Информационный Центр Правительства Москвы
01 июля 2025, вторник, 02:25
Пресс-конференции

Пресс-конференция Евгения Склярова

12 сентября состоялась пресс-конференция руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы Евгения Викторовича Склярова на тему: «О ходе реализации Государственной программы города Москвы по энергосбережению».

Пресс-конференция Евгения Склярова
Важное:

12 сентября состоялась пресс-конференция руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы Евгения Викторовича Склярова на тему: «О ходе реализации Государственной программы города Москвы по энергосбережению».

 

Фото

 

Видео

 

Стенограмма

 

 

 

ВЕДУЩИЙ
Добрый день!
Сегодня мы с вами встречаемся с руководителем Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы Скляровым Евгением Викторович.
Тема нашей пресс-конференции \"О ходе реализации госпрограммы города Москвы по энергосбережению\".
В работе пресс-конференции также принимает участие заместитель руководителя департамента Татарников Александр Викторович и директор предприятия энергетиков Фролов Игорь Анатольевич.
Я предоставляю слово Евгению Викторовичу. Спасибо.

Е.В.СКЛЯРОВ

Добрый день, уважаемые коллеги, журналисты, писатели.
Мне очень приятно, что мы не первый раз встречаемся по этой тематике. Я не знаю, как у нас в регламенте. Вопрос-ответ, да, форма проведения.
В качестве вступительного слова я напомню, что основной закон 261 у нас вступил в 2009 году \"Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности\".
Закон охватывает у нас, прежде всего, потребителей. Это нас с вами, жителей города Москвы, предприятия, все отрасли народного хозяйства, а также ресурсоснабжающие организации и организации, передающие транспортирующие ресурсы до потребителей.
На сегодняшний день в качестве соисполнителя государственной программы города Москвы у нас работает 36 соисполнителей, 36 государственных заказчиков. Это, прежде всего, отраслевики, то есть те отрасли нашего хозяйства городского, которые ведут различные виды деятельности, и территории, на которых эта деятельность осуществляется.
Что регулируется государственными программами города Москвы? Прежде всего, конечно, мы регулируем деятельность своих бюджетных предприятий и организаций. То есть каждому предприятию, каждой организации установлены определенные показатели, соответственно есть база 2009 года, и есть показатели, которые они должны достигнуть к 2020 году.
Ориентиром опять же является закон и установленные в программе показатели, дается перечень мероприятий, который рекомендован для внедрения. И дальше система построена достаточно просто. Проводится энергетическое обследование, после этого появляется паспорт, в котором указываются, какие показатели есть, какие мероприятия рекомендуются.

В дальнейшем необходимо обязательно параллельно оснастить, если это здание, приборами его учета. Соответственно мы имеем фиксацию показателей.
И следующий шаг. Готовится энергосервисный контракт, разыгрывается. Соответственно энергосервисная компания может ориентироваться, какие мероприятия наиболее эффективные, какие в первую очередь дадут отдачу и т.д.
Также ведется постоянный мониторинг результатов внедрения мероприятий, достижения показателей. Непосредственно в городе этим занимается государственное учреждение \"Энергетика\", директор которого сегодня также может ответить на ваши вопросы.
Состав мониторинга, очевидно, понятен. Мы фиксируем те стартовые условия, ту работу, которая проводится и должна проводиться государственными заказчиками по их подпрограммам.
И соответственно анализируем, сравниваем, выдаем рекомендации. И такой бесконечный круг взаимосвязи осуществляется и контролируется.
Роль Департамента топливно-энергетического хозяйства - это межотраслевая координация. Мы сами, как достаточно большая отрасль с точки зрения и выработки ресурсов, и потребления ресурсов, имеем свою программу в топливно-энергетическом хозяйстве города Москвы.
И вторая более важная функция - мы выполняем общегородскую координацию, координируем все подпрограммы, независимо от принадлежности территориальной или отраслевой.
Кроме того, поставлена задача мэром города Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным независимо от форм собственности, независимо от ведомственной подчиненности координировать деятельность, в том числе и внебюджетных предприятий, учреждений, тех, за которыми закон закрепил эти контрольные функции: за Ростехнадзором, за Региональной энергетической комиссией и т.д. Тем не менее, мониторинг, координация взаимодействия должна быть некая такая руководящая и направляющая роль со стороны городской исполнительной власти.
И такую работу мы также осуществляем, ведем учет, контроль и рекомендуем внедрять те или иные мероприятия.
Я думаю, что для общего обзора достаточно. Если интересуют конкретные достижения уже в сфере экономии энергоресурсов, то мы вам ответим на эти вопросы.
Поэтому передаю слово коллегам и приступаем к вопросам. Как?

ВЕДУЩИЙ
Хорошо, давайте вопросы тогда. Есть? Да, пожалуйста.

Ю.ИГНАТЬЕВА - \"Московская перспектива\"
Не так давно очень многие москвичи, особенно автомобилисты, например, и я о себе то же самое могу сказать, заметили то, чего в Москве не было много-много лет. На улицах, за исключением центральных и очень важных, уличное освещение стало выполнять чисто декоративную функцию, что-то такое темно-желтенькое где-то в вышине светит, но улицу эту не освещает.
Видимо, экономия какая-то происходит по линии Горсвета. В принципе это опасно, автомобилисты жалуются на то, что пешеходов на плохо освещенных улицах не видно.
Не могли бы Вы прокомментировать эту ситуацию?

Е.В.СКЛЯРОВ
Для меня вообще-то это новость, что есть такие жалобы. Дело в том, что уже в течение последних пяти лет у нас произошла полная замена приборов ртутных на натриевые. У них свет более теплый - желтый свет, действительно. Но с точки зрения освещенности в данном случае они не потеряли свою такую мощность. И за этим мы отслеживаем не только визуально, у нас есть специальные лаборатории, которые проезжают, постоянно измеряют освещенность улиц. И я думаю, что мы обязательно рассмотрим, что там случилось на данном участке, на данной улице.
Сегодня проводится следующий, четвертый этап модернизации наружного освещения. Заключается он в переходе на светодиодные уже светильники. То есть это, я подчеркиваю, не просто лампочки светодиодные, а именно светильники. Светильники включают в себя не только источник света, но они включают разные способы отражения, то есть разные отражатели: разные зеркала, разные регуляторы освещенности. Есть просто с индивидуальными регуляторами именно в каждом конкретном светильнике.
И сегодня практически вся территория города охвачена пилотными установками, на которых мы изучаем, как работают светодиодные светильники. В том, что это экономично, тут уже, наверное, никому доказывать не надо. Да, действительно, выгоднее, это окупается со временем все, но и резко падает потребление.
Вопрос как раз в том, не ухудшит ли это эксплуатационные показатели или качество жизни наше с вами? Поэтому конструкции различных производителей, кстати, очень много отечественных производителей, мы проверяем. Если она нормальная, то дальше просто допускается с данной конструкцией выходить на те же конкурсы и применять ее в качестве осветительного прибора.
Поэтому если это жалоба с конкретных каких-то мест, мы обязательно разберемся и дадим вам ответ, что там произошло, почему там ухудшилось освещение.
Но если уже касаться этой темы, то она не энергосберегательная, а больше все-таки связана с комфортностью проживания. У нас по другой программе - \"Развитие наружного освещения\", поставлена задача за 2 года полностью ликвидировать все неосвещенные дворовые территории. Предварительно это порядка 14 тысяч территорий. В том числе в этом году мы делаем более 6 тысяч таких территорий. По каждому округу сейчас в массовом порядке ведутся такие работы.
И наша задача в том, чтобы до конца следующего года таких территорий, за исключением вновь строящееся, больше не было. Спасибо.

К.ТИТОВА - ТВ Центр \"События\"
Евгений Викторович, скажите, с 1 января 2010 года до 2015 года бюджетные организации должны снизить показатели энергопотребления до 15% - по 3% в год.
Получается, что на сегодняшний день на 9% уже должны бюджетные организации меньше потреблять электроэнергии. Так ли это и как у вас осуществляется, полностью за бюджетный счет или это уже в ведомстве департаментов здравоохранения, образования? Хватает ли денег на новые лампочки? Спасибо.

Е.В.СКЛЯРОВ
Да, вопрос достаточно комплексный получился. Есть цифры по экономии, я их могу вам назвать. Достижения везде разные. Где-то и 10% уже достигли экономии, где-то больше.
Я бы обратил внимание на другой факт, что, на самом деле, если мы с вами как жители, как простые обыватели хотим экономить даже не столько ресурсов, а сколько личные свои деньги, то нужно, прежде всего, посмотреть, а в этой платежке, что дороже всего, какой удельный вес того или другого ресурса.
Я вам докладываю, в основной массе больше всего мы платим за горячую воду. Электроэнергия, как правило, занимает 8-12% платежа. Это не самый большой ресурс, который мы с вами потребляем с точки зрения денег.
Поэтому, конечно же, надо выбирать всегда ту цель, которая приносит наибольший эффект.
Если говорить про лампочки, насколько помните, ставилась задача следующая. Не взять за один год и все поменять, а поменять их в процессе обычной текущей замены. Просто перегорела у вас лампочка, замените ее уже на более эффективную, не покупайте ту же лампу накаливания, которая вчера была.
Такое было дано поручение еще в 2008 или 2009 годах. Было подписано распоряжение мэра города Москвы, в котором было четко записано: \"Менять по мере износа\". Никаких дополнительных средств это не требует. Есть обычные хозяйственные расходы у каждого бюджетного предприятия. Как они покупают, условно говоря, туалетную бумагу, так же покупают и лампочки, только покупать надо уже новые. Вот и все.
Поэтому дополнительных расходов это практически не имело. А эффект, конечно, есть. Такую отчетность наше предприятие постоянно собирает, анализирует, как я уже говорил. Отчитывается каждое подразделение самостоятельно. Если это здравоохранение, то отчитывается перед Департаментом здравоохранения, а он дает уже сводную отчетность на наше государственное казенное учреждение. Такие департаменты являются соисполнителями программы.
Таких соисполнителей 35. Мы, по сути дела, 36. И одновременно мы являемся координатором для всех. Такая модель.
По экономии. На 2012 год в целом экономия по электрической энергии на сегодняшний день составляет 137,9 млн. кВтч, что 30% к годовому плану. Это у нас отчет по состоянию на 1 августа. Я думаю, что до конца года еще есть возможность поработать. Пока мы отстаем от планового показателя, но есть возможность еще поработать, тем более что самый такой активный период еще впереди. Понимаете, с каждым днем темнее и темнее становится, соответственно расходы увеличиваются.
По воде, например, идет даже значительное перевыполнение плановых показателей в целом по городу. Мы уже сэкономили 37 млн.куб.метров, что составляет аж 300% к годовому плану. Я думаю, что здесь просто мы плохо планируем, поэтому в следующем году намерены ужесточить свои плановые показатели.

К.ТИТОВА - ТВ Центр \"События\"
У нас же внедряются счетчики.

Е.В.СКЛЯРОВ
Мне опять зам подсказывает, что это не так, это счетчики массово внедряться стали, и счетчики сразу приводят к экономии. То есть счетчики дают свой эффект. Они сами по себе не экономят, но они стимулируют к экономии и т.д. И по каждому ресурсу есть такие показатели.
Можно, естественно, через наше ГБУ проникнуть в показатели уже отраслевые, какие кому давались задания, как они выполняются. Как в процентах, так и в натуральных единицах.

К.ТИТОВА - ТВ Центр \"События\"
Евгений Викторович, скажите, пожалуйста, Вы действительно сказали, что счетчики сейчас стали массово использоваться. А планируете ли вы идти дальше, например, экономить то же тепло, которое в платежке занимает немало места? Ведь не секрет, что везде за рубежом каждый платит за то тепло, которым он свою квартиру обогрел.
Будут ли как-то заменяться, может быть, даже за счет собственников жилых помещений батареи с какими-то регуляторами, чтобы люди могли на этом экономить или хотя бы отслеживать, сколько к ним тепла приходит? Спасибо.

Е.В.СКЛЯРОВ
Кристина, я еще раз напомню, что перечень мероприятий, в том числе и для жилых домов, достаточно большой. В этом перечне, конечно же, есть и замена конвекторов или индивидуальные приборы отопления, можно так их назвать. Есть даже такие малозаметные, как установка экрана за батареей. На самом деле перечень достаточно большой. И каждый собственник помещения, будь то юрлицо или физлицо, вправе выбирать самостоятельно, что для него важнее. Или ничего для него не важно, лишь бы комфортно ему было.
Что мы должны сделать? Мы, прежде всего, должны оснастить приборами тепловой энергии, в частности. Вода в дом. Если есть дом, то значит на входе должен стоять прибор. Для чего? Во-первых, для того, чтобы ресурсоснабжающая организация и потребитель могли правильно рассчитываться.
У нас есть два метода расчета между потребителем и поставщиком. Первый метод - это по счетчику. Самый простой, казалось бы, и правильный. Второй метод - если нет счетчика или он не работает, это норматив.
В прошлые годы, как правило, больше жаловались жители, что их ресурсоснабжающая организация обманывает, счетчик не работает, они вынуждены больше платить, потому что норматив завышен.
Сегодня и ресурсники стали ставить вопрос, что нормативы не завышены, а занижены. Даже не понятно, почему такие разногласия возникают.
Оказывается, что сдают квартиру в аренду, и там заселяется столько народа, что потребление той же горячей воды резко увеличивается, а платят по нормативу не в пользу ресурсоснабжающей организации, потому что реальное потребление гораздо выше.
Поэтому счетчик взаимовыгоден. И чтобы не было натяжки одеяла ни в ту, ни в другую сторону, такое решение уже принято, и мы будем его внедрять. Забирать приборы учета тепловой энергии в независимые руки, а именно государственные казенные учреждения, чтобы оно брало под контроль саму точку расчетов. Вот есть прибор, он не должен работать в чьих-то интересах, он должен быть независимым регистратором того потребления.
Теперь с точки зрения платежей, какая здесь новизна. Для разных приборов учета ситуация немножко разная. Электроэнергия и тепло друг от друга немного отличаются, например, газ. Давайте сначала обратимся к законодателю. Он что говорит? Что приборы учета природного газа должны быть индивидуальны только. Никакого здесь общего потребления на дом не бывает. Есть жилое здание, у каждого свой счетчик, по нему надо рассчитываться.
Если говорить о тепле, тут сложнее. Тут главное, чтобы был счетчик на вводе в дом общий. По нему рассчитывается ТСЖ или другая организационно-правовая форма с ресурсником.
Что касается электроэнергии, то тут ситуация третья. Должен быть и индивидуальный счетчик, и общий домовой счетчик. Для чего? Для того чтобы по общедомовому нужды расписывать правильно.
По теплу какая еще норма вводится с этого года. Вводится норма платежа не по 1/12, как раньше платили усредненно по году и потом 13-й платежкой происходил перерасчет, а платить по факту.
Вопрос введения с этого ли года или со следующего отдан на ответственность регионов. И регионы решают самостоятельно, с какого периода ввести эту методику расчета. Но, тем не менее, смысл именно такой, что платить по факту потребления не одинаково летом и зимой, а потребляешь много зимой, значит, много и платишь.
Соответственно в платежке должно быть разбито, сколько по индивидуальному счетчику потреблено и сколько по общедомовому счетчику, и как это разбито по индивидуальному.

К.ТИТОВА - ТВ Центр \"События\"
В Москве нет индивидуальных счетчиков на тепло.

Е.В.СКЛЯРОВ
На тепло нет. И не только в Москве.

К.ТИТОВА - ТВ Центр \"События\"
А будут они или не будут? И когда они будут?

Е.В.СКЛЯРОВ
Индивидуальные счетчики тепла устанавливать пока нецелесообразно, и законодатель этого не требует от нас. Важен общедомовое счетчик.

Ю.И.СМИРНОВ - Журнал \"Энергонадзор и энергобезопасность\"
Евгений Викторович, у меня вопрос более приземленный. Вся работа по энергосбережению начинается с энергетического обследования. Энергетическое обследование проводит энергоаудиторы по договору. Он выполнил свою работу, получил свои деньги. Дальше заключается энергосервисный контракт.
Как энергоаудитор участвует и материально заинтересован в составлении этого энергосберегающего контракта, тем более что энергоаудитор разработал свои мероприятия, отдал, а дальше вы их внедряйте? Спасибо.

Е.В.СКЛЯРОВ
Юрий Иванович, вопрос риторический. Как он заинтересован? Если он потом собирается еще выступать в качестве энергосервисной компании, конечно, он будет заинтересован сделать обследование. Если уж неправильно, то не хуже для себя.
А вообще-то все обследования, все паспорта проверяются нашим учреждением. И каждое энергетическое обследование, если проводится для нужд бюджетных учреждений, обязательно проводится конкурс.

 

 

ВЕДУЩИЙ
Евгений Викторович, мы получали вопросы и на наш сайт. В продолжение этой темы там звучал вопрос, а для кого энергоаудит является обязательным?

Е.В. СКЛЯРОВ
Для бюджетных учреждений. Для всех бюджетных учреждений. Лично в своем доме - это на ваше усмотрение. Хотите вы, проводите, нет, значит, нет.

Н. МИРОНОВ – «Комсомольская правда»
На Западе во многих странах есть фонари, которые включаются только тогда, когда мимо человек проходит. В московских дворах что-то подобное будет внедряться? Почему? Потому что фонари горят всю ночь, но не всю ночь там люди находятся. Может быть, имеет смысл датчики движения поставить и на фонари во дворах, именно во дворах, конечно?

Е.В. СКЛЯРОВ
Ну, коллега мне подсказывает, в Тушинском парке мы уже так сделали. Во-первых, у нас есть много пилотных проектов. Вот Александр Викторович, он более приземленный в этой теме, естественно, большей информированностью обладает. Он может назвать больше конкретных адресов. Цель пилотных проектов, в том числе, отрабатывать, как работают светильники с датчиками движения, как работают светильники с источником энергии от солнечной батареи. У нас и таких уже много установлено в городе.
У нас более 15 тысяч уже светоточек, работающих в каких-то таких всяких экспериментальных режимах. Это ни много, ни мало 5% от всех установок городских.

Н. МИРОНОВ - «Комсомольская правда»
То есть это 5% всех московских фонарей?

Е.В. СКЛЯРОВ
Да. Уже в разных, как говорится, режимах работают.

Н. МИРОНОВ - «Комсомольская правда»
С датчиками движения, от солнца. А какие ещё там фишки?

Е.В. СКЛЯРОВ
Да, что-то с датчиками, что-то от солнца, что-то регулятор самой освещенности. Регулятор освещенности - это когда блики машин позволяют этой улице немножко освещаться, а сам светильник может более тусклым светом гореть. Этой совокупной освещенности достаточно. Такие вещи проводятся. Но ко дворам надо подходить осторожнее, к общедворовым территориям. Дело в том, что у нас освещение решает много функций. Прежде всего, например, безопасности. Обычная элементарная безопасность, когда горит свет, всё-таки, она улучшается. В темных дворах людям, наверное, находиться страшнее и опаснее.

Н. МИРОНОВ - «Комсомольская правда»
Если есть датчик движения, то двор автоматически перестает быть темным. Человек двигается, фонарь включается.

Е.В. СКЛЯРОВ
Есть и плюс, и минус. Дерево от ветра шевелится, он будет всё время моргать. Кошка бегает, он опять же будет моргать. Тут границу надо найти, что удобнее. В самих учреждениях, в том же нашем департаменте, в других, мы, конечно же, рекомендуем устанавливать и многие это делают. Причем не обязательно, чтобы полностью гас свет, он просто притухает, работает на 15-20%. Достаточно, чтобы не споткнуться. А когда ты идешь, соответственно, по мере прохода увеличивается яркость.

Н. ИВНЯК - \"Сити-FM\"
Добрый день!
Евгений Викторович, хотел спросить. У меня есть некоторые данные, правда по федеральной программе. Здесь довольно много денег затрачено на информационное сопровождение по работе с населением. В частности, например, 4 миллиарда рублей - пропагандистский проект формирования бережливой модели поведения населения. Также некоторая государственная информационная система, ГИС, в области энергосбережения. В Москве есть ли подобные проекты, есть этот пропагандистский проект, и какая работа с населением ведется?

Е.В. СКЛЯРОВ
Конечно, пропагандой мы также занимаемся. Специального какого-то большого финансирования на это дело нет у нас. Кроме того, я считаю, что и эта конференция является элементом пропаганды. А так, много работали и с учебными учреждениями, со школами. То есть мы доступны. И для прессы. Александр Викторович, может, ты раскроешь шире эту тему?

А.В. ТАТАРНИКОВ
Вы, на самом деле, перечислили несколько направлений. Когда вы говорили о ГИС, то это даже не столько вопрос пропаганды, сколько обеспеченности тех, кто реально собирается заниматься процессами сбережения. В этом направлении Москва намного дальше продвинулась. У У нас на сегодняшний день есть единая интегрированная информационная система, в которую загружаются результаты всех энергетических обследований. Туда вносятся все проекты, все приборы учетов. Туда заводятся сейчас официальные данные с приборов учета, которые поступают. Оттуда формируется вся отчетная информация. Поэтому мониторинг в Москве уже в достаточной степени автоматизирован. Это что касается ГИС. Более того, у нас есть совместная Рабочая группа с Федеральным агентством по энергетике. И в рамках этой Рабочей группы мы как раз решаем вопросы интеграции нашей московской информационной системы с Государственной системой федеральной.
Что касается пропаганды, здесь я тоже выделил бы два отдельных направления. Один о том, что уже Евгений Викторович сказал, это обучение. На первых этапах мы в основном обучением занимались госслужащих. Было проведено достаточно много программ, разработан первый учебник по энергоэффективности, им можно воспользоваться. Разработан ряд автоматизированных дистанционных систем обучения по энергосбережению. И мы проводим некие эксперименты в школах, в садиках, проводим такие конкурсы, и так далее. В этом году эта работа будет расширяться. У нас есть интересная программа. Например, по школам хотим сделать так. Допустим, школьники проводили энергетическое обследование своей квартиры, разработали проект энергосберегающий. Победитель, соответственно, как-то будет премироваться. Вот это я бы относил к обучению.
В информационном смысле здесь тоже два направления. Одно - это выставки, конференции, \"круглые столы\", их достаточно много. И в этом году мы планируем провести очень большую выставку, с привлечением уже международников к нам в Москву. Это наша традиционная выставка. Она получит просто более расширенное представление. И, естественно, брошюрки делаем, разносим их по квартирам. Даем много интервью. Берут интервью и показывают по телевизору.
Поэтому эта работа ведется. На мой взгляд, активизировать эту работу нужно чуть позже. Я готов сказать почему. Вот тот этап, который мы сегодня прошли. Я бы назвал это этапом погружения в проблему. Сегодня у нас в департаменте сформировалась своя концепция, что такое вообще энергосбережение в мегаполисе. Соответственно, мэр дал нам определенное поручение, у нас планируется на следующей неделе штаб под руководством мэра, где мы попытаемся доложить наши взгляды на то, что на сегодняшний день у нас накопилось по факту практической реализации этого закона.
Наша точка зрения следующая. Нужно вносить корректировки в закон. Сам по себе он весьма продуктивный и правильный закон. Ничто не стоит на месте. Евгений Викторович правильно сказал, было очень много пилотных внедрений, то есть фактически все мероприятия, которые могут быть применены, нами практически были внедрены на пилотных проектах. И мы не просто теоретически можем рассуждать об эффективности того или иного мероприятия, а имеем уже факт, накопленный от эксплуатации этих пилотных проектов.
И наша точка зрения, что потенциал энергосбережения намного выше, чем он предполагался. Но, он требует существенных изменений в области отношений при обороте товаров энергетических ресурсов.

Н. ИВНЯК - \"Сити-FM\"
В продолжение можете сказать, буквально несколько пунктов, какие именно будете мэру докладывать позиции, что в этом законе наиболее неэффективно. И про учебник ещё расскажите, он большой, маленький, толстый?

А.В. ТАТАРНИКОВ
У нас были два поручения, об одном Евгений Викторович уже сказал, это по вопросу централизации энергетических активов и приборов учета. Это на самом деле серьезная подготовка. То есть на рынке, возможно, появится очень крупный потребитель теперь в лице Правительства Москвы. То есть сегодня каждый садик, каждая школа имеют свое отношение, как с эксплуатирующими организациями, так и, соответственно, с поставщиками электроэнергии. Первый шаг - это переход на централизованную эксплуатацию. Я думаю, второй шаг аналогически отсюда произойдет. Это централизованное ресурсоснабжение. А значит это серьезный сдвиг в рыночных розничных отношениях. Это первый вопрос.
Второй вопрос. Это вопрос полномочий. То есть для того, чтобы реализовать эту Программу, она действительно носит комплексный, межведомственный и, вообще, региональный характер. Потому что ответственность мэра лежит не только за бюджетную сферу, она остановлена в целом за реализацию Программы в регионе. Соответственно, для того чтобы реализовать, нужны инструменты. Для этих инструментов нужны соответствующие полномочия. Поэтому необходимо решить систему по региональному контролю, как проводить эту политику. Поэтому второй блок предложений будет в этом направлении сделан.
А третий, наиболее фундаментальный блок предложений, связан со всей целевой моделью энергосбережения. Сегодня, чтобы было понятно, она не учитывает разных участников. То есть у потребителя одни задачи по энергосбережению, у поставщика энергоресурсов совсем другие задачи. А фактически, если вы посмотрите 261 блок, он больше направлен на потребителя. С ним более понятно что и почему сберегать.
Вот что стала показывать практика. Евгений Викторович привел цифры. По потреблению мы действительно достигаем всех плановых показателей, если посмотреть их в валовом объеме, но это уже стало отражаться на производителях, они уже начинают ходить, клянчить насчет тарифов и мотивируют, да, у нас падает выручка. Поэтому нужно вносить изменения в модель энергосбережения. Это уже федеральный вопрос.

ВЕДУЩИЙ
Спасибо. Пожалуйста, вопрос.

Ю. Игнатьева - \"Московская перспектива\".
Евгений Викторович, не могли бы вы в целом рассказать о ситуации по энергоснабжению, по энергообеспеченности Москвы и присоединенных территорий? Что-то такое звучало, что у Москвы всё в порядке, но для присоединенных территорий не хватает либо мощностей, либо сети какие-то надо подводить. Спасибо.

Е.В. СКЛЯРОВ
Это не тема сегодняшнего дня. Но уж раз интересно, я пару слов скажу.
Значит, в целом в Москве никогда не было дефицита. Это как температура по больнице. У нас ресурсы, мощности, особенно в теплоснабжении значительно превышают потребности. Чем это объясняется? Понятно, что перепады температур от лета до зимы настолько разные, что приходится такому северному городу, как Москва иметь имущество, котлы те же, как энергетические, так и так называемые пиковые. Ведь все эти районные тепловые станции, квартальные тепловые станции - это, по сути, пиковые котлы, которые используются в основном в зимний период.
Более того, Москва уже не первый год переходит летом, где это возможно, полностью на теплоноситель от станции \"Мосэнерго\". Почему? \"Мосэнерго\" вырабатывает в когенерационном цикле. Это двойное назначение работающих агрегатов. Они вырабатывают и электроэнергию, и попутно отпускают тепло. Так устроена машина. И это более эффективно, это коэффициент использования топлива резко повышается. В зимние периоды и на самих электростанциях есть так называемые пиковые водогрейные котлы, и отдельно ещё есть котельные по районам города, которые подхватывают и дополняют теплоноситель в сети. Это в целом энергоснабжение и теплоснабжение мегаполиса.
Но есть отдельные районы, обычно это новые районы, развивающиеся, где надо строить новые тепловые мощности, либо тепловые сети развивать, подавать туда теплоноситель. И это нормальный жизненный процесс.
Примерно такая же картина и с новыми территориями. На сегодняшний день на присоединенных территориях находится порядка 90 автономных котельных. Я сразу оговорюсь, что мы сюда не относим частные котлы в частных домах. Потому что, сами понимаете, там очень большой жилой фонд, состоящий из частных домов, в том числе дачных товариществ, и т.д. Эти источники теплоснабжения находятся в индивидуальном пользовании, ответственность каждого собственника на нем же.
Я говорю о муниципальном фонде, о социальных домах. Там обслуживание происходит централизовано. Оно, конечно, централизованное, но локальное. Тут словоблудия нет никакого. С точки зрения города Троицка, оно, конечно же, централизовано, но в масштабах Троицка. Оно не связано с Москвой никак. То же самое Щербинка. В основной массе локальные котельные действуют на какой-то микрорайон. Хотя в Щербинке уже есть и новый московский район, ранее ещё присоединенный, помните? Там есть уже тепловые сети, которые пришли из Москвы, в частности от ТЭЦ-26, от РТС \"Южное Бутово\".
Поэтому, какие перспективы новых территорий? Сегодня мои коллеги их Москомархитектуры, из Департамента строительства ведут активную разработку Генплана. Соответственно, по Генплану мы будем привязывать те мощности, которые там потребуются. Ориентировочно мы их представляем. Если исходить из того, что в целом новые территории на ближайшие 15-20 лет по прогнозам потенциально обладают где-то 80-100 миллионами квадратных метров застройки, то под эти объемы мы планируем необходимые мощности. Прежде всего, это электросетевое хозяйство будет развиваться, это подстанции.
Причем здесь схема очень проста. Подстанции сверхвысокого напряжения, это 500 киловольт и выше будет выстраивать ФСК, Федеральная сетевая компания. Подстанцию уровня напряжения в 110-220 киловольт будут выстраивать \"Московская объединенная электросетевая компания\" и \"Московская энергетическая компания\". Тут у нас конкурентный рынок, и обе компании будут развивать ту зону, которую она обслуживает. Есть ещё и местные электросети, в том числе Троицкая электросеть, Щербинская электросеть, они также будут развивать свою уже распределительную мощность. Это трансформаторные пункты, распределительные пункты, и т.д.
По теплоснабжению. Те районы, которые приближены, примыкают к Москве, бывшего Ленинского района поселения, они, прежде всего, будут присоединяться к источникам существующих станций. Это ТЭЦ-25, ТЭЦ-26. Будет развиваться сеть этих станций. Вот примерно такая позиция.

ВЕДУЩИЙ
Спасибо. Пожалуйста.

К.ТИТОВА - ТВ Центр \"События\"
Можно ещё один вопрос? Евгений Викторович, возвращаясь к вопросу пропаганды энергосбережения. В свое время, вы, наверное, помните, был такой замечательный проект, когда решили к энергосбережению привлечь маленьких деток, начиная с младшей школы. Были разработаны специальные экскурсии. Насколько я помню, \"Мосэнергосбыт\" очень активно этим делом занимался. Сделали огромную комнату с разными экспонатами, показывали, как надо беречь электроэнергию, на чем можно сэкономить. Идея была - воздействовать на детей, чтобы те в свою очередь воздействовали на родителей. Даже была разработана компьютерная игра, интересная, поскольку я видела эти группы, я снимала этот Центр, когда дети не могли оторваться, протирали лампочки от пыли, чтобы сэкономить электроэнергию, видели денежки, которые падали им на счет.
Скажите, проект этот умер? Потому что у меня есть информация - умер. Поскольку никакие группы туда не водят. Что с этими Центрами тоже не известно. Скажите, будете ли вы как-то продолжать эту программу.

Е.В. СКЛЯРОВ
Я у коллег параллельно спрашиваю, никто не знает о том, что он умер. Как был этот проект, так и есть. Это на Вавилова, дом 9, \"Мосэнергосбыт\". Я сам открывал в свое время этот Центр. И бываю там эпизодически, поскольку являюсь членом Совета директоров этой организации.

К.ТИТОВА - ТВ Центр \"События\"
Детей туда не водят.

Е.В. СКЛЯРОВ
Мы уточним, почему они этого не делают. Хотя это их собственная, как говорится, затея коммерческая. Тем не менее, я поинтересуюсь. Юго-Западный округ активно этим пользовался. И не только детей, а и домохозяек обучали желающих всякие практические приемы применять. Что-то можете добавить?

А.В. ТАТАРНИКОВ
На самом деле, у вас немножко неверная информация. С \"Мосэнергосбытом\" мы тоже уточняли эти данные, у них этот проект жив. Они в 2011-м году провели обучение 7,5 тысяч школьников. У них совместная программа с Департаментом жилищного хозяйства и Департаментом образования. Там школьники, но не настолько маленькие, 7-10 классы, более старшие. 7,5 тысяч было обучено в 2011 году, в этом году ещё 4,5 тысячи. Такая же у них норма стоит, примерно 7,5 тысяч. Ещё то, что Евгений Викторович сказал, около 1000 домохозяек было обучено. И также выездные были организованы семинары. Это отделение Департамента соцзащиты, там были проведены для управляющих компаний. Почему-то они там решили это сделать. Так что эта программа полностью работает, она жива. И, более того, они построили новое здание в Мытищах ещё.

Е.В. СКЛЯРОВ
Я думаю, это связано, как раз с недостаточной информированностью. Может быть, нам просто надо как-то активизировать работу. Вот открыли Центр, пошумели, покричали, и забыли. Надо, наверное, просто периодически напоминать о себе.
У нас сейчас на сайте департамента помещаются ссылка на все, в том числе эти Центры. Поэтому почаще заходите на наш сайт, смотрите эту информацию, она более будет достоверна, чем из каких-то источников.

К.ТИТОВА - ТВ Центр \"События\"
А нельзя ли какую-то рассылку по московским школам сделать, чтобы детки действительно могли, кто хочет, или школы могли поучаствовать? Потому что не все школы знают, не все школы могут это сделать просто физически.

Е.В. СКЛЯРОВ
Согласны, мы активизируем эту работу и побудим, и себя, и Департамент образования, тем более что мы плотно с ними работаем, активизировать это дело.

К.ТИТОВА - ТВ Центр \"События\"
И по поводу сайта. У вас сайт действительно хороший, работающий. Скажите, нельзя ли на вашем сайте разместить, например, некий рейтинг энергосберегающих фирм, которые занимаются производством энергосберегающих ламп? Потому что вы сами большой специалист в этих всяких новинках, и знаете, что не каждая лампа, которая обещает работать 5 лет, работает 5 лет. И в конечном итоге получается, что все расчеты экономии, когда потребитель голосует рублем, не всегда он голосует за то, что действительно качественно. Можно ли как-то потребителю увидеть, что качественно, а что не качественно, что покупать, что не покупать? Спасибо.

Е.В. СКЛЯРОВ
Правильно совершенно эту проблему поставили, она такая есть. И у нас сейчас подготовлен конкурс как раз на создание специального сайта по осветительным приборам, на котором будут размещены все продаваемые в Москве осветительные приборы. И плюс к этому будут результаты независимых испытаний, которые мы будем проводить по этим приборам с соответствующими характеристиками. Результаты лягут в основу того рейтинга, о котором вы говорите. Эта проблема очень важная. И сейчас мы хотим решить её комплексно отдельным путем. И этот сайт будет также подключен к общему сайту департамента.
Конкурс у нас состоится где-то через месяц - полтора. Поэтому надеюсь, что к концу этого года там появятся уже первые данные.

ВЕДУЩИЙ
Спасибо. Коллеги, есть ещё вопросы? Пожалуйста.

А.В. ТАТАРНИКОВ
Я хочу ещё дополнить, такая маленькая информация. Ни в коем случае это не лоббирование \"Мосэнергосбыта\", хотя это наше подведомственное учреждение, по поводу ламп энергосберегающих. Они сделали новую программу, нам довели, мы её тоже вывесим на сайте департамента. Они со следующего года планируют организовать такие работы, как продажа светодиодных ламп в рассрочку, в течение года рассрочка, с гарантией работы этих ламп в течение 5 лет для населения. Спасибо.

ВЕДУЩИЙ
Спасибо. В рамках нашей пресс-конференции, если ещё есть вопросы, мы готовы ответить. Если есть вопросы в рамках других тем, то тут присутствует представитель пресс-службы департамента, можно будет после пресс-конференции к нему обратиться. Нет? Исчерпаны вопросы? Спасибо, коллеги.