Пресс-конференция Андрея Бочкарева
28 июня состоялась пресс-конференция руководителя Департамента строительства Москвы Андрея Бочкарева на тему: «Департамент строительства: новый подход к реализации адресной инвестиционной программы»

28 июня в Информационном центре Правительства Москвы состоялась пресс-конференция руководителя Департамента строительства города Москвы Андрея Юрьевича Бочкарева на тему:
«Департамент строительства: новый подход к реализации адресной инвестиционной программы».
Стенограмма
ВЕДУЩИЙ
Добрый день, дорогие друзья!
Мы начинаем нашу работу, я попрошу закрыть дверь, выключить, или убрать звук мобильных телефонов.
Сегодня у нас в гостях руководитель Департамента строительства города Москвы Андрей Юрьевич Бочкарев. Мы проводим пресс-конференцию на тему \"Департамент строительства: новый подход к реализации адресной инвестиционной программы\". Также в работе пресс-конференции принимает участие руководитель пресс-службы Департамента Байтра Андреевна Китинова.
Я что попрошу? У нас, сегодня обозначена тема пресс-конференции. Мы будем говорить на тему инвестиции и так далее. Но, Департамент имеет много программ, и у вас может возникать много вопросов. Поэтому к пресс-службе вы можете после пресс-конференции подойти, мы зафиксируем все обращения, организуем дополнительную встречу.
Я предоставляю слово Андрею Юрьевичу, мы начинаем нашу работу. Пожалуйста, Андрей Юрьевич.
А.Ю. БОЧКАРЕВ
Коллеги, добрый день!
Добро пожаловать на нашу пресс-конференцию. Я предлагаю начать её с небольшого экскурса о том, что такое Департамент строительства, какие задачи перед нами стоят. А дальше мы проследуем часа через полтора к вопросам и ответам.
Итак, Департамент строительства - это орган исполнительной власти, который отвечает за реализацию адресной инвестиционной программы города Москвы. Отвечает за проектирование, строительство и реконструкцию всех объектов, которые город Москва строит, реконструирует в течение планируемого календарного периода.
Фактически город Москва, как вы знаете, как субъект Федерации, как город, который отвечает за комфортную жизнь своих жителей, обязан заботиться обо всех инфраструктурных объектах, которые позволяют человеку прожить комфортно и удобно, начиная от его рождения.
Т.е., это детские садики, больницы, далее школы, институты, дороги, метро. И включая, в общем-то, все необходимые объекты, которые отвечают за завершение человеческой жизни в том числе. К счастью, к сожалению, и так далее. Т.е., все объекты, связанные с коммунальным обслуживанием.
Поэтому большая инвестиционная программа, которую город каждый год формирует, реализует, возложена на плечи Департамента строительства в части её реализации.
Департамент строительства был создан решением руководства города от 2 декабря 2010-го года. И включил в себя структурные подразделения трех департаментов, которые раньше работали в городе Москве.
У нас идет презентация, она комментирует мои слова. Первая структура - Департамент городского заказа капитального строительства, который отвечал за функции государственного заказчика в городе Москве. Далее, Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства. Это Департамент, который отвечал за строительство крупных объектов дорожного назначения: эстакады, дороги, туннели, метро. И Департамент городского строительства. Департамент, который в основном занимался координацией программ строительства жилья, объектов соцкультбыта, объектов социального назначения.
Руководством города, мэром Москвы было принято решение объединить все эти подразделения и создать Единую службу государственного заказчика, Департамент строительства. Тот самый Департамент, который будет отвечать за все вопросы, производственные, договорные, контрактные, финансовые, связанные с реализацией адресной инвестиционной программы.
И будет отвечать за всё. Начиная от подготовки площадок под строительство новых объектов, проектирование новых объектов строительства, выполнение самого строительства посредством привлечения подрядных организаций, и ввод объектов в эксплуатацию, передачу их на баланс города Москвы и, соответственно, на использование нашими отраслевыми Департаментами. Департаментом образования, здравоохранения и всеми остальными структурами, ответственными за использование этих объектов.
В подведомственные подразделения нам передано 2 учреждения. Это Государственное казенное учреждение, Управление капитального строительства. Это учреждения, которые выполняют техническую функцию государственного заказчика.
Что такое государственный заказчик? По большому счету это орган власти, ответственный за постановку задачи по размещению заказа на торгах, на конкурсах, и за проведение работ по контролю за строительством, оплату этих работ. И, соответственно, приемка работ от исполнителя, и передача на баланс города.
Функции заказчика делятся на те функции, которые должен выполнить государственный чиновничий аппарат, где требуется прохождение определенных процедур в соответствие с бюджетным кодексом. В том числе, это технические функции. Непосредственные функции контроля за производством, за строительным производством.
Потому что Департамент строительства - это не финансовый орган. Это не орган, который просто распределяет финансовые средства. Это орган, который, в первую очередь, отвечает полностью за весь производственный цикл. А финансовые ресурсы использует для выполнения данной задачи.
Поэтому Управление капитального строительства выполняет техническую функцию, задачи которой связаны с выполнением нами, Департаментом строительства, функции государственного заказчика.
Также мы создали Государственное казенное учреждение, Управление подготовки территорий. За ними стоит задача упреждающей подготовки новых площадок строительства, освобождение их от обременений, юридических, технических обременений, снос строений, перенос коммуникаций и подготовка их под строительство детских садов, школ, дорог, и других объектов, которые попадают, как в адресную инвестиционную программу, так и те площадки, которые город Москва будет готовить, и предлагать для реализации каких-то инвестиционных контрактов.
Среди задач, которые город реализует, можно назвать всю нашу большую адресную инвестиционную программу, а она составляет у нас в городе Москве 381 миллиард рублей. Он разделен среди нескольких государственных заказчиков.
На нашей презентации вы видите большой сегмент синего цвета. Это, как раз, в денежном выражении те деньги, за которые отвечает Департамент строительства. Это деньги, выделяемые на реализацию задач по строительству новых объектов в городе Москва.
И общий объем инвестиций на данный момент, за которые Департамент строительства отвечает, составляет 285 миллиардов рублей. Большая цифра. Одна из самых больших в стране. В общем-то, наверное, даже на уровне федерального значения.
Тем не менее, это деньги, которые город Москва выделяет на строительство инфраструктуры и на строительство объектов, необходимых для жизнедеятельности города.
Из них переходящие объекты с 10-го года и предыдущих лет – на общую сумму 168 миллиардов рублей. И вновь начинаемые - соответственно, общая сумма около 120 миллиардов рублей, с небольшими пометками.
Указанные объемы финансирования разделены на 14 основных отраслей городского хозяйства. Самыми крупными из них, безусловно, являются строительство дорожных объектов, строительство объектов транспорта, в первую очередь метрополитена.
Мы в этом году начинаем, разворачиваем очень мощную тяжелую, масштабную, капиталоемкую программу строительства объектов метрополитена, о которой рассказывало и руководство города, и руководство Комплекса городской земельной политики и строительства, Марат Шакирзянович Хуснуллин, Сергей Семенович Собянин.
Тем не менее, перед Департаментом строительства стоит задача по дорожно-мостовому строительству завершить строительство объектов общей протяженностью в 38 километров дорог и путепроводов, очень большая задача, 7 крупных тоннелей, 19 эстакад, 50 крупных пешеходных переходов.
Далее, нам необходимо в этом году закончить строительство 4,5 километров линий Метрополитена. Это, в первую очередь, Люблинско-Дмитровская линия от метро Марьино до станции Зябликово. И три станции: Борисово, Шепиловская и Зябликово.
Далее, мы должны ввести, из крупных таких задач, 46 жилых домов по адресной инвестиционной программе на общую площадь более 670 тысяч квадратных метров. Далее, 8 физкультурно-оздоровительных комплексов, 10 школ, два блока начальных классов. 50 детских садов мы должны построить.
И также город ставит себе задачу увеличить количество возводимых и сдаваемых в этом году детских садов, об этом заявляет у нас и городское руководство, руководство Департамента образования. Задача тяжелая, сложная. Мы в Департаменте строительства прилагаем максимум усилий, чтобы эту цифру увеличить. Сейчас пока не будем говорить заранее, какой это будет объем, но, тем не менее, мы постараемся, приложим максимум усилий, чтобы эту сумму 50 увеличить.
4 поликлиники мы должны построить и 3 больничных корпуса.
Помимо этого мы сдаем большое количество объектов так называемого инженерного хозяйства. Т.е., это сети водоснабжения, электроснабжения. Большая программа, более 30 миллиардов рублей на неё выделяется.
И по целому ряду отраслей, связанных с обеспечением деятельности правоохранительных органов, связанных с поддержкой молодежной политики, и так далее, мы возводим ряд интересных объектов. В частности, скажем, по линии наших коллег, которые занимаются развитием спорта и физкультуры, мы приступаем в этом году к масштабным работам по подготовке Гребного канала в Крылатском к проведению соревнований в будущем уже году мирового уровня. Ну, в частности, вот вам, как одна из задач.
Помимо всего прочего Департамент строительства отвечает за многие объекты, которые носят уникальный характер. Зачастую у нас, как я уже говорил, может быть, порядка 1800 объектов находятся в адресной инвестиционной программе. Они все имеют разную стоимость, разный объем инвестиций. И многие из них реально носят уникальный характер.
В частности, скажем, завершение проекта строительства оранжереи в зоопарке потребует от Департамента строительства не только построить объект, но оснастить её необходимым оборудованием, разместить там редкие породы деревьев, приобрести их в Таиланде, в Германии, ото всюду. Разместить там необходимое количество редких пород насекомых и птиц. Вот, скажем, вам пример того спектра задач, за которые отвечает государственный заказчик. И всё это входит в единый контракт строительства оранжереи Московского зоопарка.
Также мы отвечаем за объекты бытового назначения. Безусловно, это, в том числе, скажем, объекты захоронений, это объекты культового назначения, храмы, и так далее. Большая адресная инвестиционная программа, простирающаяся, ещё раз говорю, от транспорта, и заканчивающаяся объектами, скажем, здравоохранения, культуры, спорта, и так далее.
За прошедшие месяцы, которые Департамент строительства выполняет свои работы, была проведена масштабная работа по реорганизации Департамента строительства.
Вы сами понимаете, что, на ходу решая вопросы строительства такого количества объектов, мы параллельно вынуждены были проводить реорганизационные мероприятия, связанные с организацией новой структуры Департамента, с перемещением персонала, размещения его в новых зданиях, и так далее.
Т.е., мы на ходу параллельно выполняли, и до сих пор выполняем реорганизационные мероприятия, новые Положения Департаментов, новые уставные документы наших учреждений. Параллельно мы занимались в первые месяцы 2011-го года анализом адресной инвестиционной программы на 2011-й год.
Порядка, наверное, я думаю, 30% объектов были либо заменены, либо введены новые объекты в адресную программу, либо были подвергнуты серьезной ревизии технические и финансовые решения, связанных с реализацией адресно-инвестиционной программы.
Т.е., это та большая работа, которую Департамент строительства выполнял, хотя в будущем вопросы формирования адресно-инвестиционной программы будут выполняться Департаментом градостроительной политики.
