Информационный Центр Правительства Москвы
17 июля 2025, четверг, 01:52
Пресс-конференции

Пресс-конференция Марины Оглоблиной

27 июля состоялась пресс-конференция руководителя Департамента экономической политики и развития Москвы Марины Оглоблиной на тему: «Стимулирование экономической активности – первоочередная программа Правительства Москвы»

Пресс-конференция Марины Оглоблиной
Важное:

27 июля в Информационном центре Правительства Москвы состоялась пресс-конференция Министра Правительства Москвы, Руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Марины Евгеньевны Оглоблиной на тему:

«Стимулирование экономической активности – первоочередная программа Правительства Москвы»

 

Фото

 

Видео

 

 

 

Стенограмма

 

 

 

М.Е.ОГЛОБЛИНА

Здравствуйте, коллеги.

Я рада всем, кто пришел, рада всем, кто нашел время и желание пообщаться, обсудить проблемы, волнующие город, волнующие вас, волнующие нас.

Вчера на заседании Правительства города была рассмотрена в первом чтении и одобрена в целом программа «Стимулирование экономической активности».

Вы знаете, что город со следующего года реализует свой бюджет по программно-целевому принципу. Сергей Семенович поставил задачи перед городскими управлениями, перед органами исполнительной власти разработать программу развития отраслей, программу развития города в тех или иных отраслях, определить основные задачи, основные ориентиры, основные пути, куда и как мы будем двигаться.

Программа «Стимулирование экономической активности», координатором которой является наше подразделение, Департамент экономической политики и развития города Москвы, - это пятилетняя программа на срок 2012-2016 гг.

Программа, которая, по нашему мнению и по мнению руководства города, является стержневой, вокруг которой и по задачам которой должен строиться ряд других целевых программ.

Программа, которая определяет и основные макроэкономические показатели, которых мы хотим достигнуть в развитии города. Программа, которая должна определить развитие таких отраслей, как торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, промышленность, малое и среднее предпринимательство. Программа, которая должна определить нашу политику, политику Москвы в сфере занятости, труда и в вопросах, связанных с созданием на территории города Международного финансового центра.

Экономика города зависит от многих показателей. И говоря об экономике в широком смысле слова, мы должны говорить обо всех отраслях нашего хозяйства. Это и отрасли социальной сферы, это и обслуживающие отрасли, это и строительство в значительной степени. То есть все виды экономической деятельности.

Когда эта программа задумывалась и когда эта программа составлялась, мы понимали, что в общей структуре валового регионального продукта промышленность составляет чуть более 18%, торговля - 33% и другие виды экономической деятельности - почти 49%.

Малыми предприятиями в городе производится почти 21% валового регионального продукта.

Потребительский рынок представлен разными секторами и имеет большое количество проблем, по которым тоже необходимо определиться в дальнейшем развитии. Так же как малое предпринимательство, так же как городское сообщество, экономическое сообщество ждет предложений города по дальнейшему развитию промышленности, по тому, какие отрасли и как мы видим в дальнейшем развитии малого и среднего предпринимательства.

Важны для городского сообщества правильно определенные болевые точки, реперные точки и честное описание тех проблем, которые сегодня существуют.

Именно это мы и пытались показать в своей программе. Сейчас на экране идут слайды презентации Программы, которые были вчера на заседании Правительства, и та информация, которая была вчера на заседании Правительства. Это короткий вариант нашей программы, который показывает основные цели, задачи и целевые индикаторы.

Основная наша цель - это достижение уровня экономического и социального развития, характерного развитым экономикам, обеспечение высокого уровня жизни населения, сохранение социальных выплат с движением к повышению реальных денежных доходов и всех тех показателей, которые определяют нашу с вами повседневную жизнь.

Если говорить про этот год, то индекс промышленного производства по итогам шести месяцев составил 112,7%. В 2010 году по первому полугодию было 91%.

Есть тенденция к росту промышленности. Структура осталась почти такой же. Неплохой рост показывают такие отрасли, как производство транспортных машин, производство оборудования для электроэнергетики, то есть наукоемкие отрасли, не материалоемкие, которые требуют большого человеческого вклада, отрасли, которые дают неплохую добавочную стоимость и соответственно обеспечивают достаточно высокий уровень заработной платы.

Если в целом индекс промышленного производства 112,7, то индекс промышленного производства по обрабатывающим производствам - 113,6, что, как я уже сказала, вселяет определенный оптимизм.

Одно из основных направлений нашей программы - это создание благоприятных условий, достойных условий для улучшения делового климата в городе, для развития инвестиционной активности, для того, чтобы инвесторы были уверены в стабильности своих вложений, в том, что их вложения будут защищены, в том, что эти вложения востребованы.

Один из показателей, который у нас пока растет не теми темпами, которые бы нам хотелось, имеет не ту структуру, которую бы нам хотелось, это инвестиции в основной капитал.

Мы с вами понимаем, что инвестиции в основной капитал - это не только инвестиции со стороны, но это инвестиции в обновление основных фондов. Здесь я вижу много знакомых лиц, кто пишет постоянно на экономические темы. Вы прекрасно знаете, что основные фонды промышленности в значительной степени требуют модернизации и обновления. И именно от того, как быстро будут они обновляться, зависит и рост валового регионального продукта, и рост добавочной стоимости в тех или иных отраслях.

Поэтому, говоря о подпрограмме развития промышленности, в первую очередь надо говорить о том, что, и вчера Сергей Семенович об этом сказал на заседании Правительства, мы имеем 109 промышленных зон в городе Москве, 77 тыс.га. Большая территория, занимаемая этими промышленными зонами, может быть использована более эффективно.

Есть такой показатель, как получение дохода с 1 га земли, используемой под промышленное производство, есть общемировые показатели, которые характеризуют ту или иную экономику. Поэтому вчера мэром была поставлена задача по каждой промышленной зоне разработать проект планировки, определиться с тем видом бизнеса, который будет на ней дальше осуществляться. И тем самым мы считаем, что мы всему бизнес-сообществу скажем о своих намерениях, что мы хотим, чтобы было, и где мы хотим, чтобы это было.

Мы понимаем, что в Москве должны быть те отрасли промышленности, которые будут конкурентоспособны в отношении других городов. У нас заработная плата выше, чем в других регионах, поэтому, наверное, у нас должны быть те отрасли промышленности, которые являются наукоемкими, которые являются нематериалоемкими и которые позволяют получать продукцию инновационного направления, продукцию, востребованную и на внутреннем рынке и, конечно, серьезнейшая задача - на внешнем рынке. Еще отдельно стоит вопрос, связанный с количеством согласований, вопрос, который всем набил оскомину. Вы, наверное, многие знаете, что Всемирный банк проводит обследование ведения бизнеса в России, который по нескольким показателям делает сравнение ведения бизнеса, том числе в Москве, с рядом крупнейших европейских государств, расположенных в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

У нас есть некоторые показатели, которые, конечно, выбиваются из общего ряда. И один из таких показателей - это количество согласований.

Сергеем Семеновичем были поставлены эти задачи еще в прошлом году. Вы знаете, что в этом направлении уже много сделано. Так у нас было сокращено большое количество согласований по Мосгосэкспертизе, большое количество согласований по ряду других ведомств. Но вместе с тем, безусловно, в этом направлении надо еще работать.

Безусловно, нужна неизменность политики по размещению функциональному тех или иных объектов. Все эти и другие мероприятия нашли отражение в предлагаемой программе.

Как вы уже здесь видели, есть ряд других программ. Если будут по ним вопросы, я готова тоже на них ответить. Но в целом экономика города развивается, доходная часть бюджета наполняется, город выполняет все свои обязательства.

Социальные обязательства в этом году более серьезные и более углубленные, дифференцированные, чем в прошлом году. Социальные обязательства выполняются.

Те большие задачи, которые поставил мэр, также выполняются. И мы с вами все, проезжая по улицам города, видим, насколько лучше стали дороги, какие становятся наши дворы, подъезды.

И, наверное, это свидетельство того, что экономика работает, потому что у бюджета есть эти средства. А дальше надо стремиться к лучшему, новому.

Надо постараться сделать так, чтобы Москва полностью интегрировалась в мировые процессы, мировые показатели, чтобы наши показатели были достойны лучших примеров.

Наверное, мы все вместе с вами сделаем. Здесь много молодых людей. Я думаю, вам все это тоже предстоит.

Я закончила. Если есть вопросы, готова на них ответить.

 

ВЕДУЩИЙ

Спасибо, Марина Евгеньевна.

Пожалуйста.

 

\"Комсомольская правда\"

Скажите, пожалуйста, насколько я знаю, проект программы был опубликован на сайте Департамента. И можно было вносить свои предложения. Были ли интересные предложения и изменился ли проект программы, редакция в результате проведенных общественных слушаний?

 

М.Е.ОГЛОБЛИНА

Да, в июне были проведены Общественные слушания по этой программе. Я думаю, многие из вас там тоже были.

Программа была размещена на сайте Департамента, программа обсуждалась. Мы получили большое количество предложений, каких-то советов, видения как от профессиональных людей, так и от москвичей.

В частности, та программа, которая была на общественном обсуждении, не имела двух подпрограмм - \"Развитие промышленности\" и \"Создание международного финансового центра\".

Программа дополнена этими двумя подпрограммами. В программу введено большое количество целевых индикаторов, которых не было в первой версии: степень удовлетворенности населения услугами общественного питания, степень удовлетворенности населения бытовыми услугами, увеличение оборота целевых секторов экономики. То есть, были как специальные предложения, так и общечеловеческие предложения, что люди хотели бы видеть.

Очень много люди, конечно, пишут о согласованиях, очень много люди пишут о том, что им бы хотелось, чтобы магазины какие-то были рядом, ближе к месту их проживания.

Много у людей вопросов, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством и с вопросами работы ТСЖ, с вопросами управляющих компаний. Вопросы, не относящиеся к программе, но, видимо, людей это интересует.

И мы подумаем, как в окончательном варианте программы отразить такой сектор, как жилищно-коммунальное хозяйство, потому что сейчас у нас он немножко выпал.

 

ВЕДУЩИЙ

Спасибо.

Пожалуйста.

 

\"Московский комсомолец\"

Насколько я поняла, основная цель программы - это удвоение ВРП и доведение его до уровня западных стран. В предыдущие годы этого удавалось добиться во многом за счет увеличения численности занятых в экономике.

На ближайшие 5 лет, это значит, если речь идет об удвоении ВРП, что идет речь и о притоке мигрантов в качестве рабочей силы? В каком объеме и в какие отрасли?

 

М.Е.ОГЛОБЛИНА

Мы ставим задачу, чтобы валовой региональный продукт на душу населения составил 45 тыс.долларов, или с учетом паритета покупательной способности рубля, 65 тыс.долларов на душу населения, что будет соответствовать развитым экономикам.

Мы посмотрели валовой внутренний продукт на душу населения в ряде стран. Давайте возьмем какую-нибудь страну, какую вам хочется. Давайте возьмем Канаду. Около 40 тысяч. Люксембург не будем, исключительная страна, до этого нам еще, наверное, очень долго. В Норвегии, например, 47 тысяч. То есть если мы с вами достигнем 45 тысяч, то не надо никакого удвоения, утроения. Если раньше как цель ставилось удвоение, то сейчас такой цели, как вы видите, в программе нет. Есть в программе валовой региональный продукт на душу населения - как раз то, что я сказала.

О том, как и за счет чего и почему? Мы с вами знаем из школьных учебников, это самая простая арифметика, что есть два пути развития экономики: американский и немецкий, экстенсивный и интенсивный.

Мы развивались долгое время по экстенсивному пути. То есть, за счет новых производств, за счет новой рабочей силы, за счет расширения развивались. Это экстенсивный путь развития.

У нас сейчас около 6 млн.100 тыс.рабочих мест. Мы имеем демографию, которая показывает, что количество трудоспособного населения будет уменьшаться, начиная с 2014-2015 годов. Погрешность год. Принципиально - будет уменьшаться, как мы вам докладывали, где-то в районе 5-7%.

Мы с вами понимаем, что люди хотят лучше жить, люди хотят больше зарабатывать, люди хотят иметь более дорогие рабочие места. Для этого нужно перейти к интенсивному пути развития.

Как раз наша программа, не знаю, насколько нам это удалось, преследует цель - перейти к интенсивному пути развития города. То есть, чтобы не путем, как я уже сказала, механического увеличения, а перейти к таким отраслям, которые бы позволили именно интенсивно развиваться экономике города. Тот же показатель добавочной стоимости с метра - это показатель интенсивности, тот же показатель дохода и выработки на человека, а такой показатель тоже существует, он присутствует в полной версии программы, как выработка на одного работающего, производство добавочной стоимости. Это тоже интенсивный путь развития.

Поэтому очень важно, еще раз повторю, как сказал Сергей Семенович, определить дальнейшее развитие промышленных зон, сделать проект планировки и определить, что в городе должно развиваться.

Вы, конечно, пишущие товарищи, которые много пишут и много читают, могли бы высказать и свое мнение. А вам как кажется, какие отрасли промышленности у нас должны быть? Как мы должны дальше развиваться?

Для дальнейшей проработки программы ваше мнение нам небезынтересно.

 

ВЕДУЩИЙ

Спасибо, Марина Евгеньевна.

Ваша пресс-конференция была проанонсирована. И я Вам задам вопрос, который поступал наиболее часто: \"Какая сфера наиболее остро нуждается в развитии и увеличении финансового обеспечения в городе Москве?\".

 

М.Е.ОГЛОБЛИНА

Что, финансовое обеспечение?

 

ВЕДУЩИЙ

Да.

 

М.Е.ОГЛОБЛИНА

Нуждаются такие сферы, как здравоохранение. И в этом году серьезные деньги идут в здравоохранение.

Мэр города поставил задачу, чтобы здравоохранение в Москве было на уровне европейских стандартов, чтобы Москва предоставляла эти услуги на уровне ведущих клиник европейских, ведущих стандартов европейских.

Никогда, наверное, за последние 5-7 лет таких средств не выделялось ни на здравоохранение, ни на образование.

Образование - сфера, которая потребовала значительных финансовых вложений и значительных финансовых средств.

Городское хозяйство - наша с вами среда обитания, наше с вами жизненное пространство.

Дороги - это уже тема, которая ежедневно и всесторонне обсуждается, но ее актуальность из-за того, что о ней каждый день говорят, не пропадает.

Даже не сами дороги, а возможность нашего с вами передвижения, наших с вами поездок по городу.

Есть такой показатель общепринятый, как время трудового передвижения от места жительства до работы. И задача как раз этот показатель привести в норму. Он сейчас достаточно высокий.

Почему приоритет отдается общественному транспорту? Потому что это наиболее массовые виды транспорта, на которых мы все можем доехать до работы, до театра, кафе, магазина, кому куда надо.

Это тоже сфера, которая потребовала серьезнейших вложений: тот же метрополитен как внеуличный скоростной вид транспорта, трамваи, перекладка тех же трамвайных путей, замена электрооборудования трамвайных путей. Это все вопросы, которые сейчас стоят как первоочередные.

 

ВЕДУЩИЙ

Спасибо.

 

\"Московская перспектива\"

Марина Евгеньевна, у меня будет вопрос, наверное, в продолжение темы интенсивного пути развития.

Скажите, пожалуйста, та программа, которую Вы сегодня представляете, является ли одной из ее целей стимулирование экономической активности высокотехнологических производств и будут ли предусмотрены механизмы стимулирования экономической активности инновационных проектов?

 

М.Е.ОГЛОБЛИНА

Неплохой, в общем-то, вопрос, очень современный и правильный вопрос.

Вы знаете, что среди тех 18 программ, которые сейчас готовятся органами исполнительной власти Правительства города, есть программа, которая имеет условное название \"Москва инновационная\". Это программа связана с развитие инновационного сектора города.

Готовят эту программу наши коллеги из Департамента науки, промышленности и предпринимательства. Концепт этой программы существует.

Если у вас есть интерес, зайдите на их сайт, посмотрите. У меня он есть с собой, но сейчас просто долго его озвучивать. Там предложено ряд мер, мероприятий, предприняты попытки и небезуспешные по выработке предложений внедрения инновационной структуры в городе.

Это то, что нам с вами позволит дальше развиваться, как городу науки, как городу высоких технологий, который может экспортировать, вывозить какие-то услуги, предлагать массу преимуществ.

Наши подпрограммы перекликаются с программой \"Москва инновационная\". Мне кажется это подпрограмма создания Международного финансового центра.
Чтобы Международный финансовый центр организовался в Москве, нужно несколько предпосылок и несколько условий. Одним из которых, это мое мнение, является нормальная среда обитания. Чтобы была нормальная среда обитания должны быть высокие стандарты, соответствующие стандартам европейских государств.

Чтобы мы могли конкурировать с Международными финансовыми центрами в том же Лондоне, в том же Франкфурте, у нас должна быть среда, соответствующая уровню этих городов.

А конкурировать можно чем? Ну, во-первых, той же комфортностью и теми же условиями, плюс более дешевой стоимостью тех или иных услуг.

И именно через инновации, именно через внедрение чего-то нового мы и должны этого достигнуть. Ну, конечно, традиционными способами строительства инфраструктуры, нормальной инженерной, дорожной.

 

Е. НИКОЛАЕВА

Добрый день!

Николаева Елена, «Эксперт TВ».
Скажите, пожалуйста, какой объем финансовых вложений планируется в эту программу?

 

М.Е. ОГЛОБЛИНА

Вы знаете, я, наверное, не смогу вам ответить на этот вопрос, потому что расчеты пока не закончены.

 

У. МАЛАШЕНКО

Ульяна Малешенко, \"Коммерсант ФМ\".

Были публикации, в которых подчеркивалось, что в этой программе предусматривается, что бизнес будет более активно выходить из «тени».

Как вы этого будете добиваться, если это будут льготы, то в каком объеме, для каких предприятий? И, собственно говоря, на кого это всё будет рассчитано, на какой уровень бизнеса, мелкий, средний, крупный? Если можно, на этот вопрос.

 

М.Е. ОГЛОБЛИНА

Ещё раз, выходить из тени? Я не расслышала вопроса.

 

У. МАЛАШЕНКО

Да, действительно.

На сколько я могу судить по тем публикациям, которые появлялись, половину, примерно, средств на эту программу планируется привлечь от частных инвесторов. И, опять же, эта программа предусматривает выход бизнеса из тени. Соответственно, как будут вытаскивать бизнес из «тени»? Если это будут льготы, то какие, в каком объеме, для каких предприятий?

Спасибо.


М.Е. ОГЛОБЛИНА
Ну, как из «тени» вытаскивать? Как всех вытаскивают, за шкирку. Шутка.

По поводу того, что мы предполагаем привлечь значительные средства для того, чтобы проинвестировать, создать нормальный инвестиционный климат, и, чтобы инвесторы могли вкладывать свои деньги. Деньги, мы знаем, сейчас есть. Есть и в банках наших российских, есть много предложений по инвестированию. Для этого нужно несколько необходимых условий, которые также в программе написаны.

Первое. Надо определиться, где мы хотим строить, и что мы хотим строить. Т.е., нужно разработать отраслевые территориальные схемы, чтобы понять, где в городе, что будет строиться.

Такая работа сейчас ведется. И до конца этого года, по-моему, 56 территориальных отраслевых схем должно быть разработано. Т.е., мы бизнесу скажем, вот на этом месте мы хотим, чтобы было построено это. Конкретно, с конкретными объемами, конкретного функционального назначения.

Дальше, сказав это, мы, очевидно, должны эти участки уже иным способом не использовать.

В Программе также предусмотрены возможности по необходимости резервирования участков. Если вы посмотрите полный вариант Программы, то среди мероприятий у нас есть мероприятия по стимулированию деловой активности, поддержка бизнеса. Вот: «подготовить предложения о порядке резервирования земельных участков, в том числе освобождаемых в результате организации промзон, обеспечении их инженерной инфраструктурой для последующего определения конкурса на реализацию частных инвестиционных проектов.

Сформировать банк земельных участков с установленным видом разрешенного использования, потенциально пригодных для реализации инвестиционных проектов.

Сформировать и представить на утверждение Правительства отраслевые территориальные схемы.» Ряд других мероприятий.

Сейчас мэром поставлена задача - разработать разные модели финансирования инвестиционных проектов.

Любой инвестиционный проект, который реализуется, любой инвестор, который вкладывает деньги, он вкладывает их не ради альтруизма, или любви к ближнему, а ради извлечения прибыли. Т.е., формулу «деньги-товар-деньги» никто ещё не отменил, и вряд ли отменит. Поэтому деньги вкладываются ради получения прибыли, приращенного капитала.

Для того чтобы это получилось, есть проекты, есть определенные нормы прибыли. Эта норма прибыли, предположим на ряде промышленных проектов с длительным циклом окупаемости будет достигаться очень долго. Не на всех проектах, наверное, может быть достигнута норма прибыли в обозримый период.

Проекты, по которым на заданном периоде времени не будет окупаемости, на котором не будет достигаться заданной нормы прибыли, в размере, где-то 10% рентабельности, эти проекты, безусловно, потребуют какой-то поддержки, потребуют каких-то решений. Какие могут быть решения? Они тоже все понятны и ясны.

Схема концессии - схема не плохая, схема понимаемая. Но, на мой взгляд, страдающая по законодательству сейчас двумя изъянами. Законодательство не предполагает возможности залога объекта концессии под получение кредита. И по Земельному кодексу там есть некие нестыковки.

Схема концессии хорошая. Сейчас есть предложение по долгим концессиям. По концессиям 20-25 лет. Хорошее предложение? Хорошее предложение. Они прорабатываются, обсчитываются.

Опять же, концессия - это значит, что земля передается в аренду по какой-то стоимости. Здесь вопрос, как какая-то поддержка концессии - это вопрос стоимости участка передаваемого в концессию. Вопрос срока концессии. Вопрос, опять же, рентабельности, который будет поставлен на период концессии.

По ряду других проектов могут быть иные меры поддержки. Ну, такие меры поддержки, как субсидирование процентной ставки, разрешенное по закону, которое возможно. Такие меры поддержки, как городские государственные гарантии, которые, в общем-то, возможны.

Здесь, в своей программе, мы это написали черным по белому. Субсидирование расходов на проекты производителей продукции, имеющие целью её совершенствование, предоставление гарантий бюджета и субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам, субсидирование затрат московских предприятий, выпускающих инновационную продукцию для участия в крупных международных и российских выставках и ярмарках для продвижения продукции. Т.е., все эти меры будут, безусловно, применяться.

 

Здравствуйте, Марина Евгеньевна!

 

М.Е. ОГЛОБЛИНА

Здравствуйте.

 

Если позволите, у меня два жестких вопроса дискуссионных. Первое. Мне кажется, что эта программа очень уязвима по двум, ну, на мой взгляд, не экономиста, а просто наблюдателя, по двум показателям.

Первое. Мне кажется, она не учитывает проект \"Москва плюс\". Т.е., расширение границ Москвы. Тот факт, что её население увеличится на несколько миллионов человек. Т.е., практически она, наверное, версталась в тот момент, когда это политическое решение не было принято. Вы так не считаете?

И второй вопрос более глобальный. Экономику мировую сейчас колбасит. Колбасит и еврозону: Португалия, Греция. Колбасит Штаты, там 2 августа, я думаю, что Обама договорится с сенатом, тем не менее.

Народ сейчас волнует больше не экономическое стимулирование, возможно, а что будет с долларом, что будет с евро. И, вообще, в 12-м году девальвацию рубля обещают. Т.е., экономика всё равно ляжет на левый бок, на правый. Плохие сценарии развития.

И в Программе тоже, мне кажется, этого нет, не учтено. Есть, вообще, у Сергея Семеновича представление, что будет, если будет так, и что будет, если будет вот так?

У нас предполагается больше миллиарда долларов, 195 миллиардов из разных источников на финансирование Программы. Просто будет такой вариант, что надо будет спасать экономику, я имею в виду кризис системный. Спасибо большое.

 

М.Е. ОГЛОБЛИНА

Пожалуйста.

Ну, вы знаете, я на самом деле не Ванга, и не Глоба, предсказывать не умею. Но, вместе с тем, да, Программа версталась, безусловно, не вчера. Над Программой идет работа последние 4 месяца. Я, честно сказать, не очень понимаю, как даже проект \"Москва плюс\", о чем вы говорите, повлияет на целевые задачи.

А вы считаете, если населения будет больше, оно захочет хуже жить? Т.е., задача увеличения реальных денежных доходов населения не будет стоять? Задача повышения эффективности использования земель и повышения производительности труда не будет стоять? Она всё равно будет стоять.

Вы хотите сказать, что нужны будут дополнительные какие-то мероприятия и формулировка дополнительных задач, да?

 

_______

Я хочу сказать, что интересы людей, которые станут москвичами скоро, по крайней мере, на бумаге, они учтены в этой Программе?

 

М.Е. ОГЛОБЛИНА

Здесь принципиально учтены интересы любых людей.

Тем более, что эта программа коррелируется с большей частью всех остальных городских программ, как я сказала в начале.

Если людей будет не 11,5 миллионов, а какое-то другое число, от этого задачи по обеспечению достойной заработной платы и нормальной жизни никуда не уйдут.

Почему я вам и говорю, что вопрос может стоять в другой плоскости. Возможно потребуется корректировка программы с записью иных мероприятий, но задача сама не поменяется.

Задача как есть, так и есть: людям жить хорошо, промышленности работать, поменять основные фонды, модернизировать, вкладывать деньги в бизнес, чтобы мог работать безопасно и с уверенностью, что он их не потеряет, и чтобы у него было понимание, что это всё понимаемо и защищено. Эта задача никуда не уйдет, какого бы количества не было москвичей, и какой размер территории бы не был.

Другой вопрос, что, наверное, потребуется корректировка ряда мероприятий. Но, давайте говорить сегодня о программе той, которая есть. И я не считаю, что её надо с учетом этого фактора сейчас нивелировать.

Ну, возможно в последствии потребуется корректировка мероприятий. Ну, мы проведем эту корректировку мероприятий.

Вы говорите, что в мировой экономике наблюдаются разные процессы. Безусловно, в Москве эти процессы мы знаем и понимаем.

Да, есть разные сценарии, разное видение того или иного процесса.

Но, вы знаете, я себя не отношу к выдающимся экономистам текущего столетия и предыдущего, но, я смотрю, что даже такие люди, как наши старшие коллеги Набиуллина или Кудрин, тоже пока не высказываются резко на эту тему.

Но, я с вами согласна. Наверное, Обама договорится.

 

ВЕДУЮЩИЙ

Спасибо, Марина Евгеньевна.

У нас время уже заканчивается. Я ещё дам возможность два вопроса задать. Вам, пожалуйста.

 

Н. МИХАЛЕВ

Николай Михалев, \"РБК-Дейли\".

У меня два частных вопроса, уточняющих по программе.

Первый вопрос, видимо, касается вывода и выхода бизнеса из «тени». Скорее всего, это речь идет о малом бизнесе. В Программе говорилось, что предполагается, могу ошибиться с формулировкой, ликвидация, либо минимизация количества рабочих мест, на которых задействована незаконная рабочая сила, как раз, которая используется, именно, в таких теневых секторах экономики.

О чем идет речь, и на каких направлениях бизнеса, какие, возможно, будут предлагаться, и планируется, что будут предлагаться альтернативы для этих самых рабочих мест? Какие непосредственно сегменты бизнеса, направления.

И второй вопрос, это по подпрограмме развития торговли, оптовой и розничной. Там шла речь о том, что предполагается вывод за пределы Москвы, с территории Москвы грузовых дворов, таможенных центров, складов и оптовых центров, которые не завязаны на московской рознице. Т.е., это речь идет о тех объектах, которые не приносят деньги в московскую экономику, т.е., обслуживают больше федеральные, региональные проекты, рынки. Т.е., о чем речь идет? И какие объекты могут быть выведены?

 

М.Е. ОГЛОБЛИНА

Нет. Нет, ни при чем здесь федеральная, региональная экономика.

