Информационный Центр Правительства Москвы
20 апреля 2024, суббота, 01:14
Пресс-конференции

Пресс-конференция Марата Хуснуллина

24 апреля 2015 года состоялась пресс-конференция заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина на тему: «Итоги работы Стройкомплекса Москвы в I квартале 2015 года: реализация антикризисных мер».

Пресс-конференция Марата Хуснуллина

ВЕДУЩИЙ

Сегодня мы проводим пресс-конференцию заместителя мэра Правительства Москвы по вопросам государственной политики и правительства, Хуснуллина Марата Шакирзяновича. Тема нашей пресс-конференции: «Итоги работы стройкосплекса Москвы в первом квартале 2015 года, реализация антикризисных мер». Марат Шакирзянович, вам слово.

М.Ш. ХУСНУЛЛИН

Добрый день, уважаемые коллеги. Я хотел бы рассказать, что делалось в Москве с точки зрения градостроительного развития, с точки зрения строительства, буквально за последние 3-4 месяца. Начну, наверное, с ввода недвижимости. В первом квартале этого года ввели недвижимости 2 159 000 квадратных метров, то есть это на 5,6% или на 115 тыс. квадратных метров больше, чем в первом квартале 2014 года. Но, хочу сразу сказать, что это, конечно, благодаря тому, что мы очень активно работали в 2014 году и были сделаны «большие заделы», как говорят строительным языком, и вот эти «заделы» дают результат, несмотря на все экономические сложности даже в этом году, то есть мы продолжаем всё так же по инерции достаточно много строить. Причем, я хочу сказать, что жилья у нас в общей массе введено 870 тыс. квадратных метров — это тоже больше, чем в прошлом году. Значит, два детских садика, три школы, блок начальных классов, четыре объекта здравоохранения, ну и ещё очень важный момент: 600 тыс. — это административно-деловые многофункциональные комплексы, то есть это наши потенциальные рабочие места. Хочу также отметить, что мы фактически четыре года назад взяли политику полицентричного развития — использование максимально территорий промышленных зон и строительство на границах Новой Москвы. Так вот, из построенных объектов недвижимости 31% или 663 тыс. квадратных метров, построено на территории Новой Москвы. На территории промзон построено 428 тыс. квадратных метров или 20% от всего, что было введено в Москве, то есть мы активно продолжаем использовать промзоны, мы строим на новой территории, мы практически ушли от точечной застройки. У нас темпы строительства не уменьшаются, а даже увеличиваются, но при этом мы не создаем неудобства горожанам различными точечными застройками. Я считаю, что это очень большое знаковое событие, что нам удалось в политике достигнуть таких результатов. Значит, в первом квартале из знаковых объектов был введен в эксплуатацию супер современный ледовый дворец «Парк легенд» - три ледовых катка под одной крышей. В это воскресенье там уже пройдет матч. Мы ввели его буквально чуть меньше месяца назад, там уже шли тренировочные матчи. Так же завершены работы на объекте «Геликон-опера» - это, я считаю, выдающийся объект. Вообще мы пуск старого здания, которое было отреставрировано, провели с участием Мэра. Сейчас идет пуск-наладка по строительной части новой сцены. Хочу вам сказать с уверенностью, что это будет один из лучших театров в мире. Закончены работы по училищу им. Гнесиных - это такой восстановленный памятник архитектуры. У нас училище им. Гнесиных отличилось тем, что самое большое количество роялей «Steinway» высочайшего уровня, для обучения именно в этом училище. Буквально в ближайшее время будет открыт уже полноценно, мы его блоками открывали, один корпус за другим. Завершена кольцевая дорога в «Москва-Сити». Вообще, хочу сказать, что проект «Москва-Сити» очень активно продолжает развиваться - мы вводим каждый год новые корпуса. В этом году планируем ввести порядка полумиллиона квадратных метров. Кстати, недавно ввели фактически 200 тыс. квадратных метров - новый корпус в «Сити», построили кольцевую дорогу. Сейчас у нас подготовлена презентация для Мэра, мы её уже на штабе по градостроительной политике доложили Сергею Семёновичу Собянину. Это проект развития большого «Сити», то есть у нас есть блок развития самого «Сити» и всего, что вокруг «Сити». Это один из крупнейших девелоперских проектов с участием и развитием Москва-реки, со строительством дополнительных набережных. Завершен очередной этап реконструкции Варшавского шоссе на участке от МКАД до района Щербинки. Ну, и ещё одно такое знаковое событие – мы год практически проектировали и занимались подготовкой территорий на парке «Зарядье». Сегодня я могу сказать, что у нас началась уже полноценная стройка, поставлены краны. Сегодня у нас первая заливка фундаментной плиты под будущий парк «Зарядье». Кроме парка «Зарядье» мы спроектировали и уже приступили к строительству большой филармонии на полторы тысячи зрителей, мы специально съездили посмотрели из новых, открытых за последние годы в мире французскую филармонию, посмотрели какие там были проектные решения приняты, что мы хотим применить в Москве, и хочу сказать, что эта филармония, без всякого сомнения, будет одна из лучших в мире. Мы продолжаем строительство большой спортивной арены «Лужники». Могу с радостью сообщить, что, несмотря ни на какие сложности с повышением стоимости материалов, с изменением валютного курса, мы идем по строительству «Лужников» с опережающими темпами. Мы, фактически, на три месяца раньше идем от опережающего графика. Дали высокую оценку ФИФА, когда приезжали и посмотрели наши объекты. Нет никакого сомнения, что это будет один из лучших футбольных стадионов в мире. Важнейшее событие за последних, вот, буквально, полтора месяца, что подписан контракт: город преступил к проектированию и совместно с РЖД мы продолжаем строить транспортную инфраструктуру малого кольца железной дороги, и самое главное — мы приступили к проектированию и строительству транспортных пересадочных узлов на МКЖД. Город является проектировщиком, и в режиме штаба занимаемся этой работой очень активно. Фактически два раза в неделю у нас совместный штаб с РЖД. С удовлетворением могу отметить, что данная работа, наконец, сдвинулась и, как говорят строители, встала на рельсы. Мы к концу 2016 года хотим завершить этот мега-проект - всё-таки 54 км одной линии, в мире, ну, в ближайшие годы я ни одного мегаполиса не знаю, кто одновременно запускает 54 км, то есть где-то такое, считайте, тоже наше огромное достижение. Ну и в связи со сложной экономической ситуацией утвердили план антикризисных мер. Среди общих мер, которые в целом применяются в экономике, блог градостроительства и строительства был Мэром утвержден как отельный блог. Мы прописали целый ряд пунктов, мероприятий, которые мы намерены реализовать для того, чтобы максимально нивелировать потери от этой экономической ситуации. И главный вопрос, конечно, одна из самых главных антикризисных мер, что мы, несмотря ни на какие сложности, в основном сохранили объем адресной инвестиционной программы, и на три года она утверждена. 1 триллион 130 млрд рублей — это, фактически, 700 объектов мы планируем построить за три года, из которых только лишь в этом году адресной инвестиционной программы это 374 млрд и порядка 290 объектов. Почему мы это говорим об антикризисной мере? Потому что сегодня адресная инвестиционная программа является, фактически, стартом развития и привлечения инвестиций в город. У нас, примерно, соотношение, что 15% того, что строится в городе — это бюджет, 85% - это не бюджет. Туда, куда мы приходим с дорогами, туда, куда мы приходим с метро, где мы строим социалку, там начинают появляться рабочие места, начинают появляться квартиры, начинает активно развиваться стройка, соответственно, люди получают работу, платят налоги и мы сохраняем социальную стабильность. Поэтому АИП — это один из наших главных антикризисных шагов. Более того, могу сказать, что Мэром было принято решение по транспортному строительству не сокращать объемы, а даже если строители превысят запланированный, взятый на себя объем обязательств на 2015 год, то даже дополнительно выделить финансирование. Почему мы на это идем? Потому что материалы стали сильно дорожать, инфляция разогналась, и для нас сегодня чем быстрее мы строим, тем меньше мы тратим бюджетных денег, то есть в данном случае выражение «время — деньги» прямо для нас подходит. Мы действительно быстро строя, экономим серьезные деньги. Но даже не это самое главное. Быстро строя объекты, мы всё-таки минимизируем неудобства для жителей, для горожан. Поэтому мы взяли такие обязательства, вышли в дополнительную ночную смену, и, фактически, по всем дорожным объектам идём с опережением графиков. Хочу сказать, что в рамках адресной инвестиционной программы в этом году планируем построить порядка 13 км метро, не менее 88 км дорог. Как я сказал, МКЖД занимаемся, 7 школ, 12 пристроек школ, 21 детский сад, 3 поликлиники, 3 больничных комплекса, ну и еще 13 спортивных объектов. То есть работа идет очень активными темпами. Ещё одну важную меру я считаю знаковой: мы провели публичное слушание по территориальной схеме новой территории Москвы. Это означает, что это можно считать как антикризисную меру - мы фактически создали и утвердили основу будущего генерального плана развития Москвы на новой территории, раскрыли возможности для инвестиций. Сегодня землевладельцы, инвесторы, кто хочет строить на новой территории, сегодня градостроительная документация для этого имеется, с уже едиными дорогами, коридорами инженерных сетей, с распределением территорий. Наша задача была построить не спальный пригород Москвы, а полноценный взаимоувязанный центр, с двенадцатью точками развития. Вот эту работу мы фактически утвердили и получили одобрение на публичном слушании. Считаю, что это такая очень серьезная работа. Так же мы в рамках антикризисного плана разработали целый перечень, целый список поправок в Федеральное законодательство, приняли ряд решений на уровне Правительства. Очень серьезное решение, знаковое, по изменению нормативов паковочного пространства, мы доложили на штабе по градполитике Мэру, и буквально во втором квартале мы настроены выпустить документ. Это значит, что раньше у нас в городе было две основные зоны регулируемого парковочного пространства и мы, в независимости от вида недвижимости, имели достаточно высокие нормативы по обеспеченности машин местами, что, соответственно, приводило к тому, что инвесторам приходилось строить большое количество паркингов, и зачастую эти паркинги были не востребованы. В силу того, что мы поменяли всю транспортную ситуацию в городе, то где сейчас есть общественный транспорт, мы будем строить меньшее количество паркингов, где не хватает общественного транспорта, там будут нормативы по паркингам пересмотрены. То есть у нас сейчас будет очень дифференцированный подход к определению паковочного пространства при любом строящемся объекте. Ну, так же хочу сказать, что, например, на градостроительной земельной комиссии мы за первый квартал приняли градостроительных решений, позволяющих в городе строить, порядка 10 млн квадратных метров недвижимости, из них 4 млн квадратных метров - это жильё. И, буквально готовясь сюда к вам на встречу, я посмотрел данные Мосгосстройнадзора, и увидел очень положительную динамику, что мы 2,200 построили недвижимости, а разрешение на строительство за первый квартал выдали на 2,700. Фактически у нас инвестиционный процесс не останавливается, инвесторы продолжают получать разрешение начинать строить. Мы всё-таки надеемся, что максимально нивелируем все эти проблемы, которые связаны с ситуацией в экономике. Что касается развития транспортной инфраструктуры, мы с начала года ввели 20 дорожных объектов - это 13 км новых дорог. Буквально на днях собираемся закончить развязку на Можайском шоссе, запустить развязку-туннель на Дмитровском шоссе, в мае будет запущена станция метро «Котельники». Она у нас стоит на готовности, идет пуск-наладка новой системы безопасности. Я думаю, что в середине мая объект будет уже построен. И ещё один очень важный момент. Я хотел бы обратить внимание, что мы получили в начале года, буквально месяц назад, исследование ведущего международного агентства «TomTom», Нидерланды, которое дает оценку транспортной ситуации в двухстах городах мира. К сожалению, мы имели такой антирекорд: Москва по пробкам была в последние годы стабильно на первом месте, и вот пришло в первый раз за последние четыре года новое исследование, согласно которому Москва сейчас свою первую позицию с большим удовольствием уступила другим городам. То есть мы снизились на 4 позиции. Когда мы говорим про 4 позиции, то есть теперь хуже ситуация, чем у нас, в Стамбуле. Стамбул вышел на первое место. Кстати, мы были недавно с визитом в Стамбуле. Вообще, кто хочет почувствовать и вспомнить Москву четырехлетней давности с точки зрения пробок, советую съездить в Стамбул. Мы за два дня там так наездились по пробкам, что, честно говоря, как-то уже последние годы системно занимаясь проблемами пробок, мы стали немножко забывать, что было 4- 3 года назад. Конечно, рейтинг рейтингом, но реально ездить стало в городе легче. Причем у нас интересная ситуация произошла, у нас каждый год количество автомобилей добавляется в 250-300 тысяч к имеющимся 3 года назад 3 млн. То есть мы за это время почти миллион автомобилей в городе добавили, и, казалось бы, ситуация должна была крайне усугубиться. Более того, мы в 2011 году делали такой математический анализ, и совершенно четко видели, что если бы город не предпринял ряд мер, о которых я сейчас расскажу, то мы бы в 2015 году точно встали в одну сплошную большую пробку. У нас наоборот ситуация произошла. Машины добавились, экономическая активность в городе увеличилась, недвижимости мы построили - 32 млн квадратных метра за эти 4 года, а ситуация в городе значительно, с точки зрения транспорта, улучшилась. Это большая наша градостроительная победа. Я сказал, что мы 32 млн квадратных метра построили, из которых 11,5млн жилья. Почти всю недвижимость, которую мы построили, рабочие места, они ближе к окраинам. То есть мы это центростремительное тяготение к центру уменьшили, и нагрузку, соответственно, на центр. Второе — всё-таки мы за 4 года построили 300 км дорог в городе - это почти 10% ко всем имеющимся дорогам. Причем, построили дороги высокого класса, скоростные, с развязками, с магистралями, 86 искусственных сооружений — это развязки, тоннели, мосты, и, конечно же, вот эти особенные развязки, которые были с МКАДом. Они же создавая пробку в одном месте по цепной реакции создавали пробки на огромной территории города. То, что мы построили вот эти 86 искусственных сооружений, 9 вылетных магистралей отреконструировали, 126 км только в рамках реконструкции вылетных магистралей было построено, 150 км выделенных полос, по которым пошел общественный транспорт. За счет этого у нас количество пассажиров стало большее перевозиться общественным транспортом, соответственно, уменьшилось количество легковых автомашин на дорогах. 10 крупных развязок, как я уже сказал, ну и ещё - это развязки только на МКАДе, и мы эту работу продолжаем, и в этом году планируем построить ещё 3 объекта: закончить развязку МКАД- Каширское шоссе, Ленинский проспект с МКАДом и Рязанский проспект с МКАДом. Конечно, ограничение парковочного пространства в городе, расширение сети городского общественного транспорта, регулирование через интеллектуальную транспортную систему - вот это всё вместе привело к тому, что, действительно, ситуация на улицах города стала значительно лучше, хотя по логике должна была быть хуже. Могу привести несколько примеров. Например, мы сделали анализ загрузки Каширского шоссе и хочу сказать, что на участке от МКАД до Борисовских прудов пропускная способность и скорость движения поднялась фактически в два с лишним раза. На участке Варшавского шоссе, от МКАД до улицы Сумской, пропускная способность с 3 тыс. поднялась до 8 тыс. автомобилей, соответственно, скорость движения тоже поднялась почти в два раза, пропускная способность тоже поднялась в два раза. Так мы проанализировали все наши шоссе: Дмитровское, Ярославское; и видим, что везде практически произошло серьезное улучшение, поэтому мы будем продолжать эту работу. Мы фактически закончили работу по проектированию МКАДа и развитию всех прилегающих территорий.
Одно из важнейших событий — мы у Мэра на штабе утвердили окончательно трассировку количества станций, этапы ввода, сроки пусков третьего пересадочного контура метро, которое мы сейчас уже активно строим. Мы утвердили линию Новаторов- Коммунарка, то есть не только сами линии, но и всё, что будет построено вокруг. Ну, и вы, наверное, знаете, что Москва приняла на уровне федерации так называемый закон «О масштабных инвестиционных проектах», соответственно, мы, как город, тоже приняли решение о масштабных инвестиционных проектах, и сегодня такие крупные проекты, как Третий пересадочный контур, как Малое кольцо железной дороги, как участок от Новаторов до Коммунарки. Мы готовим как масштабный инвестиционный проект для комплексного освоения всей территории вокруг этих транспортных магистралей, то есть работу ведем мы активную, надеемся, что в этом году сработаем не хуже, чем в прошлом, несмотря на все сложности. Готов отвечать на все ваши вопросы.

К. БАЛАКИН - «РИА Новости»

Вы сказали, что проект «Большого Сити» готов. Расскажите про то, что там планируется?

М.Ш. ХУСНУЛЛИН

Если смотреть на Сити из центра города, то дальше за железной дорогой, вдоль набережной, до Шелепихинской набережной, фактически вся эта промзона до Звенигородского шоссе будет преобразована. Будет сделана единая набережная. На сегодняшний день мы уже около Сити полностью разобрали насыпь, строим эстакаду в рамках Малого кольца железной дороги. Соответственно, Краснопресненская набережная будет дальше продлена, и там же будет проходить северный дублер Кутузовского проспекта. В общей сложности мы видим, что на этой территории может появиться еще порядка 5 млн квадратных метров недвижимости. Причем, надо сказать, что это будет недвижимость вокруг транспортного узла Сити, потому что у нас там и остановка Малого кольца железной дороги, и направление Рязанской железной дороги, и три ветки метро, и общественный транспорт. В ближайшее время приступят к разборке Элеватора. Вы помните все этот Элеватор, который стоит. Проект там на сегодняшний день утвержден. Там будет и жилье, и общественный центр. Элеватор около Сити в ближайшее время начнет разбираться, там начнут строить новые высотные комплексы и так, фактически, как я уже сказал, вдоль Шелепихинской набережной до жилых микрорайонов будет полностью вся эта территория расстраиваться. Там уже активно идет стройка - компания Домстрой ведет там большой проект на 700 тыс. квадратных метров. Ещё целый ряд градостроительных решений мы приняли, поэтому это будет один из таких лучших районов, и вообще, сам по себе Сити и развитие его территории вокруг, это, на наш взгляд, очень хороший и удачный проект.

Е. РУДНИЦКАЯ - «За Калужской заставой»

Восьмого декабря прошлого года была введена в строй станция «Тропарево» с пассажирским потоком где-то почти 28 тыс. человек. Как будет инфраструктура развиваться вокруг этой станции? Планируются ли какие-то объекты благоустройства в этом районе?

М.Ш. ХУСНУЛЛИН

Мы планируем построить там транспортно-пересадочный узел. Там буквально в двухстах метрах есть отстойно-разворотная площадка для наземного транспорта. Пока, на первом этапе, мы планируем эту связь в чисто плоскостном исполнении: автобусы отстойно-разворотной площадки, возможность пересадки на станцию метро. В последующем там есть проект строительства большого делового торгового центра с транспортно-пересадочным узлом, но на сегодняшний день, пока, в связи со сложной экономической ситуацией, нет инвесторов. Но градостроительные решения возможности строительства этого объекта есть, и все, что связано с благоустройством,.насколько я знаю, там ждут сейчас весны, чтобы посадить дополнительные насаждения. По-моему, даже завтра окончательно будут высаживать положенные деревья, траву, для благоустройства территории вокруг станции "Тропарево".

И. КАРМАЗИН - «Мослента»

Расскажите, пожалуйста, о ситуации с Алабяно-Балтийским тоннелем. Когда он всё-таки будет сдан в эксплуатацию?

М.Ш. ХУСНУЛЛИН

Строительная часть полностью готова. Я буквально на днях проезжал его полностью. На нём идет вопрос переоформления документов и предъявления его Ростехнадзору. Я сегодня утром проводил очередное совещание по этому поводу. Нам нужно собрать все документы, потому что предыдущий подрядчик, который обанкротился, он, к сожалению, вместе с банкротством, потерял всю исполнительную документацию. Поэтому техническую и строительную часть мы выполнили полностью: тоннель готов. Нужно дооформить документы, предъявить Ростехнадзору. Я думаю, что где-то в июне эти процедурные мероприятия закончатся, и тогда тоннель будет запущен уже полноценно. В одном тоннеле он работает, вторую часть запустят, я думаю, в июне. И в мае мы полностью закончим благоустройство над тоннелем. Там уже и паркинг будет построен, и трава посеяна, очень красивый делается бульвар, пешеходные зоны.

В. МОХОВ - «Тверская, 13»

Марат Шакирзянович, Вы так интересно рассказали о турецких пробках, а я хотел спросить о турецких инвесторах. Проявляют ли они сейчас, в условиях ослабления рубля, такой же интерес, как раньше, и нет ли у них готовности, по примеру представителей туристического турецкого бизнеса, всё-таки пойти на определенные уступки в отношении вот этих вот валютных качелей, и всё-таки сделать какие-то скидки в отношении курса рубля? И, может быть, Вы прокомментируете интерес инвесторов не только турецких, но и из других стран? Спасибо.

М.Ш. ХУСНУЛЛИН

Хочу сказать, что турецкие компании исторически присутствуют в Москве уже последние 20 лет. И хочу сказать, когда мы поехали на встречу с турецкими коллегами, мы собрали информацию, сколько 4 крупнейшие компании построили в Москве недвижимости и определили себе интересную цифру: 24 млн за 20 лет. То есть турецкие компании давно находятся в Москве, они много строят, они здесь прижились, они уже как бы нам родные, на налоговом учете здесь стоят, живут уже здесь давно, поэтому связи у нас с ними давние. Если раньше турецкие компании в основном просились как подрядчики на работу и участвовали в конкурсах, то для меня было несколько неожиданно, что, несмотря на вот эту экономическую ситуацию, большое количество турецких инвесторов желают не только работать на подряде, но и желают быть инвесторами. То есть они обратились к Мэру с предложением построить гостиницы, торговые центры, предприятия строительных материалов, жилые дома, они участвуют в транспортно-пересадочных узлах. Поэтому мы договорились о том, что мы создали с ними рабочую группу, и готовим очень большую программу по предложениям инвесторам возможного строительства ТПУ и развития территории вокруг ТПУ. У нас 188 капитальных ТПУ, два из них уже, Новокосино, Перовское шоссе и Алматинскую мы готовы выставлять на конкурс в ближайшие два месяца. Наша задача в том, чтобы каждый месяц формировать рынок предложений для инвесторов. Они ждут этих конкурсов, и обязательно будут участвовать. Их абсолютно не пугает ситуация с так называемым кризисом. Вообще, если посмотреть аналитику с 1990 года по 2015 год, было примерно 4 крупных кризиса, когда недвижимость поднималась, падала, но в конечном итоге она всегда поднималась и отыгрывала свои потерянные позиции. Поэтому те, кто работает вдолгую, кто не временщики, их не пугает кризис и они готовы, несмотря на кризис, приходить, работать, инвестировать. Это касается турецких компаний.
Что касается китайских компаний. Я уже несколько раз об этом говорил, что мы, на сегодняшний день, вышли уже в режим подготовки технических условий контракта с компанией. Это второй подрядчик в Китае по размеру транспортного строительства, с выручкой 100 млрд долларов в год. Это колоссальная компания, одна из таких застройщиков. Мы с ними сейчас подготовили технический контракт на строительство участка линий от Новаторов до Коммунарки. Вообще, Мэром поставлена задача составить контракты таким образом, чтобы можно было привлечь ещё и внебюджетные деньги. Если мы раньше все наши объекты, - метро, дороги — строили только лишь за бюджетные деньги, то в прошлом году у нас был прорывной шаг, что мы заключили соглашение о строительстве северного дублера Кутузовского проспекта/ Cейчас готовим контракт и условия для работы с китайскими инвесторами. Также инвесторы из Китая, из Сингапура проявляют большую активность и планируют участвовать в различных наших конкурсах. Мы, как город, считаем, что должны максимально подготовить предложения для инвесторов.

Л. ЦАРЁВА - «Москва 24», «Строительство в деталях»

Хотелось бы вернуться к теме парка «Зарядье» - глобального проекта, который является довольно сложным технически и специалисты должны были скорректировать некоторые параметры. Скажите, пожалуйста, произошла ли эта корректировка, по каким параметрам и насколько сильно изменился проект технически?

М.Ш. ХУСНУЛЛИН

У нас технически ничего не изменилось. Мы как планировали строить, в том объеме и строим. Мы сейчас очень серьезно рассматриваем так называемый элемент «стеклянной коры», чтобы было дерево со стеклом. Мы подобрали инженерные решения, съездили посмотрели по миру, в стране, кто способен такие конструкции готовить, и скорее всего будет принято техническое решение. Я хочу напомнить, кто не помнит по этому проекту, что у нас будет построена филармония на полторы тысячи мест, и будет открыта сцена у филармонии, на которой может разместиться порядка 5 тыс. зрителей. И вот чтобы эти 5 тыс. зрителей находились под корой, планируется, что эта кора будет и зимой. Мы сейчас смотрим техническую возможность обогрева этой территории воздухом с метрополитена, чтобы там круглогодично было тепло, и росла трава, росли зеленые насаждения. Все эти технические решения мы практически нашли, составили техническое задание, и, как я уже сказал, активно преступили к строительству. Мы посмотрели лучшие мировые практики, где какие парки были построены. Очень полезно было посмотреть парки в Анкаре и Стамбуле. В Анкаре был очень хороший парк реализован на месте бывшей неблагоустроенной помойки, хороший очень проект. Кроме того, что мы сами посмотрели, мы сейчас отправили группу специалистов-проектировщиков, чтобы они уже не только внешне, но и посмотрели, какие проектные решения применены. Нам, например, что понравилось в парке в Анкаре: они там посадили деревья из разных стран. У нас же, например, одна из задач нашего парка «Зарядье», так как мы хотим показать всю Россию с точки зрения её растительного мира, поэтому нам надо посадить от южных деревьев и растений до северных, и будет зонирование. Где-то будет зонирование северное, где-то южное, то есть у нас этот опыт именно высадки различных деревьев, с разных климатических зон, чтобы они в наших сложных климатических условиях жили и росли, это непростая задача, в том числе и инженерная, поэтому мы учли все эти решения, запроектировали и уже строим. Я заверяю вас, что парк «Зарядье» будет мировым шедевром.

А. ШИБАНОВ - «Московская перспектива»

Марат Шакирзянович, у меня вопрос про ветку метро в Коммунарку. Раньше вы говорили о том, что схема работы будет такая: китайцы строят метро, а вложенные средства возвращают от реализации построенной ими же недвижимости и Коммунарки. А потом появилась информация о том, что они строят на свои деньги ветку метро. Потом Правительство Москвы в течение 10-15 лет им потраченные средства восполняет. В итоге какая будет схема взаимодействия?

М.Ш. ХУСНУЛЛИН

Мы разные схемы с ними обсуждаем. На самом деле, кроме самих схем, все зависит ещё и от условий расчета, в чем рассчитываться - в юанях, в рублях. В данном случае смотрите, что происходит: туда, куда мы строим метро, недвижимость вокруг дорожает минимум на 20%, поэтому одну из схем мы рассматриваем, что они полностью строят метро за свои деньги, а мы, скажем, в течении 15 лет от реализации земельных участков вокруг построенной недвижимости, будем с ними рассчитываться. В принципе экономическая модель получается, потому что недвижимость растет, земля растет, и, в принципе, город в данном случае может компенсировать большую часть затрат на строительство этой ветки. Мы сейчас находимся в переговорах, считаем валютные риски, считаем сроки окупаемости, считаем окончательную стоимость строительства. Ну, я думаю, что в этом году мы окончательно точку в этом проекте поставим.

М. МАКЕЕВА - «Звездный бульвар», «Восточный округ, «Юго-восточный курьер»

Первое - Триколор, на котором вы бывали: Ярославское шоссе, Проспект мира, что там с развязкой? Планировали большую, а сейчас какие-то объезды по Докукина.
Второе - Щелковское шоссе. Ощущение, что реконструкция стоит, рабочих не видно. Третье - Рязанский проспект. В этом году какие там планы? Спасибо.

М.Ш. ХУСНУЛЛИН

Триколор. Жилой комплекс в этом году сдается полностью, инвестор идет по графику. Мы со своей стороны расширение улицы в этом году заканчиваем, перекладку теплотрассы заканчиваем. Развязку, которую мы там планировали, мы пока приостановили из-за наличия финансовых средств, потому что у нас есть уже начатые стройки. Но в планах считаем, что всё-таки потенциально небольшую развязку нужно построить, чтобы вот это узкое горлышко там снять.
Что касается Щелковского шоссе, к сожалению у нас неудачная ситуация с подрядчиком - это компания «Трансстрой». Мы планировали сначала расторгнуть с ними контракт, но потом, посчитав, сколько времени займет переоформление, заново перепроектирование, заново проведение конкурса, всё-таки сочли необходимым оставить этого же подрядчика. Ну и так грубо скажу, на своих плечах его тащим, пытаемся до конца года закончить реконструкцию. Это у нас самая неудачная из всех девяти вылетных магистралей, за которые мы взялись. Причем, неудачная именно из-за подрядчика, потому что все остальные проекты у нас закончены.
Ну, и Рязанское проспект с МКАДом, развязку в этом году закончим без всяких вопросов.

Х. АМИНОВ - «Коммерсант»

Марат Шакирзянович, Вы упомянули про реконструкцию Варшавского шоссе. Но до этого было известно, что семья Гуцериевых объявляла о том, что они будут строить там парк и, соответственно, будут вкладываться в дорожное строительство. Участвуют ли эти бизнесмены в реконструкции Варшавского с МКАДом, и что с этим парком, и когда ГЗК уже утвердит, или не утвердит этот проект?

М.Ш. ХУСНУЛЛИН

Я могу сказать, что в реконструкции Варшавского шоссе инвесторы не участвуют. Мы ее закончили за счет бюджета. Но у нас от Варшавского шоссе до станции метро «Лесопарковая», где находится как раз проект Гуцериевых, полностью сейчас сделан проект реконструкции расширения МКАДа, улично-дорожной сети, увязки станции метро «Аннино» вместе с «Лесопарковой», то есть сейчас мы этот проект комплексно рассматриваем с улично-дорожной сетью и проектируем. Та часть, которая будет относиться к проекту семьи Гуцериевых, мы, конечно, будем им предлагать и у нас была предварительная договоренность, что эту часть дорог они будут строить за свой счет. Я хочу сказать, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, мы буквально недавно проводили совещание, планируем на следующей неделе рассмотреть на штабе по градполитике у Мэра ход, проектирование и строительство детского тематического парка в Нагатинском затоне. Инвестор сегодня не отказывается, и, несмотря на ситуацию, продолжает полным ходом проектировать, продолжает вести работу. Я думаю, что в ближайший месяц уже выйдет на подготовку площадки. Мы, со своей стороны, как город, градостроительную документацию и проект планировки провели, публичное слушание прошли, постановление вышло. Планируем там построить, во всяком случае, начнем проектировать уже в этом году, дорогу, которая в будущем свяжет новым речным мостом с тем же Варшавским шоссе.

Б. ЛЯУВ - «Ведомости»

Я хотела бы попросить поподробнее рассказать, что за решение «о масштабных проектах» принято, что оно подразумевает? Это постановление, или что?

М.Ш. ХУСНУЛЛИН

На уровне Российской Федерации вышел Федеральный закон, который позволяет регионам вводить такое понятие как «масштабный инвестиционный проект» - это проекты, которые дадут большой вклад в развитие региона. Прописаны правила, условия, что может туда входить. Мы, соответственно, как город, внесли свой закон, что город имеет право организовывать масштабные проекты. То есть возможность реализации масштабных проектов позволяет передавать участникам масштабных проектов и землю, в том числе, без конкурса. Потому что раньше передача земли была только через конкурс, через аукционы, там целый ряд условий, в том числе и условий по земле. Поэтому мы сейчас готовим перечень масштабных инвестиционных проектов с блоком экономической политики Сергуниной Натальи Алексеевны на предложение к Мэру, что у нас войдет в масштабные инвестиционные проекты. Мы совершенно точно понимаем, что масштабный инвестиционный проект — это Третий пересадочный контур, это Малое кольцо железной дороги, это линия от Новаторов до Коммунарки. Мы сейчас этот механизм прописываем юридически и технически готовим к этому документацию.

Б. ЛЯУВ - «Ведомости»

Закон уже принят?

М.Ш. ХУСНУЛЛИН

Закон принят и на Федеральном уровне. Он прошел и принят Мосгордумой. Сейчас нужно уже расписать действия этого закона в Постановлении Правительства Москвы. Это вообще очень важный закон, о нём пока мало кто слышал и понимает, но это очень серьезный шаг к развитию территории. Я могу привести простой пример, скажем, если посмотреть проект Гуцериевых, что туда входит? Гуцериев хочет построить в миллион квадратных метров тематический парк. Мы хотим, как город, реконструировать МКАД. Мы реконструировали Варшавское шоссе, мы построили «Лесопарковую» и должны дальше строить ТПУ. Рядом находятся федеральные земли военных, есть земли городские. Как собрать всех собственников, как собрать все интересы в одно, чтобы на одной территории организовать максимально выгодный для города проект? Как оптимизировать технические условия, как осуществлять управление таким проектом, когда 5-6 интересантов, - федеральных, государственных, частных — на одной территории? Вот масштабный инвестиционный проект. Как землю межевать в этом случае? Вот этот масштабный инвестиционный проект, он должен дать возможность организовывать такие крупные проекты. Пока не было этого закона, мы пошли на то что, например, определили наше городское акционерное общество «Мосинжпроект» как координаторов всех этих особенностей, связанных со строительством метро и дорог. Почему мы идем на эту консолидацию, в том числе нашего городского заказчика? Потому что не чиновник, а кто-то должен с рыночными подходами скоординировать все эти проекты, как минимум, сделать единую градостроительную документацию, сделать единое проектное решение, собрать единые технические условия. Потому что если каждый инвестор каждую их часть начнет тянуть себе, каждый начнет отдельно трубу тянуть, отдельно подводить сети, то, во-первых, это будет дорого, во-вторых, скорее всего, это все будет не состыковано. А вот сегодня сам по себе масштабный инвестиционный проект дает юридический механизм работы по таким крупным проектам.

Б. ЛЯУВ - «Ведомости»

Марат Шакирзянович, хотелось бы вернуться к теме метро, отдельно строящихся станций, в частности станции метро «Технопарк», на которой сегодня идут работы. В чем уникальность сооружения, что касается методов, дизайна, и, например, появление траволатора, который все так ждут? Когда её планируют открыть? До сих пор сроки неизвестны?

М.Ш. ХУСНУЛЛИН

Я думаю, что мы откроем её где-то в ноябре этого года. Уникальность станции в том, что это, во-первых, наземная станция на действующей линии метрополитена. Кроме того, чтобы построить платформы, остановочные пункты, переходы, все это надо делать не останавливая движения, что приводит к определенным сложностям. Во-вторых, я не зря сказал про будущий тематический парк, потому что надо понимать, что она будет работать и на развитие ЗИЛа, и на будущий тематический парк. Инвестор ожидает, что 10-12 млн посетителей в год будет в этом парке, и, конечно, больше всего людей будет приезжать на метро. Поэтому мы должны сделать переход через проспект Андропова, должны сделать специальные эскалаторы, специальные траволаторы. Эта территория достаточно стеснённая, и нужно привести её в такое соответствие, чтобы можно было увязать кроме метро ещё и другие виды наземного транспорта. Кстати, дизайн очень красивый у этой станции. Мы долго выбирали, как будут выглядеть внешние панели, потому что, раз она наземная, мы ещё хотели бы, что бы она и архитектурой вписалась во всю эту застройку. Вот эта непростая работа ведется последние два года, но в этом году мы её хотим закончить.

В. КЛИМОВ - «ИА «Москва»»

Вопрос по строительным материалам. Рубль укрепился, а как реагируют поставщики материалов, снижают ли они цены? Обращался ли Стройкомплекс в ФАС с жалобами на недобросовестных поставщиков?

М.Ш. ХУСНУЛЛИН

К сожалению, это непонятная для нас ситуация. Вроде бы рубль укрепился, а материалы почему-то продолжают расти. Скажем, металл вырос уже до 30% на ряд позиций. Хотя, за счет чего он должен был вырасти, мне не совсем понятно. Кабель вырос в цене. Я говорю про отечественные материалы. Я уже не говорю про импортные, которые так же подорожали. Мы, конечно, обратились в ФАС, чтобы разобраться, за счет чего вообще все произошло. Почему металл вырос на 30%? Всё производится у нас в стране, они там ориентируются и говорят, что это валютный товар, что ориентируются на цену, привязанную к доллару, но он сто процентов производится в России. Поэтому, конечно, мы надеемся, что ФАС нам поможет в этих вопросах.

С. ВОЛКОВА - «Комсомольская правда»

В 2016 году должна завершиться программа сноса пятиэтажек. Хотелось бы узнать, не повлияют ли экономические трудности и будет ли соблюдаться этот намеченный срок?

М.Ш. ХУСНУЛЛИН

Мы ничего пока не сокращаем. Более того, мы по жилью пошли на стандартные решения. Все свободные площадки, которые были у нас в городе, мы вовлекли в жилищное строительство. В целом, объем жилищного строительства не уменьшается. Мы сохранили все объемы. Более того, мы привлекаем ещё и внебюджетные источники на реализацию этой программы. Я думаю, что в 2016 году мы основной объем работы закончим. У нас есть несколько домов, которые, скорее всего, перейдут на 2017. Но это из-за так называемой «волны», того, что жителей нужно переселять только в тот район, где сносятся пятиэтажки, несколько домов технически перейдет на 2017 год. А так нам осталось чуть меньше двухсот домов, и мы за 2015-2016 года основную работу закончим.

В. РАСУЛОВ - «Коммерсант ФМ»

У меня два вопроса. По поводу «Зарядья», всё-таки можете ли Вы озвучить, может, поменялись окончательные сроки завершения этого проекта и когда уже, непосредственно, первые посетители смогут посетить парк?
И по поводу станций метро. Если я не ошибаюсь, то, в целом, около восьми планировалось открыть, по крайней мере, по данным Департамента строительства. Есть ли какие-то корректировки по открытию станций в этом году?

М.Ш.ХУСНУЛЛИН

Вообще, график у нас — сентябрь 2017 года по парку «Зарядье». Очень напряженный, непростой график, но мы пока идем по нему, и нам удается его выдержать. Это первое. Второе, по пуску линий метро. У нас нет никаких сомнений, что мы запустим станции «Саларьево», станцию «Румянцево», «Котельники». Очень тяжело идет Люблинско-Дмитровская линия - это линия глубокого заложения, самая глубокая линия, самая сложная, мы планировали её от «Мариной рощи» до «Петровского парка» запустить в декабре этого года. Пока с большим напряжением, но ещё идем по графику, немножко отстаем, но считаем, что можем ещё догнать эту ситуацию. В целом, уже сейчас могу сказать, что я три недели назад всю эту линию прошел под землей пешком. То есть можно полностью её пройти, она уже построена, рельсы уже в основном уложены, идет полностью монтаж оборудования. В общем-то работа идет, и сомнений в том, что она будет запущена, нет. Но вот сроки... очень надеемся на декабрь. В крайнем случае, может быть, строительную часть закончим в декабре, а наладка, возможно, уйдет на начало следующего года. Но пока настроены всё полностью закончить в декабре.

И. КАРМАЗИН - «Мослента»

Хотелось бы спросить по поводу строительства в центре города. Какая ваша личная позиция, городских властей, будут ли какие-то масштабные проекты строительства в центре города? И второй вопрос по поводу Парламентского центра. На какой стадии сейчас находится строительство парламентского центра и когда он будет сдан в эксплуатацию?

