Информационный Центр Правительства Москвы
14 мая 2024, вторник, 05:35
Новости

Проект бюджета Москвы рассмотрен на комиссии МГД

Проект бюджета Москвы рассмотрен на комиссии МГД
фото: mos.ru

Проект бюджета Москвы на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов рассмотрен на профильной комиссии Московской городской Думы. Об этом сообщила пресс-служба Департамента финансов города Москвы.

Законопроект обеспечивает безусловное выполнение всех действующих обязательств, увеличение объема социальных расходов и предусматривает необходимые средства на развитие столицы.

Основные положения документа представила министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов Елена Зяббарова. Формирование главного финансового документа столицы на предстоящую трехлетку проходило на фоне последовательного ужесточения санкционного давления со стороны недружественных стран. Тем не менее Москва, как и страна в целом, в текущем году смогла адаптироваться к изменившимся условиям и вернуться к устойчивому экономическому росту.

Елена Зяббарова отметила, что в текущем году «ожидается рост производства обрабатывающей промышленности на 13%, инвестиций на 7,5%, номинальная заработная плата увеличится на 8,5% при сохранении уровня безработицы на рекордно низком уровне — не более 0,3%.

Положительная динамика доходов бюджета Москвы отмечается практически во всех отраслях экономики, в том числе в транспортной, строительной, IT-сферах и обрабатывающей промышленности. Их деятельность дает большой импульс развитию смежных секторов и экономики города в целом.

Мы ожидаем завершения финансового года с хорошими результатами по доходам. По нашей оценке, они увеличатся на 12% по сравнению с прошлым годом и на 7% превысят плановые показатели, предусмотренные в законе о бюджете на 2023 год», — подчеркнула руководитель Департамента финансов Москвы.

Согласно прогнозу социально-экономического развития столичная экономика в течение следующих трех лет будет развиваться за счет продолжения активного внедрения российских технологических разработок, снижения зависимости от импорта из недружественных государств, реализации комплекса мер по поддержке бизнеса и городской промышленности, а также малого и среднего предпринимательства. Это позволяет рассчитывать на темпы роста доходов бюджета Москвы порядка 7% ежегодно. В 2024 году доходная часть бюджета запланирована в объеме 4,3 триллиона рублей, в 2025 году — 4,6 триллиона рублей, в 2026 году — 4,9 триллиона рублей.

По словам Елены Зяббаровой, наиболее значимым и стабильным доходным источником бюджета Москвы выступает налог на доходы физических лиц, рост поступлений которого во многом обеспечивается реализацией мер Правительства Москвы по стимулированию занятости и созданию новых рабочих мест. С учетом прогнозируемого сохранения позитивных тенденций на рынке труда планируется, что поступления НДФЛ в 2024 году увеличатся на 8,7%.

Вторым по значимости доходным источником бюджета Москвы является налог на прибыль организаций. «Ежегодное увеличение поступлений по этому налогу связано главным образом с ростом московской экономики, то есть производством добавленной стоимости московскими организациями и индивидуальными предпринимателями на территории города. Планируется, что в 2024 году платежи по налогу на прибыль организаций вырастут на 8,8%», — рассказала Елена Зяббарова.

Ежегодно повышается роль специальных налоговых режимов в формировании доходов бюджета. Начиная с 2021 года упрощенная система налогообложения вышла на третье место по объему поступлений в городской бюджет. Специальные налоговые режимы сегодня применяют более 73% всех московских налогоплательщиков.

Москва активно участвует в апробации налоговых новаций. В 2019 году столица стала одним из первых регионов, где начал действовать эксперимент по установлению спецрежима для самозанятых — налога на профессиональный доход. В результате в настоящее время число самозанятых в Москве уже превысило 1,5 миллиона человек.

В прошлом году Москва стала участником еще одного эксперимента по внедрению специального налогового режима — автоматизированной упрощенной системы налогообложения для микропредприятий с численностью работников до пяти человек. В целом по всем спецрежимам прогнозируется рост поступлений более чем на 12% ежегодно.

Поступления от региональных и местных налогов составят 6-7% доходов бюджета. Основной объем платежей приходится на налог на имущество организаций. Доля неналоговых доходов в доходной части бюджета ожидается на уровне около 7,2%.

Расходная часть бюджета сформирована с учетом всех основных приоритетов бюджетной политики прошлых лет, а также направлена на решение задач по обеспечению технологического суверенитета нашей экономики.

Более 90% расходов составит финансовое обеспечение 13 государственных программ города Москвы. Это 4,4 триллиона рублей.

«Во всех без исключения программах учтены расходы на увеличение фондов оплаты труда работников бюджетной сферы: педагогических, медицинских, социальных работников, персонала учреждений культуры, научных сотрудников и иных категорий. Будут осуществляться все ранее установленные выплаты, доплаты и надбавки», — отметила Елена Зяббарова.

Финансирование государственной программы «Столичное здравоохранение» с учетом средств фонда обязательного медицинского страхования в 2024 году превысит один триллион рублей. По сравнению с 2023 годом бюджетные расходы на программу вырастут на 11,8%.

На государственную программу «Социальная поддержка жителей города Москвы» в 2024 году будет направлено 667 миллиардов рублей.

Учтены решения об индексации размеров социальных выплат семьям с детьми, старшему поколению и людям с ограниченными возможностями на 5% с 1 января 2024 года. На доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам предусмотрено почти 178 миллиардов рублей.

Мерами социальной поддержки за счет средств городского бюджета будет охвачено около 4,5 миллиона москвичей. Будет обеспечено оказание адресной поддержки участникам специальной военной операции и членам их семей.

На программу «Столичное образование» в проекте бюджета заложены средства в объеме 547,5 миллиарда рублей, из них более 370 миллиардов рублей направят на реализацию образовательных программ в учреждениях города.

В необходимом объеме предусмотрены средства на реализацию важных городских проектов: капитального ремонта городских поликлиник и школьных зданий, создание сети флагманских центров по оказанию экстренной медицинской помощи, ускорение реализации программы реновации, обновление столичного транспорта, строительство дорог и метрополитена.

Еще одной приоритетной задачей бюджетной политики на предстоящие три года является реализация комплекса мер по обеспечению технологического суверенитета городской экономики. На финансирование государственной программы «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы» в 2024 году будет направлено 187 миллиардов рублей.

«В предстоящем бюджетном цикле продолжится реализация всех программ поддержки предпринимателей, включая льготное кредитование, развитие импортозамещающего и инновационного производства, туристической отрасли.

Важным направлением стимулирования инвестиционной активности является создание инфраструктуры для размещения новых производств. В целях развития приоритетных отраслей экономики, таких как микроэлектроника, фотоника, электромобилестроение, фармацевтика, продолжится строительство объектов инфраструктуры.

В рамках реорганизации московских промзон будет продолжено комплексное развитие этих территорий. В результате на их месте создаются высокотехнологичные производства с новыми рабочими местами, деловые центры, социальные объекты и общественные пространства», — подчеркнула руководитель Департамента финансов Москвы.

На законопроект получено заключение Контрольно-счетной палаты города Москвы. Председатель Виктор Двуреченских подчеркнул, что «законопроект соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, закону о бюджетном устройстве города Москвы. В документе учтена необходимость решения задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и в указах Президента Российской Федерации о национальных целях и стратегических задачах развития России».

Проект закона с 7 по 11 ноября прошел процедуру общественного обсуждения, организованного Общественной палатой города Москвы. Как сообщила председатель Комиссии по экономике, бюджету и перспективному развитию города Общественной палаты города Москвы Надежда Косарева, в обсуждении приняли участие 14 164 человека. Было представлено 14 686 комментариев, замечаний и рекомендаций к законопроекту. Москвичи в целом поддержали проект бюджета, наибольшее количество предложений было связано с благоустройством конкретных объектов: дворов, парков, улиц. Все предложения горожан направлены мэру Москвы и в Московскую городскую Думу.

По итогам заседания профильной комиссией Московской городской Думы принято решение поддержать законопроект и рекомендовать его к рассмотрению на заседании столичного парламента.

Последние обновления: