Театральный шлем XVIII века найден в музее-усадьбе «Останкино»
В Египетском павильоне музея-усадьбы «Останкино» во время реставрационных работ обнаружили театральный шлем конца XVIII века. Артефакт, которым пользовались крепостные актеры, сохранился в хорошем состоянии. Находка представляет собой ценный образец театрального реквизита. Об этом сообщили на официальном сайте мэра Москвы.
Шлем нашли рабочие, которые демонтировали дощатую обшивку западной стены центрального корпуса. Конструкция деревянных стен дворца отличается сложностью: они имеют внутренние пустоты, а с внешней стороны обшиты сплошным слоем досок и оштукатурены для имитации каменной кладки. Во время работ плотники услышали характерный металлический звук и обнаружили за досками шлем. Он находился над кровлей проходной галереи, ведущей к Египетскому павильону.
Точно сказать, как предмет оказался под сводами дворца, невозможно. Замкнутость пространства за обшивкой исключает возможность его случайного попадания туда. Специалисты рассматривают две основные версии. По одной из них, шлем могли спрятать для сохранности сотрудники музея в период Великой Отечественной войны. Согласно другой версии, предмет попытались украсть во время ремонтных работ 1970-х годов. Его спрятали, но после закрытия кровли достать обратно уже не смогли.
Шлем изготовлен из тонкой белой жести и имитирует головной убор античного воина. Он украшен накладными пластинами с растительным орнаментом, снабжен съемными наушниками и козырьками на лобной и шейной частях. Завершается шлем шпилем с заостренной головкой и декоративным элементом из шерстяных нитей красно-бурого оттенка, который напоминает конский хвост. Размер реквизита подходит только для небольшой головы. Благодаря тонкости металла, из которого сделан предмет, он достаточно легкий.
В музее-усадьбе «Останкино» хранится уникальная коллекция театральной бутафории конца XVIII века, включающая шлемы из апраксинского крепостного театра. Они поступили в 1928 году из краеведческого музея города Дмитрова и регулярно экспонировались на выставках.
Бутафорские шлемы нередко использовались и в постановках крепостного театра графа Шереметева. В собрании музея есть портрет знаменитой актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, позднее ставшей женой графа. Головной убор с белыми и голубыми страусовыми перьями, украшенный блестками и большим сердоликовым камнем, был частью костюма Элианы, героини оперы «Браки самнитян» Андре Гретри, которую играла актриса. Этот образ отображал характер девушки, которая отказалась подчиняться законам, установленным в племени самнитов, и вышла на поле боя, чтобы отстоять свое право на выбор возлюбленного.
В образе Элианы Прасковья Ковалева-Жемчугова вышла на сцену театра в Останкинском дворце в мае 1797 года. Большой прием был дан для польского короля Станислава Понятовского, а также для 358 российских господ и иностранных министров. Праздник вызвал большой резонанс в обществе и широко освещался в прессе. Восторженные отклики современников получил и новый дворец Шереметева.
Следите за важными новостями в Телеграм-канале Информационного центра Правительства Москвы
- Камерные свадьбы стали главным трендом 2025 года
- Стартовал второй этап благоустройства территории возле будущего вокзала Серп и Молот
- Участники программы «Миллион призов» могут побывать на «Союзмультфильме»
- Макет активного воздухозаборника для спутника на сверхнизких орбитах Земли показали в МГУ
- Итоги конкурса Агентства креативных индустрий «Дизайн-цех» подвели в Москве