Пресс-конференция Николая Лямова
7 октября состоялась пресс-конференция заместителя мэра Москвы, руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Николая Сергеевича Лямова на тему: «Развитие городского транспорта Москвы: пути сотрудничества города, коммерческих и муниципальных перевозчиков для улучшения качества обслуживания пассажиров».

7 октября состоялась пресс-конференция заместителя мэра Москвы, руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Николая Сергеевича Лямова на тему: «Развитие городского транспорта Москвы: пути сотрудничества города, коммерческих и муниципальных перевозчиков для улучшения качества обслуживания пассажиров».
Стенограмма
ВЕДУЩИЙ
Добрый день, уважаемые коллеги.
Напоминаю, что сегодня пресс-конференция по теме: \"Развитие городского транспорта Москвы: пути сотрудничества города, коммерческих и муниципальных перевозчиков для улучшения качества обслуживания пассажиров\".
Выступает заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы и руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Николай Сергеевич Лямов.
Пожалуйста.
Н.С.ЛЯМОВ
Поскольку мы не в первый раз встречаемся, наверно, все уже в курсе того, что в Москве принята программа развития транспорта до шестнадцатого года включительно.
Данная программа включает в себя 9 подразделов, которые разработаны с той целью, чтобы вся транспортная инфраструктура, включая и качественную, и количественную, была преобразована за этот короткий промежуток времени.
Если говорить о сегодняшнем дне, то практически эта работа уже началась.
Первая подпрограмма - это развитие общественного транспорта. Это та подпрограмма, которой дается приоритет. Она и стоит первой подпрограммой.
Если говорить о данном приоритете, то нельзя рассматривать это только в ракурсе развития общественного транспорта. Речь идет о той инфраструктуре, от которой зависит работа общественного пассажирского транспорта: не только наземного, но и метрополитена.
Если говорить более подробно о наземном пассажирском транспорте (автобус, трамвай, троллейбус), независимо от формы собственности, - муниципальный или коммерческий перевозчик, - то ситуацию можно оценивать следующим образом. На сегодняшний день у нас примерно 1400 маршрутов. В год пассажирским наземным транспортом перевозится более 2 млрд. человек. Если говорить о количестве перевозимых пассажиров муниципальным и коммерческим транспортом, то 1/4 приходится на коммерческий транспорт, остальная часть - это наземный пассажирский транспорт в муниципальной собственности: трамвай, троллейбус, автобус.
Программа предполагает до шестнадцатого года обновление всего подвижного состава наземного транспорта: автобус - 100%, открытие ряда новых маршрутов скоростных трамваев и замена парка троллейбусов.
Сегодня более остро стоит вопрос инфраструктуры. Поэтому существует ряд следующих подпрограмм - это выделенные полосы для общественного транспорта и соответствующая инфраструктура: перехватывающие парковки, транспортно-пересадочные узлы. То есть, при решении этого комплекса вопросов мы должны получить тот результат, который заложен в программе. Имеется ввиду увеличение количества перевозимых пассажиров (20%) наземным пассажирским транспортом.
Если говорить о выделенных полосах, то за этот промежуток времени необходимо ввести в строй около 300 км выделенных полос, из них около 200 км - в 2011 году.
Работа практически ведется. Ударным является октябрь, то есть, по погодным условиям львиную долю работ по выделенным полосам должны провести в этом месяце.
Сейчас функционирует 40 км выделенных полос. Но те выделенные полосы, которые сегодня работают в городе, непоказательны, поскольку длина выделенных полос составляет от 2 до 5-8 км. И, соответственно, это количество выделенных полос и магистралей не дает достаточного эффекта.
Эффект будет достигнут только тогда, когда выделенная полоса будет идти по основной магистрали: от центра города до МКАДа и за пределы МКАДа с соответствующим обустройством инфраструктуры, т.е. с перехватывающими парковками.
Смысл выделенных полос и подготовки всей инфраструктуры заключается в том, что определенное количество людей, кто пользуется частным автомобильным транспортом, должно пересесть на общественный транспорт.
Пересесть можно лишь тогда, когда люди поймут преимущество пассажирского транспорта, в частности, автобуса или троллейбуса.
Почему мы говорим о выделенной полосе? Это увеличение средней скорости движения по выделенной полосе. Это более комфортный подвижной состав. Если речь вести об автобусах, то до конца года мы должны получить 2200 новых, низкоопорных, оборудованных в соответствии с последними требованиями машин с кондиционированием салона и наличием системы контроля и управления.
Вы уже знаете, что есть программа по интеллектуальной транспортной системе, которая включает в себя два направления - создание диспетчерского центра по управлению наземным пассажирским транспортом и организация дорожного движения - управление светофорными объектами.
Плюс к этому наличие и создание информационных табло для того, чтобы водитель автомобиля мог ориентироваться в той ситуации, которая складывается на дорогах.
Если говорить уже о тех фактах, которые свершились на сегодняшний день или конкретно о том, что сделано, то можно назвать такие цифры.
По выделенным полосам, как было сказано, практически до конца года должны быть пущены скоростные автобусы по 6 магистралям. 5 магистралей имеют инфраструктуру, где отстойно-разворотные площадки есть в конце маршрута и имеют место перехватывающие парковки.
То есть, эта проблема решается. Также есть определенная программа по перехватывающим парковкам: за пятилетку должно быть сделано до 1,5 млн. машиномест. Сегодня эта работа проводится по каждой префектуре. И она идет в плановом режиме.
Первая из выделенных полос, которая будет полнокровной - Ярославское шоссе. К 20 октября мы должны запустить выделенную полосу вместе с реверсивным движением от МКАДа до Северянинского путепровода и до центра города. Это будет выделенная полоса длиной 14 километров. Это одна из первых выделенных полос, которая пойдет от центра до МКАДа.
Мы уже можем сделать определенные выводы о работе выделенных полос. В частности, первая полоса, которая принесла довольно положительные результаты - это Пятницкое шоссе, соединяющее Митино с ТПУ Тушинская. Получен прирост пассажиров около 15-17%.
По Звенигородскому шоссе была выделена полоса, и мы выслушали много критики. Тем не менее, буквально за 3 дня прирост пассажиров составил тысячу человек.
Поэтому со следующей недели будем менять подвижной состав малой вместимости на подвижной состав большой вместимости, то есть, на большие автобусы.
Исходя из тех данных, которые мы получили на первых порах, мы уже просматриваем положительные моменты и видим, что работа проводится не зря.
Проблема больше заключается в том, как нам обустроить парковочное пространство для того, чтобы водитель легкового автомобиля мог спокойно на перехватывающей парковке оставить автомобиль и, при желании, пересесть на пассажирский транспорт.
В связи с этим пересматриваем в настоящее время и маршрутную сеть, причем независимо от формы собственности: коммерческий транспорт или же это муниципальный транспорт. Ведь пассажиру не важно, на каком транспортном средстве передвигаться, лишь бы было комфортно и с увеличенной скоростью движения.
Если говорить о скорости движения, то выделенные полосы показали результат. Хотя скоростных маршрутов нет, но на сегодняшний день с 13-15 км на отдельных участках выделенных полос средняя скорость достигла 25 км в час. Это весьма существенно.
И многие уже прочувствовали, что приоритет общественного транспорта при его движении по выделенной полосе приносит положительный результат.
Что же касается интеллектуальной транспортной системы, то мы возлагаем определенную надежду на то, что создание единого центра управления пассажирским транспортом, а также регулирование светофорами по городу также должны принести определенный результат.
На сегодняшний день в Мосгортрансе те автобусы, которые мы получаем, уже оборудованы системой контроля ГЛОНАСС. И те машины, которые являются не новыми, а находятся в парке в эксплуатации (более 400 машин), также уже оборудованы этой системой.
Сейчас идет процесс создания самого диспетчерского центра. Для этого выделено помещение, есть программа, но также есть технические сложности. Но, тем не менее, мы идем по графику. До конца года этот центр будет создан.
Мы проводили определенные мероприятия с коммерческими перевозчиками. В компании более 70 коммерческих предприятий, где тоже начата работа по оборудованию транспортных средств коммерческих перевозчиков системой ГЛОНАСС, поскольку все должны будут работать в едином расписании, в единой системе управления. Вот что касается наземного пассажирского транспорта.
Что касается метрополитена, то за пятилетку должны сделать 75 км новых линий метрополитена.
Сейчас идет уплотнение графика движения по ряду направлений метрополитена с тем, чтобы уменьшить интервал движения, и, соответственно, увеличить количество перевозимых пассажиров.
Проблемы метрополитена, наверное, являются наиболее сложными в том смысле, что за короткий промежуток времени не могут произойти серьезные перемены.
В этом году около 4 км, в последующие годы мы выходим на 15 км. Это уже 19. Программа на выполнение этих мероприятий также идет по графику, как и открытие новых станций метро.
Что касается парковочного пространства, то, как я уже говорил, акцент делается на количестве машиномест - 1,5 млн.
Недавно был подготовлен план мероприятий по развитию парковочного пространства в городе. План мероприятий подписан, и мы начали его выполнять.
Намечена пилотная зона в соответствии с планом. Пилотные зоны по парковкам притротуарным, дворовым и другим парковочным местам к маю должны будут заработать. Вообще, заработают раньше, но к маю мы должны будем получить уже какой-то определенный результат.
Вот так в целом выглядит ситуация: процесс выполнения программы начат, процесс идет.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо большое, Николай Сергеевич.
Да, пожалуйста.
\"Комсомольская правда\"
Я хотел бы спросить о том, полагается ли предоставление возможности движения по выделенным полосам легковым такси?
Н.С.ЛЯМОВ
Полоса для общественного транспорта и предназначена для общественного транспорта. Вернемся к тем формулировкам, которые формируют понятие, что такое выделенная полоса: это движение общественного транспорта по определенному маршруту.
Такси, как известно, по определенному маршруту не ходит. Значит, этот вопрос на сегодняшний день не рассматриваем.
Что касается выделенных полос, я могу сказать так. Вопрос довольно непростой, поскольку речь идет о том, что на ряде магистралей надо сделать скоростные маршруты. Для того, чтобы запустить скоростные маршруты, необходимо провести определенные локальные мероприятия, то есть, должны быть заездные карманы. Автобус, который движется в экспрессном или полуэкспрессном режиме, идет со значительно меньшими остановками. Если вести речь о Ленинградском проспекте и направлении в сторону Химок, то там планируется 6 остановок от МКАДа до Белорусского вокзала.
Понятно, что по этой же магистрали идут маршруты по обычным расписаниям. Здесь предстоит непростая работа, потому что нам необходимо будет урегулировать эти вещи. И те расписания и интервалы движения, которые есть, должны быть состыкованы для того, чтобы тот транспорт, который идет в экспрессном порядке, имел бы приоритет в движении. Работа довольно непростая.
Мы пересматриваем подъездные маршруты к основным магистралям. Цель выделенных полос - разгрузить метрополитен и увеличить провозную способность всего транспорта: метро и других видов наземного транспорта.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо. Да, пожалуйста.
А.ШИРОНОВ - \"Московская перспектива\"
Николай Сергеевич, у меня вопрос по проекту реконструкции нового кольца Московской железной дороги.
Скажите, на ваш взгляд, почему пассажиры должны предпочесть этот вид транспорта метрополитену, наиболее развитому транспорту в Москве? И сюда же. Насколько я слышал, планируется реализация проекта на средства бюджета города Москвы, РЖД и частных инвесторов.
Каким образом планируется привлекать частные инвестиции?
Н.С.ЛЯМОВ
Но здесь немножко не так. Поскольку проблема стоит значительно шире. Это привлечение средств и города Москвы, и ООО \"РЖД\". Также речь идет и о федеральных деньгах. Говорить о том, что Москва будет это делать за свой счет, вряд ли правомерно. Это первое.
Второе. Мы же не говорим о том, что Малое кольцо железной дороги будет более приоритетным, нежели метрополитен.
Метрополитен - это традиционный вид транспорта, он понятен всем на сегодняшний день. Что касается Малого кольца, то мы говорим о том, что по определенным расчетам оно должно значительно разгрузить и метрополитен, и общественный пассажирский транспорт. Тут, по-моему, очевидное преимущество.
Ведь Малое кольцо подразумевает не только движение по городу. Мы ставим задачу значительно шире - соединить железнодорожным транспортом аэропорты. Это тоже весьма серьезная задача.
Много положительного будет в том, как будет решаться этот вопрос.
Тут надо понимать, что запуск в эксплуатацию Малого кольца - это вопрос довольно непростой, поскольку есть определенное количество грузов, необходимых для Москвы, которые завозятся и через Малое кольцо.
Поэтому необходим целый комплекс мероприятий для обеспечения результата. Проектные работы в настоящее время ведутся. Создана совместная структура с РЖД, которая занимается этими проблемами.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо. Да, пожалуйста.
_____
С МЕСТА НЕ СЛЫШНО.
Конкретные цифры по уменьшению заторов......
Н.С.ЛЯМОВ
Что касается интеллектуальной транспортной системы, как я уже говорил, есть две составные части. Это диспетчерское управление наземным пассажирским транспортом и управление дорожным движением.
Создается единый центр управления, который состоит из двух частей.
Что касается управления пассажирскими перевозками, то на сегодняшний день ни для кого не является секретом то, что общественный транспорт работает не так, как нам хотелось бы.
Я имею в виду и несоблюдение расписания движения. Выделенные полосы, наверное, позволят более регулярно работать пассажирскому транспорту, в том числе, и по расписанию. Первое.
Второе. Контроль, который будет осуществляться через систему диспетчерского управления, позволит войти в те графики или в то расписание, которое имеет пассажирский транспорт независимо от формы собственности.
Сегодня можно наблюдать такую картину (особенно на конечных остановках, на транспортно-пересадочных узлах): стоит коммерческий автобус не те положенные 5-7 минут, которые должны быть соответственно по интервалу, а стоит до заполнения последнего свободного места.
Данное транспортное средство начинает движение. На следующей остановке он уже не может посадить тех пассажиров, которые там стоят.
А по логике вещей: если по графику движения написан интервал 5 минут, то 5 минут простоял, неважно, 1-5 мест занято, он должен продолжать движение. Таким образом, не будет скопления подвижного состава на остановках. Это разгрузка улично-дорожной сети. Это первое.
И второе. Понятно, что в определенном смысле будет соблюдаться интервал движения, и тот пассажир, который стоит на последующих от конечной остановке, будет иметь гарантию того, что интервал будет выполняться.
Что касается управления светофорным движением. Не надо питать иллюзии насчет того, что делается сегодня по организации дорожного движения в городе. В частности, управление светофорными объектами и то, что в течение одиннадцатого года мы закончим эту программу. Нет, мы ее не закончим. Она на три года спланирована. И, в том числе, мы взяли Третье кольцо, взяли ряд вылетных магистралей. И поэтому будет проведена только частичка работы. Есть уверенность в том, что, когда центр управления дорожным движением будет запущен в полном объеме, увеличится пропускная способность улиц за счет того, что будет регламентироваться это движение.
На сегодняшний день нами установлено 65 комплексов контроля на дорогах, т.е. комплекса в виде фиксации нарушений. С 1 октября ГИБДД стало уже высылать письма тем, кто нарушает правила дорожного движения: скоростной режим, выезд на встречную полосу, выезд на выделенную полосу для общественного транспорта.
Я думаю, что, когда хаотичное движение в городе по улицам прекратится, то и скорость движения легкового транспорта должна увеличиться.
ВЕДУЩИЙ
Да, пожалуйста.
Е. Слесарева - Канал Россия \"Вести-Москва\"
Николай Сергеевич, у меня к вам два вопроса.
Сначала задам первый. Он касается строительства штрассенхаусов - дорог, которые будут размещаться на одноэтажных зданиях. Скажите, пожалуйста, ведется ли разработка ............ проектов, определенных под строительство таких дорог. Будет ли это все реализовано в будущем? Если будет реализовано, то в каком виде это предстанет? На какой территории? На территории старой Москвы, новой Москвы и, вообще, какие проблемы это разрешит?
Н.С.ЛЯМОВ
Действительно, такие проекты есть, они рассматриваются. Но понятно, я уже говорил, что за один год всего этого не сделаешь.
Мы смотрели отдельные предложения, в том числе инвесторов по созданию таких дорог. Но вопрос весьма перспективный.
В том числе, если говорить шире по этой тематике, то была масса предложений по строительству дорог над железной дорогой. У нас более 300 км высоковольтных линий по городу. На месте их прохождения можно сделать двухъярусные дороги: в один из ярусов должны заходить высоковольтные кабели, а второй ярус - для движения транспорта.
На сегодняшний день это только проекты. Хотя что-то в этом есть. Здесь надо смотреть. Осознание того нового, которое впереди у нас, наверное, придет через год, через два, когда мы сделаем первые необходимые шаги.
И то, что необходимо сделать в первую очередь – это улично-дорожная сеть, составляющая 8,7% от общей застройки. Поэтому есть дефицит, естественно, в дорогах.
И не от хорошей жизни мы говорим о выделенных полосах, о новом парковочном пространстве, о гаражном строительстве, о транспортно-пересадочных узлах, и о количестве новых дорог, которые просто физически невозможно сделать.
Если учесть, что ежегодно в городе пребывает около 200 тысяч легковых автомашин, то сегодняшняя улично-дорожная сеть просто не справляется. Мы не будем успевать строить дороги, и места для их строительства нет.
Поэтому те идеи, которые сегодня выдвигаются, имеют право жить. Нужно лишь одно с уверенностью сказать: строительством дорог мы никак не решим проблему увеличение количества транспорта в городе.
Поэтому мы и говорим: приоритет - общественному транспорту. То есть, как это в крупных городах Европы и Азии: легковая машина стоит на стоянке, а люди пользуются общественным транспортом. А пользоваться тогда начнут, когда поймут, что это значительно быстрее, это комфорт, но и, соответственно, появится какая-то притягательность.
Вот, например, цель нововведений по замене вагонов в метрополитене – это появление вагонов с кондиционированием, более новых, изготовленных или сделанных по более новым технологиям.
Е. Слесарева
Спасибо. Можно еще один вопрос? Сегодня утром неизвестный из пневматического пистолета расстрелял три троллейбуса. Можно услышать цифру? Потому что такие случаи не единичны, когда страдает общественный транспорт от таких вандалов. Цифры, например, за последние полгода. Какова сумма ущерба, нанесенная общественному транспорту, сколько приходится выделять денег, чтобы потом восстанавливать после вот таких инцидентов общественный транспорт?
Н.С.ЛЯМОВ
Я не готов сказать. Это как кресла во время соревнований на футбольном поле. Болельщики ломают кресла.
У нас достаточно много проблем. И стекла бьют, и сиденья режут, и т.д. Каждый случай имеет определенные последствия. Конечно, меры принимаются.
Назвать ущерб я затрудняюсь. Но, я думаю, что он не так велик. Во всяком случае, те парки, которые эксплуатируют общественный транспорт, пока справляются своими силами. Конечно, есть дополнительная затратная часть.
ВЕДУЩИЙ
Да, пожалуйста.
_____
Николай Сергеевич, скажите, пожалуйста, насколько успешно ведется борьба с зайцами, ..........штрафы, контролеры. Есть ли какие-то промежуточные итоги? И еще такое замечание. Вы знаете, что по введенным полосам прекрасно и хорошо ходят машины с мигалками?
Как вы думаете, те письма счастья, которые они будут получать со штрафами, смогут ли остановить?
Н.С.ЛЯМОВ
Вот с мигалками мы разберемся чуть-чуть иначе.
Во-первых, в соответствии с правилами дорожного движения при включенных световых сигналах они могут идти с их нарушением. То есть, при включенных сигналах они имеют право двигаться по полосе. Это понятно. Это правилами дорожного движения определено, это не оспаривается.
Другой вариант, когда идут без включенных световых сигналов. Здесь, конечно, наступает зона ответственности, как и для всех других участников движения.
______
А с зайцами на транспорте?
Н.С.ЛЯМОВ
А с зайцами все хорошо. На выделенных полосах стали довольно жестко контролировать эти вещи.
Там процент зайцев и бегающих от контролеров значительно уменьшился.
И основной показатель этого - увеличение количества продаваемых билетов непосредственно в автобусе. То есть, когда знают, что маршрут контролируется, что в любой момент могут зайти контролеры в форме, то люди начинают приобретать билеты. На отдельных маршрутах, например, по Ленинградскому шоссе, продаваемость билетов увеличилась у водителей почти на 20%. Понятно, что он думал проехать так, а когда начинается процесс контроля, вынужден уже приобретать билет.
Но проблема, наверное, здесь больше социальная по одной простой причине. На сегодняшний день изъято около тысячи социальных карт. То есть, социальными картами пользуются не те, кому положено ими пользоваться.
Вот это, конечно, не очень хорошо, когда вместо пожилого человека социальной картой пользуется студент, молодой человек, девушка. Но эти факты имеют место быть.
Я могу сказать другое. На тех маршрутах, особенно где работают контролеры, эти случаи становятся просто единичными.
Если учесть, что весь контроль, который проводится на маршрутах, ведется контролерами казенного учреждения организатора перевозок совместно с сотрудниками МВД, то эффект достаточно высокий.
Мы увеличиваем количество контролеров, и это принесет значительную пользу и в казну государства, и в казну города Москвы.
Речь идет о чем? Мы увеличиваем количество контролеров с какой целью еще?
Вот скоростные маршруты. Там нет необходимости пользоваться турникетом на остановке. Те пресловутые турникеты, о которых мы говорим, увеличивают время при посадке/высадке пассажиров, а это, конечно, существенно замедляет движение автобуса.
А контролеры - это как одно из направлений с тем, чтобы убрать турникеты и увеличить скорость посадки/высадки, и, соответственно, скорость движения пассажирского транспорта.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо. Да, последний вопрос, пожалуйста.
\"Российская газета\"
Сегодня рядом с каждым вокзалом стоит междугородний автобус, который ............. в такой ситуации на более короткое время.
Н.С.ЛЯМОВ
На каком вокзале?
_____
Практически на каждом вокзале.
Н.С.ЛЯМОВ
Вопрос в чем?
_____
Не исчезнут ли эти автобусы?
Н.С.ЛЯМОВ
Когда-нибудь, естественно, исчезнут. Но, если более детально говорить, я вам могу такую цифру привести.
Более 3,5 тысяч автобусов ежедневно заходит в город Москву. Это те автобусы, которые под видом заказных перевозок фактически ведут регулярные рейсы.
А нормативно-правовая база является таковой, что данный вид перевозок практически не регулируется. Незаконные места стоянки также подвергаются определенной работе по ликвидации. Мы, по сути дела, наперечет знаем эти места. Какие меры в связи с этим предпринимаются сегодня?
Сегодня, к великому сожалению, только Щелковский автовокзал работает, как автомобильный вокзал. А остальные 9 - просто автостанции, которые принимают автобусы межсубъектные, которые занимаются межсубъектными перевозками. Этого, конечно, для Москвы мало.
Количество таких временных автостанций будем увеличивать, уже начали. ТПО Тушинское, например, планируем снабдить автостанцией, которая будет принимать и те автобусы, которые занимаются межсубъектными перевозками.
Сейчас прорабатываем программу создания на отдельных транспортно-пересадочных узлах, связанных в основе своей с диспетчерскими пунктами Мосгортранса, автостанций, которые временно до создания полноценных вокзалов и транспортно-пересадочных узлов будут принимать также автобусы, которые осуществляют междугородние и межсубъектные перевозки.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо. Да, пожалуйста.
_____
До 2016 года в Москве должны появиться скоростные трамваи, которые связывают отдаленные районы столицы с городами ближнего Подмосковья. Уже определены направления, куда они пойдут?
Н.С.ЛЯМОВ
Вы знаете, вопрос довольно непростой. У нас отработано около 5 линий. В том числе, есть линии, которые на сегодняшний день являются более ожидаемыми, так будем говорить.
Есть проект по шоссе Энтузиастов с выходом на Балашиху. Это вопрос довольно непростой. Поскольку вы знаете, по шоссе Энтузиастов есть выделенная полоса для трамвая, там есть все возможности. Она попадает под реконструкцию для того, чтобы были уже более современные трамваи.
Есть определенные сложности с выходом за пределы МКАДа, которые требуют определенного времени и проработки. Поскольку там очень непростая дорожная инфраструктура, по которой планируется провести новую линию.
И второе серьезное направление - это поселок Северный. Там проектные работы завершены в настоящее время. Идет согласование определенных моментов. Есть ряд проработок по привлечению инвесторов в это серьезное и большое дело.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо большое, Николай Сергеевич.
Спасибо, уважаемые коллеги.