Информационный Центр Правительства Москвы
20 апреля 2024, суббота, 15:54
Пресс-конференции

Пресс-конференция Алексея Емельянова

8 октября 2015 года состоялась пресс-конференция руководителя Департамента культурного наследия города Москвы Емельянова Алексея Александровича на тему: «Начало работы конкурсной комиссии конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация-2015»

Пресс-конференция Алексея Емельянова

ВЕДУЩИЙ

Добрый день, коллеги. Сегодня мы проводим пресс-конференцию на тему: «Начало работы Конкурсной Комиссии конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация-2015».
Главными спикерами являются Емельянов Алексей Александрович, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы, председатель Конкурсной Комиссии Правительства Москвы «Московская реставрация», Маланичева Галина Ивановна, председатель Центрального совета "Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры" (ВООПиИК) и Лазарева Лариса Валерьяновна, руководитель общества с ограниченной ответственностью АРМ «Эстрейя», архитектор-реставратор высшей категории, аттестованный Минкультуры России эксперт, почетный реставратор города Москвы.

А.А. ЕМЕЛЬЯНОВ

Дорогие друзья, рад вас сегодня приветствовать. У нас сегодня первый юбилей – юбилей нашего конкурса «Московская реставрация». Когда мы организовывали этот конкурс в 2011 году, мы ставили цель показать людям, что в Москве есть реставраторы, что есть памятники, которые реставрируются. С трудом мы набрали 43 заявки и фактически все они вышли в финал и стали победителями. Потому что нам было очень важно показать, что реставрационная отрасль есть, важно популяризировать и развивать ее.
В 2011 году мы объявили несколько номинаций: за лучший проект ремонтно-реставрационных работ, за качество работ, за организацию работ. За научно-методическое руководство. Это позволило осветить весь спектр реставрационной отрасли и помочь московской школе реставрации поучить серьезное развитие. Благодаря политике Правительства Москвы, направленной на сохранение исторического центра, памятников, за эти 5 лет конкурс стал интереснейшим городским событием. Он превратился в серьезное мероприятие. Особенно важно, что это не какая-то там борьба между реставрационными организациями, а площадка, где реставраторы чувствуют себя единым обществом, обмениваются опытом в разных аспектах своей деятельности. Соответственно, выигрывают благодаря этому конкурсу москвичи, Москва. Благодаря этому конкурсу город преображается на наших глазах.
Не буду раскрывать секреты 2015 года, но за 4 года конкурса было рассмотрено 240 заявок и 90 объектов было награждено.
В 2013 году решением Мэра Москвы было учреждено почетное звание – «Почетный реставратор города Москвы». На сегодня таких почетных реставраторов 8. Их общий стаж работы – 336 лет. Под их методическим руководством приведено в порядок 345 объектов. Эти 8 человек реставрировали каждый 10-й памятник в городе. Конечно, важно, что эти люди работают и город их знает, признает их мастерство, и что эти люди передают опыт молодому поколению. За эти 5 лет мы видим, что в отрасль стала приходить молодежь, которой интересно сохранение памятников и развитие реставрационной отрасли.
Вся городская политика за эти 5 лет позволила выйти на очень серьезный уровень реставрации памятников в Москве. За эти 5 лет только зданий, строений и сооружений в Москве отреставрировано 541. Если взять еще объекты исторического некрополя, монументальную скульптуру, то мы выйдем на цифру - 750 объектов. 305 объектов в настоящее время находятся в работе. Из них 151 объект – это частные инвестиции и объекты, находящиеся в частной собственности. Из объектов, находящихся в частной собственности, 29 объектов, не смотря на то, что реставрационный сезон еще не закончен, по ним работы уже завершены.
В реставрационной отрасли отросли количество приведенных в порядок объектов не является решающим. Важно качество проведенных работы. Уровень работ по результатам 2015 года позволяет сказать, что в Москве он один из самых высоких.
В этом году в конкурсе принимает участие 69 заявок по 40 объектам. Уже сейчас вы можете наблюдать эти объекты. Разумеется, это Варварка, Екатерининская больница на Страстном бульваре, Новая Басманная д. 23 (один из домов городской усадьбы Шибаевых), усадьба Коробковой на Пятницкой, которая с восстановленным историческим цветом заиграла, как жемчужина, и многие другие объекты.
Комиссии предстоит очень непростой выбор, потому что качество реставрационных работ очень высокое и сами объекты очень интересные. 

