Пресс-конференция Исаака Калины
27 июня состоялась пресс-конференция Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования города Москвы Исаака Иосифовича Калины на тему: «Об итогах 2011/2012 учебного года и задачах на новый учебный год».
27 июня состоялась пресс-конференция Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования города Москвы Исаака Иосифовича Калины на тему: «Об итогах 2011/2012 учебного года и задачах на новый учебный год».
Стенограмма
ВЕДУЩИЙ
Уважаемы коллеги!
Сегодня мы проводим пресс-конференцию Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования Исаака Иосифовича Калины на тему: «Об итогах 2011/2012 учебного года и задачах на новый учебный год».
И.И. КАЛИНА
Добрый день, уважаемые коллеги.
Сегодня мы подведем итоги 2011/2012 учебного года и обсудим задачи на новый учебный год.
За прошедший период система столичного образования столкнулась с задачами, которые мы условно называем антикризисными.
Первая антикризисная задача – это очереди в детские сады. В настоящее время у нас нет резкого роста очередей в дошкольные учреждения по той простой причине, что, во-первых, почти 40 тысяч уже стояло в очереди. И разность между детьми, рожденными в 2008-2009 году, которые шли в это время в детский сад, и теми, которые выпускались из детского сада, рожденные на 4 года раньше, была тоже почти 40 тысяч. И если бы в этот период не были приняты антикризисные меры, то очередь могла бы составлять почти 80 тысяч человек.
На сегодня очередь детей москвичей, по которым нам предстоит решить до 1 сентября задачу, - это практически несколько сотен человек, точнее 337, в двух районах города. Это, к сожалению, \"Куркино\" - очень тяжело решаемая территория. Думаю, все жители Москвы знают причины. И ещё один у нас такой район, который в народе называется \"Ходынка\". Там тоже достаточно сложная ситуация с дошкольными учреждениями. Но это уже две точечных проблемы, по которым сейчас за оставшиеся месяцы мы пытаемся найти решение.
Ещё раз говорю, что это 300 человек, что явно с теми 80 тысячами, которые, если бы не были приняты антикризисные меры, сегодня бы были бы у города. Поэтому, в какой-то мере, мы считаем, что данная задача была решена.
Вторая задача, которая тоже явно антикризисная - это \"костры 1 апреля\". Я их так условно, в кавычках прошу обозначить. Но, к сожалению, и в 2010-м, и в 2011-м году мы сталкивались с тем, что 1 апреля люди стояли ночами перед школами. Причем, самое интересное, что перед разными школами: и перед повышенного спроса, и перед обычными. Потому что, у испуга глаза велики, так, кажется, говорят. Люди спешили ночью занять место, и всю ночь горели костры 1 апреля.
В этом году, 2012-м, по-моему, город 1 апреля не заметил, потому что когда всё нормально, то и не должны никто замечать. Сегодня комплектование первых классов давно завершено. Есть несколько сот человек, которые приезжают в город, встают в очередь и их спокойно всех устраивают.
Следующая задача это борьба с поборами. Не секрет, я думаю, что самое большое количество обращений по этому поводу - это, конечно, было у нас на сайте департамента, в личных встречах, с родителями. И то, что сегодня количество таких обращений резко уменьшилось, и встречи с родительским сообществом говорят, что оно уменьшилось объективно, хотя трудно пока сказать, что ликвидировано до нуля. Это мы считаем тоже большим и серьезным результатом прошедшего учебного года и тех мер, которые принимались.
Да, я не скрою, с немалым количеством руководителей образовательных учреждений пришлось расстаться там, где была подтверждаемая информация о существовании подобных вещей. Боюсь, что это ещё не конец борьбы с поборами. Но то, что их количество резко снизилось, это сегодня факт и факт очень, мне кажется, нужный и полезный москвичам.
Я с удовольствием прочитал анализ в Интернете, когда было написано, что на подарки учителям к выпускному вечеру в Москве в этом году собирают меньше, чем в провинции. Я думаю, очень хорошо, что мы теперь не рекордсмены по этим понятиям. Наверное, этому способствовало решение другой антикризисной задачи - это уровень заработной платы учителей и, особо хочу подчеркнуть, директоров.
Не секрет, что год назад средняя зарплата учителей по городу была 37 с небольшим, а сегодня она по новой системе колеблется из месяца в месяц, но держится всё время на уровне от 52 до 56 тысяч рублей.
Последний проверенный месяц - это май, июнь мы ещё пока не можем говорить, май, если я правильно помню, 55 тысяч рублей. У нас сегодня средняя зарплата держится по 5 месяцам на уровне 55 тысяч рублей учительская. И я напомню, что у нас действует правило, что директор школы, если в пределах 15,1% укладывается оплата труда его и его заместителей, то он может получать зарплату утроенную по отношению к средней зарплате учителей. Поэтому если в школе нормальная структура штатного расписания и администрация не заходит в фонд оплаты труда учителей, а она не может зайти в фонд оплаты труда учителей, то у директора, соответственно, вот, умножьте 50 тысяч на 3 - это сегодня вполне нормальная зарплата директора московской школы. И мы не считаем, что это что-то слишком большое. Потому что объем работы, ответственность, которая теперь лежит на руководителе образовательного учреждения, она точно стоит этих денег.
Пятая антикризисная задача, которая, считаю, была решена в этом году, - это современное оснащение школы. Не секрет, что где-то лет 5, по-моему, это Алексей Львович уточнит, массовых поставок компьютеров в школы Москвы не было. И начиная с этого учебного года пошли массовые поставки. Причем, что нам кажется особо приятным, не только ученики, но сегодня и все учителя-предметники обеспечены за счет бюджета города Москвы персональными ноутбуками. Это делает их активными сторонниками новых форм, новых методов образования. А через них, естественно, и наших школьников.
Шестое, что было необходимо изменить - это, конечно, количество правонарушений среди несовершеннолетних. Я специально не говорю среди обучающихся. Потому что к нашему, я считаю, стыду, система образования в прошлые годы ... Очень большое количество правонарушений приходилось на не обучающихся детей. Я так понимаю, что в связи с тем, что школы критиковали за правонарушения, то они старались избавиться от тех детей, которые потенциально эти правонарушения могли совершить. И эти дети нигде не учились и совершали массово правонарушения.
Сегодня у нас количество правонарушений среди не обучающихся несовершеннолетних сократилось, если точно вспомнить, по-моему, где-то в 33 раза. И вы понимаете, что это не только и не столько потому, что не обучающиеся перестали совершать правонарушения, а потому, что не обучающихся в этом учебном году становится всё меньше и меньше. Новая система финансирования, не скрою, она, конечно, мотивирует образовательные учреждения ни в коем случае не стремиться избавляться от какого-либо ученика, стараться всё свое педагогическое воздействие использовать полностью. При этом там в 30 с лишним раз сократилось количество правонарушений среди не обучающихся детей, количество правонарушений среди обучающихся, несмотря на значительный рост контингента, не увеличивается, даже немного уменьшается.
