Информационный Центр Правительства Москвы
26 апреля 2024, пятница, 23:01
Пресс-конференции

Пресс-конференция Евгения Данчикова и Геннадия Дегтева

24 июня 2015 года состоялась пресс-конференция начальника Главного контрольного управления Москвы Данчикова Евгения Александровича и руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Дёгтева Геннадия Валентиновича на тему: «Перспективы развития системы закупок Москвы по результатам первого полугодия 2015 года»

Пресс-конференция Евгения Данчикова и Геннадия Дегтева

ВЕДУЩИЙ

Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию начальника Главного контрольного управления Москвы Данчикова Евгения Александровича и руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Дёгтева Геннадия Валентиновича.
Тема пресс-конференции: «Перспективы развития системы закупок Москвы по результатам первого полугодия 2015 года».

Г.В. ДЁГТЕВ

Евгений Александрович, уважаемые коллеги, добрый день. Мы представляем вам текущие цифры за полугодие 2015 года. Закупка – это не процесс размещения заказа, а весь цикл с момента планирования и доведение е до момента заключения контракта. Дальше, смотрят качество исполнения договора и, если необходимо, применение каких-то мероприятий, касающихся компетенции Главконтроля или Административно-технической инспекции.
Из объема, который составляет чуть больше 180 млрд рублей – это то, что было публично представлено на общероссийском сайте. Но, прежде чем попасть на сайт, они прошли определенные итерации, связанные со следующими направлениями. Первое в текущем году, в рамках поручения Мэра по плану мероприятий устойчивого развития экономики города, мы, вместе с коллегами в рамках межведомственного согласования смотрим обоснованность закупок. Этот этап распадается на 2 части. Заказчики представляют свои планы закупок, которые рассматриваются попредметно. Сюда попадают закупки стоимостью от 3 млн рублей. На сегодняшний день мы имеем четкую программу мероприятий от всех подведомственных сетей на средства бюджета 2015 года. Мы получили эффекты, что 10,2 млрд рублей – это средства, которые были признаны либо нецелесообразными, либо были перенесены на более поздний период. К этому добавляется экспертное заключение. В 29 млрд находится экспертиза, которая проводится непосредственно по объектам строительства и экспертиза, которая проводится нашими коллегами из Главного контрольного управления Департамента экономической политики или структур, которые с ним взаимодействуют, когда определяется начальная максимальная цена контракта. Это дает нам эффект почти в 29,5 млрд рублей.
Дальше, это рабочая группа ГРБС. И, хотели бы подчеркнуть, что снижение на торгах остается на уровне 10,5-11%. Мы считаем, что это подтверждает заинтересованность и понятные правила для бизнеса, которые приходят на торги и в открытой добросовестной конкуренции пытаются предложить свои услуги для реализации потребностей, которые есть в городской системе у конкретных заказчиков. Вся эта предварительная работа – эффективность закупочного цикла, она составляет на текущий момент за 1 полугодие 33%. Почему мы на это обращаем внимание? Потому что когда мы смотрим закупки, мы уже видим публичную оферту. Задается вопрос, как она формировалась, какой порядок. Поэтому, мы хотели бы доложить, что городская система в городе до этого проводит достаточно серьезную предварительную работу.
Далее, о закупках малого бизнеса, где есть и регуляторы в законах, и по Закону № 223, по Закону № 44. Почти 20% объема закупок на сегодняшний день – это закупки для субъектов малого и среднего бизнеса. Они участвуют непосредственно на специализированных торгах, когда есть условия действующего закона на условиях субподряда, и плюс тот электронный магазин поставщиков, когда по оферте, которую предлагают субъекты малого предпринимательства, заключаются конкретные договора.
Потребности носят доступный и понятный характер организации и работ. У нас на такие лоты приходит более 50 организаций или юридических лиц для участия в таких закупках. При такой высокой конкуренции снижение на торгах достаточно высокое. Бывает, что более 50%. Возможность дальнейшего выполнения договора с таким снижением отдельно отсматривается. Основная часть, не смотря на такое высокое снижение, выполняется. Но бывают случаи, когда поставщик дает в конкурентной гонке, высокие предложения по снижению, но не может выполнить договор до конца. В таких случаях – односторонний порядок и применение штрафных санкций.
Главная идеология действующего подхода контрактной системы - сформировавшиеся институты, которые дают 3 постулата: прозрачность закупки, понятность правил закупки, инструменты для доступа бизнеса. Мы переносим эти сравнения между законами №94 и №44, потому что видим, что эффект перехода на №44 – централизация, чтобы однотипные или повторяющиеся закупки можно было централизовать и получить эффекты на этапе формирования цени или обоснованности потребности и возможности предложить бизнесу лоты, которые предоставляют бизнесу больший экономический интерес по его исполнению. Это подтверждение того, что аналогичные требования для бизнеса по доступности могут быть реализованы в Законе №223, когда каждый хозяйствующий субъект руководствуется не прямыми нормами закона, как по №44, а своими положениями, которые он утверждает в установленном порядке.
Уровень конкуренции сохраняется на уровне 10-11%. Мы видим, что экспертиза начальных цен дает все большие экономические эффекты. Ее детальность и сопоставимость при переходе на Закон № 44 на уровне 9%. Оценка обоснованности, что в Законе №94 практически не применялось, показывает, что эти эффекты могут быть существенными для экономии расходов. Дальше, мы приводим просто статистику, как конкуренция, допустим, связана с эффектами закупки у единственного участника. Достаточно много всегда было вопросов по количеству участников. Мы видим от 5 до 7 на разные лоты. Эффект существенный. Заключение договоров с единственным участником на публичных процедурах по Закону № 44 у нас доходит до 7% на конкурентных процедурах.
Мы проделали работу вместе с коллегами и видим свою задачу во много приблизить по формализации и доступности для бизнеса правил через положение, которое утверждается в Законе №223. Когда появился Закон № 44 и заказчики начали часть бюджетных средств переводить в хозяйствующие субъекты, хотели, чтобы в городской системе этот подход был типовым. На сегодняшний день утверждено соответствующее Постановление Правительства, в котором мы перешли на утверждение типового положения о закупках для хозяйствующих субъектов. Бизнес имеет больше возможности регулировать свои предложения на публичных закупках, выстраивает свою корпоративную политику исходя из типового положения о закупках. Это существенно влияет на то, чтобы на открытых торгах потенциальные участники получали понятные и приемлемые возможности. Объемы там серьезные – размещается более 800 млрд рублей. Это то, что мы пока видим на сегодняшний день.
Формат биржи торгов, который мы реализовали с Департаментом информационных технологий на ВДНХ в павильоне №14, показал нам, что потребность в разъяснении и обучении потенциальных участников очень высокая. Кроме того, мы имеем возможность предложить бизнесу не только консультирование, но и выйти из павильона №14 с электронным ключом и пулом закупок, на которые он может подавать свои ценовые предложения, сформировав комплект документов. Важно, чтобы и у бизнеса, и у заинтересованного лица было понимание, какой путь пройден до извещения на общероссийском сайте и можно ли по плану закупок узнать заранее, а так же, то, что после заключения конкретного договора, мы можем отслеживать, насколько качественно он исполняется.
Благодарю за внимание.

Е.А. ДАНЧИКОВ

Все, что сделано и делается Тендерным комитетом, который у нас отвечает за конкурентную среду, за одно мероприятие и не расскажешь.
В городе реализуется принцип, что и регуляторы и контролеры занимаются решением общей задачи – задачи повышения эффективности закупок, создание благоприятной конкурентной среды для любого участника.
Основные принципы, на который строится вся эта работа – это публичность, прозрачность, понятные правила, их соблюдение и контроль за соблюдением этих правил, чем мы как уполномоченный орган в сфере закупок и занимаемся.
Мы видим, что у нас доля закупок у единственного поставщика, а это неконкурентные закупки, негативно влияющие на конкурентную среду, значительно снизилась, и эта динамика наблюдалась и в предыдущие годы. Например, в сравнении 50ю месяцами предыдущего года на 16%. В среднем эта доля составляет не более 17%. Это очень низкий показатель для РФ. При этом среднее количество заявок на один лот растет - только за этот период на 40%.
У нас есть и косвенные факторы, характеризующие положительные изменения. В рамках нашей совместной работы, направленной на предупреждение, анализ, мониторинг, мы нарастили количество таких мероприятий. Как результат этой работы в рамках последующей работы по выявлению фактов свершенных нарушений и наказания виновных, такое количество нарушений нашими заказчиками значительно снижается. Допустим, за рассматриваемый период в полтора раза меньше нарушений. Такие же показатели у ФАС по тому, какой объем жалоб к ним поступает. Если в прошлом году обоснованных жалоб, их было меньше в 2 раза, чем в этом году, было на 57% обоснованных, то в этом году такое количество жалоб снизилось более чем на 15%. Это говорит о том, что качество работы по предварительному контролю позволяет устранить все потенциально возможные нарушения, которые потом контролеры выявляют.
В прошлом году 50% обращений были связаны с заключением контрактов без конкурсных процедур, то в этом году таких обращений всего 10%. В этих 10% значительно снизилась доля отказов, потому что мы смотрим обоснованность этих обращений. При этом доля таких отказов снизилась с 24% в прошлом году до 8% в этом. Эти 8% - это, в основном, процедуры, не имеющие конкурентных оснований.
В области обращений за изменением контрактов, что в процессе исполнения договоров может влиять на конкурентную среду, мы можем сказать, что наши заказчики стали более дисциплинированы и качественнее работают с точки зрения исполнения своих контрактных обязательств. В прошлом году таких обращений было незначительное количество, то в этом году при большем объеме таких обращений у нас количество отказов согласований изменения существенных условий контракта, или условий, связанных с изменением сроков значительно уменьшилось. При этом мы свою работу основываем не только на функциях контроля, но и работаем совместно с заказчиками по проведению мероприятий, которые могут помочь устранить множество проблем до размещения процедуры. Мы до момента размещений процедуры анализируем планы и графики, оцениваем обоснованность планируемых заказчиком процедур совместно с ним, оцениваем объективность определения стоимости процедуры и т.д. В этом году мы провели достаточный объем таких мероприятий. При анализе более 2000 процедур совместно с заказчиками мы оптимизировали либо стоимость, либо проработали нецелесообразность этих процедур, т.к. они были признаны неприоритетными, на сумму более чем 3-4 млрд рублей. Такая работа при необходимости проводилась с выездом на место, осмотром, если это касалось работ, связанных с текущим или капитальным ремонтом и оценкой объективной потребности в тех или иных работах.
В контрольном органе у нас тоже есть работа с точки зрения повышения нашей эффективности. Если в предыдущем году доля выявленных нарушений, приводивших к последующему наказанию, составляла 72%, то этом году уже 97%. В 2014 году было 28%, когда в силу несовершенства наших технологий мы не успевали какие-то дела рассматривать и по ним мог истечь срок давности.
Это я рассказал о работе по госзакупкам в рамках нашего закона о контрактной системе №44.
При анализе всей совокупности контрактных процедур, которые проводятся в Москве вместе с Тендерным комитетом, то выявили, что большой объем процедур, осуществляемых городскими организациями и предприятиями с долей города, а по общему среднегодовому объему таких закупок он равноценен закупкам, осуществляемым по Закону №44, выяснили, что достаточно большая зона у нас просто не регулируема и об эффективности таких процедур говорить не приходится. Например, такие закупки проводились, даже если на конкурс приходило максимум 1-2 участника, неконкурентным способом закупалось более 50% от всех торгов, в отличие от тех же госзакупок по Закону № 44, где эта доля в среднем составляет не более 10%. Среднее снижение на таких торгах было не более 3%. Оценив серьезную проблему, мы провели ряд мероприятий в результате которых контроль и мониторинг над такими заказчиками дал неплохой эффект уже сегодня. Доля закупок у единственного поставщика уже стала снижаться, среднее количество заявок на лот растет, и среднее снижение начальной максимальной цены тоже начало расти. Динамика положительная. Но работа здесь предстоит еще достаточно большая.
Сейчас среди наших приоритетов развитие системы риск-мониторинга и планирование на его основе нашей контрольной деятельности. Т.е. мы в своей работе концентрируемся только на тех объектах контроля, которые мы выявляем в рамках нашей системы риск-мониторинга, которые имеют наибольшие потенциальные риски для совершения нарушений, а не ходим по всем подряд. Так мы повышаем свою эффективность и не мешаем осуществлять свою текущую деятельность тем, кто эффективно и качественно работает. Следующий момент - это создание и эффективное функционирование системы ведомственного контроля в сфере закупок, т.е., контроль внутри органов исполнительной власти. Эта работа нами, совместно с Тендерным комитетом проводится уже год. В прошлом году начали. На сегодняшний момент в различной форме во всех органах исполнительной власти такие структуры созданы. Они начинают сейчас работать. Именно контроль со стороны самого заказчика дать большой эффект. Они сами будут нести ответственность за свои действия и контролировать ее.
Для нас важно повышение квалификации и качества сотрудников контрольных подразделений, которые там будут эту работу вести. На сегодняшний день мы с нашим Московским университетом управления создали соответствующую кафедру по обучению контролеров, т.к. потребность большая – в каждом органе исполнительной власти они должны быть. С помощью и наших специалистов, практиков, профессионалов, будем обучать специалистов.
Спасибо большое за внимание.

Н. ДОНСКИХ – «Московская правда»

На основании каких факторов определяются рисковые объекты, о которых вы говорили?

Е.А. ДАНЧИКОВ

Чтобы систему риск-мониторинга сделать максимально объективной, мы выработали несколько показателей, характеризующих качество закупок у конкретных заказчиков. Некоторые из этих показателей - это неконкурентный способ закупок, закупка у единственного поставщика, снижение на торгах, количество участников на торгах, процедуры, которые были отменены, данные по количеству нарушений, зафиксированные в предыдущие периоды у данного заказчика. Эта совокупность показателей характеризует качество организации закупочного процесса у заказчика, профессионализм работы его комиссии и сигнал к тому, что надо посмотреть, какие причины приводят к этой негативной ситуации, и привлечь к ответственности и параллельно проработать вопросы, связанные там с совершенствованием каких-то процедур, если это касается вопросов, связанных с тем, что заказчик не в состоянии по-другому работать, или работа с ними по повышению квалификации, работе с комиссиями. У Геннадия Валентиновича есть специальные механизмы, где он на регулярной основе проводит оценку, насколько профессиональны сотрудники конкурсных комиссий.

М. НАБАТНИКОВА – «Аргументы и факты»

Оба спикера говорили, что в закупках по Закону № 44 происходит снижение доли торгов с участием единственного поставщика. Можно более подробно остановиться на том, что в законе такого, что снижает эту долю?

Е.А. ДАНЧИКОВ

Закон запрещает неконкурентные способы, за исключением закупок, связанных с субъектами естественных монополий или когда у нас поставщик обладает исключительными правами, и никто другой не имеет аналогичного товара/услуги. Процентное соотношение таких закупок в общей доле не большое и находится на уровне 7-10%, т.е. тот уровень, на который мы сегодня по ФЗ № 44 вышли. Но мы выявляем факты, когда такие закупки осуществляются. Зачастую это связано с тем, что процедура была проведена с нарушениями или в ней были заложены моменты, которые не позволили другим добросовестным участникам выйти на нее и принять участие в конкурентной процедуре. Сегодня такая доля по ФЗ №223 пока большая, но приведение к общим правилам и контроль за их реализацией, создание более четких и понятных принципов позволит нам значительно этот процент понизить и повысить конкуренцию, доступ широкого круга участников к этим торгам.

Г.В. ДЁГТЕВ

У нас есть статья № 93 в ФЗ №44, которая определяет правила, когда сделка заключается у единственного поставщика. Там определены нормы прямого действия. То, что мы докладываем по единственным поставщикам на закупках – это те рисковые зоны. Вот когда осталась одна компания – это говорит о том, что все закладки внутри конкурсной документации технического задания и формы №2, т.е. заказчики манипулируют. В прошлом году в одно учреждение было подано 29 заявок, и каким-то чудным образом была допущена только одна. По ФЗ№ 44 есть два базовых регулятора – типизировать документы, которые вкладываются в конкурсную документацию, чтобы бизнес их видел Кроме того, недавно мы уточнили одно из решений, когда мы просим тех, кто разрабатывает форму №2, чтобы они подписались под ними и утвердили это у руководителя контрактной службы. Это потрясающий эффект компетенции и ответственности, когда 97% тех, кто допустил нарушение, привлекаются к административной ответственности. Возникает регулятор, который позволяет совершенно четко это отождествлять. Это распространяется на конкретную ответственность должностного лица. Второй момент, по единственному участнику – это конкуренция. Это очень сложная большая работа. Здесь мы проводим совместную работу и на стадии предварительного, и на стадии проведения процессуальных действий, и на стадии исполнения договора. Так, сейчас заказчик не может никаких дополнительных изменений в заключенный договор внести. Он все равно через нашу корпоративную информационную систему попадет на физическое очное рассмотрение в контрольное подразделение Правительства города и только с его заключения сможет это осуществить. Эти все сигналы, которые мы через вас пытаемся донести, показывают бизнесу, что их слышат. У нет регулятора, мы не говорим о рейдерских схемах, когда какой-то поставщик пытается через свои возможности влиять на участников торгов. Поэтому, для нас конкуренция - базовый регулятор, когда такие попытки мешать добросовестному проведению конкурентных процедур, просто делает их ничтожными. 
В ФЗ №223 никто ничего не контролировал, если откровенно. Мы все делаем очень мягко для коллег, говоря об одном, что если у вас есть большие права, то они на вас должны накладывать и соответствующий уровень ответственности за эти права, который мы хотели бы видеть в типовом положении, чтобы те, кто с вами работает или те, кто хотел бы к вам прийти, понимали, что эти правила для всех идентичны. Смысл только в этом.

В. ХЕЙВЕЦ - агентство «Москва»

Геннадий Валентинович, недавно Департамент ввел публичное обсуждение закупок. Как Вам кажется, насколько в связи с этим усиливается контроль за процедурами, которые проводятся в городе?

Г.В. ДЁГТЕВ

Нас критикуют, что иногда не очень правильно по оценкам общественности проходят закупки на крупные объемы. Мы взяли, посмотрели. Есть норма закона, что свыше миллиарда рублей все закупки попадают на отдельный ресурс общероссийского сайта, т.е. она попадает на ячейку т.н. общественного обсуждения. На сайте такого содержательного общественного обсуждения не получается. Мы у себя норму ввели в городе по поручению Мэра, что у нас эти закупки подлежат обсуждению свыше 500 млн рублей, но это размещается на нашем сайте или Портале поставщиков. Проведя работу, утвердив плановые показатели, где приняты решения об обоснованности, что закупка нужна, мы хотели бы, чтобы на этих общественных обсуждениях, мы попросили заказчиков и экспертов, чтобы они дали свои комментарии, насколько корректно составлена конкурсная документация, понятно прописаны правила. Этот режим позволяет дополнить наши действующие управленческие механизмы диалогом с бизнес-сообществом и экспертным сообществом на предмет реализации требований, о которых мы докладываем.

ВЕДУЩИЙ

Геннадий Валентинович поблагодарил Вас, Евгений Александрович за работу, что выявляется большое количество административных нарушений. Какой максимальный размер штрафа докладывается должностное лицо?

Е.А. ДАНЧИКОВ

Эффект не в размере штрафа, хотя он составляет от 3 000 до 50 000 рублей. Зачастую бывает по отдельным должностным лицам, количество таких штрафов превышает совокупный годовой доход конкретного лица. Здесь важен факт выявление, неотвратимость наказания. Есть механизмы, когда должностные лица за неоднократные допущения таких нарушений и привлечений к административной ответственности, могут быть отстранены от своей работы на срок до 3 лет.

М. ЮДИНА – «Московские торги»

Геннадий Валентинович, Москва – единственный регион, который имеет уникальный ресурс – «Портал поставщиков». Насколько Вы удовлетворены тем, как он развивается. Какие нововведения появятся на нем в ближайшее время?

Г.В. ДЁГТЕВ

Мы общаемся много с регионами. Мы видим, что все четко понимают, что закон один и правила одни. Корпоративных систем из действующих субъектов РФ, в которых можно посмотреть, как закупки развиваются, их в стране около 44.
«Портал поставщиков» - это действительно уникальный ресурс, когда из маленького электронного магазина мы получаем площадку для диалога. По поводу развития, мы считаем, что нам не хватает динамики. Мы поставили себе цель посмотреть, сколько новых предприятий, сколько московских, а сколько из регионов, т.е. соотношение. Кстати, по итогам первого полугодия количество региональных предприятий увеличилось в общем объеме тех, кто заключает договора по офертам. Нам нужна динамика и мы ищем диалога, чтобы бизнес стал нашим инициативным партнером, какие ему еще нужны ресурсы и что бы он хотел еще на этом портале видеть. Меня смущает, что на протяжение полугода мы видим количество поставщиков на уровне 35 000 субъектов малого предпринимательства, потому что мы знаем общую статистику, сколько субъектов малого предпринимательства зарегистрировано в городе. Хотим разобраться, остальные – это те, кто не работает с горзаказом? Сейчас у нас есть запрос от бизнеса, чтобы на этой площадке появилась форма не только B2C, но и B2B. Думаю, до конца текущего года мы и формат и динамику на Портале сможем расширить. Думаю, сам бизнес как участник, сможет инвестировать в этот ресурс. Сейчас на Портале наиболее востребованы поисковая система подписки и возможность видеть ценовые оферты на идентичные товары.

В. ЧЕРНЯВСКАЯ – «Вечерняя Москва»

За осуществлением закупок в учреждении отвечают специальные сотрудники. Как Вы оцениваете их уровень подготовки в Москве?

Г.В. ДЁГТЕВ

Я очень благодарен Евгению Александровичу, потому что он в завершение своего выступления включил тезис «профессионализм», обучение и повышение квалификации. Это не просто слова, а востребованная ситуация. Если раньше закупками занимались 7-7,5 тысяч человек в городской системе, то сейчас за счет централизации мы четко видим, что у нас количество тех, кто будет профессионально отвечать за эту закупку, будет сокращаться. При этом за счет действий контрольного органа, типизации, мы четко увидели, что стать контрактным управляющим или руководителем контрактных служб количество желающих уменьшается, потому что повышается их персональная ответственность за результат. Это одна из идей самого закона о контрактной системе. Мы считаем, что нужно продолжать проводить аналогичный формат обучения. На сегодняшний день первая итерация назначений контрактных управляющих завершена. Когда при подготовке этого документа ряд заказчиков, которые не нашли заместителя руководителя, который хотел бы возглавить контрактную службу, обратились к нам, чтобы мы внесли изменение в действующий документ, чтобы руководителем контрактной службы были начальники профильных подразделений, то при рассмотрении на Правительстве Мэр нам сделал замечание, что считает это недопустимым и персональная ответственность должна быть исключительно у заместителя руководителя, чтобы вся контрактная система была единым деревом с последовательностью приводящая к ответственности конкретного должностного лица.
Что касается качества управления, в первом полугодии мы многие решения принимали исходя из экономической ситуации, управленческой, принятых постановлениями Правительства планов мероприятий. Соответственно, мы тоже учились в этот момент, как организовывать эти мероприятия и какие эффекты ожидать. Думаю, по итогам второго полугодия, и там будет ответственность, когда мы закончим размещение бюджета 2015 года, эти эффекты будут более предметными. Мы же сейчас говорим о тенденции, о том, что создан каркас контрактной системы, какие есть результаты. Повторюсь, что они состоялись благодаря контрольным мероприятиям и повышению персональной ответственности. Причем, надо заметить, что должностное лицо привлекается по КоАП как гражданин, а не как должностное лицо. Поэтому, мы глубоко заинтересованы. Наши программы обучения 120-часовая и 20-часовая, мы их будем коррелировать, потому что на сегодняшний день востребованность в обучении – это лучшим практикам, мероприятиям, которые проводят контрольные либо методологические органы. Все хотят получить знания, понять, как статья применяется контролером или контрактной службой, которая отвечает за эту закупку. Такой формат обучения имеет под собой хорошую перспективу, а мы получим хороших профессионалов.

ВЕДУЩИЙ

Евгений Александрович, Вы упомянули о контроле совместно с заказчиком, касаемо визуального осмотра. Как это осуществить? Это 500 объектов.

Е.А. ДАНЧИКОВ

Здесь нет сложностей. У нас существуют отработанные процедуры в рамках которых мы работаем не только по изучению объектов контроля. Наш орган еще и за финансовый контроль отвечает. Там работа по выезду на конкретные объекты, проведение осмотров, контрольных обмеров, она постоянно ведется. Есть процедуры, в т.ч., законодательные. Речь идет о взаимодействии с заказчиками. Мы видим важным создание совместных подходов к организации работы, чтобы повысить качество контроля, мониторинга, выполнения текущих задач, закрепленных за заказчиками, контрактами, специалистами, осуществляющими внутренний контроль. Мы вместе с Геннадием Валентиновичем для них больше являемся помощниками, и всячески помогаем им эффективно осуществить их полномочия, обучая их и т.д, чтобы не позволить допускать последующих нарушений. Консолидированная работа на наш взгляд более эффективна.

Д. КЛИМОВ – «Московский университет МВД»

Евгений Александрович, Вы неоднократно упоминали, что необходимо снижение участия в торгах единственного поставщика. Я понимаю, что это делается для развития здоровой конкуренции. Но есть аффилированные фирмы, которые тоже могут создать видимость конкуренции. Каким образом проводится контроль по допущению данных фирм к торгам?

Е.А. ДАНЧИКОВ

Законодательство впрямую требует и предусматривает такую норму, когда при предоставлении недостоверных сведений о своей организации, фиктивной численности, несоответствии своих ресурсных возможностей для выполнения той или иной задачи и т.д., то такой заказчик может быть не допущен. Мы смотрим за работой комиссии по проверке, оценке потенциальных участников. Конечно, не всегда мы можем получить всю совокупность информации на этапе, когда подаются заявки и участники участвуют в подготовке процедуры. Но в любом случае мы проводим регулярный мониторинг совместно с Тендерным комитетом, какие у нас подрядчики, как они выполняют свои обязательства. Если эти обязательства не выполняются, есть механизм подачи этих материалов в ФАС и включение таких организаций в список недобросовестных поставщиков. Ведется постоянный анализ и мониторинг торгов, где присутствует два участника, т.н. «устойчивые пары». Мы тоже эти материалы всегда детально анализируем и смотрим, насколько часто эти пары присутствуют, проводим работу, чтобы исключить негативные последствия от проведения таких процедур, в т.ч., за счет анализа документации, обеспечения наиболее конкурентного способа размещения и привлечения широкого круга участников к торгам. Аффилированные структуры в таком случае зачастую с дистанции сходят.

Г.В. ДЁГТЕВ

Еще есть такая норма, которая, правда, распространяется только на электронный способ ведения закупок – мы проделываем работу, когда поставщики работают с одного IP-адреса. Тогда материалы направляются в ФАС. Они попадают в реестр недобросовестны, и так же, на них накладывается оборотный штраф.

А. КАПУСТИН – журнал «Самоуправление»

По поводу типового положения, о котором здесь говорилось. Будет ли оно дополнительно дорабатываться, согласовываться с действующим законодательством? Может быть, у него есть какие-то внутренние противоречия?

Г.В. ДЁГТЕВ

ФЗ №223 – это «рамочный» закон. Это законодательства РФ. Внесение изменений осуществляется через Федеральное собрание, а подзаконные акты через Правительство РФ. Мы нашли конструкцию вместе с коллегами, мы видим и ориентируемся на практики по ФЗ №44 и второй подход, что в этой конструкции мы управление подведомственной сетью, если это акционерное общество, через представителей имущества комплекса Департамента имущества через представителей государства в этих акционерных компаниях. А если это хозяйствующие субъекты, то просто через тех, в чьем ведомственном подчинении они находятся, и такие положения должны утвердить. Евгений Александрович смотрит те особенности, с которыми хозяйствующие субъекты хотели заявиться, что они видят, что им нужен более широкий сегмент управления.

А. КАПУСТИН – журнал «Самоуправление»

Т.е., это возможно?

Г.В. ДЁГТЕВ

Да. Это мы в документе прописали. Евгений Александрович здесь регулятор, оценивают, просят обоснования.

Е.А. ДАНЧИКОВ

Когда мы подходили к этой работе, мы взяли за основу закон. Типовое положение о закупках, его каркас – это ФЗ №223, в котором заложены общие требования, что и было проблематично на этапе выстраивания четких правил и требований - общие требования по прозрачности и не более того. При этом он еще и не содержит никакой ответственности. Нами были на это наложены наши отработанные требования и процедуры, которые мы реализовали в рамках ФЗ №44. В последующем оценены те положения, которые уже были приняты этими организациями, т.к. нам нужно было оценить их специфику, т.к. они все разнообразные: от ЖКХ, до организаций в сфере культуры и здравоохранения. Все эти особенности в типовом положении были отражены так, что это никаким образом не повлияет на конкурентную среду. Мы могли чего-то не предусмотреть, поэтому есть механизм, когда конкретный заказчик через свой ГРБС, своего учредителя может обратиться в контрольный орган с просьбой предусмотреть при согласовании этого типового положения какую-то особенность. Мы ее совместно рассматриваем. Если она есть, то выносим этот вопрос на дальнейшее обсуждение в рамках межведомственной рабочей группы, и принимаем решение. В принципе, такие особенности могут быть, потому что контрактная система – это живой организм, где постоянно возникает многообразие всяких случаев, предметов и закупок, и на данном этапе что-то можно и не участь.

ВЕДУЩИЙ

На этом я благодарю Евгения Александровича и Геннадия Валентиновича. Спасибо. Всем удачи.