Информационный Центр Правительства Москвы
10 ноября 2024, воскресенье, 19:11
Пресс-конференции

Пресс-конференция Виктора Двуреченских

11 июля состоялась пресс-конференция Председателя Контрольно-счётной палаты Москвы Виктора Александровича Двуреченских на тему «Результаты работы Контрольно-счетной палаты Москвы в первом полугодии 2012 года».

Пресс-конференция Виктора Двуреченских
Важное:

11 июля состоялась пресс-конференция Председателя Контрольно-счётной палаты Москвы Виктора Александровича Двуреченских на тему «Результаты работы Контрольно-счетной палаты Москвы в первом полугодии 2012 года».

 

Фото

 

Видео

 

Стенограмма

 

 

ВЕДУЩИЙ

Добрый день, дорогие друзья.

Я попрошу вначале уважаемых членов президиума и журналистов отключить мобильные телефоны на период пресс-конференции. Большое спасибо за понимание.

Сегодня мы встречаемся с председателем Контрольно-счетной палаты Москвы Виктором Александровичем Двуреченских. Тема нашей пресс-конференции: \"Результаты работы в первом полугодии текущего года\".

Также в пресс-конференции принимают участие Валерий Борисович Ияшвили - заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Москвы, а также аудиторы Контрольно-счетной палаты Егор Алексеевич Чегринец, Вячеслав Владимирович Литвинцев, Борис Валентинович Киселев и Виктор Даниилович Фабисович.

Я предоставляю слово Виктору Александровичу. Большое спасибо.

 

В.А.ДВУРЕЧЕНСКИХ

Большое спасибо. Добрый день.

Мы впервые в таком составе пришли на пресс-конференцию и, кстати, впервые проводим пресс-конференцию по итогам первого полугодия. Обычно мы привязывали такие встречи с журналистами к каким-либо событиям, а здесь все-таки первое полугодие.

Наша Палата состоит из членов Коллегии и сотрудников аппарата Палаты. Члены Коллегии, которые перед вами сидят - это лица, занимающие государственные должности в городе Москве, то есть такие же как депутаты Городской думы и члены Правительства Москвы. плюс 181 сотрудобщегосударственныеник Палаты. Наша Палата - самая мощная Палата в России и по количеству, и по потенциалу.

Я хотел бы вначале сказать их предметоведение. Я начну слева направо.

Литвинцев Вячеслав Владимирович - аудитор, который проверяет общегосударственные и территориальные расходы,  в том числе все муниципальные образования.

Валерий Борисович Ияшвили в части контрольных и экспертно-аналитических мероприятий проводит мониторинг исполнения бюджета и развития социально-экономической ситуации в городе, организует и проводит внешнюю проверку годовых отчетов об исполнении бюджета, а также фактически координирует всю деятельность по информационному обеспечению Палаты.

Киселев Борис Валентинович контролирует расходы на социальную сферу. Огромный кусок.

Фабисович Виктор Даниилович контролирует расходы на развитие городской среды. Но есть среда искусственная, есть естественная. Все строительство, весь капитальный ремонт, в том числе и дорог, все у Виктора Данииловича.

Чегринец Егор Алексеевич осуществляет контроль за доходной частью бюджета и расходами на развитие городской экономики.

К сожалению, отсутствует у нас в виду отпуска Кузнецов Анатолий Сергеевич. Он контролирует расходы на ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство.

Также присутсвует начальник инспекции, я его тоже представлю - Рябов Игорь Генрихович.

Во вступительном слове я хотел бы остановиться фактически на двух вопросах. Первый вопрос: \"Особенности нашей работы\". И второй вопрос: \"Что в первом полугодии мы сделали?  В чем особенность нашей работы именно в первом полугодии\".

Контрольно-счетная палата - контрольный орган, который насчитывает истории всего 18 лет, мы самая старая Палата. Но, тем не менее, мы в отличие  от других контрольных органов занимаемся не только последующим контролем, но и предварительным. И в материалах, которые у вас есть, вы видите, что большая часть контрольных мероприятий  -  это 15 экспертно-аналитических мероприятий, по которым мы выдали заключения в Правительство.

Правительство не может принять многие документы по расходным обязательствам, пока нет экспертизы и заключения на эти документы от Контрольно-счетной палаты.

То же самое проекты законов, которые касаются расходных обязательств города Москвы, использования собственности: депутаты их не принимают, пока нет экспертизы и заключения Контрольно-счетной палаты.

Вторая особенность нашего органа в том, что объект нашего контроля не варьируется от организации к организации, он один и тот же - это все публичные  ресурсы города Москвы, это бюджеты города Москвы, это  имущество, материальные и нематериальные активы города Москвы. То есть это колоссальный объем работы. Вся земля в городе фактически принадлежит городу, нежилых помещений более 7 млн. кв. метров и огромное количество жилищного фонда.

Мы делаем упор на эффективность расходов. И все наши проверки без исключения мы проводим с целью выявить эффективность бюджетных расходов, выявить неиспользованные резервы, указать на проблемы, для того чтобы  Правительство и депутаты могли принять управленческие решения как путем изменения нормативно-правовых актов, законов, так и в оперативном плане.

И я также хотел бы обратить внимание, что пока ни один орган не занимается госаудитом, но мы используем стандарты, допустим, аудит эффективности. И все проверки проводим с применением этих стандартов.

Также я хотел бы обратить ваше внимание, что мы не надзорный орган, мы не репрессивный орган - мы Контрольно-счетная палата. Компетенция указана в законе. А в чем мы с вами схожие черты имеем?

Наша цель заключается в том, чтобы давать независимый и  объективный материал о качестве управления властью публичными ресурсами, бюджетами и имуществом.

У нас есть весьма важные особенности работы в этом году по сравнению с 2011 годом. Я хотел бы отметить то, что мы впервые работаем по федеральному законодательству. Это закон «О принципах и организации деятельности контрольно-счетных органов   регионов и муниципальных образований». До этого не было федерального закона, он вступил в силу только в конце этого года. Московское законодательство приведено в соответствие с этим федеральным законом. И у нас совершенно новая задача. Мы единственный, кстати, субъект  Российской Федерации, который реализовал в полной мере это полномочие данным федеральным законом.

У нас проводится экспертиза всех нормативно-правовых актов и государственных программ, которые принимаются Правительством.

И у нас в регламенте Правительства Москвы, кстати, мы единственный регион, который это имеет,  есть четкая процедура, какие акты в каком порядке к нам поступают на экспертизу.

Далее я хотел бы обратить ваше внимание, что мы единственный регион,  в котором полностью замкнут внешний контроль. Имеется в виду, что  есть внутренний контроль, его осуществляет орган исполнительной власти, а есть внешний контроль. Наша Палата не входит ни в одну ветвь власти, является государственным органом, который выполняет задачи по закону.

Но при этом я хотел бы обратить внимание, в городе Москве нет муниципальных палат. Федеральный закон нам дал такое полномочие, мы им воспользовались. И по взаимному интересу муниципальных образований нам передали все полномочия по внешнему муниципальному контролю. Мы первый год работаем в таком режиме.

Это очень серьезная, с одной стороны, нагрузка. А с другой стороны, позволяет видеть консолидированный бюджет города Москвы. К сожалению, в других субъектах  Российской Федерации не во всех муниципальных образованиях есть такие контрольные органы, а там, где они есть, они не замыкают цепочку по муниципальным бюджетам.

Дальше я хотел бы сказать, что есть еще одна особенность. Вы знаете про новые территории. Кстати, пример. От Московской области нам передается 21 муниципальное образование, где только в 2 имеются Счетные палаты. И то в городе Троицке это не юридическое лицо из трех сотрудников, а в городе Щербинке это юридическое лицо, но которое только создано.

Мы завтра по приглашению администрации едем открыватьСчетную палату в городе Щербинке. С 19 муниципальными образованиями мы тоже будем заключать соглашение о передаче нам полномочий, потому что иначе там контроль не будет организован.

Я также хотел бы сказать, что, еще одной особенностью этого года является то, что мы начали контролировать государственные программы. Мы единственный субъект в  Российской Федерации, который имеет программно-целевой бюджет, более 90% бюджета расписано в 16 государственных программах. Это тоже накладывает отпечаток на нашу деятельность.

И, наконец, я еще хотел бы сказать, что и в прошлом году, и в первой половине этого года мы фактически выполняли обязательные поручения мэра. В прошлом году они были для нас обязательны, и в этом году, если предложения мэра не противоречат закону, должны быть нами выполнены.

Мы проводили ревизию бюджетных обязательств. Мы ее сегодня фактически закончили, в том числе и в плане пересмотра инвестиционных контрактов, в плане других бюджетных обязательств.

И, наконец, я должен сказать, что с 1 января 2012 года идет реформа бюджетных учреждений. Палата этим занимается во взаимодействии с исполнительной и законодательной властью. И в этом плане я хотел бы обратить ваше внимание, если ты абсолютно независим, ты никому не нужен.

Поэтому наша Палата не обладает властными полномочиями, как и все другие контрольно-счетные органы, но мы при этом выстраиваем такой механизм взаимодействия, когда, соблюдая принцип объективности и  независимости, тем не менее, нарабатываем такие инструменты, которые позволяют, чтобы наши рекомендации и предложения были выполнены. Это очень важно.

И я горжусь, допустим, тем, что по итогам прошлого года 46 нормативно-правовых актов Правительства приняты по результатам наших проверок или изменений в них.

И хотел бы обратить ваше внимание только на то, что наиболее значимыми событиями первого полугодия, я считаю, следующие. Во-первых, только мы имеем полномочия проводить внешние проверки годовой отчетности  всех главных распорядителей, в частности, отчет об исполнении бюджета города Москвы и 125 муниципальных образований.

Это огромная работа, очень кропотливая, иногда и не в радость, потому что это документы, документы, документы, это отчетность. Но эта работа является фундаментом, чтобы сделать вывод по исполнению бюджета за прошлый год.

Второе событие: сегодня на совещании в Думе был рассмотрен вопрос об утверждении закона \"Об исполнении бюджета за 2011 год\". Я там выступал с содокладом в соответствии с законодательством города Москвы, мы представляли заключение. И в основу заключения легли в том числе не только контрольные экспертно-аналитические мероприятия, которые мы проводим в 2011 году и в 2012 году, но и результаты всех внешних проверок годовой отчетности. Мы подтвердили достоверность отчета и то, что закон \"Об исполнении бюджета\" не противоречит закону \"О бюджете\". Это очень важно.

Мы проводили экспертизу и выдали два заключения по изменениям в бюджет 2012 года. Жизнь не стоит на месте, поэтому такие заключения у нас были, мы подтвердили правомерность действия властей и по внесению изменений в закон \"О бюджете\"  на 2012 год.

Из наиболее значимых контрольных мероприятий я хотел бы отметить следующее: мы провели проверку эффективности использования бюджетных средств, на мероприятиях по обеспечению энергосбережения и энергоэффективности. Оно продолжалось больше года, мы его закончили.

Кстати, особенность. Иногда мы можем проводить проверки и больше года. Это особенность, потому что темы очень объемные. Допустим, тема «Энергообеспечение и газоснабжение Москвы», которую курирует Чегринец Егор Алексеевич очень объемна и значима для Москвы. В этой теме мы должны разобраться, к концу года выдать материал.

Также я хотел бы отметить, что мы проводили проверки в сфере переработки и утилизации твердых бытовых отходов, которые поступают из жилого сектора  Москвы.

Таким образом, мы продолжили проверки, которые были в прошлом году по мусоросжигательным заводам.  И мы выработали рекомендацию, с которой согласилась исполнительная власть, что очень приятно.

Сейчас мы закончили изучение темы государственной поддержки семей с детьми, это очень важная тема колоссальной значимости. Что касается социальной поддержки, то у нас в городе достаточно хорошо решена проблема по пенсионерам. Москва гордится, что установлен такой стандарт по пенсиям. Уже четко сформировалась система помощи инвалидам. Но мы считаем, что пора переходить и к третьей категории, которая является залогом будущего – это семьи с детьми. Нас эта тема тревожила, мы ей предметно занимались. И у нас есть свои соображения, с которыми, я думаю, исполнительная власть в той или иной мере согласится.

В своей деятельности, раз уж мы проверяем всех на эффективность, мы сами стремимся быть эффективными. Поэтому мы сделали серьезные преобразования – мы оптимизировали свою структуру, и мы шли к этому не один год. С 11 членов Коллегии мы сократили, по собственной инициативе, до 7 членов Коллегии. И мы сократили персонал на 10 сотрудников. Это не потому, что мы пытаемся соответствовать какой-то моде, тренду, ни в коем случае. Мы просто применяем соверемнные информационные технологии.

Часть вопросов мы передали на аутсорсинг. Это позволяет нам экономно расходовать бюджетные средства и не расширять штат сотрудников, притом что задачи возрастают.

Честно говоря, вступительное слово мое несколько затянулось. Но я хотел о всем этом рассказать, потому что важно учитывать особенности нашей работы, они накладывают отпечаток на план контрольных мероприятий.

Первое полугодие каждый год - это, в первую очередь, годовая отчетность, это исполнение бюджета за прошлый год и это незначительная часть контрольных мероприятий, которые мы успеваем провести в первом полугодии, т.к. основная их часть  приходится на последующее 3-4 месяца. Пожалуйста, какие есть вопросы?

 

ВЕДУЩИЙ

Мы тогда перейдем к вопросам. Наша пресс-конференция была проанонсирована. На наш сайт приходили вопросы, потому я тоже некоторые из них озвучу.

Пожалуйста.

 

С.ВОЛКОВА – \"КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА\"

Виктор Александрович,  такой вопрос. Сегодня очень активно проектируется и строится метрополитен. Суммы там немалые, скажем так, гигантские, если сравнивать с прошлыми годами. Ведутся ли Контрольно-счетной палатой какие-то проверки расходования этих средств и можно ли уже о каких-то результатах этих проверок говорить? Спасибо.

 

В.А.ДВУРЕЧЕНСКИХ

Я хотел бы вам напомнить, что в начале 2011 года мы завершили проверку, которую проводили вместе со Счетной палатой по Транспортному комплексу столицы. И там, в частности, два вопроса по метрополитену подняли. Это вопрос о стоимости километра строительства. Мы посчитали, что его можно снизить, и выдали соответствующие рекомендации, обратили внимание на технологии, за счет чего можно снизить затраты. И Правительство согласилось с этим.

А второй момент. Мы обратили внимание, что доходы ГУП \"Московское метро\", в частности по рекламе, могут быть гораздо выше, что тоже было реализовано Правительством. Безусловно, этот вопрос у нас на контроле. Более того, Московская городская Дума нам дала на этот год обязательное поручение проверить средства на проектирование и строительство метро. Но я хотел бы адресовать вопрос, пользуясь случаем, заслуженному экономисту  Российской Федерации, кандидату экономических наук Виктору Данииловичу Фабисовичу,  который ведет это направление.

 

ВЕДУЩИЙ

Спасибо.

 

В.А.ДВУРЕЧЕНСКИХ

Хотя метро и приоритетное направление его работы, но им не исчерпываются все вопросы, которые он ведет. Все строительство и капремонт у него. Пожалуйста.

 

В.Д.ФАБИСОВИЧ

Начиная ответ на этот вопрос, я бы хотел напомнить, что в конце прошлого года принят ряд государственных программ. Одна из этих программ - это развитие транспортной системы.

В этой программе есть подпрограмма \"Развитие метрополитена\". В этой подпрограмме детально поставлены задачи по развитию этого важнейшего для города вида транспорта.

Я хочу напомнить, какие это задачи. Это строительство и ввод в эксплуатацию 75 км линий в 2012-2016 годах, строительство новых станций на действующих линиях, строительство вторых входов на действующих станциях, формирование новой Солнцевско-Калининской линии метрополитена, строительство участков первой очереди системы экспрессных линий, сооружение первоочередных участков линий Большого кольца. Кроме этого, поставлен ряд задач по модернизации существующей системы метрополитена, включая и сам транспорт, сами поезда. Как вы видите, программа очень широкая, она требует большого количества средств.

Пока в соответствии с постановлением Правительства Москвы \"Об утверждении перечня объектов перспективного строительства Московского метрополитена\" установлено, что в период до 2020 года должно быть построено 43 объекта метрополитена. Под объектами понимаются и новые станции, и тоннели, перегоны и депо электропоездов.

На эти средства выделены пока постановлением, я думаю, что эти средства будут в связи с выходом новой проектной документации только увеличиваться. Пока намечено выделение 145 млрд.рублей на строительство этих объектов.

Мы в начале года по поручению Московской городской Думы начали проверку расходования средств. Хочу отметить, что объекты метрополитена являются очень сложными объектами. Проектирование и строительство их занимает большие периоды времени.

Выделение средств было начато в конце прошлого года и шло в этом году. На некоторых объектах начато строительство. Было продолжено строительство многих законсервированных станций и линий метрополитена.

Но к настоящему времени нельзя говорить о том, что все эти средства в полной мере осваиваются и что это строительство начато широким фронтом. Да, большие работы ведутся, но в основном сейчас ведется проектирование и подготовка к строительству многих объектов метрополитена.

Поэтому, для того чтобы отследить правильность и эффективность расходования средств, принято решение проводить эту проверку в виде наблюдения. И затем в конце этого года, может быть, в следующем году уже проводить полумасштабные проверки тогда, когда освоение средств начнется в полном объеме. Спасибо.

 

В.А.ДВУРЕЧЕНСКИХ

Я хочу тоже добавить. Вы должны понимать, что та задача, которая стоит, никогда не решалась в таком объеме. И даже количество организаций, которые способны на профессиональном уровне строить метро и проектировать, весьма ограничено.

Но даже те организации, которые специализируются на этом, не имели на момент постановки этой задачи достаточно высокотехнологичного оборудования, которое могло бы это осуществить.

Поэтому сейчас главные расходы направлены на то, чтобы все грамотно спроектировать. А эти предприятия соответствующим образом должны подготовиться к такому широкому фронту работ. Работы  начались, но там, где уже рабочая документация есть.

 

К.ТИТОВА   -  ТВ ЦЕНТР «СОБЫТИЯ»

Скажите, пожалуйста, раньше метро у нас в столице строил Метрострой столичный. Сейчас привлекают региональных специалистов.  Например, с привлечением Казанского метростроя как-то суммы уменьшились?

 

В.Д.ФАБИСОВИЧ

Вы знаете,  на все объекты, в том числе на объекты метрополитена,  организации привлекаются на конкурсной основе.  Формируется на основе подготовленной проектно-сметной документации стартовая цена лота, которая является основанием для того, чтобы определить затем с учетом снижения конкурсного стоимость объектов.

И та организация, которая даст лучшие условия для города, в том числе и большее снижение, хотя это далеко не единственное условие, та и выиграет. Привлекают те организации к строительству метро, которые имеют соответствующий опыт работы и соответствующих специалистов.

 

ВЕДУЩИЙ

Спасибо. Пожалуйста, вопросы.

 

Г.ШЕЙКИНА  - \"АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ\"

У меня вопрос к Киселеву Борису  Валентиновичу. Насколько эффективно расходовались средства в прошлом году и в первом полугодии этого года на социальные программы, вообще, на социальную сферу?

Виктор Александрович, Вы упомянули такую программу, как поддержка семей с детьми. Насколько я понимаю, у Вас есть уже какие-то рекомендации, Вы не совсем удовлетворены, как происходит бюджетное расходование в этой сфере. Спасибо.

 

В.А.ДВУРЕЧЕНСКИХ

Тогда я начну, а вы продолжите. По обследованию несколько слов буквально. Я могу сказать, что об эффективности  бюджетного расходования в социальную сферу можно судить с разных позиций, но обязательно нужно видеть  результат.

Есть результат прошлого года, которым Москва гордится, надеюсь так будет и в этом году. Все социальные обязательства выполнены. И такой развитой системы социальной поддержки, как есть в Москве,  больше нигде нет. Но в этом есть и недостаток, мы считаем, что сегодня система требует пересмотра, и, в первую очередь, с точки зрения адресности помощи. Проблема в том, что в такой сильно разветвленной системе очень трудно разбираться даже профессионалам, которые работают в инспекции, а уж гражданин разобраться в ней не сможет.

Она в основном построена по категориям вне зависимости от дохода. Да любой из вас понимает, что часть людей системой не пользуется, потому что им не интересно  носить справки и получать мизерные пособия, к примеру, 100 рублей доплата за телефон. Или, например, 800 рублей на ребенка. Если твой доход несоизмерим с такими выплатами, ты не будешь бегать за этим. Я, например,  двух детей воспитал, никогда не пользовался этой системой, потому что время дороже. Система из-за этого неповоротлива. Кроме того, что люди не знают всех  своих прав на компенсацию, льготы, гарантии, еще и она коррупционна, на самом деле. Допустим, вещи выдают к 1 сентября - комплект малообеспеченной семье или продукты питания к празднику, к примеру. Там, где такие натуральные вещи появляются без учета индивидуальных особенностей, там всегда есть коррупционный фактор.

И еще весь механизм такой неповоротливый. Задумайтесь, если бы мы, все родители и кто имеет детей до 18 лет, взяли бы и одномоментно обратились за теми же пособиями, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами, хотя бы 800 рублей получить на ребенка. Система бы не справилась с этим. Не справилась ни с точки зрения, что денег у них не хватило, а просто не справилась бы с таким наплывом обращений.

У нас детей в семьях больше 1,5 миллиона, а если точно - 1 млн. 578 тыс. детей у нас в семьях. И представьте, 1 млн. 578 тысяч надо обработать и выдать всем пособия. А даже пособий по детям 73 вида компенсаций, льгот, из них 17, по-моему, федеральных, а все остальные московские. И даже с этой проблемой не справится этот механизм.

Мы считаем, ключевой недостаток - это безадресность, назовем так. Мы будем рекомендовать и знаем, что  Правительство с нами согласится, потому что надо пересматривать систему в плане адресности.

 

Б.В.КИСЕЛЕВ

Виктор  Александрович практически все сказал. Я единственное могу добавить, что у  нас идет сейчас проверка эффективности использования государственных средств на поддержку семей с детьми и детей-сирот. Заканчивается она в августе этого года. С результатами этой проверки вы сможете ознакомиться на сайте Палаты. Больше мне и нечего сказать после Виктора Александровича. Спасибо.

 

ВЕДУЩИЙ

Спасибо.

 

В.А.ДВУРЕЧЕНСКИХ

Ясно, что мы будем предлагать пересмотреть программу помощи, чтобы повысить эффективность бюджетных расходов уменьшить, чтобы не было такой путаницы. Все-таки надо привязывать размер помощи к домохозяйству, к семье, надо иметь возможность оценивать имущественное положение семей. Пока такой системы нет.

Представляете, 10 департаментов и органов исполнительной власти занимаются сегодня поддержкой семей с детьми. Это очень много.

 

ВЕДУЩИЙ

Спасибо, Виктор Александрович.

У меня такой вопрос. В Москве начата реформа местного самоуправления. И ежегодно планируется выделять 5 миллиардов. Тема очень интересная, было много дискуссий. Наверняка вы планируете проверять расходование средств. Поделитесь опытом, каким образом это можно отслеживать, как это делать?

 

В.А.ДВУРЕЧЕНСКИХ

Спасибо. Я хочу все-таки передать слово для ответа Литвинцеву Вячеславу Владимировичу. Он уже пятый год непосредственно как аудитор, занимается этой темой, есть результаты. Пожалуйста, Вячеслав Владимирович.

 

В.В.ЛИТВИНЦЕВ

Прежде чем я отвечу на вопрос, я должен сказать, что Палата на протяжении уже нескольких лет  на системной основе осуществляет контроль местных бюджетов. Действительно это практика для России во многом уникальна.

Мы заключили соглашение о проведении внешних проверок еще в 2008 году, реализуемого ежегодно. И Виктор Александрович уже сказал вначале своего выступления, что это такая нудная, скучная бухгалтерская работа, но она в то же время имеет для нас большое значение, поскольку позволяет системно оценить качество управления бюджетными ресурсами на уровне местного самоуправления.

И мы видим, кстати, что по нашим внутригородским муниципальным образованиям, которые  традиционно входили в состав города Москвы и с которыми мы работали, качество управления бюджетными ресурсами из года в год повышается.

Конечно, есть и определенные недостатки. По итогам проверки за прошлый год мы отказали в подтверждении достоверности бюджетной отчетности пяти внутригородским муниципальным образованиям. Я даже их сейчас перечислю: это Метрогородок, Отрадное, Рязанское, Сокольники, Филевский парк.

В прошлом году таких случаев было 10, но в то же время по четырем  из тех, которые я сейчас назвал, такая же ситуация была и в прошлом году. То есть это нам показывает риски для исполнения бюджета. И это дает нам основание спланировать свою контрольную деятельность, и в рамках уже последующего контроля выйти туда вновь с проверкой.

Кстати, и сами муниципальные собрания, рассматривая итоги исполнения бюджета, не могут принять отчет об исполнении бюджета, утвердить его по факту без соответствующего заключения. Поэтому для них очень важно профессиональное заключение Палаты. Так вот, по итогам этой проверки за прошлый год к нам уже обратилось муниципальное собрание «Филевский парк». Они попросили нас провести проверку, мы оперативно провели. И факты нецелевого и неэффективного использования городского имущества и бюджетных средств были выявлены.

Или еще одно муниципальное образование \"Отрадное\", которое также в этом списке было. И то, что в этом году у них опять-таки отказ от выражения мнения, подтверждается и результатами последующего контроля. В прошлом году по просьбе органов исполнительной власти города Москвы из-за некой  конфликтной ситуации, вы провели проверку.

И было выявлено значительное количество нарушений: нецелевое и неэффективное использование имущества и бюджетных средств. Там суммы более 1 млн.рублей. Внешняя проверка исполнения бюджетов, которую мы проводим ежегодно,  нам дает возможность не распылять силы и средства и не выходить без предварительной разведки на проверки. Вообщем, попросту пугать и устрашать муниципальные образования мы не будем.

 

В.А.ДВУРЕЧЕНСКИХ

Перефразируй: не кошмарить муниципальные образования.

 

В.В.ЛИТВИНЦЕВ

Будем выходить на проверки уже целенаправленно и точечно.

А то, что касается заданного вопроса, я скажу, что сегодня в Московской городской Думе как раз рассматривался во втором чтении закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве». Опять-таки речь идет о наших внутригородских 125 округах.

Им предоставлено очень большое количество полномочий. И все эти полномочия адресованы муниципальным собраниям, то есть депутаты муниципальных собраний получают возможность влиять на формирование планов капитальных ремонтов, и контролировать этот процесс, влиять на кадровую политику в части руководителей органов исполнительной власти.

Что касается нашей роли здесь, то уже Виктор Александрович также сказал вначале, мы заключили соглашение со всеми муниципальными образованиями, подписывали соглашения, с одной стороны, председатель Палаты, с другой стороны, председатель муниципального собрания, он же руководитель внутригородского муниципального образования. Нам делегированы все полномочия по внешнему контролю. То есть профессиональных органов, которые бы могли контролировать выполнение тех или иных полномочий, у муниципалитета сегодня нет. И если возникнет такая необходимость, у них есть возможность выйти на проверку в этой области.

Другая сторона вопроса. Все-таки все деньги будут расходоваться по линии управ. И мы ежегодно проводим такие проверки вместе с коллегами из аудиторского направления, которые контролируют расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. Конечно, выделяемые 5 миллиардов будут находиться под контролем.

 

ВЕДУЩИЙ

Спасибо.

 

К.ТИТОВА   -  ТВ ЦЕНТР «СОБЫТИЯ»

Скажите, хотя вы  и не надзорный, и не репрессивный орган, как только что вы заявили, однако контрольными мероприятиями охвачено 419 организаций, выявлено неправомерное, неэффективное использование   почти на 50 млн.рублей, 40 материалов направлено в органы Прокуратуры и возбуждено 3 уголовных дела. Скажите, пожалуйста, по поводу кошмарить - кошмарили кого в основном?

 

В.А.ДВУРЕЧЕНСКИХ

Если соотнести все эти нарушения с объемами бюджета, то даже на этом фоне все-таки процент недостатков не такой большой, но дело не в этом. Вы должны понимать, что специфика нашей деятельности такова, что мы проверяем в 2011 году, как правило, не средства 2011 года. Потому что, пока нет отчетности хотя бы квартальной, мы не можем проверить то или иное расходование бюджета.

Поэтому в 2011 году мы проверяем, если проверка заканчивается к концу года, то мы можем только 9 месяцев проверить к концу года. И, как правило, в 2011 году проверяя, мы проверяем 2010, 2009, 2008 годы. Эти все нарушения и недостатки 2008-2009-2010 годов. В 2012 году будет проверена часть средств 2012 года, но будут проверены и средства 2011, 2010, 2009 годов. То есть мы работаем по трехгодичному циклу.

Поэтому мы фактически смотрим 3 бюджета, то есть нарушения и недостатки относятся даже не к одному бюджету, а к трем бюджетам. Это первое.

Второе. Мы упор делаем на эффективность расходов. Но если обнаруживаются факты нецелевого и незаконного использования средств, мы в соответствии с соглашением со всеми силовыми структурами, в первую очередь с Прокуратурой,  направляем наши результаты проверок в правоохранительные органы.

Зачастую и правоохранительные органы запрашивают у нас материалы. Наши материалы активно используют правоохранительные органы для того, чтобы  в том числе возбудить уголовные дела.

На момент выпуска отчета было возбуждено и велись 3 уголовных. На самом деле, возбуждается уголовных дел гораздо больше, но они, к сожалению или к счастью, закрываются.

Поэтому даже статистика говорит, я знаю, что  у нас 15  уголовных дел возбуждалось по нашим материалам в прошлом году, но к моменту издания отчета у нас 3 было в процессе. Поэтому мы не кошмарим, мы упор делаем на эффективность, на то, чтобы подсказать, как более эффективно расходовать средства. По данным, которые Вы приводили, по-моему, 15 миллиардов нарушений за 3 бюджета, а 30 с лишним миллиардов неэффективного использования средств. Неэффективно - это не нарушения, это недостатки.  Это значит, что есть резервы, для того чтобы добиться лучшего результата при этих же деньгах или этот же результат за меньшие деньги.

 

К.ТИТОВА   -  ТВ ЦЕНТР «СОБЫТИЯ»

Перечислите, пожалуйста, в каких сферах больше всего нарушений?

 

В.А.ДВУРЕЧЕНСКИХ

Больше всего нарушений, естественно, там, где больше всего денег: строительство и ЖКХ.

 

ВЕДУЩИЙ

Да, Евгений, пожалуйста.

 

Е.КАЛИНИН - \"МОСКОВСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА\"

У меня уточнее к вопросу Кристины. Скажите, в последнее время наблюдается интенсификация в реализации многих проблем, в частности, строительстве, ЖКХ, реконструкции.  А за счет чего вы справляетесь с возросшими объемами? Какие вы силы дополнительные привлекаете?

 

В.А.ДВУРЕЧЕНСКИХ

Спасибо за такой вопрос, потому что во вступительном слове все не скажешь. Но дело в том, что 1,5 триллиона бюджета и огромный кусок имущества проверить возможности нет, если экстенсивным путем идти сил не хватит. Вы  сами это понимаете, да. И такой задачи в принципе перед нами не стоит.

Мы все-таки действуем выборочным методом. И Вячеслав Владимирович рассказывал на примере местных органов. Тоже самое относится ко всем средствам и имуществу, которые мы проверяем. Мы оцениваем риски, которые существуют, и выборочным путем действуем.

Допустим, Дмитрий Даниилович говорил о метро. Сейчас мы проводим предварительный этап. Изучаются все контракты по метростроению, выясняются факторы риска, они анализируются. У нас создана мощная система в Палате. Благодаря труду Валерия Борисовича и Информационно-аналитической инспекции, у нас созданы программно-аппаратные комплексы в Палате, которые позволяют обрабатывать огромные потоки информации с различных информационных систем. Если, допустим, говорить о метро, это и данные по подземелью, по геоподоснове, это и данные по финансированию, это данные Департамента строительства по контрактам, которые заключались в соответствии с федеральным законодательством. Мы все  это обобщаем, смотрим и выходим с проверкой только туда, где есть риски, которые мы оцениваем. Мы не можем проверить все контракты, и такой задачи не ставим.

То есть  мы используем информационные технологии, мы используем стандарты, которые позволяют определять риски, и плюс к  этому у нас выстроено взаимодействие с другими контрольными и  правоохранительными структурами.

У нас есть правило. Внешний контроль отличается от внутреннего еще и тем, что мы не имеем права проводить контрольные мероприятия, если мы не ознакомимся и не дадим оценку системе внутреннего контроля.

Хочу напомнить, что в Департаменте строительства, как и в других департаментах существует система внутреннего контроля. У них есть контрольные подразделения, которые осуществляют проверки. Мы их материалы запрашиваем, анализируем и принимаем решения проводить проверки или нет.

В итоге мы решаем две эксклюзивные задачи в обязательном порядке: мы готовим заключение на исполнение бюджета, то есть подтверждаем исполнен ли он в соответствии с законодательством, и мы готовим заключение на проект экспертизы бюджета на следующий год. Это наши эксклюзивные задачи, которые  отличают нас от всех других контрольных органов.  Никто это больше не делает и не имеет права делать. Мы даем таким образом даем не оценку Правительству, а даем материал для законодателей, чтобы они оценили Правительство по исполнению бюджета. В этом заключается наша ключевая роль. Мы с вами определенной мере коллеги. Мы даем объективную информацию. Вот наша главная задача. Под нее мы все и строим.