М.Ш. ХУСНУЛЛИН

Что касается исторического центра. Я считаю, что исторический центр Москвы — это наш капитал. Капитал в хорошем смысле слова, который привлекает людей, жителей города в центр, приходить отдыхать, гулять, привлекает туристов и жителей страны. Поэтому мы не хотим строить никаких крупных масштабных проектов в центре. Наша задача - благоустраивать центр, приводить его в порядок, делать его пешеходно доступным, ограничивать его от машин. Если помните, ещё два года назад ни по одной улице пройти было невозможно, т.к. все было заставлено машинами, дворы все в центре были заставлены машинами. Поэтому мы политику приведения центра в порядок будем проводить и дальше, а так же, все ранее взятые обязательства города по достройке каких-то инвестиционных проектов. За последние 3-4 года, все стройки, которые были запланированы, мы не смогли отказаться в судебном порядке. Все эти стройки фактически начинаются и заканчиваются, но никаких масштабных проектов мы в центре не планируем. Это то, что касается центра.
Второй вопрос был про Парламентский центр. Мы идем двумя путями. Мы, как город, полностью сейчас проектируем эту территорию, проектируем набережные, проектируем парк, проектируем дороги и связки. Насколько я знаю, наши коллеги из Федерального центра управления делами Президента проектируют сам Парламентский центр, вымеженный земельный участок. Мы создали специальный штаб по развитию всей этой территории и в рамках этого штаба мы регулярно рассматриваем кто что должен делать. Это большая территория и это очень большой масштабный проект, поэтому мы этим проектом комплексно занимаемся. Я думаю, что к концу года мы выйдем уже на все проектные решения на данной территории, проект планировки территории утвержден.

Н. ДМИТРАК - «Интерфакс»

Некоторое время назад утверждалась концепция того, как должны выглядеть вывески и тому подобное. Как сейчас ведется эта работа?

М.Ш. ХУСНУЛЛИН

Да, мы действительно утвердили эту концепцию. Мы оставили без изменения на территории до Третьего транспортного кольца. Я хочу напомнить, для чего мы это делали. Если посмотреть сегодня на город, то, к сожалению, вывески очень разноплановые и на наш взгляд, и на взгляд общественности. Мы проводили советы с экспертами и решили, что они всё-таки портят облик города. Было принято решение, чтобы все-таки вывески привести к определенным стандартам, всё-таки это как элемент архитектуры внешнего вида города. Такое решение было принято в 2013 году. Мы пошли поэтапно: обязательно изменение всех вывесок в пределах сначала Садового кольца, потом Третьего транспортного кольца, потом планировали довести эту ситуацию до МКАДа. Но в связи со сложной экономической ситуацией сейчас появились многочисленными обращениями представителей мелкого и среднего бизнеса, ведь понятно, что замена вывесок — тоже деньги. Поэтому к нам обратились предприниматели, к Мэру, и Мэр принял решение в рамках антикризисных мер, отложить срок замены вывесок за Третьим транспортным кольцом до 1 января 2017 года. Ну а потом, мы надеемся, ситуация за это время улучшится, и дальше эту работу мы будем продолжать. А вообще, если вспомнить даже Садовое кольцо 4 года назад, особенно выдающимися у нас были рекламные растяжки, наверное, вы еще помните их. Для города мирового уровня, для мегаполиса, строить такие, в плохом смысле слова, примеры, в азиатских неразвитых городах тоже есть такие рекламы, и, наверное, для Москвы это неприемлемо. Поэтому мы пошли на это решение, хотя город определенно потерял от этого доходы. Но мы считаем, что, всё-таки, не должно быть в городе такой кричащей и, я бы сказал, вульгарной рекламы.

Л. ПРОЦЕНКО - «Российская газета»

Вы уже говорили о пуске станций метро. Значит ли это, что все станции в этом году будут запускаться в эксплуатацию этой осенью? Это первое. И второе сразу: вот сейчас, уже спустя пять лет после того, как была объявлена программа развития всего метрополитена Москвы, как вы оцениваете построить к 2020 году 150 км новых линий и 78 станций? Насколько это реально?

М.Ш. ХУСНУЛЛИН

Во-первых, по пуску. Май - «Котельники», на осень - «Румянцево», «Саларьево» - конец августа - сентябрь, строительная часть будет закончена летом, пуск и наладка, возможно, конец августа — начало сентября. И Люблинско-Дмитровская линия — осенью.
Что касается строительства метро. Мы, на самом деле, меньше четырех лет назад утвердили эту программу строительства 150 км, я подчеркиваю ещё раз, что это самый масштабный проект не то что в стране, но и в мире. Сегодня мы конкурируем только с Пекином и Шанхаем по объему строящегося метро. Конечно, 4 года назад эта задача нас в какой-то степени и пугала, но глаза боятся, а руки делают. Сегодня нас это вообще не пугает, мы, по факту, не только говорим, но и уже построили 30 км метро, и, соответственно, сдали 16 станций за это время, плюс сдали уже 5 новых депо, а я напоминаю, что мы за последние 20 лет ни одного депо не построили, потому что депо — это надежность, это безопасность, эксплуатация. На сегодняшний день мы уже прорыли тоннелей на 60 км, то есть назад нам пути уже нет, потому что мы реально построили тоннели, развернули эту стройку, да, где-то не хватает строителей и проектировщиков. Сегодня, например, чтобы закончить программу проектирования метро, нужно 5 тыс. проектировщиков. Не хватает строителей. Чтобы выполнить те масштабные задачи, которые перед нами стоят, нам нужно добавить 15 тыс. строителей. Вот 35тыс. сегодня работает, а ещё 15 тыс. нужно добавить, чтобы 50 тыс. работало ежедневно. Поэтому мы набрали компетенцию, У нас есть оператор наш городской «Мосинжпроект», если даже у кого-то не получается, у каких-то компаний, мы можем заменить их на другие, в конечном итоге сами можем строить. Мы набрали все необходимые компетенции и сомнений в том, что мы построим и реализуем эти планы, у нас нет. Более того, у нас находится 186 км метро, то есть мы уже сейчас проектируем перспективу за 2020 год. Это такие участки, как, скажем, довести метро до Внуково. Уже сегодня видим, что от Коммунарки мы дальше пойдем в сторону Десны, в сторону Троицка. Мы видим ещё целый ряд потенциального проектирования метро на территории Рублёво-Архангельского. Это центр, который строит сегодня Сбербанк. Мы не только планируем, мыуже проектируем и строим будущие ответвления. То есть от Третьего пересадочного контура камера съезда на Рублёво-Архангельское уже будет построена. Появятся финансовые возможности, у нас документация есть. Мы очень быстро собрались и начали строить, поэтому мы эту колоссальную программу как бы реализуем и в нее абсолютно верим.

ВЕДУЩИЙ

Мне бы хотелось Вас спросить: наша пресс-конференция - «Итоги работы стройкомплекса», вторая часть - «Реализация антикризисных мер». Послушав, что Вы говорите, а самое главное, видя, что происходит в городе под вашим руководством, что делают строители, вторая часть как бы звучит «кризиса не заметили». А вот всё-таки с вашей точки зрения, что больше влияет? Вы могли бы сделать в первом квартале больше - это нехватка рабочих рук, профессиональных рабочих, или все-таки финансовые источники?