Давайте со второго вопроса начну. Речь идет о крупных оптовых базах, с которых мелким оптом развозится дальше какая-то продукция. Во всем мире крупные оптовые базы располагаются за пределами крупных городов, тем более мегаполисов, тем более являющихся столицами. Нигде в Париже вы не найдете крупную оптовую базу.

Речь идет о крупных оптовых центрах, которые занимают большие территории. И которые имеют не очень хорошую логистику. При этом мелкооптовые базы, безусловно, должны остаться, потому что каждый день мы с вами приходим в магазин, и там каждый день должны быть продукты питания, и всё такое прочее.

Теперь что касается мигрантов. Вы, наверное, не хуже меня это знаете. Хотите из моих уст услышать? Ну, мы с вами понимаем, что те же рынки, да, наверное, формируют теневой оборот и используют нелегальную рабочую силу. Наверное, у нас где-то в строительной отрасли имеются такие же явления.

Как это преодолеть? Во-первых, во всех странах, вы знаете, есть гастарбайтеры. И все живут на ряде профессий, на ряде, так сказать, рабочих мест, работает приезжая рабочая сила.

Хорошо, что приезжают. Вы дворниками не работаете, каменщиками. Я тоже. Значит, кто-то должен работать.

Это вопросы работы миграционной службы, вопросы временной регистрации. Эта Программа, безусловно, этот вопрос не может решать.
Ведь даже если у дворника будет зарплата 100 тысяч рублей, ну, так, пофантазируем, предположим, зарплата дворника 100 тысяч рублей. Ну, вряд ли москвичи, мы с вами пойдем работать дворниками, да?

Ну, может быть, студенты там будут подрабатывать. А так, на постоянную работу вряд ли. Т.е., всё равно нам нужна эта рабочая сила в том, или ином виде. Она нам нужна.

У нас много приезжих из Московской области. Сейчас уже больше миллиона рабочих мест заняты немосквичами. Вот как их вывести из «тени», как посмотреть, чтобы они были все легальные. Ну, будем думать как. Есть для этого специальные ведомства. У нас есть Департамент труда и занятости, есть Департамент малого и среднего предпринимательства.
Ну, а куда пойдут? У нас с вами такие рабочие места есть. В жилищно-коммунальном хозяйстве у нас много работы, в строительстве.

 

ВЕДУЩИЙ

Спасибо, Марина Евгеньевна.

Мы заканчиваем нашу работу. Если есть дополнительные вопросы, на стойке регистрации вы получите дополнительную информацию.

 

М.Е. ОГЛОБЛИНА

Вот девушка хотела задать вопрос. Пусть задаст вопрос.

 

ВЕДУЩИЙ

Давайте, пожалуйста.

 

А. ПАСТЕРНАК

Пастернак Анастасия, газета \"Известия\".

Марина Евгеньевна, не совсем по Программе вопрос. Но, как скажется на розничной торговле, на мелкорозничной торговле запрет на продажу алкогольных напитков, который вступит в действие?

 

М.Е. ОГЛОБЛИНА

Я не покупаю алкогольные напитки. А что, их запретили продавать, да?


А. ПАСТЕРНАК

В частности говорится, что грядет сокращение киосков.

 

М.Е. ОГЛОБЛИНА

Могу личное мнение сказать. Свое личное мнение, человеческое. Если бы я была предпринимателем, и мне бы сказали, не продавай алкогольные напитки в палатке. Я бы искала тот товар, который может заместить алкогольную продукцию по доходности, и по прибыльности, и по востребованности.

Если эта палатка стоит рядом с метро, и люди идут домой, а рядом нигде нет булочной, я бы продавала хлеб. Если люди идут домой и рядом нигде нет магазина, торгующего молоком, я продавала бы молочные продукты. Т.е., как нормальный, цивилизованный предприниматель. И причем, кто быстрее это сделает, у того бизнес дальше будет и наиболее прибыльным в его же палатке. Вы понимаете, да?

Быстро изучить обстановку, так сказать, в ареале своего обитания, что там, и как и принять для себя управленческие решения. Ну, а как ещё по другому? Как скажется? Будут перестраиваться. Будут искать замещение этим товарам.

Спасибо.