Собянин: В декабре начнем тестирование первого в России беспилотного метропоезда
Расширение применения умных технологий — важная часть стратегии развития столицы. Об этом рассказал мэр города Сергей Собянин в своем блоге.
«Искусственный интеллект уже давно является рабочей технологией практически в каждой отрасли городского хозяйства Москвы. Активно он внедряется и на транспорте, благодаря чему поездки по городу становятся комфортнее, быстрее и безопаснее», — написал мэр Москвы.
Искусственный интеллект (ИИ) лежит в основе инновационной системы оплаты проезда по биометрии в метро, на Московском центральном кольце (МЦК) и некоторых станциях Московских центральных диаметров (МЦД). Пассажиры могут проходить через турникеты, просто посмотрев в камеру — без использования карт и телефонов.
После подключения сервиса в приложении «Метро Москвы» нейросеть создает зашифрованный биометрический ключ — уникальный цифровой код пассажира. Расшифровать его обратно в изображение лица нельзя, поэтому технология полностью безопасна. Обеспечен банковский уровень ее защиты, разработка принадлежит Правительству Москвы.
До конца 2025 года к оплате проезда по биометрии будут подключены все турникеты метро и МЦК, а в течение 2026-го ожидается, что сервис заработает на всех станциях МЦД. В дальнейшем такая возможность появится и в наземном городском транспорте.
Искусственный интеллект также активно общается с пассажирами. В 2019 году его внедрили на горячей линии московского транспорта по номеру 3210. Система обрабатывает звонки и отвечает на вопросы, например об эвакуации автомобилей. Только с начала этого года искусственный интеллект принял более 240 тысяч звонков.
Благодаря внедрению искусственного интеллекта также повысилась эффективность чат-бота Александры. Теперь виртуальный помощник лучше понимает нестандартные формулировки, запоминает контекст беседы и дает более точные ответы. При этом система постоянно обучается, совершенствуясь с каждым новым обращением. С начала года нейросети в чат-боте обработали более 320 тысяч вопросов пользователей. В ближайшее время планируется перевести на ИИ-технологии половину базы знаний виртуального помощника.
Кроме того, беспилотные трамваи начали курсировать по городу. Первый в России полностью беспилотный трамвай перевез уже свыше 26 тысяч пассажиров. Искусственный интеллект и специальное программное обеспечение управляют движением без участия человека.
Трамвай самостоятельно выполняет все функции: останавливается, открывает и закрывает двери, следует сигналам светофоров, пропускает пешеходов, а также придерживается графика и переключает стрелочные переводы с помощью нейросетей. При этом в кабине вагона пока находится сотрудник трамвайного управления, наблюдающий за процессом, — в соответствии с требованием закона.
Еще два испытательных трамвая-лаборатории тестируют маршруты № 15, 23, 27, 30 и 31. К 2030 году беспилотными технологиями планируют оснастить две трети трамвайного парка столицы, а к 2035-му — довести этот показатель до 90%.
В декабре этого года также начнется тестирование первого в России беспилотного метропоезда. Испытания будут проходить без пассажиров на Большой кольцевой линии в ночное время на современном составе серии «Москва». Искусственный интеллект будет управлять разгоном, торможением и работой дверей, а машинист обеспечит контроль безопасности. К концу 2026 года первый беспилотный поезд будет готов осуществлять поездки с привычными для москвичей интервалами в 90 секунд в загруженные часы.
В свою очередь, Мосгортранс ввел систему автоматического назначения водителей на маршруты с использованием алгоритмов ИИ во всех 25 автобусных и электробусных парках. Система подбирает оптимальные смены с учетом времени для труда и отдыха, создавая равные условия для всех водителей при выборе маршрутов и рабочих смен. При этом нагрузка на сотрудников, которые планируют выпуск автобусов и электробусов на линию, сокращается вдвое.
Искусственный интеллект незаменим при развитии интеллектуальной транспортной системы, контролирующей движение на дорогах Москвы. С 2021 года на Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД), Московском скоростном диаметре и других трассах было установлено более 1,5 тысячи интеллектуальных камер, которые отслеживают дорожную ситуацию в режиме реального времени.
Система распознает 13 типов инцидентов. В онлайн-режиме за несколько секунд умные камеры передают сигналы о нестандартных ситуациях на дорогах в ситуационный центр Центра организации дорожного движения (ЦОДД). Информация поступает оператору, который принимает решение, например о вызове на место происшествия дорожного патруля или оперативных служб.
С умными камерами взаимодействует сеть из 160 табло экстренной информации, расположенных на МКАД. Они сообщают водителям о дорожных событиях, погодных условиях и загруженности трасс. На табло публикуются предупреждения о помехах или дорожных работах. С начала 2025 года обработано более миллиона инцидентов. В результате за девять месяцев этого года на МКАД стало на 11 процентов меньше дорожно-транспортных происшествий и на 18 процентов сократилось число пострадавших по сравнению с аналогичным периодом 2021-го.
На основе искусственного интеллекта также работает система фотовидеофиксации Москвы — одна из самых технологичных в мире. Почти 3,8 тысячи комплексов распознают 65 видов нарушений правил дорожного движения. С начала 2025-го зафиксировано на 12% меньше нарушений, чем в прошлом году, — всего около 28 миллионов. Камеры также помогают находить угнанные авто и, что очень важно, предупреждать кражи машин. За 13 лет число автомобильных угонов в Москве сократилось на 96%.
Система следит и за безопасностью пользователей электросамокатов. 350 специальных камер контролируют соблюдение правил на загруженных участках. Нейросети распознают превышение скорости, нарушения на пешеходных переходах и другие. С начала года комплексы фотовидеофиксации ЦОДД выявили более 4,8 тысячи нарушений пользователей средств индивидуальной мобильности.
Кроме того, в Москве около тысячи умных перекрестков. С помощью специальных датчиков и видеодетекторов система анализирует трафик и подстраивает режим работы светофоров под текущую ситуацию, чтобы равномерно распределить потоки машин, при этом отдавая приоритет городскому транспорту.
Благодаря этому днем автомобили проезжают пересечение на 25–30% быстрее, а пешеходы ждут зеленый свет на 20–25% меньше, чем до оснащения перекрестка умной системой. Ночью она сокращает время ожидания в два — три раза. В ближайшие годы до 70% перекрестков станут умными, что позволит увеличить скорость проезда и уменьшить затруднения движения на дорогах Москвы.
Безопасность в городском транспорте с 2020 года обеспечивает система видеоаналитики «Cфера». Современная технология распознавания лиц помогает правоохранительным органам в поиске правонарушителей и без вести пропавших людей. Таким образом в городском транспорте удалось обнаружить свыше 19 тысяч правонарушителей и найти более 2,6 тысячи пропавших без вести людей, среди которых свыше 450 детей.
«Внедрение искусственного интеллекта открывает новые перспективы для развития городского транспорта, который станет еще удобнее и безопаснее», — заключил Сергей Собянин.
Следите за важными новостями в Телеграм-канале Информационного центра Правительства Москвы
- Схема движения транспорта изменится в районе 92-го километра МКАД
- Мэр Москвы поздравил учителя школы № 1352 Нину Иванову с 90-летием
- Сергунина: Участники проекта «Сделано в Москве» представят товары на неделе интерьера и дизайна
- Новый сервис «Моспитомец» на портале мэра Москвы поможет выбрать любимца из приюта
- Фасадные работы начались в жилом комплексе на Фрунзенской набережной