М.Ш. ХУСНУЛЛИН

Нет, сегодня самая острая проблема — это недостаток финансирования. Я же говорю, мы едем на старых заделах, которые сделаны в предыдущие годы. Новые объекты, те, которые прошли все градостроительные решения и подошли к разрешению на строительство, они работают. Но для того, чтобы этот темп поддерживать, мы должны сейчас нарабатывать те решения, к которым приступят стройки через 2-3 года. Мы сейчас беспокоимся за то, что через 2-3 года может быть торможение. Сейчас у нас 42млн квадратных метров выделено на расширение строительства, при том, что мы в год сдаем девять. У нас на 5 лет вперед выдано расширение строительства. И, конечно, то, что банки сейчас уменьшают объем финансирования, это большой риск. И мы сегодня видим пока одну тему, где мы можем объемы строительства не снизить, а нарастить — это жилищное строительство. За первый квартал этого года мы на 4млн 400 квадратных метров приняли решений именно по жилищному строительству, потому что когда кризис, люди все квартиры скупили, в тех домах, которые строятся, в основном, больше половины квартир уже проданы. Поэтому наша задача как города в том, чтобы дать рынку дополнительные предложения. Мы сейчас усиленно выпускаем новые проекты именно по жилым комплексам, потому что, во-первых, всё-таки вышло постановление о том, что будут компенсировать процентную ставку. Мы надеемся, что это поможет оживить нашу экономику. Ну и всё-таки надеемся, что используя механизм долевого участия, мы этот сектор экономики, как жилищное строительство, будем поддерживать. Вот это нас беспокоит. Что касается мобилизации трудовых ресурсов, кризис, в данном случае, для нас - это не плохо, потому что где-то освободятся мощности, где-то освободятся люди, и мы, при наличии финансов, сможем сконцентрировать большое количество необходимых нам трудовых ресурсов. Поэтому трудовые ресурсы — это решаемая проблема, вопрос финансов — более сложен, потому что банки пока продолжают кредитовать 17-20%, нельзя стройку кредитовать под 20%.

Е. МАКЛЮЧЕНКО - «Москва 24»

У меня вопрос по Третьему пересадочному контуру. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте, что уже сделано и насколько он поможет разгрузить московский метрополитен, действующие станции, Москву?

М.Ш. ХУСНУЛЛИН

Третий пересадочный контур имеет в общей сложности протяженность 60 км. Это с учетом заездных путей в ГИПО, с учетом связок с действующими линиями метрополитена, 17 пересечений с существующими линиями метрополитена. То есть любой пассажир, который едет от окраины в центр, ему не надо будет доезжать до кольцевой ветки, ехать по ней и пересаживаться на другую, он примерно в серединной части города фактически везде имеет возможность пересесть на Третий пересадочный контур и поехать туда, куда ему нужно. Это экономия времени в пути, во-вторых, снижение трафика и уменьшение загрузки метро. Кстати, один из важных факторов, на который я хочу обратить внимание: мы построили 30 км метро и надо сказать, что загрузка метрополитена уменьшилась. То есть заполняемость количеством людей на квадратный метр по многим направлениям серьезно снизилась. Где-то несколько поднялась, но где-то снизилась. Третий пересадочный контур даст возможность удобства, то есть уже можно будет ездить в более комфортных условиях. На сегодняшний день он дает пересечения с железными дорогами и с МКЖД в двух местах. Поэтому, мы считаем, что запуск Третьего пересадочного контура серьезно облегчит, полностью разгрузит всю транспортную сеть и даст возможность развития территории вокруг. Потому что сегодня мы стараемся выдавать градостроительные решения максимально возможные, как можно ближе к строящимся станциям метрополитена. Для чего? Чтобы показатель пешей доступности максимально увеличился, чтобы житель, который идет на работу или едет отдыхать, чтобы он максимально воспользовавшись общественным транспортом, мог пройти туда, куда ему нужно, пешком. Поэтому Третий пересадочный контур, конечно, в этом плане — одно из самых необходимых транспортных решений.

Л. ПРОЦЕНКО - «Российская газета»

А с какой станции начнется Малое кольцо железной дороги, с какого района?

М.Ш. ХУСНУЛЛИН

Мы Малое кольцо строим целиком, то есть 31 остановочная платформа .На всех одновременно идет работа, и запуск Малого кольца железной работы возможен только одновременно, поэтому мы запустим целиком весь проект.

И. КУРНИЦКИЙ - «РБК ТВ»

В начале Вы упомянули о реализации вашей адресно-инвестиционной программы. Я так понимаю, она входит в отдельный блог поддержки градостроительной отрасли именно в кризисный период. Какие планы вы на нее возлагаете и действительно ли те результаты, которые были озвучены, в ближайшей трехлетней перспективе удастся достичь?

М.Ш. ХУСНУЛЛИН

В начале своего выступления я об этом подробно рассказал и это есть в пресс-релизе. Адресно-инвестиционная программа — это закон города Москвы. Там расписаны все проекты, стоимость, сроки, количество, физические показатели. Это открытая информация. Я прошу мою пресс-службу передать всю эту информацию коллегам.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Я вернусь к теме специалистов. Сегодня активно разговаривали на тему турецких коллег, и мне интересно, что в Москве довольно активно развивается международное сотрудничество, особенно последние годы. Это и конкурс дизайна станции «Новопеределкино», «Солнцево», некоторые здания «Москва-Сити». В чем плюсы проведения таких конкурсов и в принципе привлечения иностранных специалистов? Насколько вообще, в свете антикризисных мер, антикризисного плана, актуально говорить о международном сотрудничестве в сфере строительства?

М.Ш. ХУСНУЛЛИН

Хочу сказать, что, конечно, изменение курса рубля повлияет на то, что где-то мы будем меньше применять опят зарубежных коллег. Но я считаю, что это мера временная, что опыт иностранных коллег надо обязательно изучать. В мире много мегаполисов, которые много чего полезного у себя уже сделали. Поэтому привлечение урбанистов, которое мы каждый год проводим на «Урбанфоруме», и куда со всего мира съезжаются ведущие урбанисты - это очень полезно для развития города. Зачем выдумывать велосипед, когда он уже выдуман? Решения архитектурные, на которые мы за последние годы провели много конкурсов - мы считаем, что это привлечение новых идей, технологий и проектных решений. Если бы мы были небольшим городом, мы могли бы изучать опыт российских городов. Но для Москвы, особенно, в сфере транспорта, в сфере строительства, конечно, мы себя сравнивать можем только с крупными мегаполисами, и нам нужен именно опыт крупных мегаполисов для решения тех или иных проблем.
Вот съездили мы в Стамбул, в Анкару, посмотрели парки, посмотрели, как они построили метро под проливом, под Босфором - очень масштабный проект и инженерно-технические решения интересные, которые, считаю, мы можем применить. Они построили очень интересные мосты беспролетные через Босфор. Фактически, 600-700 метров - длина пролета одного. Мы планируем несколько мостов построить через Москву-реку, поэтому, почему бы не использовать этот опыт? Поэтому мы будем продолжать международное сотрудничество. Пока что, из-за курсовой разницы, в меньших объемах, но продолжать эту работу обязательно будем.

ВЕДУЩИЙ

Коллеги, большое спасибо за вопросы. Марат Шакирзянович, спасибо Вам за пресс-конференцию.