Информационный Центр Правительства Москвы
30 октября 2024, среда, 14:04
Пресс-конференции

Пресс-конференция Николая Федосеева и Сергея Левкина

14 сентября состоялась пресс-конференция  Николая Викторовича Федосеева и Сергея Ивановича Левкина на тему: «Городская государственная программа «Жилище»

Пресс-конференция Николая Федосеева и Сергея Левкина
Важное:

14 сентября состоялась пресс-конференция руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Николая Викторовича Федосеева и руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Сергея Ивановича Левкина на тему: «Городская государственная программа «Жилище»

 

Фото

 

Видео

 

 

 

 

Стенограмма

 
ВЕДУЩИЙ

Здравствуйте.

Мы сегодня проводим пресс-конференцию. Тема наша \"Городская государственная программа города Москвы \"Жилище\".

В работе пресс-конференции принимают участие Левкин Сергей Иванович - руководитель Департамента градостроительной политики города, Федосеев Николай Викторович - руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, а также Андрей Геннадьевич Бекетов - независимый аналитик рынка недвижимости.
Работа построена следующим образом. Я всем участникам президиума предоставлю слово, потом перейдем к вопросам.

Пожалуйста.

 

С.И.ЛЕВКИН

Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые друзья.

Сегодня мы проводим пресс-конференцию по программе \"Жилище\", которая на сегодняшний день прошла публичные слушания, обсуждение в Департаменте градостроительной политики с участием государственных органов, общественности, экспертов и была поддержана с учетом высказанных замечаний, предложений, учтенных в последующем в доработанной части программы.

Программа получила одобрение на Правительстве Москвы. И на сегодняшний день она находится на подписании распорядительного документа об утверждении этой программы.

Почему появилась эта программа? Часто слышится этот вопрос, я думаю, он будет сегодня. Я, анонсируя саму программу, хочу об этом сразу сказать.

Во-первых, есть формальные вещи, в связи с которыми эта программа появилась. Главная из них - это сегодня в России действует национальный проект \"Доступное и комфортное жилье гражданам России\" и федеральная целевая программа \"Жилище\", согласно которым все регионы должны аналогичные программы субъектовые иметь, что и выполнила Москва в части обязательств.

Второе. Москва со следующего года переходит на программно-целевой метод финансирования из бюджета города. То есть появляются программы, их всего 18. Программа \"Жилище\" является одной из наиважнейших и составляющих этих программ города.

И третье, я думаю, не формальное, а более важное и главное, что я считаю, в связи, с чем появляется программа \"Жилище\". Да, до этого существовала сама программа с точки зрения количества жилья, строящегося в Москве.

Мы помним, когда это количество метров было практически под 5 миллионов в докризисное время, большой объем. Наверное, было какое-то соревновательное начало, в том числе Москвы и Московской области, это было слышно. Но главного не было заложено в возводимые метры квадратные. Для кого это жилье?

Москва предоставляла практически два полярных способа доступности в получении жилья.

Первый способ - это покупка, если у тебя есть деньги.

И второй - это если ты попадаешь в категорию граждан, установленных федеральным и региональным законодательством, то ты получаешь безвозмездно это жилье. Но это всего максимум 10% населения города Москвы, а 90% населения города Москвы не предоставлялись никакие предложения, инструменты, программы и способы реализации или возможности приобретения этого жилья.

Я считаю, что основной целью этой программы будет являться именно это направление: как же содействовать гражданам Москвы в возможности приобретения того жилья, которое строится в Москве, какими инструментами, способами, в том числе с внесением изменений в законодательную, нормативную и прочие базы.

Речь не идет о безвозмездном предоставлении жилья, речь идет о выработке механизмов и способов.

И второе при этом, что очень важно, программа формируется таким образом, чтобы у нас появились взаимосвязанные возможности по задачам и ресурсам улучшения системы жилищных условий для жителей города Москвы. Подчеркну особо, с учетом их потребностей, имущественной обеспеченности и имеющихся государственных обязательств. Это одна из целей программы.

Вторая цель - повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда, развитие системы управления жилищным фондом в городе Москве.

И третья цель - это создание комфортных условий временного проживания для гостей столицы.

Я думаю, что в процессе будут задаваться вопросы, и цифры мы с Николаем Викторовичем расскажем. Я сейчас больше о концептуальных вещах скажу.

У программы есть задачи, которые практически соответствуют подпрограммам. Я их перечислю.

Это завершение строительства по инвестиционным контрактам, которые сегодня действуют.

Вторая подпрограмма - реновация существующей жилой застройки.

Третья - капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда.

Четвертая - создание цивилизованного рынка найма и аренды жилья, развитие системы улучшения жилищных условий граждан. Это то, о чем я сказал, что это одно из приоритетных направлений.

Пятая - развитие гостиничной отрасли Москвы, увеличение количества мест для временного проживания.

Шестая - комплексная застройка земельных участков и территорий.

Седьмая подпрограмма - выполнение государственных обязательств.

И восьмая - улучшение управления жилищным фондом в Москве, благоустройство дворовых территорий.

Установлены целевые показатели, которые будут достигнуты по итогам реализации программы в течение 5 лет. Они характеризуются следующими цифрами.

В целом мы не планируем снижать объем жилищного строительства, подчеркиваю, в пределах существующих границ Москвы. И программа пока предусматривает все характеристики мероприятий-индикаторов именно в рамках существующих границ Москвы.

В общем сложности мы планируем за 5 лет построить 12,7 млн.кв.метров за счет всех источников финансирования, в том числе 3,8 млн.кв.метров за счет бюджета. Это в среднем 2,54 - по каждому году и 0,76 - из бюджета за каждый год программы.

Мы планируем обеспечить ввод в течение периода действия программы бездотационных домов в объеме 0,4 миллиона, или 400 тыс.кв.метров, построить гостиниц в общей сложности 177 с номерным фондом чуть больше 51 тыс.мест, выполнить ремонт и модернизацию жилых домов в общей сложности более 23 млн.кв.метров, или около 5 миллионов ежегодно.

Увеличить обеспеченность населения жильем по региону, это Москва и Московская область, я потом отдельно объясню, что это за показатель, с 22,5 метров на сегодняшний день до 24 метров на человека к концу действия программы к 2016 году.

При этом ресурсное обеспечение программы из бюджета составляет больше 730 млрд.рублей бюджетных ассигнований. Инвестиции, которые будут привлечены, по нашим прогнозам, в жилищное строительство и в улучшение жилищных условий, другие мероприятия программы в 2 раза больше - почти 1 трлн.400 млрд.рублей. Это колоссальные суммы, колоссальные цифры. Но мы надеемся, что вместе с инвестиционным девелоперским сообществом у нас это получится.

Вот коротко то, что я хотел сказать об основных целях, задачах, индикаторах и итогах этой программы.

 

ВЕДУЩИЙ

Спасибо.

Николай Викторович, пожалуйста.

 

Н.В.ФЕДОСЕЕВ

Уважаемые коллеги, добрый день.

Мой коллега Сергей Иванович занимается прежде всего строительством. Наш Департамент входит в другой комплекс городского хозяйства - это комплекс социальной сферы. И мы занимаемся в данном случае предоставлением жилья тем категориям граждан, москвичей, которые указаны в законах, в программах, в том числе городских и федеральных.

При этом, как вы понимаете, задачи у нас, с одной стороны, немножко разные, но, тем не менее, и градостроительная политика, и жилищная политика, прежде всего социальная, направлены на одну и ту же цель - на удовлетворение потребностей жителей города Москвы в жилых помещениях.

Я не могу сказать, что новая программа \"Жилище\", которая рассчитана на 5 лет, вносит что-нибудь революционное в ту жилищную политику, которая существовала до сих пор. Она ее уточняет, она ее конкретизирует в применении к новым условиям, она дает конкретные задачи по объемам строительства, по объемам предоставления жилья гражданам в рамках жилищных программ.

Сразу хочу сказать, что все те жилищные программы, которые у нас были и есть в настоящее время, они новой программой \"Жилище\" города Москвы предусмотрены и будут развиваться в соответствии с новой программой \"Жилище\".

Другими словами, ни одна из действующих жилищных программ не прекращена, не отменена новой программой \"Жилище\". То есть для очередников у нас существуют формы как бесплатного предоставления жилья, так и возмездного предоставления жилья по льготным ценам. То есть бесплатно мы предоставляем по договорам социального найма, найма служебного жилого помещения и безвозмездного пользования квартир, которые находятся в собственности города Москвы.

Возмездные программы льготного приобретения жилья, тоже которые находятся в собственности города Москвы, это программа \"Социальная ипотека\" по договорам купли-продажи с использованием социальных ипотечных кредитов, это программа купли-продажи с рассрочкой платежа, это программа субсидий на строительство и приобретение жилья. Это основные программы для очередников. Все они действуют, подчеркиваю. Это более или менее старые программы.

Пару лет назад мы начали еще одну программу - программа предоставления квартир по договорам найма в бездотационных домах для наших очередников. Также эта программа сохраняется и получает дальнейшее развитие для неочередников, тех москвичей, которые проживают в квартирах, в домах, которые выработали свой технологический ресурс.
Это, прежде всего, пятиэтажные дома сносимых серий, ветхие дома и аварийные дома. То есть это крайняя степень ветхости, которые не подлежат ремонту и реконструкции.

Эта программа для неочередников, но для жителей таких домов также сохраняется.

Причем сразу хочу сказать, ни по одной из программ объемы не уменьшаются. Это нужно четко понять, и я прошу вас донести соответственно для ваших читателей, слушателей и зрителей.

В целом у нас имеются положительная тенденция по обеспечению жильем очередников, это прежде всего. То есть очередь у нас сокращается. В качестве примера приведу следующие цифры.
Допустим, пик очереди у нас был в 1991 году - 218,5 тыс.семей состояло на учете. В 2005 году, если брать более близкую перспективу, состояло на жилищном учете 197,5 тыс.семей.

По состоянию на сегодняшнее утро стоит на жилищном учете 116 тыс. 418 семей москвичей. Если в людях нужно, пожалуйста, 379 тыс.729 человек. Это меньше 4% населения города Москвы.

При этом не трудно посчитать, что с 1991 года очередь сократилась на 102 тысячи с лишним семей, а с 2005 - на 80 тыс.746 семей. И эта тенденция, подчеркиваю, в тех же самых фактически пропорциях, объемах заложена и в новой программе \"Жилище\". То есть мы постараемся, и цифры, которые у нас в качестве задания утверждены Правительством Москвы в программе \"Жилище\" до 2016 года включительно, позволяют нам говорить, что эта тенденция будет сохранена.

Я сразу хочу сказать, что сегодняшний объем очереди - 116 меньше чем с половиной тысяч семей - самая маленькая с 1980 года. Почему я взял год именно 1980. Тогда была Олимпиада в городе Москве, и в городе Москве вводился в самом конце 70-го и 80-м годах очень большой объем жилой площади.

Москва тогда показывала, что у нас проблем все меньше и меньше в советские времена, лучший город земли, образцовый город коммунистического содержания. И очень большие объемы площади тогда вводились и предоставлялись, тогда никакого частного жилья не было, все было вокруг государственное, очередникам.

Мы уже сегодня имеем очередь меньше, чем было в советские времена. Это несмотря на то, что больше чем на 2 млн.человек население Москвы выросло.

В завершение своего короткого выступления я хочу сказать следующее. В городе Москве ежегодно улучшают при помощи города Москвы свои жилищные условия более 17 тыс.семей. Это ежегодно, цифры последних лет, в том числе 2011 года, в том числе очередники и в том числе жители отселяемых домов.

Это не значит, что только этими цифрами город Москва ограничивается. Естественно, мы предусмотрели в программе \"Жилище\" создание новых условий для москвичей, в том числе не являющихся очередниками или жителями переселяемых домов, для улучшения своих жилищных условий.

Это опять-таки пионерная, я бы сказал, программа, абсолютно новая для новой России - это программа доходных домов, Сегодня в городе Москве, по оценкам аналитиков, около миллионов квадратных метров жилья сдается. Но эта сдача жилья на 90 с лишним процентов \"серая\" или даже \"черная\".

Почему? Потому что, во-первых, тот, кто сдает квартиру или комнату, жилое помещение, как правило, не заключает договора, не платит никакие налоги соответственно со своего дохода, несмотря на то, что этот налог самый низкий вообще в мире, 13% у нас подоходный налог.

И никак не защищен ни сам собственник жилого помещения, ни тот человек или та семья, которая снимает это жилое помещение, потому что нет договорных отношений и есть черный нал. В любой момент туда могут подселить еще одну семью или заключить еще один договор найма. И вы знаете, что такие случаи бывают. В любой момент просто-напросто собственник может объявить своему арендатору требования о выселении.

Или наоборот бывают случаи, когда собственник дальше не может продолжать сдавать свою квартиру, она ему самому нужна для каких-то целей, а наниматель отказывается выезжать из этой квартиры.

И, к сожалению, здесь обратиться либо в суд, либо даже в правоохранительные органы не может ни та, ни другая сторона, потому что договорных отношений нет.

Одна из целей, которую город Москва преследует путем создания системы доходных домов, - это создание цивилизованного \"белого\" рынка найма аренды жилья в городе Москве, что позволит тем семьям московским, которые сегодня, с одной стороны, не являются очередниками, не могут рассчитывать на прямую поддержку со стороны города в улучшении жилищных условий, с другой стороны, у них нет нескольких миллионов лишних рублей, чтобы купить себе квартиру, они смогут воспользоваться этой системой найма.

И как только у нас возникнет этот \"белый\" рынок, как только у нас появятся на этом рынке конкуренция, мы думаем, что в том числе это приведет к снижению цен на наем жилых помещений на рынке в городе Москве.

Формально мы здесь никакого велосипеда не изобрели. До Великой Октябрьской Социалистической революции около 60% жилого фонда в городе Москве сдавалось в качестве доходного жилья собственниками. И сегодня эта практика развита практически во всех развитых странах как Европы, так и Америки.

У меня все.

 

ВЕДУЩИЙ

Спасибо.

Андрей Геннадьевич, пожалуйста.

 

А.Г.БЕКЕТОВ

Добрый день.

Я бы хотел немножко уточнить цифру, которую Николай Викторович сказал. В аренду сдается не миллион, а порядка 10 млн.кв.метров.

 

ВЕДУЩИЙ

Статистики нет.

 

А.Г.БЕКЕТОВ

Да, такая усредненная цифра говорит о том, что порядка 5% жилья в Москве сдается в аренду, в том числе и без договоров, по таким липовым договорам.

В целом, что бы хотелось отметить? Были опасения у специалистов, которые работают на рынке недвижимости, по итогам прошлого года. Если вы помните, ввод жилья составил всего 1,5 млн.кв.метров.

Были опасения в каком плане? Что не получится ли так, что строительный комплекс в связи с кризисом очень сильно замедлит темпы, количество ввода жилья на рынок очень сильно сократится и создастся вновь такой искусственный дефицит.

Но с учетом того, что здесь было сказано, как Сергей Иванович озвучил цифры, предполагается все-таки поднять ввод минимум до 2,5 млн.кв.метров. И я думаю, что если Правительство Москвы найдет механизм заинтересованности девелоперов в участии в строительстве, я думаю, и больше можно сделать.

Здесь у нас здесь сейчас вот какая трудность глобальная возникла. Дело в том, что мир, в том числе Россия и Москва, попал в новый кризис, который практически можно сравнить только с кризисом 30-х годов в США, то есть такой глобальный мировой кризис.

И это требует переосмысления всей экономической политики на любой стадии. То есть однозначно деньги становятся дорогими. Значит, надо создавать новые условия для их привлечения.

В целом можно отметить, что уже сейчас в Москве такие отголоски программы \"Жилище\" именно в части благоустройства территорий уже заметны. Как простой потребитель, я вижу, как идет строительство парковок для автомобилей. Пытаются где-то выгородить и во дворах, где есть возможность, не в ущерб тому, что есть, какие-то небольшие кусочки.

И получается, что с миру по нитке - бедному рубаха. То есть, если пока нет возможности строить глобальные перехватывающие парковки на сотни машин, то такими кусочками можно все-таки как-никак улучшить жизнь москвичей и улучшить жизнь тем, кто пользуется автотранспортом при перемещении по городу.

Что еще можно отметить на рынке? Цены, так они у нас два года назад снизились где-то порядка на треть и в рублях, и в валюте, стабилизировались. Причем эти два года такие стабильные, наверное, и в том числе за счет того, что происходит подпитка новым жильем рынка.

И с учетом этой программы есть надежда, что все-таки дефицит жилья сократится. Он в Москве довольно приличный относительно, допустим, Европы. Здесь Сергей Иванович цифру озвучил - 22-24 кв.метра, среднее по Европе - 40 кв.метров. Поэтому если мы хотим, чтобы Москва вышла на европейский уровень по количеству жилья, нам надо еще один город построить.

Я думаю, что благодаря такой систематизации глобальной все-таки удастся потихоньку-полегоньку этот город строить и дальше, тем более, сейчас есть где его строить.

И хотелось бы еще прокомментировать то, что сказали и Сергей Иванович, и Николай Викторович. Фактически Москва, завершила программу-минимум в обеспечении жильем, когда город действительно делился на тех, кто имеет право на улучшение жилищных условий, и тех, кто не имеет права. То есть был такой жесткий барьер - 10 кв.метров, 11 - значит, ты изгой, ты в городские программы не вписываешься, а 10 - ты можешь потребить все, что выделяется из бюджета.

И сейчас взять курс на создание промежутка этими двумя крайностями. То есть эта система доходных домов, о которых очень много говорилось, наконец-то, от слов начинает переходить к делу. Это действительно такой для России революционный шаг. А на самом деле, и до революции, и во всей Европе это обычное типовое явление, то есть если у человека есть деньги, если у него не хватает на покупку квартиры, может быть, в этом нет необходимости, у него появляется возможность снять квартиру, за значительно большие деньги, чем социальный найм, но в любом случае это так или иначе все равно решение жилищного вопроса.

 

ВЕДУЩИЙ

Спасибо.

Мы приступаем к вопросам. И также я напомню, к нам поступало на сайт какое-то количество вопросов, я тоже их буду задавать.

Коллеги, кто? Пожалуйста.

 

С.ДОМНИН - газета \"Квартирный ряд\"

У меня несколько вопросов. Если можно, самый важный вопрос, наверное. Сергей Иванович начал действительно с самого болевого вопроса, что у нас есть люди обеспеченные, они покупают, есть малообеспеченные. А нынешняя программа ориентирована на то, чтобы максимально возможный спектр граждан мог улучшить свои условия.

Однако, насколько известно, все до сих пор существующие программы городские были ориентированы на лиц, стоящих в очереди, даже такие, как \"Бездотационные дома\", \"Коммерческий наем\", то есть частично возмездные формы, они все равно были ориентированы.

Надо ли ваши слова понимать так, что это ограничение будет снято или появятся какие-то новые формы? Хотелось бы поконкретнее услышать, что для этой основной массы, срединной массы, населения москвичей?

И еще...

 

ВЕДУЩИЙ

Давайте пока один вопрос, потом я Вам еще дам слов.

 

С.ДОМНИН

Хорошо.

 

С.И.ЛЕВКИН

Во-первых, возможность приобретения жилья за деньги остается, то есть это ограничение не снимается. Есть деньги, есть возможность приобрести квадратные метры, ты можешь приобрести, ничего в этой части не меняется.

Второе. Николай Викторович сказал: обязательства, которые город взял по федеральным показателям и по московским, город продолжает системно выполнять. И это заложено в программу.

Так вот третье. Осталась та часть, которая не попадает, не может купить и не попадает в социальные слои, скажем, так. Вот для этой части мы должны создать для бизнес сообщества условия, чтобы они, наконец, начали строить доходные дома.

Что сегодня происходит? Мы с вами знаем. Самая высоко маржинальная деятельность - это были инвестиции в строительство Москвы.

Чем занималось большинство инвесторов, девелоперов? Они строили жилье, продавали, где доходная часть доходила 3 года назад до 2-кратной цены, мы это все знаем, помним.

Люди, не только москвичи, но и со всех регионов, вкладывали в жилье в Москве как в продукт инвестиционной с последующей возможностью либо продать, либо еще что-то.

Нам нужно найти способ, чтобы инвестору стало интересно строить в долгую на длинные деньги, потому что сдавать дом в аренду, доходный дом, это по оценкам не менее 8-10, а, может быть, и больше лет.

Мы привыкли, наши инвесторы все привыкли, а я об этом уже говорю очень часто в интервью, что завершилось время высоко доходных проектов.

В мире нет доходности 200% в инвестиционной деятельности. Поэтому надо инвесторам начинать настраиваться. А мы должны, как государство, найти способы и инструменты, чтобы им стало это выгодно.

Тогда появляется рынок или ниша, когда построены доходные дома и инвесторы, девелоперы, застройщики говорят: граждане, пожалуйста, вот здесь домов в этом районе, мы предлагаем, приходите, заключайте договор и платите в месяц там 5-8 тысяч, что под силу вашей зарплате, вашему бюджету, и живите год-два-десять, сколько вам будет интересно.

Для этого город уже создал такую систему, Николай Викторович об этом коротко сказал. И мы планируем в рамках программы продолжать, как пример для инвесторов, эту программу, создавать свой фонд домов, которые будут сдаваться в найм. Не обязательно для очередников, но и просто для граждан. Как некий показатель или как пример для инвесторов.

Это очень тяжелая, очень сложная проблема. Вы опять задали самый главный вопрос. Вот эту систему создать с условием правил и возможностей - это одна, с моей точки зрения, одна из главнейших задач этой программы. И мы к ней в рамках 5 лет будем только подступаться, скажем так.

Мы будем нарабатывать способы, общаться, слушать девелоперов, инвесторов, что они будут говорить, что им нужно. Чем город может помочь? Где изменить законодательную базу, где нормативную базу нужно поменять. Это серьезная и большая работа, и мы только в начале этого пути.

 

Г.ШЕЙКИНА - \"Аргументы и факты\"

У меня вопрос для Николая Викторовича.

Николай Викторович, программа \"Молодой семье - доступное жилье\". Многие наши читатели говорят, что предлагаются квартиры только в ближайшем Подмосковье. В Москве получить практически невозможно. Сохранится эта тенденция или квартиры будут предоставляться молодым семьям в Москве? Спасибо.

 

Н.В.ФЕДОСЕЕВ

Первое, что я могу сказать, да, в последние три года жилые помещения в рамках программы \"Молодой семье - доступное жилье\" по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа по льготной цене предлагались только на территории ближнего Подмосковья.

Что это такое? Это не Орехово-Зуево, это не за 101 км.

Это такие районы, как Химки, сразу за МКАД. Это такие районы, как Павшинская пойма, Красногорск, сразу за МКАД. Это Люберецкие поля.

 

 

Чехов.

 

Н.В.ФЕДОСЕЕВ

Чехов, тоже самое. Там немного Чехов, Долгопрудный и т.д. и т.п., но подчеркиваю. То, что мы в Чехове предлагали, это не в рамках программы \"Молодой семье - доступное жилье\", это в рамках программы купли-продажи с рассрочкой платежа. Был и Солнечногорск и т.д., и т.п., куда с удовольствием ехали жители близлежащего Зеленограда.
Причем, подчеркиваю, вся эта площадь уже сегодня реализована и говорить, что мы туда кого-то насильно выселяли, абсолютно, нет.

Мы предлагали то, что есть у города, то, что город построил в рамках совместной инвестиционной деятельности, либо купил в рамках госконтрактов в эпоху кризиса у инвесторов.
Вынужденная это была мера, я говорю сразу. Прежде всего, в связи с тем, что объемов площадок свободных от обременений на территории города Москвы не было. А программу мы сокращать и не хотели и просто на просто не могли.

У нас была альтернатива простая. Сегодня нет площадок на территории города Москвы свободных от обременений, то есть, чтобы построить дом для молодых семей, нужно кого-то отселить, кого-то снести, а это не делается там за полгода, за несколько месяцев. Но вот была такая альтернатива взять и купить это жилье и предлагать тем молодым семьям, которые считают, возможным для себе переехать в ближнее Подмосковье. Подчеркиваю, вся эта площадь сегодня реализована.

Естественно, у нас сегодня цель стоит, чтобы, как можно больше жилья получить в городе Москве для реализации городских жилищных программ с учетом тех требований, которые у нас сегодня стоят.

Мы давно уже прекратили точечное строительство. Четко мэр заявил о том, что уплотнительной застройки быть в городе Москве не должно.С 2008 года ни одной квартиры мы не купили в Подмосковье, то есть, их просто нет. Мы сейчас дореализовываем те объемы, которые мы купили, последняя квартира была в 2008 году. Так что, молодым семьям и москвичам пугаться нечего. Люберецкие поля, вы знаете, это город Москва. Будем там предлагать площадь, в том числе. Ничего страшного.

 

ВЕДУЩИЙ

Спасибо.

Сергей Иванович, позвольте вам вопрос задать.

Как в госпрограмме \"Жилище\" решается вопрос обеспечение жильем многодетных семей? А Николая Викторовичу прошу добавить по этой теме.

 

С.И.ЛЕВКИН

Я могу сказать, что направление, связанное с особыми категориями граждан, скажем так, которым необходима поддержка Москвы, бюджета Москвы - это такая как бы выделенная линия этой программы. Это программа будет продолжена. В рамках ее мы хотим рассмотреть те нюансы, которые возникали в период уже выполнения этих обязательств Москвой. Мы с Людмилой Ивановной Швецовой уже на эту тему общались с точки зрения, а что же сделать, чтобы те нюансы, которые возникали, мы в ближайший год исключили.

Но и они разные. Там и строительные, и градостроительные, и т.д. Это то, что касается в части стройки. Программа будет продолжена однозначно.

 

Н.В.ФЕДОСЕЕВ

Я немножко дополню, если позволите.

Коллеги, в городе Москве по состоянию на сегодняшний день 6 тысяч семей стоит на жилищном учете и имеют 3 и более детей, то есть, являются многодетными.

Вот по всем этим 6 тысячам семей мы ведем достаточно активную работу.

Мы построили, город имеется в виду построил, 188 коттеджей, то есть, малоэтажных домов, которые мы распределили 188 многодетным семьям с 5 и более детьми. Они состояли на жилищном учете по договору безвозмездного пользования без снятия их с жилищного учета. Это фактически можно рассматривать, как аналог служебного жилья.
Пока не подойдет их очередь, они растят своих детей в нормальных условиях человеческих, а не ютятся в своих малогабаритных квартирках, а некоторые и в общежитиях, и в комнатах коммунальной квартиры.

Вот эта программа, подчеркиваю, ее никто не снял с повестки дня. Я надеюсь, мы ее в ближайшее время продолжим. И по состоянию на сегодняшний день у нас еще примерно такое же число, это 190 5-ти детных и более детей, вернее, семей с 5-ю и более детьми остались на жилищном учете, еще пока не обеспеченные жильем. То есть, мы обеспечили 50%.
Четко нам поставлена задача - жилищные условия таких семей рассматривать в особом порядке.

При этом речь идет не только о коттеджах, которые мы строим. Вот совместно с Комплексом архитектуры и строительства мы сейчас прорабатываем и проработали возможности в многоквартирных домах типовых серий делать на этапе строительства, естественно, ряд квартир, приспособленных для проживания многодетных семей и с большим количеством детей.

То есть, мы сегодня будем объединять несколько квартир, мы и раньше иногда так поступали. На одной лестничной площадке предоставляли многодетной семье 2-3 квартиры. Но что не очень целесообразно. Почему? Но зачем этой семье 3 кухни в трех квартирах? Им нужна 1 кухня, но при этом им нужна одна большая гостиная, где всю эту семью можно собрать для приема пищи. Им нужна игровая комната для детей и нужны, достаточно не очень большие спальни для вот этих самых детишек.

Сейчас мы проработали уже проекты такие. Мы выбрали несколько серий домов, которые позволяют это сделать. И, я надеюсь, в двенадцатом году первые такие квартиры мы сможем предоставлять многодетным семьям, которые нуждаются в улучшении жилищных условий.

 

ВЕДУЩИЙ

Спасибо. Пожалуйста, вопрос.

 

\"Московский комсомолец\"

Я хотела все-таки про доходные дома уточнить. В программе то, что указано, это бездотационные, за счет бюджета? Смогут ли в них, вот в этих 400 тысячах кв. метров снимать не очередники? Очередники получают в них квартиры со снятия с учета или без, что тоже принципиальный момент? Есть ли хотя бы какие-то приблизительные данные по коммерческим доходным домам. Сколько вы хотя бы предполагаете за эти 5 лет сможет построить инвестор?

 

Н.В.ФЕДОСЕЕВ

Если позволите, я начну отвечать на этот вопрос.

Первое. Программой \"Жилище\" предусмотрены 2 системы. Первая система - это продолжение развития системы бездотационных домов, то, что строится за счет городского бюджета. По состоянию на сегодняшний день у нас есть 6 таких домов, которые уже заселены были в предыдущие годы. 3 дома в настоящее время заселяются. И до конца одиннадцатого года в эту программу придет еще 4 бездотационных дома. Эти дома заселялись, заселяются и в ближайшее время будут заселяться именно очередниками.

Мы запланировали в программе бездотационных домов еще, как минимум, по 7 домов в год вводить дополнительно, это 85 тыс. кв. метров. И каждый год в них москвичи будут получать дополнительно к тем семьям, что уже проживают, около 1,5 тысяч семей в год.

Вообще, мы планируем к 2016 году иметь сеть, как минимум, 45 бездотационных домов, в которых будет проживать более 10 тысяч семей наших очередников.Со снятием учета или без снятия? Очень хороший вопрос.

Когда мы начинали эту программу, у нас была предусмотрена возможность по выбору человека, семьи либо со снятием с жилищного учета, либо без снятия с жилищного учета. При этом мы в данном случае семье, которая захотела бы сняться с жилищного учета, предлагали, как бы бонус в виде площади, возможности получить квартиру большую, нежели бы он получил без снятия с жилищного учета.

То есть, если семья говорит, я согласна на договор найма на всю оставшуюся жизнь себя, своих потомков и т.д., то есть, пока дом этот стоит, мы предлагали по комнате на человека. То есть, семья из трех человек имела полное право и имеет в настоящее время получить 3-х комнатную квартиру площадью там около 80 кв. метров.

Если семья говорила нет, мы отказываемся категорически сниматься с жилищного учета, но мы не можем жить в тех условиях, что мы живем, а очередь на бесплатное предоставление квартиры еще не подошла, мы говорим, пожалуйста, до 18 кв. м на человека имеете право без снятия с жилищного учета.

Сегодня, когда мы посмотрели, итоги уже имеются нескольких лет такой программы, мы сокращаем объем предложения квартир в бездотационных домах без снятия с жилищного учета. Сами понимаете, мы расходуем ресурс казны города Москвы, предоставлять квартиру, при этом оставляя семью на жилищном учете. Ведь через несколько лет им придется предоставлять еще одну квартиру, это, мягко говоря, большое расточительство.

Вот по состоянию на сегодняшний момент, у нас 75% семей, заселяемых в бездотационные дома, идут со снятием с жилищного учета.

Вторая программа, которая у нас предусмотрена или подпрограмма в программе \"Жилище\" - это программа доходных домов, не путать с бездотационными. Это дома, которые будут строиться не за счет городского бюджета, за счет инвесторского сообщества. Вот то, о чем коллега Сергей Иванович, как раз, говорил, что мы должны создать такие условия для инвесторов, которые бы пошли в этот бизнес.

Я могу только немножко дополнить, что необходимо создать условия. И это, прежде всего, налоговая политика и политика выделения земельных участков, заключение инвестиционных контрактов с целевым использованием этих земельных участков под строительство.

Эта программа другая, и она будет рассчитана на не очередников, то есть, для всех москвичей.

Объемы в программе у нас заложены и достаточно солидные. Мы считаем, что, с точки зрения Департамента жилищной политики, объем спроса на такие доходные дома в городе Москве будет впервые за 5 лет значительно превышать предложение. Это еще один стимул для инвесторов.

 

С.И.ЛЕВКИН

Я отвечу конкретно на ваш вопрос второй части. Нет этой цифры вот просто однозначно.

Мы, вообще, на сегодняшний день понимаем, что в этом направлении надо двигаться. Мы понимаем, что весь мир этот путь уже прошел. Он прошел те этапы, которые проходит сегодня Москва, не знаю, какое-то количество лет назад, не буду там говорить, 10-15.

Города-мегаполисы достигли своего предела, с точки зрения, градостроительного интенсивного развития. Они встали. С точки зрения, что в пределах границ, не важно, Парижа, Вены или еще какого-то города строить больше негде, не было территорий. Раз.

Второе. Они перешли на активную реконструкцию и инновацию существующего жилищного фонда. Инвестиционная привлекательность таких проектов все уменьшалась, маржинальность уменьшалась.

Да, но другие столицы не имеют такого объема приватизированного жилого фонда. Москва и Россия отличается, не знаю, в какую сторону, но в большую сторону с точки зрения объема приватизированного жилья.

И в итоге все пришли, как сказал Николай Викторович, к тому, что и было в России до революции. К предоставлению найма, к предоставлению сдачи в аренду жилья. И, тем самым, люди, во-первых, как у нас в России, не привязаны, а это сегодня, я уже перехожу в градостроительную плоскость, в другую свою программу, у нас люди сегодня привязаны к жилью к конкретному месту.

Живет в Ясенево, а работать приходится то в центре, то на востоке, то на западе, в зависимости, как меняется ситуация в его жизни, в его карьере. И он мотается по городу либо на машине, либо на общественном транспорте.

А на Западе по-другому. Ему нужно работать здесь, он взял, снял квартиру такого же качества, таких же условий и спокойно себе живет в шаговой доступности.
Поменялись условия, он спокойно переехал в другую часть города, не совершает маятниковую ситуацию, не ухудшая себе жизнь, не ухудшая жизнь гражданам города, с точки зрения, транспорта.

Так вот, поэтому пока у нас нет ответа на вопрос сколько?

 

А.ГАВОЧЕВА - \"Известия\"

Хотелось бы уточнить. Наверняка, в силу дефицита площадок в Москве доходные дома будут строиться на территории Подмосковья. Так?

 

С.И.ЛЕВКИН

Ну, не совсем так. То, что площадок, действительно, с учетом интенсивной жилищной застройки массовой Москва переуплотнена со всеми вытекающими последствиями, с точки зрения, транспорта доступности, парковочного пространства, комфорта проживания и т.д. Максимально из площадей земельных выжимались объемы жилищного строительства. Но у нас на сегодняшний день имеется.

Первое. Возможность развития застроенных территорий. В Градкодексе появилась новая статья, но она не сегодня появилась, а несколько лет назад. Называется \"Развитие застроенных территорий\", то есть, существующая жилая застройка, которая имеет так соответствующий износ и качество, и среду проживания. Через развитие этой территории может по-новому застраиваться, но это отдельная тема, но это направление имеет место.

Второе. У нас существует нежилой фонд, в том числе, и в центре Москвы, который может быть перепрофилирован, и такое направление предусматривается, под жилое. А жилое помещение, соответственно, и доходный дом в центре очень будут востребованы.

Третье. У нас есть резерв территорий в пределах существующей границы - это коммунальные и промышленные зоны, которые рассматриваются, с точки зрения, генплана, как реорганизуемые территории. Это очень большая часть земли, как на срединной части Москвы, так и на периферийной. Это тоже потенциально те места, где может развиваться этот проект.

 

Н.В.ФЕДОСЕЕВ
Извините, я чуть-чуть дополню. Но вот, допустим, Москва-Сити - огромный центр приложения рабочей силы, офисный центр с большим количеством работающих.

В настоящее время рассматриваются возможности застройки прилегающей, близлежащей территории. Но строить дома не для социальных жилищных программ, для очередников наших, а передавать в рамках инвестиционных контрактов, с обременением. Чтобы в этом месте появился соответствующий жилищный фонд, который бы снимали либо те сотрудники офисов, которые там работают, либо снимали компании, которые привлекают таких сотрудников. Это в свою очередь позволило бы сократить вот эту самую маятниковую миграцию, о которой Сергей Иванович говорил.

 

ВЕДУЩИЙ
Регламент у нас заканчивается, еще дам возможность задать 2 вопроса.

 

Л.ПЯТЕЛИТОВА - \"Российская газета\".

Я хотела бы уточнить и у Сергея Ивановича, и у Николая Викторовича, сколько в этом году будет снесено 5-этажных домов, и сколько семей получат новые квартиры? До сих пор данные двух ведомств существенно расходились.

 

С.И.ЛЕВКИН

Можно сразу, почему расходились? Комплекс градостроительный отвечает за снос, я извиняюсь за такую банальную фразу. То есть, у нас на начало года было 415 домов всего, на сегодняшний день 406 осталось снести. А у Николая Викторовича стоит задача до этого отселить. Так вот цифры 406 мои и сейчас он назовет свои, они рознятся, потому что он уже отселил и мне надо эти дома внести.

 

Н.В.ФЕДОСЕЕВ

Я скажу, почему возникла путаница. Она возникла благодаря \"Российской газете\", вы, уж, меня простите.

Когда я давал интервью \"Российской газете\", уважаемая, я говорил ей об отселении жителей. Но, к сожалению, в газете появилась информация, что вот осталось.

Причем, мне пришлось объясняться с моими коллегами из Градостроительного комплекса, почему я пытаюсь столкнуть лбами два уважаемых ведомства - Комплекс социальной сферы и Комплекс градостроительной политики.Сергей Иванович уже ответил. В настоящее время по состоянию на сегодняшний день есть 30 домов из 5-этажек, первого периода индустриального домостроения, подлежащих сносу. Жители уже полностью отселены, но они еще не снесены.

Вот вам, что называется, разница.

 

Н.В.ФЕДОСЕЕВ

Здесь появляется разница.

Более того, в том пресс-релизе я попрошу всех внимание, показана цифра 352 5-этажных дома первого индустриального домостроения. Это те дома, которые на 1 января 2012 года останутся не отселенными, в которых будут проживать жители на этот момент, на новый год. И вот нам этих жителей предстоит в ближайшие 5 лет полностью отселить. А дома уже потом будут сноситься.

 

Л.ПЯТЕЛИТОВА

А в этом-то году, все-таки, сколько снесут домов и сколько семей получат новые квартиры?

 

Н.В.ФЕДОСЕЕВ

Сейчас я вам точно скажу. На этот год у нас запланировано переселение 65 домов 5-этажных сносимых серий, в которых проживает почти 5 тысяч семей.

Но, подчеркиваю, вот этот процесс у нас достаточно длительный, потому что мы ведем работу с каждой конкретной семьей. То есть, переселение по состоянию на 1 января 2012 года может быть полностью не завершено и перенесено на 1 квартал 2012 года.

Так что прошу меня тут на цифрах не ловить. План вот такой. Я сказал 65 домов сносимых серий, в которых проживает 5 тысяч семей.

 

Л.ПЯТЕЛИТОВА

Но Градостроительный комплекс, простите меня за непонимание, называет более 80 домов на снос.

 

Н.В.ФЕДОСЕЕВ

Еще раз повторяю. 30 домов разница как раз приблизительная. 30 домов. Они нами уже отселены, вот они стоят пустые.

 

С.И.ЛЕВКИН

Давайте попробую объяснить. Вот эта программа очень и очень сложная, очень тяжелая. Нет, объясню, не улыбайтесь. 5 минут потрачу специально, потому что эта тема волнует, во-первых, людей реально. Это я понимаю прекрасно. Но вы донесите, что она очень сложна. В чем?

Есть четко зафиксированный адресный перечень тех домов, которые мы снесем. Первое. Это понятно, каждый адрес понятен.

И люди, получив информацию, что их дом далее стоит в адресе, в программе, хотят знать, а когда это будет. У нас есть график, утвержденный, до конца четырнадцатого года, когда, какой адрес будет отселен, куда отселен, когда он будет снесен и когда на его месте будет построено жилье другое.

Привожу пример, в графике стоит, что Николай Викторович должен отселить дом А по такому-то адресу 25 сентября. Он отселил все семьи, кроме одной, причем, поселил по закону города Москвы в том же районе, где сносимый дом. Но одна семья говорит: я не согласна с этим.

Законодательство российское предполагает судебные вещи. Эти судебные вещи уходят на полгода в лучшем случае. Могу сказать адрес, по которому мы на Ленинском проспекте в субботу производили снос, из-за того, что одна семья не отселялась по судебным решениям. Дом стоял полгода. На его месте не строился новый дом для тех семей, которые живут в соседнем доме, который должен снестись.

Как я могу вместе с ним учесть то, что одна семья будет не согласна в таком-то доме, по такому-то адресу переселяться, и что мы уйдем в судебную инстанцию? Никак. Согласны?

 

Л.ПЯТЕЛИТОВА

Согласна. Но вы назовите свою цифру, сколько у вас положено снести. Вот он сказал, переселить 65, а у вас сколько снести?

 

С.И.ЛЕВКИН

73. А разница еще понимаете почему? Потому что он их отселил раньше. Он идет раньше нас на какой-то шаг, чтобы подготовить нам дом для сноса. А, когда он отселил дом, начинается процедура по 94-ФЗ конкурсная. Выбор подрядчика на снос и вывоз мусора. Это еще часть, которая требует времени.

 

ВЕДУЩИЙ
Коллеги, спасибо вам за ваши вопросы. У вас очень широкая тема, интересная, но, к сожалению, регламент у нас заканчивается. После завершения вы можете получить пресс-релизы на стойке регистрации.

Спасибо.

И хотелось бы, знаете еще, от вашего имени, от имени пресс-центра Правительства Москвы поздравить Сергея Ивановича. У него сегодня День рождения, пожелать ему здоровья и счастья (аплодисменты).

 

С.И.ЛЕВКИН

Спасибо. Спасибо большое.