Информационный Центр Правительства Москвы
11 июня 2025, среда, 01:47
Новости

Сокровища Гохрана России представили в Петровском путевом дворце

Сокровища Гохрана России представили в Петровском путевом дворце
фото: mos.ru

В Петровском путевом дворце впервые открылась выставка Гохрана России. В одном из парадных залов, где когда-то бывали Екатерина II и Наполеон Бонапарт, сверкают бриллианты и золото. Исторические своды с блеском приняли в своих интерьерах шедевры ювелирного искусства современности. Об этом сообщили на официальном сайте мэра Москвы. 

От самородков до диадем: сокровищница столетий

Основанный в 1920 году Гохран — это уникальная организация, которая хранит, учитывает, собирает и исследует все, что связано с драгоценными металлами и камнями России.

«Мы изучаем не только памятники искусства, но и материалы в их природном и ограненном состоянии. Наше государство благодаря этому имеет редчайшую коллекцию золотых, платиновых и даже серебряных самородков», — отмечает Вероника Волдаева, куратор выставки, главный эксперт-искусствовед Гохрана России.

Здесь также есть экспериментальная лаборатория, где в свое время специально собрали группу уникальных мастеров-ювелиров, чтобы создавать украшения и проводить большую работу по их реставрации. В числе восстановленных предметов — большая императорская и малая императорская короны, скипетр и держава.

«Эти памятники всемирно известны, — продолжает эксперт. — И есть здесь необыкновенная красота: на мой взгляд, одна из самых прекрасных диадем среди тех, которые принадлежали императрице Марии Федоровне. В этой диадеме венчались русские великие княгини и княжны. Конечно, это шедевры ювелирного искусства. Они сегодня радуют каждого, кто переступает порог Московского Кремля и выставки "Алмазный фонд"».

Триумф русского ювелирного искусства — из прошлого в наши дни

Ювелирный конкурс Гохрана «Россия. XXI век» проводится уже 25 лет, в этом году в нем приняли участие более 400 авторов из 120 населенных пунктов, в том числе городов. Не только мэтры, но и начинающие художники получают шанс голосами камня и металла заявить о себе.

«Мы ввели специальную грамоту, она называется "Молодое дарование", — объясняет Вероника Волдаева. — Конечно, это замечательно, когда человек, который учится на первом, втором, неважно, на каком, курсе, отмечен специалистами, искусствоведами, ведущими ювелирами нашей страны. Это большая честь как для учебного заведения, так и для того, кто только начинает свой профессиональный путь».

Так поддержка Гохрана становится для молодых авторов путеводной звездой — их украшения сразу входят в профессиональный контекст.

Победители конкурса получают право представить свои работы на выставке «Алмазный фонд», а также показать их в разнообразных музейных экспозициях, в которых принимает участие Гохран.

«Мы не можем сказать, что одни работы хуже других. Все работы прекрасны, но выбираются, конечно, лучшие из лучших», — говорит эксперт.

Среди изделий, отмеченных жюри в этом году, много удивительных поэтических образов, наполненных глубинными смыслами. Например, кольцо «Созерцание» (эскиз и дизайн Марии Ефимовой, мастер — Иван Тесля) покорило специалистов волшебным отражением внутренней красоты.

«Здесь турмалин Параиба, мы с вами видим не только золото, но и титан — голубые полосы, которые подчеркнуты бриллиантами, по 20 с каждой стороны, — раскрывает Вероника Волдаева секреты загадочного мерцания. — Конечно, эта красота удивляет и сразу же останавливает зрителя за счет той самой невидимой, но очень тяжелой работы ювелира, которую он вкладывает в предмет».

Подобно традиции прошлых столетий, когда российские ювелирные дома покоряли своим искусством всемирные выставки, кольцо также было показано на международном конкурсе в Гонконге — и получило награду за выдающийся дизайн.

А рядом и комплект «Облако» Александра Синицына, где перламутр превратился одновременно в тяжелые и полупрозрачные тучи, и изделие «Ветер перемен» Акопа Овсепяна.

«Мастер закрепляет бриллианты шипами вверх, за счет чего создается удивительная игра, действительно имитация капель воды, — комментирует эксперт. — Это же нужно было все продумать, придумать технологическую сторону раскрытия этого образа».

Мастер Ильгиз Фазулзянов создал брошь «Хризантема» из золота и цаворитов таким утонченным образом, что создается впечатление, будто это роспись акварельными красками по камню. Совершенно невозможно оторвать взгляд и от работ нашего выдающегося современника Виктора Тузлукова, признанного мастера авторской огранки, одного из лучших в мире. На выставке представлен его фианит «Хрупкость нетленного (Франция)» из коллекции «Мировое наследие» — 914 граней в честь Нотр-Дам-де-Пари, пострадавшего от страшного пожара и тем не менее сохранившего свое величие. А справа от него расположился цитрин «Готическая рапсодия» из коллекции «Колыбель жизни». И здесь граней уже 3275.

Мастера переосмысляют хохлому в золоте и гранатах, филигранно ловят застывшее движение, запечатлевая легчайший одуванчик в дуновении ветра, экспериментируют с лаковыми миниатюрами и создают шедевры часового искусства — магия, да и только.

Дворец, где драгоценная сказка стала былью

«Сейчас Петровский путевой дворец становится точкой пересечения замечательно сохраненного архитектурного ансамбля, интереснейшей выставки, культурных событий и открытости, которая стала частью политики Правительства Москвы», — подчеркивает Андрей Клюев, руководитель городского экскурсионного бюро Музея Москвы.

Когда-то к въезду царственных особ в город нужно было специально готовиться, надлежало проводить торжественную процедуру.

«Для подготовки этих мероприятий служили как раз такие, располагавшиеся на дорогах дворцовые комплексы, — продолжает рассказ Андрей, — где со всеми удобствами и комфортом можно было и переночевать при необходимости. Когда в XVIII веке столица переносится в Петербург, на дорогах между ним и Москвой на определенном расстоянии появляются такие путевые дворцы».

В спроектированном архитектором Матвеем Казаковым в 1770-х годах здании останавливалась Екатерина II перед ее дальними путешествиями, комплекс пережил дни, когда здесь находился Наполеон Бонапарт. При достаточно классической общей планировке внешнее оформление дворца удивляет сочетанием псевдоготики с элементами восточного декора. Андрей Клюев поясняет: «Дело в том, что дворец строился неподалеку от Ходынского поля, которое в XVIII веке активно использовалось для торжеств и народных гуляний. Например, закончилась очередная война с Турцией, был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор, и по результатам этой успешной для России военной кампании в Москве на Ходынском поле как раз проходят масштабные народные гулянья. Соответственно, дворец оформляется внешне под восточные турецкие крепости. Готические элементы, которые здесь присутствуют, в принципе в архитектуре XVIII века воспринимаются как что-то старинное из рыцарских романтических времен».

В XX веке здание успело побывать холерным госпиталем, лазаретом, затем стало Дворцом Красной авиации, позднее там разместилась Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н.Е. Жуковского.

«Но к концу 1990-х годов, когда и само здание приходит в упадок, и многие детали интерьеров, и конструкции экстерьеров здания повреждены или утрачены, приходит понимание, что дворец нужно буквально спасать, — констатирует Андрей Клюев. — И спасение приходит в лице Правительства Москвы. Здесь проводится комплексная работа — очень сложная научная реставрация».

Парадные анфилады заиграли новыми красками: помимо торжественных приемов и важных совещаний, здесь проходят разнообразные мероприятия — от детских новогодних елок до экскурсионных программ.

«Очень приятно, что как раз сейчас сюда можно попасть просто по входным билетам на выставку, — подытоживает Андрей Клюев. — Огромная благодарность коллегам из Правительства Москвы за то, что они готовы в свое здание официальных церемоний приглашать москвичей и гостей города. И не могу не присоединиться к этому приглашению».

Следите за важными новостями в Телеграм-канале Информационного центра Правительства Москвы 

Последние обновления: