Информационный Центр Правительства Москвы
12 апреля 2024, пятница, 20:03
Пресс-конференции

Пресс-конференция Александра Чистякова

23 мая состоялась пресс-конференция председателя Комитета общественных связей города Москвы Александра Васильевича Чистякова на тему: «Создание Общественной палаты Москвы – новая форма диалога общества и власти».

Пресс-конференция Александра Чистякова
Важное:

23 мая состоялась пресс-конференция председателя Комитета общественных связей города Москвы Александра Васильевича Чистякова на тему: «Создание Общественной палаты Москвы – новая форма диалога общества и власти».

 

Фото

 

Видео

 

 

 

 

Стенограмма

 

ВЕДУЩИЙ

Добрый день, дорогие друзья!

Мы начинаем нашу пресс-конференцию. Сегодняшняя тема: \"Создание Общественной палаты Москвы - новая форма диалога общества и власти\".

Члены нашего Президиума:

- Чистяков Александр Васильевич, председатель Комитета общественных связей города Москвы;

- Долгих Владимир Иванович, дважды Герой Социалистичесого труда, депутат Госдумы, председатель Общественного совета города Москвы, председатель Московского городского Совета ветеранов, Почетный гражданин города Москвы;

- Журко Владимир Иванович, ректор Института международных социально-гуманитарных связей, председатель Общественного Экспертного совета Министерства образования и науки Российской Федерации, член Общественного совета города Москвы;

- Михаил Юрьевич Лермонтов, генеральный директор Национального Лермонтовского центра в Середняково, президент Общественного объединения Ассоциации \"Лермонтовское наследие\", председатель Комиссии по культурной, информационной и градостроительной политике Общественного совета города Москвы;

- Антон Владимирович Цветков, председатель Президиума Наблюдательного совета общероссийского фонда \"Офицеры России\", главный редактор журнала \"Офицеры\", член Общественного совета города Москвы;

- Артур Размикович Савелов, президент Автономной некоммерческой организации \"Московский Центр международных образовательных программ и стажировок, трудоустройства, психологической поддержки студентов, выпускников вузов\", член Общественного совета города Москвы.

Коллеги, я традиционно предоставляю слово Александру Васильевичу, а дальше перейдем к вопросам. Александр Васильевич, пожалуйста.

 

А.В. ЧИСТЯКОВ

Спасибо большое.

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Вчера на заседании Правительства города Москвы я представлял проект Закона \"Об Общественной палате города Москвы\". Этому предшествовала довольно длительная предварительная работа, которую проводил Общественный совет города при поддержке Комитета общественных связей.

На сегодняшний день аналогичные общественные институты существуют более чем в 60 субъектах Российской Федерации. Поэтому при подготовке проекта Закона \"Об Общественной палате города Москвы\" мы, естественно, учитывали региональный опыт по созданию такого общественного института, мы учитывали опыт создания Общественной палаты в Российской Федерации.

По состоянию на сегодняшний день в Москве зарегистрировано более 28 тысяч общественных и негосударственных некоммерческих организаций. Власти Москвы сотрудничают примерно с 22% общественных и негосударственных некоммерческих организаций, что составляет примерно 6%.

Взаимодействие с гражданским обществом у нас не только сегодня началось, оно началось уже давно. Мы понимаем, что гражданское общество развивается, оно зреет, и это видно по гражданской активности, которая особенно проявляется в последнее время. Но гражданская активность может проявляться по-разному. Она может проявляться на улицах в виде протестных каких-то организаций, движений, и так далее. А может проявляться в форме диалога, нормального диалога в нормальной рабочей обстановке.

Мне кажется, у нас удачный опыт формирования такого взаимодействия получился в лице Общественного совета, который действует в городе уже практически 4-й год.

Здесь присутствуют мои коллеги из Общественного совета, которые возглавляют различные комиссии. Это Владимир Иванович Долгих, который является председателем Общественного совета. Члены Общественного совета оказали нам неоценимую услугу в плане общественной экспертизы при подготовке государственных городских программ. У них появилось очень много ценных предложений в ходе определения задач социально-экономического развития в городе. Они приглашали к себе, получали информацию от заместителей мэра Москвы, практически все у них были на заседаниях Общественного совета.

Сейчас время изменилось. И тот Общественный совет, который создавался практически 4 года назад, он создавался, собственно говоря, с использованием административного ресурса. То есть вышел указ мэра Москвы, в котором был определен список членов Общественного совета. И после этого Общественный совет начал работать. Сразу появились предложения создать в городе Общественную палату, создание которой было бы ещё и законодательно закреплено.

Мы провели опрос общественного мнения в городе. Опросом занимался наш Московский Дом общественных организаций. 71% из числа опрошенных граждан высказались за создание Общественной палаты в городе Москве и законодательное закрепление указанного общественного института. Более того, я скажу, что на ежегодном Гражданском форуме, который проводил Общественный совет в2011 году, в нем принимал участие мэр Москвы Сергей Семенович Собянин, общественность высказалась за то, чтобы в городе появился такой институт. И Сергей Семенович Собянин поддержал предложение общественности, дал соответствующие поручения по разработке законопроекта по новому общественному институту.

Представленный проект Закона об Общественной палате города Москвы был подготовлен практически полностью нашим Общественным советом. Он прошел очень серьезное обсуждение и в самом Общественном совете и в Комиссиях Общественного совета. И он был выложен в сети Интернета.

Практически три месяца мы обобщали предложения, которые поступали от общественных организаций нашего города, различных общественных объединений, просто граждан, и так далее. Мы учли в нашем законопроекте более 200 предложений и поправок. И прежде чем выходить на заседание Правительства, мы действительно учли эти поправки.

Причем законопроект, который подготовлен Общественным советом, это очень серьезный, на мой взгляд, документ.

Он состоит из 6 глав и 44 статей. Закон определяет, что Общественная палата в городе - это постоянный, независимый, коллегиальный, совещательный орган, который проводит свою работу на общественных началах, на основе добровольного, подчеркиваю, добровольного участия в работе Общественной палаты граждан, общественных объединений, общественных и некоммерческих организаций. Вот что такое Общественная палата по нашему законопроекту. Это тоже очень важный момент. Определены также обязанности самой Палаты и обязанности членов Палаты тоже определяются все этим Законом.

Помимо этого определен порядок формирования Общественной палаты. Здесь я хотел бы остановиться поподробнее на этом вопросе, поскольку это вызвало наиболее жаркие дискуссии, как в нашем Общественном совете, так и при обсуждении законопроекта.

Мы за основу взяли законодательную основу - Закон об Общественной палате Российской Федерации. Мы учли опыт таких же законов, которые издавались в регионах Российской Федерации. И, на мой взгляд, у нас получилась более демократичная система формирования членов Общественной палаты. И это было поддержано мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным.

Мы предлагаем следующую систему комплектования нашей Общественной палаты.

Первые 20 человек членов Общественной палаты по списку будут утверждаться мэром Москвы. После того, как выйдет указ мэра Москвы о начале формирования Общественной палаты, в течение 30 дней будут даны предложения гражданам, отобранных мэром, принять участие в Общественной палате. И получив вот такое уведомление от мэра Москвы, гражданин в течение 10 дней должен письменно подтвердить, будет он работать в составе Общественной палаты по предложению мэра Москвы, или же он отклоняет это предложение.

Вторые 24 человека представлены в равных долях от территориальных объединений.

С учетом новых двух префектур, которые образуются на присоединяемых территориях, кандидатуры будут предлагаться общественностью. Предложения будут выдвигать общественные некоммерческие организации, списки будут. Эти списки будут представлены в Интернете за 15 дней после того, как их получит исполнительный орган, отвечающий за все эти вопросы организации. И на Окружной конференции, путем голосования два представителя от округа будут отобраны, и будут представлять ту или иную территорию уже в Общественной палате.

Должен подчеркнуть, что общественные организации и некоммерческие организации имеют право выдвигать своих кандидатов, если они работают на этой территории не менее 3 лет. Это тоже очень важно, я подчеркиваю.

Это по городским спискам. Общественные организации  и некоммерческие у нас работают не только в пределах какого-то одного административного деления, они ещё работают в пределах города. Это общественные региональные организации. Они тоже занимаются выдвижением своих кандидатов. И последняя 20-ка будет формироваться по принципу уже назначенные и определенные члены Палаты мэром и избранные в округах. Вот эти 44 человека путем тоже рейтингового голосования подберут последнюю двадцатку в состав Общественного совета.

Очень большое внимание в законопроекте, уважаемые коллеги, уделяется разным вопросам. Ну, в частности, вопросам, связанным с членством в Общественной палате, кто имеет право им стать. Много тоже вопросов было, пожеланий.

Не допускается формирование групп в Общественной палате по национальному признаку, религиозному и партийному признаку. Мы такие вещи не допускаем и Закон этого не допускает. Наверное, это правильно. Гражданское общество должно быть в гражданском обществе, поэтому не надо тратить время на эти разборки в самой Общественной палате.

Очень большое место в нашем законопроекте уделяется общественной экспертизе, общественному контролю. Это два направления, за которые, в общем-то, высказывался наш Общественный совет. Они нашли место в законопроекте. Этому вопросу уделяется очень и очень большое внимание.

Теперь вопрос. Для чего мы создаем Общественную палату, для чего она нужна?

Вы понимаете, сейчас действительно очень много выливается споров на улицу.

Так вот, мы создаем Общественную палату для того, чтобы усилить это направление и сделать мостик между общественностью и исполнительной властью для решения тех вопросов, которые возникают в гражданском обществе и поддержки тех инициатив, с которыми они выступают. Поэтому, конечно же, Общественная палата создается с целью дальнейшего взаимодействия гражданского общества и власти. Особенно при принятии управленческих решений властью в вопросах социального, экономического развития нашего города, для того, чтобы в дальнейшем развивать гражданское общество, для того, чтобы поддерживать инициативы гражданского общества, для того, чтобы вносить предложения власти по решению вопросов. И власть должна прислушиваться к этому вопросу. Ну, и для решения многих других задач.

В целом, мне кажется, демократические принципы полностью соблюдены в представленном законопроекте. Они позволят нам наиболее плодотворно поработать в плане формирования Общественной палаты. Здесь очень большая роль отводится общественности, особенно при выдвижении двух третей. Вообще, членов Общественной палаты, которые будут формироваться на территориальных объединениях и в плане городских списков, это очень важные моменты. И это дальнейшее, на мой взгляд, развитие демократии и учет властью этих демократических принципов.

В целом же, принятие законопроекта об Общественной палате, мне кажется, оно усилит диалог власти и гражданского общества. Она позволит наиболее широко услышать общественность города с её проблемами, и так далее. И снять, может быть, напряжение во многих направлениях, вопросах, которые сейчас волнуют наших граждан, волнуют гражданское общество.

На принятие Закона об Общественной палате, формирование Общественной палаты, на всё это с того дня, как выйдет Указ о начале формирования Палаты мэра Москвы, мы отводим примерно 2 месяца.

Сейчас, конечно, будет идти процедура принятия законопроекта Московской городской Думы, а потом мы начнем уже работать непосредственно по комплектованию Общественной палаты.

Правительство Москвы вчера на своем заседании одобрило законопроект. И я думаю, что сегодня или завтра законопроект будет внесен на обсуждение Московской городской Думы. Вот такая краткая информация по законопроекту, по Общественной палате. Я, пожалуй, на этом, наверное, завершать буду эту информацию. Спасибо большое.

 

 

 

 

 

ВЕДУЩИЙ
Александр Васильевич, спасибо. Владимир Иванович?

В.И. ДОЛГИХ
Хочу сделать несколько дополнений от имени Общественного совета.
Я должен сказать, что, с самого начала, не смотря на то, что Общественный совет был создан административным путем, и то, что нам ясно было с самого начала, что должна быть в городе Общественная палата, аналогичная Российской Общественной палате, тем не менее, Совет был создан. И нам предстояло, так сказать, начинать протаптывать те самые дорожки, тропинки, которые нужны были и Общественному совету. Они нужны будут и будущей Общественной палате.
В первую очередь требовалось принять, разработать целый ряд принципиальных подходов, связанных с взаимодействием с властью. Мы провели 4 Гражданских форума, которые назывались \"Общество и власть. Стратегия социального партнерства\" сначала, потом \"Общество и власть. Модернизация взаимодействия\". Стратегию развития требовалось обсудить на широких таких собраниях, которые мы называли форумами. И надо прямо сказать, что эти подходы, эти взаимодействия, они, в конечном счете, укрепились, были отработаны, и они сейчас являются теми ступеньками, на которые можно уже опираться и будущей Общественной палате.
Надо сказать, что Общественный совет откликался и реагировал на все острые положения нашего общества. Ну, произошел, скажем, кризис экономической жизни нашей. Мы сейчас же откликнулись относительно мер по социальной защите населения города Москвы в условиях финансового экономического кризиса.
Очень сложное положение с бюджетом. Обсуждали бюджет. Вопрос, связанный с жилищно-коммунальным хозяйством, затрагивает каждого жителя Москвы. Этот вопрос стал предметом очень глубокого обсуждения на нашей конференции.
За этот период времени мы провели более 20 общественных слушаний по наиболее острым вопросам нашей общественной жизни. В том числе связаной с духовно-нравственными ценностями, культурным наследием. Это вопрос обсуждался в обществе Уполномоченным по правам человека в Москве. Что дальше делать с этим. Трудовые права в период кризиса. И целый ряд других вопросов. Мы подняли впервые вопрос относительно борьбы с курением. Причем, этот вопрос перешел в практическую плоскость, и сейчас мы уже имеем практические результаты, связанные и с законоположением, и с принятыми нашей властью решениями. То есть не просто, скажем, были какие-то разговоры. Результаты этих разговоров доводятся до таких конкретных вопросов.
За этот период проведено 500 \"круглых столов\", 350 заседаний различных комиссий, и тому подобное.
Поэтому Общественный совет перед обществом отчитывается, говорит о том, что проделано. Конечно, мы понимаем, что это начало работы, что этого недостаточно для того, чтобы отражать сегодня то общество, которое мы имеем. Но, тем не менее, начало работе положено. И с выходом соответствующего Указа мэра Москвы об организации Общественной палаты, Общественный совет, мне кажется, с поднятой головой может смотреть в глаза будущей Общественной палате и обществу.


ВЕДУЩИЙ
Спасибо, Владимир Иванович.
Александр Васильевич, мы, наверное, к вопросам перейдем, и будем чередовать.

А.В. ЧИСТЯКОВ
Если есть вопросы, то, пожалуйста, конечно.

ВЕДУЩИЙ
Я думаю, что они будут. И дадим возможность тогда членам Президиума тоже какое-то отношение выразить, да?

А.В. ЧИСТЯКОВ
Ну, конечно. Если по тематике вопросы будут, они готовы.

ВЕДУЩИЙ
Тогда первые вопросы, пожалуйста, коллеги. Пожалуйста.

Л. ПОПОВА
Л. Попова - ТВ-Центр.
Александр Васильевич, поясните, пожалуйста, в чем будет пересекаться работа Общественной палаты и Совета, и в чем расходиться помимо способа назначения и избрания членов?

А.В. ЧИСТЯКОВ
Пересекаться она будет в том, что Общественный совет создавался тоже с целью дальнейшего укрепления взаимодействия гражданского общества с властью. И Общественная палата создается с такой же целью.
Но, абсолютное отличие в формировании Общественного совета и Общественной палаты. Если там, как уже отмечал Владимир Иванович, был использован по полной программе административный ресурс по укомплектованию Общественного совета, то здесь уже мы учитываем мнение общественности. И причем учитываем очень серьезно. И мы считаем, что это очень правильно. Потому что, конечно же, общественные организации, некоммерческие общественные объединения должны высказываться по этому поводу, должны направлять своих представителей, достойных представителей в состав Общественной палаты. И в этом, конечно, коренное различие того и иного. Это, во-первых.
Во-вторых, у нас Общественный совет работал, не имея законодательного закрепления. Его полномочия определялись Указом мэра и Положением \"Об Общественном совете\". А сейчас мы хотим законодательно закрепить этот общественный институт в городе. И в этом принципиальное отличие того Совета, существующего, вернее, Совета, от предстоящего общественного института, Общественной палаты в городе. Поэтому это очень и очень важно. И когда структура существует, имея за собой Закон города, конечно же, у неё и полномочий больше, и возможностей больше. И больше будет высказываться предложений, наверное, власти со стороны Общественной палаты в плане решения задач социально-экономического развития в городе. Да и подбор членов Общественной палаты, он будет идти совершенно по другим принципам.

А. ЧЕЧЕТКИН - радиостанция \"Говорит Москва\".
Вопрос в продолжение этой темы. Многие политологи, эксперты, в том числе разработчики этого законопроекта подчеркивают то, что в целом полномочия Общественной палаты, Общественного совета будут практически схожи, то есть мало чем отличаться. И они высказывают такую точку зрения о том, что будут существовать, по сути дела, в Москве две структуры, которые будут заниматься одним и тем же.
Не проще было бы закрепить законодательно Общественный совет, чтобы не создавать два органа, которые, по сути, занимаются одним и тем же?

А.В. ЧИСТЯКОВ
Значит, поправляюсь, сразу говорю, что, как только будет сформирована Общественная палата, Общественный совет города прекратит свое существование и будет упразднен. Я конкретно ответил, да? Поэтому двух структур не будет. Мы наоборот создаем Общественную палату в продолжение деятельности Общественного совета. Общественный совет выполнил на данном этапе свою миссию. Он очень плодотворно поработал все эти 4 года. И Владимир Иванович Долгих об этом сегодня говорил. Сейчас требования общества уже другие, поэтому создается, формируется Общественная палата, законодательно уже закрепляется в городе и будет вести свою деятельность, имея за собой Закон.
Поэтому две структуры существовать не будут, будет одна структура.

ВЕДУЩИЙ
Александр Васильевич, в продолжение. У нас он-лайн пресс-конференция. Мне сейчас принесли тут вопросы, которые уже поступают в процессе. И, вот, как бы продолжая эту тему: \"Могут ли партии выдвигать кандидатуры для формирования состава Палаты?\"

А.В. ЧИСТЯКОВ
Нет. Выдвижение по партийному признаку, в соответствие с проектом Закона и будущим Законом запрещается. Не предполагается.

Е. ЕГОРОВА - \"Московский комсомолец\".
У меня два вопроса, если позволите.
Вы сказали, что из 28 тысяч общественных организаций с властями сотрудничает 6 тысяч активно. Я так поняла, что они рассматриваются, как источники для прохождения своих членов в Общественную палату. А нелояльные властям структуры или просто гражданские активисты смогут попасть в Общественную палату?

А.В. ЧИСТЯКОВ
А разве я сказал, что только 6 тысяч имеют право выдвигать? Любая организация, некоммерческая организация. Если она работает в городе не менее 3 лет, она имеет право выдвигать своих кандидатов, и они будут это делать. А уже окружные конференции, путем рейтингового голосования, они будут отбирать членов Общественной палаты. Поэтому вход в Палату открыт всем, пожалуйста.

Е. ЕГОРОВА - \"Московский комсомолец\".
И второй вопрос по финансированию. Из каких источников будет финансироваться, в каком объеме?

А.В. ЧИСТЯКОВ
Ну, я уже сказал, что Общественная палата работает на общественных началах. Но, поскольку Палата будет заниматься общественной экспертизой, общественным контролем, для этого потребуются средства, поэтому в строке бюджета города Москвы будут предусмотрены средства на проведение Общественной палатой и решение Общественной палатой тех задач, которые определены ей Законом. Такие средства будут предусмотрены в бюджете отдельной строкой. Об этом Сергей Семенович вчера на Правительстве заявил.

Е. ЕГОРОВА - \"Московский комсомолец\".
Объемы?

А.В.ЧИСТЯКОВ
После того, как мы изберем Общественную палату, мы определим объем денежных средств, необходимый для обеспечения ее деятельности .
Я хочу подчеркнуть, что организационно-техническое обеспечение палаты будет осуществляться за счет государственного учреждения. Например, Общественный совет у нас обеспечивал Дом общественных организаций. Видимо, и Общественной палатой он тоже будет заниматься. Но финансирование будет идти через государственную структуру. И по требованию Общественной палаты для проведения экспертизы того или иного направления деятельности эти средства будут ей выделяться. А эти средства будут заложены отдельной строкой в бюджете города.

ВЕДУЩИЙ
Александр Васильевич, такой вопрос поступил. Может быть, конечно, немножко неудобно для Вас, но все-таки он есть.

А.В.ЧИСТЯКОВ
Почему?

ВЕДУЩИЙ
Как вы относитесь к тому, что в состав Общественной палаты попадут оппозиционно настроенные по отношению к власти представители общества?
А.В.ЧИСТЯКОВ
А почему неудобный. Попаду. Что в российской Общественной палате разве все удобные для власти люди работают? Нет.
Поэтому я еще раз говорю, что у нас это же определяет общественность. Вот она определит людей в Общественную палату, пройдут окружные конференции, изберут они в Общественную палату, и мы готовы работать и сотрудничать со всеми, кто лояльно настроен к власти.
Ведь вы понимаете в чем смысл Общественной палаты? Надо переходить уже на цивилизованные вещи, на цивилизованное взаимодействие общества и власти.
Легче всего, например, высказаться на этой площадке. И претензии высказать власти здесь, а не на улице где-то, бежать, потом там устраивать бузу какую-то, а на этой площадке высказывать, чтобы власть реагировала и решала эти самые главные проблемы.
И если эти проблемы будут решаться, если власть будет слышать людей, в том числе и оппозиционно настроенных, если это разумные предложения, то почему бы ни прислушаться к ним и почему бы их ни решить.

