Пресс-конференция Олега Нетеребского
7 декабря состоялась пресс-конференция руководителя Департамента труда и занятости населения города Москвы Олега Викторовича Нетеребского на тему: «Итоги работы службы занятости в 2011 году».
7 декабря состоялась пресс-конференция руководителя Департамента труда и занятости населения города Москвы Олега Викторовича Нетеребского на тему: «Итоги работы службы занятости в 2011 году».
Стенограмма
ВЕДУЩИЙ
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня пресс-конференция руководителя Департамента труда и занятости населения города Москва Олега Викторовича Нетеребского.
Работа будет построена следующим образом. Я предоставлю слово Олегу Викторович, потом мы перейдем к вопросам.
Пожалуйста, Олег Викторович.
О.В.НЕТЕРЕБСКИЙ
Добрый день.
Вам раздали объемный по информации пресс-релиз с основными цифрами, поэтому на них я останавливаться не буду. Ситуация на рынке труда характеризуется несколькими основными показателями. Главный из них - это численность зарегистрированных безработных и банк вакансий (было бы, что предложить на рынке). Последние данные, которые я хотел дать.
По состоянию на сегодняшний день численность безработных в Москве - 40 тысяч 326 человек. Если брать в процентах уровень безработицы - это 0,65% от экономически активного населения.
Рассмотрим тенденции по сокращению числа зарегистрированных безработных на рынке труда.
Что будет дальше? Вступает в силу сезонный фактор. В начале года будет небольшая прецессия и тенденция к небольшому росту, которая обусловлена тем, что в службу занятости людей приходят не с целью поиска работы в начале года, а с целью получения статуса безработного для получения определенного вида социальных пособий, гарантий и т.д., которые влияют на иные социальные выплаты.
С начала года мы запускаем активные программы занятости будущего года, поэтому ситуация будет под контролем.
Банк вакансий. На сегодняшний день банк вакансий в городе Москве составляет 139929 вакансий. В отличие от других, мы делим общий банк вакансий на две части. Так вот, приемлемы для москвичей 109012 вакансий на сегодняшний день.
Вы можете видеть график тенденций. Сближение двух этих кривых линий - очень хороший показатель.
Позвольте вам напомнить: в период кризиса девятого года общий банк вакансий доходил до 275 тысяч, но из них приемлемы для москвичей были порядка 78 тысяч, остальные вакансии - это те, которые заявлялись работодателем с целью привлечения иностранной рабочей силы.
Заниженные гарантии по условиям труда, оплате труда и т.д. - это не наш метод. Поэтому та политика, которая проводится и проводилась в последнее время в городе Москве по регулированию потоков миграции, дает свой результат.
Но на этом подробно еще остановлюсь.
Относительно реализации активных программ в пресс-релизе у вас информация есть. Я могу сказать в двух словах: программы по числу участников активных программ будут перевыполнены. По одним программам на 15-20%, по другим - в 1,5 раза. Это связано с оптимизацией вопросов, например, переобучения безработных граждан по наиболее востребованным процессам. Мы ориентировались на среднесрочные курсы. Но иногда превалируют краткосрочные курсы переобучения по желанию соискателя. И поэтому такие цифры.
В следующем году мы спрогнозировали развитие ситуации в рамках принятой программы стимулирования экономической активности. Есть подпрограмма развития рынка труда и содействие занятости на 2012-2016 годы, заложены необходимые финансовые ресурсы, чтобы, не взирая на снижение числа зарегистрированных безработных, активные программы имели тенденцию к увеличению.
Приведу вам примеры. Есть такая программа как самозанятость. Она очень востребована безработными. Напомню вам, что, в принципе, в Москве созданы необходимые условия открытия собственного дела любым москвичом, любым гражданином Российской Федерации, определенная система преференций, возможность получения займов и т.д. Но есть категория людей, которая требует повышенного внимания. Допустим, безработные: они не имеют, как правило, стартового капитала, не имеют возможности под залог взять какой-то кредит в банке, и поэтому в городе с 2009 года реализуется программа самозанятости, нацеленная на слабозащищенные категории безработных. Слабозащищенные категории - это инвалиды среди безработных, многодетные, одинокие, военнослужащие, уволенные в запас, срочники, которые пришли из армии и ряд других категорий людей, которые требуют повышенного внимания.
Они участвуют в программе. В конце девятого года было 8 проектов по самозанятости: финансирование, субсидия, безвозвратная субсидия до 327 тысяч рублей на открытие собственного дела, которая тратится на приобретение оборудования, оснастку, материалы, аренду помещения и т.д., чтобы у человека был стартовый капитал.
Дальше мы заключаем договор, отслеживаем его в течение 18 месяцев. Причем, анализ данных проектов проводит независимая экспертиза. В прошлом году было 80 проектов, в этом году 250 проектов, на будущий год планируем не менее 500 проектов. Это только по городской программе.
Со следующего года меняются принципы финансирования занятости, содействие занятости в Российской Федерации.
Сейчас приняты изменения в федеральный закон о занятости. И то, что называлось раньше переданными полномочиями в субъекты Российской Федерации - это частичное содержание служб занятости, финансирование активных программ из федерального центра передано на уровень субъектов Российской Федерации.
Мы, принимая эту подпрограмму развития рынка труда, предполагали такое развитие ситуации, поэтому заложили достаточный объем средств, учитывая, что теперь федеральный центр не финансирует.
