Специалисты Музея транспорта Москвы отреставрировали раритетный грузовой трамвай

Специалисты Музея транспорта Москвы отреставрировали крановую платформу Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода (СВАРЗ) 1932 года выпуска. Ее можно будет увидеть в составе постоянной экспозиции, которая откроется в гараже Константина Мельникова на Новорязанской улице. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.
«Музей транспорта Москвы завершил восстановление крановой платформы СВАРЗ — одного из двух сохранившихся экземпляров этой модели. Такие платформы применялись для перемещения грузов до восьми тонн. По поручению Сергея Собянина продолжаем масштабную программу реставрации исторической техники», — рассказал Максим Ликсутов.
К концу 1920-х годов московское трамвайное хозяйство восстанавливалось после революции и гражданской войны: в дополнение к изношенным дореволюционным вагонам в депо поступил новый подвижной состав советского производства. Но его оказалось недостаточно, чтобы списать старую технику, которая нуждалась в транспортировке к месту ремонта для капитального восстановления.
Грузовых автомобилей для перевозки на центральные ремонтные базы тяжелых и крупногабаритных трамвайных частей не хватало. Поэтому Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод в 1928 году разработал специальный двухосный грузовой трамвай, оснащенный ручной крановой установкой грузоподъемностью 1,5 тонны.
До 1932-го создали шесть таких самоходных платформ грузоподъемностью восемь тонн, которые поступили во все московские депо, за исключением Краснопресненского: для него аналогичную крановую платформу изготовили на базе списанного пассажирского вагона типа Ф на поворотных тележках Беккера. Платформы, построенные СВАРЗ, имели более простую схему с жесткой базой на свободных осях.
Вагоны на долгие годы решили проблему внутренних грузовых перевозок на московском трамвае. Только в 1980-х годах их стали заменять автомобилями. До настоящего времени сохранились только две крановые платформы: одна в депо имени П.Л. Апакова, а другая, ранее принадлежавшая депо имени Н.Э. Баумана, в коллекции Музея транспорта Москвы.
Крановая платформа из коллекции музея после выпуска Сокольническим вагоноремонтно-строительным заводом в 1932 году сразу поступила в депо имени Баумана на Новорязанской улице, позже ставшее стало вторым троллейбусным парком. Трамваи в 1937-м перебазировали в новое Ростокинское депо, которое сохранило имя Николая Баумана. В 2022 году крановую платформу передали в коллекцию Музея транспорта Москвы.
«Реставрация экспоната длилась более двух лет. В процессе работы крановую платформу полностью разобрали на детали, заменили поврежденные элементы и воссоздали ее заново, настолько глобальное было вмешательство. Самым трудоемким этапом стало восстановление рамы: металлические детали очистили от следов коррозии, а деревянные элементы реконструировали с использованием особой породы дуба. Были полностью воссозданы рама платформы, кабины вагона и кран-балка. Многие детали пришлось изготавливать заново по сохранившимся образцам и чертежам СВАРЗ», — добавила Оксана Бондаренко, директор Музея транспорта Москвы.
Следите за важными новостями в Телеграм-канале Информационного центра Правительства Москвы
- «Желтый» уровень опасности из-за тумана объявлен в столице в ночь на 7 октября
- Концерт «Москва — город мира, дружбы и согласия» прошел в Москве
- Пассажиропоток «Ласточек» на МЦК увеличился на 3,5% в сентябре
- Москвичи могут оплатить посещение кружков и питание детей в приложении «Дневник "МЭШ”»
- Росреестр по Москве: Наличие правопритязаний на недвижимость можно проверить выпиской из ЕГРН