Информационный Центр Правительства Москвы
02 июля 2025, среда, 06:39
Пресс-конференции

Пресс-конференция Антона Кульбачевского

2 августа состоялась пресс-конференция руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антона Кульбачевского на тему: «Программа «Охрана окружающей среды на 2012-2016 гг.» - основа экологической политики Правительства Москвы»

Пресс-конференция Антона Кульбачевского
Важное:

2 августа в Информационном центре Правительства Москвы состоялась пресс-конференция руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антона Олеговича Кульбачевского на тему:

«Программа «Охрана окружающей среды на 2012-2016 гг.» - основа экологической политики Правительства Москвы»

 

Фото

 

Видео 1

Видео 2

 

Стенограмма

 

ВЕДУЩИЙ

Добрый день, дорогие друзья. Начинаем нашу работу. Традиционно напоминаю, мобильные телефоны выключаем.

Сегодня мы проводим пресс-конференцию руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антона Олеговича Кульбачевского. Тема нашей пресс-конференции: \"Программа охраны окружающей среды на 2012-2016 годы - основа экологической политики Правительства Москвы\".

В работе пресс-конференции также принимают участие: председатель Комиссии по экологической политике Московской городской Думы Вера Станиславовна Степаненко, руководитель Мосэкомониторинга Евгения Геннадьевна Семутникова, директор Общественного фонда \"Гражданин\" Максим Андреевич Шингаркин и также заместитель директора Института физики атмосферы им. Обухова Александр Самуилович Гинзбург.

Я вначале предоставлю слово Антону Олеговичу, потом перейдем к вопросам. Антон Олегович, пожалуйста.

 

А.О.КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Уважаемые коллеги, тема нашей конференции - это обсуждение непосредственно программы охраны окружающей среды, которая нашим Департаментом разрабатывается и утверждается Правительством Москвы на 2012-2016 годы. То есть это 5-летний цикл, который уже наступит в 2012 году. Здесь мы расставили приоритеты с точки зрения охраны окружающей среды, экологии, распределили по приоритетам те проблемы, которые в городе существуют.

Понятно, что, наверное, одновременно все проблемы экологические, природоохранные в городе закрыть невозможно. Поэтому мы определили себе пять приоритетов: это повышение рекреационной привлекательности особо охраняемых природных территорий, экологическая реабилитация малых рек, прудов, доведение качества поверхностных водных объектов до нормативов культурно-бытового  назначения, сокращение объемов захоронения отходов производства и потребления, увеличение объемов переработки отходов, сдерживание роста выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в условиях увеличения протяженности улично-дорожной сети, снижение загрязнения атмосферного воздуха на территориях вблизи автотрасс, а также повышение уровня экологической культуры населения. Это основные приоритеты.

Также программа имеет цели, сейчас их перечислю:

Повышение рекреационной привлекательности особо охраняемых природных территорий;

Опять же экологическая реабилитация малых рек и прудов, доведение качества водных объектов до  нормативов культурно-бытового назначения;

Сокращение объемов захоронения отходов;

Сдерживание роста выбросов;

Повышение уровня экологической культуры населения;

Исключение сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ от промышленных предприятий;

Внедрение системы управления качеством почт земельных участков;

Сохранение акустически благополучных территорий;

Исключение сверхнормативного шума в ночные часы;

Предотвращение активизации опасных геоэкологических процессов. Это мы имеем в виду оползневые процессы, у нас есть 5-6 участков в городе, на которых присутствует такая проблема. Естественно, разработана в рамках Программы целая подпрограмма как раз по противооползневым мероприятиям;

Установление биоразнообразия на природных озелененных территориях, а также расширение адресности и доступности информации о состоянии окружающей среды.

Это основные цели. Программа состоит из 9 подпрограмм. Общий объем финансирования на последующие 5 лет составляет около 118 млрд рублей. То есть это, конечно, колоссальные деньги. То, что касается финансирования нашего Департамента, оно увеличивается более чем в 3 раза по сравнению с предыдущими годами. То, что касается Департамента ЖКХ, потому что не только наш Департамент будет осуществлять те мероприятия по охране окружающей среды, но есть еще и соисполнители. Основным соисполнителем, естественно, является Департамент ЖКХ. У них финансирование увеличено где-то тоже более чем в 2 раза по их мероприятиям. Поэтому считаем, что утверждение этой программы, а она будет уже утверждаться  на Правительстве в конце августа этого года по плану. Сейчас мы проходим общественное обсуждение.

Естественно, программа со всеми цифрами и мероприятиями вывешена на сайте, на сайте нашего Департамента, на портале Правительства Москвы. Мы ее обсуждали уже несколько раз на общественном совете нашего Департамента, где практически все представители экологической общественности, не буду сейчас перечислять, я думаю, вы еще вопросы на эту тему зададите. Бурно идет обсуждение. Конечно, есть и какие-то нарекания, и вопросы в наш адрес, но, тем не менее, у нас еще есть месяц до конца августа. Поэтому сейчас в рамках общественного обсуждения, я думаю, еще какие-то корректировки, коррективы мы внесем.

Но и сама по себе жизнь, естественно, тоже эти коррективы вносит, потому что, естественно, начали мы эту работу в январе. Президент дал команду всем субъектам в декабре разработать госпрограмму, потому что развитие регионов у нас теперь будет осуществляться на основе госпрограмм на пятилетний цикл, который разрабатывается.

Естественно, в январе московское Правительство тоже приступило к этой работе. То есть наша программа одна из тех многих программ, которые будут реализовываться в нашем городе. Она приоритетна и важна, я так считаю, а также считает и Правительство Москвы, и мэр. Поэтому такое колоссальное внимание этой проблеме и уделяется, в том числе и в обществе, в том числе и в нашей чиновничье среде.

Наверное, вкратце всё. Все остальное есть в презентациях. Сейчас на цифрах каких-то концентрироваться не буду. Если есть какие-то уже вопросы, которые требуют какого-то углубления, я готов буду на них ответить. Предоставляю слово Вере Станиславовне Степаненко.

 

В.С.СТЕПАНЕНКО

Добрый день. Действительно, проект закона бюджета на 2012 год будет формироваться иначе, чем в предыдущие годы. В основу бюджета будут положены 12 отраслевых программ, одна из которых программа по охране окружающей среды.

С моей точки зрения, действительно, город, удобный для москвичей, может быть, только если экологически безопасная окружающая среда, комфортная среда, то есть здоровая городская среда. Тогда и мы с вами можем быть здоровы.

Поэтому, конечно же, эта программа вошла в те 15 отраслевых программ, которые сегодня разрабатываются, в августе будет принята и потом вместе с проектом закона о бюджете поступит в Московскую Городскую Думу.

Почему выбраны эти приоритетные направления? Если вы знакомы, а познакомиться легко в интернете с любым рейтингом городов, то, давая критерии экологической благополучности городов, международная градация предусматривает следующие факторы: состояние окружающей среды - вода, воздух, почва; площади зеленых насаждений, что является компенсирующим позитивным фактором, и способы утилизации отходов.

Способ утилизации отходов считается некой цивилизованной нормой экологически благополучных городов.

Именно эти направления как приоритетные заложены в нашу программу.

Что касается законодательства, если посмотреть программу, то отдельного раздела перечня законодательных актов нет, это абсолютно объяснимо, потому что основа законодательной базы была создана за предыдущие годы. Правда, она несколько иногда опережала федеральное законодательство.

Поэтому можно выделить два проекта закона, которые будут разрабатываться. Это законы, связанные с ограничением движения транспорта, и закон об экологическом образовании.

Остальные законы - это или законодательные инициативы, как лесопарковый защитный пояс, (требующий некоего изменения Лесной кодекс), или приведение в соответствие с федеральными законами московские законы, как закон \"Об обращении с отходами производства и потребления\".

Поскольку мы ждем, уже этой осенью должен быть принят новый закон, связанный с отраслью утилизации отходов. Жизнь иногда вносит и свои коррективы, иногда свои сюрпризы.
Сейчас рассматривается и прорабатывается вопрос расширения у границ. Возможно, это тоже потребует неких новаций в московском законодательстве, связанных с этой территорией.
Но мне хотелось бы отметить еще два момента в программе. В течение 6 лет принят закон \"Об обращении с отходами производства\". Как мы вывозили на полигоны отходы, так мы и вывозим.
Я хочу обратить ваше внимание, что в сегодняшней программе не только делается акцент на создание новых технологических предприятий по переработке, но и предусмотрен ввод сортировки жилого сектора - от населения, что является необходимым шагом в этой отрасли, в этом направлении.

Еще несколько слов об экологическом просвещении. Казалось бы, здесь все очень понятно и все очень ясно. Но в преддверии подготовки этой программы Департамент природопользования проводил конференцию об экологическом образовании устойчивого развития.

И слушая специалистов, мы выделили 3 направления, чему и как сегодня нужно обучать современного горожанина. Несомненно, нужно говорить о биоразнообразии, напоминать и учить ребенка, что морковка растет на грядке, а на дереве растут яблоки.

Есть темы, связанные с ресурсосбережением, с энергосбережением. И современный человек обязан знать, что энергосберегающая лампочка еще и содержит вредный компонент - ртуть, ее нужно складировать отдельно.

Но есть еще сюрпризы, которые нам подбрасывает природа, - аномальные явления. И не только жара в Москве, но и торнадо, слышали мы это слово раньше, в Благовещенске заставляет нас формировать некие знания, обучать население, как себя вести, как себя защищать и как выживать в современных условиях. Поэтому мне кажется основным из законов, который будет принят, это закон \"Об экологическом образовании\". Спасибо.

 

ВЕДУЩИЙ

Спасибо большое. Я хочу напомнить, что наша пресс-конференция  имеет онлайн-трансляцию, поэтому мы получаем большое количество вопросов, также и жители Москвы непосредственно. И в процессе этой пресс-конференции ваши ответы не только предназначены для представителей СМИ, но также нас может видеть и достаточно большое количество москвичей. Поэтому на сегодняшний момент, на вчерашний вечер даже, две темы очень широко были представлены и волновали СМИ, наверное, и жителей города. Я бы на одну тему попросил ответить Евгению Геннадьевну. Это касается плитки. Все мы видим, в городе большие работы развернуты. Все-таки еще раз прокомментируйте, хотя комментарий звучал на эту тему. Все-таки, выгодна плитка или асфальт? Не опасно ли это, хорошо или плохо? Эти все моменты, если можно, будьте добры.

 

А.О.КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Я бы, Евгения Геннадьевна, два слова сказал как Предтече к Вашей информации, потому что Вы больше цифры будете.

Я бы все-таки хотел  перед всеми москвичами, во-первых, извиниться, наверное, за те неудобства. Возникают эти неудобства в связи с ее укладкой в большом количестве, потому что все-таки 1 млн. кв. метров в центральной части города.

В любом случае эти работы в кратчайшее время проводятся, естественно, в летний период, потому что технология того требует. Они определенные неудобства в любом случае доставляют. Прошу всех потерпеть, потому что это кончится буквально к концу августа, и совсем другой эффект будет. Но это мое мнение.

То, что касается соблюдения технологии, финансирования, всех остальных вопросов, конечно, это не вопросы нашего Департамента. Мы оцениваем только экологическую составляющую. Поэтому у меня просьба какие-то уточняющие вопросы с точки зрения финансирования, технологии и еще каких-то вещей, наверное, не совсем к нам. Это все-таки Департамент ЖКХ, Андрей Владимирович Цыбин и все его подчиненные, которые непосредственно контролируют данные процессы. То, что касается экологической разницы по воздействию на здоровье человека, на окружающую среду, сейчас Евгения Геннадьевна вам более подробно расскажет.

На самом деле, мы уже давно проводим определенные исследования в нашем Департаменте именно для того, чтобы оценить непосредственно экологические риски того воздействия, которое осуществляет вообще асфальтовое покрытие, особенно в жарких погодных условиях.

Прошлое лето нас подтолкнуло к тому, что такие исследования надо проводить. И те излучения и выбросы, которые асфальт в жаркую погоду производит, нельзя недооценивать, их надо замерять, изучать. И в дальнейшем, я думаю, как источники выбросов в атмосферу, пускай локальные, пускай не во все периоды это происходит. Но при кладке асфальта, точно, в любом случае выбросы в атмосферу мы с вами получаем, естественно, в жаркое время, когда он раскаляется свыше температуры 25 градусов Цельсия, в любом случае вся площадь асфальта является у нас поверхностью, которая выбрасывает вредные вещества.

 

Е.Г.СЕМУТНИКОВА

Сфера нашей деятельности, а именно отслеживая качество состояния окружающей среды, всех природных средств и динамики, мы всегда анализируем те возможные воздействия, которые приводят к изменению состояния природной среды.

И в связи с этим, такая мера общегородского характера, как замена дорожных покрытий на существенных площадях в 1 млн. кв. метров, тоже была выполнена оценка экологических последствий этой меры.

Я хотела бы поделиться с вами основными результатами. Мы проанализировали воздействие двух видов дорожных покрытий. Это асфальтовое покрытие и плитка на состояние всех компонентов окружающей среды: атмосферный воздух, поверхностные воды, почвы и на тепловые ощущения, поскольку в данном случае это оказалось эффектом значимым.
В части атмосферного воздуха. Дело в том, что асфальтовое покрытие, в отличие от плиточных покрытий, обладает эмиссиями вредных веществ. Совсем нет эмиссий вредных веществ только у асфальтовых покрытий при температуре -15 градусов. При температуре 25 градусов Цельсия эмиссии асфальтовых покрытий становятся значимыми. В составе выбросов целый ряд ароматических и полиароматических загрязняющих веществ общетоксического и канцерогенного действия. При увеличении температуры выше 25 градусов Цельсия эти эмиссии возрастают и становятся уже существенными с точки зрения воздействия на человека, который находится в непосредственной близости от дорожных покрытий.

Количественная оценка полученного эффекта, для того чтобы был понятен масштаб этого эффекта, следующая. Только по двум загрязняющим веществам: толуолу и бензальдегиду - это водороды общетоксического действия, - был получен эффект в величине предотвращенного выброса, если на 1 млн.кв. метров будет лежать не асфальт, а плитка, выраженный как 665 тонн выбросов.

Что это такое? Если анализировать наличие выбросов этих загрязняющих веществ в других более понятных и распространенных источниках: автотранспорт, промышленность, то можно увидеть следующее, что за 2009 год все промышленные предприятия города Москвы, по данным статистики, выбросили всего лишь 170 тонн толуола. Повторяю, предотвращенный эффект, выраженный в виде снижения выбросов по этим же веществам, 665 тонн, то есть более чем в 3 раза.

Но самый значимый эффект, по нашим оценкам наших экспертов, был получен по ряду канцерогенных веществ, которые появляются в атмосфере, когда происходит процесс укладки асфальта.

Укладка асфальта происходит при температуре больше 120 градусов Цельсия, а иногда и 170 градусов Цельсия. И там появляется целый ряд дополнительных эмиссий. И по всем этим эмиссиям мы считали, какой выброс происходит на такой площади. Основывались на данных Агентства по охране окружающей среды США. В 90-е годы там были проведены исследования по получению таких исходных данных. И, в частности, по бензопирену, это наиболее опасное канцерогенное вещество, мы получили оценку величины предотвращенного выброса, если отказаться на площади, о которой я сказала, от укладки асфальта, в 360 кг бензопирена в год.

Для сравнения приведу такие цифры. Вся промышленность Москвы за 2009 год выбросила всего лишь 19 кг бензопирена, то есть примерно в 20 раз меньше. То есть это оказался, по этим наиболее опасным, значимым веществам, на самом деле, эффект очень большой.

Или еще для сравнения. Величина выбросов по этому специфическому бензопирену всего легкового автопарка города Москвы составляет 760 кг. А если бы весь автопарк города Москвы был переведен на использование топлива Евро-4 взамен класса Евро-3, то этот эффект составил всего лишь 148 кг.

То есть мера по отказу от укладки асфальта на площади 1 млн.кв. м дает нам цифру предотвращенного выброса в 20 раз больше, чем выбрасывает этого вещества вся промышленность Москвы, и больше, чем если бы весь автопарк города был переведен на топливо класса \"Евро-4\".

То есть в условиях, когда у Правительства Москвы есть пограничная компетенция, влиять на выбросы транспорта более сложно, там совместная компетенция с Российской Федерацией, то эта мера оказалась крайне значимой, в том числе значимой, чтобы компенсировать временное отложение срока перехода на экологическое топливо класса \"Евро-4\". Это в части атмосферного воздуха главное.

У плитки и у асфальта есть разные физические свойства. Это отражательная способность этих покрытий и различная теплоемкость. В совокупности они приводят к различной температуре, до которой эти асфальтовые покрытия в условиях жары могут нагреваться. Для плитки в течение жаркого дня эта температура порядка 25 градусов, для асфальта - 60 градусов. И здесь в связи с этим появляется еще один очень значимый эффект, а именно, асфальт, нагреваясь до таких температур, служит мощным источником дополнительного тепла, которое поступает на человека, который находится на этом асфальте. При этом, если перевести эти различия в радиационных потоках тепла на эффект температур, которую ощущает человек, то есть тепловой комфорт, то различия составляют до 10 градусов. То есть, если плитка в сравнении с открытой почвенной поверхностью, покрытой просто травой, способна формировать у человека ощущение как будто температура поднялась на 3-4 градуса, то на асфальтовом покрытии этот эффект доходит и до 10 градусов, то есть крайне значимый эффект. А любой врач-гигиенист скажет, что для людей это влечет также поднятие давления, температуры, то есть целый ряд негативных эффектов для здоровья в последующем вытекает из такого разного температурного ощущения.

И еще несколько эффектов, которые были получены.

Дело в том, что на сегодня, по данным экологического мониторинга, при интенсивных ливнях за счет большого объема загрязненного поверхностного стока через водосточную сеть города возрастает загрязнение поверхностных вод. Теперь есть возможность поверхностному стоку попадать не на прямую в воды Москвы-реки, а через зазоры плиток, технология укладки будет позволять проникать воде. А асфальт - это сплошное покрытие, там поверхностный сток не проникает. И при этом обратный процесс - испарение за счет мелких площадей зазоров - позволит аккумулировать влагу в почве, а это дополнительный и существенный плюс для зеленых насаждений, которые расположены рядом с тротуарными покрытиями, то есть дополнительный резервуар влаги. И это дает возможность дополнительно уже выходить на такие понятные эффекты, как сокращение частоты полива и снижение затрат на этот полив. В случае асфальтовых покрытий такой возможности нет.

Вот основные эффекты, которые проявляются при различии в покрытиях тротуарных.

 

ВЕДУШИЙ

Спасибо.

 

КОРРЕСПОНДЕНТ «КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ»

\"Комсомольская правда\". Можно? По тротуарной плитке. Существует мнение, которое отражает два таких расхожих момента, что тротуарная плитка, во-первых, травмоопасна зимой, она более скользкая, чем асфальт из-за гололеда, появляющегося на ней. И летом, когда по ней женщины ходят на шпильках не очень удобно. Вот два момента. Или их подтвердите или развенчайте, по сравнению с асфальтом.

 

ВЕДУШИЙ

Михаил, я так понимаю, действительно вопрос передать надо. Мы сейчас говорим про экологию, а травмоопасно, скользко, укладка.

 

М.А.ШИНГАРКИН

Давайте я прокомментирую насчет скользко. Я, к сожалению, не могу прокомментировать ходьбу на шпильках.

Смотрите, мы этой зимой проводили специальные исследования о применении противогололедных реагентов на тротуарах. Вы понимаете,
что это экологический вопрос, и он имеет непосредственное отношение и к травмоопасности и качеству жизни москвичей как таковым. Что показала практика? Если не применять противогололедные реагенты, то при среднестатистической ситуации, которая складывается на тротуарах Москвы, у нас резко возникает травмоопасность, в  порядки, потому что дворники не в состоянии без противогололедных реагентов в течение длительных минусовых температур, особенно после ледяного дождя, избавить полностью поверхность тротуара от наледи.
Применение противогололедных реагентов приводит к следующему парадоксу. Люди и дворники распределяют неравномерно противогололедные реагенты. Давайте вспомним эту ситуацию. Получается посреди пешеходного перехода у нас лужица, где противогололедным реагентом растоплена наледь, а по краям у нас с вами наледь. И эта лужица не уходит с территории тротуара, как правило, и намораживается наледь по-новому, при новых температурах, причем реагенты высыпают, и опять получается такое корытце. И люди двигаются.

И получается такая ситуация. Те, кто не рискует зайти в воду, потому что отрицательная температура, у нас противогололедными реагентами растоплена вода, но все равно температура отрицательная, начинают идти по наледи, происходит падение человека. Мало того, что он опять в воду попадает, и получается травмоопасная ситуация.

В случае применении плитки. Швы плитки являются аккумуляторами противогололедного реагента, то есть внесение заблаговременно перед выпадением снега противогололедного реагента позволяет реагенту находиться в швах плитки.

Когда в последующем на выпавший снег и на наледь наносятся противогололедные реагенты, то по швам плитки осуществляется сток в сторону проезжей части или в сторону уклона гораздо более высокой интенсивности, чем при асфальте. Этому тоже есть объяснение. Асфальт укладывают ниже бордюра. То есть бордюр ограничивает край асфальта, иначе бы у нас тротуар снашивался, осыпался край.

Плитка укладывается выше бордюра где-то на 5-6 мм, доходит до 1 см. У нас как раз получается хороший очень сток. Поэтому противогололедные реагенты, применяемые на плитке, позволяют достигать высокой степени обработки при тех же трудозатратах. И у нас плитка очищается, в том числе с применением ручной силы, а с техникой очень сложновато. Вы понимаете, только в ряде случаев в Москве можно технику применить на тротуарах. Поэтому применение именно противогололедных реагентов на плитке более высокоэффективно. Это мы только рассмотрели один аспект.

Второй аспект, какие противогололедные реагенты. Дело в том, что те традиционные, которые применялись до сегодняшнего дня на улицах Москвы, основанные на гранитной крошке, для тротуаров из плитки не подходят.

Поэтому, как только эта тенденция наметилась, мы уже в Департамент ЖКХ, и эксперты обсуждали, природоохранные организации, направили свои предложения. Нужно гранитную крошку для тротуаров заменить на мраморную, потому что гранитная крошка создаст дополнительное скольжение, а мраморная в силу особенностей снашивания, она снашивается как график на карандаше, то есть вдоль, как раз дает хороший эффект сцепления. И с помощью этого сцепления применение именно на основе мраморной крошки противогололедных реагентов должно, наоборот, ситуацию со скольжением улучшить.

Кроме того, совершенно очевидно, плитка обладает высокой степенью ребристости, особенно если она уложена поперек хода движения. И в этом случае, опять-таки, даже эти ребра плитки являются хорошим механизмом против скольжения.

 

ВЕДУЩИЙ

Спасибо. Пожалуйста, вопросы.

 

КОРРЕСПОНДЕНТ МК

По поводу ребристости я, конечно, не могу ничего сказать. Я знаю, что у нас во дворе, я вспомнила только что, плитку положили. Там совершенно невозможно ходить, потому что там каток зимой. Я не знаю, какая там ребристость, какая там крошка…

 

М.А.ШИНГАРКИН

А реагенты применяют?

 

КОРРЕСПОНДЕНТ МК

Похоже, нас все эти годы обманывали, говорили, что вообще-то тротуары в Москве противогололедными реагентами никто не обрабатывает, потому что обрабатывают только проезжую часть, а тротуары обрабатывают мелкодисперсным щебнем. А это, кажется, не реагент…

 

А.О.КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Но в 2009-2010 годах на самом деле так, до 2009 года обрабатывали, в 2009-2010 годах отказались.

 

КОРРЕСПОНДЕНТ МК

Видите, Антон Олегович подтверждает.

 

А.О.КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Но опять же, где сильно было скользко, все-таки чуть-чуть сыпали.

 

КОРРЕСПОНДЕНТ МК

Я вообще про другое хотела спросить. Просто хотелось узнать масштабы перекладки плитки, потому что везде говорят, что в пределах Садового кольца 1 млн.кв. метров, а множество наших читателей называет кучу адресов, где это перелопачивание тротуаров вышло уже далеко за пределы Садового кольца, допустим, проспект Мира, в сторону ВДНХ, уже сняли весь Ленинский проспект. Просто интересно, это как-то ограничивалось пределами Садового? Или это уже к МКАДу выходит?

 

А.О.КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Имеется в виду все-таки, наверное, Третье транспортное кольцо больше.

 

КОРРЕСПОНДЕНТ МК

Потому что все время про Садовое, ........тоже Садовое написано.

 

А.О.КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Нет, скорее всего, Третье транспортное, потому что центральная часть города у нас, допустим...

 

КОРРЕСПОНДЕНТ МК

Я не думаю, что Лосиный остров - это центральная часть города.

 

А.О.КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

На Лосином острове тоже плитку укладывают?

 

КОРРЕСПОНДЕНТ МК

Вдоль Лосиного острова да, там идет проспект Мира, уже Ярославское, там все поснимали. А Ленинский проспект это тоже...

 

ВЕДУЩИЙ

Давайте уточним. Если сложности...

 

А.О.КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Давайте называть это, такие знаковые...

 

ВЕДУЩИЙ

Мы дадим вам информацию, мы свяжемся с ...

 

А.О.КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Такие знаковые улицы, как проспект Мира, Ленинский проспект, Кутузовский, та же самая улица Косыгина наверняка в Центральный округ, естественно, какая-то часть их не входит.

 

КОРРЕСПОНДЕНТ МК

Я спросила. Спасибо.

 

М.А.ШИНГАРКИН

А с нашей точки зрения я хотел бы сказать, что на всех особо охраняемых природных территориях парков мы тоже настаивали, чтобы была плитка. Потому что для сохранения именно газонов и не высокой растительности это было очень тоже позитивно в летний период как раз.

 

А.О.КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Но у нас в парках другие технологии существуют для обустройства пешеходных дорожек, к тому же, полностью экологические все вещи. Поэтому от асфальта мы тоже, дорожки, которые еще асфальтовые останутся, я думаю, мы их заменим. Правда, может быть, не на плитку, потому что плитка не всегда в лесных условиях сработает. Есть более экологичные, скажем так, технологии.

А по поводу шпилек, здесь у нас одна уважаемая эксперт наш, член нашего Общественного совета, в пятницу, когда мы обсуждали эту тему, в том числе, на Общественном совете, сказала о том, что плитку перекладывать придумали мужчины, которые ездят на автомобилях.

Это тоже мнение, и его как бы нельзя не учитывать. Не знаю, я, правда, много езжу на автомобиле, перемещаюсь по тротуарам довольно-таки мало, на шпильках тем более не хожу. Какое-то неудобство есть, но сказать, что в разы плитка леденеет лучше, чем асфальт, я не скажу. Разницы такой, по крайней мере, по нашим наблюдениям, асфальт тоже покрывается ледяной корочкой при неблагоприятных метеоусловиях совершенно спокойно и тоже становится скользкой поверхностью, чтобы не говорили. Как такового отличия нет.

 

ВЕДУШИЙ

Спасибо, Антон Олегович. Я предлагаю перейти от темы «по чему мы ходим», к «чем мы дышим». У меня есть здесь ряд вопросов поступивших. Вы решите кто? Я не могу кому-то адресовать. Тема звучит так «Состояние воздуха в городе Москве». И много разговоров в последнее время и сделано много - это столица и лес. Вот как бы эта тема, да. Что делать Департаменту, что предстоит делать в дальнейшее время, будут ли новые парки? Вот эту тему как бы раскрыть можно и кому вы доверите это сделать. Первая \"Чистота воздуха\" приоритетная идет, а после этого лес.

 

А.О.КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Но по поводу воздуха я скажу, Евгения Геннадьевна добавит.

Основным загрязнителем атмосферного воздуха в городе, уже много раз это повторяли, является автотранспорт. Более 4 млн. автомобилей в год осуществляют выбросы в атмосферу более 1 млн. тонн загрязняющих веществ.

Все это, конечно, колоссальная доля. И всего лишь 10% - это те предприятия промышленности, которые еще остались на территории города и которые вот так быстро, да, невозможно вынести или от них отказаться.

Это предприятия, прежде всего, Мосэнерго, очистные сооружения Мосводоканала, Московский НПЗ, Московский коксовый завод, Московский маслозавод, табачные фабрики. Наверное, из таких загрязнителей промышленных я назвал.

Автотранспорт - всем понятно, с чем связана проблема. Недостаточно развита улично-дорожная сеть, развязки в тех местах, где скапливается автотранспорт, километровые пробки. Там, естественно, превышение по веществам, которые мы контролируем, это где-то около 20 веществ, 22. По 22 веществам мы контролируем атмосферный воздух в городе, в 3-4 раза превышает, там, где именно наблюдаются большие скопления автотранспорта. Потому что, конечно, основная проблема, мы говорим, что в этих местах, естественно, воздух загрязнен и необходимо, в том числе, и в программе окружающей среды как раз основные мероприятия направлены на снижение воздействия вот этих выбросов на загрязнение атмосферного воздуха.

Добавите, Евгения Геннадьевна?

 

Е.Г.СЕМУТНИКОВА

Самый главный тезис, который очень важно понимать, это то, что воздух в Москве, загрязняющие вещества в воздухе Москвы содержатся не на всей территории города. Это первое. То есть, очень высокие пространственные как бы особенности, пространственной локализации и не всегда.

То есть, бывают дни очень чистые, бывают дни проблемные. Проблемных дней в году, они связаны, в основном, с неблагоприятными условиями, и эта характеристика больше климатической зоны, чем антропогенного воздействия величины, от 30 до 60 дней в году, эта цифра варьируется.

Если говорить о локализации, то, конечно, в непосредственной близости от автотрасс мы фиксируем часто превышение загрязняющих веществ. Это диоксид азота, это ряд специфических общетоксического действия углеводородов, формадельгид, фенол это может быть. То есть, там есть целый букет. Но надо понимать, что с учетом особенностей рассеивания на удаление автотрасс, например, в жилых кварталах, домах, на детских площадках, которые защищены от автотрасс первой линией застройки, не находятся в прямой видимости, ситуация уже на порядок лучше. Вот это очень важный эффект.

Если характеризовать различия, например, между жилыми территориями, дворами и автотрассой, то вот такая цифра. По диоксиду азота - основная характеристика суммарного антропогенного воздействия, - поскольку содержатся выбросы всех антропогенных источников, если вблизи автотрасс мы фиксируем 236 суток в году, когда у нас превышение среднесуточного норматива по этому веществу превышает норму, то на жилых территориях это всего лишь 30-40 дней в году. То есть, те самые дни, когда у нас  предполагаются неблагоприятные метеорологические условия.

И это очень важно понимать. Потому что тезис о том, что воздух в Москве грязный везде, это категорически не так. Десятилетнее наблюдение в непрерывном режиме по 22 загрязняющим веществам это опровергает.

При этом, если говорить о динамике за этот период, то можно сказать, что по таким веществам, как оксид углерода, как диоксид серы проблемы в Москве просто нет. То есть, эта проблема ликвидирована, эти выбросы легко подавляются. По диоксиду азота, по взвешенным частицам, по углеводороду вблизи автотрасс нет тенденции к увеличению содержания загрязняющих веществ. Но подавляются эти вещества, выбросов очень мало. И снижение идет крайне медленно. Хотя как бы, естественно, обновление парка города в совокупности с теми мерами, которые принимаются Правительством Москвы, а именно мерами по ограничению въезда, мерами по переводу городского автопарка общественного и грузового на более высокие экологические классы, они свой эффект приводят и сдерживают рост автотранспорта.

Говоря о загрязнении воздуха, важно, конечно, сказать, что основное количество жалоб людей, которые приходят, кстати, связаны не с воздействием от  автотранспорта, а это человек может регулировать, регулировать время своего пребывания там, смягчая, как бы снижая негативное воздействие. А за жилыми территориями связано это с не  санкционированными выбросами целого ряда промышленных предприятий. То есть, очень много идет жалоб, связанных с тем, что человек говорит: ночью был неприятный запах, ночью был выброс, мы его видели, утром его уже нет. То есть, кратковременный не санкционированный выброс. Эти предприятия Антон Олегович уже назвал. Лидер среди них, конечно…

 

А.О.КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Еще цементщиков забыл назвать…

 

Е.Г.СЕМУТНИКОВА

Лидер среди них, конечно, Московский нефтеперерабатывающий завод. У нас практически два раза в неделю, наша станция расположена там по периметру, вот так веером вокруг нефтеперерабатывающего завода, фиксирует, что, действительно, там до двух раз в неделю именно в ночные часы бывает превышение по веществу сероводорода. Эти превышения скорее говорят о дискомфорте, чем влияние на здоровье, но люди на это жалуются.

И следующий на очереди - это очистные сооружения, от которых городу никуда не деться. Город без них жить не может. Но, тем не менее, люди жалуются на периодические запахи, появляющиеся от этих очистных сооружений. Хотя тут как бы меры по реконструкции этих объектов принимаются. Даже можно сказать, чуть-чуть отойдя от темы загрязнения атмосферного воздуха, то у нас в последние 3-4 года отчетливо видна динамика по снижению концентрации ионов аммония на выходе из города. То есть, меры по реконструкции Курьяновской станции аэрации дают о себе знать. Но, тем не менее, неприятные запахи в связи с особенностями конструкции очистных сооружений и отстойников, они влияют.

И я могу сказать, что здесь очень эффективные меры в части выявления вот этих ночных не санкционированных выбросов предприятий, инспекторские все проверки осуществляются, они осуществляются в дневные часы.  Предприятие заранее о них знает и готовится, очень трудно что-то выявить в рамках плановой вот такой проверки. Тут эффективной мерой является установка на источники выбросов специальных систем контроля, то есть, систем прямых инструментальных измерений выбросов, которые являются прямым доказательством нарушения предприятием установленных нормативов на выброс.

Если сегодня у нас 57 таких предприятий оснащены, то в рамках программы охраны окружающей среды до шестнадцатого года включительно предусмотрено создание таких систем на 97 предприятиях, из них, в том числе, и на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Это исключит возможность такого тайного стравливания своих выбросов в ночные часы и влияние на людей прилегающих жилых районов.

 

ВЕДУШИЙ

Александр Самуилович, может вы что-то дополните?

 

А.С.ГИНЗБУРГ

Давайте я два слова добавлю. Мы очень тесно сотрудничаем, и наш Институт физики атмосферы очень тесно сотрудничает с Мосэкомониторингом. И, действительно, мы наблюдаем, все не так страшно, По-существу, в сравнении с другими городами. Но, к сожалению, так устроено нынешнее время на всей планете, что при росте такого глобального потепления, не важно от чего оно, антропогенное или природное, растет количество экстремальных ситуаций.

Вот страшное лето прошлого года показало, что хотя мы готовы, много делаем всего хорошего для того, чтобы в среднем все было прилично, но к экстремальным ситуациям мы не очень готовы. И к ним трудно быть готовыми, это пожарные такие ситуации.

В прошлом году на самом деле по всей России за жаркий июнь, июль, август было больше 50 тысяч дополнительных смертей. Это огромное совершенно количество.

Напомню, скажем, знаменитое наводнение в четвертом году в Индонезии унесло 200 тысяч людей. Потому что не были готовы ни большие города, ни малые к тому, чтобы как-то заботиться о людях в таких экстремальных условиях. Хотя и в прошлом году, и в этом году делается очень многое. И в прошлом году стояли маленькие эти автобусы около станций метро медицинские. И были места с кондиционерами. И что явно недостаточно в городе, это оповещения населения даже в предыдущие жаркие дни, которые в этом году были, куда можно деться во время жары. Известно, что такие места есть, но надо непрерывно все время об этом говорить.

Об этом я говорю, может быть, говорю не так, как зам. директора Института физики и атмосферы, как член Общественного совета при Департаменте природопользования и Общественного совета города Москвы.

А, в принципе, конечно, измерения ведутся. Сеть, которая есть в Москве, наверное, лучшая в России, одна из лучших в мире и, вообще говоря, экологический мониторинг в нашей столице входит в десяток, в дюжину лучших систем в мире. И это признаем не только мы, это всемирно признанный факт. И поэтому нам, как специалистам, очень хорошо, что мы можем воспользоваться такими замечательными исходными данными, которые нам предоставляет Мосэкомониторинг для понимания того, что, в самом деле, влияет на здоровье населения особенно в экстремальных условиях. Что это влияние самой Москвы, а что это влияние глобального и локального изменения климата и тех лесных и других пожаров, которые случаются недалеко от Москвы.

Так, например, в нашем институте измеряли свойство пожаров 72 и 2002 года выяснилось, что дым, который приносился в Москву, совершенно другой. Тут очень много работы для понимания экологии не только Москвы, но и всего региона.

И хочется верить, что грядущее расширение Москвы даст такую новую пищу для науки, потому что станции Мосэкомониторинга будет не только на территории нынешней Москвы в двух точках вне ее, но на территории, которая будет в 2 с лишним раза больше, да, плюс в тех лесных массивах, которые мы видим на этой карте. И наше понимание об экологических, метеорологических, климатических процессах в московском регионе будет значительно лучше. Так что, вот видите, некоторые административные решения приводят к позитивным, возможно, и научным результатам. Спасибо.

 

ВЕДУШИЙ

Да, пожалуйста.

 

КОРРЕСПОНДЕНТ МОСКОВСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

\"Московская перспектива\", Антон Олегович, что касается жары. Как вы характеризуете состояние водных артерий города? Соответствуют ли они все санитарным нормам и хватает ли средств, выделяемых Правительством на их содержание?

 

А.О.КУЛЬБАЧЕВСКИЙ
Я вам скажу так. В предыдущие годы существовала программа, она совместна с Министерством природных ресурсов, осуществляется - это программа «малых рек». Эта программа частично финансируется из бюджета федерального, там процентное соотношение есть, то есть, какой-то процент вносит Российская Федерация, какой-то субъект.

В свое время с малыми деньгами, которые выделяла Российская Федерация Юрия Михайлович так отмахивался и говорил: сами сделаем, не надо нам от них ничего. Но, тем не менее, почему-то в кризисные годы в 2008-2010 вы, наверное, это заметили, да, водоемы практически находились в запущенном состоянии.

Только по программе нашего департамента была реабилитация прудов, ну, там 2-3 в год, а у нас их более тысячи на территории города. Более 40 малых рек, у нас Москва-река с вами протекает, у нас есть, в том числе, частично водохранилища, которые заходят на территорию города, которые на севере находится, я имею в виду Химкинское, в том числе.

Поэтому, конечно, проблема стоит колоссальная. И я думаю, что с двенадцатый по шестнадцатый годы там серьезные деньги запланированы на это, и они, будут выделены. И мы надеемся, что есть конкретные показатели в программе, там около 40 км малых рек будет восстановлено, то есть, не просто почищено дно, а непосредственно будет восстановлен уже биологический баланс за счет определенный мероприятий и, в том числе, будет облагорожена водоохранная зона, так называемая. На ней, скажем так, будут набережные сделаны.

Яузу, если видели на северо-востоке, она делалась где-то в середине 2000-х, 2005-2006 год организовывалась, даже, по-моему, раньше, в 2004. Но до сих пор она смотрится очень красиво, является, наверное, любимым местом москвичей, которые живут в районе Бабушкинского метро, там гуляют. Что-то наподобие, я думаю, уже очень скоро в ближайшую пятилетку будет практически со многими водоемами. Не то, что все сделаем, но, по крайней мере, процентов 20-30 точно.

 

КОРРЕСПОНДЕНТ МОСКОВСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

На сегодняшний момент какая часть водоемов нормам соответствует? Потому что визуально смотришь на ту же Москва-реку впечатление, конечно, ужасное, или к пруду подходишь. А может быть, все в соответствии с нормами?

 

А.О.КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Но нет, конечно, не все с нормами. Если бы у нас все соответствовало бы нормам, мы бы с вами купались практически, наверное, во всех водоемах города, а у нас всего лишь с вами 8 мест, где можно купаться, которые разрешены опять же Роспотребнадзором. Мы все-таки экологи. Есть два разных законодательства - экологическое и санитарно-эпидемиологическое. Они, в основном, отслеживают воздействие воды на здоровье человека, а это, в основном, происходит при купании, да, естественно, отслеживают свой параметр болезнетворных микробов. А мы смотрим непосредственно загрязняющие вещества, которые поступают непосредственно от тех же самых автотрасс, с поверхностных стоков, со стоков, которые предприятия осуществляют. Мы смотрим, вообще, динамику, в том числе, ее улавливаем.

 

М.А.ШИНГАРКИН

Вот я хотел бы добавить. Май-июнь наш фонд привлек к работе студентов экологических кафедр московских вузов, разбили береговую линию Москвы и малых рек, Москвы-реки и малых рек в пределах города на участки, то есть, получилось там без малого 400 км. Студенты обошли, у нас есть доклад, соответственно, мы его направили в Департамент, самая разная ситуация.

Как не парадоксально, если формально говорить, наилучшая ситуация с контролем за неуправляемыми сточными водами она как раз в центре. Там, где фактически река забрана в набережную гранитную, там источников неустановленных практически нет, вернее, вообще, нет. Все они установлены, их природа понятна, и качество, кстати, сбрасываемых веществ соответствует нормам.

И, с другой стороны, мы обнаружили целые участки, где, вообще непонятна ситуация - не установленные источники или же, допустим, вот район Печатники. Сегодня уже за цементников говорили - жители района Печатники просто кричат криком не первый год. Вот в этом году департамент оперативно сразу отреагировал на обращение, что обнаружили?

Но мало того, что там цементный терминал, который при перегрузке цемента, естественно, стоит прямо на берегу Москва-реки, перегружает цемент с кораблей на грузовики. Вот это все пыление в качестве загрязнения оно прямо на весь микрорайон оседало. Естественно, все, что смывалось с территории предприятия, шло в Москва-реку. Рядом ряд парковок просто на береговой линии неорганизованный. Тут же склад металлолома тоже каких-то непонятных людей. Какие-то увеселительные заведения на реке.

Соответственно, жители написали обращение, специалисты департамента выехали, ряд объектов уже ликвидирован, деятельность остальных приостановлена. И жители сейчас всячески приветствуют ситуацию, чтобы терминал был закрыт и официально вынесен с территории. И, соответственно, они ждут дальнейшего, они ждут, что в этой зоне, там, где сейчас находились, по сути дела, промышленные предприятия, был построен парк, была сделана зеленая набережная. И, безусловно, это то, что соответствует и, кстати, программе, которую мы сегодня обсуждаем, и, безусловно, повысит качество жизни москвичей, проживающих в микрорайоне Печатники.

По всем другим объектам, вот тоже часть Яузы у нас облагорожена, а есть участки тоже очень, скажем так, не очень удачно отработаны, с непонятными источниками. По ним тоже в департамент мы направили соответствующее обращение, инспектора сейчас работают. Пытаемся выяснить, кто же стоит за трубой, из которой что-то льется, для того, чтобы и такие же меры были приняты на других объектах. И самое главное, чтобы впредь не возникала ситуация, когда не установленный источник какой-то будет загрязнять воду.

Вот вы знаете, была ситуация на той же Яузе в районе Электрозаводской, очень четко было установлено, что это сброшена фактически банка с лаком, да. Почему? Да, потому что все на этом участке все источники сброса заактированы и, по сути дела, удалось очень быстро установить, по веществу, которое там находилось, что эта ситуация не связана с деятельностью промышленных предприятий.

 

Г.ШЕЙКИНА, \"АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ\"

Антон Олегович, вот какой вопрос. Как идет ликвидация последствий ледяного дождя, сколько насаждений будет восстановлено и уже восстановлено? И второй вопрос по поводу прекращения строительства мусоросжигательных заводов. Об этой инициативе было сказано еще в прошлом году. Власти заявили о том, что надо прекращать их строить. Как в таком случае будет решаться проблема утилизации мусора?

 

А.О.КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Вы задали таких два совершенно разных вопроса, начну с последнего.

На самом деле в Москве в ее старых границах, так называемых, потому что новые еще не утверждены, пока что ходят разговоры, но они не узаконены, поэтому говорим о старых. И я хочу всех предупредить, что программа у нас написана, естественно, новая территория там не обсуждалась. Там есть финансирование только на содержание лесозащитного паркового пояса 30 тыс. га, которое с Рослесхозом мы сейчас подписали соглашение.

Это к расширению Москвы никак не относится. Как только де-юре, де-факто этот факт будет уже узаконен, мы, естественно, начнем программу в любом случае дорабатывать теми мероприятиями, которые будет необходимо сделать. Вы четко понимаете, что программу действий на 5 лет расписать, тем более, с точки зрения экологии этой новой территории практически невозможно. Поэтому она, конечно, либо отдельной будет программой на эту территорию создаваться, что, я думаю, более целесообразно. Либо она будет просто дополняться и дорабатываться.

Нет санитарных зон для мусоросжигательных заводов. Вы четко понимаете, да, если очертить, допустим, взять 2 га земли и прочертить радиус 1 км циркулем, да, мы с вами получим 160 га всего лишь. Вроде бы всего лишь, а в Москве на самом деле таких участков практически нет. Поэтому в связи с тем, что сильное протестное мнение жителей, общественные слушания, и практическая экспертиза, невозможно пройти на территории города.

Поэтому такое решение было принято исходя просто из целесообразности. Наверное, не совсем логично, в замкнутом в себе городе еще взыскивать какие-то места, площади, опять же встречая просто колоссальное возмущение жителей, для того, чтобы навязывать вот эти системы.

Объясню почему в прошлые года эта программа имела под собой основу. Не для кого не секрет, что существовал определенный  конфликт между Москвой и областью. Такие местнические такие были, скажем, отношения выстроены, чего сейчас уже, слава Богу, нет. Сейчас есть полное понимание, и я очень этому рад.

Но, тем не менее, в свое время просто Юрий Михайлович, когда ему Громов отказал в месте под полигон, психанул и сказал, ну, ладно, у нас там 5 млн. тонн отходов вырабатывается, может, в те времена и меньше было, где-то 4, давайте построим, допустим, 8 заводов мощностью там 500 тысяч тонн и не будем ни от кого зависеть. Посыл вроде бы нормальный. Построили три завода, поняли, что это просто колоссальная нагрузка на бюджет, это убыточно, это сильно убыточно, это сильно затратно и не совсем себя оправдывает.

Потому что в любом случае сжигая мусор, не сортируя его и непосредственно сжигая от жилой застройки, который мы получаем, 30-40% золы. Золу куда-то надо вывозить, она же является отходом 3 класса опасности. Она вывозится не на обычный полигон, а на специальный полигон для этого оборудованный. Естественно, таких полигонов нет, в том числе.

Поэтому, наверное, из двух зол все-таки выбирают меньшее. Я не говорю, что мусоросжигание себя полностью изжило. Работает во многих странах, особенно в странах, где ограничены земельные ресурсы, земельные пространства, опять же осознанная необходимость из принципа целесообразности. Но там колоссально увеличивается стоимость этих заводов и затраты за счет очистных сооружений. Потому что сама печка, где сжигается непосредственно отход, она стоит не так дорого. Дороже всего в любом оборудовании мусоросжигательном это очистные сооружения, которые улавливают непосредственно вредные вещества.

Химию, физику изучали, прекрасно понимаете закон сохранения энергии, масса сгоревшего вещества не может никуда деться. Как был килограмм, так и остался, он только меняет свою физическую форму.

То есть, это мелковзвешенная частица, которая в любом случае попадает в атмосферу, их надо улавливать  специальными фильтрами, специальными сооружениями.
Чем современнее завод, тем чище он чистит выбросы в атмосферу, тем он колоссальных денег стоит. Технологичный сам по себе процесс.

Поэтому во всем мире говорят о том, что мусоросжигание это всего лишь часть того комплекса мусороперерабатывающего, да, и, естественно, не все отходы должны сжигаться.

Но просто вот этот подход надо понять. Можно сортировать отходы, вторичку отделить. Сжигать только то, что никак нельзя переработать и никак нельзя утилизировать другим способом. Вот что будет работать в любом случае.

Просто упираться и говорить, что мусоросжигательный завод панацея от всех бед, не получится. Поэтому и от полигонов мы никуда с вами не уйдем, потому что полигоны во всех частях света, во всех городах мира, где есть мусоросжигательные заводы, всё равно зола утилизируется на полигонах. Всё равно так называемые хвосты от мусора, сортировки, где отходы разделяются, у нас это 10%. Есть страны, где 80% непосредственно полезных фракций из отходов извлекается, это уже после раздельного сбора мусора.

Т.е., это такой вопрос, я могу долго о нем говорить, потому что глубоко погружен. Но, тем не менее, я полностью приветствую такое решение. Оно принято, слава Богу, озвучено, и не будет, я думаю, в ближайшее время каких-то изменений. Мы, всё-таки, пойдем по пути ... близлежащей области ЦФО, там в любом случае будут созданы Центры, в которых будут эти отходы перерабатываться. В том числе с участием Москвы. Я не говорю, что Москва берет на себя какие-то обязательства сделать это сама. Ни в коем случае. Есть Московский регион, есть область, есть ещё области...

Москва, на территории своего субъекта, на территории города может создать условия для бизнеса. Для малого, среднего предпринимательства. Сейчас вот по раздельному сбору мусора мы начали работу. Во Внуково открылся у нас эксперимент. Хотим показать, что на самом деле москвичи, гости столицы вполне нормально могут сортировать мусор в аэропорту, на примере аэропорта. А потом мы пойдем дальше. Это то, что касается отходов.

То, что касается последствий ледяного дождя, по нашим данным, около 40 тысяч деревьев мы потеряли в ходе ледяного дождя. Сейчас ещё на наших особо охраняемых природных территориях подводим итоги. Выделены деньги на высадку 20 тысяч в этом году деревьев. Понятно, что бюджет не резиновый. Когда ледяной дождь наступил ... Из резервного фонда деньги выделены на высадку, в связи с тем, что произошел природный катаклизм.

Основные работы, конечно, запланированы на осенний период, что опять же, связано с жарким летом прошлого года, жарким периодом в этом году. И мы говорим о том, что если весной высаживать большое количество зеленых насаждений, даже соблюдая все технологии, не всегда саженцы могут, такие экстремальные погодные условия перенести. Во-первых, они требуют большого ухода, требуют большего полива. Ну, всё упирается, в любом случае, в финансирование. Поэтому сейчас у нас приоритет именно на осенний период.

Конечно, всё, что запланировали, 20 тысяч деревьев и около 100 тысяч кустарников, мы их высадим обязательно в этом году. Все проекты уже сделаны, согласованы, конкурсы проведены и подрядчики, все сейчас только ждут того, чтобы наступили благоприятные технологические климатические условия для высадки деревьев. Потому что, конечно, по итогам зимы весной будет легче делать выводы, прижилось то, или иное растение, или нет.

Вот, наверное, я на ваш вопрос ответил. И в дальнейшие годы, естественно, программа охраны окружающей среды… даже компенсация, мы ещё всё не посчитали, мы в конце года озвучим непосредственно уже окончательно цифру, сколько деревьев пострадало от ледяного дождя. И эти данные будут соединены с теми зелеными насаждениями, которые мы в этом году, допустим, в ходе градостроительной деятельности потеряли, ещё другой деятельности, санитарных рубок, просто аварийных ситуаций, которые, допустим, летом были. Ну, что-то наподобие ураганов, но, всё равно, по 200, по 300 по 500 деревьев мы за каждый такой ливень теряем в городе, в любом случае.

Естественно, эти деньги будут в 12-м, 13-м, 14-х годах, будут компенсированы. Все зеленые насаждения будут восстановлены.

 

КОРРЕСПОНДЕНТ ТЕЛЕКАНАЛ СТОЛИЦА

Антон Олегович, телеканал \"Столица\". Я хотела узнать вопрос в связи с расширением границ. 22 июля \"Рослесхоз\" передал в бессрочное пользование Москве 30 га леса. Скажите, 30 тысяч гектаров леса...

 

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Я понял вопрос.

 

КОРРЕСПОНДЕНТ ТЕЛЕКАНАЛ СТОЛИЦА

И планируется ли, что ежегодно теперь в течение 5 лет будет выделяться 1 миллиард рублей на благоустройство, приведение в порядок этих лесов, какие работы будут проводиться?

 

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

У меня всегда пожелание есть к вашей журналистской братии в одном аспекте. Зачастую, когда люди пишут об экологии, или каких-то экологических вопросах ... Вам, конечно, не всем это свойственно, не все погружены в какую-то тему. У меня просто просьба. Есть такие элементарные событийные вещи. Присоединение, допустим, большого куска между Варшавским и Киевским шоссе - это одна тема. Ну, т.е., это изменение границ субъекта Российской Федерации. Это колоссальная такая событийная вещь. Она на самом высоком уровне обсуждается, кучу процедур проходит… общественные слушания. Представляете, да, поменяются границы субъекта, это целая задача.

То, что касается лесозащитного паркового пояса, это совершенно другая задача, она прорабатывалась автономно и никак не была связана с увеличением границ Москвы. Мы говорили просто о том, что те леса защитные, которые непосредственно защищают, в том числе и климатический фон нашего города, атмосферный воздух, защитные леса, много у них защитных факторов. В том числе и от ураганных ветров, и от природных катаклизмов, и в жару нас защищают, охлаждая воздух, и в мороз, и воду защищают, наши питьевые источники водоснабжения.

Просто в связи с тем, что с 2007-го года этот лесопарковый пояс оказался практически бесхозным, здесь ни в коем случае не упрекаем \"Рослесхоз\" ... Мы просто говорим о том, что именно к этим лесам, которые находятся в 20-километровом радиусе от Москвы, режим их содержания, использования должен быть несколько другой, чем, допустим, леса где-нибудь в Иркутске, или в Якутии. Несколько разные вещи, разные ценности этого леса. Поэтому, естественно, тех средств и денег, которые \"Рослесхоз\" выделял на содержание лесозащитного ... Опять же, сейчас его не существует, это, мы говорим, бывшие границы лесозащитного паркового пояса, их, естественно, было недостаточно.

