Информационный Центр Правительства Москвы
24 апреля 2024, среда, 06:28
Власть и город

«Став крупными образовательными комплексами, школы превратились в Школы Больших Возможностей»

«Став крупными образовательными комплексами, школы превратились в Школы Больших Возможностей»
фото: РИА Новости/Александр Поляков

Председатель Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы Людмила Мясникова в интервью корреспонденту Информационного центра Правительства Москвы Анне Пашковой рассказала о деятельности совета, безопасности и правильном питании в школах Москвы.


А.П.: Чем занимается Совет родительской общественности?

Л.М.: Шесть лет назад при Департаменте образования был создан Городской экспертно-консультативный совет родительской общественности. Главная его функция – контроль за качеством образовательного процесса, питанием, обеспечением безопасности в школах и детских садах, развитием физического здоровья детей, уровнем дополнительного образования. Чтобы добиться успеха в любой отрасли, нужно привлекать к работе профессионалов. Не случайно, родители, входящие в наш Совет – это не просто активные граждане, у которых море свободного времени. Это юристы, врачи, психологи, технологи, инженеры, работники социальной сферы, руководители различного уровня, состоявшиеся специалисты в своих областях. Они входят в состав постоянно действующих комиссий и возглавляют рабочие группы, которые создаются для решения актуальных проблем. В состав рабочих групп включаются активные родители наших образовательных организаций.  

 Чтобы иметь возможность диалога со всеми родителями столицы, два раза в месяц с участием 37 межрайонных советов мы проводим родительские он-лайн собрания. Посмотреть их, задать вопрос и получить на него квалифицированный ответ, может любой желающий, для этого надо зайти или на сайт образовательной организации, или на сайт Департамента образования или на сайт экспертного совета. Специальной регистрации для просмотра не требуется. Все записи он-лайн собраний доступны – они хранятся в архиве и любой желающий может ознакомиться с интересующими его материалами.  

Одной из ключевых задач селекторных собраний прошлого учебного года было просвещение родительской общественности в вопросах организации обучения детей с особенностями здоровья и развития. Школа (дети и взрослые) должны быть морально и психологически готовы принять и поддержать детей, имеющих ОВЗ, и их семьи.

Вместе с тем, на наших собраниях руководители колледжей, представители ВУЗов презентуют родителям свои программы для учеников средних и старших классов. Это делается для того, чтобы взрослые понимали, какие возможности для образования есть у их детей, какие профессии и специальности будут в ближайшие годы востребованы городом.

В столице каждый учебный год проводится большое количество различных олимпиад, в частности, предметных, культурологических. Одна из уникальных – это городская олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы». Ее особенность в том, что в ней могут принять участие не только школьники, но и их родители, друзья, знакомые. Эта олимпиада способствует сплочению семей: участвуя семьей, дети и взрослые больше времени проводят вместе, обсуждая вопросы и задания, вместе находя на них ответы. Это очень важно для включения родителей в жизнь детей.

А.П.: Если родители видят недостатки, недочеты в школе, каковы их дальнейшие действия, и как они могут повлиять на происходящее?

Л.М.: Когда у родителей возникают вопросы или складывается конфликтная ситуация, они обращаются к нам. На сайте ЭКС РО г.Москвы есть раздел «Обращение», где размещены контакты Председателя Экспертного совета и председателей комиссий. Для того, чтобы понять ситуацию и помочь в ее решении, мы всегда встречаемся с родителями, выезжаем в образовательную организацию, проводим встречи с Управляющим советом. Если же решить наболевшие вопросы или устранить недочеты совместно у нас не получается, то тогда мы обращаемся за помощью в Департамент образования. 

А.П.: Вы, как родитель разных по возрасту детей, можете проследить динамику развития школьного образования. Что изменилось в школе за последние 10-20 лет?

Л.М.: Ну, например, мои дети ходили в детский сад рядом с домом и автоматом перешли там же в школу. Для меня было очень важно, что ребята находились в саду и при этом ходили тут же в школу на дополнительные занятия. И, помимо этого, они посещали практически все школьные праздники. Они выбрали себе учительницу еще до школы. Мое мнение как родителя – первый учитель очень важен. И в данном случае дети идут в первый класс не куда-то в неизведанное, а знают, куда они идут, и даже кому именно они несут букет. Для родителя такая система так же очень удобна: во–первых, он спокоен за своего ребенка, во-вторых, отдавая ребенка в детский сад, он сразу заглядывает в школу, изучает ее.

Став крупными образовательными комплексами, школы превратились в Школы Больших Возможностей, и этими возможностями могут пользоваться жители нашего города. Теперь московские семьи имеют возможность выбирать тот профиль и те программы, которые больше всего интересны и важны именно их детям. В образовательных комплексах есть и гуманитарное направление, и физико-математическое, и биолого-химическое. Открытие инженерных, медицинских и кадетских классов дает ребятам свободу выбора и позволяет получить качественно новое образование.

То же самое касается и дополнительного образования: ребенок может изучать любой иностранный язык, а может заниматься танцами или фехтованием, выбрать для себя объединения инженерного или научно-технологического направления, либо что-то иное, что обеспечит перевод его знания в умения. Все это в рамках одного образовательного комплекса. Главное, чтобы это было интересно детям и родителям. Мне кажется, что жизнь у детей стала насыщенней.

А.П.: Какие вопросы возникают у родителей по поводу инклюзивного образования? Есть ли трудности с устройством особенных детей в школы?

Л.М.: У нас все школы принимают таких детей. За исключением, конечно, детей, которые не слышат или не видят совсем. Для них есть специализированные образовательные учреждения.

Все вопросы, возникающие у родителей, мы обязательно освещаем на родительских он-лайн селекторах. Приглашаем специалистов, представителей Департаментов образования, социальной защиты, здравоохранения. Они касаются и прохождения ПМПК (прим. ред.: психолого–медико-педагогическая комиссия), и организации летнего отдыха и реабилитации детей, и сдачи ЕГЭ.

А.П.: То есть дети с особенностями развития учатся в обычных классах?

Л.М.: Да, но не все. Например, дети, страдающие тяжелой формой аутизма. Для них есть отдельные классы. Есть и коррекционные школы, которые входят в состав образовательных центров. Куда отдавать особенного ребенка - в обычный класс или коррекционный - выбор родителей.

А.П.: Расскажите про нововведение – «уголок особого питания».

Л.М.: Он будет называться «Здравушка», правда, пока это рабочее название. Это будет особые продукты. В этом учебном году в школьных буфетах будем пробовать новую продукцию , «особые продукты» - без сахара, без глютена, низкокаллорийные и направленные на повышение иммунитета. По своему составу , кроме того, отвечающие всем требованиям, предъявляемым к ассортименту школьного буфета. Стоимость этой продукции в пределах от 10 до 60 рублей.

Школа сможет сама сделать выбор по данной продукции, под неё отведут отдельный стеллаж в школьном буфете. С 1 сентября мы запускаем этот экспериментальный проект в школе № 1298, и посмотрим, как он понравится детям. Мне кажется, что это прекрасная идея – это красиво, вкусно и полезно.

А.П.: Нужны ли ребенку в школе наличные деньги или все можно купить по специальной карточке, на которую родители кладут деньги?

Л.М.: По карточке, и, мало того, родитель знает, что именно покупает его ребенок, так как ему приходят уведомления на электронную почту. Кроме того, родителям приходят сообщения, когда их ребенок заходит и покидает школу.

А. П.: Во всех московских школах работает эта система?

Л.М.: Да, сегодня уже во всех столичных школах введена такая система, возможно, где–то ее еще дорабатывают.

А.П.: То есть дети не могут просто так выйти из школы, как это делали еще совсем недавно?

Л.М.: Нет, такого сегодня нет. Школы полностью готовы к учебному году, отдельное внимание уделяется вопросам безопасности. Наши рабочие группы уже вышли на проверки школ.

А.П.: А могут ли пустить в школу постороннего человека?

Л.М.: Нет, такого быть не может. Мы регулярно проверяем питание и безопасность в школах. Если возникают какие–то вопросы, мы вызываем представителей комбинатов, представителей ассоциаций, в более серьезных случаях приезжают и сотрудники финансового контроля, а также представители ассоциации «Безопасная школа». В любом случае всегда пишется докладная записка на имя главы Департамента образования города Москвы, и любое нарушение не остается не устраненным.

А.П.: Сейчас начало учебного года, родители озабочены покупкой школьной формы и канцтоваров. Есть ли сегодня в школах Москвы форма или, быть может, определенный дресс–код?

Л.М.: Сейчас во всех московских школах разработаны требования к школьной одежде. Решение о том, каких цветов и фасонов она будет, принимается Управляющим советом комплекса. А дальше родители уже сами решают, где они ее будут покупать или шить. Возможности ведь у всех разные - поэтому правильно, что у родителей есть выбор.

А.П.: Спасибо Вам за интересную беседу.
Последние обновления: