Информационный Центр Правительства Москвы
29 мартa 2024, пятница, 10:17
Жизнь в городе

Сергей Лёвкин: Одно из основных направлений деятельности Департамента градостроительной политики - развитие строительной науки

Сергей Лёвкин: Одно из основных направлений деятельности Департамента градостроительной политики - развитие строительной науки

О развитии строительной науки в столичном регионе, в частности, о типовом проектировании, высотном строительстве, а также о реализации нового проекта комбинированного образовательного учреждения в интервью корреспонденту Информационного центра Правительства Москвы Наталье Голубевой рассказал руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Иванович Лёвкин.

Н.Г: Здравствуйте, Сергей Иванович!
Сергей Иванович, одно из основных направлений деятельности Департамента градостроительной политики - развитие строительной науки. Какие ее направления сегодня наиболее актуальны?

С.Л: Наиболее актуальные для Москвы направления строительной науки полностью согласуются с приоритетными направлениями градостроительного развития города. Среди этих направлений можно выделить следующие: энергосберегающее домостроение, типовое проектирование, подземное строительство и инженерные коммуникации; высотное строительство, дорожно-транспортное строительство, включая метростроение, научно-техническое сопровождение обеспечения безопасности эксплуатации уникальных зданий и сооружений с помощью современных автоматизированных средств, оптимизации нормативных требований к жилым зданиям и объектам социального назначения массового строительства, инновационные импортозамещающие технологии и материалы, организация экспериментального проектирования и строительства как инструмента внедрения инноваций.

Н.Г: Расскажите, пожалуйста, кто курирует данное направление работы департамента?

С.Л.: В структуре нашего департамента сформировано специализированное Управление научно-технической политики, которое курирует разработку не только новых технических и технологических решений в строительстве, но и нормативно-технической базы, которая служит основой всего проектирования и строительства.

Н.Г.: Давайте поговорим о типовом проектировании. Насколько востребованы разрабатываемые по заказу Департамента типовые проекты, в частности, социальных учреждений? Реализуются ли они городом или инвесторами?

С.Л.: Действительно, по заказу департамента были разработаны проекты детских садов различной вместимости – на 120, 190 и 280 мест, которые в 2013 году были внесены в Реестр типовой проектной документации, формируемый Минстроем России, и получили статус «типовых».

В Адресную инвестиционную программу внесены пять ДОУ по данным проектам, два из них уже введены в эксплуатацию: на 190 мест в микрорайоне 2В в Куркино на Северо-Западе столицы и на 280 мест на ул. Радио в Зеленограде. Еще по трем адресам ведется проектирование и строительство: ул. Солнечногорская; р-н Бескудниковский, мкрн. 7, корп. 11, Некрасовка, квартал 8А.

За счет инвесторов ДОУ по типовому проекту на 190 мест возводится по двум адресам: в «новой» Москве на территории Троицкого административного округа в деревне Зверево и в Московской области в деревне Зайцево.

В 2014 году статус «Типового» получили еще пять проектов, представленных Департаментом градостроительной политики города Москвы: четыре проекта ДОУ и один проект блока начальных классов. Сегодня ведется работа по подбору участков из АИП для их дальнейшей привязки.

Н.Г.: Департаментом разработан принципиально новый проект комбинированного образовательного учреждения – трансформируемый блок начальных классов – детское дошкольное учреждение. Расскажите подробнее об этом проекте, что он из себя представляет?

С.Л.: Этот проект уникальный, аналогов ему не существует. В конструктив здания заложена возможность трансформации, в зависимости от демографической ситуации, групповых ячеек детского сада в школьные классы и обратно. При этом затраты на переоборудование помещений несравнимы с затратами на строительство нового здания образовательного учреждения или его капитальное переустройство.

В 2014 году работа по проектам комбинированного здания «Блок начальных классов с дошкольным отделением» была одобрена Мэром Москвы С.С. Собяниным. Пилотные проекты с применением разработанных решений планируется выполнить в рамках Адресной инвестиционной программы: в 2015 году – проектирование, в 2016 – строительство. Для реализации уже подобраны площадки в Западном, Юго-Западном и Северо-Западном административных округах Москвы.

Н.Г.: В Москве построено достаточно много высоток, которые во многом определяют лицо нашего города. Однако спасению людей из них при возникновении чрезвычайных ситуаций долгое время не уделялось должного внимания. Какие шаги делаются сейчас в данном направлении?

С.Л.: В целях нормативно-технического регулирования аварийно-спасательных средств спасения людей из высотных зданий по заказу Департамента градостроительной политики города Москвы в 2013 г. разработан национальный стандарт «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные средства спасения из высотных зданий», который утвержден и введен в действие Росстандартом в установленном порядке.

Кроме того, создана Межведомственная рабочая группа по вопросам формирования нормативно-технической базы по проектированию, строительству и эксплуатации высотных зданий в городе Москвы. Ее участниками стали: Департамент градостроительной политики города Москвы, Москомархитектура, Москомэкспертиза, Мосгосстройнадзор, ГУ МЧС по г. Москве и ведущие профильные специализированные организации в области высотного строительства.

В настоящее время формируется перечень первоочередных нормативно-технических документов по высотному строительству регионального и федерального статуса. И уже сформирован и утвержден план-график мероприятий по формированию нормативно-технической базы высотного строительства, в том числе по обеспечению пожарной и комплексной безопасности высотных зданий и сооружений.

Н.Г.: Сергей Иванович, Вы являетесь заместителем председателя Объединенного научно-технического Совета по вопросам градостроительной политики и строительства города Москвы (ОНТС). На одном из совещаний Вы говорили, что с 1 января 2016 года в городе будет прекращено строительство панельных домов устаревших серий. У застройщиков остается немного времени, чтобы модернизировать свои производства, успеют ли они это сделать? На заседания ОНТС выносится очень широкий круг вопросов. По какому принципу происходит их отбор?

С.Л.: 25 сентября 2014 года на заседании ОНТС по вопросам градостроительной политики и строительства состоялось утверждение критериев-требований к новым сериям жилых домов. Указанные стандарты включают ряд градообразующих принципов формирования комфортной жилой среды: варьирование этажности здания, гибкие планировочные решения квартир и блок-секций, разнообразие фасадных решений, градостроительная гибкость планировки застройки, комфортные объемно-планировочные решения уровня первого этажа.

В настоящее время Москомархитектурой одобрено 6 проектов архитектурно-градостроительных решений новых серий жилых домов, спроектированных в соответствии с этими принципами.

В рамках созданной совместно с Москомархитектурой и Департаментом строительства Рабочей группы проводятся регулярные совещания с руководством домостроительных комбинатов с целью урегулирования вопросов, связанных с модернизацией существующих серий.

На сегодня из 10 крупных застройщиков: 3 предприятия полностью модернизированы, еще 6 планируют завершить модернизацию в 2015 году, 1 – к концу 2016 года.

Н.Г.: В СМИ появилась информация, что московские власти могут отказаться от применения асфальтобетона при строительстве и ремонте дорог, заменив его бетонным покрытием. С чем связано такое решение?

С.Л.: Московские власти уделяют самое пристальное внимание разработке и применению новых высокоэффективных и долговечных дорожных покрытий. В этой связи отказ от применения асфальтобетона при строительстве и ремонте дорог нецелесообразен в силу экономических причин. Такой материал, как бетон, несомненно, имеет свои достоинства: он надежнее и долговечнее, чем асфальт, стоек к разрушению при знакопеременных температурах эксплуатационной среды и межремонтный срок службы покрытия достаточно большой. При этом стоимость его достаточно высока, производство сложнее, необходимы специалисты более высокой квалификации, срок выполнения работ более продолжительный, а сами дороги более шумные и пыльные, чем асфальтовые. Для повышения безопасности эксплуатации автомобильных дорог, снижения рисков образования колейности Департамент организовал разработку на базе Московского автодорожного института высокоэффективных щебеночно-мастичных сероасфальтобетонных смесей и сероасфальтобетонов с подготовкой соответствующего национального стандарта.

Эти разработки призваны повысить эффективность использования нефтяных дорожных битумов за счет их модификации добавкой модифицированной серы при производстве щебеночно-мастичных сероасфальтобетонных смесей, а также обеспечения экологической чистоты производства щебеночно-мастичных серосодержащих асфальтобетонных смесей, в которых до 30% битумного вяжущего заменяется модифицированной серой.

Н.Г.: В связи с непростой экономической ситуацией в стране все чаще поднимается вопрос об импортозамещении. Расскажите, как проходит данный процесс в сфере строительства? Планируется ли Вы заменять при строительстве объектов импортные товары на российские аналоги?

С.Л.: В 2014 году Департаментом градостроительной политики был проведён предварительный анализ обеспеченности строительной отрасли города Москвы строительными материалами, изделиями, конструкциями и оборудованием.

По итогам этой аналитической работы были представлены материалы о не имеющих российских аналогов импортных технологиях и оборудовании, применяемых при строительстве и эксплуатации на территории Москвы. Эта работа была проведена для рассмотрения возможности организации отечественного производства.

В целях приоритетного применения продукции отечественного производства при строительстве объектов Адресно-инвестиционной программы города Москвы на второе полугодие 2015 года в составе Московского территориального строительного каталога запланировано формирование Реестра продукции импортозамещения.

В настоящее время разработана структура классификатора материально-технических ресурсов, основанная на последних версиях общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции и услуг.

Н.Г.: Департамент занимается разработкой и пополнением Московского территориального строительного каталога, который включает в себя результаты исследований и разработок в области создания новых материалов и технологий. Насколько он необходим для инвесторов?

С.Л.: Московский территориальный строительный каталог (МТСК) ведется по распоряжению Правительства Москвы с 1998 года. Его цель – информационное обеспечение эффективного развития строительной отрасли города Москвы, внедрение в массовое городское строительство новых проектов, технологий, конструкций, материалов и изделий.

На сегодняшний день в каталоге собрана максимально полная информация о строительных материалах, изделиях, оборудовании, механизмах и технологических решениях, применяемых в городском строительстве. Перечень наименований содержит более 32 тысяч позиций такой продукции, в том числе инновационной.

Структура МТСК дает возможность ознакомиться со всей номенклатурой продукции разных производителей и сопоставить ее технические характеристики. Эта база данных находится в открытом доступе в Интернете, работать с ней может любое заинтересованное лицо.

До конца 2015 года у пользователей каталога появятся новые возможности получения сведений об укрупненных ценовых параметрах конструктивных и технических решений (до разработки проектной документации) для объектов Адресно-инвестиционной программы г. Москвы. Уверен, что эта функция также будет востребована представителями инвестиционного сообщества.

Н.Г.: Спасибо, Сергей Иванович.

Последние обновления: