Собянин назвал ключевые городские проекты по поддержке арт-индустрии

Московская креативная индустрия набирает обороты. Столичная арт-индустрия в лице 2,8 тысячи организаций и индивидуальных предпринимателей объединяет несколько направлений — это мастерские и галереи, культурные пространства и проектная деятельность, а также арт-образование: курсы, мастер-классы и арт-менеджмент — услуги по продвижению творческих проектов. Ежегодная выручка занятых в этой сфере компаний составляет около шести триллионов рублей. Об этом в своем блоге рассказал мэр города Сергей Собянин.
«Общая годовая выручка этих компаний в 2024 году составила 5,85 миллиарда рублей. С одной стороны, это на 63,5% больше, чем в 2019 году, с другой — очевидны хорошие перспективы для развития, особенно в ключевых направлениях, таких как, например, цифровое искусство. Основной мерой поддержки арт-индустрии является предоставление площадок, в том числе в известных креативных кластерах "Винзавод", "Флакон", "Зотов", центре творческих индустрий "Фабрика" и других», — рассказал Сергей Собянин.
Чтобы поддержать начинающих художников, в этом году в столице открыли творческий центр «Московские мастерские» на Сиреневом бульваре (дом 31). В нем обустроили 35 полностью укомплектованных студий, включая живописные и гончарные мастерские, лекторий и выставочный зал.
Посещение выставок и лектория открыто для публики, а резиденты «Московских мастерских» — опытные и начинающие столичные художники — могут бесплатно воспользоваться мольбертами и гончарными кругами, специальными зонами для сушки и грязных работ, а также другой инфраструктурой, необходимой для создания произведений искусства.
Открывать новые имена и бренды помогают городские проекты «Зима в Москве», «Лето в Москве», ярмарки и фестивали, которые проводят на центральных улицах, в парках, на бульварах и площадях. Художники могут представить свои произведения на тематических выставках, провести мастер-классы для заинтересованной публики и принять участие в различных творческих мероприятиях. А благодаря проекту Агентства креативных индустрий «Арт-сезоны» профессионалы и новички могут на безвозмездной основе участвовать в крупнейших ярмарках страны.
«С 2023 года мы реализуем проект "Арт-фабрика", направленный на переосмысление городской среды с помощью современного искусства. Застройщики, владельцы отелей, торговых центров и другие организации формируют запросы на разработку нестандартных арт-решений — муралов, арт-объектов, мозаик, а художники, дизайнеры и архитекторы предлагают свои идеи. За два года партнерами проекта стали 28 организаций, для которых участники нашли 47 оригинальных арт-решений», — отметил мэр Москвы.
Немаловажной остается и образовательная поддержка специалистов. С этой целью Агентство креативных индустрий реализует несколько проектов. Среди них — обучающий курс для представителей креативных индустрий «Креатус онлайн». Слушателей знакомят с основами авторского права и других прав интеллектуальной собственности.
Для художников и галеристов проходит бесплатный курс «Арт. Практикум». Его участники учатся превращать творческие замыслы в убедительные предложения и презентации для потенциальных кураторов, организаций и фондов. Эксперты рассказывают, как грамотно описать концепцию произведения, обосновать бюджет, представить визуальные материалы и адаптировать проект под требования площадок. Кроме этого, на курсе можно узнать о ключевых стратегиях формирования профессиональной репутации в цифровом пространстве, об оформлении портфолио и сайта с работами художников.
Развивается в столице и сфера дизайна. Количество компаний в этом сегменте с 2021 по май 2025 года выросло на 18,5% — до 21,5 тысячи организаций. А их выручка с 2021 по 2024 год увеличилась на 44% — до 946,1 миллиарда рублей.
Агентство креативных индустрий организует ряд программ-акселераторов для продвижения продукции столичных дизайнеров в Москве и других регионах. В 2023 году открылся проект «Дизайн-цех», направленный на разработку концепций сувенирной продукции. С момента начала работы в нем приняли участие около 500 дизайнеров и 30 партнеров-заказчиков, в числе которых Третьяковская галерея, музей-заповедник «Царицыно», Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, Гжельский фарфоровый завод, проект «Тотальный диктант», культурный центр «Зотов», Комитет по туризму города Москвы, ВДНХ и другие.
Среди других программ — серия ярмарок «Креативный маркет», которая знакомит с продукцией московских компаний. С ноября прошлого года ярмарки привлекли более 72 тысяч человек. Посетители приобрели свыше 5,5 тысячи товаров десятков брендов из столицы и других регионов страны. Общий оборот участников проекта превысил шесть миллионов рублей.
Следите за важными новостями в Телеграм-канале Информационного центра Правительства Москвы
- Свыше 15 нежилых помещений используются на первых этажах новостроек по программе реновации в ЗелАО
- Выставку и лекции об Олимпиаде-80 подготовили для гостей винтажного маркета
- Горожане поделятся идеями мероприятий в парках в рамках проекта «Лето в Москве»
- Сергунина: В Москве впервые пройдет «Фестиваль культуры Вьетнама»
- Более 100 экоточек по сбору электроприборов появились в Москве