И развернем филиал карантинной базы. Тоже преследуя эти цели.
Я хотел бы, чтобы из моего такого краткого выступления не сложилась какая-то радужная такая картинка, что всё хорошо и безоблачно. Нет, далеко не так. Существуют обстоятельства, которые существенно осложняют, как планирование, так и проведение мероприятий по организации ветеринарного обеспечения населения Москвы. И это, прежде всего, несовершенство законодательной базы в области ветеринарии.
Закон о ветеринарии в редакции 1993 года. На тот момент он был хорош. Последующими внесенными правками за эти годы его сделали просто безобразным. Там нет никакого системного порядка по внесению правок. Служба города неоднократно посылала свои предложения полностью с мотивацией, с обоснованием, как мы видим, какие нормы должны были быть внесены, что там должно быть предусмотрено. Но, к сожалению, у нас этот процесс очень тяжело и долго проходит. Вроде бы в этом году, до конца года есть поручение Правительства Российской Федерации внести новую редакцию закона о ветеринарии на рассмотрение Правительства. Она и сейчас далеко не совершенна. Но хотя бы в таком виде внести через Правительство, в Думу, а там уже работать над поправками. Может что-то изменится. Это если в области ветеринарии.
Московская нормативная база разработана в области ветеринарии. У нас есть свой отраслевой закон, есть подзаконные акты. То есть в рамках Москвы наша нормативная база является основой для разработки нормативной базы для других регионов.
Что ещё по нормативной базе? Это отсутствие, конечно, федеральных норм учета и содержания животных. Наверное, вы все знаете, отсюда все проблемы и по безнадзорным животным, и по безобразиям, которые творятся с животными, и по отношению к людям.
В свое время я имел поручение и возглавлял группу по изучению опыта работы с безнадзорными животными в Англии. Да, брать всё из-за рубежа и говорить: вот, там так делается, нельзя выборочно. Надо брать, конечно, лучшее. Но, надо учитывать те обстоятельства, что, например, Англия более 50 лет боролась с бешенством и с безнадзорными животными. Там настолько жесткое было законодательств на тот момент, мы в 2008 году посещали Англию, у них даже было подразделение полиции, которое отвечало за эту проблематику. И очень серьезные штрафные санкции применялись к населению. Все животные обязательно подвергаются там учету, чиппируются или что-то другое, это не имеет значения, но учет жесткий.
И человек, который выбросил животное на улицу, избавился от ненужной на тот момент игрушки, несет ответственность и серьезную ответственность. Там штрафы такие, что мало не покажется. Более того, там настолько четко регулируется деятельность заводчиков, что нет непланируемого приплода - ни щенков, ни котят. Ау нас это первая проблема в этом как раз. И чтобы взять животное из приюта, надо заплатить за то время, которое животное содержалось в приюте. А приютам оплачивают содержание животных муниципалитеты из своего бюджета. Всё это восстановить, оплатить. Деньги возвращаются муниципалитету, приюту. И после этого только забирает человек животное, и, как говорится, делает его своим компаньоном.
У нас же пока из-за того, что нет учета, нет нормативной базы, а это федеральная функция. Москва с 2002 года пыталась разработать свой закон. Департамент ЖКХ занимался, огромная работа была проделана. Пытались принять свой закон, но так и не смогли. И в прошлом году не смогли, потому что вступает в противоречие с федеральным законодательством.
Ведется сейчас работа по разработке федерального закона. В этом году прошло первое чтение, мы подали свои предложения через нашу Городскую Думу. Дума нас поддержала. Хорошие там предложения, в том числе по учету и по ответственности за содержание животных. Я думаю, что это будет принято. Потому что только глухой уже не слышит эту проблему во всех регионах. Все общественные организации, зоозащитники, все, кто неравнодушен к этой проблеме, к судьбе животных, не могут не замечать эту проблему.
Создала Москва приюты. Но, извините, кольцевая дорога теперь уже нас не ограничивает. В других регионах совсем другой подход. Животные всё равно идут на освободившееся место. Не так, как в Лондоне. Если их нет рядом, то они и не появляются ниоткуда. А так, животное занимает место освободившееся до этого. И приюты тоже не резиновые, их переполнят. Это тоже большие затраты для бюджета города. То есть не выход из положения.
А пока у нас забирается из приютов по статистике около 3 тысяч. Это мизер. То есть много говорится о том, что надо брать из приютов, известные лица в этом участвуют, акции проходят. Но само сознание населения пока не повернуто в то направление, что сначала надо взять тех животных, которые нуждаются в опеке, попали в трудное положение. А не покупать непроверенных каких-то псевдоэлитных щенков и котят. Потому что с разведением у нас беспорядок полный.
Вообще, надо выстраивать с учетом положительной международной практики. Разведение животных лицензируется. И эти лицензии во многих государствах выдают общественные организации, Ассоциации. То есть они сами определяют, кто готов к этому, кто выполняет требования, кому выдать лицензию. Очень жесткие санкции по случаю нарушений этих требований.
У нас же сейчас кто этим только не занимается. Позиционирует себя, что он знает эту породу, всё знает, всё делает. На самом деле идет и родственное спаривание. Отсюда и уродцы, и животные, которые с пониженным статусом иммунным, склонные к заболеваниям различным, тем более в условиях городской среды. Это не те условия, где могут свободно обитать животные.
И, конечно же, если брать надзорные функции, здесь тоже, по нашему мнению, уже два закона у нас есть. Закон 294, который нормирует порядок проведения надзора. Мы рекомендовали, мы писали и сейчас я глубоко убежден, надо распространить на такие службы, как Роспотребнадзор и Ветеринарную государственную службу, норму ненормирования проведения надзорных мероприятий. В чем суть? Вы знаете, силовые структуры не предупреждают, не планируют, они придут, когда надо. Мы же имеем право проверять свои поднадзорные объекты один раз в году. Притом заранее должны предупредить, уведомление послать, что по таким-то вопросам тогда-то проверяют. Безусловно, только глупый не подготовится к этой проверке. Приходишь - всё идеально.
Статистика такая. Только когда проводятся внеплановые проверки, а они проводятся с разрешения прокуратуры и с участием зачастую сотрудников прокуратуры, там и выявляются нарушения.
Почему я на этом настаиваю, что такую практику надо вводить? Да потому, что подконтрольные государственные ветеринарные грузы не статичны. И ситуация сама не статична. Каждая туша - это отдельный объект, который может хранить в себе те или иные источники заболевания. Представьте себе, если в советское время четкая была регламентация такая нормативная, что на объекты общественного питания, рестораны, магазины мясная продукция поступала только с промышленных предприятий, мясокомбината, такое было выражение. На этих мясокомбинатах существовали подразделения производственного государственного ветеринарного контроля. Они проводили экспертизу, они давали заключение и гарантировали безопасность. Сейчас этого нет. Нет ни этих предприятий в Москве, нет этих подразделений.
И в рамках существующего на данный момент законодательства, любой предприниматель может провести убой, провести экспертизу в лаборатории любого субъекта, получить клейма, сопроводительный документ и везти непосредственно в магазин. Но знает ли хозяин магазина ветеринарное законодательство? Давайте зададимся целью, сколько у нас магазинов по реализации сырья? Он знает требования? Он может отличить поддельный, фальсифицированный сопроводительный документ, несет он ту информацию, которая там должна быть, которая подтверждает проведение тех, или иных исследований? Те ли клейма?
А клейма только кажется на первый взгляд, что поставили и всё. Нет, что вы, у нас статистика выявления финнозов, когда мы им занялись была просто шокирующая. Овальное клеймо, когда ставится на тушу, уже свидетельствует о проведении полной экспертизы, что это мясо можно выпускать без ограничений. Так вот в 40 случаях в первых годах, когда мы занялись финнозом, как раз финноз выявлялся в тушах, имеющих овальное клеймо. Наводит на какую-то мысль? Наводит, да? Потому и существует правило, старое правило, ещё с советского времени, по проведению ветсанэкспертизы на рынках. Есть жесткая норма, независимо от того, проводилась экспертиза или не проводилась в бойнях, в мясокомбинатах. Если туша поступает на рынок, то повторно проводить в полном объеме экспертизу. Сейчас очень многие ратуют за то, чтобы это отменить. Ратуют недобросовестные производители, чтобы упростить себе жизнь. Я категорически против этого, потому что это будет беда для населения.
И как раз с этим я и увязываю, что здесь нельзя нормировать и применять кратность проведения проверок. Всё должно быть разумно. Должен быть постоянный мониторинг ситуации по поступлению мясосырья. Мы знать должны поставщиков, мы знать должны, как организовано производство, как производится экспертиза на местах и быть уверенными в её безопасности.
Одна из серьезных проблем, на которой я хотел бы остановиться, я уже коснулся этого, - это кадровый голод. Даже в Москве, при наличии трех вузов. Куда уходят, непонятно. Частных клиник у нас много - 360 с небольшим. Мы уникальный в этом отношении объект, потому что в других-то регионах до сих пор ещё существует противостояние: разрешать или не разрешать открывать частные клиники, они могут составить конкуренцию лечебным подразделениям государственной службы. Нет, мы ещё с 2000-го года взяли направление: чем их больше, тем мы спокойнее работаем. Больший охват животных население иммунопрофилактикой.
Потому что 234 клиники с нами заключили соглашение. Мы разработали соглашение. Призвали сообщество ветеринарное поучаствовать в этом. Провели не одно совещание, пришли к общему пониманию. Им предоставили право проведения иммунопрофилактики, что не делается в других регионах, а они отчитываются перед нами. И, соответственно, охват вакцинопрофилактикой ещё больше. Будем встречаться на эту тему с руководителями ветеринарных вузов. Будем вести работу на первых этапах. Будем более внедряться на этапах обучения, например на 3 курс, когда уже специальные вопросы дают, чтобы люди знали, что есть государственная служба в городе Москве, что такие направления деятельности, что интересно прийти к нам работать.
Вот основные вехи. Потому что я могу про ветеринарию много рассказывать, я ей посвятил всю свою жизнь. 28 лет я прослужил в Вооруженных Силах и направление деятельности как раз было связано с ветеринарией. И в городе Москве уже более 13 лет.
Я предлагаю следующий вариант - задавать вопросы. Мы максимально вам ответим на вопросы. Буду отвечать я. Если какая-то детализация, я не зря пригласил для участия в конференции своих заместителей, которые более тонко и глубоко знают отдельные направления. Устраивает? Спасибо большое.

ВЕДУЩИЙ
Спасибо, Александр Николаевич. Ваши вопросы, пожалуйста.

И. ВИНОГРАДОВА - Интернет-портал телеканала \"Домашний\".
У меня вопрос по безнадзорным животным. Скажите, пожалуйста, что вы думаете об инициативе, о которой недавно очень много говорили, даже в новостях, о замуровывании подвалов, чтобы в подвалах не было кошек. Как вы считаете, это была удачная мысль, или?

А.Н. ТУНИК
Насколько я знаю, от этой мысли уже отказались.

И. ВИНОГРАДОВА
Очень хорошо.

А.Н. ТУНИК
Я поддерживаю, что это неудачно было. Не нужно ограничивать животное. Я уже кратко коснулся безнадзорных. Надо заниматься умами хозяев животных и нормативной базой, чтобы животным проблем не создавать. Они такие же живые существа, как и мы. Мы создали проблемы, не животные.

И. ВИНОГРАДОВА
То есть вы что предлагаете делать с бездомными кошками: оставить ситуацию, как есть, стараться поместить их в приюты?

А.Н. ТУНИК
Да. Во-первых, прежде всего, конечно.
Вот, пока нет федерального нормирования, то каким путем можно пойти? Мы работаем с такими людьми, это опекуны. Если брать по собакам, у нас много стоянок автомобильных, там без собачки не обойдешься, это надежный охранник. Сторож и заснуть может, и выпить, и всё, что хочешь, а собака никогда, она неподкупна, если она сторожевая.
Запретить? Да, нет формы учета. Потому что можно запретить, это проще всего. Нет, мы в Москве взяли на учет все гаражные стоянки. И работаем именно с администрацией этих стоянок, чтобы они нам представляли на вакцинацию этих животных. На паразитарную профилактику, потому что нужно проводить и эти мероприятия. И лечение, если надо, проводим. И эта работа пошла, она сдвинулась.
Сложность, конечно, на новых территориях. Надо, во-первых, выявить все объекты, объехать их. А у нас сил и средств очень мало. Сделаем эту работу и на новых территориях.
По кошкам та же практика. Если прикармливать возле домов, пожалуйста. Тогда только надо или домовому совету, или тем, кто любит животных, определить человека, который отвечает за их судьбу, чтобы это не мешало и другим жителям. И своевременно представляли нам на вакцинацию. Чиппирование можно провести. То есть мы будем знать, что это одни и те же кошки. Нет движения, нет подмены. Сделали вакцинацию, пожалуйста, пусть она ходит.
Хотя я, как чисто ветеринарный врач, я должен сказать, что этого нельзя делать. Знаете почему? Потому что собак, например, выпустили, взяли в приют и выпустили, сегодня одна, завтра другая. Попробуйте заново всех отловить в городе и организовать вакцинацию. Это невозможно. Хоть мы армию ветеринарных специалистов поставим, не 1700, как у нас, а 17 тысяч. Не справятся никогда с этим. А угроза проникновения в среду бесхозных животных - это страшная вещь.
Я часто думаю над этим, почему же мы до сих пор не горим здесь. А всего-навсего нас природа выручает. Эти животные более стойкие, у них выше иммунитет, нежели у домашних, которые находятся в квартирах.
И в свое время нас кольцевая дорога очень сильно защищала. А приюты вообще спасением оказались в той ситуации, когда у нас росло это количество. Всё-таки, смотрите, 26 приютов. Сколько там сейчас размещено? Это же приличное количество. Город несет такие затраты. Но надо думать, как дальше двигаться.
Я сторонник того, чтобы не ограничивать животное.

ВЕДУЩИЙ
Спасибо большое. Следующий вопрос. Пожалуйста.

Н. ОВСИЕНКО - газета \"Аргументы и Факты\"
Хотелось просто уточнить по безнадзорным животным. Вы как-то цифры не назвали. Сколько, всё-таки, в приютах сейчас животных? И каким образом, всё-таки, организован контроль? Вот читатели иногда звонят, говорят, что собаку видели в метро. Вы по заявкам выезжаете и каким образом это осуществляется?

А.Н. ТУНИК
Ну, что я вам скажу. Я, конечно, мог бы не комментировать этот вопрос. Потому что Комитет не отвечает за деятельность приютов. Мы всего-навсего здесь сотрудничаем. Но, я скажу. 26 приютов, порядка 18 тысяч там сейчас размещено животных.
Как эта работа осуществляется? Есть специалисты по отлову в Управах и Префектурах. Заявки поступают к ним. И уже после того, как оформлена заявка, подключается специализированная организация, которая выиграла конкурс на эти работы. Эти конкурсы проводят Префектуры. И, в частности, сейчас уже даже есть информация, что уже объявили конкурсы. Префектура выделяет средства бюджетные. Организации выигрывают право, заключается контракт на отлов, стерилизацию, чиппирование. И передаются в приюты дальше.
В приютах в настоящее время работает 37 ведомственных ветеринарных специалистов. Конечно, это мало. И мы с Государственной ветеринарной службой проводим постоянно вакцинацию. Мы здесь используем вакцину, которая для бюджета города Москвы не делает нагрузку, она приобретена на федеральные средства. Отечественная вакцина, очень качественна. И в течение года дает стабильный и не пробиваемый иммунитет против бешенства. Вакцина, которая покупается другими государствами. Да, она поливалентна, она не от многих заболеваний. Но, мы гарантируем от бешенства в приютах. Эта работа проводится.
Я ответил на вопрос, или ещё как-то?

Н. ОВСИЕНКО - газета \"Аргументы и Факты\"
Можете назвать, сколько потрачено на вакцинацию от бешенства?

А.Н. ТУНИК
Я не могу отвечать за эту сумму, потому что финансирование через нас не идет. Я сделаю ошибку, это не правильно будет. Это доступные цифры, в бюджете города Москвы есть, не скрываются.

ВЕДУЩИЙ
Пожалуйста. В микрофон говорите, пожалуйста.

Я. МАЕВСКАЯ – газета \"Московская правда\"
Я опять на тему безнадзорных животных, о том, как вы правильно сказали, что надо заниматься умами людей. По поводу догхантеров и владельцев собак, между которыми в последнее время разразилась озверелая война. Причем можно понять и тех, и других. И догхантеров, которые возмущаются безнадзорными собаками, которые опасны. Но, нельзя понять, когда они начинают травить домашних собак. И с другой стороны, владельцы собак, которые порой действительно заводят в городе бойцовские, какие-то крупные, не предназначенные для города породы, и которые не следят за размножением своих питомцев, выбрасывают щенков на улицу.
Надо, наверное, принимать какие-то срочные меры. А то они скоро друг друга бить начнут уже. Я имею в виду люди.

А.Н. ТУНИК
Ну, что я здесь могу ответить? Занимается этой проблематикой Департамент ЖКХ и, в частности, Пётр Павлович Бирюков, заместитель мэра, курирующий вопросы как раз городского хозяйства. Он обратился в Главное управление Министерства внутренних дел по Москве с просьбой провести расследование по всем этим случаям. Сейчас полиция занимается этими вопросами. Но, первоначально, насколько я знаю, они не подтверждают участие. То есть четкой доказательной базы участия именно догхантеров и в гибели 50 голов в одном месте, в другом. Пока такого нет. Проводится расследование. Всё, что могу ответить на ваш вопрос. Полиция здесь занимается серьезно. Ну, вы сами поймите, что и не одного дня работа.
А потом, человек, который разбрасывал эти приманки, он явно думал о том, чтобы не попасть ни в кадры, ни в объективы. Это готовятся к этому. Я, вообще, не понимаю таких людей. Я не понимаю тех хозяев животных, которые не соблюдают элементарные правила. У меня у самого была собака, она уже умерла по возрасту, но почему-то я не считал зазорным для себя взять полиэтиленовый кулек и после этого за ней убрать и всё это выбросить в контейнер. А другие просто насмехаются, когда им делают заявления.
А то, что выпускают бойцовских собак без намордника и без поводка, я считаю, что здесь надо просто предусмотреть более жесткие меры к таким хозяевам животных. И если закон пройдет о животных, я думаю, что там это всё будет. Потому что они подвергают жизнь людей опасности. Есть люди от природы, которые боятся собак. И, кстати, есть собаки, которые чувствуют это. Животное в основном чувствует, что человек боится их. А дальше, как можно прогнозировать поведение? А человек идет или пиво пьет, или курит, а собака такой породы спокойно гуляет. Это оружие. Неправильно это всё.
Я ответил? Спасибо.

ВЕДУЩИЙ
Спасибо большое.
Александр Николаевич, скажите, пожалуйста, каково правильное поведение при появлении дома домашнего животного? Купили его в зоомагазине, на улице подобрали, кто-то подбросил, у знакомых. Как правильно себя вести, как его поставить на учет, и что с ним необходимо делать?

А.Н. ТУНИК
По учету я уже сказал. Здесь у нас пробел большой. Как мы выходим в Москве? Всем рекомендую, безусловно, обратиться в ветеринарное подразделение. Можно и в частную клинику. Но, для того, чтобы проводить, встать на учет, на учет встать надо в государственных ветеринарных учреждениях, это ещё 101 Постановление Правительства Москвы, правила временного содержания. Они уже год там затерты, но их никто не отменил. И там как раз прописано, что надо вести учет животных в государственных учреждениях. Обращаться туда. Прежде всего, с целью проведения иммунопрофилактики. Ну, хотя бы себя обезопасить. С 3-месячного возраста надо вакцинировать, как щенков, так и кошечек. Против бешенства в обязательном порядке.
И мы ведем этот учет, даем рекомендации по содержанию животных, заводим паспорта. Хотя форма паспорта ветеринарного в Российской Федерации до сих пор официально не принята. Каждый регион изощряется на то, что может.
Хотя есть международные требования к каждому животному. Если не будет человек обращаться, он столкнется со следующими проблемами. Да, он может это животное воспитывать, ласкать. Собрался куда-то выезжать, без разрешения государственной службы не выедет. Мало того, он может как-то нарушить, пройти границу. Но в любом государстве, особенно странах ЕС, получит такую проблему. В Англии карантин 4 месяца.
Правила международные предусматривают, что когда животное вывозится, оно должно здесь быть поставлено на карантин, а это делает государственная служба. Это можно в домашних условиях, или на нашей Мосветстанции, или на наших подразделениях других. Составляется акт, врач проводит клиническое обследование. Всё это время наблюдает. Снимается карантин. И в страну, куда поступает. Если в странах бывшего Советского Союза, ну, так смотрят на это, то в странах Европы проблема из проблем будет сразу у человека.
А потом, мы рекомендуем, если подводить под всем этим, купили щенка, купили котенка, прежде всего, обратиться к ветеринарным специалистам государственной ветеринарной службы. Для того чтобы дали консультацию, с чего начинать, какие прививки, когда, какое кормление, какой уход. Профилактика других, в том числе и паразитарных заболеваний, чтобы через щенка, или котенка не получить самим заболевание, в том числе через котенка \"стригущий лишай\". Очень плохо лечится у человека. Проблема из проблем. Эффективных средств лечения ... Называют каждый год, только ни одно не эффективно полноценно.

ВЕДУЩИЙ
Спасибо. Ещё вопросы есть?

И. ВИНОГРАДОВА - интернет-портал телеканала \"Домашний\".
Скажите, пожалуйста, периодически объявляются карантинные мероприятия по тем или иным заболеваниям животных. Обычный владелец того или иного домашнего животного может где-то получить информацию, есть ли какой-то бюллетень, в котором публикуется какая-то информация о карантинных требованиях?

А.Н. ТУНИК
Ну, прежде всего, самое доступное, это сайт Комитета ветеринарии. Всегда, мы в тот же день размещаем информацию о наложении каких-то ограничений. Тут существует такой порядок.
Уже год мы исполняем переданные полномочия по этому вопросу. Хотя я не понимаю, как это можно было передать, чем Служба субъекта занималась десятилетиями. Это всегда было право, и 184 Федеральный закон предусматривает это право, за региональной службой. Ну, вот так Россельхознадзор год тому назад передал субъектам право объявления ограничений о наложении карантина. По особо опасным ситуациям здесь право высшего должностного лица города, то есть нашего мэра Сергея Семеновича Собянина. По всем другим заболеваниям у меня право, как главного госветинспектора города Москвы. В этот же день. У нас наработаны, формализованы документы. Практика, конечно, уже настолько уникальна, что здесь практически ошибок нет. Бывают только ошибки, когда хозяин бросил труп, неизвестен хозяин. То есть времени больше требуется. Ещё хуже, когда случилась беда, то возьмут сожгут труп, то закопают, ещё пятое, десятое что-то придумают.
А так, эта схема вся работает. Этот алгоритм действий доведен до всех частных клиник. До всех абсолютно. И они знают, что с бешенством шутить нельзя. Если есть какое-то сомнение при приеме животных, они не берут на себя такую ответственность, потому что у них таких прав нет, тут же передают это животное в государственные лечебные подразделения. И дальше специалисты государственного лечебного подразделения определяют, поместить животное на карантин, наблюдать его в карантине. Отбираются пробы, исследуются на бешенство в нашей лаборатории. То есть тут всё прописано.
А самое доступное, это, безусловно, на сайте. Более того, мы тут же размещаем информацию в госсредствах массовой информации Префектур.
Это тоже механизм отработан. Листовки выпускаются. Выпускаются распоряжения, там всё предусмотрено, какие мероприятия нельзя проводить. Только обращаться. Есть телефон \"горячей линии\" службы, она работает круглосуточно, всегда ответят.

ВЕДУЩИЙ
Спасибо большое, Александр Николаевич, за интересный рассказ. На этом наша пресс-конференция завершена.

А.Н. ТУНИК
Спасибо вам за то, что вы нашли время, что вы уделили внимание такой отрасли, как ветеринария, которая не публичная, но она делает то дело, которое связано со здоровьем животных, и, в первую очередь, людей. Спасибо за внимание. Если у кого есть животные, желаю, чтобы они не болели. При необходимости обращайтесь, поможем. Всего вам доброго.