Информационный Центр Правительства Москвы
01 июля 2025, вторник, 02:28
Пресс-конференции

Пресс-конференция Исаака Калины

13 октября состоялась пресс-конференция Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования города Москвы Исаака Иосифовича Калины на тему: «Первые результаты пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве».

Пресс-конференция Исаака Калины
Важное:

13 октября состоялась пресс-конференция Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования города Москвы Исаака Иосифовича Калины на тему: «Первые результаты пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве».

 

Стенограмма

 

Фото

 

Видео 

 

 

 

Стенограмма


ВЕДУЩИЙ
Добрый день.
Традиционно, прошу всех выключить мобильные телефоны, организаторов прикрыть входную дверь.
Спасибо большое, что вы к нам пришли сегодня на пресс-конференцию. Ее проводит министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Иосифович Калина.
Также присутствует начальник Управления развития организационных механизмов системы образования Юрьева Светлана Николаевна.
Я вас попрошу. У нас сегодня очень интересная тема. И вообще тема образования, безусловно, у всех вызывает большое внимание. Но мы сегодня не будем говорить об образовании вообще. Есть конкретная тема \"Первый результат пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве\".
Поэтому я вас очень прошу, существует лимит по времени, поскольку Исаак Иосифович должен присутствовать на важном совещании. Мы работаем в рамках этой темы. Сейчас я предоставлю слово Исааку Иосифовичу, потом перейдем к вопросам. Спасибо.

И.И.КАЛИНА
Спасибо, Александр Александрович.
Добрый день.
Наверное, многим из вас я уже могу сказать \"уважаемые коллеги\", судя по количеству встреч, которые у нас с вами бывают.
Александр Александрович, я, наверное, Вас разочарую. Придется говорить все-таки почти обо всем образовании, потому что пилотный проект развития качества образования московских школ настолько комплексный и интегрирует в себе все, что сегодня происходит в московской школе, что вольно или невольно мы в сегодняшнем разговоре затронем практически все аспекты жизни школы: детей, родителей, учителей.

И я позволю себе напомнить об истории появления в Москве так называемого пилотного проекта.
Надо сказать, что в Москве всегда существовало немалое количество школ, отличающихся очень высоким качеством образования и широким спектром предложений, которые они делают семье.
Но, к сожалению, наряду с этими школами существовали школы, которые были гораздо меньше востребованы семьями москвичей по разным причинам. Надо признать, что одной из этих причин было и очень разное ресурсное обеспечение школ, что приводило к большой разнице кадрового потенциала в этих школах, а соответственно и влекло за собой недостаточное качество работы этих школ.
Когда я говорю о разном ресурсном обеспечении, я в первую очередь имею в виду уровень финансирования школ Москвы. В Москве были школы, которые финансировались по остаточно немаленькому нормативу в 120 тыс. рублей на человека, но большинство школ Москвы финансировались совершенно по-другому нормативу, который официально был объявлен в 63 тысячи, то есть почти в 2 раза меньше. А во многих случаях даже не достигал и этой цифры.
Анализ финансирования 2010 года показывает, что было немало школ, у которых реальное финансирование оказалось меньше 60 тыс. рублей в год на одного ученика.
Еще раз позволю себе повторить, что если на равные задачи реализации стандарта общего образования школам дается абсолютно разный ресурс, то требовать от школ равных результатов было бы, по меньшей мере, несправедливо. Хотя многие из недофинансированных школ явно старались соответствовать стандартам, тем не менее, разница в ресурсном обеспечении сказывается.
Поэтому 22 марта 2011 года было принято постановление Правительства города Москвы № 86, мы дальше будем на него ссылаться как на ПП-86, которое установило новый порядок финансирования школ  Москвы.
Этот порядок строго основан на принципе, что каждый московский ребенок, если у него равные возможности по отношению к остальным детям, имеет право получить на свое образование от города равный ресурс.
В постановлении четко прописано, что любой старшеклассник Москвы получает 120 тыс.рублей в год на свое образование - ровно так же, как было в самых оплачиваемых школах Москвы. А дальше размер норматива устанавливается по строгой формуле: если у 10-классника было 36 часов в неделю, а у 5-классника - 31 час, то расчет производится пропорционально.
При этом мы понимаем, что даже первоклассники стали стоить, если можно употребить такой термин, 73 тысячи с небольшим в год, то есть больше предыдущего финансирования старшеклассника.
Кроме того, было установлено, что 125 школ, входящих в пилотный проект, по новой системе финансирования, получают теперь единые субсидии. Они также обязаны, имеют право сами распределять эти средства на те направления, которые для данного образовательного учреждения являются самыми необходимыми.
При этом понятно, что школа обязана соблюдать все нормативные требования. Она не может уменьшить учебный план или нарушить законодательство.
Поэтому свобода есть познанная необходимость, как нас с вами учили.
Кроме того, пилотный проект 86 установил еще и два ограничения.
Ограничение первое: образовательное учреждение не может уменьшить объем бесплатных образовательных услуг, которые они оказывали до 1 апреля.
Ограничение второе: учреждения не могут снизить кому-либо заработную плату.
Новые нормативы позволили многим школам, которые вошли в пилотный проект с 1 апреля, получить дополнительное финансирование. Оно и легло в основу стимулирующего фонда оплаты труда этих школ.
Кроме того, был выработан целый ряд критериев качества работы школ. Некоторые требования, которыми должны руководствоваться школы. В частности, в каждой школе должен был появиться общественный управляющий совет, сайты с четкой информацией о деятельности школы.
В данных школах, кроме традиционных проверок в 9 классах через государственную итоговую аттестацию и 11 классов через единый государственный экзамен, существует также общегородская контрольная работа или аттестация для 4-классников и для 7-классников в конце учебного года.
Мы с вами понимаем, что в 4 классе детям предстоит перейти в пятый класс. И очень важно объективно подвести некоторый промежуточный итог учебы в школе.
Наступает возраст, когда теряется некоторый интерес к учебе. Особенно мне это подтвердят молодые люди, сидящие в зале, возраст этот, как правило, приходится на седьмой класс. Маленьким все еще интересно, да и родители присматривают. Старшеклассники уже понимают важность хорошего образования для продолжения учебы в вузах.А в среднем возрасте всегда происходит некоторая потеря мотивации, внимания.
Здесь городская единая аттестация семиклассников по итогам года тоже имеет свое, мотивирующее детей и педагогов, значение.
С 1 апреля первые 125 школ получили финансирование на новых условиях. При этом сразу оговорюсь, что они не имели права переводить на новую систему оплаты труда учителей. В законодательстве четко сказано, что каждый человек должен быть предупрежден за 2 месяца.
Поэтому 1 апреля они могли только предупредить педагогов. Дальше мы с вами понимаем, что 1 июня - это начало массовых отпусков. Поэтому оплата труда учителей до 1 сентября производилась по старым правилам и изменяться не могла по определению.
А с 1 сентября во всех 125 школах начали работать их собственные системы оплаты труда. И я очень надеюсь, что это 125 разных систем оплаты труда, соответствующих тем приоритетным задачам, которые каждая школа ставит перед собой.
Не может быть одинаковой системы оплаты труда в школе, которая ставит перед собой задачу углубленного изучения химии, и школы с углубленным изучением технологии.
Каждая школа должна эти нюансы сама определить и отразить их в своей системе оплаты труда. Но в основе системы оплаты труда 125 школ лежит та методика, которую департамент по согласованию с другими нашими структурами, предложил в качестве некой модели. На ее базе каждая школа должна выстраивать свою систему оплаты труда.
Поэтому заработная плата учителей за сентябрь - это первая заработная плата в новых условиях.
Если говорить о результатах, то мы понимаем, что школа достаточно инерционная система. Я помню, что меня всегда на прежней должности любили спрашивать: что будет нового в этом году в школах? Я всегда отвечал дежурно, что школа - не цирк и вовсе не обязательно, чтобы новый номер был каждый год.
 То есть развитие должно происходит эволюционным путем, и нам с вами ни как родителям, ни как членам общества, гражданам никакие потрясения в школах не нужны, а нужно нормальное развитие.
И поэтому, говоря о первых итогах, мы можем говорить только о некоторых направлениях этих результатов.
Что для нас представляется наиболее важным? Все школы четко пошли по пути государственного общественного управления, создавая у себя достаточно серьезные управляющие советы.
Кстати, и сам пилотный проект характеризуется государственно-общественным управлением. Понятно, что за реализацию пилотного проекта всю ответственность несет Департамент образования, но при этом есть Наблюдательный совет, который возглавляют уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Абрамович Бунимович и председатель Комиссии Городской думы по образованию Виктор Михайлович Кругляков.
Состав Совета, как говорят его члены, уникален, потому что там нет чиновников. Более того, я даже и не стремлюсь особо влиять на работу этого Совета или, точнее, стремлюсь не влиять.
Во-первых, Евгений Абрамович и Виктор Михайлович такие люди, что влиять на них достаточно проблематично.
Кроме того, есть Комиссия по оценке реализации проекта, которую возглавляет заместитель председателя Горкома профсоюзов Иванова Наталья Алексеевна. Мы рады тому, что у чиновников нет рычагов влияния на мнение Комиссии и Наблюдательного совета.
И я очень надеюсь, что кроме моей информации, у каждого из вас будет еще и возможность услышать мнение руководителей Наблюдательного совета.
Вчера прошло заседание Наблюдательного совета. Оно в большей мере уже по структуре отражает смысловые изменения, которые несет в себе пилотный проект. Доклад делала Наталья Алексеевна. Это главный защитник интересов учителей. А вел заседание Наблюдательного совета Евгений Абрамович Бунимович - главный защитник интересов детей.
И теперь мы понимаем, что цель пилотного проекта - принести пользу детям, но при этом, ни в коем случае не нарушить права учителей. Сама структура того, что Бунимович ведет совет, а Марина Алексеевна Иванова информирует о результатах - это некая характеристика новых отношений в системе образования.
Знаете, есть такая фраза: \"Каждый человек нам дорог\". Это чисто этическая фраза. Но в пилотном проекте она несет абсолютно конкретный смысл, потому что сегодня каждый ученик школе дорог не только как человек, но и как характеристика этой школы. Так как, с 1 октября школы, которые увеличили количество учеников, входящих в пилотный проект, получают дополнительное финансирование за увеличение числа учеников.
И таких школ из первых участников пилотного проекта очень много. Это говорит о том, что коллективы школ сильно заинтересованы сегодня в том, чтобы дети хотели у них учиться.
Поэтому, на сегодняшний день в этих школах выросло количество первоклассников по сравнению с прошлым годом. Общее количество учеников у большинства школ тоже увеличилось, что немедленно отразится и на финансировании, которое они смогут использовать для развития своего коллектива.
Я бы вычленил первые проявления результатов, которые должны и дальше развиваться.
Первое - это повышение интереса семей к школам-участникам проекта. Я должен признаться, что первые школы пилотного проекта не пользовались повышенным спросом. Это не означает, что школы плохие. Школы в основном были недофинансированы, что имело явные проявления. И поэтому родители особо эти школы не жаловали и не боролись за возможность в них учиться.
Сегодня повысился интерес семей к этим школам. И количество детей, которые в них хотят учиться, практически у всех школ увеличилось, причем количество первоклассников увеличилось в большей степени.
Второе. Мы с вами понимаем, что это стало возможным только благодаря тому, что у самих педагогических коллективов повысился интерес к семье, ученику, мнению о себе. И это, конечно, было бы невозможно, если бы не отражалось в повышении заработной платы людей. Если человек начинает лучше работать, то это должно материально стимулироваться.
Мы посмотрели заработную плату за сентябрь. И сравнили с зарплатой за март, которая была до начала пилотного проекта. И хотя сентябрь - это первый месяц, когда финансирование происходит из новых ресурсов, мы не очень надеялись на высокий рост заработной платы.
Пункт первый - естественно, не в одной школе средняя зарплата не снизилась. У большинства школ она повысилась примерно на 8-9% в сентябре по сравнению к марту, что тоже уже немало.
Но есть школы, где заработная плата выросла и на 15-18%, есть уникальный случай, где даже на 30%. Это означает, что они были особо недофинансированы. Но таких школ немного, в основном повышение составило 8-9%, в некоторых школах 12-15%.
И что, еще раз повторюсь, самое главное - появился повышенный, по сравнению с прежним временем, интерес учительства, администрации школы к повышению своей квалификации, качеству.
Я могу сказать, что нам удалось договориться с несколькими вузами Москвы об открытии магистратур для руководящего состава наших учреждений. В частности, открыта группа в Финансовом университете, открыта группа в Высшей школе экономики.
И первыми желающими пройти эту учебу были, конечно, директора школ пилотного проекта. Они сегодня уже не под административным нажимом, а под действием внутренних мотивов, исходящих из коллектива, от родительского сообщества, начинают понимать, насколько важен уровень квалификации руководителей учреждения. И, надо сказать, учителя этих школ сегодня самые активные заявители на повышение своей квалификации. Причем делают очень осознанно это, уже выбирая, что им нужно.
Я думаю, что все эти проявления других новых отношений обязательно выразятся в качестве образования.
Потому что сегодня объединяются в единое целое интересы администрации школы, учителей и родителей, потому что у всех у них появляется единый интерес - это качество образования тех детей, которые в этой школе учатся.
Поэтому я еще и еще раз повторюсь, все финансово - экономические механизмы - это только механизмы, а цель - это лучшее, чем прежде, отношение школы к ребенку, к семье ребенка и повышение на этой основе качества образования наших московских детей.
И то, что сегодня нам пришлось, именно пришлось, с 1 июля еще 134 школы включить в пилотный проект, а с 1 октября еще 724. Говорю \"пришлось\", потому что мы пытались некоторые коллективы и директоров отговаривать. Предлагали, подождите до 1 января. Нет, так как люди много между собой общаются сегодня. У нас каждый вторник на базе первых 120 пилотных школ происходят семинары, встречи руководителей школ муниципалитетов, расположенных там же, где эта пилотная школа.
И они очень много общаются, учатся. И эти 125 директоров, 125 коллективов, которые раньше были не очень заметны на образовательном горизонте Москвы, сегодня благодаря тому, что они стали первыми участниками пилота, очень многое поняли, осознали, переработали в себе. Они сегодня для всех школ своих муниципалитетов стали интересны, стали некоторыми даже в каком-то смысле лидерами.
И закончилось это тем, что с 1 октября нам пришлось еще 724 школы включить в пилотный проект по требованиям самих школ.
Вы не зададите этот вопрос, а я на него ответить хочу. А что это дает Департаменту?
А я могу сказать. То, что мы не имеем необходимости и теряем возможность административно командовать школами, потому что мы сегодня ничего не распределяем, мы не можем школе добавить финансирование, урезать финансирование. Это теперь не от нас зависит.
Это зависит от самой школы, от качества их работы, от того, насколько они интересны семьям московским. Есть ученики - есть деньги, нет учеников - значит, деньги государство отпускает не на нас, а отпускает на учеников, значит, денег нет.
И я очень рад тому, что сегодня в коридорах департамента нет такой известной картины, когда сидят в очереди руководители учреждений, чтобы договориться о каком-то особом финансировании, об особом штатном расписании.
Сегодня есть строгая формула, по которой они получают. Все получают не меньше, чем до этого, а многие больше, некоторые даже намного больше, чем получали, потому что были недофинансированы. И сами руководят своими бюджетами. В общем, так что и нам хорошо.
Для вводной информации это избыточно.

ВЕДУЩИЙ
Спасибо.
Было интересно. К вопросам переходим. Да, пожалуйста.

Р.БАЙРАШЕВ
Роберт Байрашев. Я представляю журнал \"Столичное образование\", \"Где учиться\".
Конечный ожидаемый результат пилотного проекта - это повышение качества образования в школе. Вы об этом сказали. Но у меня вопрос такой.
Пилотный - это все равно пробный, должны подвести результаты. Запустили его 1 апреля, уже с 1 июля там еще сколько-то школ, с 1 октября еще сколько-то. Но времени подвести результаты немного. К чему эта спешка? У меня создается такое впечатление, что здесь самый важный фактор, из-за чего массово школы вступает, это финансирование повышенное и еще самостоятельность школы.
Чем закончилась самостоятельность директоров заводов и фабрик в 90-е годы, мы с вами знаем. Или настолько очевидны для вас плюсы пилотного проекта, что как бы отпадают все эти вопросы?

И.И.КАЛИНА
Спасибо.
Я себе этот вопрос не раз задавал и даже выезжал в округа на встречу с директорами, где избыточная активность по вступлению в пилот.
И поверьте, не в таких это мягких интонациях, как Вы, предупреждал обо всех рисках, которые следуют. Но Вы сейчас сказали очень важную вещь.
Дело в том, что не для меня это очевидно, а я думаю, что московские директора, московские коллективы уже, если я правильно помню, где-то в начале 90-х нечто подобное начинали.
И, к сожалению, это было прервано. И в то же время, когда многие регионы России с 2000 или 2001, нет, наверное, с 2000 года начали переходить на нормативно-подушевое финансирование, тогда еще не было разговора о новой системе оплаты труда, было только нормативно-подушевое финансирование.
И когда стало очевидным, что ничего более справедливого для граждан как выделение равного ресурса каждому ребенку на реализацию равных задач придумать невозможно, то сама идея этого личностно-ориентированного, как я люблю говорить, финансирования для всех стала очевидной.
Более того, все-таки отсутствие самостоятельности, вы говорите, директоров, а я бы говорил педагогических коллективов, потому что пилотный проект очень серьезно ставит задачу ограничения абсолютной власти директора, то есть абсолютизма там нет. Там есть обязательное и очень серьезное участие профсоюзных организаций, родительского сообщества.
И поэтому там точно не может быть единоличного властвования. Там может быть только нахождение общепонимаемых, общепринимаемых эффективных решений, реализатором которых, конечно, является директор.
Так что нет там абсолютной свободы или воли директора, но отсутствие свободы в управлении своими ресурсами у коллектива - это очень опасная вещь.
В Москве 4 тыс.учреждений. И никто ни на Тверской, ни по какому другому адресу не может и не должен объективно решать, сколько должна получать учительница школы № 99 за свой труд.
Да, есть определенные законами некоторые нормативные вещи, которые будут выполняться. Но то, что сегодня, подчеркиваю, коллектив, а не директор получил возможность достойно вознаградить тех педагогов, которые наибольший вклад вносят в общий результат, а мы же с вами понимаем, что приход новых учеников в школу, повышение интереса общества к этой школе, будем ее называть № 99, это не результат отдельного человека при всем уважении к директорам и т.д. Это, конечно, всегда результат коллективного действия педагога этой школы.
И то, что сегодня этот коллектив получает возможность, пусть пока вне большой степени, отблагодарить материально тех людей, которые вносят наибольшую долю в этот общий результат, это нормально.
Вот что я вам скажу в ответ на ваш вопрос. Вы посмотрите внимательно текст ПП-86. Я бы его не называл бы ни пилотным, ни экспериментальным тем более. Я бы сказал, что это вообще проект по нормализации отношений, в том числе и финансово-экономических механизмов, в системе образования.
Что такое эксперимент? Это когда что-то делается вне нормы. Норма есть, а вне нормы делается вот так. Коллеги, это было вне нормы, вне нормальности, что на одну и ту же задачу, на равные задачи задавался абсолютно неравный ресурс. Это было ненормально.
А пилотный проект приводит ситуацию в нормальную, поэтому, наверное, он вызывает желание привести и себя, и свой коллектив, и свое учреждение в нормальное, логичное состояние.
Если в документах ПП-86 при вашем прочтении что-то вам кажется нелогичным, мы будем благодарны за любые эти замечания. Собственно, время взято скорее на подготовку руководителей школ к работе в этих абсолютно нормальных, логичных финансово-экономических условиях, на подготовку к отказу от того, что за них все где-то уже решено, и готовности принять на себя свою долю ответственности за решение.
Вот на это нужно время. И мы очень много и серьезно с директорами работали. Но при этом, еще раз говорю, у нас никакой задачи увеличить количество участников пилотного проекта не стояло. Мы были вынуждены в данном случае идти вслед за желаниями коллектива.

СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА (Юрьева - Ред.) - НЕ СЛЫШНО

И.И.КАЛИНА
Да, спасибо, Светлана Николаевна.
Вы когда говорите насчет того, что из-за денег, то первые участники пилотного проекта, там было школ пять, которые без денег. Там у кого-то было 200 тысяч. То есть это для бюджета школы не деньги. Но в основном да. В первом пилоте большинство получило приращение финансирования, а дальше у нас стали вступать школы, которые не получали приращения, потому что нынешнее их финансирование превышает нормативно-расчетные. И им сохранили то финансирование, которое у них было. Но оно стало приходить в форме единой субсидии, и у них просто появились собственные права и собственная ответственность за управление своим бюджетом.

А.ДУЭЛЬ - \"Комсомольская правда\"
Исаак Иосифович, а давайте вернемся к вашей любимой школе, которая была очень хорошая, куда всегда шли люди. Школа может принять учеников ограниченное количество 50-75, но не больше. Просто сажать некуда.
Поэтому чтобы конкретный мальчик или конкретная девочка попала в эту школу, родители готовы были оказать материальную помощь или директору, или всей школе. И ребенок там оказывался.
Сейчас модернизация, пилот, деньги за учеником и т.д. Но школа осталась такая же самая хорошая. В нее хотят пойти учиться 155 человек, а число мест осталось таким же. И явно, что оперативно в этом году, когда мальчик поступает в школу, нигде новые классы не возникнут. Как с этим быть в рамках модернизации?

