Информационный Центр Правительства Москвы
10 ноября 2025, понедельник, 15:04
Новости

Психологи МГУ: Спорт развивает память и внимание у детей

Психологи МГУ: Спорт развивает память и внимание у детей
фото: РИА Новости/Илья Питалев

Активный образ жизни и спорт набирают обороты в России. В РФ традиционно сильная спортивная школа, и этот тренд активно развивается. Многие считают, что занятия спортом в детстве тренируют тело и закаляют характер. Психологи МГУ в новой работе выяснили, что спорт существенно влияет на развитие внимания и памяти. Об этом сообщили в пресс-службе вуза. 

Результаты исследования, поддержанного Российским научным фондом (грант № 25-28-01097), опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.

Чтобы в дальнейшем оценить влияние разных видов спорта на когнитивное развитие детей, ученые факультета психологии МГУ и Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований собрали группу из более 200 дошкольников пять-шести лет из Москвы, Казани и Сочи. Половина из этих детей не менее полугода занималась футболом, а вторая половина — единоборствами. Причем в обеих группах дети не посещали никаких других кружков и секций, благодаря чему можно было оценить эффект именно занятий спортом. Футбол и единоборства оказались в фокусе внимания исследователей неслучайно. Во-первых, потому что оба типа занятий требуют быстрой реакции в слабо предсказуемых условиях, а значит, обладают большим потенциалом для когнитивного развития детей. Во-вторых, эти занятия очень популярны среди современных российских дошкольников. Так, согласно данным Министерства просвещения РФ, в 2025 году 23% российских детей, занимающихся спортом, предпочитали единоборства, а 19% — футбол. 

«Любая физкультура полезна для умственного развития детей, но особенно успешно стимулируют когнитивное развитие детей те виды спорта, в которых нужно быстро реагировать на непредсказуемые внешние стимулы. К таким видам спорта относятся, например, командные игры и единоборства», — говорит научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований Наталья Руднова.

В результате проведенного исследования было показано, что зрительно-пространственная рабочая память у юных футболистов развита значительно лучше, чем у их сверстников, занимавшихся единоборствами. То есть они лучше способны мысленно манипулировать зрительными образами, например, представлять расположение предметов или траекторию их движения.

Исследователи предполагают, что объяснение полученного результата кроется в природе игры в футбол. 

«Эта игра подразумевает, что ребенок должен постоянно следить за перемещениями мяча, позицией товарищей по команде и соперников и мгновенно реагировать на все эти зрительно-пространственные стимулы, — объясняет научный сотрудник факультета психологии МГУ Елена Чичинина. — Кроме того, немаловажную роль играет специфика занятий футболом в дошкольном возрасте по сравнению с занятиями единоборствами в этом же возрасте. Юные футболисты уже с первой тренировки отрабатывают разные упражнения с мячом в парах и пробуют играть в футбол. В том время как занятия единоборствами с пяти-шестилетними детьми пока ещё бесконтактные и в основном направлены на развитие общей физической подготовленности».

Важно подчеркнуть, что оба вида спорта полезны и для умственного, и для физического развития детей. 

«Однако если стоит задача целенаправленно развить у дошкольника зрительно-пространственные способности, футбол может иметь в этом возрасте определенное преимущество», — отмечает преподаватель факультета психологии МГУ Анастасия Якушина.

Следите за важными новостями в Телеграм-канале Информационного центра Правительства Москвы 

Последние обновления: