Археологи МГУ предположили, что деревянные руки из древнего Великого Новгорода имели ритуальное значение
Среди многочисленных категорий находок, что ежегодно извлекаются археологами из культурного слоя Великого Новгорода, есть те, чье назначение до сих пор неясно. К одной из таких загадочных категорий относятся деревянные фигуры с изображением руки, сжимающей какой-то предмет. Эти находки стали предметом специального исследования ученых МГУ в рамках проекта «Христианские и языческие древности средневекового Новгорода в свете междисциплинарных исследований», выполняемого участниками Научно-образовательной школы МГУ «Сохранение мирового культурно-исторического наследия». Об этом сообщили в пресс-службе вуза.
На эти находки исследователи обратили внимание еще более полувека назад. Впервые опубликовавший информацию о необычных предметах с Неревского раскопа Новгорода Борис Колчин даже не пытался их интерпретировать. Он просто отнес их к изделиям, «назначение которых нам пока не удалось установить», признав, что они интересуют его лишь как примеры художественной обработки дерева. Позднее высказывались гипотезы, что руки с зажатыми предметами могли быть символами власти либо их назначение связано с языческими ритуалами плодородия.
Это вырезанная из дерева небольшая фигура, изображающая сжатую кисть руки, в которой находится некий предмет. В большинстве случаев это предмет продолговатой формы, напоминающий обрубленную с двух концов палку. Иногда её концы оформлялись в виде шаровидных или зооморфных завершений. Так на одном из предметов на конце палки вырезано реалистичное изображение кошачьего хищника с головой, лежащей на передних лапах. Кроме палок в руках встречаются предметы, напоминающие геометрические фигуры — шары, цилиндры и конус. Возможно также, что некоторые из продолговатых предметов могли символизировать свиток. Среди находок преобладают предметы со стержнями-рукоятями, которые являются как бы естественным продолжением кисти (археологи называют такие предметы «навершиями»), но почти половину всех находок составляют целые предметы без рукоятей.
По художественному исполнению фигуры сильно отличаются. От реалистичных изображений руки с анатомическими деталями до абсолютно схематичных, где рука показана в виде пяти процарапанных на куске дерева черт или утолщения с насечками. Размеры находок также различны. Есть несколько относительно крупных фигур (до 19-20 сантиметров в длину) и совсем миниатюрные экземпляры (до четырех–пяти сантиметров). Но основная масса находок имеет небольшие размеры, не превышающими 10–12 сантиметров. Другим важным признаком является наличие среди фигур как правых, так и левых рук, при этом количество «левшей» и «правшей» примерно одинаково.
Сотрудникам Новгородской археологической экспедиции удалось собрать воедино все имеющиеся находки деревянных рук с предметами, начиная с раскопок 1940-х годов XX века на Ярославовом дворище и заканчивая исследованиями полевого сезона 2025 года. Была проведена работа по классификации, топографии и хронологии находок, а также рассмотрены возможные варианты их атрибуции.
«Таких находок к настоящему времени обнаружено уже более трех десятков, — рассказывает старший научный сотрудник кафедры археологии исторического факультета МГУ Виктор Сингх. — Кроме Новгорода они встречены в Старой Руссе — еще одном центре Новгородской земли. Коллекция загадочных деревянных фигур постоянно пополняется. В 2024–2025 годах две находки были обнаружены на Троицком XVII раскопе в Великом Новгороде и одна происходит из Старой Руссы. Картина их распространения на территории средневекового Новгорода показывает, что они встречены как на Софийской, так и на Торговой стороне, но основная часть происходит с двух крупнейших археологических раскопов — Неревского и Троицкого».
Во время исследования удалось выявить две хронологические группы рук, держащих предметы. Ранняя датируется XI — началом XII веков, вторая относится уже к XIII — началу XIV веков, в промежутке между этими двумя группами, а также в XIV–XV веков такие находки в культурном слое Новгорода единичны.
«Мы, с одной стороны имеем устойчивый "сюжет" самих изображений, — поясняет сотрудник кафедры археологии исторического факультета МГУ Елена Тянина. Это рука, которая что-то держит. Но с другой стороны, разнообразие размеров и художественного исполнения указывает на то, что в назначении этих предметов ни размер, ни мастерство резчика не играли особой роли. Это, а также наличие целых предметов без рукоятей полностью подтверждают отсутствие у данной группы находок утилитарной функции».
Но и с гипотезой их использования в качестве символов власти трудно согласиться. Символы власти всегда рассчитаны на публичную демонстрацию. Такие вещи должны были находиться в руках властителя, на нем или рядом с ним, но так, чтобы они были видны подданным. Непонятно, как могли выполнять эту функцию целые предметы с размерами четыре–пять сантиметров или грубо отесанные куски дерева с прочерченными пятью линиями, имитирующими пальцы. Но самым необъяснимым с точки зрения символики власти является наличие большого количества леворуких предметов. С сакральной функцией властителя ассоциировалась только правая рука (десница).
Последнее особенно касается христианской традиции, где правая рука была благословляющей, чистой рукой, которой совершалось крестное знамение, левая же считалась нечистой, «некрещеной», связанной с дьяволом. Только правую руку подают при рукопожатии, только ею можно подносить напитки и еду во время застолья, использование для этого левой руки считалось в русской традиции личным оскорблением.
Более обоснованным представляется ритуальное или магическое значение группы находок. Как отдельные элементы деревянных фигур, так и их сочетание имели в традиционной русской культуре символическое значение. Рука была символом не только власти, но, прежде всего, деятельности, труда, создания материальных благ и обладания ими. До сих пор существует выражение «спора у него в руках» для обозначения особо удачливого или способного к любой работе человека. В древнейшем своде законов средневековой Руси — Русской Правде — размер виры за увечье или лишение руки был равен вире за убийство человека, так как потерпевший с такой травмой фактически переставал быть полноценным членом общества. Другой атрибут, встречаемый в большинстве изображений, — палка — имело значение отгонно-поражающего оберега от нечистой силы, демонов или болезней. При этом палка в руке могла символизировать и материальное в жизни человека.
«На Русском Севере, то есть в землях, прежде входивших в состав Новгородского государства, до сих пор существует интересное древнее поверье. По нему леший может подарить человеку каменную ладонь, которая обеспечивает удачу на охоте, в рыбной ловле и даже в судебных делах. Здесь важна не только связь образа руки с удачей или, как говорили в древности, спорой, но и разнообразие видов деятельности, успех в которых должен принести оберег, изображающий эту часть тела. Именно оно могло отражаться и в различных предметах, зажатых в руке, и в вариантах размеров. Крупные предметы могли храниться в домах для магической охраны и "на благополучие", мелкие — браться с собой в качестве благопожелательного талисмана на удачу», — отмечает Елена Тянина.
Равное соотношение левых и правых рук также находит разумное объяснение в рамках «магической» концепции. В дохристианской традиции левое ассоциировалось с женским началом, правое — с мужским. Предпологается, что это не разговор о прошлом «правшей» и «левшей», а о мужских и женских талисманах.
Следите за важными новостями в Телеграм-канале Информационного центра Правительства Москвы
- Около 10 тыс. ретроигрушек украсят елку проекта «Зима в Москве» на Манежной площади
- Кузов автомобиля «ВНИИТЭ-Макси» пополнил коллекцию Музея транспорта Москвы
- Столичных педагогов познакомят с методиками преподавания финансовой грамотности
- Открыта регистрация на Кубок московского спорта по хоккею три на три среди любителей
- Омолаживающая и формовочная обрезка деревьев началась в Москве