Информационный Центр Правительства Москвы
07 мая 2025, среда, 14:23
Пресс-конференции

Пресс-конференция Сергея Шогурова

18 ноября 2015 года состоялась пресс-конференция начальника Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы Шогурова Сергея Юрьевича на тему: «Осуществление контроля за использованием объектов недвижимости на территории города Москвы в 2015 году».

Пресс-конференция Сергея Шогурова

ВЕДУЩАЯ

Добрый день, коллеги. Сегодня мы проводим пресс-конференцию начальника Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы Шогурова Сергея Юрьевича на тему: «Осуществление контроля за использованием объектов недвижимости на территории города Москвы в 2015 году».

С.Ю. ШОГУРОВ

Добрый день. Мы традиционно проводим пресс-конференцию в конце года, где рассказываем о своих ключевых показателях.
Госинспекция традиционно в год проводила порядка 27000 контрольно-инспекционных мероприятий. Это 3 основных составляющих: план проверок, который мы согласовываем с Прокуратурой; обследование недвижимости города Москвы и земельных участков; работа, которая проводится в рамках проверки объектов недвижимости с целью налогообложения по кадастровой стоимости.
В этом году мы превысили свои традиционные показатели и выходим на цифру 32300 проверок. Это на 19% превышение по отношению к предыдущим годам. В целом, количество нарушений по году составило 4500 нарушений. Это и нарушения в объектах недвижимости, которые находятся в собственности г. Москвы и нарушения, которые выявляются по земельным участкам. Таким образом мы выявили на 12-13% нарушений больше, чем в предыдущие периоды. При этом на протяжение 3 лет мы имеем тенденцию к снижению количества нарушений, которые выявляются в объектах нежилого фонда, которые находятся в собственности г. Москвы. Например, по отношению к 2013 году количество выявленных в этом году нарушений уменьшилось в 3 раза. Таким образом, по объектам нежилого фонда, которые находятся в собственности города, город методично разбирает эти объекты и контроль за нарушениями находится на достаточно высоком уровне. Количество нарушений, которое выявляется по земельным участкам, незначительно растет. В этом году по отношению к предыдущему периоду превышение составило порядка 15-29%. Здесь мы наращиваем свое присутствие и проводим мероприятия, которые проводим в рамках налогообложения. Если мы видим, что земельный участок используется не по целевому назначению, в дальнейшем собственника здания мы привлекаем к ответственности.
Что касается суммы взысканных штрафов, мы находимся в средней своей составляющей – порядка 130 млн. Позже я расскажу об этом подробнее.
Внесены изменения в КоАП г. Москвы, которые вступили в силу 20.07.2015. в связи с этим собираемость составит порядка 120-150 млн в бюджет г. Москвы. В плотном взаимодействии с Департаментом городского имущества мы проводим работу, связанную с выставлением претензий в рамках договорных отношений по земле. Так в этом году Департамент городского имущества дополнительно к нашим штрафам, которые мы начисляем, выставил претензий на сумму порядка 700 млн рублей.
В этом году в КоАП г. Москвы добавилось 4 существенных изменения, которые мы достигли. Мы увеличили суммы штрафных санкций за первичные нарушения от 10% до 30% в случае выявления. Второе – мы ввели новые статьи за неисполнение. Раньше мы штрафовали и после поступления штрафа в бюджет города нарушитель не был замотивирован устранять выявленное нарушение и мог находиться в том же качественном состоянии. Теперь в случае, если нарушитель не устраняет нарушение, через определенных период времени в срок, который указан в предписании, повторно налагается штраф выше от 2 до 5 раз по отношению к предыдущему. Третье – мы ввели новые статьи КоАПа, которые распространяются на объекты культурного наследия. Напомню, что у города порядка 1600 помещений и объектов капитального строительства, которые относятся к объектам культурного наследия. В случае, если нарушения касаются таких объектов, там штрафы соразмерны штрафам, которые сегодня применяет Департамент культурного наследия – до 500 000 рублей (в случае, если меняется целевое использование объекта или он передается иным лицам). Это будет иметь сдерживающее воздействие для арендаторов таких объектов культурного наследия. Четвертое – у нас появились новые статьи, которые касаются процедуры размещения и контроля за сезонными летними кафе. Статья разделилась на 2 части. Одна касается Госинспекции, что касается непосредственно порядка размещения и площадные характеристики. Вторая статья больше касается требований к обустройству летних кафе. Ее администрирует ОАТИ. Это все, что касается запретов на остекление, полукапитальные конструкции и дополнительных требований, связанных с малоподвижными слоями населения.
Пока что мы еще не понимаем процент собираемости, потому что практика показывает: если штрафы увеличились, собираемость падает.
В качестве примера поговорим о земельных участках, которые использовались под стихийную организацию свалок. Только в этом году на территории Москвы порядка 300 юридических лиц были привлечены к такой ответственности. В предыдущей редакции штраф накладывался от 30 000 до 50 000 рублей и не было ответственности за неустранение нарушения. В этом году штраф составил от 50 000 до 150 000, и при этом за неисполнение мы повторно штрафуем и здесь уже штраф увеличивается в 2 раза – до 300 000 рублей.
С летними кафе аналогичная ситуация. Зачастую рестораторы не стоят в разрешенных площадных характеристиках. Сегодня у нас размещение летнего кафе – это не платная услуга для ресторатора - город предоставляет места общего пользования бесплатно. Есть ограничение по периоду размещения летнего кафе. К слову сказать, 15 числа как раз закончился период, к которому рестораторы должны были полностью демонтировать свои конструкции летних кафе. Сейчас мы проверяем и до 26 числа проверим все летние кафе, которые были в схеме. К примеру, если раньше за незаконное размещение летнего кафе, что является стихийным самозахватом земельного участка мест общего пользования, накладывался штраф от 5000 до 10 000 рублей. Сегодня это от 50 000 до 150000 рублей и в случае невыполнения требований - повторный штраф в кратном размере.
В декабре 2013 года Москва приняла постановление №819, по которому кардинально поменялась модель с точки зрения организации работы по объектам самовольного строительства. 723 объекта – это первоначальный список, который город знал на своей территории как объекты самовольного строительства. В 2014 году дополнительно было выявлено еще 470 объектов, которые мы так же отнесли к объектам, которые были размещены без соответствующих документов и разрешений на территории города Москвы. Это увеличение к первоначальному списку на 40%. В 2015 году мы уже имеем базовый список в 2492 объекта – это объекты, которые расположены на территории города незаконно. Все они делятся на 2 категории. Это объекты, которые уже стоят с правами и стоят на кадастровом учете и те объекты, которые располагались на земельных участках без оформленных каких-либо прав. По последней категории процедура предельно проста. Города здесь не уговаривает лиц, которые незаконно разместили объект, а демонтирует объекты собственными силами в лице префектуры и ГБУ «автомобильные дороги». В первом случае, когда на объект оформлено право собственности или есть кадастровый учет, город ведет судебную работу.
В настоящее время из общего объема 1235 объектов уже демонтировано на общую площадь 425 000 квадратных метров. Работа будет продолжаться дальше. Мы прогнозируем, что в 2016 году будет спад, потому что 2015 год был активным с точки зрения этой работы – мы выявили или пресекли порядка 80% незаконных строек, которые шли на территории города. Основная задача этого акта не столько выявить объекты, которые расположены незаконно, сколько обеспечить процедуру пресечения незаконных строек. Если брать статистику начиная с 2015 года, то мы обладали информацией о незаконных стройках – их было 115 по городу. И префектура оперативно пресекает такое строительство путем приостановки работы, вывоза строительной техники, выгоняют рабочую силу с этих участков и не дают развиваться такому незаконному строительству. Из 115 незаконных строек по 110 мероприятия по пресечению проведены и 5 требуют проведения пресечения.
Мы знаем, что город перешел по объектам площадью от 2000 квадратных метров на налогообложение по кадастровой стоимости. В том году мы 11352 объекта обследовали. Из них 3878 объектов попали на налогообложение по кадастровой стоимости. В этом году мы закончили эту работу. Т.е. практически каждый объект площадью больше 2000 квадратных метров мы изучили. 8000 – это был остаток этих объектов, из которых 1368 попадут в перечень на 2016 год и будут платить налоги исходя из кадастровой стоимости, определенной актов Правительства Москвы.
Напомню, что Москва первый субъект, который пошел по практике проведения обследований с целью налогообложения по кадастровой стоимости. То есть в налог можно попасть двумя способами: либо у вас не оформлено разрешение на использование земельного участка – это офисные помещения, объекты торговли, общественное питание и бытовое обслуживание; либо вы фактически сегодня находитесь в объекте и, предположим, у вас земельно-правовые отношения под промзону, но у вас давно уже не промзона, а стоит офисное здание. Соответственно, мы минимизируете свои платежи по земельному участку, но используете здание под торговые цели. Вот для этого и нужна Госинспекция, которая определит, что этот объект используется под торговые цели и его необходимо включать в адресный список для налогообложения по кадастровой стоимости. Так вот, понимая, что в 2014 году мы будем испытывать сложности с допуском в объект, мы заложили сразу инструмент, который мы будем использовать в случае, если сотрудников Госинспекции не допускают в здание, но по всем внешним признаками мы видим, что оно офисное либо торговое помещение, мы составляет акт о недопуске и включаем его в Постановление. В 2014 году 11% собственников нас в здание не пустили и попали в этот список по недопуску, то в 2015 году эта цифра уменьшилась в два раза. Т.е. собственник заинтересован впустить нас, особенно там, где он понимает, что у него пограничная ситуация по пользованию объектом. Напомню, что в налог можно попасть, если у вас больше 20% объекта недвижимости используется под офисы, либо под торговые цели.
Госинспекиця потихонечку вооружается. Сегодня мы активно используем все архивные сведения, все что касается ортофотопланов, оснащения Госинспекции квадрокоптерами и иными техсредствами. Мы подключены ко всем средствам городского видеонаблюдения. У нас есть автомобиль, который курсирует по городу и в режиме «Яндекс. Панорамы», но в лучшем качестве склеивает фотографии. Которые фиксируют состояние того или иного объекта. В следующем году этот автомобиль научится еще и мерить площадь летних кафе, которые расположены на центральных улицах и стоят в пределах видимости автомобиля. Таким образом мы стараемся уйти от человеческого фактора, когда инспектор был вынужден выходить на объект и измерять его. По нашим экспертным оценкам мы охватим этим автомобилем порядка 80% летних кафе. Машина сама будет определять признаки нарушения и далее уже по нашей технологии будет формироваться административное дело. Погрешность минимальная есть. Мы учтем ее при тонких настройках автоматизированной системы.
В этом году по летним кафе мы выявили 85 нарушений. Это летние кафе, которые были размещены без соответствующих разрешительных документов, либо которые стояли со значительным превышением разрешенной площади. Здесь важно понимать, что при расчете разрешенной площади летнего кафе учитывается прежде всего безопасность пешеходов и автомобилистов, потому что оно не должно загораживать выезд автотранспорта, особенно на перекрестках, не должно сужать проход для пешеходов и т.д. В этом году у нас даже был комичный случай с «плавающими» кафе, когда на Неглинной при нашем появлении тумбочки двигаются, а затем снова загораживают проход для пешеходов.
В том году мы говорили о том, что создали информационную систему, когда город будет разбираться в технологиях сравнительного анализа изменений конфигурации зданий. Напомню, у нас есть все ортофотоснимки города, начиная с 1998 года. Далее инспектору просто нужно понять, как с течением времени менялась геометрия здания и были ли на это разрешительные документы. С 2014 по 2015 гг. по такой технологии выявлено более чем 193 объекта. Как правило, не каждый инспектор обладает исторической памятью о том, каким объект был, например, в 2005 году и в каком состоянии он стоит сегодня. Поэтому, в этом инструменте мы видим большой задел, а самое главное, что для нас это огромная доказательная база.
Хочу поблагодарить коллег с территориальных органов, управы и префектуры, которые активно занимаются сегодня процедурами выявления, а так же те госорганы, которые сегодня обеспечивают демонтаж тех незаконных объектов, которые выявляются в процессе.
В 2016 году город для себя определил, что все летние кафе, расположенные на стилобатах и крышах зданий, подлежат приведения в соответствии с действующим порядком. В городе порядка 80 кафе, которые стоят на крышах. Не всегда эти крыши являются эксплуатируемыми. Это не городская прихоть. Это действия, которые направлены на безопасность граждан при посещении мест общественного питания. Начиная с января-феврали Госинспекция будет проходить с рейдом по таким кафе. Как правило, летние кафе, которые расположены на крышах, на зимний период не демонтируются. На них будет распространяться то же правило: они будут стоять осенне-летне-весенний сезон и начиная с 15 ноября они подлежат демонтажу, как и остальные летние кафе на территории Москвы. Мы каждому ресторану с летним кафе вручили уведомление и проинформировали их о нововведениях. Надеемся, что за активных 2-3 месяца рестораторы подключатся к этой работе и приведут свои крыши в надлежащее состояние.

Е. СЕМЕНОВА – «Аргументы и факты»

Что делать ответственным рестораторам, у которых летние кафе на стилобате и на крыше нарушают какие-то нормы, куда им обратиться, чтобы привести в соответствие свои строения?
Какие нарушения сейчас фиксирует ваша инспекция в парках?
Как часто меняется кадастровая стоимость?

С.Ю. ШОГУРОВ

Отвечу по порядку.
Есть предельно простая процедура – это госуслуга. Ресторатору необходимо подать в рамках оказания госуслуги заявление в Префектуру, приложив минимальный комплект документов. Все остальное город сделает сам. Срок оказания госуслуги – порядка 30 рабочих дней, за которые город принимает решение о возможности летнего кафе, исходя из требований, которые предусмотрены Постановлением. Это что касается летних кафе, размещаемых на стилобате или крыше.
По поводу парковых зон – это, как и ВДНХ и ООПТ, тоже периметр нашего контроля. Мы плотно взаимодействуем с Департаментом культурного наследия и Департаментом природопользования. Есть особый порядок размещения на этих территориях и летних кафе, и некапитальных конструкций, которые должны удовлетворять требованиям населения. В этом плане процентов на 80-90% мы сегодня расчистили эти территории. Объекты, которые сегодня там расположены – это те объекты, которые включены в схему и находятся на территории на законных основаниях.
Что касается кадастровой стоимости, законодательством предусмотрено, что раз в два года, не чаще, может проходить оценка объектов. Москва второй раз провел оценку в 2014 году. Сегодня действует именно эта оценка. Это компетенция Департамента городского имущества. В этом году новая оценка не заказывалась. Здесь мы можем должно рассуждать по методологии, рассуждать над теми ошибками, которые применяются при массовом кадастровом режиме. Для минимизации погрешности здесь заложено большое количество инструментов. Эту оценку можно оспорить и индивидуальной оценкой – есть специальная комиссия в Росреестре, которая принимает такие заявки и рассматривают. Поэтому, несогласный собственник может сделать собственную оценку и обжаловать результаты. Если будет принято положительное решение, то дальнейшее налогообложение по кадастровой стоимости будет исходить из той оценки. Которую примет комиссия у себя на рассмотрении.

ВЕДУЩАЯ

Если вдруг пользователь не согласен с результатами проведенных вами мероприятий по определению фактического использования объекта недвижимости, куда ему обращаться? Как организована работа по рассмотрению таких обращений? Много ли таких обращений? Спорят ли с вашими решениями?

С.Ю. ШОГУРОВ

Спорят, коллеги. И правильно делают, что спорят.
Напомню, что мы ходим не одни, т.е. это не только инспектор Госинспекции, а коллектив, состоящий из специалистов технического учета. Это представители Департамента торговли, если объект является торговым. Если это промзона, то это представители Департамента промышленности и науки. Это коллективная подпись под актом, который говорит о том, что объект используется по такому-то назначению. Если собственник не согласен с нашими результатами, он вправе обратиться в комиссию, которая создана при Департаменте экономической политики. Эта комиссия в 2015 году рассмотрела более 200 таких обращений. Решения комиссии о необходимости проведения повторных мероприятий, когда комиссия соглашалась с доводами заявителя – по 179 объектам было принято решение повторно выйти на объект и рассмотреть его на предмет использования. Так вот, баланс из 179 объектам, по 60 объектам – они так же остались объектами торговыми и офисными, и по 119 город поменял свою модель и сказал, что эти объекты не используются под торговые цели. Среди них как правило оказывались объекты, в которые мы не попали.

Е. КАЛИНИН – «Московская перспектива»

Вы сказали, что по Москве было 115 незаконных строек, из которых 110 пресечены. Можно поподробнее рассказать?

С.Ю. ШОГУРОВ

Я бы не хотел сегодня адресно обсуждать стройки, по которым проводились процедуры пресечения.
Есть два направления. Первое – это то, что касается незаконной реконструкции. Это когда, например, на территории промзон объекты с высокими потолками продаются как апартаменты. Реконструкция так же требует разрешительных документов. Если даже сам объект недвижимости, не меняя свои внешние габариты, меняет свою этажность внутри – это относится к простой реконструкции и требует разрешительный документ. Поэтому, были и такое объекты, и объекты, которые самовольно возводились.
Про адресные объекты мы можем отдельно предоставить информацию.
Мы иногда сталкиваемся с ситуациями, когда даже жители составляют коллективную жалобу и просят оставить тот или иной объект, но мы всегда смотрим через призму угрозы жизни и здоровью граждан. Простой пример: пойдете ли вы в ресторан, зная, что он построен без разрешительной документации, без экспертизы, и конструктив здания, вполне возможно, может пошатнуться. Наверное, нет.

ВЕДУЩАЯ

Вы немного сказали о технологиях, о машинах, которые будут ездить сами собой. Чуть-чуть подробнее можно рассказать о технологиях, которые используются вами для выявления самостроев и незаконных объектов? Каков порядок демонтажа таких объектов, если принимается решение демонтировать? Сколько человек вообще в принципе работает в поле каждый день?

С.Ю. ШОГУРОВ

Штатная численность Госинспекции претерпела изменения в этом году с учетом оптимизации, которая коснулась всех госорганов. Но самое главное, что нам удалось сохранить весь инспекторский состав. Мы его не сокращали. У нас 147 штатных единиц на всю Москву. В год нагрузка на одного в рабочий день – это одно обследование. С точки зрения технологии, мало увидеть нарушение. Нужно еще поковыряться в архивах, построить доказательную базу, изучить историчность развития объекта и т.д. Это съедает большое количество времени. Поэтому, одна проверка в день как средненагрузочный показатель, я считаю, достаточно высокий. Инспектора часто задерживаются на работе, где-то даже в неурочное время возвращаются домой, фотографируя объекты, изучая их и т.д. основные наши инструменты – это архивирование всех панорам Москвы, это ортофотосъемка с самолета. Раньше Москва снималась один раз в год, но теперь 2 раза в год. Так же, мы пользуемся системой видеонаблюдения, нашим автомобилем, и общегородскими системами, к которым мы подключились. Мы вооружились информацией практически по всем госорганам, которые выдают какие-то разрешительные документы.

ВЕДУЩАЯ

А как гражданин может пожаловаться на самострой? Много ли таких жалоб поступает от граждан?

С.Ю. ШОГУРОВ


Общественный контроль набирает обороты. Все мы знаем про портал «Наш город» - абсолютно рабочий инструмент. Порядка 3500 обращений в год приходит к нам, жалоб, начиная с ограничения мест общего пользования, заканчивая незаконным размещением летних кафе, незаконным коммерческим строительством и т.д. В рамках Портала у нас есть 7 дней, чтобы мы подтвердили или опровергли проблему.
В этом году через портал «Наш город» поступило порядка 2500 обращений. По статистике, там, где идет незаконное коммерческое строительство, процент попадания жителей очень высокий, потому что на Портале есть инструмент, когда можно посмотреть, есть ли разрешение на строительство, или нет, и только после этого вы обращаетесь в Гоинспекцию.
В минимальном количестве поступали обращения по размещению летних кафе.
Дворовые территории – это больная тема. Это ограничение мест общего пользования, какие-то незаконные гаражи. Но в целом, если посмотреть статистику, то желающих сегодня что-то незаконно размещать на дворовых территориях, что-либо стихийно поставить (объекты торговли или питания), все меньше и меньше. Профилактические и административные меры, а также инструменты, которые появились в Москве за последние 2 года, дают свой эффект.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Много проблем с входными группами, когда на первом этаже располагается не квартира, а магазин или еще какое-то заведение, и вместо простого входа строят дополнительные капитальные или полукапитальные строения. Этого много именно в жилых массивах Москвы.

С.Ю. ШОГУРОВ

По старомосковской традиции напомню, что входная группа может быть не более 10 квадратных метров. Раньше действовало Постановление, по которому Мосжилинспекция в случае, если первые этаже не жилые или есть какие-то встроенные/пристроенные помещения нежилого назначения, выдавала разрешение на размещение таких входных групп. Но зачастую данные входные группы использовались не как входные группы. Фактически, собственник помещения наращивал свою площадь и торговал уже в этой входной группе. Поэтому, здесь две составляющие. Те входные группы, которые были построены в соответствии с выданным разрешением, но которые используются сегодня для организации торговли – совместно с префектурами мы обеспечиваем приведение в надлежащее состояние. Т.е. она должна вернуться и быть просто входной группой. В случае, если входная группа была возведена без разрешительных документов, на нее распространяется вся та же технология, и префектура приезжает и ломает, освобождает земельный участок от незаконно размещенной входной группы.

ВЕДУЩАЯ

По поводу промзон и действующих заводов. Если на территории действующего завода расположено здание, в котором размещены службы завода, то такие объекты подлежат налогообложению по кадастровой стоимости или нет?

С.Ю. ШОГУРОВ

Закон един для всех. Это офисное здание на территории промзоны. Но в законодательство Москвы внесены изменения, по которым они могут получить льготу до 70% в рамках налогообложения в случае, если в этом здании реально расположено управление завода.

ВЕДУЩАЯ

Как по округам выглядит ситуация? Есть ли среди округов Москвы лидер по незаконным объектам?

С.Ю. ШОГУРОВ

Традиционно ЦАО. ЦАО лидеры во всем: размещение летних кафе, самовольному строительству, объектам для налогообложения, а также с точки зрения организации работы по демонтажу. При этом они ломают и большие капитальные объекты.

ВЕДУЩАЯ

А в Новой Москве какая-то работа ведется Вашей инспекцией?

С.Ю. ШОГУРОВ

Безусловно. У нас на всю Новую Москву боевой коллектив из 5 инспекторов. Здесь мы идем пошагово и стараемся пока смотреть территорию, которая расположена ближе ко МКАДу. Будем потихонечку спускаться, ближе на юг. Проблематика та же самая – незаконное строительство. У нас есть проблемы, связанные с получением документов, которые когда-то являлись основанием для стройки, потому что все разрешения Московской области нам тяжело получить.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо большое. Мероприятие окончено.