ВЕДУЩИЙ
Спасибо.
Пожалуйста.

В.И.ДОЛГИХ
Государственная Дума уже приняла такой порядок, когда несистемная позиция принимает участие в обсуждении всех вопросов в Государственной Думе.

А.В.ЧИСТЯКОВ
Вот, пожалуйста, тоже.

Н. ГРАНИНА - \"Московская перспектива\"
Я хотела уточнить. Вы сказали, что члены политических партий не могут избираться в Общественную палату. А могут ли члены Общественной палаты совмещать свою деятельность с депутатством различных уровней?

А.В.ЧИСТЯКОВ
Нет, законом предусмотрено, что государственные служащие, исполняющие обязанности государственных служащих, находящихся на государственной службе, в том числе и депутаты Государственной Думы, в муниципальных собраниях, не имеют права принимать участие в работе Общественной палаты.

Н. ГРАНИНА - \"Московская перспектива\"
И еще одно уточнение по поводу избрания на местах. Вы сказали, что организация должна быть зарегистрирована на территории, от которой избирается, выдвигать своих членов не менее трех лет.
А что значит \"зарегистрирована\"? То есть она должна пройти регистрацию в каком-то конкретном районе?

А.В.ЧИСТЯКОВ
Вы не совсем правильно трактуете. Я Вас понял, но не совсем правильно. Послушайте. Например, на территории округа работает какая-то общественная организация. Регистрирует общественные организации Минюст. Речь идет о том, чтобы она была не менее трех лет, чтобы эта организация вообще существовала.
И очень желательно, чтобы эти три года она работала на территории того или иного территориального объединения, чтобы знали, что это за организация. Ведь у нас очень много организаций. Я вам назвал цифру 28. Но есть организации, за которыми действительно стоят люди, стоят граждане и т.д.
А есть организации, где собрались 3 человека, создали общественную организацию, но это 3 человека всего лишь, понимаете.
Поэтому, конечно, Общественный совет будет прислушиваться к мнениям, будет смотреть за этим вопросом.
И те кандидаты, которые выдвигаются общественными организациями на членство в Общественной палате, конечно, должны все те требования, которые записаны и прописаны в нашем законопроекте, выполнять, потому что по-другому быть не может.
Например, вчера образовалась организация, которую создали 3 человека, а сегодня она уже выдвигает члена в Общественную палату. Мы не знаем про эту организацию ничего, мы не знаем людей, кто там работаем. Мы знаем организации, которые действительно занимаются в интересах города, большую работу проводят в интересах города.
Но я скажу, сами общественные организации этот отсев спокойно проводят. И у нас очень много зрелых общественных организаций, самодостаточных.
Мы сотрудничаем с организациями, помогаем им в какой-то степени. А есть абсолютно самодостаточные общественные организации, которые ведут свою общественную деятельность, помогают людям с ограниченными физическими возможностями, помогают детям, помогают многодетным семьям, помогают в вопросах образования, медицины и т.д. И таких организаций очень много.
Конечно, они будут выдвигать своих представителей в состав Общественной палаты.

ВЕДУЩИЙ
Позвольте задать вопрос Владимиру Ивановичу Журко.
Вы являетесь председателем Общественного экспертного совета Министерства образования и науки Российской Федерации. Как вы считаете, создание Общественной палаты будет способствовать решению вопросов образования на территории города Москвы, поскольку одно из первых заявлений министра образования было о введении большего количества платных мест?

А.В.ЧИСТЯКОВ
Хороший вопрос.

В.И.ЖУРКО
Я думаю, что, конечно, да. Весь опыт деятельности Общественного совета, не хочу повторяться, об этом сказали Александр Васильевич и Владимир Иванович Долгих, показал, что поле деятельности по любому направлению для Общественной палаты есть и будет. И, естественно, то, что касается образования города Москвы, конечно, здесь также есть те вопросы, которые требуют обсуждения и участия общества в процессах в целом образования с учетом новых задач, новых требований и т.д.

ВЕДУЩИЙ
Да, пожалуйста.

В. СУХОМЛИНОВ - \"Литературная газета\"
У меня вопрос к Владимиру Иванович Долгих. Владимир Иванович, скажите, пожалуйста, в то время, когда вы были секретам ЦК КПСС, был советский строй, что было тогда каким-то механизмом и был ли механизм такой подобной Общественной палаты, который бы позволял узнать, а что хотят люди, народ?

В.И.ДОЛГИХ
В то время общество жило по другим законам, как вы знаете. Во-первых, конечно, Вы имеете в виду, что партия пронизывала все общество, начиная сверху, кончая первичными производственными организациями. Она же была создана по принципу территориально-производственному.
И эта система заменяла многое. Но, безусловно, отсутствие таких общественных форм, которые у нас сейчас представляются общественными советами, может быть, они сегодня недостаточно еще действуют, но в то время они были крайне нужны.
Если хотите мое мнение как бывшего секретаря ЦК, то я считаю, что это одна из причин того, что привело к катастрофе Советский Союз. Партия потеряла ключ к мнению конкретного человека в ряде случаев, чего допустить сейчас нельзя, это развивается.

