Информационный Центр Правительства Москвы
20 апреля 2024, суббота, 05:05
Жизнь в городе

Электронные административные процедурыв строительстве: успешные реформы в городе Москве

Электронные административные процедурыв строительстве: успешные реформы в городе Москве
В настоящее время предпринимателями и экспертами отмечается положительный результат проведенных мероприятий по переходу на электронное взаимодействие застройщиков и Стройкомплекса Москвы, что позволило сократить временные затраты при реализации инвестиционных проектов. Вместе с тем актуальность начатых реформ сохраняется, и прежде всего в части организации электронного взаимодействия застройщиков с организациями коммунального комплекса и электросетевыми организациями, процедуры которых составляют большую часть всех необходимых при строительстве процедур.
Экспертным мнением по переводу госуслуг в строительной сфере и сокращению административных барьеров поделились специалисты «Института экономики города» - Т.Д. Полиди, исполнительный директор Фонда, и Т.К. Байкова, ведущий юрисконсульт Фонда.


Одним из негативных факторов, препятствующих развитию определенного сектора деловой активности, является наличие избыточных и (или) дублирующих либо слишком длительных административных процедур. Устранение таких административных барьеров способствует как росту инвестиционной привлекательности страны, так и снижению общего уровня коррупции. Одним из секторов, наиболее нуждающимся в снятии административных барьеров в России, является строительство. Об этом свидетельствуют как российские, так и зарубежные исследования.

В 2013 году Правительство Российской Федерации утвердило план мероприятий («дорожную карту») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» (далее –«дорожная карта»).Одной из целей «дорожной карты»названо сокращение административных барьеров в строительстве, включая сокращение количества процедур, связанных с реализацией инвестиционно-строительных проектов, а также совокупного времени и расходов на их прохождение.

В качестве контрольных показателей реализации «дорожной карты»указанным распоряжением определены позиции в рейтинге Всемирного банка «DoingBusiness» по показателю «Получение разрешения на строительство».

Позиция в рейтинге DoingBusiness по показателю «Получение разрешения на строительство»: на момент принятия «дорожной карты» - 178; в 2014 году - 130; в 2015 году – 78; в 2018 году – 34.

По данным доклада «Ведение бизнеса – 2015: Больше, чем эффективность» отмечена впервые отмечена существенная положительная динамика в позиции России по уровню административных барьеров в строительстве – со 178 на 156 место.

Таким образом, Российская Федерация за один год поднялась на 22 позиции:
- количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта,по версии Всемирного банка, сократилось на 16;
- срок прохождения всех процедур сократился более чем на 58 дней.

Хотя пока фактические данные исследования далеки от контрольных показателей «дорожной карты», важно отметить существенные положительные результаты реформ, проводимых Правительством Москвы в части перехода на предоставление административных услуг в сфере строительства в электронной форме.

Переход на прохождение административных процедур в электронном виде предоставляет ряд преимуществ, как для заявителей, так и для органов исполнительной власти. Основными преимуществами электронных административных процедур являются:
- возможность получения услуги из любой точки местонахождения;
- сокращение временных затрат и сроков обработки заявок на получение государственных услуг за счет автоматизации основных процессов;
- прозрачность процедуры – возможность получения информации о ходе предоставления государственных услуг в режиме он-лайн;
- снижение коррупционных рисков.
- создание электронных реестров документов, формируемых в результате прохождения административной процедуры;
- снижение коррупционных рисков.

Правительство Москвы приступилок реализации мероприятий по переходу на предоставление государственных услуг в сфере строительства в электронном виде в 2013 году и менее чем за 2 года достигло заметных результатов.

К настоящему времени из 14 государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и организациями, входящими в Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы(далее – Стройкомплекс Москвы) в электронном виде через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы доступны для получения12 услуг, или 86% всех таких услуг, в том числе:

1. Услуги Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы:
- подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков (согласно постановлению Правительства Москвы от 25 мая 2011 года № 229-ПП);
- подготовка и выдача свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства (согласно постановлению Правительства Москвы 30 апреля 2013 года № 284-ПП);
- предоставление сведений, содержащихся в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы (согласно постановлению Правительства Москвы от 17 января 2013 года № 2-ПП);
- оформление паспорта колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений (согласно постановлению Правительства Москвы 28 марта 2012 года № 114-ПП);
- согласование дизайн-проекта размещения вывески (согласно постановлению Правительства Москвы 28 марта 2012 года № 114-ПП) – предоставляется исключительно в электронной форме.

2.Услуги Комитета государственного строительного надзора города Москвы:
- выдача разрешения на строительство (согласно постановлению Правительства Москвы от 17 апреля 2012 года № 145-ПП) - предоставляется исключительно в электронной форме;
- предоставление заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации (согласно постановлению Правительства Москвы от 17 сентября 2013 года № 611-ПП);
- выдача разрешения на ввод объектов в эксплуатацию (согласно постановлению Правительства Москвы от 17 апреля 2012 года № 145-ПП) - предоставляется исключительно в электронной форме;
- подача застройщиками извещений о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (согласно постановлению Правительства Москвы от 17 сентября 2013 г. № 611-ПП);
- подача застройщиками извещений об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (согласно постановлению Правительства Москвы от 17 сентября 2013 г. № 611-ПП).

3. Услуги Государственного автономного учреждения города Москвы «Московская государственная экспертиза»:
- проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (согласно постановлению Правительства Москвы от 21 марта 2013 года № 153-ПП) - предоставляется исключительно в электронной форме.

4.Услуги Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства:
- подача ежеквартальной отчетности застройщиков о деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (согласно постановлению Правительства Москвы от 3 июля 2012 г. № 317-ПП).

К настоящему времени 4 процедуры предоставляются исключительно в электронной форме, а с 1 июля 2015 года планируется обеспечить переход на исключительноэлектронное предоставление следующих административных процедур:
- выдачу заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, с сокращением срока предоставления процедуры с 10 до 5 рабочих дней;
- подачу извещений о начале и (или) окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.

Статистические данные за три года практики прохождения административных процедур в электронном виде свидетельствуют о стабильном росте количества обращений относительно прохождения административных процедур в строительстве в электронной форме.

По данным Стройкомплекса Москвы, по итогам 2013 года на прохождение административных процедур в сфере строительства в электронном виде подано 12% заявок от общего числа заявок на прохождение административных процедур в строительстве. В 2014 году этот показатель составил 33%, а за первый квартал 2015 года - 45% заявок.

Наиболее востребованными административными процедурами в указанной сфере являются:
- подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков;
- подготовка и выдача свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства;
- предоставление заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации;
- оформление паспорта колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений;
- подача застройщиками извещений о начале и (или) окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.

При этом стремительный рост показало количество заявок на получение заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации в электронном виде: соответственно в 2013, 2014 и 2015 годах 33%, 57% и 98%.

В настоящее время предпринимателями и экспертами отмечается положительный результат проведенных мероприятий по переходу на электронное взаимодействие застройщиков и Стройкомплекса Москвы, что позволило сократить временные затраты при реализации инвестиционных проектов. Вместе с тем актуальность начатых реформ сохраняется, и прежде всего в части организации электронного взаимодействия застройщиков с организациями коммунального комплекса и электросетевыми организациями, процедуры которых составляют большую часть всех необходимых при строительстве процедур.
Последние обновления: