Брифинг Алексея Майорова
23 августа состоялся брифинг руководителя Департамента региональной безопасности города Москвы Алексея Валентиновича Майорова на тему: «Итоги заседания рабочей группы по созданию Гайд-парка в Москве».

23 августа состоялся брифинг руководителя Департамента региональной безопасности города Москвы Алексея Валентиновича Майорова на тему: «Итоги заседания рабочей группы по созданию Гайд-парка в Москве».
Стенограмма
ВЕДУЩИЙ
Добрый вечер.
Мы начинаем наш брифинг по теме \"Итоги заседания рабочей группы по созданию аналога Гайд-парка в Москве\".
Рабочая группа закончилась буквально 3 минуты назад. Соответственно, предоставляю слово руководителю Департамента региональной безопасности города Москвы Майорову Алексею Валентиновичу. Пожалуйста.
А.В.МАЙОРОВ
Спасибо. Еще раз всем добрый вечер.
Как уже сказали, только что завершилось очередное заседание рабочей группы, на котором обсуждалась тематика создания в Москве площадок для дискуссий и выступлений.
Особенность сегодняшнего совещания, заключалась в том, что если раньше обсуждалась какая-то инициатива, какая-то перспектива, то сегодня мы заседали в плане реализации законодательной инициативы. Она требует от нас как от органа исполнительной власти организации площадок для удовлетворения тех потребностей, которые существуют у граждан.
Нужно сказать, что участники этой рабочей группы, особенно представители различных политических партий и движений, вновь, как мы уже неоднократно говорили, высказывали свое мнение, прежде всего, о целесообразности данной формы реализации общественного мнения гражданами.
И основные опасения в основном заключаются в том, что власти снова создадут некоторую ограниченную территорию, которая будет выглядеть несколько казенно. И сам дух той площадки, где можно свободно высказывать свое мнение, будет несколько затушен, если так можно сказать.
Но, несмотря на такие разногласия, мы пришли к главному. Нужно с чего-то начинать. В обществе есть потребность реализовывать свои взгляды, независимо от того, хочет это орган исполнительной власти в уведомление что-то высказать и отреагировать как-то или не хочет.
Поэтому такая потребность есть, требования закона существуют. Поэтому мы решили выступить с предложением, что нужно начинать.
И из тех четырех точек, которые были выбраны с учетом требований к данным площадкам, мы решили остановиться пока на двух: это парк \"Сокольники\", который является самым посещаемым парком Москвы, и Парк Горького, который по посещаемости на втором месте.
Я хочу сразу дополнить. Это не значит, что данное мероприятие можно будет проводить во всем парке. Парк - это место для всех желающих.
Поэтому там будет оборудовано четко обозначенное место, мы его оформим соответствующим образом. И решили, что саму концепцию работы данной площадки, в том числе с ее, не боюсь этого слова, художественным оформлением мы с архитектурой отработаем.
И мы еще раз на рабочей группе обязательно в ближайшее время соберемся, для того, чтобы обсудить уже не само место, а концепцию реализации той функции, которую на эту площадку мы стремимся наложить.
И у нас остается много сомнений о том, как все это будет работать. Понимаете, если это свободная площадка для изъявления своего волеизлияния, своих мыслей, то любые ограничения, связанные с проходом на данную площадку, будут восприниматься уже как некоторое сопротивление властей волеизлиянию людей.
Поэтому это накладывается на требование обеспечения безопасности данных площадок. Поэтому мы сегодня фактически, я не побоюсь этого слова, приняли решение, пусть это нехорошее слово такое \"эксперимент\", но на практической работе отработать, как это все будет в реальности действовать.
Хочу сказать, что мы решили сейчас на рабочей группе выступить с инициативой организовать эти две рабочие площадки. И других площадок вроде бы не должно быть. Мы посмотрим, может быть, они не заработают, может быть, будут потребности общества в других местах проведения данных мероприятий.
Мы договорились, что, несмотря на то, что решение принято нами о данных площадках, разработаем регламент.
Мы договорились, что данная рабочая группа, может быть, в каком-то более широком даже составе будет проводить мониторинг того, как эти площадки работают. Такой шаг необходим для того, чтобы в ходе дискуссий, в ходе анализа работы данной формы волеизлияния людей вносить какие-то коррективы как по содержанию самой работы данной площадки, так и по месту ее нахождения.
Но еще раз хочу сказать, что большинство голосов на рабочей группе было высказано за то, что нужно начинать практическую работу в этом направлении, тем более, что законодательство нас интенсивно к этому подталкивает.
Но мы пришли к этому не с голыми руками, как вы знаете. Это было не первое заседание. И думаю, что у нас достаточно желаний, сил и возможностей для того, чтобы эти все потребности, которые у граждан существуют по волеизъявлению своему, реализовать.
Вот основные мысли, которые были материализованы, если так можно сказать, в ходе заседания рабочей группы. И дальше уже будем работать непосредственно на территориях по оборудованию их как соответствующих мест проведения мероприятий.
Несмотря на то, что сказали, что у нас брифинг, я думаю, что, если там где-то 3-4 вопроса таких ключевых будут, то можно ответить, если ведущий не возражает. Я готов ответить. Да, пожалуйста.
А.СЕМЕНЕЦ – «Росбалт»
Вы сказали о том, что принято решение о создании экспериментальных площадок. Когда они могут быть созданы?
А.В.МАЙОРОВ
Для того чтобы они были созданы, мы сейчас подготовили практическое предложение. Оно должно быть дополнено сегодня нормативной базой. Нас закон обязывает до 1 января 2013 года внести изменения в законодательство по проведению массовых мероприятий региональное, для того чтобы это было материализовано. Там есть определенные требования, по которым нужно реализовывать эту задачу.
Эта работа в Правительстве Москвы уже началась, мы начали обсуждение тех предложений в законодательство. И я думаю, что уже в сентябре мы будем выходить на конечные результаты. Я имею ввиду в том числе и с юридической точки зрения, и с практической.
Я же вам сказал, что мы сейчас будем обращаться ко всем структурам, которые должна нам нарисовать это красиво, как это будет выглядеть. Там же нужно предусмотреть очень много различных моментов.
Просто как место пребывания людей там должны быть созданы социально-бытовые условия – это первое.
Второе. Это должно быть место, где было бы удобно работать и журналистам. Да, действительно так, потому что одна из тем, которую мы сегодня обсуждали, - это доступность данного места и интерес к ней прессы. Это было высказано представителями нескольких политических партий. На что мы сказали: пожалуйста, это ваша агитация, для того чтобы на ваши идеи кто-то пришел и их освещал. Это уже от места не будет зависеть.
Мы прекрасно знаем, что за отдельными общественными и политическими деятелями, которые появляются на той или иной территории Москвы, средства массовой информации бегают во всех направлениях, где бы они ни появились.
Поэтому мы считаем, что задача комплексно решить эту проблему и с хозяйственной точки зрения, и с точки зрения создания условий работы всех служб, в том числе и прессы на этих участках, с точки зрения обеспечения безопасности не в традиционном смысле для проведения массовых мероприятий, а именно как площадки для открытого доступа и открытой дискуссии. Ведь мы сегодня говорим не о том, что у нас не работает больше 54 федеральный закон. Это дополнение новое. Есть потребность в этом? Есть.
Есть группа людей, которая не ассоциирует себя ни с одной политической партией и движением, но хотят выступить и заявить о своих мыслях. Другие не хотят общаться с чиновниками, считают для себя оскорбительным согласовывать какие-то свои действия, когда он считает, что он имеет право самостоятельно, где хочет и как хочет выступать.
Так вот, мы определяем, что есть такое место. Пожалуйста, выступайте. А если это будет всем интересно, то придут средства массовой информации и все это доведут до соответствующих не только ваших друзей, единомышленников, но и для более широкого круга людей.
С. ЛАРИОНОВ - Интерфакс
Алексей Валентинович, почему отказали в Лужниках и отказали на Болотной площади? Спасибо.
А.В.МАЙОРОВ
Мы не отказывали никаким площадкам. Мы просто исходили из такой целесообразности на сегодняшний день тех мест, которые можно более или менее органично сформировать.
Лужники. Я не побоюсь этого слово, было достаточно большое спортивное лобби. И имидж данного места – это место для проведения спортивных мероприятий и прочих. И мы когда посмотрели саму территорию и перспективы ее развития, то немножко отказались от этой идее.
Болотная площадь тоже рассматривалась. Я уже вам говорил, что есть такой некий элемент организации самой этой площадки. Например, в законе прописано, что это свободное местоизлияние и все прочее – это первый пункт. Второй пункт читаем: \"В случае, если на одно и то же место одновременно приходят, то соответствующая структура должна урегулировать, кто первый выступает, кто второй\".
И есть мы будем говорить о Болотной площади, то это опять будет чиновник. А если это парк - это независимая структура, администрация, которая не является государственным служащим. И мы даже, я не побоюсь этого слова, по формальному признаку решили отойти от вопросов. Мы их пропишем в законе, а территория парка, пожалуйста. Регламент работы данной площадки, площадки дискуссий, площадки выступлений будет прописан в регламенте работы данного парка. И все будут прекрасно знать и этим делом пользоваться.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
Простите, а Болотная площадь была исключена, поскольку это близость к Кремлю, сами понимаете, как бы на политической волне? Спасибо.
А.В.МАЙОРОВ
Мы решили, я вернусь к тому, с чего я начинал, начать с двух точек, где мы можем поэкспериментировать, где мы можем обкатать алгоритм работы данных площадок
А экспериментировать в центре города на таком уже интересном и знаковом, архитектурном месте, которое уже востребовано жителями города с разных точек зрения, я не побоюсь этого слова, мы просто пока не стали.
Если потребность в новых местах, о чем я уже говорил, будет, то мы к этому вопросу вернемся. Об этом мы говорили и на рабочей группе.
Но сегодня нужно отработать весь механизм работы данных площадок в теоретической, а уже и в практической плоскости там, где мы определились. Считаем, что эти два места наиболее удобно подходят для того, чтобы мы смогли посмотреть, как это будет работать.
Д.МОИСЕЕНКО - РИА НОВОСТИ
Алексей Валентинович, а вы не можете уточнить, правильно ли я поняла, что экспериментальные площадки начнут работать в сентябре следующего года или что-то не так поняла?
А.В.МАЙОРОВ
Нет, нас законодательство ограничивает, что мы должны все действия закончить до 1 января 2013 года. А я говорил о сентябре этого года в плане разработки регламента его, какого-то проекта архитектурного решения, для того чтобы уже можно было предложить мэру Москвы для принятия решения конкретного, я не скажу, что законченное, но уже понятное и ясное место с алгоритмом работы по реализации требований закона, который туда мы закладываем.
Д.МОИСЕЕНКО - РИА НОВОСТИ
То есть это имеется в виду и экспериментальные площадки до конца года.
А.В.МАЙОРОВ
Мы должны организовать эту работу в соответствии с законодательством до конца года.
ВЕДУЩИЙ
Последний вопрос, пожалуйста.
Д.МОИСЕЕНКО - РИА НОВОСТИ
Я уточнить хотела, а на сколько ориентировочно человек они будут рассчитаны, эти площадки? Насколько человек вы рассчитываете в Парке Горького и Сокольниках?
А.В.МАЙОРОВ
Мы посмотрели эти места.
Д.МОИСЕЕНКО - РИА НОВОСТИ
И где это, раз вы посмотрели уже места? Что это за места?
А.В.МАЙОРОВ
Да, мы прошли и парки. Все четыре места, которые мы предлагали, мы заранее обходили, изучали, смотрели. И законодательство от нас требует, чтобы это площадка была не менее, чем на 100 человек, если вы внимательно прочитали закон. И мы предложили, что хотим создать площадку в Парке Горького до 2 тысяч, может быть с небольшим, человек. И в Сокольниках тоже в пределах 2 тысяч. Там место есть такое хорошее. Вот такие две точки до двух тысяч.
Д.МОИСЕЕНКО - РИА НОВОСТИ
Если акция рассчитана на большее количество человек, то они должны подавать заявку?
А.В. МАЙОРОВ
В законе написано, что мы должны устанавливать и предельную численность данного мероприятия. Вот предельная численность будет ограничена вместимостью данной площадки. Если вы хотите провести мероприятие с большим количеством участников, то вы уже просто подпадаете под уведомительную систему, под 54 Закон. Я ещё раз могу вам сказать, что кто-то захочет провести мероприятие, как сейчас на 100 человек, пожалуйста, в другом месте. Но, он уже должен подавать соответствующее уведомление в соответствие с 54 Законом.
Чтобы вы понимали порядок цифр. Только за 7 месяцев этого года у нас поступило заявок на митинги с количеством участников менее 1000 человек, более 250. Это 89% от всех митингов, которые прошли в городе. 89%.
Поэтому данная площадка как раз должна удовлетворить потребности небольших групп людей, в том числе для реализации своих мыслей, которые у них накопились.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
Подано заявок менее какого количества человек?
ВЕДУЩИЙ
Менее 1000.
А.В. МАЙОРОВ
Если говорить в процентном отношении, то митинги, которые с количеством участников менее 1000 человек, было более 250 за 7 месяцев. Это 89% от всех митингов.
ВЕДУЩИЙ
Алексей Валентинович, вы ответили на 5 вопросов, я могу ещё? У коллег ещё есть вопросы.
А.В. МАЙОРОВ
Да, пожалуйста.
Р. ДОБРОХОТОВ
Роман Доброхотов - Slоn.ru
У меня два коротких вопроса.
А.В. МАЙОРОВ
Давайте один, потом второй.
Р. ДОБРОХОТОВ
Хорошо, сначала один. Не получится ли так, что в связи с появлением такой новой свободной площадки будут чиновники всех, кто пытается на более острых площадках проводить небольшие мероприятия, перенаправлять в Гайд-парки? Я просто приведу конкретный пример. Например, я, можно сказать в порядке эксперимента, пытался 2 недели подать заявку на Площадь Революции около памятника Марксу. И мне в префектуре сообщили, что на все выходные дни, абсолютно все часы эта площадка занята другими мероприятиями. И так было две недели подряд.
Во-первых, действительно ли там такая плотность выступления? Я что-то не видел там никаких акций в эти дни. А во-вторых, не будут ли действительно переводить теперь всех в Гайд-парк?
А.В. МАЙОРОВ
Не обижайтесь. У всех пока каша в голове вокруг порядка работы данной площадки. Есть требование 54 Закона, который предоставляет каждому гражданину, желающему провести мероприятие, право подать уведомление на его проведение там, где он это место избрал. Право Правительства, в частности Москвы, согласовать с ним это место, чтобы это не было ущербным для других граждан, которые в городе находятся.
Мы создаем площадку. Проведение мероприятий, которые в рамках всех тех ограничений, о которых мы с вами говорили, и численных, и всех прочих, они не требуют контакта с чиновником. Я думаю, мы создадим сайт, такую дискуссионную площадку, где человек, который захочет сам или с группой своих единомышленников что-то сказать, или провести дискуссию с какими-то своими оппонентами, он её разместит на этом сайте, придет. Этот сайт будет реализован. Ну, например, если будет в парке Горького заключен. И они уже будут знать, что туда придут. И вы будете знать, что туда придут, будут этим делом заниматься. И никакой чиновник к этому делу никакого отношения не имеет. К этому делу будет иметь отношение чиновник, который сидит перед вами, потому что он проинформирует, например, Управление внутренних дел по городу Москве о том, что будет в этом году в этот день больше народа или меньше. В курсе ли они, как они планируют обеспечивать те или иные мероприятия. И всё.
ВЕДУЩИЙ
Вы хотели, давайте, пожалуйста.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
У меня такая же каша в голове, видимо, как и у всех остальных. Я не очень понимаю, если, например, я хочу организовать митинг численностью в 5 тысяч человек, мне же не обязательно идти на площадку в Сокольники, или в парк Горького? И должна ли я буду согласовывать акцию, которую провожу, до 1000 человек или до 2000 человек на тех площадках, о которых вы говорите? Спасибо.
А.В. МАЙОРОВ
Если ваша политическая акция привязана к какому-то конкретному месту, к какому-то конкретному действу, именно к той географической точке в Москве, где вы решили провести мероприятие, если количество участников превышает ту численность, которая будет предоставлена этой площадкой, то вы подпадаете под действие 54 закона, который продолжает действовать. Вы должны написать соответствующее уведомление в Правительство Москвы, и оно будет рассматриваться существующим порядком в соответствие с 54 законом.
Если вы не привязаны к какому-то месту исторически, политически, по какому-то убеждению, но есть потребность высказаться, если вы не хотите общаться с чиновником, потому что нет такой уже потребности, мы её создаем, эту потребность. Вы либо просто приходите, посмотрев на сайт, что там ваши единомышленники, и начинаете с ними работать, либо собираете их.
И на этой площадке, если у вас количество участников менее, чем та площадка, которая вмещает, то вы спокойно проводите там мероприятия. Если у вас количество людей больше, чем вмещает площадка, то вы должны подать уведомление, и мы с вами вместе будем искать другую площадку для того, чтобы она уже реализовывалась по полной работе 54 закона.
Будем говорить, что вы поняли. Есть 54 закон, а теперь есть небольшое исключение из 54 закона, которое само и прописывает это исключение. Одно другое не отменяет. У нас сегодня есть заявительная форма в виде уведомлений, мы выходим, отрабатываем механизм работы на открытой дискуссионной площадке. Пришла группа ребят, которые заявляют себя ассамблеей, которая родилась на определенных бульварах, и говорят: мы ничего не хотим, дайте нам место, мы тихонечко будем там собираться и обсуждать свои проблемы. Нам не нужны ни эти парки, ни эти, ни эти. Мы сами хотим организовываться, мы хотим понять сами в ходе своей дискуссии, какое нам нужно место. Вот это место для них.
Давайте мы поймем, что эта площадка не для больших партий, которые себя уже заявили. Мы должны это четко себе представить. Это площадка для волеизъявления тех людей, которые хотят что-то сказать и не хотят себя ассоциировать с чем-то таким большим и устоявшимся. Может быть так.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо. Последний вопрос. Надеюсь не по процедуре подачи заявки. По теме брифинга у вас вопрос, да? Пожалуйста.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
Хотелось бы узнать следующее. Вот захотели граждане России волеизлияние свое проявить на этих площадках. Механизм согласования. Куда им идти, что писать, подавать, сколько, в какое время они могут туда прийти и волеизлияние свое совершить.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
Кто за безопасностью будет следить?
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
Да, кто будет следить за безопасностью?
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
Если придут больше?
А.В. МАЙОРОВ
Для этого и в порядке отработки всего этого механизма мы и определили две территории двух парков. Там работают охранные структуры, которые работают в тесном взаимодействии с представителями правоохранительных органов. Одна структура, которая будет следить за соответствующим порядком и безопасностью. У нас есть технические средства, которые тоже позволяют следить за безопасностью и всеми прочими возможностями предотвращения различного рода противоправных действий различной направленности.
Для того, чтобы люди куда-то пошли и у них было желание что-то сказать, должно быть обозначено место. Мы его обозначаем.
Если у людей нет желания, ещё раз я говорю, идти на эту площадку, они туда не пойдут. И поэтому мы создали площадку и всем завтра скажем, если у вас что-то есть друг другу сказать, то идите туда и говорите, то это очередная глупость. Это, будем говорить, площадка политических, идеологических дискуссий, потребность в которых сегодня в обществе существует.
В ходе разговоров в одном из издательств, я уж не помню в какой газете, по-моему, в \"Российской\", когда там были достаточно солидные журналисты, они тоже меня спросили по поводу, откуда родилась эта площадка и для чего она нужна.