Более того, если посмотреть по активным программам, объемы финансирования в будущем году по сравнению с этим, невзирая на снижение числа зарегистрированных безработных, увеличились на 20%.
Появились новые программы и оптимизация старых программ. Про одну самозанятость я вам рассказал. Есть программы общественных работ, в том числе, временная занятость молодежи в свободное от учебы время. Мы проработали уже с Союзом ректоров вузов с работодателями, с директорами колледжей новую программу, которая будет стыковать две имеющиеся программы.
Есть временная занятость молодежи в свободное от учебы время. Это стремление молодежи заработать карманные деньги мы рассматривали как трудовую адаптацию молодежи. И есть программа стажировки: молодой человек имеет диплом и имеет проблему с трудоустройством. Мы совместили две эти программы.
То есть, смысл заключается в чем? Молодой человек, который учится на старших курсах колледжа либо института, имеет возможность быть временно трудоустроенным на будущее рабочее место, которое ему готовит работодатель после его окончания учебного заведения. В течение этой временной занятости мы частично оплачиваем заработную плату, молодой человек привыкает к будущему рабочему месту. Работодатель диктует свои условия учебному заведению по подготовке его к будущему рабочему месту. Молодой человек получает гарантию дальнейшего трудоустройства.
Часть финансовых затрат, связанных с этим, компенсирует наш департамент.
Это новая программа. Мы ее запланировали и составляем списки. Она начнет действовать с нового года. Мы запланировали около 500 человек по этой программе. Но у нас имеются возможности увеличить эту программу в два и в три раза. Мы посмотрим, как она будет реализовываться дальше.
С будущего года ряд направлений программы дополнительных мер, которые финансировались на 95% из федерального центра, теперь передаются субъектам, и субъект определяет, какие программы реализовывать на своей территории.
Те новые программы, которые были в этом году, оставляем и в будущем году.
Допустим, была у нас отдельная подпрограмма - переобучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. Мы ее сокращать не будем, будем только наращивать.
И поэтому мы будем проводить переобучение, чтобы она безболезненно могла вернуться на рабочее место, подняв свою квалификацию.
Стажировка, которая была в рамках федеральной программы, тоже остается и наращивается в дополнение к нашей программе \"Молодежная практика\".
Напомню вам, что для участия в этих программах мы внесли изменения еще в десятом году в закон о занятости. Молодому человеку для участия в этих программах не нужно получать статус безработного гражданина, поскольку начинать свой трудовой путь с такого статуса - это моральная травма для молодого человека.
Поэтому у нас действуют предельно разумные подходы по реализации программ. И те программы, которые востребованы, будем наращивать.
Две категории населения, которые требуют очень повышенного внимания - инвалиды и молодежь. Ситуация с занятостью этих категорий в этом году существенно улучшилась.
Если взять число безработных, то оно есть среди выпускников средних, средне-специальных, начальных учебных заведений, высшей школы на сегодняшний день в 1,5 раза ниже, чем было год назад. И оно ниже, чем в самые стабильные годы.
Это результат реализации целевого постановления Правительства Москвы, которое мы приняли в феврале десятого года. Оно носит предельно технологический характер, когда каждый знает свой маневр: начиная от опроса всех будущих выпускников, определился ли он с рабочим местом, обзвон всех этих выпускников, приглашение на ярмарки вакансий, индивидуальная работа с ним, приглашение для участия в программах стажировки и т.д. Это дает свои результаты.
Это программа, которая идет в расширение этой темы и работает на предупреждение возникновения таких проблем.
Мы хотим, чтобы молодой человек со старших курсов уже знал, на какое рабочее место идет.
По инвалидам назову тоже несколько цифр. В этом году использовались различные механизмы. Но только те инвалиды, которые пришли в службу занятости по стандартному варианту, были трудоустроены: таких более 1300 человек. Таких показателей не было никогда в истории Москвы.
Мы развиваем эту работу. Предусмотрен и сейчас заключается контракт по капитальному ремонту техникума профобучения безработных граждан, адаптация его к работе с инвалидами. Эта работа целевым образом будет наращиваться.
Если брать банк вакансий по возможности трудоустройства инвалидов, то в девятом году это было 160 вакансий, а на сегодняшний день мы имеем 1350 вакансий для трудоустройства инвалидов.
Повысился интерес работодателей, чисто человеческий интерес: они готовы трудоустраивать инвалидов, но необходимо им помочь в этом.
Мы тесно взаимодействуем с общественными организациями инвалидов в этой работе. Но главная наша цель - это подготовка человека к конкретному рабочему месту не в рамках специализированных предприятий, а для работы на обычных предприятиях, где может быть эффективно применен труд людей с ограниченными возможностями.
Что касается иностранной рабочей силы. Сейчас у нас небольшое затишье. В начале года в соответствии с федеральным регламентом начинается заявочная корректировочная компания. Напомню вам, что квота определена на будущий год в соответствии с московским трехсторонним соглашением - порядка 200 тысяч. Мы вынесли свои предложения по корректировке регламента и федерального законодательства. Сейчас идет процесс их обсуждения.
Если будут вопросы по этой теме, тоже готов на них ответить.
Достаточно многое не зависит от субъекта Российской Федерации. Наши предложения нацелены на то, чтобы в этой сфере победил логичный разум: в порядке привлечения, порядке выдачи разрешений, чтобы не превалировало стремление сэкономить средства на труд со всеми вытекающими негативными последствиями.
Поэтому мы смотрим в будущий год довольно уверенно. Мы спрогнозировали развитие ситуации на первый квартал. У нас есть понимание развитие ситуации на весь год по возможным схемам развития. К любой схеме развития событий готовы.
Более того, сейчас находится на согласовании проект постановления Правительства. И наш Департамент будет главным уполномоченным органом по прогнозу баланса трудовых ресурсов на среднесрочную перспективу, как это предписано федеральным законом о занятости.
Поэтому в рамках внесенных изменений в законодательство число полномочий департамента только увеличивается, и мы будем стремиться этому соответствовать.
Вот краткая информация, которую я хотел дать. Если есть вопросы, я готов на них ответить.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо, Олег Викторович.
Коллеги, вопросы, пожалуйста.
Н. ГРАНИНА - газета \"Московская перспектива\"
Я бы хотела уточнить по поводу канала поиска работы для молодых. Программа стажировки. Какие вузы в ней участвуют или колледжи? Какова средняя зарплата, которую там предлагают? И в свое время вы говорили, что вы намерены составить рейтинг учебных заведений, выпускники которых испытывают трудности с поиском работы. Что-нибудь по этому поводу.
О.В. НЕТЕРЕБСКИЙ
К чести ректоров, они активизировали эту работу, с нами взаимодействуют. Более того, когда возникают проблемы по трудоустройству выпускников каких-то вузов, вузы запрашивают у нас информацию, индивидуально начинают работать вместе с нами, с этими выпускниками, в том числе участвуют в этих программах.
По первой части вопроса. Краеугольный камень программ стажировки - не какая-то компания по участию вузов либо работодателей - здесь корни лежат. Если у молодого человека проблема с трудоустройством, нам нужно выявить этого молодого человека и начинать с ним работать. То есть начинается программа от него.
И далее, понимая, какая специальность, мы уже подключаемся, изыскиваем работодателя, который готов его принять на работу. Мы предлагаем ему эту программу, которая уменьшает экономические издержки по оплате его труда при условии участия в этой программе, и тогда заключаем договор и с работодателем. Деньги же мы перечисляем на личную карточку, на личный счет данного выпускника.
Программа стажировки действует до 6 месяцев. Понимаете, какая схема. На этот период времени на заработную плату работодатель денег может тратить поменьше, то есть пока отдача от молодого человека станет экономически выгодной.
За 6 месяцев молодой человек привыкает к месту работы, работодатель к нему привыкает. И он адаптируется к будущему рабочему месту.
Программы стажировки у нас в этом году увеличились приблизительно в 2,5 раза, и общий число прошедших стажировку порядка 2 тыс.человек. Напомню, что в этом году проблемная категория молодежи у нас была 2 тыс.900 человек.
Мы расширили эти программы, практически мы можем охватить всю проблемную категорию.
Кроме этого, направляем на программы переобучения. Кстати, в этом году тоже вроде бы нонсенс, люди закончили учебные заведения. И сколько человек, например, направили на переобучения после окончания учебного заведения? Ответ: порядка 180 человек.
Но здесь причина не только в том, что невостребованная профессия. Бывают случаи, когда молодой человек ошибся с выбором профессии, бывает, что у него не получилось с качественной учебой по той или иной причине. Тут нужно смотреть все очень индивидуально.
Н. ГРАНИНА
А какие профессии Вы чаще всего переобучаете?
О.В.НЕТЕРЕБСКИЙ
Переобучение включает перечень порядка 110 профессий. То, что мы называем востребованными на рынке труда, это порядка 90 профессий. Это самые различные профессии.
Допустим, профессия, если по высшему образованию брать, психолога. Общее название профессии, но есть психолог с определенной специализацией. Как правило, мы выбираем курсы переобучения, которые адаптированы. Есть у нас вакансия по востребованным психологам, допустим, в какой-то узкой сфере.
Среднесрочное переобучение, которое проходит, адаптируют к данной специализации, не меняя основной профиль деятельности.
Еще раз подчеркну, что переобучение - это только согласие соискателя. У нас идет 3 вида переобучения: краткосрочное, смежная профессия, новая профессия и повышение квалификации, если называть вещи своими именами.
Исходя из этого, вы можете себе представить, что это может быть. Это не получение второго образования, ни в коем случае. Переобучение происходит на базе основного образования.
Либо бывают такие случае, когда получившие образование по определенной профессии в непрофильных вузах, не пользуются большой популярностью у работодателей.
По каким профессиям? Часто сейчас озвучивается, можете себе представить. Когда молодые люди, стремясь получить диплом, будем говорить проще - корочку, не задумываются, а что это за образование.
Дальше работодатель, он не дурак, понимает, может сравнить, что это на самом деле. И у молодого человека возникают проблемы.
Так вот, когда молодому человеку ближе к 30, на первый план уже выходит не престижная профессия, а необходимость кормить семью, решать жилищные проблемы и прочее, прочее, прочее. И к нам массовым потоком шли молодые люди, которые имели такие дипломы, с предложением, чтобы мы их переобучили востребованным на рынке труда рабочим профессиям, но высокоинтеллектуальным рабочим профессиям.
И у нас поток. Мы в 3-сменном режиме вынуждены были загрузить наш учебный центр \"Профессионал\", поскольку там и зарплата при получении таких профессий повыше, и стабильность на рабочем месте, и перспектива более ощутимая и понятная. И такое тоже у нас было.
Я могу массу примеров привести, когда педагогу тоже необходима определенная специализация. Масса примеров. Представьте себе, порядка 90 профессий.
Понимаете, каждый человек индивидуален. Надо индивидуально встречаться с ним, беседовать и понимать, что он хочет.
Часто, к сожалению, к нам приходят молодые люди. У нас имеется штат психологов для тех выпускников вузов, которые сами не знают, что хотят. Необходимо с ними побеседовать, подробно понять, разобраться в их проблеме.
Поэтому универсальный совет, который мы даем, когда возникают проблемы. Мне не хочется это говорить, но иногда человек не адекватен, он сам не понимает, что хочет. До встречи со специалистами нужно спокойно пообщаться. Использовать, например, такую форму, как Клуб ищущих работ.
Мы сталкиваемся с тем, что иногда даже с нашими специалистами человек не способен откровенно разговаривать, а когда окунается в среду тех, кто столкнулся с такой проблемой, то получаю от них советы по трудоустройству.
Главное направление работы нашей службы – внедрение услуг в электронной форме. При этом мы четко убеждены, что все перевести в электронный вид невозможно.
Расширение услуг в электронном виде позволяет нам решить проблему снятия определенной чисто формальной механистической нагрузки с наших работников, чтобы они могли более детально работать с теми людьми, которые к нам приходят.
Образно говоря, мы должны каждого безработного гражданина вылизывать у себя, максимально и каждому предоставляя все необходимые услуги и помогая ему найти свое место в жизни. Это главная задача нашей службы.
Е. ЕГОРОВА - \"Московский комсомолец\"
У меня вопрос: я хотела бы узнать, как-то изменилась политика города, Департамента в области трудоустройства мигрантов? Я помню одно из первых заседаний Правительства. И Сергей Семенович говорил о том, что нужно определиться, какие именно специальности нужны городу и для каких структур, сделать какие-то четкие таблицы. Вы сделали?
О.В.НЕТЕРЕБСКИЙ
Да, конечно.
Е. ЕГОРОВА
И еще шла речь о том, вы поподробнее, если можно об этом, кто нужен и куда их трудоустраивают?
И еще, по-моему, шла речь о том, что работодателей нужно контролировать на предмет обеспечения работников медицинскими страховками. Какая-то велась работа в этом направлении?
О.В.НЕТЕРЕБСКИЙ
Давайте я более подробно скажу. Я вам назвал цифры: в столице 40 тысяч безработных, а вакансий 110 тысяч. Вроде все нормально, но существует такое понятие на рынке труда, как дисбаланс спроса и предложения.
Каких-то специальностей, вакансий много по рабочим профессиям, а соискателей на рабочие профессии маловато.
Среди служащих желающих найти работу много, а вакансий поменьше. Это называется дисбаланс по упрощенной схеме. То есть всегда есть на рынке труда издержки, когда тех или иных специалистов по объективным причинам не хватает.
Один из способов решения этой проблемы я вам назвал. Это переобучение безработных, это уменьшает дисбаланс, это пожарная такая мера, но по желанию соискателя.
Вторая мера - это миграционные потоки. В первую очередь - внутренние, во вторую очередь - внешние. Они помогают смягчить эту ситуацию, поскольку идеально спрогнозировать и сделать баланс на рынке труда, учитывая, что ряд профессий плюс ко всему и не престижен, невозможно. И как бы мы это ни планировали, все равно необходимо, чтобы привлечение иностранной рабочей силы было разумно.
Какие причины привлечения иностранной рабочей силы? Их три, если называть вещи своими именами.
Первая причина - это желание работодателя сэкономить на издержках на труд, то есть привлечь дешевую рабочую силу.
Вторая причина - не хватает собственных трудовых ресурсов, и необходимо где-то трудовые ресурсы найти.
И третья причина - необходимость привлечения уникальных высококвалифицированных специалистов, которые обладают хорошими знаниями, передовым опытом, который востребован у нас.
По третьей причине у нас никогда никаких вопросов не было, это необходимо.
Вдобавок я открою вам маленький секрет, что российская рабочая сила на рынке труда обладает повышенной адаптивностью. И когда приезжают высококлассные специалисты из-за рубежа, наши как губка высасывают из них всю информацию, а потом, работая локтями, потихонечку вытесняют их с этого рынка. Это нормально. Поэтому против этого направления мы никоим образом не возражаем.
Что касается специалистов, которых не хватает. По ряду профессий. Например, станочники. По не престижным профессиям, например, у всех на слуху дворники. Здесь тоже проблема состоит из двух частей.
Первая - престижность профессии обусловлена несколькими факторами: моральным и уровнем социальных гарантий, то есть уровнем заработной платы. Иногда разговор идет о том, что у нас не хватает собственных ресурсов в той или иной сфере. Работодатель говорит, что наши не идут, а на самом деле работодатель их туда и не пускает по одной простой причине. Ему проще иметь дело с бессловесной, нетребовательной рабочей силой.
К сожалению, на рынке труда, учитывая сегодняшнее наше законодательство, превалирует эта причина.
Приведу пример конкретно из жизни. В старом законодательстве по миграции, которое было и действовало в 90-е годы - начале 2000-х годов, главным условием получения разрешения работодателем на привлечение иностранной рабочей силы было выполнение трех непременных условий.
Первое требование обязывало работодателя иностранному работнику платить заработную плату не ниже среднеотраслевой в сложившейся по данной профессии в данном регионе.
Второе требование - обеспечить нормальные условия проживания и доказать это документально.
И третье - обеспечить страховку, медицинское социальное страхование.
Эти условия были. То есть вы понимаете, при выполнении этих условий издержки на привлечение иностранной рабочей силы были даже выше, чем для привлечения отечественного гражданина.
Это приводило к тому, что с требованием выдачи ему разрешения выходил работодатель. Это были объективные условия.
Какова была квота в тот момент? Ответ: в городе Москве квота была от 60 до 80 тысяч.
Что произошло потом при принятии нового законодательства, когда все эти ограничения были, по сути дела, сняты? Сегодня работодатель имеет право привлекать иностранную рабочую силу, заявив нам вакансию с минимальными социальными стандартами.
Минимальная заработная плата в городе Москве на сегодня 11тыс.100, но если он отказывается от Трехстороннего соглашения, он вправе заявить зарплату 4 тыс.611 рублей, как на федеральном уровне.
Дальше нам он дает эту вакансию, говорит о том, чтобы мы подыскали ему отечественного гражданина. Наш гражданин пойдет на такую зарплату? Ответ: не пойдет. А плюс ко всему, не мы трудоустраиваем, а правом найма на работу обладает работодатель. Он никогда не заявит то, что там по каким-то причинам специально не подходит соискатель, чтобы не нарушать Трудовой кодекс, а будет говорить, что недостаточно квалификации.
Плюс ко всему, я вам приводил неоднократно примеры, Например, работодатель заявляет, что нужна уборщица со знанием трех иностранных языков. То есть он уже априори, давая нам эту вакансию, не нацелен принимать наших граждан на работу. То есть здесь нормы законодательства ненормальные.
Сколько было выдано разрешений на работу в 2007 году? Ответ: 634 тысячи. Более чем каждый десятый, официально работающий в Москве, был иностранцем. Это нормально? Нет.
Чей интерес преследовался: общества, рынка труда? Нет. Лобовой интерес работодателя - привлечение дешевой рабочей силы.
Сегодня, вы знаете, руководство страны поставило цель модернизацию инноваций. Никогда работодатель не будет заинтересован в инновациях и модернизации. Это же новое оборудование, технологии, дорогостоящие сами по себе. Дешевле привлекать рабский труд.
Поэтому решая одну проблему, невозможно не наводить порядок во второй сфере. В Москве это получается.
Но я вам еще озвучу один момент, который по законодательству абсурден. Сегодня в лоб по закону привлекать иностранную рабочую силу, с точки зрения налогов, выгоднее.
Вы знаете, сейчас стали подхватывать эту тему, только, по-моему, ее односторонне ее пытаются решать. Это связано с изменениями, которые внесены по пенсионным взносам.
Вы знаете, что работодатель из фонда оплаты труда платит подоходный налог 13% с гражданина России, с иностранца выше - 30% первые 6 месяцев, потом тоже опускается до 13%. Но с иностранного работника не взимаются взносы во внебюджетные фонды, а это, как вы знаете, 30%.
То есть априори, принимая на работу иностранца, даже в лоб по закону, если все нормально, издержки на иностранного работника по перечислениям ниже. Это нормально? Ответ: нет, налицо дискриминация российских граждан в равных правах при трудоустройстве на работу и перед иностранными гражданами. Ненормальная ситуация.
Сейчас часто критикуется квотная компания, что сложный и трудоемкий механизм. Да, но абсурдность квотной компании заложена в саму трактовку этих законов и в регламенте.
Порядочный работодатель, который подает заявку на квоту на привлечение иностранной рабочей силы, пройдя все эти круги ада, получив квоту, имеет ли гарантиюи, что получит иностранную рабочую силу? Ответ: нет, поскольку квота Федеральной миграционной службы рассматривается как ограничение выдачи разрешения на работу иностранным гражданам в течение года. И выдается данное разрешение не тем списком, который представляет работодатель по регламентам, по закону, а тем иностранным гражданам, которые пришли в ФМС и подали ходатайство о выдаче разрешения на работу.
Он получает разрешение, уходит работать к тому работодателю, который не участвовал в квотной кампании, и нарушения закона у нас нет. Абсурд? Абсурд.
Мы дали предложения о необходимости квотирования рабочих мест, чтобы получали квоты те работодатели, которые были. Это нашло отражение в проекте закона, который вынес Минздравсоцразвития осенью. Вопрос: кто против? Ответ: ФМС. Почему?
ФМС предлагает в рамках новой концепции миграционной политики, я называю вещи своими именами, отменить квоты. То есть за разговором о несовершенстве механизма квотирования, с которым мы согласны, идет предложение, как его усовершенствовать. Они предлагают что? Чтобы отменить квоты как ограничение.
Далее работодатель обязан заявить в службу занятости. При существующих всех нормах и стандартах вакансию в службе занятости мы должны в течение месяца плюс 15 дней трудоустроить, а мы не устраиваем. Мы только содействуем трудоустройству, правом найма обладает работодатель. Если мы за этот срок не трудоустроили к работодателю работника, то тогда работодатель свободно нанимает иностранцев на это рабочее место. То есть, по сути дела, предложение сводится к открытию рынка труда для свободного трудоустройства граждан СНГ. Абсурд? Полный абсурд. Но это обсуждается на самом серьезном уровне.
О.В.НЕТЕРЕБСКИЙ
Давайте с конца начну. У нас есть данные: выпускники каких колледжей, каких вузов имеют проблемы с трудоустройством.
В отличие от ряда субъектов я не озвучиваю его по одной простой причине.
Н. ГРАНИНА
Несколько вузов назовите.
О.В.НЕТЕРЕБСКИЙ
Нет, не буду называть по одной простой причине. У меня есть меркантильный интерес. Я это держу в кармане и шантажирую ректоров вузов. Если будут плохо работать со службой занятости, не будут формировать свои службы по трудоустройству и работать в наших программах - я это озвучу.
Я пока держу в кармане эту информацию.
Мы выступаем категорически против этого, дали свои предложения. Мэр Москвы подписал соответствующие письма в Федеральный центр. Буквально на прошлой неделе было заседание Рабочей группы.
Но, пока мы не видим понимания со стороны ФМС в этом вопросе. Минздравсоцразвития нас поддерживает, Минэкономразвития поддерживает, Минрегион поддерживает. Подавляющее большинство субъектов, все, кто давали заключение поддерживают. Пока не находим решения. Но, я думаю, разум победит.
ВЕДУЩИЙ
Пожалуйста.
В. КОЛБАСЮК - газета \"Биржа труда\".
Олег Викторович, скажите, пожалуйста, вы проводите ярмарки вакансий в ближайших к Москве областях, Костроме, Рязани, зачем вы это делаете?
О.В. НЕТЕРЕБСКИЙ
Это продолжение к тому вопросу, на который я отвечал. Объясню. Что радует? Ну, во-первых, суть этих ярмарок? Это ярмарки, которых мы в этом году провели 3 штуки. Кроме того, что у нас существуют рабочие обмены, с целью замещения иностранной рабочей силы отечественными трудовыми ресурсами. Поскольку в Москве у нас задача какая? В первую очередь - это отечественные трудовые ресурсы, во вторую очередь - иностранные.
Нас радует, что в последнее время существенно участились обращения работодателей, которые согласны с этой политикой и ограничивают привлечение иностранцев на свои рабочие места и обращаются к нам, чтобы мы им помогли подобрать российские трудовые ресурсы.
Мы эти последние ярмарки провели, могу привести пример таких предприятий. Стройкомплекс. Если у них в 2010-м году была заявка на привлечение 124 тысяч работников, то в этом году в пределах 30,6. На будущий год они планируют не больше 24. Сокращение идет. \"Мосгортранс\" - системная работа по сокращению иностранных работников. Предприятия, работающие в сфере клининговых услуг, тоже к нам обращаются, готовы платить более высокую зарплату, поскольку уже наелись услуг иностранцев. Поскольку это качество труда, это престиж фирмы, и так далее. Те работодатели, которые чуть-чуть смотрят в будущее, это поняли, и поэтому пошли к нам обращения.
Поэтому ярмарки вакансий это - эта цель. Плюс ко всему, на будущий год, мы расширяем эти ярмарки вакансий. Плюс ко всему, мы провели на базе нашего Центра на Автозаводской ярмарку вакансий для иностранцев. Впервые провели такую ярмарку для тех, кто приезжает сюда и не имеет будущего рабочего места. Мы пригласили работодателей, которые имеют квоту, чтобы они из этих людей подбирали себе работников. И работодатели, насколько я знаю, пришли подбирать персонал.
Нужно, чтобы была площадка. Не Ярославка, где торговля этой рабочей силой. А была площадка, куда бы эти люди могли прийти. Это не лучший вариант, но он вынужденный.
В. КОЛБАСЮК
Ещё такой вопрос.
Скажите отбитым словом, какие сейчас в Москве профессии престижные, какие не престижные, можете назвать? Вот, журналист, престижная профессия, нет?
О.В. НЕТЕРЕБСКИЙ
Журналист, это престижная профессия. Но, это профессия, которая имеет очень большой риск по трудоустройству, вы это знаете прекрасно. Операторы стоят. Та же самая ситуация.
Престижная сейчас профессия юрист? Престижная. А трудоустроиться нормально - проблемы есть, поскольку работодатель требует, чтобы юрист был с опытом работы, как минимум, а ещё лучше, чтобы он имел определенную специфику. Вообще, по юристам, по экономистам, как правило, работодателю желательно, чтобы это была вторая профессия. Т.е., базовая, допустим, инженер. А если он ещё имеет диплом юриста, либо экономиста, это всегда приветствуется. Поэтому крен в эту сторону. Понимаете, крен идет в разумную сторону.
Какие профессии престижные среди молодежи? Понимаете, престижность профессии, она особенно актуальна среди молодежи, среди выпускников. Ну, давайте так, я всё время привожу этот пример, с чем молодой человек, который смотрит наши сериалы, связывает свой успех и будущее свое рабочее место: с заводом, с фабрикой, с работой в системе ЖКХ? Или офис, красивые девушки, компьютер, ночной клуб, хорошая машина? С этим. Это в обществе такие условия созданы. Молодой человек впитывает, как губка это дело.
Если собирается, например, молодежь, и кто-то работает в банковской сфере, это престижно? Очень. Почему? Разве главная причина в том, что он решает какие-то проблемы, думает о стратегических задачах, о вселенском масштабе проблемах, либо другие какие-то причины? Причины предельно меркантильны, мы это сами прекрасно понимаем.
Понимаете, когда на первое место выходит вопрос рубля, это не совсем правильно. Но, мы наблюдаем, когда проводим опросы молодежи, определенную положительную тенденцию.
Слабенький такой уже идет крен. Стали более востребованными, популярными среди молодежи инженерные профессии. Ну, айти-технологии они всегда были, и сейчас естьт. Но всё равно на первом месте две сферы - финансовая сфера и нефтегазовый комплекс. Причем у меня большое сомнение, что это связано с тем, что большой интерес у молодого человека к этой деятельности. Как в старой песне пелось: \"А я еду, а я еду за туманом, за туманом и за запахом тайги\". Я думаю, что не это стремление, а несколько иное. Правильно?
Вот, я об этом и говорю, что необходимо крен делать в том, чтобы был интерес, мечта у человека. И она была бы связана, но с тем, чтобы добиться в жизни чего-то реального.
Понимаете, общая тенденция должна быть - интерес к реальному сектору экономики. Производить. Престиж должен быть у тех людей, которые своими руками делают всё то, что нас окружает.
В той же самой Германии. Палата ремесленников. Если человек мастеровой, хороший мастер, он престижем пользуется в обществе, в своем районе, везде, поскольку ему уважение. А у нас есть такое уважение? Это мы совместно с вами все должны формировать. Нужно, чтобы разум победил у нас.
Причем, раньше думали, что будет хорошая зарплата у токаря, и все пойдут в токаря. Не так. Это примитивное понимание проблемы. Сейчас зарплата там не маленькая, всё равно не идут. Поскольку молодому человеку очень важно, как он котируется в своей среде, среде окружающих.
Стал постарше, плюс-минус 30 лет, ему это уже до лампочки. Ему нужно семью кормить, детей растить, жилищные проблемы решать. А вот молодой - это важно. А он, фактически, выбирает ту профессию, и может поломать себе судьбу.
ВЕДУЩИЙ
Вы знаете, в колл-центр поступало большое количество вопросов от москвичей. Я наметил темы, которые звучали. Ну, в общем-то, процентов 90 вы ответили. Но, одна тема осталась не совсем затронутой. Как департамент работает с профсоюзами? Они достаточно мощная сила во всем мире. Как это у вас всё происходит, расскажите, пожалуйста.
О.В. НЕТЕРЕБСКИЙ
Москва тот субъект Российской Федерации, где принципы социального партнерства - это взаимодействие с социальными партнерами - выстраивались первыми с начала 90-х годов. Москва, по сути дела, приняла нормальный Закон, я, кстати, автором его был, о социальном партнерстве. Это был первый нормальный работоспособный Закон, который до сих пор действует. Взаимодействие в рамках исполнительных органов власти и представителей работников, представителями которых наиболее массово выступают профсоюзы и объединения, необходимо. Т.е., у каждой стороны есть свой интерес, но тут разговор идет о балансе достижения интереса.
Я могу долго на эту тему рассказывать. Но, понимаете, сиюминутный интерес работодателей в извлечении максимальной прибыли. Но, гоняясь за этой проблематикой, он снижает издержки на труд, на трудопотери качества труда, качества продукции и вред. Работник, его максималистские интересы, если огрублять – это получать много, ничего не делать. У органов исполнительной власти - главный интерес - социальные меры. Чтобы можно было нормально реализовывать Законы, проводить все необходимые программы, которые есть. Всё это возможно в условиях стабильности.
А стабильность возможна, когда все эти три стороны находят баланс реализации своих интересов. Для этого необходимо садиться за стол переговоров, договариваться. Эти договоренности фиксировать в рамках каких-то документов, как, например, Московское трехстороннее соглашение.
Разумный работодатель понимает, что взаимодействовать надо. Много ли разумных работодателей? В Москве много. Все ли? Нет, не все. Поэтому здесь, я всё время это слово упоминаю, нужно, чтобы победил разум.
От того, что кто-то считает себя чересчур крутым и важным на предприятии, предприятие не выигрывает. Должен быть разумный подход. Поэтому взаимодействие с профсоюзами, оно необходимо.
Другое дело, что профсоюзам необходимо более уверенно становиться на рельсы тех вопросов, на защите которых они должны находиться, потому что коренной принцип создания профсоюзов - это защита социально-трудовых прав и интересов работников. Это не три прихлопа, три притопа, к которым наши сотрудники, кстати, в большей степени, привыкли за советское время. И наши сотрудники считают, что, вот, я заплатил взносы какие-то, а потом я считаю в конце года, сколько я заплатил, и сколько от профсоюза получил. Во всем мире отношение к профсоюзу совсем иное. Это, по сути дела, страховой взнос. Возникнет какая-то проблема с моим трудовым договором, с увольнением, есть организация, в которую я смогу обратиться, и она обезличено, чтобы я не подставлялся, меня защитит. Вот, когда это понимание придет, а пока до этого понимания в обществе далеко, тогда и роль профсоюза будет подниматься. Поэтому тут движение встречное должно быть.
Но, мы с профсоюзами работаем. У нас в рамках Департамента существует Координационный комитет содействия занятости. В него входят общественные организации профсоюзов, работодателей, общественные организации инвалидов, молодежные организации, с которыми мы все свои программы, в том числе и программу, о которой я сегодня говорил, согласовываем.
ВЕДУЩИЙ
Время у нас завершается. Даю возможность задать последний вопрос.
Н. ГРАНИНА – «Московская перспектива»
Я хотела уточнить по поводу предложения ФМС отменить квоты. ФМС ведь предлагает не только отменить квоты, но и стимулировать экономически. Т.е., ввести, опять же, выплаты в соцстрах среднюю зарплату в профессии. Может быть, это и было бы хорошо?
О.В. НЕТЕРЕБСКИЙ
Понимаете, любая проблема в сфере труда, как и эта проблема, имеет более глубокий характер. И когда она начинает пониматься упрощенно, либо выхватывают какое-то определенное её направление и стараются его решить, то не понимают того, какой вред от этого произойдет.
Давайте так смотреть. Если открыть рынок труда, чтобы могли трудоустраиваться все, будут ли здесь отслеживаться интересы россиян? Что происходит в сфере ЖКХ? Я не буду подробно рассказывать, но вы знаете примеры, когда приходит москвич либо россиянин, то работодатель, увидев лицо славянской внешности, сразу отказывает в приеме на работу. Почему? Поскольку ему выгоднее иметь рабов. Другое дело, как он оформляет эти трудовые отношения. Демпинг на рынке труда.
Наши сотрудники требуют официальных трудовых отношений, нормальной заработной платы. Я с ними полностью солидарен в этом вопросе. Правильно требуют.
Мигранты, при всех их трудностях, которые объективны и понятны в странах СНГ, где нет рабочих мест, нет нормальной достойной заработной платы, едут сюда. А мы должны привлекать эту рабочую силу в том количестве, чтобы она не обрушила социальный мир здесь.
Понимаете, тупой подход к рынку, когда предлагают все открыть, а рынок сам всё расставит - это подход чересчур примитивный и неправильный.
Во всем мире регулирование происходит. Нет ни одной страны мира, где было бы свободное привлечение иностранной рабочей силы. Нет! Везде жестко с этим борются, защищая национальный рынок труда. Я могу вам массу примеров приводить по всему миру, как это жестко. Но, если вы бывали за границей, то знаете, что нельзя заняться там трудовой деятельностью, не имея разрешения на работу. Во-первых, все настучат на вас, поскольку вы подсиживаете места работы коренного населения. Во-вторых, вопросы налогов. И так далее. Там очень жестко с этим борются.
А зачем нам открывать? Смысл, какой? Мы говорим о том, что должны быть равные условия. Сегодня ситуация такова, что условия даже более привлекательные, более льготные для работы иностранцев. Это ненормально. Поэтому должно решаться комплексно.
Мы выступили с предложением. Расскажу более подробно суть наших предложений. Первое. Корректировочная компания, которая проходит по квоте, она должна быть круглогодичная. Возникает потребность в работнике, пусть подают заявку, нужно принимать решение.
Кто вправе принимать решение? Ведь даже наша Межведомственная комиссия решение не принимает. Мы даем рекомендацию, а дальше рабочая группа Минздрава, приказ Минздрава, приказ Роструда, длинная цепочка идет. Пусть будет право нашей Межведомственной комиссии принимать решение по корректировке квоты, с уведомлением федеральных органов, чтобы это быстро и оперативно.
Требования по средней заработной плате. Работодатель должен получить разрешение, заявив вакансию не ниже средней заработной платы, чтобы не было демпинга. Тоже логично.
Следующее требование - квотировать рабочие места. Чтобы не было перепродажи рабочей силы. Если требуется работодателю, то рассмотрели, учли объективные условия и дали.
Эти предложения мы все дали. Ждем на них ответа. Они логичны, нормальны. Более того, у нас в последнее время, в последний год благодарности идут. Правда, устные, от работодателей.
Сейчас те, кто объективно нуждается, подают заявки в Межведомственную комиссию, получают их, без всяких посредников, без ничего. И эти работодатели нам благодарны, что такая система стала выстраиваться. Недовольны те, кто раньше необъективно привлекал, поскольку мы урезаем, внимательно смотрим.
Понимаете, какие-то механистические подходы, которые тоже сегодня звучат.Например, по введению балльной системы по привлечению иностранцев. У меня возникает вопрос. Вот, вы работодатель. Вам необходим классный специалист-токарь, который, допустим, где-то живет на Украине. Ну, Украина, может быть, не характерна, допустим в Таджикистане. Он не знает русского языка. Работодатель готов дать ему переводчика, чтобы он с ним ходил днем и ночью. Этот специалист уникален, он ему нужен.
А балльная система если выстраивается, то тогда незнание русского языка - это основной критерий, по которому специалист не получает работу. Разумный подход? Нет. Жизнь богаче. Нельзя её прописать определенными регламентами и правилами.
Поэтому наиболее действенныможно счиатать тот принцип, согласно которому Межведомственная комиссия, состоящая из специалистов отраслей, общественных организаций, контролирующих органов, вплоть до ФСБ, все это смотрит и дает свое заключение. Решение должно быть взвешенное со всех сторон. Поскольку все прописать в регламенты невозможно. Жизнь богаче. Всегда лазейку можно найти.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо вам. Мы заканчиваем нашу работу. И надеемся, что на будущий год вы к нам придете не только с итогами, но и каким-нибудь результатами промежуточными.
О.В. НЕТЕРЕБСКИЙ
Я тоже на это надеюсь.
ВЕДУЩИЙ
И мы с вами поддержим те начинания, которые есть у департамента. Спасибо большое. Всего доброго.
О.В. НЕТЕРЕБСКИЙ
Спасибо.