Я к этому же ряду отнес бы результаты выпускных вечеров. Наконец-то, первый год мы получили выпускные вечера, по которым нет замечаний. Наши коллеги из Управления внутренних дел, из здравоохранения, вчера на нашем Межведомственном координационном совете сказали нам огромное спасибо за то, что наши выпускники не совершили никаких противоправных действий на выпускном вечере, что ничего нарушающего порядок не совершали. К сожалению, родителей мы не всех воспитали. Один родитель у нас, всё-таки, нарушил. Я думаю, это не очень важно, родитель не государственной школы и один, но, нарушил, всё-таки. Наши школьники, я считаю, показали на выпускных вечерах значительный рост культуры и, в общем-то, соблюдение порядка.
Не могу не сказать о седьмой задаче, которую тоже считаю антикризисной. Это низкая активность участия общества в управлении, с которой мы столкнулись год назад. Сегодня же активность общества, в том числе через формирующиеся управляющие Советы образовательных учреждений, достаточно высока. При этом, как мы понимаем, активизация участия общества выявила многие вещи, которые раньше были скрыты. И одновременно с позитивом мы имеем много негативных фактов. Я не считаю, что это плохо. Уверен, что это очень хорошо, потому что не выявленный негатив всегда остается негативом, ещё размножается, а выявленный негатив устраняется. И мы будем и далее поддерживать всеми доступными и законными методами активизацию участия общества управлением в системе образования.
Хочу пригласить всех 7 июля к нам в 11 часов. Я напоминаю, что каждую первую субботу месяца в 11 часов у нас в актовом зале департамента проходят городские родительские собрания. Это уже, к счастью, стало системой. И очередное родительское собрание у нас посвящено работе Управляющих советов в образовательных учреждениях. Мы надеемся, что разговор будет достаточно интересный, острый. И, самое главное, полезный. То, что сегодня резко активизировалась общественность в управлении образовательными учреждениями, мы отмечаем, как результат данного учебного года.
И ещё одну задачу обозначу из таких антикризисных. Это отсутствие объективных данных об учебных результатах очень многих школ. О чем я говорю? Объективные данные - это данные, конечно, внешние, когда не сама школа говорит, что у нас все замечательные ученики, а когда есть внешнее измерение, внешние результаты. И, к сожалению, когда мы столкнулись с необходимостью выстраивания рейтинга по учебным результатам, то оказалось, что у очень многих школ никаких этих внешних результатов, кроме обязательного ЕГЭ, и нет. Ни участия в Олимпиадах на достойном уровне, ни участия в диагностиках городских, которые проводит Московский Центр качества образования, не было. И таких школ было просто сотни.
В этом учебном году в 5,5 раз увеличились заявки школ на проведение независимой городской диагностики. В полтора раза выросло количество школ, учащиеся которых стали победителями и призерами Всероссийской Олимпиады от города Москвы. И я надеюсь, Алексей Егорович чуть подробнее потом об этом расскажет. Ну, а самое главное, не осталось в городе ни одной школы, чьи бы учащиеся не имели возможности участвовать во Всероссийской Олимпиаде на школьном уровне, что, к сожалению, имело место раньше.
И поэтому появление такой открытости к внешним измерениям результатов учебной деятельности - это и есть, я считаю, одно из главных достижений прошедшего учебного года, потому что сегодня объективная картина результатов работы каждого образовательного учреждения становится всё более доступной родителям, учителям этой школы, как ни странно. Зачастую и учителя не до конца представляли и не могли сравнить свои результаты с результатами других школ. Сегодня возможность получить внешне объективную оценку качества образования в данном образовательном учреждении, возможность сравнить себя с другими учреждениями, является очень мощным мотивирующим фактором в развитие каждого образовательного учреждения. И дает возможность без каких-либо административных воздействий поднимать уровень работы этих образовательных учреждений.
Те же задачи, которые решались в порядке функционирования развития, они, по-моему, хорошо всем известны. И если будут по ним вопросы, мы постараемся ответить. А я просто попытался вычленить те задачи, которые, что называется, создавали ситуацию предкризисную, а иногда и кризисную, и рассказать, как они решались.
Я просил бы Алексея Львовича немножко дополнить по некоторым вещам, пожалуйста.
А.Л. СЕМЕНОВ
Большое спасибо. Ну, я хотел бы сказать, что здесь в разряде антикризисных мер прозвучали слова о наших результатах в олимпиадах. Надо сказать, что такой принцип, что каждый школьник должен иметь возможность принять участие в интеллектуальных соревнованиях, а для этого каждая школа должна эту возможность обеспечить и проинформировать школьника, это очевидная позиция. Тем не менее, эти простые принципы как-то так забывались и не замечались в течение многих лет. И Исаак Иосифович просто эту твердую задачу перед нами поставил, перед всем образованием города, как ряд других задач, которые Калина так ясно формулировал.
Нужно отметить, что есть такие школы, где нет школьников. Это не важно, каждая школа должна объявить школьникам, что они имеют возможность. И, действительно, так получилось, что все школы нашли школьников. Не то, что это была кампания какая-то, ставили двойки тем, кто не пойдет, или учителей не аттестовывали, нет. Просто было сказано: давайте, ребята, примите участие. И такое участие действительно началось.
Но то, что тоже уже упоминал Исаак Иосифович, не только массовость у нас принципиально выросла, сейчас я могу даже цифры эти произнести, они у меня есть под рукой, но и высший эшелон, то, что мы называем. То есть, с одной стороны мы получили большее число участников, 350 тысяч, что более чем на 20% превосходит предыдущий год, значительное количество. 350 тысяч детей решили прийти в свое не рабочее, не учебное время, чтобы порешать задачки, провести какие-то опыты, что-то там посочинять, и так далее. И с другой стороны, у нас в полтора раза, до 126, возросло количество школ, ученики которых стали победителями или призерами заключительного этапа. Вот этот рост числа школ, из которых мы получили призеров, очень неожиданный.
Казалось бы, откуда берется победитель Всероссийской Олимпиады? Мы говорим: есть долгая традиция, это особые школы, это лицеи, гимназии, где есть выдающиеся учителя, они их готовят. И вдруг, оказывается, что в нашем резерве было более 40 школ, из которых раньше не было этих победителей, а теперь они появились. Это такие неожиданные результаты действительно связаны с очень большим комплексом мероприятий. В том числе и такие прямые вещи, как рейтинг школ. То есть учитель начинает думать, а, всё-таки, может быть, послать на городскую Олимпиаду вот такого Васю Иванова или какого-нибудь Артема Абрамовича. Давайте попытаемся дать ему шанс. И этот шанс работает.
Вот это принципиальный сдвиг в направлении демократизации системы образования, то, что когда-то в прессе говорилось: плохо относятся к лицеям и гимназиям. Оказалось, что неплохо относятся. Оказалось, что плохо относились не к лицеям и не к гимназиям. Вот что мне хотелось бы отметить.
Я не знаю, ответил ли я на всё, что надо было, но это мне кажется принципиально важным.
Е. НАСЫРОВ - \"Московские новости\"
Исаак Иосифович, сколько школ в Москве сейчас объединяются? Были какие-то цифры про 500-700.
И.И. КАЛИНА
Значит, коллеги, на сайте департамента расположена вся точная информация, вплоть до адресов школ, которые объединяются, про которые кто-то пишет, что они объединяются, а они не объединяются. Поэтому, если можно, Евгений, я не буду тратить время ваших коллег на то, что есть на сайте департамента. Там абсолютно выверенная информация, достоверная. И пересказывать её я не вижу смысла.
Е. НАСЫРОВ - \"Московские новости\"
Ну, насколько я помню, там несколько сотен.
И.И. КАЛИНА
Я готов отвечать, Евгений. Мне жалко время наших коллег. Я думаю, что коллеги, приходя на пресс-конференцию, задают вопросы о том, о чем мы, к сожалению и к стыду нашему, не оповещаем журналистов, общество, и этого нет у нас на сайте. То, что есть на сайте, я думаю, вы просто спокойно там посмотрите.
Е. НАСЫРОВ - \"Московские новости\"
И уточняющий вопрос. В чем смысл такого массового объединения, зачем это делается?
И.И. КАЛИНА
Вот за этот вопрос спасибо, очень хороший.
Первое. Давайте я отвечу формально сначала, а потом неформально, если вы позволите. Значит, формальный ответ заключается в следующем. Укрупнение учреждений образования в городе Москве идет примерно, если я правильно помню, где-то с 2005 года, даже раньше. По 2005 у меня есть статистика. И каждый год определенное количество школ объединялось, создавались комплексы. Всем хорошо известен комплекс Ефима Лазаревича Рачевского, такой типичный образец очень успешного учреждения для всех без отбора какого-либо учащихся, дающегогромные возможности выбора.
Почему ускорился этот процесс в данном учебном году? У меня есть несколько гипотез, я говорю гипотез, потому что инициирование этого процесса по определению может идти только от самих образовательных учреждений. И сказать сегодня за каждое учреждение, почему они решили объединяться, наверное, было бы самонадеянно. Это надо спрашивать у руководителя, у управляющих советов каждого образовательного учреждения. Такая инициатива началась ещё в прошлом году. И началась она, я думаю, потому, что были введены новые правила финансирования, которые впервые показали образовательным учреждениям, что их финансирование не зависит от количества работающих, от количества учреждений. Что финансирование зависит только от одного параметра - количества учащихся в этом учреждении.
И, значит, при объединении не произойдет то, что происходило раньше. Что объединяющиеся учреждения теряли что-то в штатном расписании обязательно. Раньше было два директора, стал один. Было 12 завучей, стало 5. И тогда потеря в штатном расписании моментально уменьшала финансирование. И поэтому с точки зрения сохранения финансирования, или, точнее, страха потерять его, люди не использовали эту возможность.
С 22 марта 2011 года, когда было принято Постановление ПП86, стало ясно, что, объединяясь, люди объединяют только возможности и ничего при этом не теряют. Финансирование комплекса равно сумме финансирования каждого образовательного учреждения. И этот уход страха потерять финансирования при объединении стал, наверное, тем пусковым крючком, который позволил администрациям и управляющим советам школ пойти на этот шаг.
В прошлом году при департаменте была целая комиссия, там было очень много людей, профсоюзы участвовали. И мы рассматривали программы объединения каждого образовательного учреждения. И пропустили, если я правильно помню, всего процентов 20. Остальных мы отклонили. Люди на нас жаловались, что мы не разрешаем объединение. Тем самым не даем им построить более эффективное учреждение. Но, если мы видели, что не все вопросы проработаны, мы возвращались.
В этом году такой комиссии при департаменте мы не создавали. Потому что все эти вопросы за год были достаточно серьезно отработаны. И мы это доверили самим образовательным учреждениям, хотя, конечно, окружные управления ... Ну, без их письма мы тоже не принимаем решение. Поэтому формально, для слияния образовательных учреждений необходимо решение администрации, решение управляющего совета. И не возражение окружного управления. Только в этом случае департамент принимает решение об объединении.
Если же у нас даже на поступившие документы оказывается достаточно большое количество каких-либо обращений, где нас просят дополнительно рассмотреть, то сам департамент ничего рассматривать не может. Потому что решение находится в руках администрации школы и управляющего совета. Мы в таких случаях просто возвращаем назад эти документы с просьбой ещё раз администрации школы и управляющему совету рассмотреть с коллективом, с родительским сообществом этот вопрос. И если мы получаем повторное обращение, то тогда, конечно, мы уже принимаем решение. Если не получаем, значит, люди задумались, и будут дорабатывать свои решения.
Вся подробнейшая информация по данному вопросу, включая все обращения к нам, перечислена. Я должен сказать, что 90% обращений проходят по тем учреждениям, документов по которым в департамент не поступало. Превентивно, наверное. Кто-то беспокоится о своей директорской должности, кто-то беспокоится ещё о чем-то превентивно. Но, это формальный ответ.
Теперь не формальная часть. Естественно, что у солидного образовательного учреждения солидная образовательная возможность. Причем это возможности и для школьников, потому что резко расширяется спектр выбора в таком учреждение у учеников. Особенно при переходе в старшую школу, когда входит профильное обучение. Во всех многокомплектных школах, естественно, многопрофильное обучение. Есть возможность выбора иногда из 12, из 15 профилей, иногда и больше. И, естественно, что в малокомплектной школе (мне, вот, стыдно, что я на территории Москвы употребляю термин малокомплектная школа, но, к сожалению, это очень объективный термин для многих школ Москвы) как правило, одно- или псевдо двухпрофильное обучение. Я говорю псевдо потому что, как правило, там просто создали, скажем, математический профиль, и взяли туда тех ребят, которые задачи умеют решать, ну, а тех, кто не умеет хорошо задачи решать, ну, назвали гуманитарный профиль, да, не обидятся на меня журналисты.
Поэтому многокомплектная, особенно старшие школы - это школы многих возможностей, это школы многопрофильные, это школа, где, в самом деле, у ученика есть выбор. А для учителей многокомплектная школа тоже намного выгоднее. Потому что в такой школе у любого учителя есть полноценная нагрузка, а не так, как в малокомплектной школе у учителя физики 11-12 часов, и он вынужден бегать по соседним школам. В многокомплектной школе есть возможность даже образовать что-то типа кафедры учителей физики, учителей химии, когда их общение между собой, профессиональное общение, полезно и им, а через них и ученикам.
Поэтому у многокомплектной школы гораздо больше возможностей для реализации потребностей учеников и для реализации возможности учителей.
Нас тут на прошлом Наблюдательном Совете сильно критиковала наша общественность, которая сказала, что департамент неправильно себя ведет. Он должен инициировать и обязывать сливаться те школы, в которых низкое качество образования, а департамент за этим наблюдает со стороны и только подписывает те документы, которые ему принесли. По-человечески я их понимаю. Потому что в этих школах обучаются дети, которым нужно более качественное образование, и ждать, когда администрация их школы решится на этот шаг, ну, наверное, по-человечески неправильно. Кстати, это юридически не очень правильно. Мы взяли на себя обязательство, не предусмотренное никаким, кстати, законом, не рассматривать объединение без решения управляющих советов. И поэтому мы хотим выдержать хотя бы в этом году эту позицию. Мы очень надеемся, что управляющие советы будут формироваться не по принципу лишь бы не меня, а наоборот, что в управляющие советы наших учреждений войдут самые активные, самые позитивные, конструктивные члены родительского сообщества. И решения управляющих советов всегда будут на пользу детям. Не на пользу нам, взрослым, а на пользу детям, в первую очередь.
Поэтому какое-то время мы обязательно будем точно выдерживать условие, что никаких решений без решений управляющих советов мы принимать не будем. Хотя, я ещё раз говорю, Наблюдательный совет нас критикует очень сильно за это.
А.Л. СЕМЕНОВ
Я хотел бы сказать вот что. Институт наш пережил такой процесс объединения, а именно присоединение к нему двух общеобразовательных школ ещё в конце 90-х годов, поэтому этот опыт, этот эксперимент довольно интересен. Это было две, то, что называлось, я прошу этого не употреблять в текстах официальных, \"умирающие школы\", такой жаргонный термин. Ну, попросту говоря школы, где почти не осталось учащихся. В одной школе было 40, в другой 60. И тогда считалось, что всё равно как-то финансировать надо. Но в какой-то момент окружные управления образования сказали, что всё, надо это прекращать.
Московский институт открытого образования вышел с инициативой взять эти школы к себе. Это школа 179 в центре города, мы оставили за ней её номер, и 169 на Юго-Западе. Сейчас это школы, которые по контингенту учащихся, не помещаются в свои здания. Это школы, которые пользуются спросом. Это школы, где есть конкурсы, чтобы туда поступить. Одна из этих школ входит в число тех, которые получили гранты, где есть победители Олимпиад, в том числе и Всероссийских, и Международных.
Вот так это получается. Объединение - это есть объединение ресурсов, объединение возможностей и объединение ответственности. Если объединяется сильная школа со слабой, то это значит, что сильная школа берет на себя ответственность за то, чтобы уровень во всем объединенном комплексе был бы такой же, как в этой сильной школе.
Что получает сильная школа? Очень просто, она получает помещения, то есть ресурс в зданиях, где может учиться весь контингент по тем многим профилям, о которых говорил Исаак Иосифович.
Скажем, во многих математических школах началось катастрофическое положение. Потому что пришли сильные учителя биологи, сильные литераторы, нужны другие профили. А в здании это не умещается. Начинается конфликт внутри. Такая ситуация, скажем, была во 2-й школе известной. В 57-й школе я тоже выступил инициатором в 2004 году, чтобы объединить её с той школой, где не хватало контингента, расположенного на расстоянии 3 км от первой школы. Было не очевидно, но сейчас ясно, что 57 школа имеет два здания. На улице Маркса и Энгельса, на Малом Знаменском переулке, в Корзуновом переулке. И она эффективно работает. Лучшая часть учителей присоединившейся школы вписались в работу этого комплекса. Таким образом, у нас есть исторические прецеденты. Это не вчерашняя ситуация. И они очень позитивны. Это объединение ресурсов, объединение возможностей и объединение ответственности в пользу детей.
А. СОЛОМИН - \"Эхо Москвы\"
Исаак Иосифович, спасибо большое за подробный ответ по объединению школ. И Алексею Львовичу тоже большое спасибо. Я, как представитель радиостанции, хотел бы поддержать своего коллегу и попросить вас всё это сообщение приправить, всё-таки, количеством объединяемых школ в этом году. Потому что для меня, как представителя радиостанции, очень важно, чтобы вы это проговорили. И, думаю, для многих коллег тоже. Спасибо.
И.И. КАЛИНА
Значит, отвечаю, нет. Потому что процесс не завершен. И текущая информация вся есть на сайте департамента.
Н. ЗАГАДОЧНАЯ - \"Газета \"Ру\"
Исаак Иосифович, я хотела бы поинтересоваться. Вот Собянин недавно поручил найти и наказать виновных, которые допустили этот сбой при проверке работ. Каковы итоги разбирательства? Спасибо.
И.И. КАЛИНА
Ну, я ... Чуть не сказал, я готов опубликовать докладную Собянину. Это не моя собственность, теперь это собственность мэра. Захотят, опубликуют. В общих чертах могу сказать, что, конечно же, у каждой аварии есть имя и фамилия. Эти имена и фамилии распределились достаточно поровну между Департаментом образования и Департаментом информационных технологий. И коллеги взяли на себя тоже свою долю ответственности за это.
Можно я попрошу, наверное, Николая Александровича и Алексея Львовича, так как вместе с моей фамилией и их фамилии тоже входят в этот перечень, очень коротко прокомментировать. Алексей Львович, пожалуйста.
А.Л. СЕМЕНОВ
Очень коротко. Я хотел бы сказать, что сбоя при проверке работ не было. Поэтому вопрос не корректный. Я думаю, что задававший его сам это понимает.
Н. ЗАГАДОЧНАЯ - \"Газета \"Ру\"
А что тогда было, поясните. Я просто не владею технологиями, поэтому я, может быть, не корректно выразилась. Но, смысл был понятен, наверное, да?
А.Л. СЕМЕНОВ
Нет. Был упомянут конкретный случай. В этом случае ни одна работа не была потеряна. В проверке ни одной работы не было допущено ошибки. Ну, с точностью до обычных вещей, которые по налаженной процедуре и в ЕГЭ, и в ГИА отлажена. Есть так называемая процедура апелляции, когда случайные технические ошибки отлавливаются. Их всегда менее 1%.
Речь идет о другом. О том, что мы проинформировали школы о предварительных результатах проверки. И именно в процессе информирования действительно был допущен сбой. То есть работы были проверены правильно. Окончательные оценки были выставлены правильно. А промежуточная информация школ была ошибочной в течение 8 часов. Поскольку эта информация была не по запросам учащихся, а по рассылке в школы, действительно большое количество школ получило ошибочную информацию, за которую потом принесли извинения, разослали правильно. Всё.
И.И. КАЛИНА
То есть мы должны знать, что из-за этого точные результаты поступили к учащимся где-то на 2 дня позже, чем мы могли бы их выдать. При этом я хочу сказать, что Москва единственный город, который взял на себя задачу именно технологично обеспечивать результатами. Во всех городах это чисто бумажная работа. И мы не откажемся из-за произошедшего сбоя от этой технологии. Единственное, что мы договорились с Департаментом информационных технологий, что в следующем году они всю технологическую часть берут на себя. У них ресурсов для этого гораздо больше для этого. И я уверен, что никаких больше сбоев не будет.
Что касается задержек. 13-го утром это ещё абсолютно экзаменационный период 9-х классов, все школы получили результаты ЕГЭ по математике. Поэтому никаких из-за этого задержек с выдачей аттестатов или возможностью поступать в колледжи ни у одного выпускника московской школы быть не может, и мы такого не допустим. Более того, мы колледжи все предупредили, заодно проверим, что они все до 15 августа ведут прием учащихся.
Ну, скажем так. Алексей Львович, давайте признаемся, ещё раз принесем извинения, не в первый раз мы их приносим нашим девятиклассникам, за то, что кому-то из них были волнительные избыточно минуты и два дня ожидания. Но, никакого влияния на их дальнейшую судьбу, этих девятиклассников, задержка выдачи точных результатов просто не может иметь место по определению.
А.Л. СЕМЕНОВ
Прошу прощения. Действительно, я много раз эти извинения уже приносил. И в радиорепортажах, и в интервью газетных. Действительно, неверно сообщенные школам результаты немедленно были школами переданы учащимся, и у учащихся возник, естественно, эмоциональный стресс, психологическое напряжение. Это, безусловно, верно, это не здорово. Слава Богу, что это был девятый класс. Ну, всё равно волноваться не стоит лишне. Эти оценки не воспринимаются настолько судьбоносно для дальнейшего, как это в 11 классе.
А то, что сказал Исаак Иосифович о том, что Департамент информационных технологий, видимо, возьмет на себя ответственность за все информационные системы Департамента образования - это, безусловно, очень прогрессивное решение. Толчком к которому послужил этот инцидент. Поэтому я бы сказал, что итог для города в целом, для системы образования в целом будет очень положительным, если действительно этот план осуществится. В огромном Центре обработки данных будут и данные по системе образования, по всем учителям, по всем детям, по их работам, по их портфолио, по текучке процесса, электронные дневники, журналы. Если всё это будет под крылом Департамента информационных технологий, будет просто здорово.
Н.А. ЮРЕНКО
Позвольте несколько слов, уважаемые коллеги.
Раз речь зашла о Государственной итоговой аттестации, о 9-м классе, безусловно, и 11-й класс здесь же рядом. Процедуры практически идентичны. И мы говорим сегодня с Алексеем Львовичем о том, что эмоциональная сторона по 9-му классу, по результатам математики возникла только потому, что в отдельных школах позволили нарушить себе процедурные вопросы. То есть техническая или служебная информация, направленная в школы для сверки списочного состава и, соответственно, результаты там не чистые, а идут там результаты так называемого первичного балла. Они стали достоянием школьников, чего, в принципе, не надо было делать, поскольку это лишние эмоции. Пока не утвердила Городская экзаменационная комиссия результаты, это служебная информация.
Что касается 11-го класса. Сегодня 27 числа строго по плану предусмотрено завершение, формальное завершение Единого государственного экзамена по всей стране, и в Москве тоже, его основного этапа. Произошла сверка всех результатов около 60 тысяч участников.
С 10 до 11 заседание Государственной аттестационной комиссии состоялось сегодня города Москвы. Целый час, почему был отвлечен? Потому что необходимо было выверить все 142 фамилии тех участников, которые получили так называемые двойки, двойные двоечники. Это достаточно серьезная процедура, потому что после уточнения фамилий эти 142 участника уже не имеют возможности получить аттестат.
После положительного решения Государственной аттестационной комиссии начата выгрузка всех результатов из Федерального Центра тестирования для печатания так называемых свидетельств о ЕГЭ.
Если позволите, буквально две минуты. В условиях абсолютной открытости в этом году прошел и предварительный этап, и основной этап Единого государственного экзамена. Более 2 тысяч общественных наблюдателей приняли участие. Эта цифра на порядки больше, чем в прошлом году. Очень большая активность, в том числе со стороны средств массовой информации. 25 посещений только пунктов проведения экзаменов было со стороны наших журналистов, телеканалов. Очень активно принимали участие общественные организации. 5 депутатов Городской Думы города Москвы выступали в качестве общественных наблюдателей. 4 представителя, скажем так, юридических, общественных организаций с особым пристрастием присутствовали не только на пунктах приема экзамена, но и в работе конфликтной комиссии принимали участие, в Региональном центре обработки информации.
Что мы имеем? В условиях открытости процедур мы имеем большее количество участников, это по определению, уж столько пришло, сколько пришло, больше, чем на 5 тысяч пришло. Увеличение количества двоечников, вместо 81, я называю сейчас 142. 142 фамилии или 142 цифры. Но, при этом мы имеем на другой стороне процесса увеличение количества тех выпускников, которые получили 80 и более баллов.
То есть, несмотря на усиление жесткости и принципиальности, проявленной, прежде всего, со стороны общественных наблюдателей, со стороны внешнего контроля, которое, несомненно, выразилось в том, что при более жесткой системе не смогли пройти порог те, которые были не совсем готовы. Всё-таки, качество подготовки в школах Москвы таково, что идет рост высокобалльников.
Мы бы могли сейчас привести наши передовые позиции, по сравнению со всеми регионами Российской Федерации, но это было бы, наверное, не совсем справедливо и даже не интересно. Потому что единственный регион, это Санкт-Петербург, который является городом федерального значения, с кем мы могли бы так оперировать, он всегда не первый по отношению к нам. Остальные, естественно, имеют сельские местности. И там результаты по определению всегда слабее, чем в городах. Поэтому мы имеем сравнительную таблицу с 16 городами-миллионниками Российской Федерации, где мы можем на паритете уже посмотреть, как выступили наши выпускники в национальной системе оценки качества, и как поучаствовали выпускники других городов.
В прошлом году у нас были две позиции, 1 место по истории и по биологии. По истории мы сохранили в этом году первую позицию. По биологии перешли на второе место. А вот по основным предметам, по русскому языку и по математике устойчиво занимаем не первые места. Это второе место по русскому языку в прошлом и в этом же году. И третье по математике в прошлом и в этом. То есть стабильно мы где-то наверху, но не первые. Зато получили первые места по двум языкам - по английскому, по испанскому. Перешли на первое место по географии. И имеем первое место по физике.
Поэтому можно считать, что, не смотря на то, что удалось привлечь общественность, средства массовой информации, общественные организации добиться более четкого выполнения нормативных требований организаторами в пунктах приема экзаменов ... Ведь благодаря и вам, и общественным наблюдателям, и организаторам, у нас 187 удалений. Это означает, что достаточно большое количество выпускников, их 62, а если они были удалены по русскому, по математике, то они тоже лишились не из-за плохих знаний, а из-за нарушений процедур возможности получения аттестата о полном среднем образовании. Всё-таки, это большое количество по сравнению с единицами. 7 либо 8 в прошлом году говорит о том, что была исключительно точно и четко выполнена так называемая честность по отношению ко всем участникам. Мы имеем достаточно высокий результат. Спасибо.
И.И. КАЛИНА
Я прошу прощения, коллеги. Просто Николай Александрович, он отвечает за то, чтобы проведение было жестким и объективным. И я ещё раз могу сказать, в самом деле, что в этом году значительно, я считаю, Управление надзора и контроля, которое возглавлял Николай Александрович, добилось многого в этом.
Я хочу сказать и про тех 142 выпускников, которые остаются, к сожалению, без аттестатов. Это, конечно, на наш взгляд, большая неприятность для ребят. Но получить две двойки на ЕГЭ и не пересдать их ещё, это уже, знаете, стабильность такая, которая говорит о том, что эти выпускники учились очень плохо.
Но это неприятность, а не трагедия. Почему? Потому что у каждого из них существует возможность на базе своего документа о 9 классах, поступить в колледж. И по сокращенной программе, благодаря тому, что у него есть справка, что он обучался в 10-11-м классе, по сокращенной программе, индивидуальной сокращенной программе, разработанной вместе с руководством колледжа, получить среднее профессиональное образование в достаточно короткие сроки.
Кроме того, даже если они не воспользуются этим вариантом, то Николай Александрович, если я правильно помню, у них у всех есть возможность на следующий год ещё раз заявиться на Единый государственный экзамен. Надеюсь, за год они возьмутся, что называется, за ум, более серьезно подготовятся и получат аттестат в следующем году.
Спасибо.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
Какое число девушек и какое число юношей среди этих 142 выпускников?
И.И. КАЛИНА
Ну, вы зря так гендерно относитесь к 142-м. У нас там разные есть, не только юноши.
О. ЧАБАНОВА - \"Столичное образование\".
В связи с тем, что недавно были приняты ФГОС для старшей школы, скажите, пожалуйста, Исаак Иосифович, будет ли расширена какая-то программа профессиональной ориентации для старшеклассников? Это первый вопрос. И второй вопрос. Принимают ли московские школы участие в программе обучения по новым ФГОСам с этого года? Спасибо большое.
И.И. КАЛИНА
Коллеги, в связи с тем, что я полтора года назад вышел из состава Федерального Совета по стандартам, а Алексей Львович в нем остался, можно я Алексея Львовича попрошу ответить?
А.Л. СЕМЕНОВ
Ну, два вопроса. Во-первых, предусматривает ли работа по новому Федеральному Государственному образовательному стандарту больше профилизацию и предпрофессиональную, профессиональную подготовку? Да, предусматривает. Этот процесс расширяется и растет в Москве. И независимо от этих ФГОСов в старшей школе. Ещё до того, как они официально войдут в жизнь школы. А это, всё-таки, у нас в этом году не будет. Это ответ на второй вопрос. Мы, безусловно, будем работу, связанную с профессиональной ориентацией, расширять.
Я хотел бы сказать маленькое одно предложение, дополнение к тому, о чем говорил Николай Александрович Юренко. О том, что у нас число школ, в которых имеются высокие оценки по информатике, то есть более 70 баллов, в этом году возросло с 550 до 820. То есть это такой совершенно принципиальный рост. Это значит, что мы сумели сориентировать наших выпускников на то, что информатика, это перспективное направление деятельности жизненной. Это для нас очень важный симптом, как раз говорящий о том, о чем вы спрашиваете, как идет у нас профессиональная ориентация, профессиональная подготовка выпускников.
Что же касается ФГОСов, то, видимо, надо довольно много будет времени на то, чтобы осмыслить их текст, потому что в них заложено довольно много. И эксперимент, по направлению отчасти реализующий этот ФГОС, - это направление международного бакалавриата в Москве происходит в ряде школ, в небольшом количестве школ, очень давно. Переход на этот ФГОС - это большая и сложная работа.
А вот для основной школы, то есть с 5 по 9 класс, действительно уже в этом году многие школы будут в основном работать, уже исходя из учебных планов, исходя из системы деятельности соответствующей этому. Но, такой, действительно адекватный, полноценный переход на стандарты у основной школы получится, конечно, тогда, когда в основную школу придут выпускники начальной школы.
Как вы знаете, сейчас у нас весь город в начальной школе, в 1 и во 2, и вот будет в 3 классе частично работать по Федеральному Государственному обязательному стандарту начальной школы. И когда мы получим выпускников начальной школы, вот для них уже будет идти полноценный стандарт основной школы. Аналогично для старшей. Но, я думаю, что для старшей школы мы раньше, ещё до прихода основной школы, начнем реализацию стандарта федерального. Но, всё-таки, это не приоритет этого августа. Спасибо.
Э.Джонотан – «The Moscow Times»
У меня вопрос касается зарплаты молодым преподавателям. Это к вам Исаак Иосифович. У вас там написано, что зарплата растет. Но, насколько я понимаю, зарплата молодым преподавателям уменьшилась недавно. И вопрос следующий, а будет ли эта тенденция продолжаться, если нет, вы, чем будете привлекать к системе молодых специалистов? Спасибо.
И.И. КАЛИНА
Я думал, что только в российских школах не учат отличать повествовательные предложения от вопросительного, оказывается не только у нас. Коллеги, давайте разделим. Повествовательную часть, за которую вы отвечаете, это ваше утверждение, что у молодых учителей уменьшилась зарплата. Вы мне приведите, пожалуйста, примеры этого. И мы будем с этим тогда ... Спасибо вам скажу, и будем разбираться.
А вот если вопрос, то вы его сформулируйте, пожалуйста. Вопрос, который не опирается на недостоверную повествовательную часть.
Э.ДЖОНАТАН – «The Moscow Times»
Ну, хорошо. Тогда вопрос был, как привлекать новых молодых людей в систему? Спасибо.
И.И. КАЛИНА
Спасибо большое. Замечательный вопрос, я очень рад ему. Потому что новая система финансирования, я подчеркиваю, финансирования, которая дала образовательному учреждению огромную степень свободы и не диктует ему, какому учителю и что платить, ну, за исключением законодательством определенных минимумов, а дает возможность самому образовательному учреждению выбирать, кому платить стимулирующие надбавки. При этом под образовательным учреждением мы с вами понимаем всех трех участников образовательного процесса: и учеников, которые входят в управляющие советы, и родителей, и администрацию, и профсоюзную. Там уже не трех, а больше надо брать. И профсоюзный комитет. Они все сами решают, кому, в каком размере выплачивать стимулирующие надбавки.
И я должен сказать, что я очень рад этому. Участие учеников, родителей в управляющих советах, повлияло на то, что молодые учителя, а я очень много встречаюсь отдельно с молодыми педагогами по округам, говорят, что они теперь, когда получают не очень понятную и даже обидную компенсационную доплату за то, что они молодые, теперь получают стимулирующие надбавки за качество труда. И теперь их зарплата вышла даже во многих школах выше, чем зарплата учителей, моих ровесников. И это понятно, потому что в молодых учителях сегодня очень заинтересованы ученики, очень заинтересованы родители.
Более того, то, что сегодня школы Москвы активно переходят на новые информационные технологии ... Я уже говорил о том, что каждый учитель получил за счет бюджета города персональный ноутбук и активно это сегодня использует в образовательном процессе, сделало молодых учителей по-настоящему, а не по указу, конкурентоспособными. И они, в самом деле, сегодня нужны московской школе. И они сегодня зарабатывают, а не получают достаточно высокие зарплаты. И та зарплата на уровне 50-55 тысяч, о которой мы с вами говорим, это зарплата в том числе, а в некоторых школах и в первую очередь, молодых педагогов.
Поэтому, отвечая на ваш вопрос, я отвечаю. А равными правами в зарабатывании зарплаты, прошу прощения за тавтологию, и тем, что сегодня школы Москвы предоставляют возможность использовать в своей работе технологии, адекватные этому молодому поколению учителей. Вот это два главных, на мой взгляд, фактора, которые привлекают сегодня молодежь в школу.
У нас другая проблема. У нас проблема в том, что у нас нет вакансий теперь в школах Москвы. Поэтому задачи привлечения молодых - это одновременно задача отпускания немолодых из школы. Я не знаю, можно ли употребить такое слово, отпускание, но ... Не удержание немолодых. Поэтому проблема у нас сегодня не в том, чтобы привлечь. Зарплата сегодня достаточно привлекательна и для молодых. И технологии труда в школе стали привлекательными для молодых. Задача в том, чтобы для них у нас были места в школе. То есть это другого уже уровня задача, чем была два-три года назад.
Я надеюсь, что я услышал ваш вопрос и на него ответил.
В.Н. МОЛОДЦОВА - \"Учительская газета\"
Есть такая проблема - власть и народ. Власть стремится сделать что-то хорошее для народа. Я ни разу не видела министра, который бы не выступал с какими-то благими идеями, которые он очень хотел бы реализовать. Но, между министром и народом всегда стоит некая прослойка, которая называется \"командой\", \"чиновниками\".
Вот про вас говорят, что вы почти всех заменили в департаменте, продолжаете этот обмен. И, чуть ли не как Пётр Первый лично проводите собеседование с теми, кто идет работать в департамент, в окружные управления, в школы, в дирекции.
Скажите, Исаак Иосифович, вы как подбираете людей? Ведь все ваши идеи, они очень важны, и как они будут реализованы. Как вы их обираете? По тому, что они единомышленники, по тому, что они хорошие менеджеры, по тому, что они очень хорошо знают систему образования и проблемы? Какие-то существуют, допустим, ну, потенциально хорошие люди, какие-то существуют формы подготовки, обучения управленцев?
И.И. КАЛИНА
Спасибо.
Ой, Виктория Николаевна, во-первых, хочу сказать, что первое правило всех людей, которые занимаются отбором персонала, никогда не озвучивать правила этого отбора, потому что тогда претенденты начнут просто пытаться соответствовать этим правилам. Это вам любой эйчиар-менеджер расскажет. Поэтому я тоже не буду раскрывать, чего я жду от претендентов. Но, провожу, да, лично. Потому что я несу, во-первых, за них ответственность, значит, я должен понимать, кто будет реализовывать задачи, решать задачи. А во-вторых, мне всегда казалось, и я очень благодарен своим руководителям по жизни, что личные беседы, они всегда мне помогали, что называется, развиваться. Я не знаю, насколько беседы со мной помогают людям, но не теряю эту надежду.
А что касается обучения, более конкретный вопрос, да, мы сегодня договорились с Городским университетом управления, с мэрией Москвы, которая является учредителем этого университета, и мы сегодня начали реализовывать для работников департамента, для работников окружных управлений очень серьезную программу управленческой подготовки на базе этого университета.
Наверное, мы в ближайшее время и часть директоров школ, особенно директоров больших крупных комплексов, где сосредоточено гораздо больше задач, тоже договоримся о том, что они смогут обучаться на этих управленческих курсах при Московском городском университете управления, который сейчас набирает очень большую силу. Там смена команды, туда пришли люди из РАКСа, люди очень опытные, очень, скажем, активные.
Более того, для директоров школ у нас сегодня действуют по нашей просьбе на бюджетной основе магистерские программы в Финансовом университете при Правительстве России, Высшей школе экономики. Сегодня к нам обратились некоторые другие вузы города, с тем, что они также готовы на бюджетной основе, на магистерские программы принимать наших директоров.
Мы ведем достаточно тщательный отбор, кого направляем. Сегодня к нам обратились некоторые другие вузы города с тем, что они также готовы на бюджетную основу, на магистерские программы, принимать наших директоров. Мы ведем достаточно тщательный отбор, кого направляем. И надеемся, что сегодняшний директор школы, работник Управления, работник департамента - это хороший педагог, я подчеркиваю, хороший педагог, но при этом очень хорошо осознающий задачи более высокого порядка, для решения которых, конечно, нужна очень хорошая управленческая подготовка.
Ну, вот, собственно, то, чем мы занимаемся.
В.Н. МОЛОДЦОВА - \"Учительская газета\"
Сколько человек прошло магистерские программы?
И.И. КАЛИНА
Виктория Николаевна, я отвечаю в разрезе темы. Значит, у нас прошли магистерские программы сегодня в прошедшем учебном году где-то до 100 человек примерно. В следующем году мы себе задачу поставили - 300 человек.
ВЕДУЩИЙ
Два последних вопроса. Пожалуйста.
Е. СМОРОДИНОВА - \"Вечерняя Москва\"
Какие предметы были самыми популярными в этом году среди сдающих ЕГЭ по выбору? И с чем связана эта популярность некоторых предметов?
И.И. КАЛИНА
Нет, Николай Александрович, вы должны, в отличие от меня отвечать.
Н.А. ЮРЕНКО
Коллеги, популярность обязательных предметов не оспаривается. Русский язык и математику сдавали 57 тысяч. А дальше, безусловно, идет обществознание - 31 тысяча и английский язык - 15 тысяч.
Но, при этом мы имеем рост, незначительный, правда. Физика, химия, биология, которые приблизились уже, естественно, к таким цифрам, как, скажем ... Вот, химия - 5,5. В прошлом году 4700 было. Дальше, физика, дайте посмотреть. Да, физика у нас - 10 тысяч. В прошлом году было 9600.
И, смотрим, биология - 8400, 7700 в прошлом году. Это очень знаменательно, поскольку тут уже не столько популярность, сколько тот тренд, который сейчас делают высшие учебные заведения со ставкой на естественные научные направления, группы специальностей, направления подготовки, он подтверждается и ростом популярности и интереса московских школьников.
Е. ДАМНЕНКО - \"Столичный стиль\"
Скажите, пожалуйста, а как обстоят дела в школе с физическим воспитанием? Есть ли соответствующая материальная база, я имею в виду бассейны, стадионы, и так далее? Спасибо.
И.И. КАЛИНА
Ну, скажем, по итогам прошедшего года, количество бассейнов резко не увеличилось. Только там, где новые школы построены как-то так. А вот количество сделанных за прошлое лето спортплощадок увеличилось значительно. Количество межшкольных стадионов увеличилось. Я попрошу, Александр Владимирович, давайте тогда цифры с этой статистики тоже опубликуем на сайте департамента.
И в этом году запланировано немалое количество спортивных площадок по программе ... Мы из программы благоустройства выделили отдельный блок - спортивные площадки. И сегодня стараемся, чтобы эти спортплощадки были нормальными, соответствующими.
При этом я должен сказать, что с осени прошлого года мы по поручению мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина открыли до 9 вечера наши спортивные площади, вообще, территорию школ, и предоставили возможность заниматься на них не только школьникам, но и населению этих микрорайонов. К сожалению, плотность застройки в Москве такая, что большого количества других спортивных сооружений поставить негде. И поэтому, не смотря на все сложности, которые, естественно, возникают, когда мы открываем территорию школы, школы Москвы максимально сегодня открыли свои территории, свои спортивные площадки для занятий не только, ещё раз повторю, школьников, но и населения.
И хотелось бы просить население. Сразу две просьбы. \"А\" - пользоваться этой возможностью. И обеспечить культуру этого пользования. Потому что, к сожалению, иногда мы сталкиваемся с тем, что взрослые люди оказываются неуважительными по отношению к территориям наших школ.
А что касается оборудования спортивных залов, к сожалению, скажем так, не во всех школах оно нас удовлетворяет. И мы сегодня из программы приобретения оборудования стараемся тоже деньги на это предусматривать. Все эти цифры, Александр Владимирович, я попрошу подготовить. Абсолютно точно, в них нет никакого секрета. Информация есть на сайте госзакупки. И надо её на нашем сайте департамента тоже опубликовать. Количество спортплощадок и стадионов, сделанных в прошлом году, количество запланированных на этот год.
С. ВАНИЛОВИЧ - \"Вести-Москва\"
Исаак Иосифович, прошла такая информация об отмене бала медалистов школ. Могли бы прокомментировать эту ситуацию?
И.И. КАЛИНА
Значит, нельзя отменить то, что не назначалось.
С. ВАНИЛОВИЧ - \"Вести-Москва\"
Понятно, спасибо.
И.И. КАЛИНА
Пожалуйста.
Бал выпускников Москвы состоялся на Красной площади в течение всей ночи. Более того, даже когда уже всё закончилось, и мне очень хотелось, откровенно говоря, уже поехать спать, ещё тысячи выпускников продолжали, так скажем, бал. И мы ждали вместе с коллегами из наших охранных структур.
И мы рады, что большое количество выпускников Москвы приняли участие в этом мероприятии. Что, не смотря на дождь, о котором, как вы понимаете, в Москве надо всё время думать, и поэтому мы предусмотрели, что у каждого выпускника был персональный дождевик, который они забрали на память, все были до позднего утра, если так можно выразиться, я не знаю. Но разъехались где-то уже часов в 7 утра последние ребята с площади. Поэтому хороший бал. Кто хотел, тот пришел.
И.И. КАЛИНА
Всё, вопросов нет?
ВЕДУЩИЙ
Нет, вопросов нет.
И.И. КАЛИНА
Спасибо.
Значит, коллеги, я благодарю за все вопросы. Но, думаю, что не все вопросы заданы, поэтому у меня есть несколько предложений к вам, уважаемые коллеги.
Я, во-первых, хотел бы пригласить вас пользоваться сайтом департамента. И, как читателям, и как писателям. Там есть раздел \"Обращения\". И хотя там написано всё время, что Гаврилов отвечает, я прочитываю все, клянусь вам, до одного обращения. И Гаврилов отвечает только по моему поручению. Просто я их обычно читаю в машине. Звоню ему по телефону и говорю, что, куда ответить. И я бы очень хотел, чтобы какие-то ваши вопросы возникали и на сайте департамента, и чтобы вы пользовались той информацией, которая есть.
Второе. Я не знаю, самое мы открытое или нет ведомство в Правительстве Москвы, но у нас каждый четверг в 16.30 проходит городской видео-селектор, в котором принимают участие 2 тысячи, иногда 2,5 тысячи образовательных учреждений. И на этом видео-селекторе обсуждаются самые насущные вопросы развития системы образования Москвы.
У нас оборудован специальный зал, в котором все вы можете спокойно наблюдать ход видео-селектора и записывать, публиковать. То есть всё, что сказано на видео-селекторе, - это открытая, публичная информация. И ваше полное право ею пользоваться, использовать в вашей работе.
Третье. Каждый четверг в 15.00, перед виде-селектором, руководство департамента, с участием руководителей наших образовательных учреждений, Алексей Львович иногда участвует, руководителей окружных управлений, проводит перед видео-селектором пресс-конференцию для журналистов. И мы приглашаем всех по четвергам в 15.00 в зал коллегий департамента на пресс-конференции руководства департамента, где вы можете задавать любые вопросы. У нас там нет такого строгого ведущего, к сожалению.
Александр Владимирович, вы, может быть, поучитесь и тоже тогда как-то это сделаете. Но у нас там задают любые вопросы. А после пресс-конференции вы сможете остаться и посмотреть видео-селектор.
Следующее. Каждую первую субботу месяца в 11 часов у нас проходит городское родительское собрание в актовом зале департамента. И вы имеете полное право присутствовать на этом родительском собрании. И также пользоваться любой произнесенной там фразой в вашей журналистской деятельности.
И последнее. Светлана Николаевна, я не знаю, я не являюсь членом Наблюдательного совета, там только общественники, можем ли мы пригласить сегодня? Простят нам Бунимович и Кругляков?
С.Н. ЮРЬЕВА
Я думаю, они не будут возражать.
И.И. КАЛИНА
Значит, коллеги, я могу сказать, что у нас сегодня в 16.00 заседание Наблюдательного совета пилотного проекта. Совета, который возглавляет Евгений Абрамович Бунимович и Виктор Михайлович Кругляков. Ну, наверное, я возьму на себя грех, я сейчас с ними переговорю, что тот, кто хочет присутствовать на заседании Наблюдательного совета, могут там быть. Вроде бы они никогда не закрывались от журналистов.
Скажите, где это, Светлана Николаевна?
С.Н. ЮРЬЕВА
Западный округ, 844 школа.
И.И. КАЛИНА
Спасибо.