ВЕДУЩИЙ
Спасибо.
Пожалуйста.

С. ЖИЛИКОВА - \"Москва Инфо\"
У меня два вопроса. Скажите, пожалуйста, будет ли создан информационный портал, на котором будет освящаться деятельность Общественной палаты?
И на какой временной срок будут избираться люди в состав Общественной палаты?

А.В.ЧИСТЯКОВ
Хорошо, хороший вопрос. Избираться Общественная палата будет на срок 3 года. Причем время, с которого начинается отсчет, - это первое заседание Общественной палаты. После того, как Общественная палата сформирована, в течение 30 дней должно пройти ее первое заседание.
Поскольку председатель Общественной палаты еще не избран, открывать первое заседание Общественной палаты будет старейший по возрасту. Так принято. Это, наверное, правильно. А потом Общественная палата избирает руководящие органы.
Руководящими органами в Общественной палате является общее собрание, которое будет проводиться не менее 1 раза в 3 месяца. Затем Совет Общественной палаты избирается, избирается председатель Общественной палаты, назначаются комиссии Общественной палаты, рабочие группы определяются по направлениям деятельности, определяется Общественная приемная.
Теперь что касается информационного сопровождения. У Общественного совета города Москвы есть свой портал, где он все излагает и вся его работа видна. То же самое будет и в Общественной палате.
Также Комитет общественных связей будет помогать, поскольку это уполномоченный орган от общественности, будет курировать это направление деятельности. Мы тоже будем обеспечивать это.
Не исключаю возможности, что у них будет свое средство массовой информации в виде журнала, в виде информационных сборников и т.д. Это допускается, и это уже они сами решат, когда они сформируются, когда они будут работать, то сами определят это информационное поле.
Но то, что оно у них будет, то, что оно будет сопровождаться, это 100% несомненно.

ВЕДУЩИЙ
Спасибо.
Позвольте задать вопрос Артуру Размиковичу Савелову. Поскольку вы возглавляете Московский центр, связаны со студентами и т.д., значит, вы знаете настроение в обществе.
Как вы считаете, студенты могут быть членами Общественной палаты, справятся они, выпускники и т.д.? Как вы оцениваете эту ситуацию?

А.Р.САВЕЛОВ
Про выпускников я, наверное, говорить не буду, потому что, я думаю, большинство из нас здесь закончили те или иные учебные заведения.
Что же касается студентов и вообще влияния Общественного совета студенчества, который был за этот промежуток времени, я могу привести всего лишь несколько конкретных фактов.
Один из фактов - то, что Москва стала одним из первых регионов, где на уровне Правительства Москвы было поддержано развитие органов студенческого самоуправления, было утверждено типовое положение студенческих советов и оказана соответствующая поддержка, несмотря на то, что бывшие учебные заведения, безусловно, в основном являются федеральными или негосударственными.
Кроме этого, очень активно развивается система вообще поддержки в неучебной, воспитательной деятельности на базе высших учебных заведений. Это тоже взаимосвязано. И это две стороны одной медали: студенческое самоуправление и воспитательный процесс в вузах.
Фактов очень много. Я уверен, что найдутся в городе те студенты, у которых будет поддержка общественных организаций. Я уверен, что найдутся те ректора по воспитательной деятельности или другой, которые смогут активно и плодотворно работать на благо города.

ВЕДУЩИЙ
Да, пожалуйста.

Е. СУМИНА - \"Вечерняя Москва\"
Вы говорили, что у Общественной палаты будет гораздо больше полномочий, чем у Общественного совета, может быть, не гораздо больше, но больше. Можете уточнить?

А.В.ЧИСТЯКОВ
Во-первых, я должен сказать, что Общественная палата будет работать, и она будет принимать постановления, выносить решения, делать заявки, заявления и т.д. Она может обратиться в любой орган исполнительной власти с предложением.
Помимо этого, очень важно, что Общественная палата будет составлять ежегодный доклад о своей работе. Будет отчитываться перед Московской городской Думой и мэром о том, что сделано.
Они имеют право свои решения направлять в любой орган исполнительной власти по направлению его деятельности, который будет прислушиваться к рекомендациям.
Надо понимать, что решения Общественной палаты носят рекомендательный характер, а не обязательный. Предложения Совета были учтены при выработке совместных решений при разработке городских программ. Например, по вопросам ЖКХ, социальным вопросам. Это очень важно.
Это как раз тот деловой диалог, это та деловая атмосфера, которая позволяет совместно представителям гражданского общества и власти находить приемлемые, правильные, наиболее оптимальные пути решения тех или иных задач. В этом серьезное, на мой взгляд, отличие.
Кроме этого, они еще ежегодно будут проводить наш Городской гражданский форум, где имеют право в открытой форме высказывать все те вопросы, все те наболевшие проблемы, которые стоят перед обществом. И власть, как правило, принимает участие в этом Гражданском форуме.
Я вам уже говорил, что в прошлом году мэр Москвы услышал общественность. И им было принято решение о разработке законопроекта \"Об Общественной палате\" и \"О создании Общественной палаты в городе\". Поэтому это очень важно.
Как раз это и позволяет нам не только услышать общество, но и учитывать при принятии каких-то управленческих решений. Это правильно, я считаю. В этом и заключается новизна.
Но еще новизна и в том, что эта структура законодательно закреплена, это уже обязательная структура. И власть обязана будет прислушиваться к тому, что будет приниматься на заседаниях Общественного совета, какие предложения они будут выносить.
Помимо этого, они еще будут проводить общественную экспертизу различных законотворческих направлений деятельности, экспертизу законов, экспертизу принимаемых решений и свои предложения будут также направлять в органы исполнительной власти.
Здесь определены конкретные сроки, в течение которых должны проводиться эти экспертные работы членами Общественной палаты.
Власть сознательно идет на такой шаг, как создание Общественной палаты, для того чтобы у нас действительно состоялся этот конструктивный диалог, чтобы была выстроена эта дорожка между гражданским обществом и властью, чтобы власть услышала мнение людей через Общественную палату. Спасибо.

ВЕДУЩИЙ
Да, пожалуйста.

А. ДЕРЯБИН - \"Независимая газета\"
Какие-то санкции к чиновникам, которые не будут выполнять рекомендации Общественной палаты, предусматриваются?

А.В.ЧИСТЯКОВ
В законопроекте это не определено. Вы поймите, если Общественная палата высказывает свою точку зрения по деятельности того или иного чиновника, как вы думаете, прислушается власть к этому или нет? Конечно, прислушается.
И если чиновник допустил какие-то упущения по своей работе или какие-то административные нарушения, конечно, будут приниматься в отношении к чиновнику соответствующие меры.

ВЕДУЩИЙ
Вопрос к Михаилу Юрьевичу Лермонтову.
Вы являетесь председателем Комиссии по культурной, информационной и градостроительной политике Общественного совета города Москвы. Как Вы считаете, настолько такие социально значимые направления, как культура, информация, градостроительство должны быть как бы в одном или это могут быть отдельные комиссии, комитеты? Работая столько времени, что Вы считаете?

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ
Конечно, эти все направления достойны своих комиссий, потому что объединять это было очень сложно в нашем Совете. И я буду предлагать все-таки сделать отдельные комиссии и по культуру, и по образованию, и по градостроительной политике.
Но мне бы хотелось добавить в сегодняшнем нашем обсуждении несколько таких аспектов. Аспекты связаны с той гражданской активностью, которую мы наблюдаем с вами на улицах Москвы, и с той позицией граждан к этой гражданской активности, этому некоему такому не то, что противостоянию, а некоему несогласию друг с другом.
И где же Общественная палата, если не здесь, среди гущи этих вопросов? И в этом плане, мне кажется, мне хотелось бы, чтобы Общественная палата сегодня действительно становилась таким институтом согласия, институтом выработки общественного договора, если вы знаете этот термин, который в демократических обществах очень распространен. И такого общественного договора, в общем-то, и добивается сегодня оппозиция у нас на улицах.
И общественный договор как цель для меня всегда была работа в Общественном совете. Эта цель - достичь параметров этого общественного договора. Как мы можем договориться? Все эти наши форумы уже много лет - это был подход к этому механизму.
Но учитывая то, что действительно сегодня и на федеральном уровне происходят изменения, связанные с более широким вовлечением гражданского общества в управление государством, то и эта тенденция в нашей Общественной палате должна реализовываться. И вовлечение предметное, которое в федеральной Общественной палате перешло к созданию открытого Правительства.
И мне тоже хотелось бы, чтобы действительно Общественная палата в новом измерении была такой фабрикой предложений для власти.
Комитет общественных связей, который уже много лет существует, - это государственный институт, не имеющий аналогов на федеральном уровне. Два дня назад мы увидели, что там создано Министерство по взаимодействию с открытым Правительством фактически по аналогии с Комитетом общественных связей, который есть у нас в Москве.
И здесь есть, мне кажется, основная перспектива для Общественной палаты начать свою деятельность, начать свой формат именно в режиме отработки этого взаимодействия.
И когда был вопрос о том, что могут ли партии там участвовать, то вы знаете, что у нас сейчас в Общественном совете половина членов партии. Речь не идет о том, что не могут быть в Общественном совете и в Общественной палате члены партии. Партии не могут выдвигать кандидатов - это существенный момент. Общественная организация может выдвинуть члена партии, и он может вполне занимать место среди членов Общественной палаты. И это нормальная демократическая процедура вполне понятна.
Мне кажется, что именно этот формат дает возможность нам и привлечь и несистемную, и системную оппозицию.
Вчера, например, было заседание по вопросу создания Гайд-парка в городе. Это очень интересный вопрос. То есть, сегодня власти пытаются найти совместно с обществом механизмы проявления этой гражданской активности цивилизованной, организованной.
И мне кажется, в этом направлении новая Общественная палата может сыграть существенную роль, к чему мы и должны с вами приложить свои усилия. Спасибо.

ВЕДУЩИЙ
Антон Владимирович, я хотел бы Вам еще предоставить слово. Как говорится, народ и армия едины. Последнее время очень много уделяется внимания развитию Вооруженных сил.
Вопрос так звучит: может ли действующий офицер стать членов Общественной палаты или может только отставник? Ваше отношение к этим процессам?

А.В.ЦВЕТКОВ
Так получилось, что, наверное, Александр Васильевич уже ответил на этот вопрос. Действующий офицер - это человек, находящийся на государственной службе, поэтому, естественно, он как человек, находящийся на государственной службе, не может находиться в оппозиции.
На протяжении трех с лишним лет, которые работает Общественный совет, у нас достаточно активный шел диалог с этими офицерами. И вы знаете, что у нас Комиссия, которую я возглавляю, достаточно широкая по обеспечению прав человека, их объединению и взаимодействию с правоохранительными и судебными органами. То есть у нас и права человека, и правоохранительные, и судебные органы.
Действительно, непростые времена были в Москве. И мы находили конценсус, находили взаимодействие. У нас также тесное взаимодействие с Уполномоченным по правам человека, у нас единая позиция по многим вопросам. Это достаточно важно.
У нас офицеры есть не только из армии, но и из правоохранительных органов. И та реформа, которая идет в органах полиции, сопровождается и нашим Общественным советом.
В этом зале проходили Общественные слушания по закону о полиции, мы обсуждали эти вопросы. В том числе по линии общественного контроля. Члены нашей Комиссии на регулярной основе выезжают в качестве независимых наблюдателей на все массовые мероприятия в городе Москве как согласованные, так и не согласованные.
Периодически на регулярной основе совместно с Общественным советом Главного управления МВД России по городу Москве осуществляется контроль за соблюдением прав человека в отделах внутренних дел. Совместно с УСИНом по городу Москве осуществляют контроль за соблюдением прав человека в местах предварительного содержания, то есть в следственных изоляторах.
И подчеркну, что по различным громким резонансным ситуациям нам удалось найти консенсус. В частности, наша Комиссия достаточно активно работала, когда, как вы помните, два года назад сломали руку журналисту \"Газета.ру\". И мы добились того, что эта ситуация в том напряжении, в котором была, была снята. Это пострадавший журналист Александр и подтвердил. И другие какие-то резонансные моменты с участием нашей Комиссии.
Как Михаил Юрьевич правильно говорил, приходили к какому-то согласованию, к какому-то общественному согласию, общественному договору.

ВЕДУЩИЙ
Спасибо.
Да, пожалуйста.

М.ГЕРАСИМОВА - \"Аргументы и Факты\"
Будет ли деятельность Общественной палаты Москвы как-то координироваться с деятельностью Общественной палаты Российской Федерации?

А.В.ЧИСТЯКОВ
Да, конечно. Это и предусмотрено, кстати, проектом закона: взаимодействие не только с Общественной палатой Российской Федерации, но и с региональными общественными палатами.
Я скажу, что опыт регионального взаимодействия есть у Общественного совета. У нас очень серьезные сложились взаимоотношения по взаимодействию с Общественной палатой Московской области. И мы обращались и к опыту других Общественных палат регионов, когда работал Общественный совет. Это, наверное, правильно. А как иначе?
Обязательно будем взаимодействовать, обязательно члены Общественной палаты будут приглашать на свои заседания Общественную палату Российской Федерации. Это нормальная рабочая атмосфера, которая позволит определяться, как-то вырабатывать единую точку зрения по серьезным направлениям деятельности. И это будет правильно. Поэтому в законе это прописано.

ВЕДУЩИЙ
Да, пожалуйста.

М.ГЕРАСИМОВА – «Аргументы и факты»
Как-то еще уточнить можно: а где будет размещаться Общественная палата? Там же, где и Общественный совет? Может быть какая-то другая площадка будет подобрана?

А.В.ЧИСТЯКОВ
Я думаю, мы найдем хорошее место для Общественной палаты. Где она будет размещаться и базироваться, определим. У нас еще время есть для этого.

ВЕДУЩИЙ
Да, последний вопрос, пожалуйста.

Е. ЕГОРОВА – Московский комсомолец
А можно уточнить. Помимо принадлежности к общественной организации, есть вещи какие-то, неподразумеваемые, а четко прописанные критерии попадания в список. Например, степеней, званий, медалей, наград, орденов, активной гражданской позиции?

А.В.ЧИСТЯКОВ
Вы знаете, определен перечень необходимых документов, которые необходимо оформлять при предъявлении кандидатуры на участие в Общественной палате. Там четко определено, и есть специальная анкета, которая заполняется и прописывается. Там тоже все это прописано, есть.
Опять же говорю, решение общественность будет принимать, кого направить в Общественную палату, окружные общественные конференции, которые будут выдвигать своих кандидатов в Общественную палату. Они будут принимать решение. Здесь власть постольку поскольку будет участвовать.

ВЕДУЩИЙ
Александр Васильевич, вопросов, я так понимаю, больше нет. Спасибо Вам.

А.В.ЧИСТЯКОВ
Я единственное, завершая нашу пресс-конференцию, хотел бы вас всех поблагодарить за то, что вы пришли сюда и выслушали. Вы должны понимать правильно, что в такой ответственный момент Правительство Москвы проявило очень большую зрелость, создавая этот демократический институт. Понимаете, не каждый решится на то, чтобы создать этот демократический институт, для того чтобы услышать общественность, развивать в дальнейшем гражданское общество, развивать гражданские инициативы.
И власть пошла на это для того, чтобы действительно у нас взаимодействие с общественным, гражданским обществом приобрело совершенно новую уже ступеньку. Это все делается для того, чтобы принести пользу нашему городу, чтобы действительно все вопросы, возникающие в обществе, решались вот таким цивилизованным, нормальным путем, путем использования этой площадки для дискуссий, для принятия решений и т.д.
Поэтому, я думаю, что решение, которое приняло вчера Правительство Москвы об одобрении законопроекта об Общественной палате и внесении его в Московскую городскую Думу на рассмотрение, - это абсолютно правильный, продуманный, серьезный шаг.
Всем спасибо.