Главная  /  Новости  /  Российские музеи предложили новые форматы работы с детьми
19 ноября 2017, воскресенье, 18:40

Новости

23 октября 2017 Российские музеи предложили новые форматы работы с детьми

Российские музеи предложили новые форматы работы с детьми

В Москве завершилась всероссийская конференциях об участии музеев в школьном образовании. Она собрала более 100 ведущих музейных экспертов из Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Южно-Сахалинска, Перми, Красноярска, Саратова и других городов. Организаторами конференции выступили Департамент культуры города Москвы, МОСГОРТУР и Мемориальный музей космонавтики.

«Школьная аудитория – значительная часть посетителей музеев, однако современные дети и подростки с трудом воспринимают традиционные экскурсии и экспозиции. Мы рады, что российские музеи понимают потребность в новых форматах работы со школьниками и готовы внедрять новые практики. Поэтому одна из основных целей конференции, соорганизатором которой выступил МОСГОРТУР, — это обмен опытом и масштабирование успешных проектов», — отметила первый заместитель генерального директора ГАУК «МОСГОРТУР» Наталья Лосева.

Участниками II Всероссийской конференции «Неформальный подход к формальному образованию: место музеев в реформе образования» стали представители Третьяковской галереи, Русского музея, Мемориального музея космонавтики, Музея ГУЛАГа, Музеи Анны Ахматовой, Дома-музея Марины Цветаевой, Биологического музея имени К.А. Тимирязева и других федеральных, московских и региональных площадок. Музейные эксперты обсудили эффективность проведения уроков в музеях, спецпроекты для школьников и учителей и другие форматы музейных занятий.

«Важно отметить, что школьники на данный момент весьма активно посещают музеи, и их количество только увеличивается. Например, посещаемость Музея Космонавтики в 2017 году увеличится на 50 000 человек по сравнению с прошлым годом. Примерно треть этой новой аудитории – школьники. Однако до сих пор не найдены ответы на вопросы, какую роль играют музей и школа друг для друга. Понятно на сегодняшний день только одно: музей находится и занимает весьма важное место на территории образования. Более четко определить это место – такую задачу мы и ставим перед нашей конференцией. Конференция проходит уже второй год, и хочется с радостью отметить увеличение количества участников и расширение географии», — заявил заместитель директора Мемориального музея космонавтики по научной работе Вячеслав Климентов.

В первый день конференции, 19 октября, в Мемориальном музее космонавтики прошли дискуссии и экспертные выступления, в рамках которых участники обсудили возможности и механизмы достижения образовательного результата в музейных занятиях для школьников и музейный предмет в школьном образовании.

«В экспертной сессии участвовали 7 докладчиков из Москвы, Саратова, Санкт-Петербурга, Петергофа и Красноярска. Важно отметить, что в ее работе активно принимали участие не только музейные эксперты, но и слушатели конференции, что говорит об актуальности затронутых тем. Сессия проходила в формате коротких докладов «Печа-куча», и он оказался крайне удачным», — рассказала соорганизатор экспертных выступлений Юлия Веретнова, начальник экскурсионно-выставочного отдела ГБУК Ленинградской области «Музейное агентство».

По словам начальника службы развития малых музеев Третьяковской галереи Татьяны Гафар, обсуждение образовательных музейных практик в формате «Печа-куча» получилось «живым и моментами острым»: «Докладчики и участники конференции обсудили новые форматы и интересный опыт коллег. Главным результатом конференции «Неформальный подход к формальному образованию», на мой взгляд, является то, что невзирая на все формальности, она живет и проводится во второй раз с привлечением музейных профессионалов из новых регионов».

Сегодня, во второй день конференции, для участников прошли мастер-классы и круглые столы в четырех столичных музеях. В Музее космонавтики показали, как проходят занятия по английскому языку и физике для школьников, а также обсудили актуальные форматы проведения уроков в музее. Специалисты Музея истории ГУЛАГа объяснили, как рассказывать детям про сложные исторические темы и вовлекать их в проекты музея. На площадке Мемориального музея А.Н. Скрябина показали урок обществознания и провели круглый стол о привлечении школьников в небольшие музеи. В Государственном Биологическом музее имени К.А. Тимирязева прошли интерактивные уроки по химии и биологии, после которых эксперты обсудили организацию музейных занятий в здании школы.

Напомним, что в конце августа было объявлено об объединении МОСГОРТУРа и Московского центра музейного развития. До этого МОСГОРТУР сотрудничал с московскими музеями в организации культурной программы для проекта городского отдыха «Московская смена». С 1 сентября МОСГОРТУР совместно с Департаментом культуры города Москвы реализует проект Мэра Москвы «МУЗЕИ – ДЕТЯМ», который позволяет столичным школьникам бесплатно посещать 90 московских музеев.

Для справки

Государственное автономное учреждение культуры города Москвы «МОСГОРТУР» — крупнейший в России организатор детского отдыха полного цикла. Ежегодно с МОСГОРТУРом отдыхают порядка 100 000 человек.

Все программы детского отдыха МОСГОРТУР разрабатывает самостоятельно. Акцент методического наполнения программ сделан на интеллектуальное и личностное развитие ребенка.

МОСГОРТУР круглый год проводит бесплатные городские мероприятия для детей: «Продленки МОСГОРТУРа», «Мастерские полезных каникул», «Все на лед» и «После уроков».

МОСГОРТУР трижды отмечен знаком качества «Лучшее детям».