Пресс-конференция Алексея Степанова
17 октября состоялась пресс-конференция руководителя Комитета государственных услуг города Москвы Алексея Владимировича Степанова на тему: «Год с момента открытия первого многофункционального центра предоставления государственных услуг города Москвы. Результаты работы и перспективы развития».
17 октября сосотоялась пресс-конференция руководителя Комитета государственных услуг города Москвы Алексея Владимировича Степанова на тему: «Год с момента открытия первого многофункционального центра предоставления государственных услуг города Москвы. Результаты работы и перспективы развития».
Стенограмма
ВЕДУЩИЙ
Добрый день!
Сегодня мы проводим пресс-конферецию руководителя Комитета государственных услуг города Москвы Алексея Владимировича Степанова на тему: «Год с момента открытия первого многофункционального центра предоставления государственных услуг города Москвы. Результаты работы и перспективы развития».
А.В. СТЕПАНОВ
В 15-минутром режиме я расскажу вам о реализации подпрограммы создания Многофункциональных центров предоставления государственных услуг, которая осуществляется в городе в рамках утвержденной Правительством программы \"Открытое Правительство\", а потом с удовольствием отвечу на все ваши вопросы.
По большому счету, программа создания Многофункциональных центров предоставления государственных услуг в активной фазе и стадии длится год. За этот год накоплен, на наш взгляд, очень приличный такой, интересный опыт работы московского региона по реализации программы. Этим опытом я сегодня поделюсь с вами, расскажу о тех достижениях, к которым нам удалось подойти за год действия программы, об оценках жителями Москвы первых итогов деятельности Многофункциональных центров, работающих сегодня уже на территории. И, конечно, о тех проблемах, которые предстоит решать нам в ближайшем будущем.
Никто иллюзий не питает, и мы не говорим сегодня, что Многофункциональный центр - это какая-то идеальная модель, которая созрела полностью, которая работает безупречно, и которая не требует развития и совершенствования.
Первый тезис, о котором я хочу сказать. Уже неоднократно в средствах массовой информации мы говорили, что в основу работы Многофункционального центра положен принцип, что Многофункциональный центр предоставления госуслуг - это максимальное сосредоточение государственных услуг наших городских органов исполнительной власти, учреждений различных организационно-правовой формы, а также территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти. Максимальное сосредоточение всех услуг, предоставляемых этими органами управления, в едином присутственном месте.
Мы, начиная реализацию программы, четко понимали, что в Москве существовало и сегодня во многом ещё существует порядка полутора тысяч разрозненных служб \"одного окна\", приемных наших городских учреждений, которые территориально разбросаны по территории города. Они оказывают, предоставляют услуги населению и предпринимателям не всегда в современных, комфортных, технологичных условиях. И в этом смысле мы, конечно, собирали за прошедшие периоды времени достаточно приличное количество критики, замечаний, справедливых замечаний от граждан и организаций.
Мы пришли к выводу, что если посчитать минимальные территориальные административные единицы района, то получается, что в каждом районе существует порядка 10-15 различных учреждений, куда обращаются граждане и организации в ходе потребления государственных услуг. То есть любая жизненная ситуация, возникающая у гражданина, она зачастую связана с многочисленным получением услуг. Я чуть позже на этом остановлюсь. Ну, например, ситуация, связанная с рождением ребенка. Родился ребенок, родителям нужно получить свидетельство о рождении, нужно зарегистрировать его по месту жительства, сделать перерасчет субсидии, нужно получить материнский капитал. Есть ещё перечень льгот, которые положены, если ребенок третий или четвертый. И это длительная процедура. И когда возникает эта ситуация, человек вынужден для того, чтобы её административно оформить, иметь соответствующие права, получать материальную помощь, вынужден оббежать все эти службы, затрачивая на это время, силы, нервы, деньги и прочее. Это один из самых серьезных негативных факторов и явлений, с которыми мы в ежедневном режиме сталкиваемся. Это нарекания, связанные с тем, что организация работы власти выглядит таким образом, что заставляет человека совершать излишние ненужные перемещения и тратить свои эмоции, силы и драгоценное время на общение с чиновником.
Поэтому наш тезис, наш принцип работы - это сосредоточение максимальное в одном месте. И мы стремимся к идеальной целевой модели, в которой мы могли бы уверенно сказать, что многофункциональный центр оказания государственных услуг для населения, который существует и работает на территории района - это единственное место, где власть оказывает все услуги. Человеку при возникновении необходимости получения той или иной услуги, при необходимости оформления той или иной жизненной ситуации не нужно больше задумываться, а куда ему пойти. Он знает, что у него в районе есть одно место, один Многофункциональный центр, который предоставляет все те услуги, которые в принципе власть предоставляет на территории соответствующего района в городе.
В итоге, что нам удалось на сегодняшний день сосредоточить в Многофункциональных центрах? Из общего количества услуг в городе мы предоставляем в Многофункциональном центре 98 видов различных услуг, которые конвертируются в 200 с лишним разных документов, справок, свидетельств, сертификатов, лицензий, и прочее.
В наших Многофункциональных центрах присутствует 12 городских органов исполнительной власти и 4 федеральных органа исполнительной власти. В общей сложности в работающих районных МФЦ сегодня предоставляется 80% государственных услуг, которые оказываются населению на соответствующих территориях. Полный охват пока отсутствует. Но преимущественная часть всех госуслуг, ещё раз повторю, для тех районов, где МФЦ уже работает, в этих центрах сосредоточен.
Самыми востребованными услугами на сегодняшний день являются услуги инженерных служб, услуги, связанные с перерасчетом коммунальных платежей, предоставлением информации жилищного учета, оформлением жилищных субсидий, документы Росреестра, документы БТИ и документы миграционной службы. Те услуги, которые я перечислил, они наиболее массовые, наиболее часто востребованные со стороны населения.
Это и был один из составляющих идеологических принципов нашей работы, что в первую очередь мы сосредотачиваем, естественно, те услуги, которые в максимальной степени востребованы населением, потому что именно с ними возникали частые проблемы. Проблемы и с тем, что они осуществляются не в достаточно комфортных условиях, предоставляются по нечетким регламентам, предоставляются не в те сроки, которые удобны. Это первый момент.
Дальше. Многофункциональный центр предоставления государственных услуг - это площадка для отработки тех новых решений, которые Правительством Москвы принимаются в рамках оптимизации системы работы наших сфер городского управления, регламентов предоставления тех или иных услуг.
В городе существует Административная комиссия. В рамках этой комиссии действует Рабочая группа под руководством руководителя Аппарата мэра в Правительстве Москвы госпожи Раковой.
Мы на сегодняшний день отрабатываем и оптимизируем регламенты подготовки согласования и выдачи порядка 400 видов различных услуг. Мы не говорим пока о том, что каждый из этих документов предоставляется по оптимальной схеме, но, тем не менее, за прошедший период времени, за прошедший год достаточно существенные шаги были предприняты. И многие регламенты, многие новые порядки оказания госуслуг населению, гражданам Москвы уже действуют по оптимальной схеме в коротки сроки, с минимальным участием заявителя. И эти решения были позитивно восприняты со стороны населения.
Примеров тому можно приводить много. Одни из самых ярких примеров - это кардинальные решения, связанные с упрощением системы оформления перепланировок. 31 вид работы оформлялся ранее. И 13 видов работ по перепланировкам, которые не затрагивают конструктивный элемент, связанный с безопасностью, жизнедеятельностью граждан, исключен из процесса оформления перепланировок. Был внедрен механизм типовых решений, типовых перепланировок. Мосжилинспекцией изготовлен журнал типовых перепланировок. Были подготовлены альбомы для типовых серий домов. По нашей статистике это была достаточно востребованная услуга.
И люди как раз часто жаловались на то, что, обращаясь, казалось бы, с очень простой проблемой перепланировки квартиры в типовой серии дома. Когда нужно было, не меняя конструктивных элементов, не меняя расположения мокрых мест в пределах квартиры, заказывать разработку проекта. При этом необходимо было еще провести согласование этого проекта с уполномоченными на то учреждениями, организациями и по технической безопасности, и по экологии, и по линии Роспотребнадзора, и по линии архитектуры в отдельных моментах, и прочее.
В общем, это всё в рамках нового регламента по перепланировке было исключено. И новый порядок оформления перепланировок в жилых помещениях мы отрабатываем в Многофункциональных центрах.
Большая идет кампания по перерегистрации, по переоформлению охотничьих билетов. Эта услуга оказалась неожиданно в Москве востребованной. Никто не подозревал, что в Москве такое количество охотников. Тем не менее, их действительно оказалось великое множество. И руководители были приятно удивлены, когда мы приняли решение о том, что Многофункциональные центры будут принимать заявления на замену охотничьих билетов. Желающих оказалось много. Этого никто не ожидал, не ожидал такого наплыва. А этот наплыв оказался очень большим.
В рамках оптимизации процедуры подготовки охотничьих билетов срок был сокращен с 30 до 5 рабочих дней. Увеличено количество точек приема.
Таких примеров достаточно много. И Многофункциональные центры нам являются большим помощником в этом плане. Мы видим, как эти процессы строятся, мы видим, как МФЦ взаимодействует с отраслевыми ведомствами. Эта система, это учреждение, оно на виду, оно полностью подконтрольно, подотчетно, работает в новых условиях. И мы понимаем, что эту систему нужно продолжать.
Следующий момент, состоит в том, что специально для работы Многофункциональных центров была разработана Департаментом информационных технологий единая инфраструктура и архитектура информационных систем.
Я не говорю о том сейчас уже даже, что вопрос автоматизации баз данных, перевода государственных услуг на электронную форму связано с большими трудностями. Но это одна из приоритетных задач, которые решаются.
Так, например, в Москве, вы знаете, наверное, тоже был создан базовый Центр, который объединил все информационные базы городских ведомств. Это одна единая централизованная система, хранилище такое огромное, архив. Это, конечно, задачка неподъемная и нереальная, потому что утопия. Мы просто заставили, может быть, грубо немножко скажу, но, тем не менее, это именно так. Заставили каждое ведомство по возможности провести работы по оцифровке, у кого этого не было сделано. Провести работу по оцифровке баз данных, по стандартизации информации, информационных баз данных по тем формам и видам, по которым мы договорились. И базовый регистр информации - это статус информации. Статус информации, ещё раз говорю, определенным образом оформленный и подписанный электронно-цифровой подписью.
После чего мы можем уверенно говорить, что сведения в отношении какого-то человека, объекта, его характеристик, и так далее, что та информация, которая обычно содержится в базах данных, она легитимна, и она заменяет бумажную форму документа. Это революционное, на мой взгляд, решение. На протяжении последних нескольких лет большой объем работы проводился, связанный с переводом информации в базы данных. Но, на мой взгляд, последние лет 5 работа шла откровенно вяло.
За последний год-полтора этой работе мэр придал очень серьезный импульс. В его понимании, и в понимании, мне кажется, наверное, любого здравомыслящего и нормального человека, за электронными услугами, за электронной формой общения граждан и чиновников будущее. МФЦ в том виде, в каком он сегодня существует, будет существовать ещё долго. Но, на наш взгляд, это всё равно решение переходного периода.
Да, мы говорим о большом объеме госуслуг. Я даже сейчас смотрел там примерный набросок вопросов, которые мы сегодня могли бы обсуждать, там был один очень интересный вопрос: а есть у вас план по предоставлению госуслуг? Выполнен ли он, не выполнен и так далее.
Так вот, у нас нет такого, мы не стремимся к большому количеству оказания госуслуг. Наоборот, их нужно сокращать, их нужно оптимизировать. Максимальное количество госуслуг нужно переводить в электронный вид. Их нужно оценивать, вообще, с точки зрения полезности и целесообразности. Потому что многое из того, что придумано, оно на практике, когда в это начинаешь погружаться, анализировать нормативную базу, когда начинаешь оценивать практическую целесообразность той или иной справки, бумажки и так далее, оно оказывается, что не очень то и нужно.
Более того, часто бывает так, что мы получаем одну бумажку для того, чтобы её отнести в другое ведомство и там получить вторую бумажку для того, чтобы её отнести в третье ведомство.
Получается, что мы систему на протяжении многих лет, к сожалению, выстроили так, что наши граждане стали нам помощниками в оформлении документов, транспортировки этих документов из одного органа власти в другой, с тем, чтобы потом какой-то уже департамент или комитет на финальной точке этого длинного пути предоставил свою госуслугу, которая действительно нужна.
Да, вот, интересно. Значит, у нас сейчас по статистике порядка 300 с лишним различных государственных услуг предоставляется населению. А, например, если сравнивать нас с Европой или со странами Азии, то у них этих услуг в разы меньше. В Сингапуре их всего 70.
Вот вам простой вопрос для сравнения. Чем таким особенным Москва отличается от Сингапура или от Западной Европы, что у нас услуг такое великое множество, а у них услуг мало. Мы задаем себе этот вопрос и тут же на него отвечаем. А давайте посмотрим, например, на Департамент социальной защиты населения, который десятками, сотнями предоставляет разные справки, выплаты, компенсации, удостоверения участников Великой Отечественной войны.
При всем нашем уважении к участникам Великой Отечественной войны и прочим, каждый этот документ, каждая эта справка влекут за собой какое-то последствие: денежное выражение, какая-то компенсация, выплаты или это определенный статус, с помощью которого человек пользуется льготами в общественном транспорте или ещё где-то. Ну, решение же на поверхности, да, из очевидного? Наверное, это можно сделать в виде какой-то единой социальной услуги или в виде какой-то карточки, которая была бы носителем всей информации социально-правового характера, которая применима к тому, или иному человеку. Просто с одной стороны. С другой стороны у нас, к сожалению, пока это всё не так. И надо делать всё в ближайшие годы для того, чтобы это было так.
Я, кстати, не стал бы тоже преувеличивать здесь, вы просто правильно это поймите. И если будете об этом писать, то имейте в виду, что я не говорю о том, что так везде. На самом деле есть много очень городов и стран, где система ещё хуже. Но есть лидеры. Есть лидеры, и я сейчас больше о передовом опыте рассказываю, его не так много, но он действительно есть.
Вот эти все бюрократические различные препоны и примочки, они все сгруппированы в какие-то унифицированные, понятные, односложные формы, по которым очень легко, удобно всем работать.
На сегодняшний день мы отказались от 140 различных видов справок и документов, которые передаем в электронном виде. Это документы Управления ЗАГС, информация жилищного учета, сведения о действующих льготных категориях.
По юридическим лицам это справки из Росреестра, налоговой службы, и прочее. Это как раз те самые ненужные посещения.
На сегодняшний день 140 таких сервисов реализовано. Они все используются в Многофункциональных центрах. 140 сервисов автоматической передачи данных из одного органа власти в другой орган власти, которые помогают и реально решают вопросы, связанные с уменьшением количества обращений граждан.
И, как я уже вначале говорил, в настоящее время создана специальная информационная система, в основе которой лежат модули работы с базами. Эту схему мы будем в дальнейшем развивать
Следующий важный момент, на котором я хотел остановиться, это кадры. Ну, не секрет, что не всегда мы получаем удовлетворительное качество обслуживания. Граждане недовольны квалификацией сотрудников, граждане недовольны отношением. Отношением в части нормального общения. Всегда образ чиновника - это образ грубого, невежливого человека, который не хочет выполнять свои обязанности. Старается отправить посетителя куда-то в другие окна, в другие места для того, чтобы эту проблему решить. И это действительно одна из существенных тем, с которыми мы столкнулись.
Но мы должны решить её так, что, во-первых, были обеспечены достойные, на наш взгляд, условия оплаты труда специалистов Многофункциональных центров. Были созданы специализированные программы на базе нашего Московского центра. Созданы программы, как повышения квалификации непосредственно по предметам оказания услуги, так и по навыкам клиентоориентирования.
Мы говорим, что система работы Многофункциональных центров должна быть современная, городская сервисная сеть по предоставлению государственных услуг, которая должна быть точно не хуже, чем сервисная сеть, например, крупных коммерческих компаний.
Ни у кого же не вызывает серьезных нареканий, например, обращение куда-нибудь в \"Евросеть\", где происходит оплата мобильной связи. Конечно, у кого-то можеь быть и вызывает, но, тем не менее. Я, например, по своему опыту знаю. Кстати, Сбербанк. Глупо спорить с этим. Действительно, какой-то сумасшедший прорыв вперед у них. По крайней мере, по тем пунктам обслуживания, которые в центральной части города находятся, рядом с нашим местом работы, они выглядят совершенно по-другому. Раньше просто зайти туда было тяжело. Эти сберкассы. Сейчас заходишь, современное отделение банка, достаточно вежливый персонал там. Ну, может быть, они не всегда, конечно, доки и корифеи, но это вопрос времени. Тем не менее, Грефу, на мой взгляд, удалось сделать просто невозможное.
Наша задача, она схожа в этом смысле. Мы тоже хотим сделать так, чтобы у нас появилась нормальная, клиентоориентированная городская сервисная сеть по предоставлению госуслуг.
Следующий момент состоит в том, что многофункциональные центры предоставления государственных услуг создаются таким образом, чтобы они были приспособлены для оказания госуслуг лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Любое, практически учреждение городское до появления Многофункциональных центров не имело ни нормальных пандусов, ни шагоходов, ни возможности оказать услугу в каком-то отдельном специально отведенном помещении, куда спускается к человеку любой специалист из тех, кто ему нужен.
Многофункциональные центры должны оказывать помощь инвалидам в вопросах, связанных с перемещением по городу в транспортных средствах или на средствах общественного транспорта, для того, чтобы добраться в МФЦ.
Я, опять же, не буду лукавить и скажу, что это не сильно востребовано на сегодняшний день. Какие-то сотни обращений.
Следующий момент, на который я хотел бы обратить внимание. Мы стараемся делать так, чтобы Многофункциональный центр был не только центр по предоставлению государственных услуг непосредственно, но и место, где можно получить все услуги дополнительные, связанные с получением документов. Например, сделать фотографию на удостоверение, получить нотариально заверенный документ.
Мы стараемся сделать так, чтобы человек, попадая в Многофункциональный центр, за пределы этого Многофункционального центра по каким-то дополнительным своим потребностям, связанным с получением госуслуг, уже не выходил. Это важно. Это дополнительный способ удобства. Это востребовано со стороны населения, это полезная система, которая получает высокую оценку.
Наверное, там присутствует пока ещё не всё, мы будем думать, как эту систему расширять. У нас есть обращения граждан, которые просят, например, в этих Многофункциональных центрах осуществлять услуги страховых компаний.
Одним из важнейших этапов работы является оснащение и донасыщение Многофункциональных центров теми дополнительными вспомогательными услугами, которые необходимы, полезны при получении государственных услуг.
Теперь несколько слов о наших проблемах. В целом о тех элементах и принципах работы, результатах. Ну, о результатах я ещё несколько цифр вам приведу. До начала февраля 2013 года в столице откроется 155 Многофункциональных центров.
В настоящее время мы должны сформулировать для себя, всё-таки, за что же мы беремся, за какой объем услуг. Там огромная территория. Предстоит решить, как их правильно расположить, где их правильно расположить.
Конечно, у нас есть серьезный сдерживающий фактор, связанный с подбором помещений. Ну, казалось бы, задача простая, что там, в городе помещений миллионы, но оказалось, что большинство из этих помещений заняты. И нет проблем найти помещения, их действительно много, с малыми площадными характеристиками, где-то там 100-200 метров.
А нужны больше площади от 1000 до 1500 метров. Это оказалось очень не простой задачей. Тем не менее, сегодня Департамент имущества, на мой взгляд, сделал всё возможное практически по всем, наверное, по 80% нужд города. Уже сформулированы и представлены конкретные предложения по размещению МФЦ, необходимых городу.
По остальным, по тем районам, по которым у нас на сегодняшний день существует дефицит площадей, или по тем районам, по которым мы сегодня говорим, что мы не можем разместить Многофункциональный центр, сейчас прорабатываются вопросы либо о выкупе коммерческой площади городом, приобретением городом прав собственности на коммерческие нежилые помещения либо о возможной аренде. Решение этого вопроса в каждом случае будет какое-то отдельное. Выбор будет определен, например, финансовыми показателями. Потому что это, конечно, такие, достаточно большие средства, необходимые и для выкупа, и для постоянной аренды.
С арендой мы разбирались. Арендовать помещения - это не простая штука. Много всяких нюансов. Но, тем не менее, я уверен в том, что мы можем какой-то из районов города Москвы оставить для запуска проекта, и он уже будет доведен до конца.
Что мы планируем развивать и совершенствовать? Мы говорим о том, что будем расширять те 80%, о которых я сказал. 80% у нас есть, а 20% пока еще нет от общего объема. Эти 20% нам надо многофункционально по возможности переместить.
Это связано с необходимостью более такого широкого участия в работе многофункциональных центров территориальных подразделений федеральных органов власти, это связано с дополнительной работой некоторых из наших московских учреждений.
Нашим некоторым московским учреждениям и департаментам не все пока услуги предоставляются в МФЦ. Наиболее массовые, наиболее такие востребованные.
Федерации с территориальным подразделением федеральных органов исполнительной власти сложнее в том, что такая система более неповоротливая, но в то же самое время сейчас наконец-то я могу сказать, что за последние 2-3 года на уровне федерации существенный импульс этой работе был предан.
В первую очередь такой импульс законодательный. Он есть в пиарсфере, в сфере окончательного понимания полезности решения этой задачи.
И было достаточно большое количество правовых ограничений, которые просто не позволяли представителям федеральных органов власти в нормальном режиме предоставлять услуги. Проблем там не меньше, если не больше, чем у нас.
На сегодняшний день наша главная задача - расширение перечня услуг и максимальная открытость.
Второе. Мы хотим сделать так, чтобы многофункциональные центры предоставления госуслуг работали в режиме экстерриториальности. К сожалению, этого не происходит, и многофункциональные центры работают только по отдельным видам услуг в режиме экстерриториальности. Так исторически работали сами департаменты. Это связано также и с наличием централизованных баз данных.
Переводя на русский язык, это означает, что человек, независимо от того, какую приемную Росреестра он видит перед собой, во время сделки может обратиться в любое подразделение Росреестра или БТИ. В любое подразделение БТИ можно обратиться за получением любого документа БТИ.
Мы должны сделать так, чтобы все услуги в городе, которые доступны в МФЦ, оказывались по экстерриториальному принципу. Такая крайне непростая задача. В настоящее время есть положения, выраженные в ряде нормативных документов, где впрямую записано, что человек получает ту или иную услугу только по месту регистрации.
Каждое районное управление социальной защиты населения имеет технические возможности, для того чтобы этот режим доступа оказывался по экстерриториальному принципу.
Поэтому такой режим экстерриториальности - это наша задача на ближайшую перспективу.
Мы планируем, что первый пилотный режим по экстеру стартует в течение 3-4 месяцев. Это удобство однозначное, поскольку у нас очень большая маятниковая миграция.
Возвращаясь к теме удобства. С точки зрения граждан, пользование услугами можно отнести и рабочий график МФЦ. Должен быть единый такой линейный режим работы, когда МФЦ начинает работу максимум в 8 часов утра, а лучше даже раньше. Лучше, если он будет начинать начала рабочего времени, а заканчивать позже. Может быть, работает до 9 вечера. Тогда житель может успеть заехать после своей работы и решить вопросы, связанные с получением государственных услуг.
Это говорит о том, что специалисты Многофункционального центра у нас будут работать по сменам. Мы сделаем смены, где персонал будет друг друга страховать.
Они и сейчас работают в субботу, но не полную.
И, наконец, мы хотим сделать наши МФЦ унифицированными. На практике будет означать примерно следующее. На сегодняшний день, существует ситуация, связанная с рождением ребенка. Раньше человек бегал по учреждениям за справками. Трата времени на это большая, конечно.
Сейчас там, где есть МФЦ, он имеет возможность туда прийти, но внутри он должен тоже бегать, потому что ему нужны различные документы. На ребенка идут какие-то субсидии и льготы, он предоставляет выписки и справки сотрудникам Департамента соцзащиты. Это такая логистика внутреннего перемещения.
И отсюда есть еще одна проблема, с которой нам тоже нужно справиться сегодня, - это изменить штатную структуру МФЦ, куда входит множество разных городских структур. Мы должны сделать так, чтобы все специалисты, сотрудники МФЦ «принадлежали», если так можно выразиться, только Многофункциональному центру, только штату и персоналу Многофункционального центра.
Фактически они соединились все в одну точку приема и обслуживания заявителей. Поэтому задача номер 1 - это единая структура персонала. Это будет обеспечивать и нормальное функционирование. Мы не будем видеть картины, когда у нас какие-то окна пустые. В каждом окне сотрудники, по сути дела, выполняют совершенно однотипные процедуры. И они должны стать универсальными. Первый момент.
А второй момент - универсальный специалист должен быть не только поставщиком определенного документа, а всей номенклатуры государственных услуг: или перепланировки, или приватизации, или выхода на пенсию. И приходящий к этому универсальному специалисту должен сказать: у меня наступил пенсионный возраст, что я должен получить, как я должен это все административно во взаимодействии с исполнителем оформить?
Наш универсальный специалист должен быть компетентен в этих ответах, он должен эту картинку нарисовать, должен быть единым движком процесса в начале и по итоговой комплектации всех этих документов и по предоставлению госуслуг.
То есть в идеале человек приходит и говорит: у меня родился ребенок, у меня операция с недвижимым имуществом. А дальше он никуда не идет, он работает с одним единым сотрудником, который должен оказать ему услугу по всей номенклатуре документов. В итоге все эти документы подготовить и выдать на руки готовый результат человеку.
Пожалуй, я на этом остановлюсь. Мне все кажется, что минут 15 прошло. От лекции давайте перейдем к вопросам.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
Где были открыты первые МФЦ?
А.В.СТЕПАНОВ
Так, где были вообще первые центры открыты? Первые были открыты при префектуре ЦАО и в Юго-Восточном округе. Пожалуйста, давайте вопросы.
К. ТИТОВА - телеканал ТВЦ
Алексей Владимирович, может быть, это Ваш вопрос. Вы только что говорили об универсальных специалистах. Но если люди работают и относятся к разным структурам, как Вы заметили, они получают разную зарплату.
А многие работают не за зарплату, а за какие-то льготы, которые предоставляет госслужба. Это, если мы возьмем Регпалату, Росреестр или других.
Скажите, как вы планируете решать этот вопрос? Какая будет зарплата, и к кому эти новые универсальные специалисты будут относиться? Это будет госслужба или что-то иное?
А.В.СТЕПАНОВ
Зарплата должна быть единой и унифицированной у всех специалистов. Наша задача всех под единую цифру подтянуть. Первое.
Второе. Специалисты государственных бюджетных учреждений не являются государственными гражданскими служащими, это специалисты бюджетной сферы. А соответственно все эти льготы, применительные к госслужбе, им тоже предоставляются.
К. ТИТОВА - телеканал ТВЦ
Алексей Владимирович, тогда следующий вопрос. Вы вскользь коснулись развития новых территорий новой Москвы. Что касается создания многофункциональных центров.
К нам, например, в редакцию очень часто обращаются, звонят бывшие подмосковные жители, ныне москвичи, которые говорят, что как только их территория была передана Москве, они не могут оформить элементарные документы. Речь идет о кадастровых паспортах на землю, системы координат спутниковая в Москве одна, в области была другая. То есть сейчас этот самый переходный период, как проклятие: чтобы ты жил в эпоху перемен.
Скажите, когда перемены закончатся, смогут ли помочь здесь многофункциональные центры? будете ли вы совместно с Департаментом земельных ресурсов работать и как-то унифицировать, создавать, чтобы люди наконец спокойно вздохнули и спокойно оформили свою собственность?
А.В.СТЕПАНОВ
Задавая вопрос, Кристина, Вы сами практически на него ответили. Переходный период действительно существует, и эта задача сейчас всех отраслевых департаментов, наших комитетов, кто занимается непосредственно приемкой со стороны присоединенных территорий, совершенно новых форм для себя работы.
Задача - как можно быстрее унифицировать и наладить нормальную систему оказания государственных услуг на присоединенных территориях.
МФЦ в этом смысле - структура, которая будет работать с конечным продуктом. Поэтому здесь МФЦ как автопилот, сказав сегодня, что давайте-ка мы создадим МФЦ, и там все заработает. Не заработает, это отраслевая специфика. Надо сначала все довести до московских стандартов, я имею в виду стандартов старой Москвы, и все это регламентно оформить, выстроить все административные процессы и наладить нормальную систему оказания госуслуг. Этой задачей как раз все наши отраслевые департаменты занимаются.
Кстати, самое, наверное, сложное. Вы такие примеры привели не самые сложные, не самые проблемные. А, например, по линии Департамента социальной защиты населения, такие наиболее тонкие и рисковые сферы, там как раз проблем больше всего.
Но, тем не менее, задача поставлена, крайний срок - до конца текущего года все эти вопросы завершить, с тем, чтобы выстроить нормальный ритм работы на присоединенных территориях.
Поэтому завершаем одно, МФЦ - это форма нормальной современной работы, на первом этапе точно не помощник.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо.
Алексей Владимирович, смотрите, приходили вопросы на сайт. Вы уже много что рассказали.
У меня возникает вопрос. Смотрите, универсального специалиста вы берете наобум, вы в него вкладываете, платите зарплату. За год в принципе человек становится настолько подготовленным в этой системе, что любая коммерческая структура у вас с удовольствием заберет к себе. Как вы будете их готовить? Этот момент беспокоит вас или нет, потому что это звучит в обращениях?
А.В.СТЕПАНОВ
Нет, у нас же не рабский труд, мы никого не держим. Если человек пройдет хорошую школу, подготовку сервисного обслуживания и будет перевыкуплен со стороны коммерческой компании на лучшие условия оплаты труда, наверное, то это нормальное явление. И разве здесь мы можем являться каким-то сдерживающим фактором?
Другое дело, что для многих, Светлана Петровна, я думаю, не даст соврать мне, важно еще ощущение себя и принадлежности себя к чему-то масштабному, созидающему, новому. Я не занимаюсь сравнением, но, тем не менее, мне кажется, что заниматься общением с гражданами с точки зрения предоставления госуслуг, формировать новое лицо власти, менять стереотипы мышления людей в отношении недобропорядочных и каких-то грубых, невежливых чиновников, уж точно интереснее, чем заниматься продажами симкарточек. Я сейчас никого не хочу обидеть, но, тем не менее. Мне, например, кажется так.
Поэтому здесь вопрос престижа, вопрос ощущения себя, принадлежности себя, вопрос какого-то командного духа.
Знаете, я не думаю, что для этого вида работ кто-то из коммерческих компаний сейчас готов предложить существенно более лучшие условия по заработной плате. Не думаю, потому что наше предложение оценивается как конкурентное, даже по некоторым позициям превосходящее предложения рынка.
Но, с другой стороны, если такая тенденция появится, то будем думать, что с этим делать.
С.П.АВДОШКИНА
Я действительно хочу подтвердить и слава Алексея Владимировича. Я сама провожу собеседования с нашими кандидатами и хочу сказать, что сейчас очень много приходит к нам желающих.
К нам переходят из госслужбы, даже люди приходят с равноценной зарплатой. Когда я их спрашиваю: почему Вы хотите перейти к нам, имея такой достаток? О ни действительно говорят, что это очень интересно, большая сфера деятельности, разный спектр вопросов, есть желание развиваться.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
Первый вопрос. Когда было принято решение о создании МФЦ в столице, когда открылся первый центр? Второй вопрос. Поведение работников миграционной службы оставляет желать лучшего. Как можно повлиять на ситуацию?
А.В.СТЕПАНОВ
По первому вопросу. Да, действительно, в 2008 году первый МФЦ был открыт, был открыт он при префектуре ЦАО. Это был такой немножко симбиоз, гибрид модели, которую мы вводим сейчас. Там частично оказывались услуги для физических лиц, частично для юридических лиц.
Но я уже говорил неоднократно на встречах со СМИ, что в нашем прошлом формате была такая задача по созданию многофункциональных центров, но она была провальной. Эта программа не получила развития и реализации, на эту программу не было соответствующей и политической воли, не было финансовых ресурсов для ее обеспечения.
Политической воли не было, в первую очередь, у руководителей наших отраслевых департаментов и комитетов. Конечно, решения какие-то политические высокие принимались, нормативные документы готовились. Но единственный, кто смог действительно эту волю вбить в голову, это Сергей Семенович. И сейчас уже вопросы лишние никто не задает, а все, дружно взявшись за руки, эту задачку реализуют.
Поэтому, если говорить о количестве МФЦ, там практически не было ничего, были экспериментальные центры, в которых по очень узкому перечню услуг осуществлялась деятельность.
Реальная реализация программы началась после утверждения программы \"Открытое Правительство\". Она была утверждена только в начале года.
Поэтому мы сегодня говорим, что там был какой-то результат. Сама по себе программа была утверждена чуть позже, чем была начата непосредственно деятельность по созданию МФЦ, но реальный период времени, в течение которого ведется активная деятельность по реализации программы, мы оцениваем ровно в год. Это первое.
Второй момент. Что касается миграционной службы, некорректного поведения. Вы знаете, может быть, специфика каких-то отдельных МФЦ, надо с этим разбираться. Если у вас есть такие данные, вы нам скажите. У Светланы Петровны есть какие-то данные, прокомментируйте, если есть.
С.П. АВДОШКИНА
Вообще, мы с этими организациями-участниками МФЦ работаем на основании соглашений. И действительно Федеральной миграционной службы выделяются помещения, кажется сотрудникам, которые работают в \"окнах\", очень большие. Но у них это обусловлено спецификой их работы. У них требуется отдельный кабинет для биометрии, то есть выдачи загранпаспортов.
Соответственно, сотрудник там не может находиться постоянно, он должен принять документы, перейти в другое помещение и подготовить их. Поэтому они занимают несколько кабинетов, мы сами проверяли. У них это все связано с производственной деятельностью.
Сотрудник принял документы миграционной службы, и у них этот же сотрудник обрабатывает документы, вносит в базу. Потом также возвращается и работает.
А.В.СТЕПАНОВ
Вы нам расскажите, где это произошло конкретно, потому что тут принял - не принял, режим приема должен быть постоянным. И если они у нас где-то отсутствуют, есть такие факты, что они работают не полный свой рабочий день, то на них надо определенным образом воздействовать. Слава Богу, что такая возможность такого воздействия есть.
Вы нам прямо эту информацию, пожалуйста, передайте. Мы тогда будем с соответствующим руководителем этого подразделения разбираться.
К. ТИТОВА - телеканал ТВЦ
Алексей Владимирович, а можно еще один вдогонку первому вопросу? Не только меня, коллег тоже волнует про светлое будущее. У вас так написано: \"Еще 10 МФЦ будут открыты до 1 февраля 2013\".
Но мы надеемся, что это и есть то самое светлое будущее. Скажите, есть среди них МФЦ на новых территориях, и если нет, то когда первый появится и сколько там будет в планах вообще? Спасибо.
А.В.СТЕПАНОВ
Мы говорим пока о создании 2-3 на новой территории. В планах начала 2013 года их нет, потому что для того, чтобы создавать МФЦ, начиная с подбора помещений, с определением набора услуг, всего такого производственно-технологического цикла создания нового продукта, нужно не меньше, чем месяцев 7-8. В счет того, что мы к этой задаче не так давно приступили. Сейчас разбираемся с ее первым этапом - этапом самой системы оказания госуслуг на присоединенных территориях. Я думаю, что эта задача будет решена где-то до октября-ноября следующего года.
А.РУДАКОВА – «Вечерняя Москва»
Здравствуйте.
Есть ли экономия бюджетных средств в связи с созданием МФЦ? Какие услуги самые популярные, какие наименее пользуются популярностью и спросом? Спасибо.
А.В.СТЕПАНОВ
Со второго начну. Я уже говорил, что у нас есть статистические данные, мы вам передадим. На первом месте, если смотреть от общего количества обращений, а они уже тут сотнями тысяч исчисляются, услуги Центра жилищных субсидий, услуги Росреестра. Миграционной службы, Пенсионного фонда, Департамента жилищной политики, Департамента социальной защиты населения. Это все те услуги, которые оказываются десятками, сотнями.
Есть услуги, которые в принципе востребованы мало. Это, например, отдельные какие-то очень специфические услуги Департамента социальной защиты. Есть такие, которые связаны с выдачей удостоверений каким-то отдельным льготным категориям граждан, например, участникам боевых действий или участникам ликвидации каких-то чрезвычайных происшествий. Этих участников мало, оттого и услуг мало.
Поэтому мы не говорим, что какая услуга для нас менее важная или более важная. Просто есть более востребованные услуги, есть менее востребованные.
Что касается финансирования, то это очень важная вещь. И я, когда делал сообщение, говорил о том, что мы будем переходить на режим работы универсальных специалистов. И именно этот режим работы универсальных специалистов даст нам высвобождение по кадрам, по затратам на кадровый персонал.
Мы сейчас имеем в наших многофункциональных центрах клиентские службы. Я уже сказал, что они не всегда равномерно загружены. Среднее количество персонала, в зависимости от МФЦ, от 30 до 70 человек. Кто-то работает в \"окнах\", кто-то выполняет функции офиса и т.д.
Но переходя на режим работы через универсальных специалистов, когда человек, заходя в МФЦ, может обращаться к любому сотруднику, мы говорим и думаем, что количество этих сервисных сотрудников, сервисного персонала процентов на 20-30 от общего объема задействованных сейчас должно сократиться, если не больше.
Не хочу называть большие цифры, потому что количество услуг будет увеличиваться, номенклатура услуг будет увеличиваться, будем увеличивать дополнительные сервисы. На все это тоже нужны кадры и люди.
Но, по нашим оценкам, от общего объема затрат, которые сегодня тратятся на блок \"одного окна\", на блок сервисного обслуживания, расходы должны сократиться в денежном натуральном выражении на 20-30%.
Г.ШЕЙКИНА – «Аргументы и факты»
Добрый день.
Два вопроса. Первый: будут ли создаваться МФЦ для юридических лиц?
И второй. К нам уже обращаются инвалиды, которые хотят получить через МФЦ разрешение на бесплатную льготную парковку в зона платной парковки. Они спрашивают: можно ли уже прийти в МФЦ или можно это делать через портал госуслуг?
А.В.СТЕПАНОВ
Для юридических лиц будут. Будет создаваться в течение 2013 - 2014 годов. Там специфика есть в том, что услуги для юридических лиц сложнее и специфичнее, чем услуги для физических лиц.
Например, Мосгосэкспертиза. Вчера как раз сидели, разбирали. Там комплект документов, который издается в Государственной экспертизе для оценки правильности составления проекта для проведения технической экспертизы, экономической экспертизы и т.д. Огромные тома документов. Это не режим такого сиюминутного обслуживания, когда человек пришел, в окошко сдал и ждет получения результата.
Там очень часто возникает необходимость длительного общения, первичного анализа. И это все делается в интересах обеих сторон, не в интересах того, чтобы человеку голову заморочить, а в интересах того, что первоначально правильно оценить, состав документов посмотреть, может быть, уже на первом этапе что-то там докрутить, допоправить.
И мы сейчас занимаемся тем, что окончательно формируем перечень тех услуг, которые будут доступны в МФЦ для юридических лиц, с тем, чтобы правильно была выстроена сама модель.
Вообще, идея такая есть. Это разумно - разделить эти потоки физических и юридических лиц. И в программе такой жирной чертой эта линия не проведена, что мы на 100% для юрлиц эти МФЦ создаем, но, тем не менее, в голове это держим.
Другое дело, что их в таком количестве точно не будет, они просто не нужны. У нас специфика наших органов управления выглядит таким образом, что отраслевые департаменты и комитеты, обслуживающие население, физических лиц, как правило, имеют районные подразделения, а те, которые обслуживают юридических лиц, имеют окружные. Например, Департамент имущества, Департамент земельных ресурсов, Москомзем, те же самые БТИ.
Поэтому я могу сказать, что их будет максимум 10-11, и появятся они в течение ближайших 1-1,5 лет.
У Светланы Петровны уже в многофункциональных центрах в Юго-Восточном округе можно получить эту услугу. Такой документ сейчас вышел, сейчас как раз занимаемся. Точно будет в ближайшее время во всех МФЦ, потому что просто у Департамента транспорта нет своей структуры предоставления. Мы изначально договорились так, что эти услуги будут предоставляться в МФЦ.
Г.ШЕЙКИНА – «Аргументы и факты»
Видимо, это будет по экстерриториальному принципу?
А.В.СТЕПАНОВ
Нет, это пока будет по территориальному принципу.
Г.ШЕЙКИНА – «Аргументы и факты»
Только, да?
С.П.АВДОШКИНА
Экстерриториальному.
А.В.СТЕПАНОВ
Любое?
С.П.АВДОШКИНА
Любое.
А.В.СТЕПАНОВ
Видите, значит, я не знал. Значит, по экстерриториальному.
С.П.АВДОШКИНА
У нас же, кроме Москвы, вы житель Российской Федерации.
А.В.СТЕПАНОВ
Да, по экстерриториальному.
ВЕДУЩИЙ
Пожалуйста, вопросы.
Н. ПОКРОВСКАЯ - \"Московская правда\"
Может быть, вопрос даже к Светлане Петровне. Например, в Юго-Восточном МФЦ, я посмотрела, наверное, больше, чем в других округах. Какое среднее количество людей, которые посещают МФЦ? И существуют ли какие-то нормативы у вас для обслуживания? Я, например, была в Северном Медведково, там мне сказали, что четко совершенно по несколько минут на клиента. Это во всех центрах или это только такая инициатива в Медведково.
С.П.АВДОШКИНА
Действительно, у нас сейчас в Юго-Восточном округе действует 6 МФЦ. Первые были открыты - это Лефортово, Нижегородский, в районе \"Печатники\".
Сейчас у нас уже работает Центр в Марьино, Южнопортовый, 22-го мы открываем Центр в районе \"Некрасовка\".
До конца года мы еще планируем открыть центры в районах \"Текстильщики\", \"Капотня\". Таким образом, на конец года в Юго-Восточном планируется 9 центров.
По статистике, у нас в наши центры сегодня поступило уже более 700 тыс. государственных услуг. И в центр в среднем обращается где-то от 400 до 800 заявителей.
Н. ПОКРОВСКАЯ - \"Московская правда\"
В день?
С.П.АВДОШКИНА
В день. Именно сколько человек в день может, да? Здесь уже, наверное, каждый центр может быть рассчитан на свою пропускную способность. Например, Лефортово и Нижегородский, два центра, расположены в одном здании, занимают первые четыре этажа, площадь большая - 4 тысяч 400 кв. метров. И в день наши центры могут посещать порядка 3 тысяч заявителей.
А.В.СТЕПАНОВ
Я прошу прощения, я Вас чуть-чуть дополню. Пропускная способность зависит не только от того, сколько тот или иной центр физически может переварить через себя посетителей, а зависит от количества проживающих.
Есть районы, где у нас по 35-40 тысяч проживает сегодня, а есть, где проживает по 200. Например, Марьино. Поэтому обусловлено еще количеством проживающих. Поток населения разный.
И мы стараемся делать так при отборке помещений, чтобы Центр площадными характеристиками соответствовал тому возможному потенциальному, или фактическому, потоку населения, который в Центр обращается. Соответственно, нет смысла в Марьино искать помещение в 700 кв. метров, потому что он не переварит никогда такой объем, а также в Басманном районе имеет смысл искать 3 тыс.кв. метров.
Эта статистика выглядит таким образом. На сегодняшний день где-то по факту от 400 до 500 обращений в день в среднем в районах с малой численностью населения. И до 1,5-2 тысяч обращений уже в крупных, на тех территориях, где большое количество проживающих граждан.
ВЕДУЩИЙ
Алексей Владимирович, спасибо Вам за конкретный рассказ.
Коллеги, спасибо за вопросы.