Пресс-конференция Николая Федосеева
19 сентября состоялась пресс-конференция руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Николая Викторовича Федосеева на тему: «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

19 сентября состоялась пресс-конференция руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Николая Викторовича Федосеева на тему: «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Стенограмма
ВЕДУЩИЙ
Снова традиционно напоминаю про мобильные телефоны. Когда задаем вопрос, кнопку микрофона надо будет отжимать, она автоматически не отжимается. И, пожалуйста, идет запись. Мы вас в лицо всех знаем, но это технически необходимо, представляйтесь, называйте ваши издания, пожалуйста.
Итак, сегодня мы проводим пресс-конференцию на тему: \"Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей\".
В работе пресс-конференции принимают участие
- Николай Викторович Федосеев, руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы,
- Евгений Абрамович Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в городе Москве,
- Татьяна Александровна Потяева, первый заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы,
- Ирина Юрьевна Бальзамова, генеральный директор государственного унитарного предприятия \"Моссоцгарантия\".
Я предоставлю слово всем участникам пресс-конференции, а потом будут ваши вопросы. Спасибо.
Н.В.ФЕДОСЕЕВ
Разрешите я начну. Еще раз, Федосеев Николай Викторович - руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Сегодня тема нашей пресс-конференции: \"Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, выпускников детских сиротских учреждений, школ-интернатов, детских домов\". То есть это те дети, которые остались без попечения родителей.
Ситуации абсолютно разные. Есть ситуация, когда гибнут родители, и среди близких родственников не находится опекунов, которые бы взяли этих детей, фактически сохранив семью. Есть ситуация, когда родители ведут асоциальный образ жизни и по решению суда лишаются родительских прав. Такие дети помещаются в детские сиротские учреждения на полное государственное обеспечение. И по достижении возраста 18 лет они выходят из этих детских сиротских учреждений. Несмотря на то, что за большей частью, этих детей-сирот, практически более 90%, закреплены жилые помещения, в которых они раньше проживали, далеко не всегда возможно их вернуть в эти жилые помещения.
Почему? В настоящее время такие случаи, когда невозможно вернуть, я сразу предвосхищаю один из возможных вопросов, прописаны в законе города Москвы. И с 1 января вступит в силу уже федеральный закон на эту тему, в котором те же самые основания невозможности вселения ребенка в ранее занимаемое и закрепленное за ним жилое помещение. Это прежде всего необходимость проживания в этом помещении с теми лицами, которые были лишены родительских прав. Это основное.
У нас в городе Москве, что называется, всегда органы власти уделяли особое внимание обеспечению прав детей-сирот и, в частности, прав на жилище. Мы когда-то, еще в советские годы, четко следовали тогда действовавшему Жилищному кодексу РСФСР, в соответствии с которым дети-сироты обеспечивались жилыми помещениями вне очереди. Но в большинстве случаев, практически всегда, дети-сироты, вплоть до 1999 года, обеспечивались комнатами в коммунальных квартирах. С одной стороны, это имело даже свою положительную сторону. Почему? Потому что соседи по сложившимся в нашем обществе традициям, в общем-то, смотрели за новыми такими соседями, видели, что это фактически дети. И детям было проще, потому что они могли что-то спросить у соседей, посоветоваться с ними, наладить свой быт при помощи соседей. То есть многие из людей старшего возраста, которые жили в коммуналках, говорят до сих пор, что это далеко не всегда отрицательный опыт.
Я, кстати, помню тоже свою жизнь в коммуналке. И были прекрасные соседи, с которыми и мои родители, и я до сих пор в очень хороших отношениях.
Но, тем не менее, было принято решение в 1999 году о том, что мы, город Москва, будем обеспечивать детей-сирот отдельными квартирами, то есть фактически был введен запрет на предоставление комнаты в коммунальных квартирах. Это первое.
Второе. В соответствии с Жилищным кодексом РСФСР мы предоставляли квартиры до 1999 года по договорам социального найма. Вы прекрасно знаете, что с начала 90-х годов в Российской Федерации действует закон \"О приватизации жилищного фонда\". То есть любое жилое помещение, предоставленное по договору социального найма, гражданин может приватизировать однократно, бесплатно в свою собственность. Все бы хорошо, но, к сожалению, очень часто дети-сироты становились объектами внимания со стороны отдельных недобросовестных лиц и целых криминальных сообществ.
Проверка, проведенная в конце 90-х годов, показала, что до 50% жилых помещений, которые предоставлены были в городе Москве по договорам социального найма, очень быстро отчуждались у этих детей. Приблизительно в 25% случаев установить новое место жительства детей-сирот, в том числе при помощи органов внутренних дел, не представилось возможным. О чем это говорит, особенно памятуя те 90-е годы, я думаю, всем понятно.
Естественно, любая квартира или даже комната в городе Москве стоит миллионы рублей. Понятно, что дети-сироты, выпускники детских сиротских учреждений, то есть ребятишки, которым только-только стукнуло 18 лет не жили фактически в мире взрослых. Они не понимают, что такое квартира, какова ее цена в городе Москве и не знают всего коварства окружающего нас мира, потому они очень часто были жертвами преступных сообществ. Квартиры у них отнимались, и хорошо, если дети при этом оставались живы.
С 2000 года Москва перешла на обеспечение детей по договорам безвозмездного пользования. То есть отдельные однокомнатные квартиры предоставлялись детям-сиротам, выпускникам детских сиротских учреждений не по социальному найму, а по договору безвозмездного пользования. Этот договор был срочным, заключался на срок 5 лет. Подразумевалось, что в течение 5 лет, при достижении ребенком возраста 21-22 года, он достаточно адаптируется к нашей жизни и поймет, что такое деньги, что такое квартира, сколько она стоит и поймет, что в этом мире хорошо, что в этом мире плохо.
Так вот, по истечении 5 лет предполагалось по законодательству расторжение договора безвозмездного пользования и заключение договора социального найма со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе с правом после приватизации распоряжаться данной квартирой уже по своему усмотрению. Естественно, были прописаны в законодательстве и исключения. Если по решению Межведомственной комиссии Правительства, ребенок отставал в своем развитии, к сожалению, такие случаи тоже встречаются, то есть он не мог полностью отдавать отчет в своих действиях, то договор безвозмездного пользования по решению Межведомственной комиссии мог быть продлен еще на 5 лет.
За период с 2000 по 2011 годы были переданы по договорам безвозмездного пользования 5 тыс.228 квартир детям-сиротам. В 2012 года за 9 месяцев Городской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа было рассмотрено 569 дел детей-сирот. По 425 выпускникам были приняты положительные решения, то есть решения о предоставлении им 1-комнатных квартир по договорам безвозмездного пользования.
Что еще очень важно? Что с 1 января 2013 года вносятся изменения в этот порядок. В Российской Федерации утвержден закон, который внес изменение, в том числе в Жилищный кодекс Российской Федерации, и в соответствии с которым мы приводим в соответствие в настоящее время наше городское законодательство, в том числе городские законы и подзаконные акты. Что произошло? Мы достаточно давно говорили, что опыт Москвы по заключению договоров безвозмездного пользования отвечает интересам детей-сирот.
Дело в том, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а именно 57 статья, часть 2, дети-сироты, выпускники детских сиротских учреждений подлежали обеспечению квартирами по договорам социального найма. И опыт, который мы учли еще в 1999 - начале 2000 года, на территории Российской Федерации показывал, что те же самые 50% детей-сирот очень быстро лишаются своих квартир. Наконец-то не без помощи общественных организаций, Общественной палаты и правозащитников, Российская Федерация внесла поправки в федеральное законодательство. И с 1 января 2013 года с детьми-сиротами будет заключаться договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда. Я прошу не путать с социальным займом, это две большие разницы. Договор найма специализированного жилищного фонда предполагает то же самое - заключение договора на 5 лет, то есть точно так же, как наш договор безвозмездного пользования, это срочный договор, по истечении срока действия которого, то есть через 5 лет, будет заключаться договор социального найма.
Хочу сразу сказать, что для московских детей-сирот практически ничего не изменится, только название договора. Фактически они идентичны, есть только одно маленькое отличие.
Договор найма, опять-таки по федеральному законодательству, - это возмездный договор, то есть придется платить за наем. Сейчас при договоре безвозмездного пользования плата за наем равна нулю. Он и называется \"безвозмездное пользование\". Ребенок-сирота платит только за коммунальные услуги ежемесячно до 10-го числа следующего месяца, как все мы с вами. По новому договору найма он будет платить еще и плату за наем. В настоящее время пока эта плата для детей-сирот не утверждена, она будет утверждена постановлением Правительства города Москвы. Но сегодня подход следующий, что эта плата за наем не составит больше платы за социальный наем. Подчеркиваю, это для детей-сирот.
Чтобы было понятно, что такое плата за договор социального найма, это не выше 1 рубля 40 копеек за 1 кв.метр площади. То есть, допустим, за 1-комнатную 40-метровую квартиру ребенок будет платить порядка 50-60 рублей в месяц.
Мы считаем это положительным, потому что деньги эти очень небольшие, но они несут большой педагогический эффект. Таким образом, ребенок привыкает к тому, что за все в этом мире нужно платить. Когда через 5 лет с ним будет заключен договор социального найма, тут уже для него ничего не изменится, потому что там будет фактически та же самая плата.
У меня в целом все. И я готов передать слово своим коллегам.
Т.А.ПОТЯЕВА
Добрый день, уважаемые коллеги.
Тема нашей пресс-конференции сегодня очень актуальная и важная, потому что ребенок-сирота нуждается в особой поддержке государства и в особой его защите.
Поэтому я остановлюсь на тех позициях, которые находятся в компетенции Департамента социальной защиты населения.
Но в первую очередь я хочу сказать, что все вопросы, связанные с детьми-сиротами решаются нами в межведомственном взаимодействии. Поэтому в городе Москве действует две городские межведомственные комиссии. Одна из комиссий направлена именно на тот контингент детей-сирот, которые находятся под защитой Департамента социальной защиты населения. Это дети, которые проживают в детских домах-интернатах и затем психоневрологических интернатах.
Поэтому у нас есть такая Межведомственная комиссия, которая определяет возможность самостоятельного проживания детей в соответствии с их состоянием здоровья. И в эту Комиссию входят как педагоги, так и врачи, и конечно, представители уполномоченного по правам ребенка в городе Москве.
И есть вторая городская Межведомственная комиссия уже по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. На этой теме Николай Викторович остановился достаточно подробно. А я хотела бы затронуть тот вопрос, который ведет Департамент социальной защиты населения.
После получения и предоставления жилья детям-сиротам Департамент социальной защиты населения и социальные службы берут на себя ответственность за социальное сопровождение детей-сирот уже в их самостоятельной жизни. Чем это обусловлено? С одной стороны, теми вопросами, которые уже осветил Николай Викторович. А с другой стороны, дети-сироты воспитывались вне семьи, несмотря на то, что учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, готовят их к самостоятельной жизни, учат их правильно распоряжаться деньгами, обучают их тому, как нужно оплачивать коммунальные услуги, как нужно содержать квартиру, как ее нужно убирать. Поэтому большинство из них нуждается в серьезной консультации и помощи. Поэтому социальные службы берут таких ребят на социальное сопровождение. На сегодняшний день в Департаменте социальной защиты населения на сопровождении находится 3 тыс. 442 ребенка, из них 1 тыс. 465 детей - выпускники интернатных специализированных и образовательных учреждений, 797 - выпускники коррекционных образовательных учреждений и 1 тыс.180 ребят - это ребята, вышедшие из семейных форм воспитания.
Из общего количества выпускников, состоящих на социальном сопровождении, только 17%, это 595 человек, вернулись на закрепленную площадь, а 2 тыс.847 ребят, то есть это почти 83%, проживают в квартирах, которые были получены по договору социального найма.
Какие проблемы хотелось бы осветить здесь? Сегодня это та тема, которая тревожит, я думаю, и Департамент жилищной политики, и Департамент социальной защиты населения. Это те большие коммунальные платежи и долги, которые есть сегодня у детей-сирот. 27 миллионов на сегодняшний день - это долг за коммунальные платежи, из них 4 миллиона - это те долги, которые имеют ребята, вернувшиеся на закрепленную площадь. Часто эти долги на ребят повесили родители, в том числе и которые вели асоциальный образ жизни.
И здесь, конечно, очень важно, чтобы социальные службы вмешались в этот процесс, помогли получить субсидии, для того, чтобы возместить эти коммунальные платежи и всячески оказать материальную помощь. Этим, собственно и занимается Департамент социальной защиты населения.
Но 23 миллиона рублей – это долги тех ребят, которые пришли в новое жилье. И на сегодняшний день это очень большая проблема. Нас своевременно информируют коммунальные службы о задолженностях наших подопечных. Вместе с тем ситуация остается такой, как она есть. Социальные службы сегодня работают индивидуально с каждым выпускником наших интернатских учреждений, для того чтобы решать эту проблему.
Сегодня в нескольких социально-реабилитационных центрах для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, есть так называемые социальные гостиницы. Там ребята, которые на выходе - перед восемнадцатью годами, в течение года обучаются самостоятельной жизни, в том числе и обучаются тому, как необходимо и важно осуществлять своевременные платежи за предоставленное жилье.
Еще одна проблема, на которой я хотела бы остановиться, - это проблема того жилья, которое получают ребята. У нас есть новое жилье, которым в принципе ребята, вне всякого сомнения, довольны, но есть и жилье за выездом, т.е. освободившееся жилье. Оно бывает в разном состоянии, но зона государственной ответственности, сделать так, чтобы ребята получили отремонтированное, пригодное для жизни жилье в хорошем состоянии.
В большинстве своем так и случается, но, тем не менее, бывают некие отклонения от нормы. И здесь опять велика роль социальных служб – необходимо вовремя прийти на помощь ребятам, вовремя обратиться в префектуры, в управы, для того чтобы жилье, предоставленное нашим ребятам, было приведено в надлежащий вид.
Социальное сопровождение выражается и в том, что социальные работники помогают ребятам, учат их, как правильно убирать квартиру. И, конечно, самое главное - это то, чтобы квартира использовалась по назначению.
На сегодняшний день социальные службы каждые 3 месяца выходят к нашим выпускникам, своевременно устанавливают факт такого нецелевого использования жилья и решают этот вопрос. Это сегодня наша важная задача.
Еще есть одна большая проблема - ребята, получившие жилье, все-таки не проживают на территории выделенного жилья. Причины могут быть разные. Здесь, я думаю, у нас совместные вопросы, которые мы должны решать, в том числе и с органами образования, потому что многие ребята учатся в средних профессиональных училищах и высших учебных заведениях и получают там общежития. При этом, они своевременно получают и свое собственное жилье.
Здесь, конечно, на нашей городской Межведомственной комиссии по предоставлению жилья детям-сиротам и ребятам, оставшимся без попечения родителей, эту тему мы тоже активно обсуждаем и выделяем жилье. Ребята, получается, на протяжении трех лет на этой территории не живут. Поэтому это тоже у нас такая большая проблема. Но самое главное, чтобы это жилье использовалось по назначению и действительно не ушло в чужие руки.
Сегодня есть и такие ребята у нас, к сожалению, которые находятся в местах лишения свободы. Они уже получили это жилье, это жилье тоже у нас простаивает. Есть такие ребята, которые находятся в розыске, и тоже жилье, выделенное государством, у нас простаивает. Даже могу привести некоторые цифры. Из 2 тыс. 912 ребят, которые зарегистрировались и якобы проживают на своей площади, 519 ребят не проживают на своей площади, 117 человек из них проживают в общежитии по месту учебы, 50 человек находятся в местах лишения свободы, 176 человек проживают у родственников, друзей, знакомых по различным причинам. Объяснение нам пишут такое: в связи с ремонтом или в связи с отдаленностью от места учебы. Такое тоже, кстати, имеет место быть. 61 человек сдают квартиры, 25 человек проживают у опекунов, 29 человек находятся в розыске, 5 человек находится в СИЗО, 4 человека проживают у гражданских мужей или жен и 1 человек проживает в другом государстве.
Это статистика использования жилья, которое предоставляет государство. Это все те вопросы, которые находятся в поле зрения органов социальной защиты, наших межведомственных комиссий, которые у нас сегодня работают по решению этих вопросов.
При этом я вам хочу сказать, что в прошлом году Мэр города Москвы Сергей Семенович Собянин встречался с ребятами-сиротами, и тема была одна \"Своевременно ли они получили жилье и какого качества они получили жилье?\". И два мальчика на встрече рассказали. Раньше была такая практика предоставления жилья в Балашихе у нас. И ребята получили жилье в Балашихе и к месту учебы добирались 1,5-2 часа. Причем оба мальчика учились в высших учебных заведениях и учились очень хорошо, один из них даже Университетом был направлен в Соединенные Штаты Америки для прохождения стажировки. И их жилье было приближено к месту их учебы.
И последнее, наверное, на что я хотела бы обратить внимание. При Департаменте социальной защиты населения создан Совет выходцев из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На этом Совете они рассматриваются многие вопросы поддержки детей-сирот. Причем в этот Совет входит очень много ребят, которые нормально адаптировались в жизни. И один из вопросов - это, конечно, вопрос, связанный с предоставлением жилья, с качеством этого жилья. И если вдруг есть какие-то проблемы, ребята непосредственно ставят эти вопросы и перед Департаментом социальной защиты населения, который потом их адресует в наши городские межведомственные комиссии, и перед нашим унитарным предприятием \"Моссоцгарантия\", которое непосредственно занимается этими проблемами.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо.
И.Ю.БАЛЬЗАМОВА
Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемая всеми нами пресса.
Я благодарю, во-первых, Департамент за возможность рассказать о тех проблемах, с которыми сталкивается наше предприятие в процессе реализации городской программы, которая очень важна и для города, и, конечно, для ребят. И это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.
\"Моссоцгарантия\" участвовала в разработке 797 постановления Правительства Москвы \"Об обеспечении жильем детей-сирот\". И с первого дня мы являемся, по существу, техническими исполнителями всей этой городской программы.
Татьяна Александровна сказала о том, что в городе, на самом деле, происходит взаимодействие сегодня всех структур, которые связаны с детьми, и именно, с обеспечением жилья. Наша работа начинается буквально с 1 января, когда к нам в \"Моссоцгарантию\" поступают личные дела детей, которые имеют право на получение жилой площади.
Личные дела поступают в Моссоцгарантию исключительно из тех департаментов, которые постановлением Правительства Москвы уполномочены принимать и передавать такие дела. Это, прежде всего, конечно, Департамент образования, это Департамент семейной и молодежной политики, это Департамент социальной защиты населения города Москвы и уполномоченный по правам ребенка по городу Москве.
Затем мы отслеживаем, позволяет ли статус ребенка получить жилье.
В конце года мы готовим список тех ребят, которые в следующем году должны получить жилье и передаем в Департамент жилищной политики сведения о количестве запрошенных квартир для обеспечения жильем детей-сирот. И после того, как было принято постановлением Правительства Москвы и другими нормативными документами, утверждается этот список квартир. И Департамент жилищной политики обязан передать это жилье в \"Моссоцгарантию\" для получения ребятами этих квартир.
На примере даже 2012 года все квартиры еще, по-моему, даже в июле месяце были переданы уже в \"Моссоцгарантию\". Полностью все дети обеспечены жильем уже на сегодняшний день, хотя заключили договора безвозмездного пользования далеко не все.
Как только квартира поступает в \"Моссоцгарантию\", наши специалисты выезжают на квартиру, осматривают ее на предмет возможности проживания и на предмет того, что эта квартира нормально обустроена и можно эту квартиру предлагать ребенку. Если мы видим, что квартира не обустроена, чего-то не хватает, особенно когда это были массовые новостройки, когда перепутаны были и номера квартир, и даже адреса, и квартиры невозможно было показывать ребенку, потому что проводились еще строительно-ремонтные работы, мы обращались с просьбой в Департамент жилищной политики о замене этой квартиры. Не было еще ни одного случая, чтобы Департамент жилищной политики не пошел нам навстречу.
Когда мы получали за выездом, получаем сейчас, и надо сказать, что в большом количестве, около 40%, в прошлом году и в этом году, это выделяются квартиры за выездом. И надо сказать, это не так уж плохо, потому что очень много обращений было и ребят, и директоров интернатов, из которых они выпускались, с просьбой не выселять очень далеко этого ребенка, а если можно, рядом с родственниками какими-то, рядом с какими-то друзьями. И если этот ребенок в семье находился в форме воспитания, он хотел бы где-то проживать рядом.
И мы всеми силами вместе с Департаментом жилищной политики делали все для того, чтобы просьбу этого ребенка удовлетворить. Конечно, когда мы получали это жилье, особенно в первые годы, Татьяна Александровна правильно это подчеркнула, были квартиры ужасные, и строители вводили в заблуждение не только Департамент жилищной политики, у которого подписывали строители акты о том, что работы выполнены. Мы приезжали, подключались и уполномоченные по делам ребенка, эта проблема была очень серьезная, когда это был просто такой не совсем хороший подход к этому вопросу, что в квартиру действительно можно вселиться.
И совместно с Департаментом жилищной политики мы моментально меняли этот адрес, вынуждая, привести эту квартиру в соответствие с требованиями.
Более того, по нашей просьбе, по просьбе Департамента жилищной политики в 2008 году был издан регламент, в рамках которого должны были быть выполнены все строительные и ремонтные работы. То есть мы попросили, чтобы мы участвовали в подписании этого акта. И сотрудники \"Моссоцгарантии\" подписывали акт приемки этой площади.
После того, как мы уже посмотрели квартиру сами, мы приглашаем ребенка со своим законным представителем посмотреть эту квартиру. В последние годы это очень хорошие новостройки, хорошие, большие, нормальные квартиры, а не малогабаритные квартиры. Причем если ребенок просил не на первом этаже, Департамент изыскивал возможность поменять квартиру и дать ему ту, которую хочет. Капризы были разные, вплоть до того, что выходят окна не туда и т.д. Во всяком случае, не было таких моментов, когда в лоб говорили: ты обязан подписать смотровой талон. Это добровольное действие ребенка вместе с законным представителем.
Далее подписывается смотровой талон, после этого мы вместе Департаментом жилищной политики передаем смотровой талон, для того чтобы Департаментом были выпущены документы, регламентирующие наши взаимоотношения с ребенком. Это распоряжение, по которому за этим конкретным ребенком закреплялась эта жилая площадь.
Как только этот документ к нам попадает, мы незамедлительно заключаем договор безвозмездного пользования. Эта работа идет очень четко, выпадает только период, когда дети учатся или уезжают куда-то.
И, конечно, радует то, что эта схема, а я в ней участвовала с самого первого дня, показала ее не только дееспособность, но и возможность ее распространить на всю нашу Российскую Федерацию.
И действительно только Москва сделала такой огромный рывок, сегодня очереди на получение жилья в городе Москве нет вообще.
Ни один ребенок за время действия этой программы с 2000 года не потерял свое жилье. Отчуждать его просто стало невозможным. На самом деле, как Николай Викторович сказал, что был разгул такой, что, когда мы проверяли по просьбе Правительства Москвы тех детей, которые до 2000 года получили жилье, 46 детей просто исчезли. Это как раз та часть московских бомжей, которые появились на улицах города, это в лучшем случае, или просто погибли эти дети.
И, конечно, я очень горжусь именно тем, что я принимаю самое непосредственное участие в таком очень больном, очень важном деле для города.
И, конечно, темы, связанные со сдачей квартир в наем, с неуплатой за жилье - это очень тяжелые проблемы. И мы, \"Моссоцгарантия\" совместно с Департаментом соцзащиты регулярно проводим рейды по первому же требованию Центра социального обслуживания. Сегодня даже специально создан отдел по проверке целевого использования жилых помещений детей-сирот. За этот год, по состоянию на вчерашний день я попросила данные, 1047 раз специалисты \"Моссоцгарантии\" выезжали совместно с Центрами социального обслуживания по адресу, где появилась какая-то информация о том, что-либо занято жилье, либо идут бесконечные жалобы соседей. Вот у нас были 2 человека, где мне просто было жалко этих соседей, которые вынуждены жить рядом с ребенком-сиротой, который тусуется совместно со своими друзьями. Там были и наркотики, и выпивки, и шум, и безобразное поведение. Сейчас к этому подключились все. И, в первую очередь, конечно, Департамент соцзащиты и органы внутренних дел.
Мы привлекаем и Прокуратуру, и органы внутренних дел, когда идет захват помещения арендаторами. Я несколько раз беседовала с крупными компаниями, которые заключают такие договоры. Потому что зачастую мы приходим по адресу, сидит человек, нормальный совершенно, уже с семьей, и показывает нам официально заключенный договор аренды. Мы говорим, что он не имеет права заключать такой договор. - А мы ничего не знаем. Я связывалась с руководством этих риэлторских компаний, объясняла, как же так. Это, во-первых, святая квартира, это квартира особого статуса. Занимать её никаким образом нельзя ни по договорам аренды, ни по другим договорам. Как, вообще, такое возможно, вы же должны проверять правоустанавливающий документ, у ребенка нет правоустанавливающих документов, кроме договора аренды безвозмездного пользования? А они говорят, что агент не обязан проверять договор. Ну, как же так? Здесь просто какой-то нонсенс. Причем люди грамотные. Они и с сожалением, и готовы нам помогать, но, тем не менее, такие случаи есть, и их достаточно много. На сегодняшний день по моим сведениям, 55 детей сдают такие квартиры.
Выезжаем по этому адресу вместе с органами внутренних дел. Выселяем. Через два дня приезжаем, опять эта же команда, эта компания живет в этой квартире. Ладно, хоть бы они за квартиру платили. Вот как раз арендаторы и не платят за квартиру. А ребенок где-то в другом месте живет, либо какой-то угол у него. Мы очень сильную борьбу ведем, устраиваем и засады, и так далее, привлекаем органы внутренних дел. То есть это ужас. Потому что квартира закрыта, днем все работают. Значит, мы должны вечером очень поздно, ночью выехать туда. Я хочу сказать, что это очень большая проблема.
И ещё новая проблема появилась совершенно недавно. Она очень испугала. Активизировались какие-то юридические фирмы, адвокаты. Они каким-то образом получают список детей, которые стоят в очереди на получение жилья и начинают обрабатывать этих ребят на то, что не выполняется условие, мы чего-то там не делаем, не делает Департамент. Начинаются наезды на Департамент, на социальные службы, на \"Моссоцгарантию\". И мы выяснили, что они добиваются того, чтобы эту квартиру перевели в социальный найм, и потом отчуждают. И мы сейчас работаем с этими адвокатами, которые непонятно с какими документами к нам приходят. Поэтому этот вопрос, эта тема очень серьезная.
Я хочу обратиться ко всем, кто, наверное, услышит, прочитает, что нельзя это жилье трогать, нельзя! Это жилье детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые итак обижены. Постарайтесь не портить, хотя бы, жизнь этим маленьким детям. Спасибо вам большое.
Е.А. БУНИМОВИЧ
Ну, я, наверное, начну с того, чем закончила Ирина Юрьевна.
К сожалению, я не думаю, что такие обращения, как не трогайте, это святое жилье, и так далее, работают, потому что те самые 25%, по-моему, о которых говорил Николай Викторович, которые цинично, чудовищно, бесчеловечно, но пользовались именно всей этой ситуацией.
Поэтому я начну именно с того, что очень важно, наконец, появляется этот самый Федеральный закон. Надо хорошо понимать, что в отсутствие этого Федерального закона нам было работать очень не просто. А единственное, о том сейчас сказала Ирина Юрьевна, что они, эти адвокаты, сейчас появились. Я, честно говоря, ждал этого раньше. Единственное, что мне было понятно, что все эти \"черные риэлторы\", которые пытаются отнять квартиры, и так далее, они вроде не должны себя засвечивать в судах, и так далее, но у них были из-за этого противоречия между Федеральным законодательством и Московским, были такие юридические зацепки, чтобы начинать такие процессы. Но, слава Богу, было понятно, что они светиться не будут.
Я почему об этом говорю? Потому что я постоянно работаю с уполномоченными по правам ребенка в других регионах России, которые, как вы знаете, есть сейчас практически во всех регионах России. Не раз я не только рассказывал о московском опыте, они отлично его знают. И здесь я должен сказать не от своего имени, а от имени всех уполномоченных, что уже давно считается, что это эффективный московский опыт, что он разумен, что эта схема работает. И многие из них пытались это ввести в своих регионах. И далеко не всегда, то есть практически никогда, это реально не получалось, вплоть до протеста Прокуратуры, потому что это не соответствует Федеральному законодательству.
Сейчас, наконец, московская модель, московская схема, о которой вам сейчас подробно рассказали, практически на 100%, там эта тонкость, о которой говорил Владимир Николаевич, она, в общем, то, детей особо не касается, она вводится. И у нас сейчас будет 1 октября в Казани съезд уполномоченных по правам ребенка. И меня просили выступить с большим докладом, снова рассказать о подробностях уже, потому что этот опыт будет внедряться везде сейчас с 1 января. Потому что одно дело закон, а другое дело та реальная модель, которая за ним работает. Это правда.
Но, конечно, вы должны понимать, что любая, самая хорошая, оптимальная модель это модель. А дети, особенно такие дети-сироты, о которых мы говорим - это отдельная судьба. И не случайно было сказано, что, например, на эту Комиссию подают документы те Департаменты, которые должны это делать, и уполномоченные. Казалось бы, такого не должно быть, потому что если всё срабатывает, то не должен уполномоченный подавать ещё какие-то документы. Но, тем не менее, каждый год и мы, и по представлению общественных организаций, подаем документы, потому что, поверьте, истории наших сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это такие сериалы, которые не снятся нашему телевидению даже. И там бывают очень сложные, очень тонкие, очень спорные случаи, которые я, как уполномоченный по правам ребенка стараюсь всегда, естественно, решать в пользу ребенка. Ни разу, конечно, не было, чтобы нам был какой-то отказ в рассмотрении в Комиссии, и даже на Комиссии межведомственной голоса разделяются. Потому что действительно по закону, ну, никак не получается. Но, тем не менее, понимают, что есть такая сложная отдельная ситуация, и мы ищем решение этих ситуаций.
Такая же история по той Комиссии, о которой говорила Татьяна Александровна, то есть Комиссии, которая решает возможность самостоятельного проживания. Поверьте, мы говорим сегодня только о жилье, прежде всего. Ну, невозможно это отделить от всего остального. Находишься на этой Комиссии, общаешься с этим ребенком, уже не ребенком, у которого да, конечно, есть проблемы, и есть, наверное, может быть, какое-то отставание в развитии, но ты понимаешь, как педагог, как уполномоченный, что если бы вовремя, если бы с самого начала с ним работали именно в этой области, и не формально, наверное, он бы мог уже самостоятельно проживать. Потому что, по глазам видишь, по ответам видишь, что можно здесь работать. И очень важно, что эта Комиссия дает возможность снова вернуться к этому вопросу через 5 лет.
И, кстати говоря, меня беспокоит, что в Федеральном законодательстве оставлена только одна такая позиция, один раз только можно вернуться, это, мне кажется, неправильная позиция, я думаю, что мы будем обсуждать этот вопрос с уполномоченными. Ну, по-разному созревают люди, разные есть проблемы, и надо дать возможность, не исходя из общей схемы, а тогда, когда у человека, наконец, появилась такая действительно уже ответственность перед этой жизнью.
А другая проблема, о которой я хотел бы сказать, и которая очень серьезная, заключается вот в чем. Есть очень законодательно правильный, но по сути удивительный и, по-моему, ужасный парадокс. Вот ребенок должен выходить в самостоятельную жизнь. Допустим, его опекуном была бабушка, или кто-то. И если в квартире всё нормально, и бабушка действительно следила за ребенком, и действительно всё было более, менее ничего, и Комиссия сообщает о том, что у него есть отдельное жилье, отдельная комната, есть место для работы, учебы, есть нормальные бытовые условия, нормальное отношение, то тогда он остается в этой квартире. А если там такие условия, что там невозможно жить? Он естественно в этой квартире не остается. Это значит, что мы улучшаем жилищные условия. Кому? Мы улучшаем жилищные условия тем, кто довел до этой ситуации, которые ведут такой образ жизни, что мы не можем туда отправить ребенка, это если какой-нибудь наркопритон, не дай Бог, или что-то ещё. И получается, что они-то, как раз, и живут прекрасно. У них улучшаются бытовые условия. Потому что понятно, ребенку даем отдельную площадь, а у них всё хорошо.
Я думаю, что это одна из ключевых проблем, которыми надо заниматься. Надо заниматься не только в Москве. К сожалению, у нас вообще есть такая возможность законодательная, отселение таких родителей, лишенных родительских прав. А вы знаете, что у нас большинство сирот, увы, это социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Есть возможность отселять. Но, она есть только теоретически. Она практически нашими судами не реализуется. Очень мало. Николай Викторович, есть какая-нибудь статистика?
Н.В. ФЕДОСЕЕВ
Ну, ни одного решения московских судов по выселению родителей лишенных родительских прав, а это прямо предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации не было, и нет в настоящее время.
Е.И. БУНИМОВИЧ
Вот, обратите внимание на эту позицию. Получается так, что те самые люди, которые были лишены родительских прав, которые довели до этой ситуации, и так далее, они-то, как раз, таким образом, улучшают свою жилую площадь, сдают эту квартиру, сдают эти комнаты. Ну, понятно всё, что если место есть, и так далее. А как раз те, кто этих сирот доводит, в каком-то нормальном, человеческом состоянии, заботится о них, там мы оставляем, если это по нормам жилья, если всё нормально, есть нормальное жилье, по нормам всё в порядке. По сути, это абсурд, согласитесь? И эта ситуация одна из болезненных ситуаций, которые у нас сегодня есть.
То же самое, ну, здесь уже трудно обвинять родителей, но тоже проблема серьезная, когда речь идет о психических заболеваниях. Там нет, соответственно, лишения родительских прав, там есть ограничения в родительских правах. Но, вот, на последней комиссии, например, столкнулись с такой ситуацией. Большая, нормальная трехкомнатная квартира. Есть мать, есть дочь, которой время возвращаться уже во взрослую жизнь, но, если мать там, то, как нам говорят медицинские справки, то есть опасность, и так далее. Но, мать не там. Мать находится в больнице. А в трехкомнатной квартире живут совсем другие люди. И эти люди, вообще, к Москве не имеют никакого отношения. И живут они там годами. И платят они за эту 3-комнатную квартиру 4 тысячи рублей. То есть они, просто оплачивают коммунальные услуги. И, судя по всему, ребенку эта квартира уже может никогда не достаться в такой ситуации. То есть вот эти парадоксальные вещи.
Видимо, здесь должны быть более внятные законодательные нормы о возможности, может быть, размена таких квартир, если они большие. Потому что там совершенно ясно, большая квартира, вполне можно сделать две однокомнатные квартиры. И в одной будет жить мать, когда она сможет жить отдельно. А в другой нормально может жить уже взрослый ребенок. На сегодняшний день это парадокс, из которого мы не можем пока, к сожалению, законодательно выйти.
Я хотел бы обратить внимание именно на эти позиции. Хочу сказать, что да, в большинстве случаев мы, конечно, принимаем общее решение, но, тем не менее, в этих особых ситуациях на Комиссии идут споры. А важно, что, всё-таки, стараются не отказывать, а откладывать, искать новые позиции, снова выходят на место смотреть, как получается, и что происходит. И я думаю, что это дает нам возможность, всё-таки, эту проблему решать.
Но, конечно, я рассчитываю на то, что вместе с Федеральным законодательством у нас, всё-таки, изменится другая ситуация. Потому что, к сожалению, есть ещё одна проблема. Она заключается в том, что, зная, что в Москве это так решается, скажем так, осторожно, люди из других регионов этим тоже стараются воспользоваться. И когда идет это через детей-сирот, вы сами понимаете, что это очень тяжелая ситуация во всех отношениях. Формально вы должны отправлять ребенка в регион обратно. По сути, мы понимаем, что там стоит очередь на квартиру несколько лет, или вообще их там не дают. И очень хотелось бы, чтобы на федеральном уровне эта система не только в законодательстве, но и выстроена была так, чтобы Москва, всё-таки, занималась теми, кто находится в Москве. Мы бы рады заниматься всеми на свете, но, к сожалению, у нас нет таких возможностей.
Спасибо.
А. СЕМИНЯК - \"Росбалт\".
У меня вопрос к Татьяне Александровне. Вы сказали о том, что бывают, например, такие случаи, когда ребенок получил квартиру, он или где-то учится, или находится в местах лишения свободы. Есть ли механизмы решения таких проблем? Может ребенку, который поступил, дадут квартиру через 3 года, или как это происходит?
Т.А. ПОТЯЕВА
Ну, вы знаете, на сегодняшний день, собственно, эта проблема обсуждалась нашими двумя министрами, министром социальной защиты и министром образования Исааком Иосифовичем Калиной. Если ребенок учится, то не выделить ему квартиру мы не можем. Ребенок сирота, и имеет по закону права на получение квартиры. И мы ему предоставили эту квартиру. А дальше, конечно, руководители образовательных учреждений решают вопрос об общежитиии. Мы прекрасно с вами знаем, что на общежития у нас тоже есть очередность, должны очень внимательно смотреть, кто нуждается в предоставлении общежития, а у кого есть свое выделенное государством жилье. Собственно я не знаю, здесь и ни законодательно, и никак не нужно принимать, здесь просто нужно рачительно относиться к тому государственному имуществу, которое у нас есть и с той стороны, и с другой.
Департамент жилья, Департамент социальной защиты населения выполнили свои функции, предоставили ребенку жилье. И он должен жить на этой территории. А тот, кто учится в учреждении образовательном и не проживает в городе Москве, или имеет какие-то трудности, должен получить общежитие. Я думаю, здесь просто нужно отрегулировать эту работу. И эта тема сейчас возникла, когда мы статистику посмотрели, какое количество таких ребят есть, и надеюсь, что при совместной работе мы решим эту проблему.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо.
В. ЛЯЩЕНКО - \"Квартирный ряд\".
У меня вопрос к Николаю Викторовичу. Вот в продолжение темы, Евгением Абрамовичем высказанной, то, что жилье остается за родителями, которых лишили родительских прав. Насколько мне известно, в Москве было принято 3018 Распоряжение Правительства о том, чтобы, как раз таки, этих родителей выселять и квартиры предоставлять очередникам. Как это Распоряжение, действует ли сегодня, и какие результаты? Спасибо.
Н.В. ФЕДОСЕЕВ
Нет, оно не действует. Я уже сказал, что есть прямая норма Жилищного кодекса, это 91 статья, часть 2, по которой без предоставления жилых помещений должны выселяться родители лишенные родительских прав. Я встречался, и не один раз, и с органами опеки и попечительства. Принимал участие в Коллегии \"Мосгорсуда\", мы обсуждали эту проблему внутри Правительства Москвы. Значит, \"Мосгорсуд\" стоит твердо на позиции, что эту статью они не будут применять в своих решениях, потому что она формальна.
Вот тут говорилось Евгением Абрамовичем насчет коллизии, фактически, в законодательстве Российской Федерации, потому что она формально противоречит, допустим, 40-й статье Конституции, по которой каждый имеет право на жилище. И даже какие бы не были алкоголики и наркоманы эти бывшие родители, очень часто потерявшие человеческий облик, но они люди, они граждане, они имеют право на жилище. Мы предложили компромиссный вариант. Правительство Москвы, давайте мы их будем выселять, скажем так, в общежития, по норме общежития. То есть они не останутся на улице, они не будут бомжами. Но, ребенок, чьи права, как раз, защищает Закон, будет полностью защищен. К сожалению, мы не встретили понимания среди судейского сообщества. И, я ещё раз повторяю, ни одного решения о выселении такого не принято.
Причем есть такая позиция, ну, как же, ребенка по решению суда поместили в детское сиротское учреждение. Он совместно не проживает с этими родителями, поэтому нет вреда этих родителей, нет основания, соответственно, для выселения их из той квартиры, которая закреплена за ребенком-сиротой. Я говорю, хорошо, на время пребывания в детском доме действительно нет. Ребенок вернулся из детского дома, ему исполнилось 18 лет, к тем же самым алкоголикам. Его нельзя туда помещать. Но он же с ними не жил последние годы. Давайте мы его обратно вселим, месяцев 6 подождем, полгодика этак, опека, попечительство посмотрит, выявит, что они продолжают вести этот асоциальный образ жизни, пьют, злоупотребляют, наркотиками колются, и тогда мы примем решение.
Я говорю, ну, не надо ставить эксперименты на детях сиротах. Тут действительно Евгений Абрамович совершенно прав, они итак пострадали.
Ну, пока на том и остановились. Тут действительно нужна работа со стороны Федерального законодательства, чтобы четко эту ситуацию поправить. Потому что есть норма, с одной стороны Федерального закона, которая не работает. Есть позиция судов. И есть интересы детей-сирот.
Что мы сейчас делаем? В Законе четко сказано, квартиры должны предоставляться детям-сиротам, не имеющим закрепленных жилых помещений. А они имеют закрепленные жилые помещения. Что здесь делать? Нужно менять, прежде всего, Федеральное законодательство.
И.Ю. БАЛЬЗАМОВА
Дело в том, что мне как-то кажется, и очень я болезненно тоже к этому отношусь. Когда многодетная мама, имеющая 5-7 детей, получив от города хорошую 4-комнатную, а то и 5-комнатную, раздала всех этих детей по сиротским учреждениям. Они рождались, подрастали, и их потом отправляли. Она остается, на самом деле, в этой квартире. Но, самое главное в этом деле, что ребенок переезжая на постоянное проживание в сиротском учреждении, он регистрируется постоянно в этом сиротском учреждении. И этот период, когда квартира находится у мамы без того, что там зарегистрированы малолетние дети, она эту квартиру продает, приватизировав предварительно. Если раньше органы опеки были, специальные жилищные комиссии, которые могли тормоз поставить к этой процедуре, сегодня этого тормоза нет. Она продает и, в конечном итоге, та квартира, на которую был зарегистрирован ребенок, её в принципе не существует. Последний раз мы рассматривали на Комиссии ситуацию, когда мама, продала квартиру, в конечном итоге ребенок вообще остался просто бомжем, ему некуда выселяться. Это ребенок-москвич, на которого получалось это жилье мамой. Это тоже проблема.
Ю. ИГНАТЬЕВА - \"Московская перспектива\".
У меня технические вопросы. Татьяна Александровна, вы назвали цифру 2912 получивших, это за какой срок? Где вы давали эту страшную статистику до последнего человека, который в другом государстве оказался.
Т.А. ПОТЯЕВА
Это с 2000 года.
Ю. ИГНАТЬЕВА - \"Московская перспектива\".
Здесь другая цифра идет с 2000 года, 5281 с 2000-го.
Т.А. ПОТЯЕВА
А это, которые зарегистрировались и проживают на своей площади. 519 человек зарегистрировались, но не проживают. 11 человек не зарегистрировались, и не проживают.
И.Ю. БАЛЬЗАМОВА
5 тысяч квартир - это получили дети по договору безвозмездного пользования с 2000 года. После этого, пятилетний срок, заканчивается действие договора безвозмездного пользования. После окончания договора пятилетнего срока на Комиссии в центрах социального обслуживания рассматривается вопрос, либо о пролонгации договора безвозмездного пользования, либо перезаключение на договор социального найма. И вот эта цифра она постоянно текущая. Она то больше, то меньше. То есть это процесс ежедневный практически.
Ю. ИГНАТЬЕВА - \"Московская перспектива\".
Спасибо. А можно вопрос Николаю Викторовичу? Если за ребенком закреплена комната в коммунальной квартире?
Н.В. ФЕДОСЕЕВ
Формально это жилое помещение. Естественно Комиссией, я подчеркиваю, здесь однообразного подхода нет и быть не может, смотрится, что это за квартира. Есть квартиры коммунального заселения это бывшие общежития, допустим, то есть коридорная система, один туалет в конце коридора и, извините, ещё 30-40 таких же комнат соседей. Мы в такие не возвращаем.
Есть коммунальная квартира, допустим, 2-комнатная, в которой в одной комнате живет дедушка, допустим, в свое время они разделили лицевые счета, а в одной комнате мы предлагаем туда вернуться ребенку-сироте. Подчеркиваю, это смотрит межведомственная комиссия в каждом конкретном случае. Коммуналок, я подчеркиваю, с 2000-го года мы не даем.
Коллеги, если позволите, я в завершении хочу вам показать. Мы должны были вам раздать памятку для выпускников детских сиротских учреждений, я прошу обратить внимание. Дело в том, что очень часто дети не знают, что такое квартира, что с ней надо делать. Здесь говорили, убираться, в том числе, платить за неё. Они просто не знают. Они прожили большую часть своей жизни, особенно сознательные годы, на полном государственном обеспечении.
Мы попытались с коллегами из Департаментов образования, социальной защиты, здравоохранения, доступным, человеческим, понятным этому ещё пока не окрепшему существу языке изложить минимальные требования к нему в части предоставления этой квартиры. Мы особо указали, что это благо, оно дается один раз. Что достаточно много охотников за такими квартирами. Что за квартирой нужно, безусловно, следить. И, безусловно, если будут к нему подходить какие-либо личности с предложениями по отчуждению такой квартиры, вот, в конце памятки сразу есть телефоны, на которые можно обращаться.
Эта памятка, она сегодня действует. Вот мы проводили цикл таких лекций с выпускниками детских сиротских учреждений, которые должны были получать квартиры в прошлом году, в этом году. Сейчас, в связи с изменением Федерального законодательства, я уже сказал, принят Федеральный закон в конце февраля 12 года, мы в неё внесем, соответствующие изменения. И то же самое, будем эту памятку вручать, и рассказывать уже при личном общении этим детям-сиротам, которые будут получать жилье уже в 13-м году.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо вам за раскрытие темы. Мы вас приглашаем в наш пресс-центр, всегда вам рады. Спасибо вам большое.
Н.В. ФЕДОСЕЕВ
Спасибо вам большое. Спасибо, коллеги, вам.