Главная  /  Пресс-конференции  /  Пресс-конференция Сергея Лысикова
31 мая 2016, вторник, 12:57

Пресс-конференции

03 февраля 2016 Пресс-конференция Сергея Лысикова

3 февраля 2016 года состоялась пресс-конференция заместителя начальника Главного управления - начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Москве полковника внутренней службы Лысикова Сергея Алексеевича на тему: «Проверки субъектов малого предпринимательства главным управлением МЧС России по г. Москве: особенности организации и проведения в 2016-2018 гг.»

Пресс-конференция Сергея Лысикова

ВЕДУЩИЙ

Добрый день, коллеги. Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию на тему: «Проверки субъектов малого предпринимательства Главным управлением МЧС России по г. Москве: особенности организации и проведения в 2016-2018 гг.».
В пресс-конференции принимают участие: Лысиков Сергей Алексеевич, заместитель начальника Главного управления - начальник Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Москве полковник внутренней службы и Селиверстов Сергей Юрьевич, заместитель председателя Совета, исполнительный директор Московского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

С.А. ЛЫСИКОВ

Добрый день, уважаемые коллеги. Я затрону тему пожара, который произошел совсем недавно. Следственными органами возбуждено уголовное дело по ч.2 ст. 167 УК РФ. В настоящее время проводятся необходимые следственные действия. По ходу расследования причин пожара комментарии даваться не будут.
ГУ МЧС РФ по г. Москве проводит ряд мероприятий в рамках взаимодействия с бизнес-сообществом. В течение последних лет нашим Министерством реализуется комплекс мер, направленный на улучшение уровня защищенности граждан на объектах экономики, социальной сферы Москвы. Показатели 2015 года по количеству пожаров, количеству погибших и травмированных, имеют тенденцию к снижению.
В рамках реализации положений Послания Президента РФ Федеральному собранию 2015 г. мы на постоянной основе проводим комплекс мер по снятию административных барьеров и обеспечению информационной открытости надзорных органов нашего Управления.
С 2012 г. у нас действует соглашение между Московским городским объединением «Опора России». В 2014 г. мы заключили соглашение о взаимодействии с учреждением «Малый бизнес Москвы», а также уполномоченным по защите прав предпринимателей г. Москвы. В 2015 г. нами подписано соглашение о взаимодействии с «Московской Ассоциацией предпринимателей», в рамках которого проведено 4 общегородских обучающих семинара с представителями бизнеса в сфере образования. Всего в 2015 году по нашей инициативе на городском уровне проведено 8 конференций и семинаров с бизнес-сообществом, две из который проводились в новом формате в здании Правительства Москвы, т.е. через трансляцию в Интернете, через который нам, в т.ч., задавались вопросы, на которые мы отвечали.
В 2015 году было принято Постановление №1248, которое определило порядок исключения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства из плановых проверок. Если предприниматель находит себя в плане плановых проверок, который размещен на сайте Генеральной Прокуратуры на 2016 год, то в соответствии с данным Постановлением он имеет право, если он может подтвердить документально, что он относится к малому бизнесу в соответствии со ст.№4 ФЗ №209 «о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», то он может отправить в тот орган, который запланировал проверку на 2016 год, прикладывая эти документы, просьбу об исключении из данной плановой проверки. Данное обращение рассматривается соответствующим образом. Мы готовим соответствующий документ, который направляем в Прокуратуру и исключаем его из плана плановых проверок. Это первый пункт. Второй пункт определяется статьей №26.1 ФЗ №224 «о защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении планового государственного контроля». Данная статья говорит о том, что если инспектор приходит на объект, то он обязан разъяснить положение статьи №26.1. если объект надзора, в отношении которого проводится проверка, может представить документы, о том, что он относится к субъекту малого предпринимательства, то проверка не проводится. Составляется соответствующий акт. Данная информация размещена нами на сайте ГУ МЧС РФ по г. Москве и направлена во все перечисленные выше общественные организации для размещения на интернет-порталах. Просим вас также разместить эту информацию.
У нас есть форма, альтернативная Государственному пожарному надзору – пожарный аудит или независимая оценка пожарного риска. Здесь уже не только малый бизнес, но и любой объект защиты. Если он на объекте выполняет независимую оценку риска расчетным путем или выполнением всех требованием пожарной безопасности, устраняет все нарушения, прописанные в ФЗ №123 и нормативных документах пожарной безопасности, т.е. есть даже возможность выбора, каким путем идти предпринимателю. Для этого приглашают специализированную организацию, которая получила аккредитацию в МЧС РФ, и в течение 3-х лет в отношении данного объекта плановые проверки не планируются.
Что касается внеплановых проверок, то перечень есть в ФЗ №294 о вопросах гражданской обороны, защиты населения на территории в ЧС, и где мы проверяем юридическое лицо. Что касается пожарной безопасности, где проверяется объект защиты – ФЗ №224 и №69 ст.№ 6.1 (внеплановую проверку можно проводить по основанию, если от собственника поступает к нам заявление о вводе объекта в эксплуатацию). Остальные вы знаете: поступление информации о причинении вреда или угрозе здоровью и жизни граждан, требование Прокуратуры, поручение Правительства и истечение сроков предписания. Это относится к зданию, сооружению, строению, где у нас осуществляется деятельность. По внеплановым проверкам нет никаких ограничений ни в отношении малого бизнеса, ни кого-либо еще. По своей инициативе мы проводим внеплановые проверки по контролю за выполнением предписаний. Если мы выдаем предписание – это говорит о том, что в ходе первой проверки на объекте были выявлены нарушения. Законы нас обязывают при выявлении нарушений выдать предписание и добиться устранения нарушений.

С.Ю. СЕЛИВЕРСТОВ

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Спасибо, Сергей Алексеевич, за приглашение на это мероприятие и за то многолетнее сотрудничество, которое мы проводим в рамках нашего соглашения. Это и совместные проверочные мероприятия, на которые нас МЧС приглашаем, и участие в разборах спорных ситуаций. МЧС готово идти навстречу. Поправки, которые сейчас приняты, тоже это показывают. Будем надеяться на то, что данные поправки будут способствовать тому, что начинающие предприниматели, которых пугает громада нормативных документов, не будут бояться открывать свое дело. Мы со своей стороны поможем, приложим все свои ресурсы, будем проводить разъясняющие консультации. Тем не менее, не смотря на ослабление проверочных мероприятий, считаю, что предприниматели должны сами для себя принимать ту ответственность, которую они несут, и не только перед сотрудниками, которые у них работают, но и перед третьими лицами. Они должны внимательнее относиться к замечаниям и предписаниям, которые МЧС им приносит. Неоднократно говорили о том, что, когда инспектор приходит с проверочными мероприятиями, предприниматели не должны бояться, а инспектор должен вести себя не как карающий меч, а как консультант, который мог бы в доступной форме подсказать, как и что нужно правильно делать. На это настроено наше взаимодействие с МЧС на налаживание такого взаимодействия. Хотя, конечно, для недобросовестных предпринимателей нужны карающие меры.

С.А. ЛЫСИКОВ

У нас действительно налажено взаимодействие и при рассмотрении административных правонарушений, возбужденных в отношении субъектов малого предпринимательства, мы обязательно приглашаем представителей «Опоры России», чтобы честно и объективно рассмотреть данные дела.
По ФЗ №294 ст.3 о принципах защиты прав предпринимателей, там на втором месте стоит такой принцип как презумпция добросовестности предпринимателей, который подразумевает, что, когда предприниматель начинает осуществлять свою деятельность, е него на объекте соблюдены условия по охране труда, по пожарной безопасности и т.д. в таком случае бояться какой-либо проверки не стоит. Уровень культуры пожарной безопасности растет и иногда даже плановые проверки не выявляют никаких серьезных нарушений, а несущественные нарушения режимного характера устраняются в ходе проверки, и мы не применяем никаких мер административного воздействия.
У нас есть такая форма работы, как консультирование, которой, к сожалению, мало кто пользуется. Очень мало предпринимателей перед открытием своего дела обращаются к нам за консультацией, чтобы обеспечить пожарную безопасность.

Е. ФРОЛОВА – «Новые округа»

Скажите, по Новой Москве обращаются к вам предприниматели по поводу проверки пожарной безопасности?

С.А. ЛЫСИКОВ

Сами предприниматели к нам редко обращаются. Мы проводим проверки на основании плана плановых проверок. Но если предприниматель обращается к нам с просьбой провести проверку, мы можем только проконсультировать его. Он может взять все необходимые документы по своему предприятию и приехать за консультацией.
По Новой Москве также проводятся плановые проверки. На территории ТиНАО в 2015 году было проведено 906 проверок. Для сравнения в Центральном округе было проведено 346 проверок. Там другая плотность застройки и количество юрлиц. В Новомосковском и Троицком округах у нас 2 региональных отдела, которые осуществляют свою деятельность.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Сергей Алексеевич, Вы говорили, что готовы озвучить статистику по 2015 году.

С.А. ЛЫСИКОВ

По пожарам? Да, конечно. На территории Москвы за 2015 год зарегистрировано 6034 пожара. В прошлом году было 6845. На пожарах погибло 149 человек. В 2014 – 155 человек. Травму получили 537 человек. В 2014 – 542 человека. Вы видите, что есть несущественное снижение. Порядка 70-80% погибших и травмированных, к сожалению, приходится на жилой сектор. По отношению к бизнесу от общего числа 50-60% приходятся на жилой сектор.

В. ГЛЯНЦЕВА – «27 сайтов ЗАО»

Хотелось бы уточнить. Допустим, предприниматель увидел свое предприятие в списке и подал заявление на исключение в этот год. А в следующем году он должен подать новое заявление?

С.А. ЛЫСИКОВ

В настоящее время отсутствует реестр субъектов малого предпринимательства. Он есть на сайтах одного из департаментов Москвы, но там зарегистрировались только те предприниматели, которые нуждаются в финансовой поддержке. Сейчас дано поручение ФНС вести такой реестр. При планировании проверок на 2017-2018 год мы будем делать сверку с этим реестром и уже не будем вносить туда данные субъекты малого предпринимательства. Таким образом, в 2017-2018 году проверок в отношении этих субъектов малого предпринимательства не будет.

С.Ю. СЕЛИВЕРСТОВ

По поводу этого реестра возникало очень много вопросов. Как такового реально действующего реестра субъектов малого предпринимательства не было. Предприниматели могли в добровольном порядке зарегистрироваться на сайте Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства в рамках получения неких субсидий для малого бизнеса. Сейчас принято решение и дано получение Налоговой службе сформировать единый реестр таких предприятий.

М. НАБАТНИКОВА – «Аргументы и факты»

Сергей Алексеевич, можно ли назвать какие-то виды деятельности, где среди предпринимателей выявляется наибольшее количество нарушений?

С.А. ЛЫСИКОВ

Не ведем такую статистику. Мы свою работу строим на основе той обстановки с пожарами, которая складывается в Москве. Если в 2014 году было увеличение количества пожаров на предприятиях складского назначения, то мы проверки успеваем запланировать только на 2016 год, проанализировав 2014 год. На 2015 не успеваем, потому что планирование уже начинаем практически летом. Первый план мы выдаем до августа.

М. СОГРИНА – «На Западе Москвы»

Есть статистика по ЗАО? Сколько проведено проверок? Какое количество нарушений выявлено.
И еще вопрос: куда конкретно обращаться предпринимателю для того чтобы с вами проконсультироваться?

С.А. ЛЫСИКОВ

На сайте ГУ МЧС РФ по г. Москве есть список адресный региональных отделов. Они распределены по административным округам. Можно позвонить по телефону Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Окружного или Главного управления МЧС, и мы вам направим туда, где человек сможет получить необходимую консультацию.
По ЗАО подойдите отдельно, и я Вам дам всю выборку.
В прошлом году нами проведены проверки в отношении малого и среднего предпринимательства. Сейчас мы планируем рискоориентированный подход, когда в зависимости от опасности предприятий мы определяем сроки проведения проверок. Сроки у нас там растягиваются не в соответствии с ФЗ №294 от 1 до 3 лет, а на 10 лет. Т.е. если какая-то категория объектов не представляет угрозу пожарной безопасности, то проверки мы там проводим раз в 10 лет. Эта практика не противоречит действующему законодательству, потому что там сказано «не чаще, чем раз в 3 года». Т.е. увеличивать сроки мы можем. Рискоориентированный подход должен вступить в силу с 2018 года.

ВЕДУЩИЙ

К примеру, если какой-то гражданин, там, бывший сотрудник МЧС, разбирающийся в пожарной безопасности, увидел какое-то нарушение, он может обратить ваше внимание на это? Его голос услышат или нет? Или ему надо взаимодействовать с общественными организациями?

С.А. ЛЫСИКОВ

Если выявляется нарушение, гражданин может написать в соответствующий надзорный орган обращение, где перечислит эти нарушение. Надзорный орган рассмотрит данное обращение. Если перечисленные там нарушения признаются, т.е. что они создают угрозу жизни и здоровью людей, то вместе с данным заявлением выписывается распоряжение на проверку – заявление на согласование внеплановой проверки. Оно направляется в Прокуратуру. Если Прокуратура согласовывает, мы в соответствии с ФЗ №69 и №294 проводим внеплановую проверку в полном объеме. Еще один путь, более быстрый, написать данное заявление сразу в Прокуратуру. Если она видит там основание для проверки, она дает требование для проведения плановой проверки.

С.Ю. СЕЛИВЕРСТОВ

Гражданин может заявить и на множество информационных ресурсов, в т.ч., анонимно, а не только в Прокуратуру. К сожалению, зачастую происходит так, что предприниматели пользуются этим и начинают жаловаться друг на друга. А надзорные органы обязаны проводить проверки каждого такого обращения. Мы выступили с предложение на последнем форуме, который проходил с участием Президента нашей страны, что нужно анонимность в данном вопросе исключить.

ВЕДУЩИЙ

Коллеги, в основном, тему раскрыли. Завершаем пресс-конференцию. Спасибо, Сергей Алексеевич, Сергей Юрьевич.