Пресс-конференция Михаила Орлова
13 июля состоялась пресс-конференция Руководителя Департамента торговли и услуг города Москвы Михаила Орлова на тему «Совершенствование организации нестационарной мелкорозничной торговли в Москве»

13 июля в Информационном центре Правительства Москвы состоялась пресс-конференция Руководителя Департамента торговли и услуг города Москвы Михаила Олеговича Орлова на тему:
«Совершенствование организации нестационарной мелкорозничной торговли в Москве».
Также в пресс-конференции приняли участие:
Вице-президент НП «Опора России» Владлен Георгиевич Максимов
Руководитель управления ФАС по Москве Владимир Владимирович Ефимов
Заместитель руководителя Департамента торговли и услуг Москвы Никита Вячеславович Кузнецов
Стенограмма
ВЕДУЩИЙ
Добрый день, дорогие друзья.
Начинаем нашу работу. Сегодня мы встречаемся и проводим пресс-конференцию руководителя Департамента торговли и услуг города Москвы Михаила Олеговича Орлова. Тема нашей пресс-конференции: \"Совершенствование организации нестационарной мелкорозничной торговли в Москве\".
Я обращаю внимание всех на следующее. Мы знаем, что у Михаила Олеговича огромный спектр задач, за которые он отвечает в Москве. Сегодня мы встречаемся по теме нестационарной мелкорозничной торговли. Прошу вас задавать вопросы на эту тему. И если есть другие вопросы, здесь присутствует пресс-служба Департамента. После пресс-конференции, где вы получали информационные материалы, можно подойти и договориться о дополнительной встрече и о развитии отношений.
Также в работе пресс-конференции принимают участие Максимов Владлен Георгиевич - вице-президент ОПОРА России, Ефимов Владимир Владимирович - руководитель Управления ФАС по Москве, а также Кузнецов Никита Вячеславович - заместитель руководителя Департамента торговли и услуг города Москвы.
Я предоставляю слово Михаилу Олеговичу Орлову. А дальше мы разберемся. Спасибо.
М.О.ОРЛОВ
Спасибо большое.
Уважаемые коллеги, я хотел бы сказать, что с ноября месяца в городе активно проходит работа по реорганизации всей системы мелкорозничной торговли. Это очень важное направление работы, потому что в этом сегменте торговли накопились колоссальные системные противоречия и проблемы.
Они начинались с совершенно непонятных правил размещения, хаотичного размещения, со скопления огромного количества этих объектов.
К сожалению, обнаружилось наличие многочисленных проблем санитарного плана, проблем, связанных с миграционным законодательством и т.д. Вплоть до тех проблем, которые можно было бы охарактеризовать так: все предпринимательское сообщество не понимало, каким образом, на каких условиях, каким порядком эти объекты достаются предпринимателям, какой порядок участия в конкурсах, какой порядок подведения итогов этих конкурсов.
И с ноября месяца мы ведем системную работу по реорганизации всех звеньев, которые связаны с организацией мелкорозничной торговли.
Я хотел бы сказать, что с ноября по апрель проводилась работа по формированию самой схемы размещения объектов.
Это была кропотливая работа. На первом этапе Москомархитектура представила свое видение размещения объектов в городе. После этого вместе с префектурами административных округов, с управами районов, с муниципальными образованиями, с предпринимательским сообществом шла доработка и корректировка этих схем.
Учитывались как интересы предпринимательского сообщества, интересы технического размещения этих объектов, транспортные интересы, эстетические вопросы, так и мнения граждан о том, в каком месте им комфортно и какие продукты или другие товары покупать.
При этом мы понимаем, что это разные интересы у разных групп людей. И даже если предпринимателю, например, нравится одно из предложенных мест, то это может совпасть по всем вопросам и быть включено в схему, либо этот вопрос может быть отклонен теми гражданами, которые проживают на близлежащей территории, либо там могут быть иные проблемы. Но, тем не менее, схема, которая предполагает размещение 9 тыс.902 объектов на территории города, сформировалась.
Очень важно, что впервые, и это была установка мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина, эти схемы проходили утверждение у депутатов муниципальных собраний на соответствующих заседаниях.
При этом сразу хочу сказать, что эта схема сформирована, мы по ней работаем. Но в утвержденных правилах есть механизмы изменения этих схем, корректировок, потому что это значительное количество объектов.
Нестационарная торговля призвана дополнять стационарную торговлю. Поэтому могут появляться новые объекты, когда возникает дефицит стационарной торговли, и, наоборот, эти объекты могут выводиться из определенных мест тогда, когда восполняется дефицит стационарной торговли и стационарных торговых площадей.
Далее по каждому этому объекту в этой схеме Москомархитектурой совместно с префектурами административных округов была проведена работа по упорядочению размещения этих объектов и по подготовке необходимой документации.
