Информационный Центр Правительства Москвы
25 апреля 2024, четверг, 12:16
Пресс-конференции

Пресс-конференция Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы

25 февраля состоялась пресс-конференция на тему: «Технология зимней уборки в Москве. Реагенты как один из факторов безопасности дорожного движения и пешеходов»

Пресс-конференция Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы

ВЕДУЩИЙ

Сегодня мы проводим круглый стол на тему «Технология зимней уборки в Москве. Реагенты как один из факторов безопасности дорожного движения и пешеходов».
В работе круглого стола принимают участие:
Ефимов Владимир Николаевич, заместитель руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Борисюк Никита Владимирович, доцент Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), кандидат технических наук, Примин Олег Григорьевич, заместитель генерального директора ОАО «МосводоканалНИИпроект», Розов Юрий Николаевич, заведующий центральной испытательной лабораторией федерального государственного бюджетного учреждения «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФГБУ «РОСДОРНИИ»).

В.Н. ЕФИМОВ

Добрый день, уважаемые коллеги. Каждый год Москва проходит испытание зимой. Зимний сезон в наших широтах занимает достаточно много времени. Главная задача коммунальных служб в этот период - обеспечение безопасности на дорогах и тротуарах. Мы делаем все для того, чтобы город жил в привычном темпе. Еще до наступления календарной зимы мы должны подготовить объекты инфраструктуры улично-дорожной сети, технику, базы хранения противоледных материалов, стационарные и мобильные снегоскладные пункты.
Вопрос применения противогололедных реагентов на улично-дорожной сети города можно обсуждать с разных позиций, и у каждого участника дебатов всегда свое мнение. Но не следует забывать, что Москва – самый крупный северный мегаполис мира. Это неустойчивая погода и частые переходы температуры через ноль, когда оттепель сменяется резким похолоданием, что ведет к образованию ледяной корки на дорогах, росту ДТП и повышенному травматизму. В таких условиях без реагентов не обойтись.

Зимняя уборка объектов дорожного хозяйства на территории Москвы осуществляется в соответствии с требованием технологии зимней уборки проезжей части магистрали улиц, проездов и площадей с применением противоледных материалов и гранитного щебня фракций 2-5 мм. Технология зимней уборки улиц имеет положительное заключение экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО. Этим приказом установлен срок действия указанного заключения, составляющий 10 лет.

Технология зимней уборки улиц определена номенклатурой используемых в Москве противогололедных реагентов. Регламентирован их химический состав, требования к технологическим и экологическим показателям. На проезжей части дорог применяются жидкие и твердые противогололедные реагенты, а так же гранитный щебень фракций 2-5 мм.

Основными для применения являются твердые реагенты. Они представляют собой композицию хлористого кальция с другими хлоридами и формиатом натрия. Гранитный щебень используется только в случае определенных погодных условиях – при очень низких температурах, до минус 20 градусов Цельсия. Жидкий реагент необходим для смачивания твердого реагента при проведении превентивных обработок дорожных покрытий дорожной части перед снегопадом. Жидкие реагенты могут применяться в ограниченном диапазоне отрицательных температур от 0 до минус 10 градусов, и при выпадении незначительных осадков в виде снега.

Основная часть снега плавится твердым реагентом, который применяется при низких температурах, при выпадении значительного количества осадков в виде снега и при гололедных явлениях. Во дворах жилых домов, на пешеходных дорогах и на дворовых территориях применяется только твердые комбинированные противоледные реагенты. Это реагенты на основе карбоната кальция, мраморного щебня, формиатов натрия, солей муравьиной кислоты, являющихся естественными природными веществами.

О.Г. ПРИМИН

Добрый день, уважаемые коллеги. Я представляю Институт «МосводоканалНИИпроект». Это институт, который в 2002 году разработал генеральную схему снегоудаления в Москве. До этого снег сбрасывался в водоемы города Москвы. Подъезжали самосвалы, поднимали борта, и вся снежная загрязненная масса поступала в водоемы города. Примерно 35% от общего объема поступало в водоемы, а остальная часть на сухие снеготаялки, которые не были оборудованы соответствующим образом, поэтому грязная вода поступала и в водосток, и в водоемы города.