И поэтому Правительство Москвы, наш Департамент, конечно, проводили переговоры с \"Рослесхозом\" непосредственно, с Правительством Российской Федерации для того, чтобы взять, под свою опеку данные леса, для того, чтобы просто их сохранить. Т.е., никто не собирается там ничего делать, ничего такого глобального, каких-то проектов. Наша задача сейчас зарегистрировать собственность Российской Федерации на эти земли, потому что она до сих пор не оформлена, что, в принципе, входило в обязанности всегда \"Рослесхоза\", но, видно, в силу недостатка финансирования, потому что это довольно-таки дорогостоящее мероприятие, инвентаризация, кадастрирование, межевание лесного фонда не была проведена.

Сейчас Москва это всё сделает за Российскую Федерацию, оформит право собственности Российской Федерации. Уже будут кадастровые планы. Т.е., будут четко установлены границы этих лесных участков. После чего госучреждения, скорее всего наши Департаменты, возьмут в управление, безвозмездное, бессрочное пользование эти леса. Есть такая форма в Лесном кодексе - под рекреационные цели. Это просто такая форма.

Мы просто эти леса будем содержать. Уберем, почистим, будем следить за пожарной безопасностью, заниматься лесовосстановлением, бороться со всякими лесными вредителями. Потому что сейчас мы говорим о том, что 30% этих лесных участков, которые нам достаются, они уже поражены определенными паразитами. Там надо уже проводить такие колоссальные мероприятия, очень дорогостоящие, для того, чтобы что-то сохранить. Что-то, конечно, придется рубить и высаживать новые лесные насаждения, заниматься лесовосстановлением. Но, тем не менее, такая глобальная программа именно для того, чтобы сохранить непосредственно безопасность экологическую.

 

ВЕДУЩИЙ

Спасибо. У нас заканчивается время. Я ещё дам два вопроса. Вот вы просили, пожалуйста.

 

КОРРЕСПОНДЕНТ РАДИОСТАНЦИИ ЭХО МОСКВЫ

Добрый день. В рамках подпрограммы отходов...

 

ВЕДУЩИЙ

Вы представьтесь, пожалуйста.

 

КОРРЕСПОНДЕНТ РАДИОСТАНЦИИ ЭХО МОСКВЫ

Дворяничев Александр Ильич, \"Эхо Москвы\". Читаю ваши тезисы. В рамках подпрограммы отходов, в частности планируется создание производств для переработки  промышленных отходов с целью получения из них вторичного сырья. Второе. Внедрение системы раздельного сбора отходов и вторичного сырья с обязательным привлечением селективного сбора отходов предприятиями малого бизнеса. Вопрос. А Правительство Москвы будет строить какие-то дополнительные заводы, предприятия по переработке отходов, либо это отдавать бизнесу всё, выделять какие-то промплощадки дополнительные?

 

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Вы знаете, идея, и сама по себе позиция Правительства такая. Наверное, если есть поле для бизнеса ... А мы же с вами четко понимаем, что вторсырье, это та область бизнеса, где можно получать прибыль в любом случае. Там, где необходимы дотации, дотационные вещи, Правительство Москвы и так сейчас дотирует каждую тонну мусора - определенная сумма выделяется из бюджета. Только направлять, наверное, создавать условия, естественно, льготные условия для малого, среднего бизнеса, для того, чтобы он непосредственно занимался, во-первых, приемкой вторсырья, во-вторых, переработкой; вести раздельный сбор мусора, наверное, не требуется каких-то супер-затрат.

Сказать, что какая-то будет серьезная материальная база в Москве создаваться, я вам не скажу. Нет в этом просто никакого смысла, нет целесообразности.

 

КОРРЕСПОНДЕНТ РАДИОСТАНЦИИ ЭХО МОСКВЫ

Я более конкретизирую вопрос. Стеклосырье, стекло. Отходы, стеклотара, бутылки, листовое стекло, автомобильное стекло. Вот это. Все мы знаем, что период захоронения стекла, он непонятно сколько лет. Даже железо ржавеет, а стекло нет. Есть конкретные предприятия, заводы, европейский опыт переработки стекла и продажа. Это же очень хороший материал для стеклозаводов, который можно продавать.

 

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Ну, что мешает, допустим, предприятию малого бизнеса снять ангар на территории города, поставить, допустим, дробилку для того же стекла? Организовать пункт приема этого стекла? Ну, опять же прием с привязкой к местности, ничего сложного в этом нет.

 

А.И. ДВОРЯНИЧЕВ

Москва в этом будет оказывать помощь? Выделять промплощадки с лимитами газа… такие, серьезные вещи?

 

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Конечно.

 

М.А. ШИНГАРКИН

Я, может быть, выскажу свою точку зрения. А почему это всё должно происходить только на территории Москвы? Ведь если мы вводим сортировку от населения, тогда уже всё решается по-другому. Мы итак долгие годы жили в кольце. Сейчас есть возможность жить совместно. И не нужно, даже плотность показывает, не нужно и невозможно все эти технологии использовать, тоже стекло ... Давайте откроем Интернет, да, производства масса. И бумага, и стекло, и востребованность есть.

У нас проблема, мы не сортируем. Это сырье, оно уже не такое целесообразное, не такое дорогостоящее, не такое нужное. Если мы уходим от этого, и переходим к сортировке, и просто рассматриваем, просто психологически, морально, финансово, что это перерабатывающая технология ... И, в общем-то, нас заставят, мы придем к этому, это будет закон принят скоро федеральный об упаковке. Совсем по-другому будет решаться.

 

А.О. КУЛЬБАЧЕВСКИЙ

Ну, да, там залоговая стоимость будет.

 

М.А. ШИНГАРКИН

Залоговая стоимость. Ответственность промышленных предприятий. Нам нужно население приучить к сортировке. Вообще, все вопросы экологии ... На сайте Департамента есть тезис, или лозунг \"Экология - дело общее\". Если мы это все не поймем, тогда ... Нельзя власти только решить.

 

КОРРЕСПОНДЕНТ РАДИОСТАНЦИИ ЭХО МОСКВЫ

Ну, вот, например, обязать даже те же рестораны вывозить стеклопосуду. Не выбрасывать, а вывозить.

 

М.А. ШИНГАРКИН

Я вам честно скажу. Вот, смотрите, мы занимались этим вопросом. Вы придите к какому-нибудь ресторану попробуйте договориться, чтобы они вам сдавали стекло. Не успеете отъехать на машине, как к вам придут другие люди, которые всю жизнь с этого ресторана забирали, и объяснят, что не надо на чужую поляну. Даже зеленое стекло, самое низкокачественное стекло ... Могу вас пригласить, допустим, на платформу \"Серп и молот\", мы с вами поднимемся, и я вам покажу. Там стоит огромный контейнер, в который со всего Горьковского направления люди, специализирующиеся на сборе, именно самого дешевого стекла, они несут, причем и бой в том числе, там принимается.
Дальше про бумагу. Да, отходов в Москве много, но, все пункты производства бумажной упаковки, т.е., крупные, допустим \"Ашаны\" ... Вы из \"Ашана\" не вынесите коробку, у вас там охрана на кассе эту коробку с руками вырывает.

 

КОРРЕСПОНДЕНТ РАДИОСТАНЦИИ ЭХО МОСКВЫ

Ну, тем не менее, на свалку свозится много стекла.

 

М.А. ШИНГАРКИН

Нет, это свозится уже из дома. Это свосится из дома, потому что мы его просто не сортируем. И основной проблемный загрязнитель в Москве это пластик. Поймите, этот полиэтилен, эта пластиковая бутылка, ес