И каждый объект из этих 9 тысяч сегодня имеет соответствующий набор документации, который сделан по заказу города и по заказу Москомархитектуры. Это очень важно.
Вы знаете, сколько проблем возникает у предпринимателей в связи с подготовкой необходимых документов: получение справок, получение каких-то иных документов, которые являются основанием для установки. Обращаю внимание, что в данном случае все это сделал город.
И для предпринимателя, который сегодня работает на этих местах и будет работать на этих местах, вся документация сделана городскими структурами. И соответственно ему не надо бегать по инстанциям и собирать бесконечное количество подписей.
Далее я хотел бы также сказать, что сегодня начались работы по благоустройству территории, не непосредственно сегодня, а в горизонте недели. Это 655 площадок, где будут размещаться объекты нестационарной торговли. Там сегодня начались работы по благоустройству территории. Это также делает город, потому что это наша обязанность предоставить предпринимателю благоустроенное место, предоставить возможность электроподключения. И это тоже, вы знаете, такой тяжелый с точки зрения оформления вопрос.
Всего в городе будет благоустроено 1781 место такого группового размещения объектов. Эти работы также сегодня идут.
Важнейшим вопросом являлась система распределения этих мест. Действовала конкурсная процедура. К сожалению, сформировать какой-то понятный механизм, прозрачный антикоррупционный механизм в системе конкурсов не представляется возможным.
Поэтому были рассмотрены многочисленные варианты. И единственно правильным, цивилизованным и, как теперь понятно, работающим способом является система проведения аукционов.
Эти аукционы проводятся на право размещения объектов. После проведения аукциона заключается с предпринимателем договор. Этот договор и приложение к нему разработанной городом документации являются основанием для размещения этого объекта.
Не надо ходить, опять повторюсь, получать какие-то еще дополнительные подписи, дополнительные согласования, заключать договора аренды земельного участка.
Сама система аукционов для нас была нова. И, конечно, мы прорабатывали различные механизмы. Поэтому первая задача, которую мы перед собой поставили, это провести ряд пробных аукционов, после которых при необходимости внести в порядок проведения какие-то изменения, собственно, что и было сделано.
В настоящее время прошло 123 аукциона на представление права размещения объектов нестационарной торговли, из них 19 объектов, или 19 конкурсных процедур, 19 торгов, мы отнесли к проблемным, в которых выявили определенные такие системные проблемы.
Для того чтобы их снять, мы внесли изменения в нормативные документы, которые регламентируют проведение аукционных процедур.
И сегодня мы готовы уже организованно по всем округам и префектурам провести эти процедуры. Около 2 тыс.единиц сейчас объявлено, а в целом аукционы пройдут на 3 тыс.528 объектах.
У меня вся информация. Я просил бы высказаться коллег, с которыми мы сегодня встречаемся.
ВЕДУЩИЙ
Я предоставляю слово Ефимову Владимиру Владимировичу.
В.В.ЕФИМОВ
Добрый день, уважаемые коллеги.
Во-первых, хотелось бы отметить с нашей стороны, со стороны Федеральной антимонопольной службы огромную работу, которая была проделана Департаментом торговли и услуг в части, касающейся систематизации работы мелкой розницы. В части, в первую очередь, которая интересует нас как антимонопольный орган, создания равных условий доступа предпринимателей к точкам мелкорозничной торговли и, самое главное, создания простых и понятных условий вхождения новых предпринимателей на этот рынок.
Мы считаем, что выбранная Правительством Москвы форма проведения торгов в виде аукциона является наиболее правильной. Почему? Потому что эта форма торгов не содержит субъективных критериев оценки.
К нам поступало огромное количество жалоб ранее, когда проводились конкурсы, и на предыдущем этапе, связанных с тем, что предприниматели не понимали, как та или иная конкурсная комиссия оценивает, например, архитектурный облик палатки, какие-то квалификационные требования.
Нам, как контролирующим органам, не понять, почему Комиссия приняла такое решение, а не иное, и при этом ни мы и ни другие контролирующие органы не имеем права вмешиваться в порядок оценки.
Поэтому тот вариант, который был выбран, а выбран порядок проведения аукционов, является, на наш взгляд, самым правильным и единственно возможным. Он создает равные условия для всех участников рынка и позволяет всем заинтересованным лицам получить те места, которые их интересуют в равной конкурентной борьбе.
Вместе с тем хотелось бы обратить внимание предпринимателей, которые участвуют в этих аукционах, на проблемы, связанные с наличием сговора между участниками.
Мы очень рады, что таких фактов у нас единицы. Большинство аукционов прошло нормально, как и планировалось, с хорошим результатом. И предприниматели выиграли в честной конкурентной борьбе свои места.
Но мы выявили две проблемы. Первая касается ситуации, когда предприниматели между собой не торгуются. То есть мы можем предположить, что договариваются о разделе мест, соответственно, цена не повышается. Это прямой признак сговора между участниками. И такие факты мы будем рассматривать.
Вторая проблема более, на наш взгляд, опасная - когда в торгах участвуют так называемые рейдеры, которые повышают цену выше экономически обоснованной.
У нас есть примеры, когда цена увеличилась не только до десятков, но и до сотен миллионов рублей. Мы по этому факту на прошлой неделе возбудили дело по признакам нарушения 11 статьи между участниками таких торгов.
В настоящий момент мы договорились о совместной работе с Департаментом торговли и услуг о передаче всей такой информации о подозрительных аукционах, которые будут проходить, к нам в Управление. И по результатам рассмотрения соответствующих материалов мы будем принимать решение о возбуждении дел.
Сразу предупрежу, что последствия этих дел в виде наказания очень суровые.
Результатом рассмотрения дел и признания факта нарушения 11 статьи, то есть сговора среди участников на торгах, является, во-первых, оборотный штраф на юридическое лицо, если в торгах участвует юридическое лицо, в размере до 15%. При этом, согласно Методике расчета оборотных штрафов, которая у нас утверждена Федеральной антимонопольной службой, к участникам сговоров, к участникам картелей применяются самые высокие штрафные санкции.
Но это, собственно говоря, не самое главное. Самое главное то, что в отношении должностных лиц этих юридических компаний, которые участвуют в сговоре, на основании наших материалов правоохранительными органами может быть возбуждено уголовное дело по 178 статье Уголовного кодекса. А пример такой есть.
У нас была проведена работа совместная с Департаментом по конкурентной политике ранее. По результатам этой работы был установлен факт сговора на торгах для государственных нужд города. Речь шла о поставке очищенных овощей для школьного питания.
Мы установили факт сговора между участниками, они между собой не торговались, снижение там было минимальное. Компании, участвующие в сговоре, были оштрафованы.
По результатам рассмотрения наших материалов Следственным комитетом при ГУВД Москвы было возбуждено уголовное дело в отношении руководителей компаний, которые участвовали в сговоре. Сейчас оно находится в стадии расследования.
Поэтому я думаю, что все факты нарушений, которые мы увидим при проведении данных аукционов, будут находить точно такое же отражение, с нашей точки зрения, как контролирующего органа. Мы считаем, путь, выбранный Правительством Москвы, правильным. Работа была проделана очень большая и направлена в первую очередь на достижение баланса и конкурентной борьбы между всеми участниками рынка.
Но, к сожалению, бывают и такие участники рынка, которые хотят играть не по правилам, а хотят между собой договариваться и нарушать конкурентные принципы распределения в данном случае мест для мелкой розницы.
Поэтому на все такие факты мы будем реагировать максимально быстро и оперативно. Я думаю, что то дело, которое мы возбудили на прошлой неделе, уже к середине августа, в крайнем случае, к концу августа мы постараемся рассмотреть и вынести какое-то решение. Спасибо.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо.
Я предоставляю слово Максимову Владимиру Георгиевичу.
В.Г.МАКСИМОВ
Здравствуйте, коллеги.
Я не буду повторяться по поводу конкурсов, аукционов, скажу только, что ОПОРА России полностью поддерживает идею перехода к денежным аукционам. Это то, о чем мы говорили всегда.
Мы всегда говорили об абсолютной коррумпированности и непрозрачности этих самых конкурсов.
Добавлю, что критерии были такие, что если бы даже они проводились абсолютно честно, то совершенно невозможно было бы за те 3-5 минут, когда идет голосование, выделить реальные фирмы, которые лучше других смогли бы работать на данном объекте.
Но вместе с тем чиновников это все устраивало, они не жаловались, что им не сложно выделить что-то там. Конкурсы проводились годами, все было хорошо.
Действительно сейчас аукционы, Владимир Владимирович об этом говорил, столкнулись с некоторыми проблемами. Эти проблемы решаются и во многом почти уже решены введением реального денежного залога для участников.
Сейчас часто говорят о том, что вот, посмотрите, какие страшные суммы. Никаких страшных сумм там нет. Если отбросить те лоты, в которых участвовали рейдеры и по которым ставки окончательной стоимости лота доходили до десятков миллионов, а то и сотен, разумеется, никто за эти деньги договоров заключать не будет с городом, мы это увидим сейчас.
Если отбросить это, то ставки вполне разумные в большинстве случаев, при том, что мы знаем, сколько это стоило раньше вчерную, люди платили за это. И то, что сейчас эти деньги пойдут в бюджет, а не в чьи-то карманы, тут смешно было бы говорить о том, что это неправильно. Повторяю, что не возникает проблем только у тех, кто ничего не делает.
Что бы еще хотелось добавить? Действительно, мы можем сказать, что здесь есть некий ажиотаж, связанный, может быть, с некоторой нехваткой этих мест или их недостаточностью.
ОПОРА России считает, что нужно разумно увеличивать количество торговых объектов, но надо понимать, что на мелкой рознице, на этих самых киосках свет клином не сошелся.
Собственно, вот такой ажиотаж, такая ненормальная в каком-то смысле ситуация: внимание общественности, которая месяц прикована к ларькам, странно немножко, - возникла, потому что в Москве вообще существует ненормальный перекос в эту сторону, то есть нет или недостаточно объектов на первых этажах, стоит все это запредельно дорого.
Недавно поинтересовался на Мясницкой, сдавался магазин недалеко от высшей школы экономики, 100 метров - 600 тысяч, друзья. Чем надо заниматься на 100 метрах, чтобы платить 600 тыс.рублей в месяц, 580 тыс. руб.? Вы мне объясните, чем? Но кто-то взял. Идет сейчас ремонт. Вы понимаете, какие ставки там.
Когда иностранцам мы рассказываем, какие ставки в Москве, люди думают всегда, это известная ошибка, что это за год. Это многовато.
Есть другие проблемы, объективные проблемы, их так за минуту не решишь, связанные с тем, что в Москве тяжело заниматься бизнесом именно с точки зрения объекта, потому, что нельзя заниматься бизнесом без помещения, без какого-то объекта.
Хочу вам в этой связи доложить о том, что Департаментом торговли и услуг вместе с ОПОРА России разработана вот такая концепция. Она называется \"Концепция развития розничной и оптовой торговли в Москве\". Долго достаточно она делалась.
Сейчас началось ее общественное обсуждение, будет несколько мероприятий еще в этом месяце. Мы учитываем, собираем мнения, пожелания. Вы обязательно ее посмотрите, она вывешена на сайте Департамента, она вывешена на сайте ОПОРы.
Она очень легко сделана. Видите, тут такие слайды. Не надо читать десятки страниц текста, там все понятно, наглядно.
И там есть разделы, которые могли бы стать альтернативой этим самым киоскам, за которые развернулась такая нешуточная борьба. Там есть и мобильная торговля, и предусмотрена возможность долевого строительства малыми предпринимателями каких-то небольших комплексов, павильонов в спальных районах, например. Все эти меры, как мы убеждены, будут двигать Москву в сторону европейских столиц.
Обязательно посмотрите. Если у вас будут какие-то вопросы, нам они тоже будут, я уверен, коллегам из Департамента, очень интересны. Спасибо.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо.
Никита Вячеславович, Вы добавите еще?
Н.В.КУЗНЕЦОВ
Да, буквально в двух словах к тому, что говорили коллеги, скажу про внешнюю сторону вопроса, внешний вид, это тоже очень важно.
В результате этой реорганизации мелкорозничной торговли объекты должны приобрести нормальный внешний вид. Что это означает?
Новые объекты, места под которые сейчас разыгрываются на аукционах, должны быть выполнены в соответствии с типовыми архитектурными решениями. В целом по городу их 4 типа, разработаны они Москомархитектурой, вывешены на сайте Москомархитектуры и опубликованы.
Предварительно они широко обсуждались, все технические и иные параметры тщательно достаточно прорабатывались с профессиональными предпринимательскими сообществами, то есть с ассоциациями быстрого питания и другими соответствующими объединениями, на предмет их пригодности для ведения бизнеса.
И, выигрывая аукцион в составе, даже подавая заявку на аукцион в составе лотовой документации, уже присутствуют, то есть предпринимателю уже заранее известно, какой объект должен стоять на этом месте.
Соответственно устанавливая такой объект, к нему не может быть более вопросов о том, что внешний вид не соответствует, он нецивилизованный и т.д.
Что касается вопроса, где можно купить, заказать, построит этот объект? Ответ такой: где угодно. Это предприниматель, выигравший аукцион, определяет самостоятельно, заказывает в любом месте, у любой фирмы, либо делает сам, если может.
Требование одно: объект должен соответствовать типовому архитектурному решению, которое заранее известно. Это, безусловно, на наш взгляд, устранит значительную часть проблем, которые до сей поры были и о которых, наверное, даже не стоит говорить.
Что касается существующих объектов, которые сохраняются в схемах размещения, они должны быть в течение года приведены тоже в соответствие с требованиями, которые опять же установлены Москомархитектурой. Требования являются едиными для всех и результатом должен быть нормальный единообразный внешний вид всех объектов мелкой розницы. Спасибо.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо.
Михаил Олегович, Ваша пресс-конференция была проанонсирована. И мы получили большое количество вопросов по работе Департамента. То, что не касается пресс-конференции, мы потом передадим вашей пресс-службе.
Те вопросы, которые касаются темы, мы постарались объединить. Как тема, я Вас спрошу, ярмарка выходного дня: что планируется? будет ли расширяться, уменьшаться? На эту тему что Вы можете сказать?
М.О.ОРЛОВ
Что касается ярмарки выходного дня, то этот сегмент торговли будет в городе развиваться. По нему приняты важнейшие решения. Мэром Москвы на территориальный орган исполнительной власти возложены задачи и функции обустройства мест для проведения ярмарок, также взятие под ответственность префектур и выполнение всей той работы, которая связана с организацией ярмарок.
Для предприятий малого бизнеса, для тех, кто приходит торговать на эту ярмарку, для производителей участие в ярмарке бесплатно, участие в ярмарке абсолютно свободно.
И мы сегодня приглашаем на наши городские ярмарки всех производителей из Московской области, из близлежащих областей и регионов, для того чтобы они приходили и продавали свою продукцию москвичам. Сегодня все барьеры для этого сняты.
Не сразу идут предприниматели к нам в город. И вообще сами производители не всегда охотно торгуют. Но, тем не менее, я уверен, что шаг за шагом, от ярмарки к ярмарке их число будет расти, поскольку мы искренне создали все условия благоприятные, для того чтобы люди могли торговать.
При этом я хотел бы сказать, что к этой установке, о том, что платежи с производителей, с торгующих организаций не взимаются, это очень серьезная установка. Если мы встречаемся с фактом нарушения этого принципа, и, кстати, в эти выходные мы столкнулись с таким примером на ярмарке на улице Забелина, то оператор отстраняется от организации. И мы добьемся строгого выполнения всех тех условий, которые в городе сформированы для развития ярмарочной торговли.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо.
К вопросам переходим. Пожалуйста.
\"Московская перспектива\". По поводу ярмарок. Скажите, пожалуйста, Михаил Олегович, как они будут по городу распределяться, и какое количество их, вообще, планируется?
М.О. ОРЛОВ
Знаете, сейчас префектуры, управы, муниципальные образования подобрали 125 мест в городе, где эти ярмарки расположены. Но, здесь есть некая неравномерность. По ряду районов нет ярмарок. В ряде районов есть по 2-3, а в каких-то районах нет.
Мы считаем, что ярмарки должны быть в каждом районе. Они должны быть организованы с учетом удобства обслуживания населения. И такая достаточно простая форма, заседание Межведомственной комиссии утверждает перечень этих ярмарок. Сейчас 125. Но, мы дальше будем этот список расширять.
\"Комсомольская правда\", Михаилу Олеговичу вопрос.
Вы сказали, что проблемы, которые были замечены во время проведения аукционов, требуют неких изменений в законодательство, в нормативную базу. А не могли бы вы подробнее рассказать об основных этих изменениях?
М.О. ОРЛОВ
Безусловно. Я хотел бы сказать, что, вообще, сам принцип проведения этих аукционных процедур, он основан на принципе максимального доверия к предпринимателям. И мы, сделав эту ставку, сейчас пройдя первые эти аукционы, ещё раз уверены, что не ошиблись в этом.
Что предполагается? Т.е., мы создали максимально простую систему оформления в различных документах. При этом, когда идет аукцион, я хотел бы, чтобы мы ещё раз обратили внимание на то, что это не те деньги, которые предприниматель должен сразу заплатить, или должен заплатить вперед. Это сумма платежа, который распределяется на три года и уплачивается равными долями поквартально с того момента, когда предприниматель установил свою палатку и начал работать. Т.е., вперед ничего не платится. Есть только желание предпринимателя, его умение, его опыт, его желание наработать этот опыт для того, чтобы понять, сколько это место будет приносить, как он сможет выстроить работу. И какая часть платежей пойдет, соответственно, в город.
При этом я хотел бы сказать, что реальная стоимость, или реальные цифры тех отчислений, которые предприниматели готовы делать в город, они, в общем-то, существенны. И мы понимаем теперь, и это все видят, какие ресурсы, какие платежи ранее направлялись разным посредникам. И, если хотите, недобросовестным гражданам, кто хотел погреть руки на этих конкурсах. Поэтому сегодня это те деньги, которые идут в бюджет. И, в общем, это такие нормальные, ощутимы цифры.
Теперь отвечаю на ваш вопрос. Дело в том, что Владимир Владимирович сказал о той проблеме. Поскольку вход на конкурс абсолютно свободный и залоги были установлены минимальные, т.е. их практически не было, то приходили организации, которые начинали играть на повышение. При этом в механизме заложена ещё одна страховка. Дело в том, что даже если победитель отказался от заключения договора, то тогда это право переходит ко второму участнику. Если откажется второй, то к третьему, и так далее по всей цепочке. И не только на торгах, а потом, при заключении договора тоже цена меняется, она становится реальной в зависимости от того, какие были намерения.
Для того, чтобы просто убрать эту неразбериху, введена система залогов. Залог означает, что предприниматель, который поучаствовал в торгах, а потом отказался от заключения договора, лишается этого залога. Мы уверены, что в результате введения залога число недобросовестных действий будет сведено к минимуму.
ВЕДУЩИЙ
Давайте, к кому вопрос, и по одному. К микрофону подойдите, вас будет лучше слышно.
Вопрос к Михаилу Олеговичу. Первый вопрос. Изменятся ли как-либо цены, в связи с новой системой торгов. И второй вопрос: судьба ларьков с пивом и сигаретами. И будет ли какая-то тенденция к их уменьшению, или увеличению?
М.О. ОРЛОВ
На первый вопрос. Я думаю, что итоги аукционов никак не могут повлиять на стоимость основных продуктов питания, и стоимость потребительской корзины в городе.
Почему? Потому что это очень ограниченное количество лотков, и, вообще, объектов, и цена формируется, прежде всего, из спроса. А также от предложений тех организаций, которые в этом сегменте работают.
Поэтому я напомню, что, во-первых, у нас это только часть объектов. 6 с лишним тысяч объектов продолжают в тех же условиях работать. Ежедневное потребление продовольствия в городе 34 тысячи тонны, и, конечно, эти 3 тысячи лотков существенно повлиять на изменение уровня цен не могут.
Понимаете, если цены там завышаются, тогда возникает дисбаланс с соседями, и к ним не идут покупатели. Это элементарный закон.
Второй вопрос. Конечно, конкурсная документация и условия проведения аукционов предполагает специализацию объектов. И это очень важно. На мой взгляд, в городе никому не нужны объекты с джентльменским набором, в которых абсолютно доступными для несовершеннолетних жителей Москвы становится пиво, алкоголь, сигареты.
Поэтому здесь, конечно, нужно наводить порядок. Мы будем наводить этот порядок. Но, я хотел бы сказать, что в той схеме, которую мы предложили, есть 616 объектов хлеба, 254 объекта по продаже молочной продукции, 267 объектов гастрономии, 425 - продукции общественного питания, 683 объекта по торговле овощами и фруктами. Есть ещё одно новшество, это рыба - 218 объектов. В мелкой рознице рыбная продукция не имела такого развития. И это такие осмысленные шаги наших префектур и управ.
Но, я также хотел бы сказать, что 2295 объектов - это объекты прессы, которые, как вы знаете, все сохранены в существующем виде, на существующих местах. И, соответственно, этот сегмент, сегмент торговли прессой, он для нас очень важен. Для него созданы и сохраняются особые льготные условия.
В.В. Ефимов
Маленькое дополнение хотел бы сказать по поводу уровня цен в палатках. И как может сказаться, или не может сказаться проведение аукционов на этом.
На наш взгляд, с точки зрения антимонопольной службы, как службы, которая следит за тем, как у нас меняются цены на социально значимые товары, мы считаем, что аукционы ни в коем разе не смогут привести к удорожанию продуктов. Почему? Потому что даже те цены, которые мы получили по результатам аукционов, которые на первый взгляд казались большими, показывают, что стоимость площадки для торговли существенно ниже, чем коммерческая аренда в рядом расположенных зданиях, где находятся магазины с похожей товарной номенклатурой.
Поэтому опасений на счет того, что результаты аукциона приведут к удорожанию продуктов, мы не видим.
Здравствуйте. \"Интерфакс\".
У меня один вопрос к Михаилу Олеговичу, один вопрос к Владимиру Владимировичу. С кого начинать?
ВЕДУЩИЙ
С Владимира Владимировича.
У вас более перспективное имя, отчество, тогда можно вам первый вопрос?
Уточните, пожалуйста, возбужденное вами дело на прошлой неделе касается того самого аукциона по Новинскому бульвару, где была цена занижена. Можно чуть поподробнее.
В.В. ЕФИМОВ
То, что возбуждено, касается Центрального административного округа дело. Речь идет о том, что по результатам торгов цена увеличилась до более чем 300 миллионов рублей. Понятно, что по результатам этих торгов никто заключать такой договор не будет, потому что такая цена является абсолютно экономически не обоснованной. Это из серии - не понятно, что там, условно говоря, надо продавать, чтобы эта цена себя окупила за 3 года.
Мы будем смотреть на поведение участников торгов. В случае отказа от заключения договора соответствующего, мы будем однозначно квалифицировать это, как согласованные действия, направленные на повышение цены на торгах. И рассчитывать ущерб, причиненный городу.
На наш взгляд, ущерб здесь составит среднерыночную стоимость торгового места в соответствующем районе города. И в случае, если этот ущерб превысит, соответственно, 5 миллионов рублей, как я уже сказал, мы передадим материалы в правоохранительные органы на предмет возбуждения 178 статьи Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении должностных лиц данных компаний.
Если это индивидуальные предприниматели, то непосредственно, соответственно, в отношении данного индивидуального предпринимателя.
А, уточните, пожалуйста, о скольких компаниях и предпринимателях идет речь?
В.В. ЕФИМОВ
В настоящий момент количество компаний, если я не ошибаюсь, три. В рамках рассмотрения дела их количество может быть увеличено. А так же, как я уже сказал, мы договорились о передаче всей информации обо всех подозрительных аукционах, которые проходят в городе от Департамента нашего Управления.
Но, мы надеемся, что этого первого дела достаточно будет. Оно остановит тех нерадивых людей, которые пытаются на этом погреть руки. Потому что ничего другого я в этом не вижу. Это не предприниматели, которые реально работают на рынке. Это те, кто пытается на этом заработать деньги, скажем так, нечестным путем.
Спасибо.
Михаил Олегович, к вам вопрос такой, житейский. У нас господин Вильфанд, глава Гидрометцентра, обещает в Москве в выходные до 34, по Центральной России 37. Встает вопрос, народ активно будет покупать мороженное, квас, разливное пиво искать. А что предпринимается Департаментом, чтобы насытить этот спрос?
И второе, вы бы советовали москвичам покупать, есть шаурму, блинчики, пончики, хот-доги, то, что продается в этих объектах нестационарной и мелкорозничной торговли. Спасибо большое.
М.О. ОРЛОВ
Ну, я хотел бы сказать, что в городе сохранена традиционная весенне-летняя дислокация. Т.е., она в формате прошлого года. При этом, поскольку наши все новые формы и новые правила организации размещения торговли были начаты со второго полугодия, а летняя торговля начала свою работу ещё в первом полугодии, поэтому здесь было ещё зимой определены участники этой торговли. И, соответственно, выданы соответствующие разрешения.
Но, мне здесь хотелось бы сказать, что летняя торговля важнейший элемент городской среды. И с учетом тех жарких дней, о которых вы говорите, и с учетом, вообще, визуального восприятия, с учетом доступности и ценовой политики. Поэтому сейчас все цифры, которые я называл, они касаются только круглогодичных сетей.
И мы, закончив работу по круглогодичной сети, сразу перейдем к более подробному анализу и формированию летней торговли на следующий год. Также с составлением схемы, с разработкой необходимой документации, с оптимальным размещением, с максимальным учетом мнения граждан и жителей, учетом мнения бизнеса. Также мы сейчас готовим ряд документов, которые существенно упростят организацию летних кафе в городе. Это очень важно. Это востребованная форма услуг москвичами. И она, конечно, в городе должна и будет развиваться.
Особенно я хотел бы обратить внимание на зону отдыха, на парки, на те места, где москвичи традиционно отдыхают.
Что касается потребления продукции, вы знаете, всё-таки, я бы здесь сказал, что есть разные операторы, разные участники. Есть представители рынка фаст-фуда, кто представляет великолепную продукцию, и они отвечают и за качество, её любят москвичи.
Но, вы правы, к сожалению, именно в среде мелкорозничной торговли, несетевой, неорганизованной, очень много проблем. И поэтому, если есть сомнения, я рекомендовал бы воздержаться от потребления пищи в таких заведениях. Но, мы работаем на сокращение и на исключение возможности работы таких предприятий в городе. Вся торговля в городе должна быть безопасна.
В.Г. МАКСИМОВ
Я просто два слова хотел бы добавить. Так, по-простому. Я понимаю вашу иронию насчет пончиков и всего прочего. Я, например, сам московскую шаурму не ем. Ну, стараюсь к ней не подходить. Но, было бы неправильно, на основании того, что мы понимаем, что, наверное, там сетевые операторы, они лучше, безопаснее, просто хочу сказать, что мы это убираем. Но со временем рынок должен это отрегулировать, когда просто люди начнут понимать, что лучше с такими-то вещами не связываться.
Но, разумеется, это не относится к прямой опасности, некачественным продуктам. Об этом речи нет. Для этого существуют соответствующие структуры. И мы надеемся, что они будут за этим следить, как и за всем остальным.
Но, тем не менее, делать это каким-то силовым путем не стоит. Потому что мы уже с вами продвинулись более далеко, бываем за границей, понимаем, как это там выглядит, а другие, кто-то, может быть, нет.
Телеканал \"Доверие\".
Вопрос к Михаилу Олеговичу.
Мы общались сегодня с представителями предпринимателей, которые тоже участвовали в аукционах. И они жалуются на то, что залоги очень низкие, и это способствуют тому, что появляются предприятия-заговорщики.
М.О. ОРЛОВ
Я сразу об этом сказал. Т.е., залоги увеличены. Мы приняли соответствующие изменения.
Я ещё раз напомню, мы вначале провели пробные торги порядка полутора сотен объектов, для того, чтобы ещё раз посмотреть, какие есть проблемы, риски, как себя ведут участники рынка, как они на это реагируют.