Ответил на Ваш вопрос или нет? Спасибо.

 

ВЕДУЩИЙ

А можно мне дополнительный вопрос, немножко расширить? Раз полномочия растут, то кто-то должен следить за новыми территориями. Кто будет это делать, будет какая-то должность, или кто-то будет выделен? Вы в четверг едете осматривать новые территории, приглашаете коллег посмотреть?

 

В.А.ДВУРЕЧЕНСКИХ

Прямо в точку попали.  Мы с членами Коллегии 1 июля приняли новое штатное расписание. У нас обсуждали вопрос, как нам поступить. То ли создать отдельную инспекцию по новым территориям, то ли усилить ту инспекцию, которая традиционно занимается у нас местными бюджетами.

Решение нам далось достаточно трудно. Мы с Вячеславом Владимировичем объехали все муниципальные образования, все территории и убедились, что на данном этапе с учетом обеспеченности деятельности Палаты мы можем справиться, не создавая нового подразделения.

Сейчас мы  заключаем соглашения с 19 муниципальным образованиями  и соглашение о сотрудничестве с двумя Палатами. Подразделение, которое занимается местными бюджетами, у нас самое большое. У Вячеслава Владимировича в подчинении Инспекция, которая насчитывает 27 сотрудников. Для справки вам скажу,  у подавляющего большинства контрольно-счетных палат регионов Российской Федерации, штат меньше 27 человек.

Если нам практика подскажет иное решение, мы можем создать и новую инспекцию на территориях, тем более специалисты там есть.  А сейчас мы привлекаем, в частности, специалистов из аппарата Московской области, для того чтобы лучше знать нормативно-правовую базу, которая отлична от московской.

Например, в области строительства сейчас 2-3 сотрудника к нам придет, мы уже провели собеседование, сейчас объявляем конкурс на замещение вакантных должностей.

И привлекаем специалистов из регионов. У нас, кстати, идет обмен специалистами. У нас очень многие сотрудники приобрели опыт, когда работали с местными бюджетами в различных регионах  Российской Федерации.

 

ВЕДУЩИЙ

Спасибо.

\"Тверская, 13\" хотела вопрос задать. Пожалуйста.

 

В.БОВАЕВА – «ТВЕРСКАЯ, 13»

Вы сказали о том, что больше всего нарушений в системе ЖКХ и строительстве. Скажите, пожалуйста, на основании последних проверок улучшается ли эффективность использования средств, ведь сейчас в городе проводится очень много программ по благоустройству и ремонту подъездов, дворовых территорий.

 

В.А.ДВУРЕЧЕНСКИХ

Я, наверное, начну отвечать, но потом передам еще слово начальнику инспекции Игорю Рябьеву, который представляет аудиторское направление.

Мы эти вопросы действительно держим под контролем. На капитальный ремонт отпущены огромные средства, не сопоставимые ни с одним регионом. Плюс в разы увеличился объем средств, выделяемых на благоустройство дворовых территорий. Безусловно, мы это все контролируем.

Но, на самом деле, улучшилось - не улучшилось, должно, наверное, измерять население.  Конечно, больше всего писем нам пришло по темам капитального ремонта, и по тому, что связано с парковками, дворами, тарифами на жилищно-коммунальные услуги.

Я считаю, что, если вы видите благоустроенный двор, тогда можно говорить о том, что средства израсходованы эффективно. И если мы видим, что капитальный ремонт дает свои плоды,  в частности, энергоэффективность повышена, комфортность проживания повышена и даже внешний вид домов изменяется, то это тоже свидетельствует об эффективности расходования денег.

О более конкретных результатах расскажет Игорь Рябьев. Пожалуйста.

 

И.РЯБЬЕВ

Наша инспекция занимается контролированием расходов на городское хозяйство. В частности, мы проводим проверки средств, выделенных как на проведение капитального ремонта в жилых домах, так и на благоустройство дворовых территорий.

Хотелось бы отметить, на дворовые территории дополнительно выделялись  средства, начиная с 2011 года: в 2011 году более 16 млрд.рублей, в 2012 году более 11,5 млрд.рублей.

Эти средства в купе со средствами, направляемыми ежегодно на содержание дворовых территорий, были направлены на то, чтобы улучшить характеристики дворовых территорий, улучшить среду обитания. Все средства распределялись по 10 округам в городе Москве. И в округах перераспределялись между районными управами. В итоге получателями и заказчиками работ выступали ГУИСы районов.

 

В.А.ДВУРЕЧЕНСКИХ

Назови правильно, развернуто.

 

Д.РЯБЬЕВ

Государственные учреждения и инженерные службы районов города Москвы.  Они проводили соответствующие конкурсы, они заключали договоры с подрядчиками и они же принимали работы у подрядчиков. Соответственно большие средства  распределялись среди более 123 получателей бюджетных средств.