Информационный Центр Правительства Москвы
19 сентября 2025, пятница, 13:58
Новости

Будущее транспорта столицы обсудили на форуме «Москва 2030»

Будущее транспорта столицы обсудили на форуме «Москва 2030»
фото: mos.ru

Будущее городского транспорта становится реальностью, и Москва уже сегодня демонстрирует, как новые технологии работают в условиях мегаполиса. Об этом рассказала Анастасия Товмасян, руководитель проектов центра экспертизы проектной деятельности НИИ «Мостранспроект», в рамках лекции на территории технологического прогресса «Облачные города».

«Основные ценности транспорта — это время, стоимость, безопасность и экология. Добиться их только технологиями невозможно, поэтому важно развивать инфраструктуру, которая помогает этим ценностям воплощаться в жизнь», — подчеркнула Анастасия Товмасян.

Именно эти факторы становятся решающими для развития городской мобильности. Так, жители хотят тратить меньше времени на дорогу, пользоваться удобными способами оплаты, быть уверенными в безопасности и дышать чистым воздухом.

Особенности мегаполиса (плотная застройка, высокая численность населения, постоянный рост числа поездок) формируют уникальные задачи. Наиболее эффективными оказываются решения, сочетающие высокую провозную способность с экологичностью: метро, трамваи на выделенном полотне, электротяга и гибридные системы для дальних маршрутов. Внимание постепенно смещается не столько на мощность двигателя, сколько на на источник энергии и поддерживающую его инфраструктуру.

Москва внедряет беспилотные технологии, а климат делает ее идеальной площадкой для испытаний. По словам Анастасии Товмасян, зима, плохие погодные условия и грязные датчики — это отличный стресс-тест для беспилотного транспорта. Именно поэтому опыт столицы в этой сфере особенно ценен.

В городе уже испытали беспилотные автомобили, грузовики на трассе М-11 и даже запустили первый в России полностью беспилотный трамвай, который успешно перевозит пассажиров. Этот опыт показывает, что без развитой инфраструктуры беспилотные системы не работают. Для их работы нужны умные светофоры, системы связи и V2X-технологии, позволяющие машинам обмениваться данными друг с другом и с дорогой.

Кроме того, важен экологический аспект. За последние годы Москва сделала серьезный шаг в сторону зеленой мобильности. Сегодня в столице работают уже свыше 2500 электробусов более чем на 220 маршрутах. За шесть лет использование техники с электротягой позволило избежать 190 тысяч тонн выбросов углекислого газа в атмосферу.

Это ощутимый результат, который напрямую влияет на качество воздуха в городе. Как отметила эксперт, подобные проекты в мировой практике показывают, что снижение выбросов можно достигать быстро через обновление городского транспорта и внедрение новых стандартов.

Меняется также сам подход к поездкам. Традиционный набор билетов для разных видов транспорта уходит в прошлое. Анастасия Товмасян подчеркивает, что мобильность как услуга — это один телефон, один платеж и один маршрут, когда все виды транспорта собраны в единую систему.

Такой принцип позволяет жителям построить маршруты от двери до двери в одном приложении, комбинируя метро, автобус, каршеринг, метро или даже поездку с питомцем. Это повышает комфорт, экономит время и позволяет постепенно снижать зависимость от личных автомобилей, что также уменьшает нагрузку на дороги и способствует сокращению выбросов.

Однако ни одна отдельная технология не может стать универсальным решением. По словам Анастасии Товмасян, в будущем победит грамотная комбинаторика трендов, которая отвечает нуждам общества и делает жизнь людей удобнее.

Именно такой комплексный подход позволяет строить сценарии развития — от города как единого сервиса до скоростных железных дорог и беспилотных трамваев.

Москва уже сегодня формирует транспорт завтрашнего дня. Это и экологичный городской транспорт, и цифровые сервисы, и уникальные проекты по беспилотному управлению. Все вместе создает систему, где приоритетом остается не скорость внедрения технологий, а удобство и безопасность для жителей.

Следите за важными новостями в Телеграм-канале Информационного центра Правительства Москвы

Последние обновления: