Пресс-конференция Сергея Шпилько
6 октября состоялась пресс-конференция Председателя Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы Сергея Павловича Шпилько на тему: «Москва – мировая туристическая столица: перспективы развития индустрии туризма».
В четверг, 6 октября, состоялась пресс-конференция Председателя Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы Сергея Павловича Шпилько на тему: «Москва – мировая туристическая столица: перспективы развития индустрии туризма».
Стенограмма
С.П.ШПИЛЬКО
Здравствуйте, коллеги.
В каком порядке будем работать?
ВЕДУЩИЙ
Для начала я попрошу наших уважаемых коллег выключить звук на мобильных телефонах. И напоминаю о том, что сегодня у нас прес-конференция председателя Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы Сергея Павловича Шпилько.
Тема нашей пресс-конференции \"Москва - мировая туристическая столица: перспективы развития индустрии туризма\".
Я думаю, что для начала мы предоставим слово Сергею Павловичу. Пожалуйста.
С.П.ШПИЛЬКО
Я думаю так. Я коротко остановлюсь на программе, которая принята 4 октября, утверждена на заседании Правительства, точнее, не на программе, потому что программа, в целом, называется \"Развитие индустрии отдыха и туризма\". А наша непосредственная часть в этой программе - это подпрограмма развития туризма.
Эта программа предполагает решение таких довольно-таки амбициозных задач, суть которых заключается в том, чтобы превратить Москву в один из крупнейших современных конкурентоспособных туристских центров. Чтобы к 2018-му году, когда будет проходить в столице чемпионат мира по футболу, Москва стала мировым центром, уже принимающимо многомиллионные туристские потоки.
Целью программы является более полное удовлетворение потребности российских и иностранных граждан, посещающих Москву с туристскими целями, повышение конкурентоспособности столичного туристско-гостиничного комплекса, увеличение вклада в социально-экономическое развитие Москвы.
Количественно, как я уже сказал, задача довольно амбициозная, то есть, это увеличение в 1,7 раза числа международных прибытий в Москву, то есть, до 68 млн. иностранных посетителей. В данном мы работаем с показателем въезжающих в Москву через столичные аэропорты. Увеличение в 1,4 раза от численности размещаемых в столичных гостиницах, то есть, до 5, а практически до 6 млн. человек в год.
Увеличение в 1,6 раза доходов от предоставляемых услуг коллективными средствами размещения или гостиницами, или аналогичными средствами размещения до более чем 59 млрд. рублей. В 1,8 раза объема платных туристских услуг населению. Увеличение более чем на треть столичного номерного фонда, то есть, до 52 тысяч номеров по сравнению с сегодняшними. По официальным данным это 37,5 тысяч номеров. Если будут вопросы по гостиницам, я отдельно скажу, там не такая простая ситуация.
Приоритетами городской политики в области туризма является развитие въездного туризма из зарубежных стран, въездного туризма из других регионов России и экскурсионное обслуживание москвичей и гостей столицы как туристов.
Если говорить конкретнее о видах туризма, то акцент делается на развитие культурно-познавательного туризма и экскурсионного обслуживания, как я уже сказал, бизнес-туризма, включая поездки с целью проведения деловых встреч, участие в выставках, конгрессах, поощрительные поездки, то есть, корпоративные, если так по-простому.
Далее это событийный туризм, личные круизы и социальный туризм - все, что связано с поездками менее защищенных групп населения.
Финансирование подпрограммы в общей сложности должно составить 4,3 млрд. рублей, в том числе, около 2 млрд. рублей из бюджета города Москвы.
Подпрограмма не является доминирующей в составе программы. Об этом можно судить на примере бюджетных ассигнований. То есть, вся программа есть 116 млрд., допустим, бюджетных ассигнований, а непосредственно на мероприятия, связанные с развитием туризма выделяется всего 2 млрд.
Но, как сказал на недавней встрече с элитой столичной туриндустрии мэр Москвы Сергей Семенович Собянин, что все 18 программ, в том числе, и эта в рамках своей реализации в значительной степени направлена на развитие туризма. То есть, понятно, что транспортные проблемы, которые очень остро стоят перед нами в сфере туризма, решаются в рамках проблемы транспорта.
Проблема, допустим, реставрации памятников, развития сети учреждений культуры, объектов туристского показа решаются в рамках программы \"Культура\".
В рамках этой программы упор делается на развитие паркового хозяйства. Я имею в виду индустрию отдыха и туризма, обустройство, рекреационное обустройство дворов, общественных мест, городских улиц, скверов и т.д.
Скажем, программа гостиничного строительства, отдельно подпрограмма гостиничного строительства включена еще и в программу \"Жилище\". Она там больше развернута по типам коллективных средств размещения по целому ряду показателей и т.д.
Экологическая программа позволяет значительно расширить туристские возможности особоохраняемых природных территорий в Москве.
Поэтому наша подпрограмма, пусть она и не большая, но ее нужно рассматривать именно как интегральную часть городской программы развития. И тогда уже, конечно, все встает на свои места.
Эти 2 млрд. выделяются не на капитальное вложение, а именно на мероприятия, направленные непосредственно на развитие туризма и на продвижение Москвы на мировом рынке как туристского центра.
У нас еще говорят дестинации и изменение имиджа города, который пока еще не лучшим образом характеризует его в сложившемся общественном сознании за рубежом и в России, и который в значительной степени сложился в 90-е годы и сейчас не соответствует действительности.
Это, кстати, одна из наших ключевых проблем в плане формирования сегодня туристских потоков. Мы это очень чувствуем. Я приведу вам простой пример.
Вот мы анализируем, а кто едет в Москву? Мы видим, скажем, иностранные потоки, они значительно меньше, чем хотелось бы, но они есть, в том числе, организованные, групповые.
Мы видим детские потоки - новогодние, каникулярные. Тоже групповые. Тоже хотелось бы больше, но с ними все понятно.
Корпоративные поездки, деловые встречи, мероприятия - здесь лучше всего обстоит дело в плане посещения выставок, который проходят в городе.
Очень слабо просматривается поток, групповой туристский поток из регионов России, в том числе городов Центрального федерального округа. Мы видим, что групповой поток россиян в Санкт-Петербург больше и динамичнее развивается, чем, например, в Великий Новгород или Казань.
Поэтому когда был создан новый Комитет в конце прошлого года, когда был сформирован новый коллектив, то я не думал, что ситуация настолько запущена, в частности, по групповым поездкам.
Я постоянно встречаюсь с президентами крупнейших в мире гостиничных сетей, крупнейшими международными туроператорами, которые выходят на наш рынок, такие как \"Туя\", \"Тумоскоу\" и т.д., У них общее мнение заключается в том, что, конечно, город сильно недооценен.
По сути дела, Москва - это город отложенного туристского спроса. И превратить его из города отложенного туристского спроса в город, реально притягивающий значительно большие туристские потоки, задача вполне реальная.
На пути ее стоят несколько проблем, не всегда зависящих напрямую от города, в том числе, и общероссийские. Это проблема, на наш взгляд, дорогой перевозки пассажирской, это проблема виз. Если говорить о внутригородских проблем наиболее, конечно, болезненна - это проблема транспорта, я имею в виду, тяжелая, непростая транспортная ситуация в городе, пробки.
То, о чем я сказал, это проблема ребрендинга города, как туристского направления, которая стоит весьма остро.
Есть, конечно, много других вопросов, например, повышение качества подготовки кадров, от чего зависит во многом уровень сервиса. Есть проблемы, скажем, улучшения инвестиционного климата. Но все-таки они вторичны по отношению к тем, которые я перечислил, в первую очередь.
Я думаю, что, с точки зрения, монолога достаточно. Если есть вопросы, то я постараюсь на них поподробнее ответить.
ВЕДУЩИЙ
Пожалуйста.
С.МАЛЫШЕВА - газета \"Московская перспектива\"
У меня два вопроса выявилось.
Первый. Сергея Павлович, расскажите, пожалуйста, поподробнее про гостиницы. Сколько будет всего построено, в каких районах Москвы. И второй вопрос по кадровым проблемам. Сейчас студентам туристических вузов трудно устроиться на стажировку или на работу. Но на стажировку не так, на работу в гостиницу. И, в частности, даже не из-за того, что не хватает, но и западные, в основном, ......... Как будет решаться эта проблема?
Может быть, будут создаваться какие-то гранты повышения квалификации за рубежом, куда они потом ...
С.П.ШПИЛЬКО
По данным Мосгорстата у нас в Москве 215 гостиниц на порядка 35 тысяч номеров.
На самом деле эта картина не вполне соответствует действительности, потому что, к сожалению, у нас далеко не все объекты размещения, кстати, как и турфирмы, стоят на государственном статистическом учете.
И наше предварительное обследование показало, выявило коллективных средств размещения, примерно, на 42,5 тысячи номеров и 82 тысячи мест, что значительно больше, чем показывают данные официальной статистики.
Мы сейчас эту работу продолжаем, в том числе, выявлены в этом году были, по сути дела, новые сегменты гостиничного рынка, такие как хостелы, причем, стремительно развивающиеся.
Это сейчас порядка 55 хостелов в Москве на 400 номеров. Но и около полсотни миниотелей. Причем, если брать, например, хостелы, то там, правда, часть из них закрылась. Но с мая месяца, когда мы начали заниматься этой темой, по настоящий момент открылось около 20 хостелов на самом деле. Причем, все они размещены на Арбате, на Китай-городе, здесь вот, напротив, скоро откроется хостел большой, больше чем на 100 мест и т.д.
Строятся гостиницы. В этом году был уже введен клубный корпус. Причем, это такая редкость на гостиничном рынке, когда вводится не просто клубный этаж, а целый клубный корпус в \"Проумплазе\". Это Центр международной торговли \"Редисон\" на Белорусской, 3-звездная гостиница. \"Аминьевская\" тоже знаменательный факт, потому что это в начале Аминьевского шоссе. Это гостиница, которая была переделана очень успешно из общежития.
И мы до конца года тоже ждем такое знаковое событие, как открытие гостиницы \"Интерконтиненталь\", первой гостиницы, которую \"Интерконти\" открывает под своим брендом на месте гостиницы \"Минск\".
Надеемся, что будет введена \"Азимут\", введет свою 3-звездку на Варшавке. На Кожевнической улице тоже гостиница откроется. Процесс идет, может быть, не всегда так динамично, как хотелось бы, но, в общем, неплохие темпы.
Я уже не говорю, если брать конец прошлого года, там и \"Лото-Плаза\", и \"Монарх\", то есть, такие очень крупные гостиничные объекты и т.д.
Вообще, чтобы не отвлекаться на эту тему больше, я бы сказал следующее. В чем принципиальные изменения нынешней ситуации, в чем ее отличие от того, что было раньше, допустим, 15-20 лет назад?
Во-первых, в том, что все говорят в Москве много отелей бизнес класса, мало гостиниц эконом класса. При этом, как-то выпускается момент «много» - их не было.
Сейчас Москва по уровню гостиниц бизнес класса ничем не уступает ни одной столицы мира.
Да, может быть, хотелось плюс там 5-7 тысяч номеров, но это дело очень наживное. Эти проблемы можно решить в течение 2-3 лет.
А в остальном больше 20 крупнейших в мире гостиничных брендов представлено сегодня на столичном рынке, уровень сервиса в этих сетевых отелях ничем не отличается от сервиса в Нью-Йорке, Париже или ... Они работают по единым стандартам. И чтобы понять уровень этого достижения, тех, кто постарше, я призываю, давайте вспомним лет 25 назад, допустим, до распада СССР, представьте себе Ленинградское шоссе, от Шереметьево до центра города. На всем этом протяжении Ленинградки можно было насчитать, условно говоря, несколько, 2-3 гостиницы, которые тянули объективно на 4 звезды. Но, может быть, в силу того, что это архитектурные памятники, их можно было бы где-то так приблизить к пятерке, конечно. \"Националь\", например.
А сейчас у нас на протяжении того же расстояния больше 1,5 десятков отелей реального уровня 4-5 звезд. И в этом смысле, начиная от отелей в Шереметьево и заканчивая тем же \"Националем\" или \"Скарлтеном\" и т.д.
Это я вам хочу сказать, если сравнивать по мировой практике, это очень такой лихой скачок, вот такого масштаба преобразования мы видели в последний год только в странах юго-восточной Азии, в Пекине, в Шанхае и т.д.
Что касается экономкласса, их, во-первых, больше гораздо, чем, конечно, гостиниц бизнес класса. Там их в программе заложена пропорция строительства 35 к 65%. Мы очень надеемся, что удастся добиться в этом плане определенного перелома. Но там главная проблема в том, что отели бизнес класса новые практически, все они либо новые, либо реконструированные в последние годы.
А эконом класса у нас советские, как правило, там в значительной степени построенные еще к Олимпиаде-80. Там, в первую очередь, нужна реконструкция. Ну, и, например, мы сейчас боремся за их полное кондиционирование, то, что является важным, с точки зрения сервиса.
Но есть резервы более динамичного развития этого сегмента. И это касается не только мини-отелей, которых наверняка будет значительно больше в городе уже в ближайшие годы. Или тех же хостелов, которые там открываются, появляются, как грибы.
Есть очень интересные проекты, которые сейчас прорабатываются. В частности, строительство модульных, быстро возводимых гостиниц, которые являются не капитальными. Которые могут собираться быстро, как лего. И разбираться при необходимости, переноситься в другое место. В том числе там есть много вариантов не на капитальных фундаментах, т.е. они могут ставиться даже в природоохранных зонах, т.е. они не являются капитальными сооружениями.
Плюс есть проект строительства, его прорабатывают наши коллеги из Комитета по обеспечению инвестиционных проектов. Вообще, они занимаются непосредственно строительством. И мы те инвестиционные проекты, которые к нам приходят, передаем в этот Комитет. В том числе у них есть интересные проекты. В программе \"Жилище\" такой проект виден. Можно зайти в Интернет и посмотреть строительство плавучих гостиниц, строительство на плавсредствах, на \"Москва-реке\".
Ситуация с гостиницами, она ... Нельзя сказать, что замечательная, но, она значительно лучше, чем это принято полагать. Это касается, кстати, не только количества номерного фонда, но и одного из основных мифов про Москву. Это то, что в Москве очень дорогие гостиницы. Разрешите доложить вам, что это не соответствует действительности. У нас есть гостиницы дорогие. Прежде всего это касается отелей бизнес-класса. В марте, т.е. весной и осенью, когда наступает пик делового туризма, когда в Москве проходит много выставок, вот тогда они выходят на уровень городов типа Токио, или Женевы, в общем, дорогих. В том числе и в отношении гостиничных городов.
Что же касается периода лета, выходные, праздничные дни, плюс зимние каникулы, январь, то цены абсолютно европейские. В двух-трех звездах есть предложения и по 1000 рублей, и по 1500 рублей. В хостелах, вообще, цены начинаются от 430-450 рублей.
Более того, у нас наблюдается очень интересная тенденция, которая заключается в том, что поскольку уровень загрузки столичных отелей в среднем варьируется от 50 до 60% в период классического туристского сезона, например, летом, гостиницы бизнес-класса в центре города самые престижные, самые недешевые начинают работать по ценам трех звезд и принимают туристские группы, пенсионеров, и так далее. Гостиницы, которые в большинстве других городов к таким гостиницам даже близко бы не подошли. По цене я имею в виду.
Так что и сейчас мы работаем над тем, чтобы на Новый год выставить турпакеты по городу такие, которые, сильно бы поразили, сильно удивили бы по цене, приятно, я имею в виду, удивили наших соотечественников из других регионов страны. И которые получаются где-то в полтора-два раза дешевле, чем в Подмосковье.
И последний штрих на эту тему. Одним из свидетельств мифологизации этого вопроса являются цены на размещение. В последнее время у нас наметилась такая тенденция, что на Новый год, вообще-то гостей не очень большая загрузка у большинства гостиниц, но, те гостиницы, которые активно работают, их начали активно на Новый год покупать москвичи. Т.е. не просто приезжать в ресторан. Можно конкретно сказать и в Измайлово, и Центральный Дом туриста. Т.е. сотнями приезжают, покупают турпакет на Новый год, на 2,5 дня. Потому что получается, особенно если большой кампанией, то дешевле, чем дома.
_______
Это же не туризм получается. ... (не слышно) ...
С.П. ШПИЛЬКО
Это не туризм, но это сигнал туристам о том, что цены такие, что выгоднее провести Новый год не дома, а в гостинице, плюс к этому они получают проживание, питание, развлечение, и весь сервис в пакете, т.е. СПА и прочие услуги. Это сигнал жителям других городов России, в частности, того же Центрального Федерального округа, что это просто выгодно. Не говоря уже о том, что, если мы говорим о Новом годе, то с обычного Нового года по Старый, пробок особых нет. Всё работает.
Я думаю, что в этом году будет Новый год, как День города, сильно отличаться от предыдущих. Т.е., будет гораздо ярче и в елочном, и в другом отношении. И поэтому мы с туроператорами рассчитываем ... Ну, конечно, это сложно сделать с наскока, но, всё-таки, уже в этом году несколько изменить ситуацию по въездным турпотокам на этот период. А к следующему Новому году, так точно успеем, раскачаем эти потоки.
А то, что не туристы ... Да, не туристы. Но, экскурсанты, они тоже не туристы, но, всё равно они находятся в поле работы объектов индустрии гостеприимства. Это сути дела, в данном случае, не меняет. Я не об этом говорю. Ещё вопросы.
ВЕДУЩИЙ
И второй к вам вопрос. По кадрам.
С.П. ШПИЛЬКО
А, по кадрам?
Вы правильно подметили, что ... Вообще, чтобы было понятно, у нас по данным только официальной статистики работает в турбизнесе и гостиничном хозяйстве порядка 36 тысяч человек. 10 тысяч из них - турбизнес.
Но, это далеко не полный статистический учет. Думаю, если учесть, как можно экспертно дооценить, то это под 50 тысяч. Это не считая гидов-переводчиков, экскурсоводов, водителей туристских автобусов, тех, кто зарабатывает на жизнь продажей сувениров и т.д.
Проблема качества подготовки кадров существует. И есть еще проблема структурного несоответствия системы подготовки кадров и спроса на рабочую силу. Потому что нам сейчас гораздо больше нужен линейный персонал в гостиницах, который готовится в системе среднего специального образования, чем выпускники вузов для работы в гостиницах.
Потому что гостиница - такое предприятие, где, скажем, менеджерских должностей немного. В основном работа линейного персонала: горничные, повара, бармены, официанты, и так далее. В Москве их готовит около 20 колледжей. Мы проводили весной совещание вместе с Департаментом образования, и мне было очень приятно услышать, что представители сетевых отелей, в частности \"Интерстейт\", Мариотт и другие, сказали о том, что уровнем подготовки кадров примерно в 9 колледжах они на сегодня удовлетворены, они соответствуют европейским стандартам, они принимают их выпускников. Может быть, например, Царицынский колледж.
Что касается высшего образования, то, на наш взгляд, есть, конечно, большая проблема в том, что его надо приводить в большее соответствие к западной системе подготовки кадров. Там должно быть значительно больше языка. Там должно быть значительно больше практики, т.е. практической работы.
Потому что образование в индустрии гостеприимства – это значит, что процентов 50 времени должно проходить на самих предприятиях. Во всяком случае, значительно большая часть времени.
И поэтому мы сейчас пытаемся предпринять все возможные усилия для того, чтобы подтянуть, привлечь к работе в высших учебных заведениях в качестве преподавателей, скажем, партнеров. И в плане того, чтобы они вели лучших студентов, как вы говорите, и в части стажировок, и в плане трудоустройства.
Специальное направление в этой области, на наш взгляд очень важное, то, что мы хотим обновить учебную базу. Мы хотим выпустить учебные пособия, которые бы делались университетами обязательно вместе с практиками. Скажем, пособие по автобусному туризму, чтобы делал не просто ВУЗ, а обязательно вместе с автобусным оператором. В этом году два таких пособия выйдет.
Одно по экскурсионному делу, которое делается Российской Международной Академией туризма вместе с Ассоциацией экскурсоводов и гидов-переводчиков. И второе, это пособие по безбарьерному туризму, т.е. туризму для инвалидов. Пособие, по которому мог бы преподавать, в том числе человек, не работавший в отрасли. Потому что мы не в состоянии поменять оперативно весь преподавательский состав, это не реально. У нас нет столько практиков, желающих уйти на преподавательскую работу.
Слишком подробно я вам, наверное, всё это рассказываю.
_______
Нас, конечно, больше жилищный дом интересует ... (не слышно) ... программа \"Жилище\". Там есть специальный раздел, развитие гостиничного хозяйства. И очень любопытный есть абзац по реконструкции общежитий московских. Их у нас уже около 200 на сегодня входит в жилищный фонд города. Жителей, которые там живут, этот вопрос очень волнует. Эти общежития хотят превращать в гостиницы.
В каком плане это видится, что это будет за новый тип гостиниц в этих общежитиях? И есть ли какие-то конкретные наметки, сроки, количество этой реконструкции.
С.П. ШПИЛЬКО
Вопрос, честно говоря, больше к Комитету по обеспечению инвестиций, поскольку они ведут этот проект. В том числе реконструкцию общежитий.
По сути дела, что такое современное общежитие? Общежитие - это, вообще, категория советская ... (не слышно) ... Потому что, если вы возьмете \"Апарт-отель\", это тоже, в известном смысле, общежитие, только более высокого, принципиально более высокого класса. Или \"Кампус\" студенческий, это тоже общежитие, просто значительно более комфортабельное, нежели существовавшее в приснопамятное время, в котором многие жили, когда учились.
Поэтому речь не идет о том, чтобы обязательно выселить всех. Просто перевести в условия более качественного размещения, с одной стороны. И с другой стороны их невозможно оставлять в том состоянии, всё равно надо ремонтировать, реконструировать, независимо даже от наших гостиничных планов.
Но, какая-то часть из них, как в случае с \"Аминьевской\", вполне может быть успешно реконструирована в гостиницу.
В планы развития гостиничного проекта не входит ущемление интересов обитателей общежитий, так же, как в планы развития городской жилищной программы в целом не входит задача ущемления интересов жителей Москвы. Но, проблема реконструкции и превращения этих объектов в категории коллективных средств размещения более высокого порядка - эта проблема неизбежная, так же, как реконструкция ветхого жилфонда.
_______
Нужно уточнить, всё-таки, останутся жители в этих гостиницах, которые сейчас там находятся?
С.П. ШПИЛЬКО
Я прошу прощения, этот вопрос больше к тем, кто проводит жилищную политику. То, что их придется отселять на период реконструкции, в этом я не сомневаюсь, если речь идет о капитальном ремонте и реконструкции. А как будет потом решаться вопрос, то ли они будут возвращаться ... Если это реконструкция гостиницы, конечно, они будут отселяться, потому что гостиница функционирует по-другому. Это не место длительного проживания. Если же вместо этого будут строиться апарты, или те же кампусы, и так далее, то тогда ... Студенты живут в общежитии, если строится новый кампус, естественно, их переселят в новые кампусы, не выгонят на улицу из учебного заведения, и так далее.
_________ (не слышно) ...
Скажите, пожалуйста, какая-то стартовала рекламная кампания? Я читала в Интернете, там ... (не слышно) ... появились какие-то рекламные ролики ... (не слышно) ... Скажите, пожалуйста, как она проходит, есть ли какие-то ... (не слышно) ...
С.П. ШПИЛЬКО
С точки зрения рекламной кампании ситуация следующая. Сейчас у нас стартовала рекламная кампания, она смещена на осень. Потому что, как я уже сказал, мы хотим качнуть зимний период, насколько это удастся. И это дает нам возможность, с точки зрения финансирования, органично её сразу после новогодних праздников продолжить. Т.е., уже с конца января продолжить как рекламную кампанию под высокий туристский сезон.
У неё несколько направлений. Во-первых, это телевидение, Международные каналы. Их два на сегодня, это \"Би-би-си\", где идут ролики, разные причем. В том числе есть ролики, где Россию, Москву точнее, представляют известные личности, международно-известные. Деятели балета, искусства, спорта, и так далее. Некоторые ролики уже идут, что-то находится на стадии съемки. Как я уже сказал, \"Раша тудей\".
Сейчас идут съемки передачи, которая пойдет уже на одном из российских каналов. Сейчас определяется окончательно, какие каналы.
Затем, третью неделю уже идет передача на \"Маяке\", которая называется \"Москва - маяк туризма\".
Что касается печатных изданий, то сейчас печатаются, в этом году выходят, в значительной степени многие вышли, мы можем переслать, показать, в Интернете это можно найти, не проблема, статьи о новых туристских возможностях столицы. Это в таких газетах, как \"Дейли телеграф\", \"Вашингтон пост\", \"Судейчен сайтен\", или \"Фигоро\", \"Эльпаис\", \"Ля република\", \"Ивмиури\". В общем, 9 крупнейших зарубежных газет.
Внутри страны, пока акцент сделан на бортовые журналы. Но, пока мы сделали на железнодорожные, те, которые распространяются в купе, раскладываются. И те, которые, как саквояж. Некоторые, в частности \"Ютейро\", с учетом того, что у меня тоже большая география поездок. И \"Вейро\", журнал, который больше всего раскладывается в гостиничных номерах в России и за рубежом.
С \"Портал\" госконтракт заключен. Департаментом информационных технологий делается. По нашему контракту, который мы заключили, делается контент. Надеемся, что в пилотном режиме, в тестовом, \"Портал\" заработает до конца года. Сроки, конечно, очень сжатые. Не очень бы хотелось здесь спешить в ущерб качеству.
После того как он будет запущен, сразу будет в течение нескольких месяцев проведена работа по созданию его версии для айподов, айфонов, айпедов и т.д., короче, для коммуникаторов.
Большая программа запущена по приглашению иностранных журналистов и туроператоров. До конца года мы должны принять еще порядка 70 журналистов иностранных и 60 журналистов и туроператоров российских. И это уже не первые. Мы приняли уже большое количество. В основном были туроператоры во время выставки \"Отдых\" в октябре из 30 стран.
В июле мы принимали у себя Саммит \"Глобал .........\". Это Ассоциация устроителей конгрессов инсентив-туров из многих стран, 200 человек. 26 американских штатов были представлены в этой делегации и из них было 100 человек как раз этих вентеров, как у нас называют, организаторов встреч. 100 человек – это были представители их крупнейших клиентов, то есть международных корпораций, каждая поездка сотрудников которых приносит любой стране действительно немалые деньги.
Но это уже выходит, конечно, за поле медиа. Не знаю, мне кажется, я далеко не все перечислил.
Наружная реклама предполагается. Сейчас работаем над обменом социальной рекламой с другими городами. И будет не только социальная, но будет платная.
22 выставки в этом году международные и крупные российские, мы участвуем. Только что была выставка с очень крупной пресс-конференцией в Токио, которую проводили совместно с Федеральным агентством по туризму.
И в ноябре будет такая же крупная пресс-конференция во время выставки в Лондоне. Достаточно?
ВЕДУЩИЙ
Спасибо.
Да, пожалуйста.
\"Московский комсомолец\"
На встрече у мэра Вы сказали, что рост числа хостелов объясняется небольшим объемом инвестиций в их создание. Но при этом есть какие-то правовые проблемы в их функционировании.
Не могли бы Вы поподробнее рассказать об объеме инвестиций и что за проблемы? Вы говорили, что был какой-то нормативно-правовой акт разработан. Поподробнее.
С.П.ШПИЛЬКО
Да, мы будем работать над этой нормативной базой. Конечно, это не вполне наша компетенция, то есть она больше относится к вопросам осуществления предпринимательской деятельности в условиях жилфонда, потому что это касается не только хостелов, это мини-отелей касается.
Понимаете, в городах с большой исторической застройкой, в том же Лондоне, Париже, Питере, Москве очень мало площадок для строительства крупных гостиниц. И поэтому волей или неволей, для того, чтобы размещать туристов, надо развивать мини-отели и хостелы.
Да, тогда возникают соответственно проблемы. Допустим, по различным требованиям, пожарным и т.д., в гостинице должен быть второй выход. А у вас мини-отель расположен на третьем этаже жилого дома. Или правила с точки зрения приготовления горячей пищи. В хостелах, например, горячую пищу не готовят, потому что ограничиваются кофе, чаем, готовым завтраком. То есть нужно внести довольно большое количество изменений в различного рода СНиПы,СанПиНы и т.д.
Есть, конечно, гостиницы, мини-отели, в том числе и хостелы, которые вполне соответствуют. В частности, на Новом Арбате, который сейчас будет открываться. Он будет соответствовать в полной мере этим требованиям.
Но получается такая штука. С одной стороны, процесс не остановить, то есть он во многом носит, я бы даже сказал, такой стихийный предпринимательский характер. Все равно будут создаваться эти средства для размещения. И люди либо легально будут делить гостей столицы, либо нелегально. Уж лучше чтобы легально, но надо дорабатывать эту нормативную базу, безусловно.
\"Московский комсомолец\"
Спасибо.
С.П.ШПИЛЬКО
У нас проблема с нормативной базой существует во многих отношениях и с точки зрения гостиничного хозяйства тоже. Мы сейчас будем запускать опять по новой классификации гостиницы. Там тоже есть свои проблемы, я имею в виду звездность.
ВЕДУЩИЙ
Пожалуйста, еще вопросы.
Радиокомпания \"Голос России\"
Скажите, пожалуйста, Сергей Павлович, насколько вы все-таки используете зарубежный опыт, ведь много лет занимаясь туризмом, ...........программы, я вижу, насколько в популярных и больших европейских столицах именно событийный туризм, кто-то развивает тот же самый туризм социальный, безбарьерный. Идет какая-то специализация. Что у нас в столице нашей?
С.П.ШПИЛЬКО
Понятно. То есть получается два вопроса в одном, как минимум.
Что касается зарубежного опыта, знаете, у каждой страны есть, конечно, свой путь на туристском рынке с учетом ее особенностей, самых разных, начиная от религиозных, национальных, экономических, климатических и т.д.
Но в целом эта индустрия развивается по общим законам. И любое пренебрежение ими ошибка. То есть невозможно развивать современную сегодня индустрию гостеприимства, не опираясь в первую очередь на мировой опыт.
В Москве мы сейчас вплотную занялись этим вопросом. И будем опираться на опыт более туристски развитых мегаполисов. Мы же с ними конкурировать хотим, поэтому мы должны создать для начала все, что в них есть, и, может быть, постараться это сделать лучше, интереснее.
Поэтому, конечно, в огромной степени мы заимствуем, и не стараемся изобретать колесо. Все, что касается инфраструктуры, все эти системы указателей, вплоть до общественных туалетов, колцентры, порталы. Конечно, мы не втупую заимствуем, но в огромной степени, вся эта система ориентирования, транспортные средства. Сигвеи уже придуманы, что же мы будем их изобретать. Пешеходные, велодорожки и прочее.
Кстати, в этом направлении ведется очень большая работа. Это отдельно могу сказать. Собственно, уже довольно много проделано, но предстоит еще гораздо больше.
Что касается событийного туризма, вне всякого сомнения, я сказал, что в программе это один из приоритетных видов туризма.
Конечно, событийный ряд играет сегодня колоссальную роль в формировании туристского образа любого города, тем более мегаполиса.
В Москве проходят многие тысячи мероприятий, в том числе очень интересных. Для нас проблема заключается в том, что большинство из них проходит не в том формате, чтобы являться основным или даже дополнительным поводом для поездки. То есть не каждое событийное мероприятие находит свой спрос на туристском рынке.
Поэтому для нас важно, если мы хотим конкурировать на рынке событий, я не говорю с бразильским карнавалом или с венецианским, а вообще. Сегодня все-таки любую столицу мира возьмите, вы увидите событийный ряд, есть события, которые являются лицом города.
И сейчас в Москве совершенно очевидно выстраивается новый событийный ряд. Не обязательно он в календарном плане новый, потому что там, конечно, есть... Мы Масленицу провели в этом году в новом формате, вроде получилось ничего, но гораздо лучше. В следующем году, видимо формат еще больше изменится, мы полагаем ее разнести уже между Красной площадью и парком, если все получится, одним из столичных парков. И должно получиться еще более современно.
Другой пример - это то, что мы проводили, я говорю о таких событиях, к которым, допустим, имеем отношение. Это Фестиваль военно-исторических реконструкций в Коломенском, который прошел так, что мы точно поняли, что мы попали в десятку. Потому что по своей зрелищности и по тому, чем он...
Во-первых, эта ниша не занята в мегаполисе. На полях исторических сражений в России все это широко распространено. Проводились такие мероприятия, как в Коломенском на День города, \"Времена эпохи - Древняя Русь своими глазами\", когда сходились 800 латников в сражении, высылка этих викингов, и дракары, и прочее. Атмосфера была такая, что мы сами были поражены тем, как публика вообще реагировала на это.
И даже не только с точки зрения зрелищного эффекта, а с точки зрения атмосферы, которая там царила, как там работали с детьми, инвалидами. Это ни один актер так просто не сможет. И то, что они опираются на динамично развивающееся социальное движение, это как раз роднит эти мероприятия с тем же Бразильским карнавалом, потому что в основе лежит тоже не то, что государство придумало и деньги заплатило. Было бы государство, не было, а карнавал все равно проходил.
Здесь мы пытаемся тоже уловить эти социальные тренды и просто со стороны государства помочь оформить события колоссального зрелищного потенциала. Другой вопрос, как управлять такими мероприятиями? Потому что в этот раз, мы говорим, было 55 тысяч, но это только через рамки прошли, а если со всеми многочисленными калитками в Коломенском, ясно, что там было за 70. И мы почти не давали рекламы. То есть вся реклама была в интернете и только наружка вокруг Коломенского.
А если сделать нормально. Сколько будет? 150-200 тысяч. Как управлять таким? Это тоже отдельное искусство, которым надо овладевать. Но это не то, что у нас в городе.
Пожалуйста, в позапрошлое воскресенье роскошный Фестиваль в Центральном парке культуры и отдыха \"Москва - казачья станица\". Тоже рекламы почти никакой не было, а Фестиваль такой, что абсолютно туристский продукт, хоть сейчас выставляй на рынок.
Впереди, в октябре будет Фестиваль света. То есть идет поиск этих и старых событий в новом формате, и создание новых событий. Вот очень хороший пример, вполне современные, прилично и красиво сделанные мероприятия. Какие из них, в конечном счете, станут лицом города, это покажет ближайшее будущее.
Но наша задача в данном случае не только содействовать в создании и проведении такого рода мероприятий. У нас есть еще своя тема. Потому что если мы хотим, чтобы они были посещаемы не только москвичами, но и гостями столицы, то мы должны выдать на туристский рынок календарь этих событий, как минимум, за полгода, грубо говоря, к осенним выставкам, не позже, иначе наши западные партнеры просто не успеют это продать. Им же нужно запихнуть в пакет и предложить на рынке, их нужно выложить на осенних, весенних выставках. И только тогда их можно будет продать.
Так что, эта работа тоже предусмотрена программой.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо большое.
И, наверное, последний вопрос на сегодня. Столичные власти некоторое время назад озвучивали планы по созданию пешеходной зоны - один из таких туристических инфраструктурных объектов.
В какой стадии сейчас этот проект и будет ли он реализован?
С.П.ШПИЛЬКО
Знаете, опять же вопрос не могу сказать, что ко мне, потому что относится больше к направлению градостроительной политики. Но, конечно, для нас пешеходная зона - тема очень важная.
У нас есть в Москве сейчас пешеходные зоны, такие как Красная площадь, Старый Арбат, Никольская, Манежная площадь, Камергерский переулок, Столешников, Лаврушинский. Они все востребованы туристами, надо сказать, что их любят, посещают.
Но, безусловно, насколько я знаю, в соответствующих программах предусмотрено значительное расширение пешеходных зон. Сейчас цифры вам не смогу сказать, равно как не только пешеходных. Но есть в Транспортной программе целое отдельное направление - это развитие велодорожек, потому что, конечно, в Москве сейчас, как и во всех мегаполисах, очень многое меняется с точки зрения транспортного обеспечения внутри городских турпотоков. Наряду с обычными транспортными средствами, такими как автобусы и т.д. Возьмите метро.
Московское метро - это один из основных объектов показа города, это то, что Москву точно отличает от любого другого города и что сейчас страшно востребовано, туристы с удовольствием едут. И уже по ночам проводим там мероприятия очень интересные: концерты и т.д. Здесь понятно, увеличение большое предусмотрено - станции метро уже в ближайшее время. Но у нас есть свои речные прогулочные суда.
Вы видите флотилию \"Рэдиссон\". Не знаю, как меня упрекнут за рекламу или нет, но она реально действительно рэдиссонская. Это вопрос к вам: где вы видели или слышали о том, чтобы в крупном городе, а большинство многих крупных городов стоит на реках, водных артериях, где-нибудь проводились ледокольные экскурсии? А флотилия \"Рэдиссон\" - это суда ледокольного класса, где экскурсии проводятся круглый год, в том числе и корпоративные, в том числе, когда Москва-река стоит.
Сейчас спустили столичный класс с низкой осадкой, прозрачной крышей. В результате получили возможность по обводному каналу их водить.
Я говорил про велоэкскурсии. Сейчас в любой мегаполис приезжайте, смотрите, там есть целые такие сложные маршруты, когда человек может город осмотреть на велосипеде реально. Тоже решение этой задачи предполагается, причем столь же динамичное, как и работа по выделению полос для общественного транспорта.
И я уже не говорю про другие. \"Сити-тур\" - конечно, Москве категорически нужен. Этот вопрос сейчас решается, причем за счет внебюджетных инвестиций.
Дальше. Эти колесные поезда, которые используются, допустим, сейчас уже в некоторых парках, те же сигвеи. Вы видели уже, наверное, в Москве появились первые, это, конечно, частные, а так в принципе даже экскурсия на сигвеях.
Предлагаются на рынке и роликовые экскурсии. То есть тема такая. Мы очень надеемся, когда появится Кольцевая железная дорога в программе. Она нам откроет возможность нового экскурсионного маршрута, то есть насколько красиво город выглядит с воды. Мы полагаем, что он будет тоже очень интересно смотреться с внутренней Кольцевой железной дороги.
В общем, работа в этом направлении идет. Я вам скажу так, я этим делом занимаюсь очень много лет. И большую часть времени я был не чиновником, а представлял интересы туриндустрии.
И то, что я сейчас вижу, придя опять на госслужбу, делаются в основном вещи такие совершенно разумные, которые четко корреспондируют с зарубежным опытом и которые просто необходимы. Да, действительно, если их делать, если дальше так двигаться, то в течение 2-3 лет можно добиться очень существенных изменений, существенно подстегнуть эти въездные турпотоки.
А в перспективе к 2018 году действительно показать город не просто, как достойное место для путешествий, а просто как очень реально сильного конкурента на рынке 10 ведущих столиц мира.
Поэтому лишь бы нас кризисы не преследовали, лишь бы внешние факторы. А тем более, если действительно пойдут дальше процессы либерализации визового режима, если удастся со вступлением в ВТО снизить стоимость пассажироперевозки.
Представьте, если был бы такой настоящий лоукост уикендов, да еще 72 безвизовых часа, как для пассажиров круизных судов, то мы бы проблему уикендов в Москве решили в течение двух лет. Дальше это уже вопрос наш, технический. Это все в принципе мы умеем делать, не мы, а турбизнес.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо большое.
С.П.ШПИЛЬКО
Вам спасибо.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо коллеги.
Я хотела пригласить завтра тоже на мероприятие - пресс-конференцию Николая Сергеевича Лямова. В 15 часов в здании Департамента по ул.Садово-Самотечная, д.1.
Спасибо большое.
С.П.ШПИЛЬКО
Спасибо.