Мы увидели весь процесс, и поняли, во-первых, что этот механизм работает. И увидели совершенно четкую разницу цен от места положения, и от того вида деятельности, который предполагается. Наиболее дешевые палатки - гастрономия, продажа хлеба. Дорогие - цветы, фаст-фуд. Увидев этот риск участия недобросовестных организаций, мы увеличили залоги. Эти залоги устанавливаются организаторами аукциона. Это префектуры административных округов. Они рекомендованы от 200 до 500 тысяч рублей.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо.
У нас время подходит к концу. Ещё вопросы будут? Пожалуйста.
\"Известия\". Вопрос к Михаилу Олеговичу, даже два вопроса.
Во-первых, хотелось бы уточнить, может быть я упустила, наверняка не все предприниматели, ныне действующие в Москве, сохранят свой бизнес после аукционов.
Хотелось бы знать по цифрам, по процентам, сколько может не сохранить. В общем-то, по поступлениям в городской бюджет, как они, уменьшатся, увеличатся после всех этих обновлений?
И такой вопрос, на перспективу, в качестве философствования. Новые территории, которые готовятся сейчас присоединить к Москве, они как-то будут осваиваться в плане торговли?
М.О. ОРЛОВ
Платежи от этого сегмента торговли были равны нулю. А сейчас это довольно ощутимые ресурсы от предпринимательской деятельности на каждом объекте. Мне кажется это абсолютно правильно. И это средства, которые идут в бюджет города, они находятся под должным финансовым контролем, они направляются на социальные программы, и это очень важно.
Первый вопрос, ещё раз. А, общее сокращение. Я почему начал с этой схемы? Мы когда разрабатывали эту схему, мы не ставили себе задач того, или иного сокращения, или каких-то цифр. Мы ставили себе задачу найти оптимальное размещение, сколько можно разместить объектов сегодня.
Ещё раз. Схема размещения формировалась с учетом интересов граждан, которые здесь проживают, интересов бизнеса, который хочет здесь работать, интересов и правил технических, градостроительных, пожарных, с учетом подземных коммуникаций. Сейчас в Центральном округе порядка 100 объектов мы вынуждены были исключить из схемы, потому что сложнейшая система подземных коммуникаций не позволяет этим объектам там размещаться. Но, это стало понятно тогда, когда уже была разработана документация, и мы увидели там подземную составляющую.
Поэтому, сегодня схема сформировалась в том количестве, о котором я сказал. И это примерно сокращение на 3 тысячи единиц. По сравнению с тем, что было в 2010-м году. 9902 объекта.
Ответ можно на мой последний вопрос?
М.О. ОРЛОВ
Вы знаете, ну, наверное, да. Но, мы не анализировали ещё, честно говоря, этот аспект.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо. Последний вопрос. Пожалуйста.
\"АиФ\".
Скажите, пожалуйста, у меня вопрос к Михаилу Олеговичу, а палатки в подземных переходах, они будут убираться, там будут какие-нибудь изменения?
М.О. ОРЛОВ
Всё, что мы сейчас обсуждали, касается только поверхности города. Вопросы подземных переходов, соответственно, выделены в отдельный блок. По ним будет проводиться работа по упорядочению размещения этих объектов. И основная задача наша на второе полугодие - разработать оптимальные схемы размещения объектов в подуличных переходах Гормоста и Метрополитена.
Т.е., то, что мы прошли сейчас по объектам расположенным на поверхности, то же самое сейчас делается, как следующий этап, по подземным переходам.
У меня ещё один вопрос, можно?
Скажите, пожалуйста, вы сказали, что из 123 19 объектов были проблемными. А с какими проблемами столкнулись?
М.О. ОРЛОВ
Это то, о чем говорил Владимир Владимирович. Это участие так называемых рейдеров, которые сговаривались и работали на повышение этого аукциона, не имея намерения в дальнейшем заключить договор. Просто имея намерение его сорвать.
А с другой стороны это также аукционы, где выходили организации, но было видно, что они договорились между собой. Поэтому не было реальных торгов. Просто объект ушел по стартовой цене.
Здесь говорили, что есть объект, оцененный в 300 миллионов рублей, но основная часть объектов - это абсолютно нормальные приемлемые цифры, начиная от около миллиона рублей.
Ещё раз скажу, то на 3 года. И это не вперед. А это платежи по мере работы, ежеквартально.
ВЕДУЩИЙ
Коллеги, спасибо за ваши интересные вопросы.
Михаил Олегович, а вот, про пиво разливное вы не сказали, его можно, вообще, продавать на улицах Москвы, это законно, вообще, холодненькое в жару? Спасибо.
М.О. ОРЛОВ
Объекты, где есть соответствующие условия для реализации, это чаще всего летние кафе, там, конечно, продают разливное пиво.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо, Михаил Олегович.