Г.И. МАЛАНИЧЕВА

За эти 5 лет московская реставрация решила очень многие проблемы. Задачи, которые были поставлены по возрождению часто заброшенных объектов культурного наследия в Москве, они выполняются, и мы видим яркие образцы возрожденных памятников культуры нашей столицы. Это и повышение престижа профессии реставратора. У нас появились реставраторы, награждённые очень серьезным званием – Почетные реставраторы. Их уважают не только в Москве. Их работы знают во всей России и за рубежом. Именно Москва начала эту работу по повышению престижа работы реставраторы и эту работу подхватили в других регионах РФ. Что очень приятно, на «Московской реставрации» прослеживалось очень серьезное взаимодействие государственных органов охраны памятников истории и культуры с общественными организациями. ВООПиИК в течение 5 лет участвует во многих проектов, связанных с реставрационной отраслью, с популяризацией объектов культурного наследия.
Очень важно, что эти памятники, которые получают вторую жизнь, вовлекаются очень активно в общественную жизнь благодаря другому очень важному проекту, который существует в Москве – «Выход в город». Все лауреаты, объекты, которые побеждают в «Московской реставрации», будут включены и включаются в этот проект. Москва, москвичи, да и жители России, должны знать, что нового, что красивого появилось в столице. Потому что, если ты не знаешь Москву, как ты ее можешь любить, защищать? Поэтому, это очень серьезно и важно.
На конкурсе «Московская реставрация» решается и другая важная проблема – подготовка молодых кадров. Есть очень тесный контакт с нашими учебными реставрационными организациями, которые есть в Москве, и по реализации конкурса, и по реализации проекта «Выход в город». Поэтому, мы можем говорить о конкурсе «Московская реставрация» как о социально значимом проекте, очень важном и нужном Москве. Наши реставрации сегодня уже подарили городу несколько позабытых сокровищниц.
Спасибо.

Л.В. ЛАЗАРЕВА

Уважаемые коллеги, уважаемые дамы и господа, уже второй год мне выдается большая честь говорить хорошие слова, поздравлять нас всех. Это очень большой праздник для всех нас, участвующих тем или иным делом в огромном и тяжелейшем труде, который называется реставрация. Наша профессия состоит из огромного количества составных частей, которые реставратор должен объединить, чтобы получить результат. Он должен получить здание, задуманное архитектором, но которое предстало перед ним искаженным, искорёженным. Ему нужно выбрать то время, на которое лучше реставрировать, найти доказательную базу для этого. Это не простой труд. Реставратор объединяет в себе несколько профессий. Когда я передаю свой опыт студентам, я обычно говорю: извините, я всех архитекторов уважаю – сама из Высшей архитектурной школы, Московского архитектурного института, – но я считаю, что самого высокого уровня архитектором может быть только реставратор. Он должен иметь качество исследователя, искусствоведа, историка, доктора – знать все болезни наших зданий, - качество, архитектора, менеджера, чтобы работать в паре Департаментом культурного наследия, согласовывать, перетаскивать на свою сторону заказчиков, потому что не все правильно понимают задачи реставрации. Часто мы сталкиваемся с тем, что реставрация мешает заказчику, который должен отреставрировать то или иное здание. То, как мы это объясним, насколько мы владеем языком и своим делом «изнутри», а не механически – от этого очень сильно зависит реставрация, ее качество и сроки. Объяснять приходится все время. Реставратор – это тот специалист, который должен учиться всю свою жизнь, если он хочет работать в этой профессии.
Москва – очень сложный город. Задачи у нее разные – строить. Реконструировать, реставрировать, ремонтировать. Мы все понимаем, что трудно все это совместить и получить хороший результат, тем более в те временные параметры, которые сейчас перед нами стоят. Сроки проектирования и исследования сократились до минимума. Я призываю своих коллег к профессиональному объединению. На первом плане сейчас стоит обучение кадров. Как сделать так, чтобы уложиться в данные нам сроки? Как не погрешить против истины? Это все, что мы достигли за многие годы, весь наш опыт, все это мы обязательно должны передать молодежи.
Наша наука, она не выдуманная, а очень практическая. Этим она интересна и привлекает кадры.
Несмотря на то, что мы, реставраторы, сейчас переживаем не лучшие времена, поскольку из-за сокращения сроков приходится слишком быстрые решения принимать, но здесь идет тренировка ума, рук, нашего профессионализма.
В этом году Архитектурный институт пригласил меня поучаствовать в семинаре в Таврии. Там разные культурные форумы шли по разным темам. Я участвовала в форуме, где решались проблемы современного проектирования. Но из-за того, что молодежь, приехавшая из разных концов России, из глубинок, сама заявила об интересе к реставрации, я туда поехала и провела там несколько мастер-классов. Я была удивлена, что стала звездой №1. За мной толпами ходили дети и записывали, и спрашивали, и даже попросили еще провести у них проектирование, хотя это не было запланировано. Я не собой хвастаюсь, а тем, что наше дело имеет интерес. Поэтому, опять призываю своих коллег, может быть, продумать систему, при которой мы сможем в другие города ездить или сюда приглашать молодых специалистов, уже, может быть, работающих и безумно интересующихся реставрацией. Они мне до сих пор звонят, спрашивают. Им нужно помогать и с точки зрения разрешения чиновничьих вопросов.
В этот замечательный день я вас всех агитирую поработать на благо не только Москвы, но и обратить внимание на далекие города и глубинку России. Там тоже много замечательных чудесных студентов, архитекторов, уже состоявшихся архитекторов, но интересующихся реставрацией.
В этом году столкнулась с удивительной вещью. Моя студентка вышла замуж за испанца и уехала в Испанию и пригласила меня по телефону поучаствовать в одной работе. Для участия нужно было представить свое портфолио для предоставления в вышестоящие организации. Мы послали существующий в нашей фирме рекламный ролик. Мне позвонил в ответ сам директор, представитель культурных органов чиновничьих Испании, и говорит, что мы не верим вам, что вы успели за всю жизнь сделать такое количество памятников. У них, если реставратор спроектирует один козырек или одну лестницу в историческом стиле, или реставрирует что-то – это считается за счастье. Вы представляете? Оказывается, мы с вами счастливые реставраторы – мы сдаем в год по объекту и еще ругаемся, как быстро, как плохо. Вот такие у меня жизненные примеры.
Хочу поздравить вас с праздником. Хочу сказать еще раз, что я очень горжусь своей профессией. Желаю вам очень хороших и не бесплатных объектов. Спасибо.

С. СЕРОВА - Газета ЗелАО «Сорок один»

Несмотря на то, что наш округ молодой, у нас есть объекты, которые уже нуждаются в реставрации. Но до них, почему-то, не доходят руки, хотя у нас есть прекрасные архитекторы. Как можно участвовать в этом конкурсе? Как-то выдвинуться?

А.А. ЕМЕЛЬЯНОВ

Конечно. Подавайте заявку на конкурс, и мы посмотрим, какие у вас памятники и, конечно, поможем.

ВЕДУЩАЯ

Могут ли простые горожане, гости столицы, москвичи, посетить лучшие реставрационные объекты? Возможны ли какие-то экскурсии?

Г.И. МАЛАНИЧЕВА

Любой житель Москвы, интересующийся культурным наследием, может поучаствовать в экскурсиях, которые проводит Московское Правительство, организовав такой проект как «Выход в город». Надо выйти на сайт этого проекта и там есть вся информация. Через сайт можно записаться. 

Л. АФАНАСЬЕВ – «Север Столицы»

А от САО есть какие-то объекты, которые участвуют в конкурсе?

А.А. ЕМЕЛЬЯНОВ

В этом году нет. Но вообще мы потихоньку переходим от центра Москвы к округам. Ряд объектов на севере, северо-востоке и северо-западе, возможно, будут у нас в следующем году. 

А. БОЙЦОВА – Сайт ВАО

Не подскажете по поводу ДК им. Русакова?

А.А. ЕМЕЛЬЯНОВ

Там ведутся реставрационные работы. Возможно, он будет одним из номинантов в следующем году. Работы там еще не завершены. 

Ю. ГОДОВНИКОВА – ИА «Москва»

Сколько победителей будет определено по итогам? Будут ли какие-то нововведения в области приза, уставные изменения?

А.А. ЕМЕЛЬЯНОВ

Пока об этом рано говорить, потому что у конкурсной комиссии будет не простой выбор. Кроме того, у нас есть специальные номинации. Мы об этом обязательно расскажем, но по итогам заседания комиссии. 

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Мы традиционно участвуем в Международной выставке "denkmal, Москва" 2015, которая в этом году будет проводиться. Какие-нибудь работы, которые стали победителями наших конкурсов реставрации, будут представлены? Какие идеи представит Москва на эту выставку?

А.А. ЕМЕЛЬЯНОВ

Да, эта выставка действительно начинается на следующей неделе. Тема выставки очень интересная, в первую очередь, для Москвы. Это тема реинновации промышленных территорий. Один из объектов-номинантов сегодняшнего конкурса будет там представлен. Это приспособление памятника на Садовнической улице. В целом, будут представлены все объекты, все промышленные территории города, которые прошли реинновацию. Их порядка 25. Каждая будет там представлена и освещена. Это и хорошо известная вам Красная роза, и Даниловская мануфактура, и «Красный октябрь», ЗИЛ, завод «Кристалл» и т.д.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Недавно подписали решение о выделении средств на приведение в порядок памятников на территории Новой Москвы - 120 объектов. Как будет разворачиваться эта работа?

А.А. ЕМЕЛЬЯНОВ

Несколько лет назад вышло Постановление Правительства Москвы, в котором мы фактически провели полную инвентаризацию монументальной скульптуры, не важно, памятник или нет, находящейся на территории города. Буквально на прошлой неделе Сергей Семенович подписал Постановление Правительства Москвы, в рамках которого была проведена такая же инвентаризация на присоединенных территориях. Там определены ответственные лица, которые отвечают за реставрацию, за учет, мониторинг, ремонт. Будем работать по этому постановлению. Там есть определенные особенности, связанные с территориальной организацией новых территорий. Начиная со следующей неделе будет организована работа не только по объектам культурного наследия, что важно, а просто по монументальной скульптуре, находящейся на общественных пространствах города теперь уже и на присоединенных территориях.

М. НАБАТНИКОВА – «Аргументы и факты»

Как определяется качество работ? Ведь известно, что можно что-то замазать, а через год это пойдет трещинами. Возвращается ли Департамент к объектам, отреставрированным несколько лет назад, смотрит ли их?

А.А. ЕМЕЛЬЯНОВ

Все заявки, которые приходят на конкурс, проходят экспертную оценку. Эксперты выезжают на объект, смотрят, что это действительно серьезная реставрация, а не просто ремонт, что работы проведены с высочайшим качеством. Мы выбираем объекты с полной ответственностью. И разумеется, любой отреставрированный памятник, если и дальше не поддерживать его в порядке, не вести его, то со временем он опять придет в тяжелое техническое состояние. Департамент за этим следит через охранные обязательства, которые подписываются с каждым собственником объекта, и контролирует их исполнение.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Вы по всем итогам своих конкурсов ежегодно выпускаете прекрасный альбом с результатами, с лучшими реставрационными работами? Продолжите ли вы эту работу?

А.А. ЕМЕЛЬЯНОВ

Хорошее предложение. Может быть, мы сделаем отдельный альбом с пятилетними результатами нашего конкурса, чтобы подвести итоги работы конкурса.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо, коллеги. На этом мы завершаем нашу работу. Далее будет работать конкурсная комиссия.