Информационный Центр Правительства Москвы
16 июня 2024, воскресенье, 12:47
Пресс-конференции

Пресс-конференция «Позиция Москвы в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ и рейтинге Всемирного банка»

11 ноября 2015 года состоялась пресс-конференция на тему: «Позиция Москвы в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ и рейтинге Всемирного банка»

Пресс-конференция «Позиция Москвы в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ и рейтинге Всемирного банка»

ВЕДУЩИЙ

Добрый день, коллеги. Сегодня мы проводим пресс-конференцию на тему: «Позиция Москвы в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ и рейтинге всемирного банка».
Пресс-конференцию проводит Лёвкин Сергей Иванович, руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы.
В работе пресс-конференции принимают участие Пономарёва Татьяна Евгеньевна, старший специалист по инвестиционной политике Всемирного Банка и Шапочка Екатерина Геннадьевна, руководитель практики консультационных услуг государственным органам и организациям государственного сектора компании PricewaterhouseCoopers (PWC) в России.

С.И. ЛЁВКИН

Добрый день, уважаемые друзья.
За последние 5 лет Правительство Москвы и лично С.С. Собянин уделяют большое внимание позиции Москвы в различных рейтингах. Сегодня мы поговорим о двух: рейтинг Всемирного Банка «Doing Business» и о Национальном рейтинге инвестиционного климата в субъектах РФ.
Департамент градостроительной политики является уполномоченным органом на формирование позиции в этом рейтинге. В целом, «Doing Business» оценивает деятельность по 11 направлениям, в т.ч. и по получению разрешения на строительство.
РФ по итогам оценки рейтинга «Doing Business-2016» (потому что оценка делается в текущем году на прогнозный год) поднялась на 11 позиций и заняла 51 место. Всего в рейтинге участвуют 189 стран. Это неплохое место. 27 октября Всемирный банк подвел такие итоги. В части одного из направлений, которое ведет Департамент градполитики совместно с другими органами власти, Минстроем РФ, Министерством экономической политики, Агентством стратегических инициатив – это большая совместная работа.
Если говорить о 5-летнем периоде, то в 2010 г. Москва находилась на 182 месте. По итогам рейтинга этого года мы поднялись на 119 место. В прошлом году мы были на 156 месте. При этом в 2010 году у нас было зафиксировано Всемирным Банком 58 процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта. По итогам рейтинга этого года – 19 процедур. По отношению с прошлым годом произошло сокращение на 3 процедуры.
Эталонный объект – это складской объект площадью 1300 метров, двухэтажный, в котором возможно размещение и хранение безопасных товаров. Исходными условиями являются уже оформленные земельные отношения на момент определения процедур, имеется проектно-сметная документация в полном объеме и проведены все изыскания, и этот объект нужно подключить только к 2 ресурсам: вода, водоотведение (канализация). Другие объекты имеют другое количество процедур.
По итогам оценки Всемирного Банка у нас на строительство эталонного объекта необходимо 244 дня. В Санкт-Петербурге – 309 дней.
Впервые при оценке показателей этого рейтинга в этом году был применен критерий – Индекс качества строительства. Он оценивает качество нормативного регулирования строительства, контроля за качеством и механизм безопасности. Москва набрала 14 баллов из 15 возможных. Это очень хороший показатель. Это позволило нам так динамично подняться в части занимаемого на сегодняшний день место.
В период подготовки к оценке нами было многое сделано. У нас второй год имеется «дорожная карта». Исходя из предыдущих рейтингов, мы сделали выводы и усилили работу в части доказательной базы, регуляторной и нормативной. По этой «дорожной карте» у нас прошла оптимизация. Мы утвердили новые правила ведения земляных работ на оформление ордеров, отменили 13 документов. Количество документов, которые требуются для заявления, на отдельных этапах – 2 или 6. Мы исключили из участия Градостроительно-земельной комиссии рабочей группы выпуск ГПЗУ для объектов, под которые попадает эталонный объект. В этой части мы пришли к сроку не более 30 дней выпуска ГПЗУ, который оформляет сама Москомархитектуры без рабочей группы и ГЗК, выдавая его застройщику по его заявлению. Мы утвердили порядок проведения контрольно-геодезической съемки и передачи исполнительной документации в уполномоченный орган. Мы поняли уже с 2010 года, что нам нужно плотно работать в части информирования специалистов Всемирного Банка. Нормативно, юридически у нас закреплены отмены процедур, но надо убедить специалистов Банка, что это работает на практике. Потому что Всемирный Банк оценивает по практическим действиям принятых документов. В этом году мы более эффективно и качественно построили это информационное взаимодействие. В том числе, была поездка в Вашингтон, где 2 дня мы общались со специалистами Банка с большим пакетом документов в электронном и печатном виде – с доказательной базой того, что было сделано.
Второй рейтинг – это Национальный рейтинг, который недавно ведется в РФ Агентством стратегических инициатив. Там есть разные направления. Буду говорить о направлении эффективности процедур по выдаче разрешения на строительство. По итогам рейтинга этого года Москва поднялась и вошла во вторую группу из четырех и заняла 13 место из 76 участвующих в рейтинге субъектов. На сегодняшний день зафиксировано, что на строительство модельного объекта необходимо 117 дней (в прошлом – 228 дней), и степень удовлетворенности государственных и муниципальных органов по 5-балльной шкале мы получили 4,5.
Здесь, чтобы достичь таких результатов, был установлен нормативный запрет принятия Госэкспертизой документации, в которых имеются ненужные, запрещенные согласования органов власти или организаций. Порой застройщики по привычке шли и согласовывали проект, хотя нормативно это было Москвой отменено. Второе, в части порубочного билета, я уже сказал, что по Всемирному Банку, что по Национальному рейтингу, это тоже сыграло свою роль в части отмены процедур и сокращению сроков его получения. Третье – было отменена необходимость получения колористического паспорта, потому что у нас есть АГР. Префектуры, исключены их полномочия в сфере градостроительства. Больше нет никаких с ними согласований. Это тоже исключение процедур. И ряд процедур были сокращены с точки зрения сроков, в т.ч., земляные работы с 14 до 7 дней, экспертиза проектной документации неуникальных и особо опасных объектов с 50 до 45 дней, типовых с 50 до 30 дней. Все это сыграло роль. Подчеркну также, что Москва – первый субъект РФ, который перевел все госуслуги в градостроительной сфере в электронный вид. Напомню, что их 12. На сегодняшний день 7 процедур из 12 предоставляются исключительно в электронном виде. Кроме того, в прошлом году РФ приняла исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства. Он состоит з установленных ФЗ, и есть допущения, установленные региональным законодательством (у нас их 8), которые необходимы с точки зрения позиции субъекта. У нас ряд процедур в Москве должны быть дополнительны к тому федеральному перечню. Так вот, мы эти процедуры регламентировали, и это тоже сыграло свою роль с точки зрения оценки. 

Т.Е. ПОНОМАРЁВА

Мы работаем с Москвой плотно уже несколько лет по исследованию ведения бизнеса и многие вопросы уже много раз проговорены, и московские специалисты прекрасно знают нюансы нашего исследования. Тем не менее, Исследование ведения бизнеса проводятся группой Всемирного Банка ежегодно. В нем участвует 189 стран. Чтобы сравнивать эти страны, используются стандартизированные сценарии. Для строительства этот сценарий – двухэтажный склад на окраине города. Рейтинг в данном случае фиксирует самый простой процесс строительства. В исследовании рассматриваются показатели, которые относятся к регулированию бизнеса. Фокусом исследования являются малые и средние отечественные предприятия. В прошлом году произошли изменения в методологии исследования. Одним из изменений было добавление Санкт-Петербурга в рейтинг в пропорции 70% для Москвы 30% для Санкт-Петербурга, пропорционально населению. То же самое произошло для всех других стран, население которых превышает 100 млн. Исследование основывается на данных из официальных источников. оно не является всеобъемлющем, т.е. не может охватывать все аспекты деловой среды. В исследовании не участвуют такие критерии как безопасность, макроэкономическая стабильность, коррупция, квалификация рабочей силы, близость к рынкам, нормы, связанные с иностранными инвестициями, или состояние финансовой системы. Исследование рассматривает 11 сфер регулирования предпринимательской деятельности и 10 из них включены в общий рейтинг. Например, при создании предприятий исследование рассматривает регистрацию предприятий и регулирование рынка труда. Регулирование рынков труда – это 11 показатель, который не входит в общий рейтинг. В ходе текущей деятельности фирмы рассматриваются вопросы, связанные с налогообложением и международной торговлей. При размещении предприятий рассматривается получение разрешения на строительство, подключение к системе электроснабжения (которое несколько лет назад была выделена из показателя получения разрешения на строительство и где Россия в этом году показала очень хороший результат, заняв 29 место в мире), и регистрация собственности (которая одной своей частью входит в рейтинг получения разрешения на строительство, потому что задается вопрос: «насколько быстро можно зарегистрировать построенный объект?»). Так же, рассматриваются вопросы, связанные с получением кредитов, защиты миноритарных инвесторов, обеспечения исполнения контрактов и разрешением проблемы неплатежеспособности. В целом, изменения, которые предложило Исследование ведения бизнеса, связаны с тем, что была достаточно большая критика в отношении того, что Исследование рассматривает только эффективность процедур, но никак не рассматривает качество.
Индекс качества дает 15 пунктов и включает 6 компонентов. Россия получила 14 из 15 баллов – это очень высокий результат. 15 баллов получила только Новая Зеландия и еще 10 стран имеют 14 баллов. России недостает 1 балла по вопросам, касающимся индекса юридической ответственности и страхования в строительстве.
Как было сказано, результаты Москвы в этом году – это 19 процедур, 244 дня и 1,7% от стоимости склада – стоимость получения этих разрешений, и индекс качества 14 из 15.
В дальнейшем, чтобы продвинуться выше в рейтинге, надо продолжать переводить процедуры в режим онлайн. Это даст возможность завести все процедуры под одну крышу, т.е. иметь 1 пункт контакта с Правительством в том, что касается любых строительных процедур. Необходимо также шире применять рискоориентированный подход в строительстве, чтобы регулятор мог больше внимания уделять сложным объектам и не требовать от небольших объектов излишнего количества информации и не предъявлять к ним излишних требований. 

Е.Г. ШАПОЧКА

Я хотела сказать шире о ряде рейтингов, в которых представлена Москва, и в которых отражены позиции Москвы в градостроительной и инфраструктурной деятельности. Начну с рейтинга, который выпускает «PWC», который называется «Города возможностей». Москва участвует в нем с 2011 года. В 2014 году (это последний выпуск рейтинга), в него вошли 30 городов, включая Нью-Йорк, Париж, Франкфурт, Дели, Джакарта, Найроби и т.д. За эти 5 лет Москва постоянно улучшает свои позиции. Здесь трудно говорить о занимаемых местах потому что количество участников рейтинга меняется. Поэтому, чтобы показать динамику, я приведу следующие цифры: в 2011 г. Москва обогнала 19% городов по комплексному рейтингу, всей совокупности показателей; в 2012 г. она обогнала 26% городов, а в последнем рейтинге 2014 г. 30% городов. Комплексный рейтинг отражает позицию города практически во всех сферах деятельности. Тем не менее, большое значение уделяется градостроительной инфраструктурной ситуации. Например, по показателю площади общественных парков Москва занимает 3-е место после Стокгольма и Парижа. По показателям охвата сети рельсового транспорта и привлечении иностранных инвестиций в новые проекты на территории города Москва вошла в 10 лучших городов. По разделу транспорта и инфраструктуры Москва понялась на 7 позиций в 2014 г., в первую очередь, за счет улучшения показателя количества лицензированных такси.
Следующий рейтинг, к которому я бы хотела обратиться – это совместный рейтинг, выпускаемый «PWC» и «Urban Land Institute». Он называется «Тенденции в области развития недвижимости». Здесь в 2015 г. по сравнению с 2014 г. Москва поднялась с 25 на 20 место по объему ожидаемых инвестиций в недвижимость в текущем году. Это показатель, который рассчитывается на основании опросов инвесторов, которые занимаются инвестиционной деятельностью области недвижимости. При этом из европейских городов Москва находится среди лидеров по показателям фактических объемов транзакций в сфере коммерческой недвижимости по результатам первых 3 кварталов 2014 года. Рейтинг вышел в начале 215 года. Уступает в этом показатели только Лондону, Парижу и Берлину.
Еще два рейтинга, на которые я хотела бы обратить внимание – это рейтинг «Качество жизни» и «TomTom Traffic Index».
Первый является, наверное, крупнейшей базой данных, где на основе опросов собирается мнение с международной аудитории о качестве жизни в том или городе. Здесь важно, что Москва улучшила показания на 5,5 баллов. Это было обеспечено благодаря улучшениям по показателям загрязненности окружающей среды и среднего времени поездки на работу. Последнее также подтверждается рейтингом «Tomtom», в котором Москва поднялась на 3 позиции с самого нижнего места по загруженности дорог и заняла 4 место (1 – это самые загруженные дороги). Москву определили Стамбул, Мексика и Рио-де-Жанейро за последний год.
Хотелось бы обратиться к Международному урбан-форуму 2015 года. Наша фирма провела несколько исследований и среди них сравнение Москвы с 11 другими крупнейшими городами Европы, Азии, Северной и Латинской Америки по 26 комплексным показателям, которые как раз характеризуют динамику градостроительной деятельности и развитие инфраструктуры. Москва по результатам 2009-2014 года входит в тройку лидеров по суммарной протяженности построенной улично-дорожной сети, уступая только 2 китайским городам – это Пекин и Шанхай. Москва также лидирует по динамике обеспеченности населения качественной офисной недвижимостью. Значительно увеличиваются темпы строительства недвижимости и по динамике показателей ввода в эксплуатацию всех зданий, в т.ч. жилых, Москва занимает 2 и 4 место среди 12 городов рассмотренных. Рейтинг еще раз доказал, что очень впечатляющими являются темпы строительства метрополитена. Мы сравнивали Москву с крупнейшими столицами мира, которые, может быть, обладают большими возможностями капиталоемкости – это Лондон и Нью-Йорк. В отличие от Лондона, где сеть метрополитена не расширялась в течение последний 5 лет, в Нью-Йорке построена 1 станция за последние 5 лет, то в Москве введено в эксплуатацию 17 новых станций и протяженность сети увеличилась на 33,9 км в двухпутном исчислении.
Напоследок хочу обратиться к тому, о чем говорила Татьяна Евгеньевна. Мы проводили опрос застройщиков с точки зрения анализа процедур, которые существуют в Москве по разрешительной деятельности в области градостроения. Это было 13 крупнейших застройщиков. По данным этого опроса у нас получилось 9 процедур. Например, экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий были исключены, поскольку в случае эталонного объекта проектная документация не подлежит экспертизе в соответствии с градостроительным комплексом, и данные процедуры не являются обязательными для эталонного объекта, что было подтверждено и нашими опросами. Но здесь, как мы обсудили с Татьяной Евгеньевной накануне круглого стола, возможно есть какой-то временной лэг по информированности тех экспертов, с которыми общается Всемирный Банк. Здесь возможно в дополнение к тем мерам, которые назвала Татьяна Евгеньевна для улучшения позиций, может быть, нужно чуть больше внимания уделять более обширной коммуникации тех прогрессивных мер, о которых до этого говорил Сергей Иванович.

В. ИВАНОВ – журнал «Градостроительство»

Сергей Иванович, что реально дает повышение рейтинга для градостроительного комплекса и для жителей Москвы?
Минстрой РФ разрабатывает Стратегию развития строительных отраслей. ваш департамент принимает участие? если принимает, то каким образом?

С.И. ЛЁВКИН

Я со второго вопроса начну.Мы принимаем активное участие, как и все субъекты, потому что проект стратегии Минстрой разослал на рассмотрение, согласование и выдачу своих рекомендаций. Мы смотрим со специалистами, экспертами, застройщиками на те нюансы, которые известны нам на практике в повседневной жизни. Мы сейчас формируем свою позицию и направим материалы в Минстрой. Это сверхважный документ, который будет укладываться в различные программы, как в федеральные адресные, так и в региональные. Главное здесь неизменность действий по выбранному пути.
Что касается важности рейтингов для Москвы, это ситуация всех больших городов. Все мегаполисы для своего развития максимально стараются привлекать средства инвесторов. Есть внутренние инвесторы, есть международные. Большинство внешних инвесторов уже давно привыкли ориентироваться на рейтинги, поскольку они не знают условий конкретной страны. Рейтинги агентств, показавших свою объективность, важны для первых шагов.
Привлечение международных инвестиций очень важно для Москвы. По крайней мере, в крупные инфраструктурные проекты, которые у Москвы еще впереди. Это один аспект. Второй аспект в том, что хочется понимать, как мы смотримся в среде других аналогичных городов. Хочется применять лучшие практики, чтобы не изобретать велосипед. Конечно, впрямую никогда нельзя брать никакие практики, потому что всегда есть множество нюансов. Надо всегда их адаптировать. Эти два аспекта для нас очень важны, и мы будем продолжать относиться к этому очень внимательно и серьезно.

В. КЛИМОВ – ИА «Москва»

Сергей Иванович, поясните, пожалуйста, параметры модельного объекта.

С.И. ЛЁВКИН

Насколько помню, это жилой дом высотой до 5 этажей, на который требуется оформление земельно-имущественных отношений и подключение к инженерным сетям.

С. КОЗЛОВ – журнал «ВОМС»

Татьяна Евгеньевна, когда я узнал, что представляет собой ваш эталонный объект, был удивлен. Для Москвы характерно строительство жилищное строительство, строительство офисных площадей и магазинов. А складские помещения у нас, в основном, вынесены в Подмосковье, и объемы складских помещений – 10 000-20 000 квадратных метров. Т.е. складское помещение в 1300 квадратных метров совершенно не характерно для Москвы. Не планируется изменение эталонного объекта?

Т.Е. ПОНОМАРЁВА

Нет, не планируется. Исследование охватывает 189 стран, которые надо как-то сравнивать. Единственный способ сравнить их – это предложить что-то, что может существовать в каждом из рассматриваемых городов. Такие небольшие склады так же нетипичны, скажем, для Нью-Йорка и Парижа, но авторы исследования исходят из того, что если просто построить склад, то, наверное, просто построить и все остальное. Но чтобы сравнить Москву, Париж и какую-нибудь африканскую столицу, приходится принимать какие-то условности.

С. КОЗЛОВ – журнал «ВОМС»

А может быть, 5-этажный жилой дом более подходящий объект?

Т.Е. ПОНОМАРЁВА

Национальный рейтинг использовал в принципе подходы «Doing Business» для того чтобы построить методологию Национального рейтинга. Именно для строительства они использовали этот жилой дом. Если вам нужна информация, которая более жизненна для Москвы, то Национальный рейтинг полностью отвечает запросам РФ. В нашем исследовании, к сожалению, приходится принимать эту условность.

С.И. ЛЁВКИН

У нас принято решение о жилом доме и сравнение как модельного объекта, потому что во всех субъектах РФ существует один Градостроительный кодекс РФ. В этой частив се условия равные. Когда мы сравниваем разные страны, градостроительное законодательство абсолютно разное, земельное законодательство и присоединение к инженерным сетям тоже. Если не минимизировать эталонность объекта, появится множество факторов, и-за которых невозможно будет что-либо оценить. Оценка по такому объекту не говорит, что в строительстве там и там, или там, столько процедур. Это просто оценка эффективности властей в достижении сокращения сроков, стоимости и количества процедур. Это унифицированная оценка. Поэтому, упрощение объекта абсолютно логично и правильно.

ВЕДУЩИЙ

Сергей Иванович, а руководители компаний заинтересованы в этом рейтинге? Эта инициатива идет от руководства города или снизу тоже?

С.И. ЛЁВКИН

Бизнес кровно заинтересован в том, чтобы максимально были упрощены все процедуры, сокращены сроки, стоимости строительства. Один из главных показателей для инвестора – это оборачиваемость средств. Понятно, что чем меньше процедур, чем меньше их сроки, тем быстрее начнут возвращаться вложенные средства инвестору обратно. Они нам помогают, подсказывают тонкие места, с которыми они сталкиваются на практики. Это и на позицию рейтинга влияет, потому что мы видим это «снизу» и стараемся трансформировать в «нормативку». Но при этом, без главной роли государства, органов власти, с этой задачей не справиться, поскольку регулирование происходит на федеральном уровне в части законодательства и градкодекса и т.д., и на региональном. Поэтому, Президент В.В. Путин, и С.С. Собянин, понимая это включился активно в процесс всем Правительством с точки зрения подхода к рейтингам. 

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Сергей Иванович, в некоторых регионах при подключении объектов к энергосетям, насколько я знаю, на Дальнем Востоке, губернские органы берут на себя эти затраты в части или полностью. В Москве что-то подобное планируется или нет?

С.И. ЛЁВКИН

Сегодня федеральное законодательство окончательно урегулировало вопрос присоединения к сетям. Если начиналось все с электрических сетей, было понятие «договор технологического присоединения» и плата за технологическое присоединение, то сегодня в ФЗ внесены дополнительные изменения. Это касается воды, канализования, тепла и газа. Все сети сегодня через договор технологического присоединения с сетевой компанией, с платой застройщика за это технологическое присоединение. Стоимость оплаты за единицу ресурса – киловатт, куб воды или куб водоотведения и т.д., регулируется региональной энергетической комиссией в виде тарифа за каждую единицу измерения. Строительство магистральных сетей, не связанный с технологическим присоединением конкретного объекта строится за счет инвестпрограмм этих сетевых компаний. То, каким образом она финансируется – это отдельный вопрос. Она может финансироваться за счет тарифа на потребляемый ресурс жителями или предприятием. РЭК устанавливает тариф на год, в который может включить составляющие инвестиционного строительства большого коллектора, условно говоря, за счет либо тарифа, либо других ресурсов: прибыли компании, либо поддержки субъекта.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

А хотя бы раз было, чтобы за счет средств компании, а не тарифа?

С.И. ЛЁВКИН

Конечно. У них тоже есть прибыль. И дальше, у них есть акционеры, которые утверждают инвестпрограммы и могут направить их прибыль на строительство. Пример – строительство питающих центров МОЭСК. Они прекрасно знают градостроительное развитие города по планам. Они знают, что через 10 лет в этом месте будет активное развитие. А кроме МОЭСКа есть и другие сетевые компании – ОЭК, Мосэнерго. Каждый новый потребитель – это возможность зарабатывать дополнительную прибыль. Они вкладывают свою прибыль сейчас в генерацию, в объекты. Приходит застройщик, который застраивает территорию и приходит к тому, кто имеет близко объекты генерации и передачи.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

А разве не разделены сейчас генерации и передачи?

С.И. ЛЁВКИН

Разделены, конечно.

А. КОМОЛЬЦЕВ – «Федеральная инфраструктура и экономика»

Сергей Иванович, не секрет, что многие моменты в строительной деятельности отрабатываются в Москве. А регионы каким образом потом могут воспринять ваш опыт? Есть ли готовность или есть отторжение? Есть ли модель взаимодействия с регионами по трансляции туда вашего опыта?

С.И. ЛЁВКИН

Спасибо за вопрос. Это река с двумя берегами. Опыт Москвы во многом предопределен сложностью ведения градостроительной деятельности, поскольку это большой застроенный мегаполис, с недостаточной сложной транспортной инфраструктурой, наличием различных ограничений, связанных с природными территориями, объектами культурного наследия и т.д., а развивать город все равно надо. Наличие таких проблем заставляет нас более глубоко и предметно заниматься этой темой. При этом, у нас большие планы – мы каждый год строим 9 млн. В прошлом – 8,8 млн. В этом планируем 9 млн. А это же объем инвестиций и стройки. Объем стройки поднимает наверх объем проблем, которые мешают. Но мы стараемся, начиная с крупных проблем, доходить до мелких.
Многие субъекты на меньшем объеме имеют больше возможности уделить внимание какой-то отдельной проблеме. Их практика нам становится интересной. Естественно, центр компетенции и взаимодействия – это Минстрой РФ. Слава богу, он появился и набирает силу. Он позволяет нам обмениваться практикой на круглых столах, других мероприятиях. В следующем году будет Российский инвестиционно-строительный форум – там тоже много всего. На нашем Урбанистическом форуме тоже проходит обмен практиками. Да, наш опыт используется.
На прошлом Урбанистическом форуме один из круглых столов мы посвятили госуслугам, переводу в электронный вид плюс Электронное правительство и т.д. Делегация Приморского края во главе с зам.губернатора была потрясена тем, что мы перевели госуслуги. Они специально приезжали отдельно к нам, мы проводили для них семинар обучающий и отдали все наработки им. И готовы всем отдавать. Потому что чем успешнее регионы РФ, чем успешнее регионы, прилегающие к Москве, тем больше доходная часть этих субъектов, тем больше там условий для бизнеса, тем меньше людей будут стараться приехать в Москву работать и тем лучше и комфортнее будет ситуация в Москве.

ВЕДУЩИЙ

Сергей Иванович, на что нам, как СМИ делать упор в этой теме?

С.И. ЛЁВКИН

Насколько я понял, за последние 5 лет, особенно 3 года, не все знают о том, что мы делаем. Наверное, потому что не всем интересно. Часто в СМИ, особенно, блоггеры, пишут об устаревшей информации, о том, что было 10 лет назад. Вот как довести до населения, до инвестора и экспертов то, что делается и получить конструктивную критику? Я готов работать с конструктивной критикой. Вот такой акцент нужен.

ВЕДУЩИЙ

Спасибо, коллеги. Пресс-конференция окончена.