Информационный Центр Правительства Москвы
27 июля 2024, суббота, 02:28
Пресс-конференции

Пресс-конференция Геннадия Дегтева

19 января 2011 года в Информационном центре Правительства Москвы состоялась пресс-конференция руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадия Дегтева на тему: «О порядке размещения государственного заказа в Москве в 2011 году».В пресс-конференции также приняли участие Олег Бурцев, заместитель руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике, Николай Нестерович, главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований, доктор экономических наук, профессор, Галина Королева, директор центра воспитательной и социально-психологической работы Московского городского университета управления Правительства Москвы.

Важное:

19 января 2011 года в Информационном центре Правительства Москвы состоялась пресс-конференция руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадия Дегтева на тему: «О порядке размещения государственного заказа в Москве в 2011 году».

В пресс-конференции также приняли участие Олег Бурцев, заместитель руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике, Николай Нестерович, главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований, доктор экономических наук, профессор, Галина Королева, директор центра воспитательной и социально-психологической работы Московского городского университета управления Правительства Москвы.

 

Стенограмма.

 

Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас в Информационном центре Правительства Москвы на первой в этом году пресс-конференции. Тема сегодняшней пресс-конференции: «О порядке размещения государственного заказа в Москве в 2011 году». В пресс-конференции сегодня участвуют: Дегтев Геннадий Валентинович, руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике, Бурцев Олег Николаевич, заместитель руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике, Нестерович Николай Владимирович, главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований, доктор экономических наук, профессор, Галина Михайловна Королева, директор центра воспитательной и социально-психологической работы Московского городского университета управления Правительства Москвы.

 

Слово предоставляется Дегтеву Геннадию Валентиновичу.


- Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы хотим проинформировать всех о существенных изменениях в федеральном законодательстве, о том, как они отразятся на деятельности всех участников аукционов в связи с переходом на электронную систему торгов.

Государственный заказ – это мощный инструмент социально-экономического развития страны, поэтому в сфере обращения, в общественном сознании ему уделяется пристальное внимание. Видимо не зря и Президент Дмитрий Анатольевич Медведев, и Председатель правительства Владимир Владимирович Путин дают совершенно конкретные поручения по совершенствованию нормативно-правовой базы с оценкой, с контролем в сфере размещения заказа и перехода на современные технологии.

Мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным неоднократно публично высказывалась позиция, что в системе размещения городского заказа должен быть наведен порядок. Это связано с тем, что процедура должна быть публичная, доступная.

У любого предпринимателя есть ясное представление о том, что планируется закупать, в какие сроки, в каком объеме, и условия, на которых он мог бы принять участие в этих торгах.

Особенно Сергей Семенович делает упор на то, чтобы для удовлетворения тех нужд, которые есть у заказчика в городе, приглашались в том числе иностранные компании или представители иностранных фирм, которые бы могли иметь равные возможности при размещении и заключении государственного заказа.

На сегодняшний день есть вся необходимая нормативная база, которая разрабатывалась в течение нескольких лет и вступила в свою принципиальную фазу с 1 января 2011 года. А именно: теперь мы проводим аукционы по государственному заказу только в электронной форме. Согласно ФЗ № 83, государственные бюджетные учреждения тоже стали заказчиками и на них полностью распространяются требования ФЗ № 94.

К основным изменениям в системе следует отнести то, что официальный портал один – www.zakupki.gov.ru, действует система одного окна. У нас больше нет печатного издания, мы не тратим бюджетные деньги на извещения о проведении торгов и ведение реестра контрактов. Теперь этим на территории всей страны занимается Федеральное казначейство.

Виды торгов, конкурс сохранены в ограниченной форме проведения. Приоритет электронных аукционов – порядка 80-85% потребностей должно быть закрыто этой формой проведения. Запрос котировок в настоящее время сохранен, но уже есть соответствующие поручения и проект решения, согласно которому, в текущем году запросы котировок будут аннулированы и переведены в электронную форму.
Ожидаемые результаты: доступность информации, простота участия, единая схема контроля, повышение требований и персональной ответственности заказчиков, повышение заинтересованности средств массовой информации, общественности по осуществлению контроля городских закупок.

По дисциплине заказчиков переход на электронные аукционы – это, на наш взгляд, отсутствие возможности манипулирования данными и предварительное информирование о существующих потребностях.

Снижение коррупционных рисков – это снижение возможности сговора между поставщиками и заказчиками. Сейчас эта проблема является ключевой. Необходимо будет продолжить мониторинг и контроль с тем, чтобы все эти риски были сокращены.

До 1 января у нас был городской портал, с 1 января мы перешли на общероссийский портал с федеральным реестром контрактов.

Схема размещения. В Единой автоматизированной системе торгов города Москвы (ЕАИСТ) сохраняются все наработки от стадии планирования, формирования условий. Городская информационная система и наш портал http://tender.mos.ru, который до 1 января выполнял функции официального портала, будет обеспечивать максимальное сопровождение информационной доступности городского заказа, анализ итогов торгов и мониторинг. На официальном сайте будут осуществляться все установленные законом процедуры и публичное информирование о проведении торгов на электронной площадке.

Каждый заказчик имеет возможность разместиться на всех пяти отобранных электронных площадках. Это очень важно, потому что манипулирование и возможность сговора были минимизированы, но он мог видеть, какие преимущества у участников электронных торгов, которые на себя приняли ответственность и заключили соответствующее соглашение с Министерством экономического развития и Антимонопольной службой. Информация защищена, а результаты торгов прозрачны и конкурентны.

При взаимодействии заказчика и поставщика сохраняется региональная система размещения, что на наш взгляд очень важно. У поставщика есть неограниченный выбор возможностей для принятия участия в торгах. Это, в первую очередь, относится к малому бизнесу, к промышленным предприятиям – гарантированный заказ для поддержки промышленных коллективов. Обладая такими технологиями, мы фактически предоставляем возможность любому трудовому коллективу планировать и принимать участие в городских закупках.

Есть портал – одно окно, есть электронная торговая площадка, есть система независимого регистратора, есть московский сайт и подготовка к мероприятиям. Нам дополнительно необходим общественный контроль для непосредственной оценки того, как выполняются требования федерального законодательства, и как итоги торгов способствуют снижению рисков.

Существует возможность перехода на контрактную систему. С 1 января заканчивается стадия совершенствования процедур формирования городского заказа, и мы имеем возможность и ответственность заниматься вопросом планирования условий формирования начальной максимальной цены договора – это на сегодняшний день главный предмет нашего внимания. В документе, который Сергей Семенович подписал 28 декабря ушедшего года, сказано: «заказчик обязан не только сформировать начальную цену, но и показать источники мониторинга или иное обоснование того, как она была сформирована».

Необходимо стандартизировать все документы, которые относятся как к подготовке, так и к проведению торгов. В Москве принято решение о том, что не только конкурсная документация, но и сам государственный контракт являются типовыми и формируются исключительно в электронном виде.

По итогам IV квартала мы проводили закупки или осуществляли городской заказ на первоочередные потребности 2011 года. Было проведено торгов на сумму более 100 млрд рублей. При этом эффективность размещения заказа у нас составляет 9%. Среднее количество заявок, учитывая, что это происходит в основном через электронную торговлю, стало около 6. При этом в предыдущие периоды этот показатель был у нас не выше 3-3,5.

Доля торгов с единственным участником составила 34%. По данным мониторинга, согласно данным Министерства экономического развития, по федеральным министерствам и ведомствам этот показатель составляет 61%, а результаты конкретно по Москве требуют дополнительной работы.

Нам, как Тендерному комитету, было поручено оценивать и рассматривать все потребности государственных заказчиков. И, к сожалению, я должен констатировать, что нам пришлось не допустить размещение городского заказа на сумму примерно 54 млрд рублей – это около 1600 процедур, которые не относились к первоочередным, и более 1 млрд рублей – это заказы с явными признаками дробления заказов. Это говорит о том, что вопрос совершенствования городского заказа является одним из первоочередных для нас. Здесь необходима четкая определенность осуществляемых действий.

Я хочу выразить благодарность нашим коллегам в федеральных министерствах и ведомствах: Александру Александровичу Пироженко (Департамент развития конкуренции Министерства экономического развития), Анну Теймуразовну Катамадзе (заместитель руководителя Департамента по государственным закупкам), Михаила Яковлевича Евраева (директора Департамента контроля Федеральной антимонопольной службы), Владимира Владимировича Ефимова (руководителя УФАС по городу Москве).

Мы переживали сложнейший этап перехода на общероссийский федеральный портал. Работа это сложная, она имеет определенные технические издержки, но нужно понять масштаб работы, который на сегодняшний день реализовывается, и поддержка при этом нам необходима. Интеграция с порталом будет осуществлена, мониторинг размещения заказов будет осуществлен. Главное: есть показатели, которые говорят, что есть конкретные позитивные подвижки, связанные с процедурой размещения заказа. Результаты и цифры представлены в пресс-релизе.

Вместе с тем есть «узкие места», которые относятся к регулированию ценообразования на городскую закупку, к оценке закупочного персонала. То есть к членам городских конкурсных комиссий, которые непосредственно формируются заказчиками, и которые нужно продолжать персонифицировать. Самое главное, что с переходом на общероссийский федеральный портал у каждого заинтересованного участника или возможного участника появляется определенность и возможность персонально определить, кто за эту работу отвечает. Эта тема заслуживает пристального внимания.

Риски, недостатки и претензии, которые высказываются при размещении заказа, все анализируются. Мы по-прежнему ведем мониторинг по ст. 15 закона об обязательности размещения заказа среди субъектов малого предпринимательства (по норме закона на менее 10% не более 20%). По итогам 2010 года у нас 7 заказчиков, которые по этой норме не размещали заказ для субъектов малого предпринимательства. Мы будем инициировать обращение в Федеральную антимонопольную службу с тем, чтобы была проведена целевая проверка, так как это вопрос административной ответственности руководителей.

- Бурцев Олег Николаевич: Все меры, которые были освещены Геннадием Валентиновичем, отражены в том числе и в распорядительном документе № 1107-ПП «О порядке совершенствования размещения заказов для нужд заказчиков города Москвы в 2011 году» от 28 декабря 2010 года.

Усилен автоматизированный контроль мероприятий со стороны органов ФАС Управления по городу Москве. Единая автоматизированная система торгов располагает информационными ресурсами, касающимися осуществления планирования, непосредственно проведения самой процедуры торгов, заключения государственного контракта и исполнения государственного контракта (сроки, качество). В городе уже была возможность осуществления такого автоматизированного контроля со стороны уполномоченного органа Правительства Москвы, со стороны Москонтроля, путем создания системы КРГЗ (Контроль за размещением государственного заказа). Сейчас, с 1 января, такая возможность путем создания 10 автоматизированных рабочих мест будет осуществляться органами ФАС.

Что касается дополнительного общественного контроля, то мы предусмотрели обязанности государственных заказчиков Москвы для размещения плана проведения закупок с указанием их предмета, с указанием сроков их осуществления на нашем официальном информационном ресурсе http://tender.mos.ru. Эта мера предусматривается еще и в качестве предварительного, дополнительного информирования потенциальных участников торгов с тем, чтобы они могли заранее планировать свою деятельность, свое предполагаемое участие в этих торгах, включая и иностранные компании. Для этих же целей предполагается использование возможностей ежегодно проводимых выставок «Госзаказ», которые в этом году будут проведены в марте.

Формирование контрактов в электронном виде значительно сокращает трудозатраты, делает процесс удобным, технологичным. Здесь мы предлагаем возможности уже созданной и в четвертом квартале апробированной системы «Библиотека контрактов», которая на данный момент включает обязательные нормы и требования при проведении торгов. Это те нормы контрактов, которые учитывают обязательные нормативные требования ФЗ № 94 и ГК РФ. Данные нормы согласованы с органам, осуществляющими контроль, с нашими главными распорядителями бюджетных средств (их в городе 64). Это те обязательные требования к структуре контракта, к обязательным позициям, которые в нем должны быть отражены. По предложениям наших госзаказчиков сформирован отраслевой блок, учитывающий специфику проведения торгов, будь то противогололедные реагенты, поставка медицинского оборудования, озеленительные работы. По этому блоку у нас сейчас 19 контрактов, и мы предполагаем его расширение.

Чрезвычайно важная тема – обеспечения исполнения контрактов. Мы предложили и утвердили по согласованию с банковским сообществом, с советом уполномоченных банков при Мэре Москвы банковские гарантии, которые устраивают как юридические подразделения банков, так и гарантируют, что госзаказчик получит удовлетворение по банковской гарантии, если победитель торгов не будет надлежащим образом исполнять контракт. Сюда же мы включили и примерную форму поручительства, которая также является формой обеспечения, предусмотренной федеральным законодательством.

Контракты с естественными монополистами (Мосводоканал, МОЭК, Мосэнергосбыт). Здесь важный момент – расторжение госконтракта в том случае, если контракт не исполняется. Мы предполагаем использование функционала, связанного с подготовкой претензионных писем, примерные формы исковых обращений, ходатайства о принятии обеспечительных мер. Все эти новые функционалы вступают в действие с 1 января 2011 года.

- Нестерович Николай Владимирович: С моей точки зрения, наиболее принципиальным изменением закупочной сферы, которое происходит в последнее время, является осознание закупочным сообществом и руководством страны, что нельзя рассматривать закупочную работу только через регулирование одного звена, как это было до сих пор. Через регулирование размещения. ФЗ № 94 регулирует только это звено цепочки, с этого начинается работа, но не этим она заканчивается.

И вот сейчас идет процесс формирования нормативно-регулирующего воздействия на все стадии закупочного процесса, начиная с потребностей. Дело в том, что переходя на рынок, мы столкнулись с тем, что есть сферы экономики, которые рынок эффективно не может отрегулировать. И он не может регулировать госзакупки. Из-за того, что госзакупки отличаются одной особенностью от остальных субъектов рынка: они осуществляются не собственными деньгами, а чужими. Поэтому необходимо создать особую специфическую систему регулирования этих процессов, административную систему, как во всем мире. И первое, что необходимо делать – это выявлять потребности.
Министерства, ведомства и организации делят свои потребности на две части: выполнение государственных функций, которые на них возложены – здесь потребности в значительной степени определяются бюджетным планированием, тем, сколько денег на это выделяется. И второе – обеспечение самих себя – кто это регулирует? Сейчас по этому вопросу возникают моменты, получающие огласку и осуждение: позолоченные кровати, хрусталь, транспортное обслуживание чиновника равняется ста пенсиям. Вот эти моменты явно нуждаются в регулировании с точки зрения определения: что может себе позволить государство на каждом уровне дать чиновнику для самообеспечения.
Вопрос, касающийся предмета закупок тоже непростой. Очень часто закупщики звонят, спрашивают: вот мы проводим конкурс, на стадии его завершения выясняется, что мы, оказывается, закупаем не совсем то или совсем не то – что нам делать? Нынешнее законодательство позволяет сделать только одно – брать розги и идти на лобное место. Ничего изменить нельзя. Отсюда необходимо усилить ответственность каждого заказчика на стадии определения потребностей. Надо отладить механизм, проводить соответствующие консультации и выделять средства на то, чтобы четко можно было сформулировать, что необходимо закупать на данный период времени.

Дальше идет размещение, затем процесс заключения контракта. ФЗ № 94 резко ограничил возможности заказчика, то есть – контроль на входе. Никаких квалификационных требований, никакого опыта и прочее мы запросить не можем. В конкурсе на наши закупки могут участвовать все. Если нет контроля на входе, то резко повышается ответственность контроля на выходе, контроля исполнения по качеству и количеству контракта. Этот момент сейчас чрезвычайно важен.

Есть еще один немаловажный момент. Заключили контракт, закупили, а дальше – что? Неужели не интересно проанализировать: а как мы закупленное используем? И вот, когда мы начнем прорисовывать эту цепочку, у нас создастся какая-то база, для того чтобы обеспечить закупочную деятельность в целом.

- Королева Галина Михайловна: Добрый день, уважаемые коллеги. Геннадий Валентинович в своем выступлении осветил много важных аспектов, коллеги его поддержали. Я думаю, есть еще один немаловажный аспект – это кадровый состав конкурсных комиссий и специалистов, которые формируют этот заказ. Это важный психологический аспект, и мое присутствие здесь им и обусловлено.
На сегодняшний день есть два важных момента. Совместно с Департаментом Правительства Москвы и нашим университетом проводится программа подготовки таких специалистов, она уже проходит лицензирование, это будет серьезное подспорье для сотрудников Правительства Москвы. Получив сертификаты, они смогут участвовать в конкурсных процессах.

И еще один важный момент – это полиграф, который на сегодняшний день уже дал определенный результат. В 30% случаев – положительный, в 70% – под вопросом. То есть из тех членов конкурсных комиссий, которые уже участвовали в конкурсных процессах, 70% не совсем готовы к данной деятельности. Поэтому на данный момент мы считаем, что кадровый вопрос имеет большое значение в развитии этой системы.

- Теперь мы можем перейти к вопросам.

- Галина Михайловна, я правильно поняла, что все работники, которые будут участвовать в этой деятельности, получат сертификаты? Как и когда это будет?

- Королева Галина Михайловна: Не совсем так. Приоритет будет у тех сотрудников, которые прошли систему переподготовки, которые готовы к новым реалиям, к новым современным программам, предусмотренным электронными торгами. Потому что это новое законодательство, новые нормативные акты, новые типовые документы. И мы в своей программе отразили все эти аспекты. И более того, совместно с Департаментом мы будем обновлять эту программу в соответствии с тем, какие будут вноситься изменения.

- Дегтев Геннадий Валентинович: Мы ставим вопрос о реестре специалистов. Если необходимо, будут распорядительные документы Правительств России и Москвы. Этот реестр должен быть публичным. Мы ставим задачу, что специалисты, которым доверено проведение конкурсов по госзаказам, должны нести ответственность и одновременно понимать, как они защищены в своей деятельности. Потому что, сколько бы мы не выстраивали технологических решений разделения между заказчиком и поставщиком или участником торгов, у нас всегда есть зона, в которой мы без человеческого фактора, то есть без решения комиссии, обойтись не можем.

При мониторинге мы видим, когда электронные торги дают рейтинг по участникам и ценовым предложениям, а комиссия принимает решение, заключает контракт с тем, кто дал самое высокое ценовое предложение. Это зависит от решения членов комиссии.

На сегодняшний день процессуальная часть находится на высокой ступени развития. Вся страна в области горзаказа становится одним окном на общероссийском портале, и у каждого заказчика есть личный кабинет. Поэтому вопрос, кому доверено размещение на местах, и кто будет включен в состав комиссии и наделен полномочиями принятия решений, является крайне принципиальным. Поэтому, конечно, вопрос и подготовки, и прохождения полиграфа с соблюдением всех требований законодательства необходим для сопоставления личных и профессиональных качеств людей, которым будет доверено участвовать в этом процессе.

Еще я бы обратил внимание на то, что положение об ответственности будет включено в типовой госконтракт. Это раздел «Деловая репутация поставщика». Этот раздел почти готов. Каждый поставщик в рамках заключения контракта должен заявить о себе, что он является ответственным, добропорядочным и готов к оценке своей деятельности.

Руководством уже подписано соглашение о том, что Москва вошла в пилотный проект по исследованию и формированию Федеральной контрактной системы по лучшим практикам закупочной деятельности. Мы к этой работе приступаем с января.

- Николай Владимирович затронул очень важную тему: использование тех закупок, которые состоялись. Ведь действительно такая практика есть. Понятно, что, грубо говоря, 100 блокнотов закуплено, и они лежат на складе, а должны быть как-то использованы.

- Дегтев Геннадий Валентинович: Когда мы стали получать такие замечания от Николая Владимировича как эксперта, то включили этот вопрос в технические требования по мониторингу, который будем осуществлять, потому что у нас большой раздел по НИОКРу сейчас. Эта работа сейчас ведется, оценивается, насколько эффективно используются результаты научно-исследовательской деятельности.
Поэтому и Николай Владимирович здесь присутствует: иногда без экспертов невозможно вычленить все зоны риска. Это ведь не только интернет-сообщество, это еще и профессиональная деятельность, сложная, кропотливая, не всегда заметная. Поэтому нам очень важно, чтобы такие сигналы к нам поступали, и мы их в своих практиках размещаем, они распространяются на всех участников процесса и делается это оперативно.

- «Торговая газета». Геннадий Валентинович, согласно федеральному законодательству, участие малого бизнеса в госзакупках составляет от 10 до 20%. Какова цифра по итогам 2010 года и в сравнении с 2009? В связи со сложной обстановкой, которая объясняется повышением налогового бремени на малый бизнес в 2011 году, как Вы считаете 10% – не являются ли низкой планкой? Ведь госзаказ – это, в известной степени, фактор стабильности для малого бизнеса.

- Дегтев Геннадий Валентинович: В 2010 году участие малого бизнеса составило у нас 14,9% по городской системе. По сравнению с 2009 годом это почти вдвое больше (было около 9%). При этом я вам называю количество заказчиков, которые требования ст. 15 не выполнили – это единицы, всего их 7. Тем не менее мы будем по ним обращаться в ФАС.

То, что был изменен порог стартовых условий для малого бизнеса – это принципиально важно. Для малого бизнеса лот начинается до 15 млн рублей, а не до 3 млн, как было раньше. Это существенно расширило спектр конкурсов, в которых могут участвовать субъекты малого предпринимательства и индивидуальные частные предприниматели.

Что касается уровня, то мне кажется, что когда в 2010 году мы подошли к какой-то содержательной оценке, то получилось, что эти 14,9% – это заказ на более чем 55 млрд рублей. Это существенная сумма, и мы приводим очень простую математику. У нас в городе зарегистрировано 300 тысяч субъектов малого предпринимательства, из них 40 тысяч находятся в реестре предприятий, которые ведут свою деятельность непосредственно в городе Москве. Структура этого реестра говорит нам о том, что торговая деятельность занимает около 37-40%, деятельность в области строительства – чуть более 10%, информационные технологии – около 8%. И если посчитать, то цифры получаются существенные, которые позволяют иметь гарантированные условия работы.

- Нестерович Николай Владимирович: Мои коллеги делали анализ по участию малого бизнеса в госзакупках. Нужно учесть, что эти 10-20% – это как дополнительный шаг государства для привлечения малого бизнеса. И без этого шага малый бизнес достаточно широко участвует в закупках и прежде всего в муниципальной сфере, иногда доходит до 50%. Меньше на федеральном уровне. Поэтому нельзя говорить об участии малого бизнеса только в части исполнения ст. 15 закона.

Надо смотреть комплексно. А специальные меры, по оценкам специалистов, не дали каких-то впечатляющих результатов по сравнению с общим участием.

- Дегтев Геннадий Валентинович: Общее участие – около 40%. Но эта специальная мера явилась во многих случаях определяющей. Коллега совершенно справедливо задал вопрос, потому что мы очень долго не могли найти решение, как увидеть и провести торги исключительно для субъектов малого предпринимательства. В 2010 году работа была проведена планово, мы долго к этому шли, и на сегодняшний день процесс в полном объеме соответствует нормам и требованиям федерального законодательства.

- Бурцев Олег Николаевич: На мой взгляд, очень важно то, что установлено обеспечение заявок до 5% при участии в обычных торгах. А в том случае, если речь идет о проведении специализированных торгов по утвержденному перечню среди субъектов малого предпринимательства, такое пороговое значение ФЗ № 290 с 3 ноября 2010 года установлено в размере 2%. Это тоже очень простая и понятная мера.

- Дегтев Геннадий Валентинович: Уменьшается норма входа в бизнес или возможности заключения контракта по отношению к общему установленному порядку. Это было сделано на основании многих обращений общественных организаций, малого предпринимательства с тем, чтобы оборотные средства на период подготовки и участия в торгах не изымались из оборота.

Спасибо, уважаемые коллеги. До новых встреч.