И.И.КАЛИНА
Во-первых, школы я бы не говорил, хорошие-плохие. У нас все школы хорошие. А я бы сказал так, что есть школы, которые сумели в наибольшей степени соответствовать каким-то определенным потребностям семьи, ребенка и из-за этого пользуются повышенным спросом.
Я хочу сказать, что, к счастью, эти школы потому такими стали, что они вопреки часто действующим правилам проявляли достаточно большую степень свободы и ответственности за себя, брали ее, что называется, явочным порядком на себя. И это делает им большую честь. И это сегодня сохраняется. И ни в коем случае никто эти школы не трогает и ничего в них в худшую сторону, поверьте, никто менять не будет.
Что касается расширения возможностей поступления в них, то да, работаем как раз над этим. И вы знаете, что до нас та же 57 школа знаменитая получила новое здание, дополнительное здание, и расширила его.
И сегодня у нас очень много, между прочим, заявок от пар школ, которые хотели бы интегрироваться.
Понятно, что интеграция идет вокруг той школы, которая сумела поднять уровень предложений семье на более высокий уровень. Мы пока не спешим удовлетворять эти желания, потому что это очень серьезная тема, чтобы люди очень тщательно продумали и обосновали эффективность таких объединений.
Но, тем не менее, расширение школ, расширение емкости школ, пользующихся повышенным спросом, в городе было и будет продолжаться.
Но Вы сами правильно сформулировали, что оно не может быть бесконечно. И поэтому одна из задач, мне жаль, что я не сумел это донести, это как раз, чтобы таких школ в городе было не 30, не 50, а очень много. И большая часть, по крайней мере, из первых 120 пилотов, идет к тому, чтобы стать равноправным конкурентом в своих предложениях семье на качественно-образовательную услугу. И семьи получают гораздо большую возможность выбора.
Что касается правил приема, это давайте отнесем к следующей пресс-конференции, потому что сейчас завершается прохождение в Государственной Думе дополнений к закону \"Об образовании\", в которых очень четко будет прописана ситуация с приемом детей в школы.
Закон прошел второе чтение. Я думаю, что не за горами завершение принятия закона. На основе этого закона, я надеюсь, очень быстро появится положенный по закону порядок приема, который утвердит федеральное министерство.
И я уверен, чего там не будет и быть не может, что вход в школу оплачивается. Этого не будет, к счастью, никогда. Для этого есть негосударственные школы. И никто им не препятствует.
Но определенные правила приема в эти школы, конечно, будут разработаны. Потому что, если это математический лицей, это одни правила, если это химический лицей, это другие правила, если это гуманитарный лицей, это третьи правила.
И сегодня, я думаю, нам недолго осталось ждать завершения принятия Думой федерального закона. И на основании этого дальше будет министерский порядок и правила приема в эти образовательные учреждения.
И тогда, как только будет принят закон и порядок, я готов прийти на пресс-конференцию.

_________
Можно \"Российской газете\"?

ВЕДУЩИЙ
Секундочку, я предоставлю слово.
Время пресс-конференции у нас завершается. Я понимаю, что всем очень интересно, много вопросов, но регламент Исааку Иосифовичу не позволяет, у него совещание назначено.


И.И.КАЛИНА
Сегодня по Москве легче ездить, я готов еще минут 20-30 работать.

ВЕДУЩИЙ
Отлично. Пожалуйста.

И.ИВОЙЛОВА - \"Российская газета\"
Скажите, пожалуйста, как изменилось штатное расписание в тех школах, где не было существенного увеличения суммы, которые имели норматив 120 тысяч и больше? И какая судьба ожидает малокомплектные школы, я имею в виду коррекционные школы, которые сейчас к ним приравнены, где мало учеников? Что с ними будет при новой системе?

И.И.КАЛИНА
Спасибо за оба вопроса.
Сейчас, наверное, прозвучит на первый вопрос ответ, который не привыкли слушать от руководителя департамента. А он так звучит: а я не знаю. Потому что, коллеги, в этом и состоит сущность пилотного проекта, что не на Семеновской, 4 утверждается штатное расписание школы. Оно утверждается в школе, оно обсуждается, оно анализируется коллективом, управляющим советом, утверждается директором.
Я пошутил, когда сказал \"не знаю\". Мы попросили, и с нами, естественно, делятся этой информацией школы, но эта информация принадлежит теперь школе. И в этом, еще раз говорю, одна из существенных деталей пилотного проекта, что не командует Калина штатным расписанием школы № 99. Школа № 99 командует своим штатным расписанием.
Кстати, я напоминаю, что так называемые типовые штаты общеобразовательных утверждений были отменены в 2008 году, по-моему. И три года, по сути дела, система города живет по несуществующему документу. И только сейчас школы получили то, что им дали в 2008 году.
Второй вопрос гораздо более серьезен. Я бы не называл малокомплектными коррекционные школы. У коррекционных школ, если вы обратили внимание, я все время говорил, на равные задачи равный ресурс. У коррекционных школ неравные с общеобразовательной школой задачи.
Поэтому ресурс на этих детей выделяется, естественно, особый, с повышающими коэффициентами в зависимости от того, в какой степени коррекция в этой школе реализуется.
Поэтому у этих школ, естественно, свое финансирование, свои нормы расходов на одного ученика. И они, естественно, значительно выше, чем в общеобразовательной обычной школе. Потому что там другой сложности задачи стоят перед коллективом школы, значит, другого уровня и финансирования.

И.ИВОЙЛОВА
А как впишется в новую систему?

И.И.КАЛИНА
Абсолютно легко, точно так же они получат в форме субсидий положенное им финансирование, только оно в расчете на одного ученика значительно выше, чем в обычной школе.
Кроме того, я еще раз возвращаюсь к двум фразам из постановления 86, которые являются страховочными для любого учреждения, для любого учителя: что не может быть финансирование образовательного учреждения и не может быть снижена зарплата.
Я могу признаться, что многие директора школ были категорическими противниками этих двух фраз, потому что они, конечно, снижали степень революционности.
Но мы с вами сказали уже, что не являются задачей какие-то потрясения. Что это страховка, которую Правительство Москвы предусмотрело в своем постановлении как для учреждений, так и для отдельных учителей. И ни у одного учреждения города сегодня не снижено финансирование ни по каким причинам.



Т.ЛЯЛЕНКОВА - \"Классный час\", \"Свобода\"
Если можно, я озвучу вопрос московских родителей, мы делали опрос. Есть три вопроса. Это тоже такой своеобразный пилот этого года, та ситуация, которая есть в школах. Возможно, это связано с этим пилотным проектом, возможно, эта тенденция этого нового учебного года.
Внедряются новые стандарты средней школы уже в некоторых школах. Это удивительная вещь, но такое происходит.
Второе. Некоторые школы, образовательные центры сократили дополнительные бесплатные услуги, сократив до какого-то уровня. С чем это может быть связано? И увеличились так называемые благотворительные взносы. И с этой точки зрения, есть ли какой-то контроль за теми фондами благотворительными, которые собирают школы, потому что не всегда они открыты для родителей, как это хотелось бы?

И.И.КАЛИНА
Контроль состоит в том, что есть граждане, которые подобные вопросы ваши задают с указанием конкретных учреждений.
Могу сказать, что только за последние две недели уволено два заведующих детским садом, директор школы за такую интерпретацию, совершенно никак не связанную с изменениями, происходящими в системе московского образования.
Отвечаю на вопрос. Переход школ на новые стандарты регулируется федеральной нормативной базой. И никто, кроме первых классов всех 180 школ, которым была разрешена Минобрнауки в прошлом году апробация новых стандартов, ни на какие новые стандарты переходить не может, не должен и не имеет права.
Второе. Очень четко написано, что любое учреждение, которое сокращает объем бесплатных, подчеркиваю, любых образовательных услуг нарушает ПП-86 и соответственно будет финансово наказано.
Поэтому ни по одной из школ пилотного проекта подобной информации у нас нет, иначе бы школа была в рамках проекта наказана.
Третье. Что касается так называемых, как Вы сказали, каких-то взносов. Я беру на себя ответственность сказать, что новые нормативы финансирования и возможность школе самой решать направления этих расходов сегодня позволяют московской школе нормально работать, не привлекая никаких дополнительных средств.
Чтобы вы понимали, я могу сказать. Я сейчас много езжу по Московской области в связи с тем, что мы обязаны познакомиться с теми учреждениями, которые к нам будут переходить.
Есть город Троицк. Я посмотрел школы, я должен признаться, что в Москве, может быть, есть и посильнее школы, но школы Троицка для многих школ Москвы еще остались примером. То есть школы Троицка ничуть не хуже многих школ Москвы.
При этом они работают на нормативе финансирования 28 тыс.рублей на человека. Что называется, как в известной формуле, почувствуйте разницу. Разница московского норматива финансирования с Троицком, с Петербургом, с любым крупным городом Москвы такова, что точно позволяет, еще раз повторяю, школе нормально работать, не обращаясь за помощью к родительским средствам.
При этом никто не может запретить выпускникам этой школы в знак благодарности создавать какие-то благотворительные для этой школы фонды. Ведь благодаря своей школе они, может быть, и деньги зарабатывают в этой жизни, что им дали хорошее образование.
И если они хотят отблагодарить свою родную школу, если школа уважительно относится к своим выпускникам, то вполне возможен фонд, созданный выпускниками школы, который тогда точно будет фондом благодарности.
И к этому фонду будут присоединяться родители нынешних учеников, это их право. Но очень бы не хотелось, чтобы родители при этом вовлекали в это всех учителей, директоров, которые становятся заложниками этой ситуации.
Поэтому мы неоднократно на всех совещаниях, на наших пятничных видеоселекторах, которые смотрят и директора школ, еще и еще раз предупреждаем руководителей образовательных учреждений, что образование у нас бесплатное. И для нормальной работы достаточно финансируется городом.
А чтобы было понятно, я вам могу привести пример. Мы тут проанализировали по одному из округов. А какую же долю так называемые взносы составляют в бюджете образования? Есть такой знаменитый фонд, который собирает деньги с родителей, потом возвращает их в школу.
Я вам должен сказать, что в 2010 году в одном из наших округов фондом было собрано 70 млн.рублей для школ. Это составило 0,4% от бюджета, который город дал школам округа, он дал 19 млрд.рублей, а фонд собрал 70 млн.рублей.
Знаете, коллеги, так и хочется сказать, что если чего-то нельзя сделать за 99,6%, то я сомневаюсь, что это доделать можно именно за эти 0,4%.
Но еще и еще раз повторяю, я уверен, что существует огромное количество выпускников, благодарных своим школам, которые при правильной работе тех же ассоциаций выпускников школ, которые необходимо создавать, клубов выпускников школ, могли бы стать неким объединяющим началом настоящей благотворительности, благодарности этим школам.
А когда ребенка приводят в первый класс родители и говорят, что мы вас возьмем, если вы…, то это, простите, не благодарность, не благотворительность, а чистой воды оброк. И никто не позволяет директору государственного учреждения вести себя как сборщик подати.
И поэтому если Вы сейчас подтвердите вашу информацию конкретными учреждениями, то будут приняты абсолютно конкретные меры. Если Вы не подтвердите, то тогда я, по крайней мере, буду считать, что это что-то несуществующее. Но я не наивный человек и знаю, что подобные факты, к сожалению, продолжают иметь место. И поэтому я буду Вам очень благодарен, самое главное, будут благодарны родители города, если Вы назовете эти учреждения, мы по ним примем меры.

Т.ЛЯЛЕНКОВА
В программе \"Классный час\" будут эти родители, и некоторые из них назовут те учреждения, но, конечно, не все. Хотя, естественно, родители очень часто боятся.

И.И.КАЛИНА
Вы знаете, было бы для Вас красивее сделать так, что Вы мне даете эти школы, и в завершение своей передачи \"Классный час\" Вы уже пишите внизу справку, что бывший директор.

Т.ЛЯЛЕНКОВА
Спасибо.

М.ЛЕМУТКИНА - \"Московский комсомолец\"
Спасибо.
Исаак Иосифович, в принципе пилотный проект на то и есть пилотный проект, чтобы обкатать на небольшом количестве участников будущую схему и посмотреть, что не так, и скорректировать, когда основная часть к этой программе приступит.
Выявилось уже что-то, что вы понимаете четко, да, надо бы скорректировать? Или, как Вы говорили, вся пилотность этого проекта в том, что это возвращение к здравому смыслу, и, в общем, все понятно.
И вторая часть. Хотелось бы все-таки четко услышать. В соответствии с ПП-86, как Вы говорили, участникам пилота запрещено сокращать объем образовательных услуг, включая услуги по дополнительному образованию - кружки. Правильно мы понимаем?

И.И.КАЛИНА
Правильно.

М.ЛЕМУТКИНА
Спасибо.
Тогда первый вопрос.

И.И.КАЛИНА
Вы знаете, я не думаю, что нуждается в какой-то существенной корректировке текст документа. Я думаю, что в очень существенной корректировке нуждается объем и характер разъяснительной нашей, в первую очередь, и очень хотелось попросить, вашей работы, как с родительским сообществом, так и с педагогическим. Потому что это очень трудное явление, когда за тебя все где-то раньше решали, за тебя - директора, за тебя - учителя, за тебя - родителя, даже можно сказать, за тебя - ученика, потому что у нас сегодня очень много в управляющие советы вошло старшеклассников, и они всерьез вошли.
Я вчера был в одной школе с Родниной Ириной Константиновной. Пилотная школа. Смотрели новые формы, как они организовали там занятия спортом, которого никогда до этого практически в школе не было.
И мне говорят: у нас вчера тут управляющий совет был, так спорили. Я говорю: о чем спорили? Они сказали, что старшеклассники потребовали пять мест в управляющем совете, а взрослые говорили: нет, только три. Я спросил, ну и чем закончилось? Они ответили, что отдали пять, потому что поняли, пять не отдадим, семь начнут требовать.
Понимаете, происходит очень нелегкая психологически вещь, когда за тебя раньше все решали, а теперь же тебе не только свободу дали. Свобода ходит в обнимку с ответственностью, они врозь не ходят. И пришла ответственность, самостоятельная ответственность, или ответственная самостоятельность, как кому нравится. Но нельзя эти слова разделять.
И это нуждается в очень серьезной разъяснительной, даже психологической некоторой подготовке. И, конечно, нуждается просто в обучении. Я раньше приезжал в ноябре-декабре в школу и всегда спрашивал у директора: « Слушай, а какая нормативная база у тебя всегда под рукой, чем ты пользуешься?» Дальше была растерянность.
А что там, так все понятно. Что скажут, то и сделаю, вот вся нормативная база. Как прикажут, так и сделаю.
Сегодня происходит удивительная вещь. Я приезжаю в школу, могу признаться, от директора школы, а иногда и от завуча, иногда от председателя профкома узнаю много нового, что я не успел и пропустил, не прочитал. Они мне начинают говорить: ну как же, в таком документе так, так и так.
Я не был на Наблюдательном совете, но Евгений Абрамович меня простит, что я скажу, что мы с ним потом обсуждали результат Наблюдательного совета. Там тоже у Евгения Абрамовича есть много такого умного и осторожного человека. Есть некоторые вещи, которые, мне кажется, избыточно активными. То есть здесь нельзя допустить ненужного ускорения. Все должно идти нормально.
Но Евгений Абрамович говорит: «Ты знаешь, что меня больше всего поразило? Что у директоров изменилась лексика. Они вдруг произносят фразу: мы посчитали и решили, что мы можем. Это стало, что называется, просто обычной фразой в устах директора».
А ведь раньше фраза была какая? Ой, надо поехать в департамент и выпросить разрешение чего-нибудь и т.д.
Я думаю, что в коррекции нуждается характер разъяснительной и обучающей поддержки всех участников этого процесса: директоров, учителей, председателей профкомов, председателей управляющих советов, председателей родительских комитетов, ученических советов для того, чтобы люди не только поняли свою самостоятельную ответственность, или ответственную самостоятельность, а чтобы они и на самом деле научились ей эффективно пользоваться.
И это очень серьезная наша задача, но это такая приятная задача, я искренне говорю. Это гораздо приятнее, чем распределять ресурсы.

М.ЛЕМУТКИНА
Простите, а вы 627 школу имели в виду, когда говорили, что это школа, которая вошла в проект?

И.И.КАЛИНА
Вчера?

М.ЛЕМУТКИНА
Да.

И.И.КАЛИНА
Нет. Мы вчера были в Северном Бутово с Ириной Константиновной.

ВЕДУЩИЙ
Исаак Иосифович, позвольте последний вопрос?

В.Н.МОЛОДЦОВА
Я вхожу в Наблюдательный совет и должна сказать коллегам, что мы получили вчера очень большое удовольствие от того, что заслушивали отчеты школ. И в одной школе что поразило, что на 17%, один человек только у них ушел по разным причинам, но на 17% возросла зарплата, и это было очень существенно. То есть мы были потрясены.
А второй директора, она теперь учится в Финансовом университете, и совершенно другая психология. Я не буду поэтому конкретные вещи спрашивать. Я хочу спросить Вас о другом.
В начале пилотного проекта Вы говорили, что не столько экономическая задача стоит, сколько педагогическая. Сегодня, на мой взгляд, и вы тоже об этом сказали, уже стоит, как мне кажется, и психологическая задача.
Школа меняется, а меняются ли отношение к ней и сотрудничество с ней всех окружающих? Например, работаете ли вы, например, с тем же самым МОЭКом, который еще не понимает, что нужно экономию отдавать школам. С теми же самыми структурами, которые ведают питанием, потому что они теперь должны понимать, что школа очень много решает. С теми поставщиками компьютерной техники, которые теперь не просто должны в школу поставлять это, а именно ту технику, которая нужна? То есть ли работаете ли вы с той окружающей средой, с которой сотрудничают школы, и пытаетесь ли изменить их отношение к школам в связи с этим пилотным проектом?

И.И.КАЛИНА
Спасибо, Виктория Николаевна.
Я думаю, что дальше мы с вами не убедим народ, что это я Вас попросил задать этот вопрос, ровно потому, что ... Будем считать, что попросил.
Просто дело в том, что, когда вчера поздно вечером ехал из Московской области, то по дороге созвонился с руководителем МОЭКа, там новый руководитель, и мы с ним договорились, что завтра на видеоселектор приходит его первый заместитель, и мы ему задаем все наши вопросы. А 28 октября приходит к нам на видеоселектор сам руководитель МОЭКа и уже отвечает на все эти вопросы.
Более того, конечно, я благодарен всем нашим коллегам в городе, в первую очередь, Департаменту финансов, Казначейству, для которых наш пилотный проект, по-моему, был сложнее, чем для нас самих, потому что мы его готовили, а им, бедным, пришлось реализовывать совершенно непривычные для них стиль работы, характер работы, характер отношений с учреждениями.
И я должен с огромной благодарностью сказать, что у нас были опасения первое время, что просто во временные рамки люди не могут физически уложиться, наши коллеги, но они работали, я думаю, не меньше, чем мы. И ни одного срыва зарплаты, перечисления не было допущено ни у одного участника пилота, хотя это абсолютно новые правила игры для финансистов. Они с честью это выдержали.
И если мы говорим, зачем пилот, то скорее не столько для того, чтобы понять, правильно это или неправильно, а для того, чтобы всем нам просто научиться работать правильно, логично. Это очень хорошая была ситуация, с которой, я должен сказать, все наши коллеги справились.
Я не могу не сказать, что кроме пилотного проекта, я сейчас очень доволен тем, что нам удалось создать в городе Ассоциацию учителей-предметников. Кстати, почему-то, мне кажется, очень связанные вещи между собой, вроде бы формально никак. Но мне показалось, почему пошли сильные учителя в Ассоциацию и в руководство Ассоциации? А потому что появляется вера в то, что от них что-то зависит. Так же как в пилотном проекте появляется, что мы посчитали и решили, что можем, так же и здесь.
Ассоциацию учителей ведь созвать просто поговорить, это долго не выдержит. А когда Ассоциация учителей понимает, что она на что-то может серьезное повлиять, тогда и формируется Ассоциация.
Мы сейчас объявили закупку нескольких десятков первых кабинетов физики и химии для школ Москвы. Перечень оборудования и вообще задание на эту закупку разрабатывали Ассоциация учителей физики, Ассоциация учителей химии. Это они диктовали, каким должен быть современный кабинет химии, кабинет физики.
Вы знаете, что закупку компьютеров наши коллеги из Департамента информационных технологий объявили только после того, как они провели несколько очень серьезных обсуждений с нашими педагогами, которые этими компьютерами пользуются.
Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы вообще пилотный проект открыл некоторые шлюзы нового характера отношений, чтобы слово ответственное \"свобода\", или \"свобода....\", как лучше, пока не знаю. Журналисты, подскажите. Как вы напишите, так и будет. Чтобы это стало вообще позицией учительства Москвы, потому что мы все как родители хотим, чтобы наш ребенок, приходя в школу, впитывал эту самую ответственную свободу.
И если ее нет в душе у директора школы, если он живет только по команде, по приказу вышестоящего руководителя, а не в режиме ответственной свободы, то этого нет, скорее всего, и в учительском коллективе. А тот, у кого есть, между прочим, становится всегда белой вороной тогда в таком коллективе, иногда и выживают таких людей, к великому сожалению. И тогда этого не будет в укладе школы.
И мне показалось, что пилотный проект - это проект по формированию нового уклада школы, уклада, основанного на ответственности и свободе. Теперь я точно сказал все, что хотел.

ВЕДУЩИЙ
Большое спасибо.
Мы вас ждем на нашей пресс-конференции.

И.И.КАЛИНА
Спасибо вам за терпение.