Горожан приглашают посетить выставку о столице в русском искусстве

В павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ открылась выставка «Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея». Из Санкт-Петербурга приехало больше 100 экспонатов, некоторые совершили такое путешествие впервые. Об этом сообщили на официальном сайте мэра Москвы.
Выставка состоит из четырех разделов.
«Они представляют богатый образ столицы, — рассказала Елена Жук, первый заместитель генерального директора ВДНХ. — Здесь и старая допожарная Москва, и Москва дореволюционная, и обновленная. Отреставрированный павильон, вернувший исторический облик, и эта масштабная экспозиция вместе создают совершенно уникальный культурный опыт для гостей».
Первый раздел «Старая Москва» посвящен дореволюционной истории города. Из Государственного Русского музея привезли 15 полотен французского живописца и гравера Жерара Делабарта, нежно любившего «старую» — для его современников — столицу. Художник работал в России с 1787 по 1810 год, выполнял заказы Екатерины II и Павла I. Цикл, в котором запечатлены виды города до пожара 1812 года, целиком в Москве еще ни разу не показывали.
«Одна из моих любимых картин — "Вид на Кремль от Каменного моста в Москве", — рассказывает Светлана Николаева. — Ее, как и многие другие, можно рассматривать бесконечно, подмечая все новые и новые детали, которые раньше не бросались в глаза. Здесь разворачиваются целые сюжеты с живыми, нестатичными персонажами».
На другой картине художник напомнил о традиционной русской забаве — катании с ледяных горок. Сюжет разворачивается на реке Неглинной во время Масленой недели. Сейчас, конечно, пейзаж изменился: еще в 1817–1819 годах в ходе реконструкции Москвы после пожара реку заключили в подземный коллектор.
Представлены здесь и шедевры московской школы иконописи конца XIX — начала ХХ века. Гости могут также увидеть одну из самых известных работ художника Андрея Рублева — это «Пророк Софония» (1410-е).
«За этот экспонат мы выражаем Русскому музею особую благодарность, — говорит Светлана Николаева. — Иконопись — это темперная живопись, поэтому вещи очень хрупкие, они вывозятся достаточно редко и требуют специальных условий хранения: поддержания определенной влажности, температуры, отсутствия резких ее перепадов и многого другого. Мы строго все это соблюдаем».
Одна из самых крупномасштабных работ — «Степан Разин» (1910) Василия Сурикова. Герой изображен достаточно неординарно: из всех возможных вариантов живописец выбрал образ отдыхающего атамана, спокойно плывущего на ладье по волнам. Интересно, что на первом эскизе Разин был изображен вместе с персидской княжной, которую, по легендам, захватил в плен и сделал своей наложницей, однако потом Суриков отказался от этой идеи.
Впервые статус столицы Москва получила в 1380 году, после победы в Куликовской битве. В 1712-м «почетное звание» перешло Санкт-Петербургу — он удерживал его вплоть до Октябрьской революции. 12 марта 1918 года статус вернули Москве. Подробнее о том, как художники воспринимали и отображали происходящее с городом во все эти очень разные периоды, тоже можно узнать на выставке.
Через два года после создания «Степана Разина» была написана и другая важная для русского искусства картина — «В осажденной Москве» Ильи Репина. Эту работу, в которой город тонет в огне и дыме, автор посвятил 100-летнему юбилею победы России над армией Наполеона (и словно предчувствовал грядущие драматические события Первой мировой войны). Герои на переднем плане — солдат, женщина, падающий мужчина, священнослужитель — одинаково беззащитны перед лицом стихии.
О том, как с 1920-х годов менялся город — его облик, настроение и атмосфера — рассказывает третий раздел выставки. Картина «Вождь, учитель и друг» Григория Шегаля — очень значимая для ВДНХ. Художник воспроизвел заседание президиума ІІ Всесоюзного съезда колхозников-ударников в феврале 1935 года, на котором объявили о проведении в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Той самой, которая позже и положила начало ВДНХ.
Еще одна важная картина — «Здесь будет парк» Юрия Пименова, написанная в 1950 году. Работы по созданию ВСХВ в 1950-х, возвышающаяся над землей скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, которая вернулась в Россию после Всемирной выставки в Париже, — картина показывает, как территория начинала приобретать привычный теперь облик ВДНХ.
Нашлось место и картинам, передающим красоту и поэтику совершенно обычных столичных улиц. В их числе — «Облачный день. Московский дворик» Вадима Дементьева, созданный в 1976 году.
«Это, наверное, одна из моих любимых работ на выставке, она очень красивая и фотографичная, — отмечает Светлана Николаева. — За крышами гаражей виднеется храм Пророка Божия Илии в 2-м Обыденском переулке. Храм открыт и сегодня, а вот тех гаражей там давно уже нет».
Одна из жемчужин коллекции — величественный коллективный портрет «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1903), написанный с натуры для Мариинского дворца. Император Николай II только что закончил читать грамоту к 100-летию Непременного совета, а члены совета начали получать юбилейные медали — всего здесь изображен 81 человек. Среди них великий князь Михаил Николаевич, московский генерал-губернатор Сергей Александрович, председатель Комитета министров Иван Дурново, министр иностранных дел Владимир Ламздорф и многие другие. Репин находился в глубине зала, за креслами справа около колонн.
С этим важным и очень трудоемким заказом (размер масштабного полотна — 400 на 877 сантиметров) Репину помогали его ученики Борис Кустодиев и Иван Куликов.
Следите за важными новостями в Телеграм-канале Информационного центра Правительства Москвы
- Специалисты центров госуслуг провели более 1 тыс. экскурсий на форуме «Москва 2030»
- Культурный центр «Москвич» получил новую архитектурно-художественную подсветку
- Почти 200 градпланов участков для реализации на торгах более 43 га земли оформили с начала года
- Свыше 10 электробусов вышло на маршруты № 111 и 194
- Собянин: Москва формирует мощную платформу для технологического развития