Но, поскольку наш Департамент был на острие удара, руководство Комплекса поручило нам выполнять эту задачу. Мы с ней справились.
К сожалению, это потребовало значительных затрат времени, ресурсов. Люди работали у нас в очень жестком графике. И в течение января-февраля месяца мы занимались этой программой.
Иначе, скажем, руководство города, наши коллеги из экономических блоков, были не в том состоянии, чтобы начать реализацию этой адресной инвестиционной программы до того момента, когда мы все были уверены на 100% в её целесообразности, эффективности. И, скажем так, возможности её реализовать.
Таким образом, в феврале месяце был выпущен документ, который первые наши объекты, особенно переходящие, утвердил. Это позволило нам приступить к их финансированию, выпуску титулов и к продолжению реализации. В течение апреля, марта вносились изменения в адресную инвестиционную программу.
И только в июне месяце мы окончательно завершили распределение так называемого нераспределенного лимита, который составлял порядка 40 миллиардов рублей. У города были сомнения, какие объекты включить, какие объекты выполнять. Потому что при существующем лимите финансирования, а он существует, есть необходимость выбирать, какой объект либо начать раньше, либо приостановить и реализовывать немножко в другом масштабе. И, может быть, в другом ценовом и календарном режиме.
Далее. Из крупных объектов, о которых хотелось бы поговорить, это, безусловно, объекты дорожного назначения.
Адресная инвестиционная программа города Москвы - это программа дорожного и транспортного строительства.
Как вы знаете, и заявления, которые звучат у нас в прессе, которые руководство города делает, решение транспортных проблем является самой насущной. Ну, вы сами всё знаете, вы все ездите в метро, в автомобилях, в общественном транспорте. Инфраструктура Москвы требует масштабных серьезных решений, в том числе в части расширения своей инфраструктуры.
Поэтому те объекты, которые мы реализуем в этом году, направлены на завершение задач, поставленных в предыдущие периоды. Также мы начинаем большое количество объектов, которые являются частью новой, или, скажем так, обновленной современной системы транспортного обслуживания города.
Как вы знаете, мы ввели ряд объектов за прошедшие 6 месяцев. Это мостовой переход через канал им. Москвы, это на Ленинградском шоссе.
Далее мы приступаем к работам по реконструкции развязки на пересечении Ленинградского шоссе и МКАД. И приступаем к предпроектным работам по улучшению движения от МКАДа по Ленинградскому шоссе, проходя город Химки, на поворот на Шереметьево-1, Шереметьево-2.
Мы прекрасно понимаем, что завершение работ по дорогам города Москвы без учета их связки с вылетными магистралями за пределы МКАДа проблему не решит. Поэтому все новые объекты, которые мы начинаем в этом году, - это 8 вылетных магистралей, которые ведут от центра города в нашу область, и далее.
Также мы занимаемся предпроектными работами по рассмотрению, что мы можем сделать за пределами МКАДа. Эта работа ведется на стыке работ города Москвы и Московской области для того, чтобы нам движение по вылетным магистралям не запирать на выходе из МКАД.
Все 18 магистралей города будут подвергнуты расширению, модернизации в части локальных мероприятий. Это выделение полос транспорта. Это создание карманов для общественного транспорта, которые позволяют производить погрузку пассажиров без задержки движения по прямоходным полосам. И целый ряд других мероприятий, как-то: ликвидация светофоров, устройство локальных тоннельных переходов, каких-то развязок, пешеходных переходов.
Все эти мероприятия направлены на то, чтобы в ближайшее время, как самая первоочередная мера, выполнить улучшение движения по вылетным магистралям.
Параллельно с этим планируется выполнить целый ряд объектов на Дмитровском шоссе. Мы приступаем к расторговыванию и заключению контрактов на выполнение работ на пересечении Дмитровского шоссе и МКАДа. Будем выполнять большие работы на Балтийской улице с переходом на Большую Академическую улицу. Большая Академическая улица подвергнется реконструкции с выходом на Дмитровское шоссе, и далее, в продолжение наших северо-западных хорд.
Далее. Большое количество объектов связаны с продолжением работ по пешеходным переходам. Пешеходные переходы являются очень важными объектами дорожной инфраструктуры. И мы будем продолжать работу по ним. И большое количество локальных объектов дорожной сети.
Вторым большим разделом нашей адресной инвестиционной программы является строительство метрополитена. Строительство метрополитена, как системы скоростного пассажирского транспорта, позволяет снизить нагрузку на дорожную сеть, улучшить передвижение и, вообще, комфортность проживания в городе. И поэтому развитию метрополитена руководство города уделяет самое большое внимание.Как вы знаете, за 75 лет существования Московского метрополитена построено порядка 300 км основного пути, по которому движутся пассажиры. Стоит задача перед комплексом строительства, перед Департаментом строительства построить 75 км метрополитена за пять лет.
Мы в Департаменте и в Комплексе ведем очень напряженную работу по выполнению задач по предпроектным работам по выбору расположения новых станций. Уже приняты решения, какие станции и линии метрополитена будут возводиться в ближайшее время, т.е., на период с 2011-го по 2015-й годы.
Мы в этом году стараемся выйти на все объекты. Имеется в виду выйти со строительством. На все площадки по линиям, которые мы будем вводить в 2012-м, в 2013-м, и даже в 2014-х годах.
Напряженнейшая, тяжелейшая работа. Мы фактически с чистого листа, с нуля разворачиваем такой объем строительства. Ещё раз говорю, 300 км за 75 лет жизни метро. 75 - за 5 лет.
Безусловно, мы будем применять более современные технологии. Мы будем применять современные тоннельно-проходческие щиты. К сожалению западного производства. Которые позволяют в разы ускорить проходку тоннелей. Но, тем не менее, самая тяжелая работа - это строительство станций метрополитена, которые зачастую приходится проводить силами малой механизации, что удлиняет строительство. И, по большому счету, именно строительство станций будет определять, успеем мы, не успеем построить в срок линии метрополитена.
Нам за данный период нужно будет построить 75 километров, как я уже сказал, и 37 станций. Строительство одной станции занимает от 2,5 до 3-х лет. Особенно для станций так называемого глубокого заложения.
У нас метрополитен будет находиться на глубинах от минус 80 метров, и до типа мелкого заложения, которое составляет порядка 20 метров от поверхности земли.
Безусловно, строительство линий глубокого заложения представляет самый большой вызов для руководства города, для Департамента строительства, и, вообще, Комплекса строительства в городе Москве. Для этого будут привлекаться все самые лучшие компании, которые у нас в стране есть.
Ещё раз говорю, планы разрабатываются. И мы в очень напряженном ежедневном режиме работаем над претворением этих планов в жизнь. Я лично трачу, я думаю, половину своего времени, для того, чтобы развернуть строительство метрополитена и ускорить выход наших подрядчиков на площадку.
Также, безусловно, как вы знаете, город Москва всегда должен думать, и будет думать о выполнении задач, связанных с обеспечением жизни города в части общегражданских объектов.
Строительство жилья выполняется в том объеме, который соответствует тем планам, которые руководство города объявило. 48 домов мы в этом году сдаем. На 670 тысяч квадратных метров жилья. 50 детских садиков, как я уже говорил. 8 физкультурно-оздоровительных комплексов. И целый ряд больниц и объектов, связанных со здравоохранением.
Что можно сказать об этом сегменте нашей работы? Данные объекты технически и технологически не являются сложными. Они являются сложными в части организации.Любой специалист в Управлении крупными проектами строительства вам скажет, что управление двумя, тремя крупными проектами гораздо проще, чем управление проектом детского садика. Крупными имеется в виду по размеру и по капиталоемкости. Скажем так, строительство метро, одной линии, в управленческом плане проще, чем строительство 50 детских садиков. Потому что на каждом из них есть большое количество проблем, связанных с высвобождением территории, с согласованием технических решений, с выносом коммуникаций. Т.е., получается, нам нужно 50 команд управленческих, которые работают над реализацией садика, если считать по одному.
Поэтому строительство этого сектора соцкультбыта, жилья - это тоже очень важная задача. Она, в принципе, для наших жителей, может быть, гораздо более видна в части расположения этих объектов в зоне проживания, в части влияния строительства этих объектов на их жизнь. Но, мы об этом помним и знаем. И это тоже является самым большим блоком, на который мы выделяем время в Департаменте строительства, чему посвящены наши еженедельные штабы. Где мы в штабном режиме, в ручном режиме, практически, занимаемся строительством и вводом в эксплуатацию данных объектов. Потому что нам нужно помимо самого факта сдачи нужно выполнить в срок обязательства перед нашими жителями, перед детьми.
Что ещё является очень важным таким разделом, которому мы уделяем много внимания? Это работа с подрядчиками, и с исполнителями.
Как вы знаете, Департамент строительства привлекает всех исполнителей, это проектные организации, это генподрядные, субподрядные компании, на основании Закона № 114 \"О размещении государственных заказов\".
Основная задача данного Закона - это обеспечить не дискриминационный доступ наших исполнителей, участников рынка к исполнению городского заказа. И мы в полном соответствие с этим проводим электронные торги по размещению заказов и заключению государственных контрактов. Тем не менее, хотя город готов работать со всеми компаниями, которые обладают необходимой квалификацией, необходимыми ресурсами, финансовыми, материальными, людскими, которые готовы работать с городом, большое количество компаний приходит на рынок и участвует в тендерах.
А 94-й Закон, к сожалению, не всегда, а зачастую, как правило, не защищает Государство и интересы Государства от недобросовестных участников рынка в следующих частях. Квалификационные требования в 94-м Законе достаточно слабы и не позволяют компаниям, или государственным заказчикам, скажем, оградить городской заказ от, некомпетентных, недобросовестных, недисциплинированных, а зачастую просто компаний, которые созданы для каких-то неблагоприятных целей. И совсем не преследуют задачу выполнения государственного заказа.
Это одна из сторон, которые очень усложняют работу Департамента строительства в части эффективной, своевременной реализации адресной инвестиционной программы.
Департаменту строительства приходится вступать в судебные разбирательства с организациями, которые не выполняют своих обязательств.
Закон, к сожалению, требует, чтобы в большинстве случаев мы расторгал контракты по итогам судебных разбирательств, а это занимает месяцы. И мы не можем закончить объект, на котором у нас находится какой-то недобросовестный и некомпетентный подрядчик.
Также, вторым условием расторжения контрактов является добровольное согласие подрядчика об уходе с объекта и о расторжении контракта. Что тоже достаточно проблематично сделать. И что тоже задерживает строительство и не позволяет нам вовремя завершить объект.
Тем не менее, мы разрабатываем ряд мер, которые в рамках действующего законодательства позволят нам, как государственному заказчику, жестче контролировать сроки и качество выполнения работ. Мы вводим в наши контрактные формы определенные обязательства, определенные формулировки, которые нам позволяют использовать инструментарий для управления контрактом, для управления действиями подрядчика.
Тем не менее, мы будем проводить работу, мы уже начали с нашими коллегами из Департамента по конкурентной политике, о внесении предложений к изменению Закона, который регулирует государственные закупки.
Несмотря на то, что закон позволил компаниям добросовестным и компетентно-профессиональным иметь открытый прозрачный доступ к торгам и иметь возможность заключать контракты на нормальных прозрачных, не утяжеленных условиях, он в то же время не позволяет защищать интересы государственного заказчика, города Москвы, государства в задаче по реализации объектов.
Еще одним условием, которое наносит нам вред, это такое явление, как демпинг. То есть, неконтролируемое снижение цены при проведении торгов. Ни для кого не секрет, что демпинговые операции являются запрещенным приемом во многих странах мира.
Когда подрядчик выходит на тендер и дает снижение в 40, в 50, даже бывает в 60, это означает, что, таким образом, он ведет не конкурентную, недобросовестную политику в области конкуренции. Он не позволяет компаниям компетентным, сильным и достойным участвовать в тендере. Компании, которые правильно рассчитали себестоимость работ, правильно рассчитали экономику проекта, правильно рассчитали свою прибыльность.
Как вы знаете, невозможно, наверное, сложно представить, что кто-то из вас может купить бензин на заправках в 5 рублей за литр сейчас. Потому что рынок диктует свои требования к себестоимости, к формированию цены. И это, в общем-то, является нормальным.
Но, когда приходит подрядчик и говорит, что та работа, которую госзаказчик рассчитал, которая стоит, предположим, 100 рублей, он готов выплатить ее за 30 рублей. И это при том, что себестоимость работы является 90, то это, безусловно, является, как минимум, ошибкой, как максимум это, скорее всего, действия, которые подрядчик выполняет с совсем другими целями, либо в мошеннических целях, либо в целях спекуляции, либо с целью давления на других участников рынка.
Это ситуация, с которой Департаменту строительства приходится сталкиваться на очень большом количестве объектов при проведении наших тендеров.
Большая проблема. Мы над ней будем работать, как я уже сказал, вместе с нашими коллегами, в том числе, и посредством обращения в государственные органы о внесении изменений в законы, регулирующие деятельность государственных заказчиков, регулирующие вопросы с госзакупками.
Вот, в принципе, в целом, основные задачи, которые решает Департамент строительства.
Буквально пару слов о том, как мы организуем работу внутри Департамента. Задачи, которые решает Департамент, находятся на уровне мирового масштаба, не так много городов, которые инвестируют такое количество средств в адресно-инвестиционную программу. В Департаменте создается проектно-ориентированная структура реализации задач и организационная структура.
Она, по большому счету, использует методы, которые применяют крупнейшие, наиболее успешные инженерно-строительные корпорации в мире, которые реализуют громадные проекты, связанные с инфраструктурой в ядерной энергетике, в транспортной инфраструктуре, при строительстве объектов. Проекты, соизмеримыми с теми, которые реализует город Москва, со строительством метрополитена, со строительством крупных транспортных систем, мостов. Данная система позволяет эффективно выполнять задачи по отраслевому управлению реализацией адресно-инвестиционной программы. У нас департамент разбит на руководство по отраслевому направлению. И целый ряд заместителей отвечает за направления, связанные с гражданским строительством. Это строительство жилья, соцкультбыта и объектов здравоохранения, и остальные.
Далее. Заместители отвечают и за строительство объектов метрополитена и за строительство транспортных инфраструктур.
Далее целый ряд направлений - это дорожно-мостовое строительство. И большой крупный блок у нас - строительство объектов инженерного назначения и коммунального хозяйства.
Сейчас мы рассматриваем вопрос о выделении в отдельную задачу отраслевого направления строительство паркового и гаражного пространства.
Потому что создание парковочных мест, реализация программы \"Народный гараж\", создание транспортно-пересадочных узлов превращается в большое мощное, тоже капиталоемкое и тяжелое организационное направление, которое нужно будет контролировать отдельно, не отвлекаясь на другие задачи.
Параллельно с этим у нас существуют, так называемые, функциональные подразделения, которые обеспечивают реализацию всех функций госзаказчика по каждому из отраслевых направлений. Это функция, связанная с управлением, задачи по подготовке территорий. Как вы знаете, подготовка новых площадок строительства является тяжелейшей задачей. И город Москва - стесненный город, и строительство каждого объекта требует сначала проведения большого количества работ, а, зачастую, и вложения средств по освобождению площадок.
На многих объектах в частности, детских садиках, работы по освобождению площадок несоизмеримы бывают, зачастую, со строительством самого объекта. Но, как минимум, 30-60% стоимости объектов бывает, уходит на освобождение площадки под будущее строительство.
Далее. Большой блок у нас функциональный, который будет обеспечивать задачу по выполнению операций по контролю за проектированием, за разработкой проектной документации. Департамент сам не разрабатывает, мы привлекаем подрядчиков и проектные организации на разработку проектной документации. Специальное функциональное направление обеспечит выполнение этой задачи по каждому из отраслей.
Далее. Большой блок у нас - это формирование начальных цен, формирование контрактов, проведение тендеров и проведение работ по, так называемому, администрированию контрактов, контролю за исполнением подрядчиком всех обязательств, которые он взял на себя на основе договора подряда или договора проектирования.
И большой блок - это финансово-экономический блок, который также обеспечивает вопросы, связанные с контролем за реализацией, за формированием адресно-инвестиционной программы, выполнение финансовых планов, планов платежей, планов по приемке работ от исполнителей и проведением всех необходимых операций по их финансированию.
Таким образом, данная структура позволит нам реализовывать всю нашу адресно-инвестиционную программу эффективно, быстро и при использовании всех ресурсов, которые имеются в департаменте и в подведомственных учреждениях.
Безусловно, процесс этот не завершен. Мы продолжаем формирование Департамента, мы продолжаем кадровое наполнение как Департамента, так и соответствующих наших учреждений, но, тем не менее, это тренд положительный. Мы видим, что уже во многих вопросах данная система работает. Это позволяет ряд задач решать быстрее. Это позволяет ряд объектов строить быстрее. Может быть, вы и были свидетелем тому, что ряд объектов дорожного назначения уже возводился раньше и пускался в эксплуатацию раньше, чем те сроки, которые определялись в государственных контрактах.
Поэтому работа ведется, как я уже сказал, по всем направлениям. Также мы являемся активными участниками внесения изменений в законодательные акты города Москвы, которые позволят нам ускорить и улучшить работу наших подразделений, в том числе, Департамента строительства в части реализации адресно-инвестиционной программы.
Вот, буквально, в двух словах о том, что мы делали, что мы будем делать. Немножко много времени заняло, но сами понимаете, 300 млрд. рублей - это большая программа, и я вам в двух словах рассказал о том, что требуется, чтобы ее завершить.
Поэтому, если есть вопросы, можем к ним перейти.
ВЕДУЩИЙ
Если есть вопросы, будем переходить.
А.Ю.БОЧКАРЕВ
Или я уже все рассказал, наверное, да?
ВЕДУЩИЙ
Пожалуйста. Только представьтесь.
Ю.КОСС - \"Российская газета\"
У меня вопрос, связанный с гаражами. Скажите, пожалуйста, о компенсации за гаражи, которые согласно постановлению Правительства, город должен был выплатить москвичам.
А.Ю.БОЧКАРЕВ
Я могу сказать, что, да, решение было принято, выпущен был соответствующий акт. Мы всем собственникам металлических гаражей, которые попадают в пятно застройки наших объектов в районе Вешняки-Люберцы, выплачиваем компенсацию. Заключено более 1000 договоров.
Никаких проблем у нас или протестных возражений от собственников мы не получаем. Люди понимают, что объекты строятся, а зачастую гаражи возводились не всегда полностью в соответствии со всеми требованиями. Тем не менее, работа эта выполняется. Никаких проблем мы не видим, и не требуется никаких обсуждений этого вопроса специально на наших совещаниях, что здорово.
Ю.КОСС
А в каких размерах люди получают эти компенсации?
А.Ю.БОЧКАРЕВ
Вы знаете, я буквально не готов сейчас сказать, но порядка 300-350 тысяч, по-моему, мы выполняли по ряду собственников выплаты.Но все зависит от некоторых аспектов, все гаражи разные. Соответственно, объемы выплат могут немножко разниться. Но в документе все написано и, в общем-то, все решается в таком регламентном, полуавтоматическом режиме, что помогает нам все это сделать быстро и организованно.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо. Да, пожалуйста.
\"Московский комсомолец\"
На сайте Департамента экономической политики и развития уже появился проект адресно-инвестиционной программы на 2012-2014 годы с общим объемом 1,5 трлн. рублей. Не могли бы вы рассказать поподробнее о направлениях инвестирования, то есть, изменится как-то структура инвестиций по сравнению с текущим годом или что-то появится новое. И, вообще, оценить эффективность, как реально освоить такой гигантский объем средств за 1,5 года с учетом того, что сейчас адресно-инвестиционную программу достаточно сложно осваивать.
А.Ю.БОЧКАРЕВ
Такой интересный вопрос. Буквально, пару комментариев.Ответственными за формирование адресно-инвестиционной программы, ее защитой все-таки является экономический блок от комплекса градостроительной политики - это Департамент градостроительной политики.
Департамент строительства участвует в формировании адресно-инвестиционной программы. Безусловно, мы активно вовлечены во все процессы. Не готов, наверное, комментировать все решения, но общие направления развития города, в том числе, реализация адресно-инвестиционной программы, они будут в какой-то мере повторять те тренды, скажем так, те принципы, которые сформировались в одиннадцатом году.
Безусловно, пропорциональные средства будут выделяться на дорожно-мостовое строительство, увеличение средств потребуется для реализации работ по строительству метрополитена. И вот хорошее вы сделали дополнение в связи с возможностью реализовать и исполнить данные планы, именно для того, чтобы раскрутить нам моховик реализации всех задач, привлечь все необходимые ресурсы, отмобилизовать проектные компании, строительные компании, сделать так называемый задел. Причем, задел не только в стройке, но и в проектной документации, в необходимой информации, которая позволит нам быстрее приступить.
То есть, мы этот год тратим, по большому счету, не только на переоценку программы по пониманию концептуальному, куда пойдет город в тех или иных проектах, но и по массивному процессу разработки проектной документации, которая позволит начать работу, как можно раньше. У нас есть задачи, но нет проектной документации по ней. Соответственно, есть средства, но нет проектной документации, еще раз.
Поэтому, безусловно, цели агрессивные, задачи непростые. Но, если мы сейчас начинаем, разворачиваемся, то это как раз позволит нам уже на скорости начать реализацию этих задач. Плюс, безусловно, очень большой вопрос привлечения необходимых ресурсов трудовых, коммерческих, материальных для реализации данной задачи. Но те же самые пропорции адресно-инвестиционной программы 2011 года, я думаю, сохранятся. Но на этот вопрос лучше бы все-таки отвечать нашим коллегам из экономического блока, потому что они сводят все вместе, в том числе, и по другим государственным заказчикам в адрес инвестиционной программы.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо, Андрей Юрьевич.
Наша пресс-конференции, точнее, ваша пресс-конференция была проанансирована, мы получали вопросы от москвичей. Достаточно большое количество тем, вы уже на них ответили, но вот такая тема присутствует, как строительство доходных домов. Я ее темой обозначу. Какие инвестиции, есть ли инвестор на эту программу? Что вы на это скажете?
А.Ю.БОЧКАРЕВ
Вопрос тоже интересный. Не совсем он тоже лежит в профиле деятельности Департамента строительства. Потому что идеологию данного направления будет определять и Департамент градполитики, и комитет по инвестиционным контрактам. Потому что это все-таки взаимодействие с подрядчиками, с инвесторами. Департамент строительства, конечно, будет участвовать в части подачи информации в возможности строительства тех или иных объектов. Возможно, часть объектов будет возводиться за городской бюджет.
Этот вопрос находится в стадии анализа. Тема, в принципе, для города важна. Я могу просто свое мнение сказать. От правильности создания концепции, организационной концепции, схемы взаимодействия со всеми участниками будет зависеть успех этой программы. Причем, не только на стадии строительства, а, в первую очередь, на стадии использования этих домов, их эксплуатации и, вообще, их жизнедеятельности, как они будут представлены на рынке, кто будет оператором в данной системе, как она будет предлагаться жителям.
Поэтому вопрос сложный, интересный, безусловно, он разрабатывается. В данный момент на одиннадцатый год у нас нет пока таких объектов, но они появятся, я уверен, в двенадцатом и в большей мере, в тринадцатом году.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо.
У нас время подходит к концу. Я еще дам возможность два вопроса задать.
_____
Андрей Юрьевич, скажите, пожалуйста, не могли бы вы рассказать об основных моментах инвестиционной программы в отношении Восточного административного округа \"Восток Москвы\". И в рамках этого вопроса как бы два коротких подвопроса. Они касаются этой же темы.
Вот 19 км, мы здесь на схеме посмотрели, от Авиамоторной до Люберецких полей. За три года фактически это надо успеть. Не кажется ли вам, что надо предусмотреть какой-то задел, чтобы в конце это все авральным методом не наверстывать, поскольку решили пойти вот этим длинным путем, эту хордовую ветку тянуть.
И второй вопрос связан с таким проблемным районом на востоке, как Кожухово. Туда инвесторы, как местный глава управы, в частности, говорит, не идут. Вот можно ли переориентировать тех инвесторов, кому отказано по каким-то другим объектам в центре, на вот эти окраины города, чтобы инвесторы более активно шли туда?
А.Ю.БОЧКАРЕВ
Большой вопрос из нескольких частей состоит. В Восточном административном округе и в прилегающих районах будет реализовываться большая задача по транспортным вопросам. С Третьего транспортного кольца и соединение того участка, который был начат, рассматривается в качестве элемента новая транспортная составляющая. Трасса Вешняки-Люберцы пройдет и соединиться с южным участком строящегося Четвертого транспортного кольца.
На севере восточной части города мы пойдем вверх к Открытому шоссе. Безусловно, объекты жилья, соцкультбыта. Хотя по ряду направлений Восточный округ в более лучшем состоянии находится, чем другие районы.
Что касается Кожухово, но опять же вопросы привлечения инвестиций и работа с инвесторами не является нашей прерогативой, но мы точно знаем, что в том же Кожухово реализуется инвестиционный проект, правда, связанный больше с промышленным строительством, строительство электростанций, где частные инвесторы возводят объект.
Предложения, скажем так, воспользоваться этими площадками, я думаю, будут делаться. Более того, я уже знаю, что реализуются проекты в этой зоне, в Кожухово. Может быть, не такие масштабные, но инвесторы, в общем-то, с удовольствием туда идут.
Ограничения, которые вынуждены устанавливать мы, город в ближайшее время на строительство в уплотненной зоне в центре, позволит или будет способствовать тому, что инвесторы пойдут и в другие районы города Москвы. Может быть, это будут какие-то связанные инвестиции, но это будут решать соответствующие наши блоки, которые отвечают за инвестиции. Но и, безусловно, задача стратегического развития решается на уровне руководства города Москвы.
По Метро 19 км. Такая задача была принята опять же, как я уже сказал, в процессе нашего такого многодневного, многотрудного анализа ситуации с транспортом.
Да, задача большая, задача тяжелая. Но, как я уже сказал, проблема будет не в реализации технического исполнения строительства, а больше в проведении всех необходимых предпроектных работ.
По большому счету построить линию, напряженный вопрос, но можно, может быть, со сдвижкой по времени немного, особенно конечных участков. Но, если сейчас мы развернемся в стройке, если мы отмобилизуемся, да, и наш комплекс начнет строить километры один за другим, нам это позволяет ускоряться на определенных этапах, на начальных периодах строительства метро гораздо более медленнее, чем там, где уже мы вышли на ударную позицию.
Поэтому мы ставим пока такой план, он агрессивный. Будем над ним работать, чтобы его реализовать.
Спасибо за вопрос.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо. Пожалуйста.
А.БРИНАРТ - \"Сити- М\"
Вопроса у меня два, но очень простых.
Вот вы говорите, что все у нас так хорошо и у Департамента все под контролем. Это замечательно, но, наверное, есть же какие-то более провисающие области. Не могли бы вы просто сделать на них акцент, чтобы нам было понятно, где есть некоторые проблемы? И еще второй вопрос. Что мешает работе департамента?
А.Ю.БОЧКАРЕВ
Что касается, безусловно, такая большая задача не может 100% выполняться легко и просто. Если бы она выполнялась легко и просто, наверное, мы были здесь, наверное, и не нужны.
Одним из самых тяжелых направлений помимо метростроения, где задача тяжела и понятна и понятны методы ее решения, у нас вызывают беспокойство вопросы, связанные со строительством инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства. Зачастую связаны с тем, что многие сети коммунальные, многие системы, которые планировались, они были так или иначе связаны с обязательством города, в том числе, по обеспечению сетями инвесторских программ.
За период с восьмого-девятого года многие инвестконтракты были приостановлены, были задержаны. И это внесло сумятицу в планировании систем энергетического снабжения коммунального хозяйства. При этом контракты на строительство данных сетей не были расторгнуты. Они не были, может быть, правильно проанализированы, и сейчас мы с этим в большой степени разбираемся. Потому что увязать вопросы развития города с развитием обеспечивающих систем и инженерных коммуникаций, это очень большая задача.
Опережающее планирование инженерного обеспечения города в данном периоде не велось. И сейчас мы наверстываем, мы вводим большое количество объектов и, зачастую, не успеваем построить сети - водоснабжение, канализацию, теплоснабжение и т.д.
Вот это является, я думаю, очень большой и такой проблемной темой, которой мы будем уделять очень много времени.
Москва всегда славилась тем, что большой город, большое количество сетей, коммуникаций разного периода и эпох строительства в разном состоянии. Какие-то изношены, какие-то новые. Большое количество объектов, которые нужно строить.
Это такой фактор, который требует большого анализа и трудоемкости в принятии решений и трудоемкости исполнений.
Вот это та отрасль, на которую нужно отдельно обратить внимания.
Но и, как я уже сказал, строительство объектов, скажем, соцкультбыта, особенно детских садиков - это тема интересна нашим жителям в плане, вообще, наличия этих детских садов.
Очень большие и агрессивные задачи при достаточно тяжелых условиях их реализации. Неготовность площадок, как я уже сказал, проектная документация требует корректировки в связи с новыми санитарно-эпидемиологическими требованиями и т.д. Строительство детских садов, инженерия и, безусловно, дороги, метро - это те задачи, на которые приходится концентрироваться. Это отнимает время, силы и нервы.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо, Андрей Юрьевич. Мы будем заканчивать. Последний вопрос я вам предоставлю. Пожалуйста.
Н.МИХАЛЕВ - газета \"РБК-Дейли\"
Адрей Юрьевич, вы сказали, что для реализации поставленных планов по метростроительству, для интенсификации этого процесса необходимо задействовать современные тоннелепроходческие щиты, которые по вашим словам, к сожалению, западные.
Предполагает ли это модернизацию производственной базы существующих московских компаний, которые как раз специализируются на метростроении, либо предполагается, либо или задействовать иностранные эти самые западные компании, которые уже обладают этой технологической базой.
Если предполагается задействие иностранцев, то ведутся ли соответствующие переговоры с кем-либо, проявляют ли интерес к этим проектам, к Московскому метростроительству иностранные игроки? И, когда будут конкурсы проводиться?
А.Ю.БОЧКАРЕВ
Все понятно. Существующие механизмы и технологии проходческих работ уже находятся в городе Москва. Российские подрядчики, наши московские подрядчики обладают самыми современными щитами. Количество этих тоннелепроходческих щитов, их, возможно, недостаточно. Но предыдущие проекты, которые реализовывались в городе Москва, это Североморский тоннель, это тоннели под Лефортово, они позволили подрядчикам эти технологии приобрести, поработать с их пользователями, в том числе, иностранными. Научиться и там мы сейчас имеем достаточное количество щитов, чтобы начать работы 1 этапа с тем оборудованием, которое есть. Впоследствии подрядчики будут приобретать либо в лизинг, либо в свою собственность дополнительное оборудование иностранного производства, это германское оборудование, американское, североамериканское. Это повлечет за собой размещение выполнения сопутствующих заказов по изготовлению каких-то комплектующих расходных материалов в России. И размещение каких-то производств, которые будут изготавливать оборудование, необходимое для строительства метро здесь, в России.
Что касается иностранных подрядчиков. Мы рассматриваем данную возможность, но не на первоочередные линии. В принципе, для большинства задач, которые решает город Москва нам российских подрядчиков и проектировщиков достаточно. На какие-то уникальные объекты мы будем привлекать проектные силы зарубежные, может быть, для планирования дорожных каких-то объектов, общей ситуации с дорожным строительством.
На метро переговоры ведутся, но они ведутся больше в таком информационном плане, чтобы нам понять, скажем, так, ценовой потенциал зарубежных подрядчиков, время их выхода на наши объекты в России, время мобилизации. Некоторые аспекты с тем, насколько они, вообще, способны выполнить в нашем правовом поле, в нашем технологическом, скажем так, регулировании все операции, которые необходимы. Потому что большой проблемой является различие технических стандартов и методов расчета и принятия технических решений и за рубежом, и в России.
Все-таки системы развивались долгое время параллельно, независимо фактически друг от друга. И не всегда зарубежные подрядчики готовы сразу включиться в работу.
Поэтому тендеры на привлечение иностранных подрядчиков пока в ближайшее время не планируются.
Н.МИХАЛЕВ
А конкурсы когда планируются?
А.Ю.БОЧКАРЕВ
Вообще, у нас ежегодно оформляется план размещения торгов и конкурсов. Мы его перманентно выполняем, как для объектов, начинаемых и вводимых в этом году, так и по всем отраслям. Информация об этом размещена на всех федеральных площадках электронных. И по объектам, которые мы будем начинать в этом году и заканчивать в следующем.
Перманентный процесс, мы постоянно выполняем размещение заказов на проектирование, строительство, закупку и поставку оборудования в течение всего года.
ВЕДУЩИЙ
Андрей Юрьевич, спасибо вам большое.
Коллеги, если кто-то не успел, в пресс-службе с удовольствием на все вопросы ответим.
Спасибо за работу. Всего доброго.