Снежный покров – один из индикаторов, отображающих степень загрязнения города, и требует соответствующих исследований. При анализе загрязненности снега основное – это влияние противогололедных реагентов на систему отвода поверхностного стока в систему канализации.

Прошло какое-то время, и потребовалась актуализация генеральной схемы. Это произошло, потому что существенно изменились погодные условия (например, прошлая зима). Мы сделали обработку данных, представленных Гидрометеобюро Москвы и МО за 11 последних лет. Именно за это время и произошли все эти изменения. Старая схема была ориентирована на среднегодовой уровень снега в 8,4 см при 80%-й обеспеченности. Сейчас это увеличилось в полтора раза. Это расчетная прогнозная величина, на которую должна ориентироваться система снегоудаления.

Мы разработали свои предложения, в т.ч., по децентрализации схемы, т.е. уменьшения плеча вывоза. Мы решили посмотреть схему ТЭЦ – талые воды. Теплая вода ТЭЦ может помочь в этих вопросах. Это и увеличение количества мобильных снеготаялок, которых в Москве 146. Касаясь противогололедных реагентов, то наши исследования и исследования Департамента охраны окружающей среды показали, что с вводом новой технологии уборки снега, которая регламентировала безопасные с экологической точки зрения реагенты, все это привело к существенному улучшению экологической обстановки города. Предельно допустимые концентрации в водоемах культурно-бытового назначения остаются в пределах нормы.

Н.В. БОРИСЮК

Я хотел бы вспомнить эволюцию содержания дорог проезжей части Москвы. «Московский Вестник» 1868 года уже писал, что применяемая соль влияет на копыта лошадей, и надо что-то решать.

Песко-соляная смесь была в Москве до 1992 года, когда мэр Лужков запретил применение песка (кроме МКАДа). Москва на квадратный метр за год принимала порядка 15 кг песка. После того, как песок был запрещен, Москва стала переходить на другие реагенты. Но в первую очередь это оставался натрий хлор, который давил даже не металл, а влиял в первую очередь на зелень.

Если вы помните, пресса того времени просто исписалась, что влияет на зелень. Одно дерево стоило порядка 7000-8000 рублей. Это очень негативно сказывалось.

В 2002-2003 году решили больше не применять натрий хлор. Стали применять кальциевые, магниевые хлориды и ацетаты. Снова возникла сложная проблема, поскольку научного обеспечения не было. Три округа, ЗАО, СЗАО, Зеленоград, запахли ацетатами. Это нашатырь, аммоний и т.д.

С точки зрения применения всех реагентов, надо помнить, что это все для дорог и движения. Как помню, 30 октября то ли 2002, то ли 2003 года Центральная диспетчерская «Доринвеста» дает команду разлить жидкий реагент для предупреждения образования скользкости. Разлили, и сразу же в ряде мест, и, в т.ч., на Кутузовском проспекте, возник ряд ДТП.

Но если требовать от реагентов только экологичность, плавление и работу при любых температурах, для дорожников этого недостаточно. Дело в том, что если взять натрий хлор, то это шикарный технологический реагент, не плохой реагент для борьбы против скользкости. А если применять кальциевые и натриевые реагенты, как это тогда случилось, то с повышением концентрации растет вязкость этих реагентов в большей степени, чем при применении натрия хлора. Причем, вязкость растет и дает величину коэффициента сцепления порядка на 0,1 – это метры тормозного пути.

С точки зрения дорожников реагент, кроме прочего, должен иметь низкую вязкость, над чем мы сейчас много работаем.
В процессе такой эволюции экология улучшается, повышается уровень безопасности движения, т.к. дозируются эти реагенты. И с тротуарами так же. Надо учитывать и братьев наших меньших, которые страдали от натрия хлора. В целом, эволюция идет положительная.

Ю.Н. РОЗОВ

Я заведующий лабораторией нашего российского дорожного научно-исследовательского института. Мы по роду своей деятельности занимаемся вопросами зимнего содержания автомобильных дорог.

Дело в том, что качество автомобильных дорог в зимних условиях оценивается основным нормативным документов – это ГОСТ №5059793 – состояние покрытия дорог с точки зрения безопасности дорожного движения. Там расписано, когда нужно убирать снег с дороги, когда нужно бороться со скользкостью. Этим же документом руководствуется и Москва. Он гласит, что на дорогах общего содержания должен в первую очередь убираться снег. Это первая задача у дорожников. На основании этого ГОСТа все субъекты федерации могут разрабатывать свои документы, но в его рамках.

Поэтому, и на дорогах Москвы в первую очередь убирается снег. Не случайно на сегодняшний день построен ряд снегоплавильных комплексов, которые на сегодняшний день справляются со всеми объемами снега, выпадающего на дорогах. Второй технологической операцией на дорогах является борьба с зимней скользкостью. Мы очищаем дорогу от снега, а потом боремся со снежными накатами, гололедом и т.д. Чтобы сохранить дорогу в чистом виде, нужно применять материалы, которые плавят снег на дороге.

В основном, по стране применяют самый дешевый и доступный материал – хлористый натрий. Но хлористый натрий имеет больше минусов, чем плюсов. Поэтому, в мировой практики и у нас сейчас идет тенденция по поиску новых противогололедных материалов.

В первую очередь, это те материалы, которые не содержат хлористых солей. Это материалы на формиатной и ацетатной основе. Формиат – это муравьиная кислота, а ацетат – уксусная кислота. На основе этих двух компонентов на сегодняшний день широко разрабатываются различные виды материалов. К нам они попали в районе 90-х годов.

Помню, ЖКХ получило нам провести испытание кальциемагниевого ацетата, который был завезен из Америки по стоимости 5000 долларов за тонну. Это великие деньги. Это была соль уксусной кислоты. Но в связи с дороговизной он у нас не пошел. В те времена мы еще применяли широко и в Москве, и в других городах смесь натрия хлора с песком. В настоящий момент появились отечественные материалы на этой основе. Они, в основном, применятся на аэродромах.

Другим компонентом являются формиаты. Они широко применятся за рубежом для борьбы с зимней скользкостью на взлетно-посадочных площадках, полосах, мостах, искусственных сооружениях и т.д. Движение есть в сторону смены хлоридов на более эффективные материалы. Но у всех этих новых материалов есть существенный недостаток – это стоимость. Поэтому в чистом виде мы их пока что применять не можем, а только в смеси с другими материалами.

Наверное, вы замечали, под мостами иногда видно, насколько изношенны балки – это влияние хлоридов. Поэтому, хорошо на таких ответственных инженерных сооружениях применять альтернативные хлоридам материалы. Мы проводили испытание на формиате, и было установлено, что влияние на цемент и бетон…Дистиллированная вода имеет при 20 циклах замораживания и таяния 0,07 – это грамм на квадратный сантиметр. У натрия – 1,78, а у формиата 0,696. Это говорит о том, что эти материалы имеют свой определенный жизненный цикл. Сейчас мы развиваем эти материалы.

А. ИВАНОВА – «Новые известия»

Совсем недавно депутаты подняли проблему использования реагентов вне проезжей части, т.е. во дворах, где бегают дети. Они предложили не использовать там реагенты, чтобы дети не дышали ненужными испарениями. Реально ли осуществить и внедрить такую инициативу?

В.Н. ЕФИМОВ

В зимний период, когда преобладают отрицательные температуры, или возникает гололед, избавиться от скользкости без применения противоледных реагентов невозможно. Можно рассматривать вопрос ужесточения контроля за соблюдением норм в тех местах, которые вы назвали. Но полностью запретить применять реагенты, по моему мнению, и по мнению Департамента, невозможно. Скользкость на покрытии тротуаров будет приводить к травмам. А это, на мой взгляд, более серьезная проблема, чем то, что реагенты якобы испускают какие-то вредные вещества, которые вредно влияют на здоровье. Состав реагентов таков, что там нечему испаряться. Это природные соли с добавлением кальция хлора, который, в основном, входит в состав удобрений, применяемых в сельском хозяйстве. Говорить здесь о вреде здоровью некомпетентно. Мои коллеги тоже могут по этому вопросу высказаться. Запрет применения реагентов в перечисленных вами местах приведет к более серьезным проблемам, чем избавление от этих реагентов, от их применения.

А. ИВАНОВА – «Новые известия»

А если усилить работу дворников, чтобы они лучше убирали дворовые территории?

В.Н. ЕФИМОВ

Вы правильно сказали, нужно ужесточить контроль за применением реагентов. На сегодняшний день много жалоб поступает со стороны жителей города на то, что не всегда соблюдает технология зимней уборки. Эта технология, в первую очередь. предусматривает удаление снега с тротуаров. И только в случае, если это не удается сделать полностью, и остается наледь, только в этом случае применяется реагент, чтобы расплавить этот лед и удалить его с дорожного покрытия. Именно на это нужно обращать внимание, чтобы минимизировать применение реагентов.

О.Г. ПРИМИН

Обращаю ваше внимание, не бывает так, что берут просто какое-то химическое вещество без рода, без племени, и вываливают его на дороги и тротуары. Каждый реагент, который применяется в Москве и других городах, прошел соответствующие экспертизы. Это государственно-экологическая экспертиза. Реагент имеет соответствующее эпидемиологическое заключение. Все документы должны в установленном порядке применяться, и такие документы есть.

Проводились исследования токсичности реагентов. В частности, у нас есть данные по реагенту ХКМ. Да, он относится к 4 классу опасности. Обладает слабо раздражающим действием, но он не оказывает токсического воздействия на человека, не проникает через кожу. Нужно соблюдать норму в использовании жидких и твердых реагентов. Поэтому, нужен четкий контроль за выполнением этих правил. Если они будут соблюдаться, то вреда людям, животным и сапогам не должно быть.

Н.В. БОРИСЮК

Передо мной лежит комбинированный ПГР, который применяется для тротуаров. И здесь указан его состав: 50%-80% карбоната кальция, 20%-50% формиата. Три варианта есть. Такой разброс говорит о том, что мы недостаточно проработали эти варианты. Здесь возможен перерасход того же формиата, который положительный, но вряд ли положителен, когда стекает в реки и прочее.

А. ИВАНОВА – «Новые известия»

Как вы думаете, как нужно наказывать нарушителей? Как проследить за этой ситуацией?

Н.В. БОРИСЮК

Чем распределять на тротуарах реагент? Вот идет представитель Средней Азии – он сыпет. Ему сказали рассыпать. Нужны определенные механизмы, аппаратура, чтобы он определенным образом распределял массу этого реагента на тротуаре. А так он делает это «на глазок». А так вы сами видите белые пятнышки на тротуаре – это кальцид. Формиат расплавил весь лед – сколько его надо? Этот вопрос у нас еще до конца не решен, нет норм четкого дозирования. Это вопрос к Владимиру Николаевичу, были ли такие заказы для научных организаций – сколько надо распределять или содержать того или иного реагента при распределении.

В.Н. ЕФИМОВ

Надо пояснить, что нормы применения реагента определены технологией. Для каждого температурного режима, в зависимости от количества выпавшего снега, установлена норма расхода на квадратный метр в граммах. Для дозирования реагентов все дорожные службы, коммунальные, имеют на своем вооружении тележки-дозаторы. При подготовке к каждому зимнему сезону мы проверяем наличие этого оборудования. Проводится так называемый смотр готовности техники, оборудования, самих служб. Проблема в том, что все это не всегда правильно используется. Перед нами стоит эта задача – добиться того, чтобы все это работало, как должно быть. Велосипед тут изобретать не надо.

Н.В. БОРИСЮК

Владимир Николаевич, я имею в виду плотность распределения. Я не видел ни одной работы, сколько действительно надо содержать и сколько надо сыпать на поверхность тротуара реагентов. Технология есть, но откуда она взята? Все же должно базироваться на исследованиях.

В.Н. ЕФИМОВ

Она была разработана с участием специалистов. Ю.Н. Орлов принимал участие. Мы заказывали одному институту работу. Нам дали подробную информацию, при какой температуре, при каком количестве осадков какая концентрация реагентов должна расходоваться на квадратный метр. Все это есть, все это изучено. На основе этого разработана технология, которую мы применяем.

Ю.Н. РОЗОВ

В 2003 году первые варианты были сделаны.

В.Н. ЕФИМОВ

Да, но введена впервые в действие она была в 2009 году и с тех пор ежегодно совершенствуется.

Е. СЕМЕНОВА – «Аргументы и факты»

Подскажите, пожалуйста, Никита Владимирович упомянул про соляно-песковые смеси. Правильно я понимаю, что песок у нас в Москве не применяется, но отдельные хозяйствующие субъекты на своей внутренней территории применяют реагенты, смеси по своему усмотрению? Особенно это касается общественных мест. На днях я в Воронцовском парке видела, что песок там точно был. Насколько это правомерно?

Второй вопрос по поводу снегоплавильных пунктов. Правильно ли я понимаю, что в процессе плавления снега может образоваться, помимо крупного мусора, некая химическая составляющая, которая может быть активна? Что с ней дальше происходит? Спасибо.

В.Н. ЕФИМОВ

По поводу применения песка на объектах в Москве. Применение песка запрещено. Если он применяется, то незаконно. Для борьбы со скользкостью в ООПТ (как в т.ч. Воронцовский парк) запрещено применять какие-либо виды реагентов. Там применяется противогололедный материал в виде противогололедного щебня фракций 2-5 мм. Это гранитная крошка, а не песок.

О.Г. ПРИМИН

По поводу снегосплавных пунктов, их в Москве 146. Они так устроены, что большая часть массы загрязнений, выделяющихся на снегосплавных пунктах, это, прежде всего, взвешенные вещества, железо, алюминий, задерживаются на песколовке и не попадают в систему канализации. В то же время, такие загрязнения, как нефтепродукты, БПК-5, аммонийные азоты, хлориды, НССП практически не задерживаются и поступают в систему канализации и далее, в очистные сооружения города. Но когда мы проводили сравнение нагрузки по загрязнениям, поступающим с талой водой и с общей нагрузкой на очистные сооружения, то это исследование показало, что это незначительные нагрузки. Потенциальный резерв достаточно большой.

На Курьяновских очистных сооружениях нагрузка только по нефтепродуктам в зимний период резко возрастает в два раза по сравнению с летней. Но благодаря хорошей адаптации активного ила очистных сооружений, данный прирост нагрузки в зимний период года не повлек за собой ухудшения качества очищенных сточных вод ни по нефтепродуктам, ни по другим показателям. За последние 10 лет общий объем поступающих сточных вод и объем водопотребления снизился в Москве на 30%. Резерв, поэтому, есть. Он существенно влияет на то, что экологическая ситуация в городе улучшается.

Динамика поступления сточных вод свидетельствует об устойчивом снижении притока сточных вод в московскую систему канализации. Поэтому, то, о чем вы спросили, да, есть моменты. Но то, что поступает в канализацию, не оказывает воздействия на работу. А вот песок – да, оказывает. Потому что сооружение канализации – это биологическая очистка сточных вод. Это активный ил, аэротенки. Но когда песок поступает, это нарушает биологический процесс очистки. Это плохо.

Н. АРЗАМАСКИНА – «Север столицы»

Если возможно, уточните, пожалуйста, конкретное наказание управляющим компаниям, которые нарушают правила использования реагентов, т.е. избыточно их применяют или сваливают снег с реагентами на газоны, либо неравномерно используют.

В.Н. ЕФИМОВ

В Кодексе административных правонарушений есть статья, которая предусматривает ответственность за это нарушения. Я, к сожалению, точно не помню.

Л. АЛЕКСЮНАЙТЕ – «Вечерняя Москва»

Когда у нас в городе будут использоваться реагенты на основе уксусной и муравьиной кислоты? Поступают ли уже предложения по использованию таких реагентов от фирм-производителей? Каково количество случаев травматизации в результате гололеда за этот зимний сезон? Спасибо.

Ю.Н. РОЗОВ

Насчет того, как скоро мы будем использовать новые противогололедные материалы, это сложный вопрос, потому что все упирается в деньги. В настоящий момент в Москве имеются продукты, содержащие эти новые материалы, в частности, формиат натрия. Он успешно применяется сегодня.

Безопасных продуктов нет на земле. Возьмите любой продукт, например, натрий хлор. Мы его везде применяем. Если мы пересолим, то вряд ли вы будете кушать тот или иной продукт. Я был удивлен – попал в больницу, и мне вводили в вену раствор натрий хлор. Так же и на нашем покрытии. Главное – соблюдать нормы. Попалась мне статья в местной газете, где в районном центре решили применить химии до 100% в начале гололеда, и утонули. А мы используем столько реагентов, сколько необходимо, чтобы убрать снег с дороги – это 20%-30% от массы снега в жидком виде. Вы, наверное, в эту зиму ощутили, что мы с вами не тонем и ходим нормально.

В Москве сейчас тоже появились комбинированные противогололедные материалы на тротуарах со смесью формиата, хлористого кальция и мраморной крошки. Мраморная крошка имеет меньшую прочность, чем гранитная. Наши драгоценные друзья, наши собачки, резали о гранитную крошку свои лапки. Если мы применяем мраморную крошку, она мягкую основу имеет, и не ранит лапки. Применение новых противогололедных материалов исключает эти отрицательные воздействия, которые возникают от традиционных средств.

По данным Научно-практического центра экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения Москвы, за последние 5 лет, например, в 2008-2009 гг. травмы получило 3555 человек. В 2012-2013 гг. 2289 человек.

Н.В. БОРИСЮК

Владимира Николаевича еще более свежая цифра есть – 1969 человек с 22 октября 2014 года по 18 февраля 2015 года.

В.Н. ЕФИМОВ

Это заявленных случаев, а подтвердилось только 3.

Ю.Н. РОЗОВ

Видите, эта тенденция подтверждает, что мы идем по правильному пути.

С.В. КОЗЛОВ – «Экоград»

Сейчас Юрий Николаевич говорил, что американские средства стоили 5000 долларов за тонну. Сейчас проблема импортозамещения поднята. Сколько сейчас реагентов импортируется, а сколько наших собственных? Как идет тенденция к импортозамещению и снижению цены на реагенты?

В.Н. ЕФИМОВ

В Москве еще в 2003 году Ю.М. Лужковым было принято решение об отказе от реагентов импортного производства. В Москве применяются реагенты только российского производства на протяжении уже многих лет.
Когда переходили с соли на реагенты, испытывались разные материалы – и ацетаты, и аммиачные реагенты и т.д. На основе этих испытаний выяснилось, что наиболее эффективными являются реагенты хлорной группы. Ацетаты и аммиачные реагенты дают запах и в городе их применять нельзя. Их применяют иногда на аэродромах, т.к. те далеки от города.

С 2003 года стали применять только отечественные. До того, как было налажено наше производство, завозили из Китая, Израиля, Финляндии, Канады, США. Но когда оно было налажено, от этого отказались.

М. САВЕЛЬЕВА – «Новые округа»

Отличается ли чем-нибудь технология уборки и утилизации снега в ТиНАО от московской технологии? Можно ли сказать, что ТиНАО хватает реагентов, чтобы покрыть всю эту территорию? Спасибо.

О.Г. ПРИМИН

Конечно. В Москве создана уникальная система промышленного снегоудаления. Для Москвы проблема в том, что нет места для устройства сухих снеготаялок и для развития снегосплавных пунктов промышленного тоже нет.

Чтобы принять снег вместе с канализацией, нудно иметь соответствующий диаметр канализационной сети. Есть возможность только в Южном Бутово построить только один снегосплавной пункт. ТиНАО не имеет условий, чтобы сделать снегосплавные пункты на канализации (должен быть диаметр не меньше 200-300 мм). Там есть другие возможности для использования различных методов удаления снега. На мой взгляд, прежде всего, – мобильные снегосплавные установки. Кроме того, там есть возможность устроить буферные места складирования снега. Утилизация с помощью ССП, ТЭЦ, потенциальное тепло там не возможны. Хотя возможно использование низкопотенциального тепла – бани, прачечные, культурные бассейны. Их можно вполне использовать, чтобы расплавлять снег, что раньше и делалось. Но промышленной утилизации, как в Москве, там нет.

М. САВЕЛЬЕВА – «Новые округа»

А что именно применяется там сейчас?

О.Г. ПРИМИН

Наверное, сухие снеготаялки. Так же, мобильные снегосплавные установки.

Когда мы делали нашу схему в 2002 году, никакого ТиНАО не было еще. Думаю, этот вопрос нужно проработать более четко.

И. ОГИЛЬКО – «Российская газета»

Есть ли статистика по нарушению снегоуборки за нынешний или прошлый сезон? Есть ли жалобы на порчу обуви?

В.Н. ЕФИМОВ

К сожалению, мы не пригласили сегодня на наш круглый стол Административно-техническую инспекцию. Они бы рассказали подробнее о нарушениях.

Эта работа изо дня в день ведется контролирующими органами. Организации, допускающие нарушения, привлекаются к административной ответственности, штрафуются. Есть статистика по штрафам. Подробную информацию мы можем вам письменно предоставить.

На порчу обуви жалобы прекратились. Жалоб было много в период, когда применялся хлористый кальций в чистом виде, т.к. это активное воздействующее на коллаген кожи, на обувь химическое вещество. Но когда состав реагентов изменился, исчезли и жалобы практически полностью.

ВЕДУЩИЙ

Одна из газет несколько лет проводила всероссийский опрос. Выделяли лучший комплекс ЖКХ по итогам зимы. Тогда приглашали Бирюкова, и победила Москва. Приятно осознавать, что живешь в таком городе. Какие задачи ставит перед собой комплекс на 2016 год, какая планка? Ведь мы по уборке на первом месте в Европе.

В.Н. ЕФИМОВ

О том, что наши дорожные службы эффективно справляются с удалением снега, тому подтверждение служат случаи в Англии, Канаде, США, когда незначительное по нашим меркам выпадение снега создает там серьезные затруднения в движении. Мы всегда готовы к любому количеству осадков. Результат всегда один – чистые дороги и свободное движение транспорта.

О.Г. ПРИМИН

В нашем Институте одно из направлений – технико-экономические вопросы, связанные с уменьшением затрат на снегоуборку. В основном, это уменьшение плеча вывоза снега, привлечение более дешевых источников снегоуборки, таких как источники тепла (ТЭЦ, промышленные водоемкие предприятия), использование низкопотенциального тепла, увеличение количества мобильных снеготаялок, которым нужна только санитарная зона 100м. Идет вопрос о децентрализации системы снегоудаления, который приведет к снижению затрат на эту проблему.

Вторая составляющая – экологическая. Здесь создание новых комбинированных реагентов, новых устройств по снеготаянию, которые будут задерживать вредные химические вещества, совершенствование регламентов.

За последние годы произошла революция с точки зрения использования реагентов: 350 000 тонн технической соли поступало на территорию города до 1994 года. Теперь порядка 300 000 тонн, но уже не технической соли. Это различного вида твердые и жидкие комбинированные реагенты, которые более экологически чистые. Наши исследования показали, что экологическая ситуация в городе стала лучше и по почве, и по водоемам, и по другим направлениям.

Е. СЕМЕНОВА – «Аргументы и факты»

В Москве в последнее время появилось много столбиков на тротуарах и проезжей части. Не затруднят ли они уборку снега в снегопад.

Депутаты говорили мне, что вынуждены были убрать эти столбики, потому что снегоуборочная техника не справлялась с уборкой снега из-за них. Это частная проблема или может стать общей?

В.Н. ЕФИМОВ

Есть места, где паркуется транспорт, там, где он не должен парковаться. В этих случаях местные власти устанавливают эти столбики. Но все это происходит по согласованию с местными дорожными службами. Если там невозможно проводить ручную уборку по каким-то причинам, там не ставят эти столбики.

С проезжей частью - это проблема. По ГОСТу эти устройства не предусмотрены и создают проблемы при уборке. Дорожные машины их, как правило, повреждают. Но это средство широко не применяется. Эти столбики ставятся в исключительных случаях. Например, у Крокус-сити-холла были временно установлены такие столбики, а потом их демонтировали.

О. АГУЛА – «Труд»

Сколько должно быть тележек-дозаторов? Как каждый двор должен быть оснащен? Сколько их сейчас есть в наличии?

В.Н. ЕФИМОВ

Каждый дворник должен иметь такую тележку.

Д. Дедюхин – Литературная газета»

В некоторых северных странах, в отдельных местах, применяется технология некоего «теплого пола». В Москве такое не планируется?

О.Г. ПРИМИН

Я думаю, есть такие места, но на коммерческих предприятиях. Массово это не планируется.

В.Н. ЕФИМОВ

Это дорогое удовольствие. В Москве есть такие места – это Манежная площадь, где подогревается территория вокруг Манежа.

Ю.Н. РОЗОВ

На Арбате сейчас борьба с сосульками происходит как раз за счет специальных кабелей нагревания. Есть еще такие маты, но это дорого, поэтому их мало. В Москве сейчас все больше и больше распространяется инновационная технология по автоматизированному применению распределения противогололедных материалов. Есть уже более 10 развязок. Эта система позволяет добиться выполнения норм, написанных в наших рекомендациях. Перерасхода там не возникает. Закладывается специальный датчик, который обрабатывает все метеоданные, на основе которых открываются форсунки, и обрабатывается покрытие.

Мы находимся на большом массиве, море целое, природных рассолов, которые залегают на глубине 1000-1200 метров. В свое время были такие пробы в Москве, но тогда это еще не пошло. Станции в Москве пользуются для смягчения воды этими рассолами. Сброс происходит опять в Москва-реку. Использовать соли, которые имеются на глубине, получается в 10-20 раз дешевле, чем использовать твердый материал.

Н.В. БОРИСЮК

Последние новшества в Москве для предупреждения зимней скользкости – эти автоматические системы распределения реагентов. Там имеются датчики непосредственно на дорожном покрытии. Они работают с упреждением. Нам самое главное не бороться с гололедом, а предупредить его. Есть несколько таких систем – на Кутузовском проспекте такие тарелки стоят. Это очень перспективное направление.

А. ПОЗИНА - ИА «Москва»

К Олегу Григорьевичу у меня вопрос. Вы говорили, что концентрация находится в норме. А где именно: в почве, воздухе или воде от реагентов?

О.Г. ПРИМИН

По водоемам есть исследование. Есть нормативы о значениях предельно допустимых концентраций в водоеме культурно-бытового назначения. За последние годы ситуация улучшилась. Превышения по хлоридам нет. Есть по органике. Это понятно, почему. По почве я не очень владею ситуацией. Но, видимо, отсутствие применения технической соли благоприятно сказывается на почве. Раньше приходилось срезать эти плодородные почвы. Сейчас этого нет.

Н. ИОСЕБАДЗЕ - ТАСС

В прошлом году была достаточно теплая зима, и удалось экономить реагенты. А как в этом году, был перерасход или сэкономили?

В.Н. ЕФИМОВ

Реагенты, которые остались по окончании предыдущего зимнего сезона, перешли на текущий зимний сезон. У нас ежегодно осуществляется закупка реагентов с учетом остатка. У нас есть норма на сезон, и мы дозакупаем нехватающее количество с учетом остатков.

Мы закупку осуществили на 2 зимних сезона. Причиной послужила аномальная зима 2012-2013 года, когда нам не хватило реагентов. Было закуплено на два сезона: 140 000 тонн жидких реагентов, 207 000 тонн твердых, и для дворов 133 000 тонн. На сегодняшний день поставлена половина от этого количества. Израсходовано за истекший период зимнего сезона: жидких 86 000 тонн, твердых 157 000 тонн, комбинированных на тротуарах и дворах 87 000 тонн.

Н. ИОСЕБАДЗЕ - ТАСС

Есть какие-то прогнозы синоптиков, каким будет март? Когда вы планируете зачехлить снегоуборочную технику и спрятать остаток реагентов на склады?

В.Н. ЕФИМОВ

Обычно, зачехление техники происходит по окончанию зимнего сезона – 15 апреля. Практика показывает, что редко в апреле выпадает снег. С этого момента мы подводим итоги работы за зиму и переходим в летний режим.

Точно предсказать погоду вряд ли кто-то сможет. Но на ближайшую неделю погода такая же, как сейчас.

Н. ИОСЕБАДЗЕ -ТАСС

Про подогреваемые ступеньки в подземных переходах – есть целая программа. В прошлом году около 80 оборудовали. А в этом году?

В.Н. ЕФИМОВ

Не готов сейчас ответить на этот вопрос. Обратитесь к нам письменно, мы вам дадим письменный ответ.

ВЕДУЩИЙ

Коллеги, мы не отчитывались и ждем обратную реакцию. Ждем от вас, где какие были недочеты, по мнению жителей. Спасибо всем большое!