Я говорю: вспомните, в 60-70-е годы сидели, дискутировали на кухне. Сегодня молодежь не хочет сидеть на кухне. Нужно создать, извините за это сравнение, такую небольшую кухоньку, куда они придут и на открытом воздухе, извините за такой сленг, будут вести дискуссии. Люди вышли из кухни. И получается, что не везде они могут это всё реализовать. Ну, вот это кухня. Та советская кухня, где можно свободно пообщаться, поговорить с единомышленниками, поспорить с оппонентами в таком кулуарном виде.
Может быть, это будет по-другому. Я вам рассказываю один из вариантов своего видения данного процесса. В ходе общения с различными группами граждан, которые в той или иной мере пытаются провести то или иное мероприятие в Москве, я лично вижу, что такие площадки нужны.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
Если охранники пустили на площадку людей, которые решили провести мероприятие без заявки, можно им там остаться? Или все равно нужно уведомлять власти, оговаривать какое-то определенное время?
А.В. МАЙОРОВ
Ну, все общественные мероприятия, любые, даже свободные волеизлияния они имеют свои географические границы. Если мы в Москве не будем праздновать \"белые ночи\" питерские, пока, слава Богу, этого нет, то у нас все действия предписаны, ограничены законом.
Закон предписывает проведение мероприятий общественных от такого времени до такого времени. Площадка дискуссионная реализуется в рамках 54 Федерального закона с его добавлениями. То есть временные показатели остаются.
ВЕДУЩИЙ
Пожалуйста.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
Кроме этих двух площадок в Москве больше нигде не будут проводиться публичные мероприятия? Например \"марш миллионов\" на сентябрь-октябрь? И порядок подачи заявок на Парк культуры и Парк культуры \"Сокольники\", ещё раз, пожалуйста, объясните. Мы не поняли.
ВЕДУЩИЙ
Плохо передали.
А.В. МАЙОРОВ
Рабочая группа, которая сегодня обсуждала вопрос создания площадок для дискуссий и обсуждений рассматривала вопрос создания места для свободного волеизлияния гражданам, которые не должны подавать заявку установленным порядком в соответствие с 54 законом. Такая потребность есть. Есть группа людей, которые не хотят подавать заявки, но хотят вести эти дискуссии. Для того чтобы не было конфликтов с правоохранительными органами и было единое понимание, что люди пришли для того, чтобы спокойно обсудить и поговорить, создаются такие площадки.
Если кто-то хочет провести \"марш миллионов\" с количеством участников 5 тысяч человек, 10 тысяч человек, 60 тысяч человек, то он действует в установленном порядке, который установлен с момента действия 54 закона. Никто этот порядок не отменял. Он подает соответствующее уведомление. Всех интересуют сроки. Не ранее, чем за 15 дней до дня проведения мероприятия. И не позже, чем за 10. И не менее чем за 3 дня до проведения мероприятия он должен согласовать место и порядок его проведения с правоохранительными органами и с властями, в частности, города Москвы.
То есть все процедуры, которые могут быть заявлены на \"марш миллионов\", они будут заявлены и поданы установленным порядком, с уведомлением.
Мы сегодня обсуждали на рабочей группе новую форму работы, которая реализуется без уведомления, но требуется определенный регламент данной площадки для того, чтобы данная структура просто работала.
В хаосе всегда есть тоже направление. Броуновское движение, оно имеет тоже какой-то свой выход, направление. Вот мы создаем направление, а уже движение внутри - это вопрос саморегулирования той общественно-политической структуры, того гражданина, который туда пришел. Мы его не регулируем. Мы создаем условие для того, чтобы он это сделал.
Вот эта рабочая группа вырабатывала площадку, где можно создать условия. Человек или группа граждан придут и будут реализовывать свои взгляды и мысли.
ВЕДУЩИЙ
Алексей Валентинович, большое Вам спасибо, что Вы нам донесли всю эту информацию и просветили по многим положениям.
Коллеги, на этом брифинг наш закончен. Большое вам спасибо за ваше терпение. До новых встреч. Всего доброго.
А.В. МАЙОРОВ
Спасибо.