Информационный Центр Правительства Москвы
01 ноября 2025, суббота, 16:27
Новости

Ученые МГУ показали, как мозг формирует прочные ассоциации между звуком и движением

Ученые МГУ показали, как мозг формирует прочные ассоциации между звуком и движением
фото: РИА Новости/Константин Михальчевский

Исследователи Междисциплинарной научно-образовательной школы «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект» МГУ изучили, как формируются связи между новыми словами и действиями. Результаты опубликованы в журнале PLOS One. Об этом сообщили в пресс-службе вуза.

Обучение языку — один из ключевых когнитивных процессов человека. Чтобы новое слово стало частью нашего словаря, мозг должен связать его звучание с образом или действием. Однако точные механизмы, которые обеспечивают формирование таких связей, оставались до конца неясными.

Учёные МГУ провели серию экспериментов с использованием магнитоэнцефалографии (МЭГ) — метода, позволяющего с высокой точностью фиксировать динамику электрической активности мозга. Участникам предъявляли искусственные слова, которые ассоциировались с движениями рук или ног. После нескольких повторов испытуемые начинали автоматически связывать звук с действием.

Результаты показали: когда слово прочно закрепляется в памяти, слуховая кора активируется не только при его восприятии, но и в момент подготовки к движению. Это значит, что мозг «повторно воспроизводит» услышанный сигнал, синхронизируя его с моторным действием. Такой механизм формирует прочные связи между звуком и движением и делает обучение более эффективным.

«Мы показали, что при освоении слов, связанных с действиями, мозг не ограничивается восприятием звука. Он вновь активирует слуховую кору в момент подготовки к движению. Это создает условия для долговременного закрепления связей и объясняет, как человек быстро усваивает новые слова», — подчеркивает Борис Чернышев, доцент кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ.

Авторы отмечают, что полученные результаты имеют значение не только для нейронаук, но и для практики. Они помогают понять, как человек осваивает новые слова в естественных условиях, и могут быть использованы при разработке методик ускоренного обучения иностранным языкам. Кроме того, выявленный механизм важен для клинической практики — в программах реабилитации пациентов после инсульта и при нарушениях речи.

Следите за важными новостями в Телеграм-канале Информационного центра Правительства Москвы

Последние обновления: